хотя и могут быть модифицированы со временем и при приложении больших усилий.
Развивающая модель более полно учитывает требования андрогогики.
Развивающая модель предъявляет, в отличие от традиционной модели, другие требования к преподавателю. Он должен быть открыт к общению, взаимодействию, реали-зовывать демократический стиль руководства.
Таким образом, в заключение необходимо еще раз отметить, что в современных условиях знания, квалификация персонала, лояльность персонала компании способны обеспечить рост капитализации компании через повышение стоимости нематериальных активов. Ключевую роль в этом процессе играет система профессиональной подготовки работников. В современных условиях наиболее полно потребностям бизнес-среды соответствует дистанционное обучение с принципиальной ориентацией на использование современных информационных технологий. При организации внутри-
корпоративного дистанционного обучения необходимо особое внимание уделить построению модели обучения. В статье проанализированы традиционная и развивающая модели обучения взрослых людей.
Сравнивая эти две модели, можно сделать вывод о том, что развивающая модель более полно соответствует задачам профессионального обучения сотрудников современных организаций.
Основные преимущества развивающей модели состоят в следующем:
- ориентированность на развитие творческих способностей обучаемого, позволяющих получить ему такие качества, как универсальность, быстрая адаптивность;
- активная роль обучаемого;
- развитие способности обучаемых решать не конкретные задачи, а искать универсальные пути решения задач;
- возможность обучаемого влиять на процесс обучения;
- гибкость процесса.
Литература
1. Тихомиров В.П. Настоящее и будущее электронного обучения в России: Доклад на выставке-конференции eLearnExpo 26 мая 2005 г., Москва.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - 8-е изд./ Пер. с англ./Под ред. С.К.Мордовина. - СПб.: Питер, 2004 (Серия «Классика МБА»), ISBN5-88782-415-8.
3. Кастельса М. Информационная эпоха (экономика, общество и культура) М. - М., 2000.
4. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом, 2001. - 416 с.
5. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. - М.: Наука, 2002. ISBN 5-02-0062993-6.
6. Kolb D A, Rubin I M and Mclntyre J M, Organization Psychology: An experimental approach, 1974, Prentice-Hall, Englewood Cliffs, NJ
7. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технологии, организация. -М. : МЭСИ, 1999.
8. Рубин Ю.Б., Самойлов В.А. Система дистанционного образования в МЭСИ// Дистанционное образование. - 1999. - № 1.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Архипова В.В., асп., преп.
Тел.:(495) 4426255, E-mail:[email protected] Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) http://www.mesi.ru
Modern IT have got in all sphere of society, including education. The market of educational services and technologies is closely interconnected with advanced IT. One of effective forms in training are the case-technologies which can and should be used at remote and on-line training.
За последние несколько лет наблюдается рост российской экономики. Но после проведения экономических реформ трудно говорить о стабильности эффективного
функционирования российского рынка, которому необходима адекватная экономическая среда.
Целый ряд проблем: дефицит оборотных средств и финансовых ресурсов, трудности сбыта продукции, неплатежи, налоговые обязательства, долги, насыщение рынков товарами, напряженная социальная обстановка - еще приходится решать российским предприятиям.
Именно в посткризисный период возросло внимание к рынку информационных технологий (ИТ). Сейчас уже трудно представить нашу современную жизнь без вмешательства ИТ. Это одинаково относится и ко всем сферам бизнеса, и к образовательному процессу, и к повседневной жизни.
Применение ИТ накладывает определенный отпечаток: меняется среда бизнеса, изменяется сам бизнес, изменяются методы и формы управления, формы организаций, меняются люди, которые осуществляют эти изменения.
Для образовательного процесса характерно изменение содержания и методики реализации учебных дисциплин, методики преподавания, подготовки специалистов в целом. По мере увеличения степени использования ИТ в обучении меняются и сами применяемые ИТ.
Взаимосвязь современного рынка образовательных услуг с информационными технологиями можно рассматривать с двух основных позиций:
• образовательная сфера является основным поставщиком научно-технических кадров, способных формировать и развивать современные информационные технологии;
• образование выступает одним из основных потребителей новых информационных технологий, позволяющих повысить и качество, и эффективность образовательного процесса.
Информационные технологии выступают как одно из основных средств достижения конкурентных преимуществ, поэтому рассмотрение роли и значения современных информационных технологий на образовательном рынке является весьма актуальным.
Чтобы понять преимущества взаимосвязи образовательных и информационных технологий, определим, что же это такое.
Образовательные технологии - это
система деятельности преподавателя и учащегося, основанная на определенной идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования. Выделяют игровые технологии (игра, деловые игры), компьютерные технологии (компьютеризация обучения), диалоговые технологии, связанные с созданием коммуникативной среды (педагогическое взаимодействие); тренинговые технологии.
Информационные технологии в обучении - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютерной техники и программных средств.
Одним из примеров эффективных образовательных технологий сейчас являются интерактивные технологии обучения такие, как кейс-технологии или метод анализа ситуаций. На западе такие технологии давно и широко применяются, в российских же вузах они пока только развиваются. Но в последние 2-3 года кейс-метод становиться достаточно модным средством в преподавании и бизнес-среде. Использование кейс-технологий в обучении преследует следующие цели:
- развитие навыков анализа и критического мышления;
- соединение теории и практики;
- представление примеров принимаемых управленческих решений;
- представление примеров последствий принимаемых решений;
- демонстрация различных позиций и точек зрения;
- формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
Передача знаний посредством кейс-технологий может и должна использоваться в базовом образовании, при дистанционном и он-лайн обучении.
Наиболее ярким примером кейс-технологий, активизирующим процесс обучения, является метод кейсов.
Метод конкретной ситуации (кейс-метод) - это методика ситуационного обучения, понимаемая как непрерывный процесс, направленный на систематическое, целенаправленное описание, изучение, анализ объектов реальной действительности (например, предприятие, компания, организация и т.д.). Считается также, что кейс-метод направлен не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых психологических качеств и умений. Для преподавателя же - это средство творческого обучения. Ве-
дущая роль в распространении кейс-метода для практической подготовки в сфере менеджмента и маркетинга принадлежит Гарвардской школе бизнеса.
Цель обучения кейс-методом заключается в формировании таких навыков, когда обучаемый правильно анализирует ситуацию, т.е. определяет симптомы проблемы, выявляет возможные причины их появления, устанавливает истинную причину (ставит диагноз), анализирует возможные варианты решения, выбирает наиболее оптимальный из них, приводит его в действие и параллельно осуществляет контроль. Для этого ему нужны теоретические знания, владение определенной методологией и практический опыт.
В большинстве случаев, российский вуз дает студенту знания и владение определенной методологией, практического же опыта у него почти нет. Кейс-метод позволяет устранить этот недостаток, т.к. нацелен на использование теории, овладение методологией и инструментарием, приобретение опыта.
Решение кейса, или кейс-ситуации будет очень полезно для выпускника вуза, который должен будет в своей практической деятельности уметь принимать эффективные управленческие решения.
Удачным примером подобного кейса может служить консультационный кейс «Оптимизация функционирования предприятия посредством продвижения прикладных информационных технологий». Обычно кейсы относятся к одной изучаемой дисциплине, но данный кейс является междисциплинарным, т.к. может использоваться преподавателями следующих дисциплин: «Разработка консалтинговых кейсов», «Основы управленческого консультирования», «Менеджмент», «Маркетинг», «Информационные технологии в бизнесе».
Прикладные информационные технологии охватывают весь спектр современных программных продуктов, существующих на российском рынке, и любые из них могут быть проанализированы в данном кейсе. Например, комплексная автоматизация предприятий: «Галактика», «Microsoft Axapta», «Navision Axapta»; бухгалтерские программы: «1С», «Парус», «Инфин»; справочно-правовые системы «Кодекс», «Гарант»; маркетинговые программы: «Касатка», «Бест-маркетинг», «Marketing Analytic», сметные программы: «Smeta.RU», «ГрандСмета», «Гектор: Строитель»; программы автоматизации документооборота: «ЕВФРАТ-
документооборот», «Дело»; программы управления проектами: «Primavera», «Microsoft Project» и множество других программ в различных сферах бизнеса.
Данный кейс может быть адаптирован для каждой из этих дисциплин исходя из поставленной задачи и самого решения кейса.
Например, для курсов «Разработка консалтинговых кейсов», «Основы управленческого консультирования» решением данного кейса служит разработка методики консультирования по продвижению прикладных ИТ, которая может быть представлена в виде следующих этапов:
•Определение целей и разработка стратегии продвижения ПП;
• Исследование и анализ рынка;
•Анализ потребителей;
• Анализ видов продукции предприятия;
• Исследование торговой марки и отношения к ней потребителей;
•Ценообразование программного продукта;
•Диагностика процесса продвижения программного продукт;
•Непосредственно продвижение;
• Оценка эффективности от осуществления проведенных исследований и разработанных мер.
Для дисциплины «Информационные технологии в бизнесе», в первую очередь, было бы актуальным, если студент мог бы не просто проанализировать ситуацию, выявить проблемы и предложить решение, но и ознакомиться с конкретными программными продуктами, используемыми предприятием в кейсе. Это можно сделать, например, с помощью демо-версий. Зная специфику того или иного продукта, студент может предложить более точный и оптимальный вариант решения кейса.
Еще одним примером взаимосвязи информационных и образовательных технологий является создание компьютерных игр, предназначенных для обучения. Удачным примером такой игры является игра «Стра-тегика» (разработка ООО «Стратегика»), обучающая стратегическому менеджменту.
В игре моделируется отрасль, в которой существует достаточно большое разнообразие сегментов, отличающихся друг от друга различными характеристиками. Игроки (обучающиеся) сражаются на пяти высококонкурентных рынках, значительно отличающихся друг от друга по динамике спроса, типу потребителей, влиянию пос-
Отечественный и зарубежный опыт
тавщиков имеющих различные ключевые факторы успеха. За время игры (два дня, равные пяти годам) игроки должны проверить стратегические решения менеджмента компаний и оценить успешность разработанной стратегии. Основная задача игроков - повышение капитализации компании, которая оценивается на каждом периоде. Для достижения этой цели команды должны завоевать свою долю на выбранных рынках, получив при этом требуемый уровень рентабельности и отдачи от инвестиций.
Следует еще раз отметить, что будущие выпускники вузов должны быть не только ознакомлены с современными ИТ, но и уметь грамотно пользоваться ими. Для этого в сфере образовательных услуг и технологий должен использоваться образовательный потенциал современных информационных технологий посредством новым форм телекоммуникаций (Интернет, компьютерные сети) и прикладных программ нового поколения (обучающие интерактивные программы).
Литература.
1. Архипова В.В. Развитие информационных технологий в образовании и бизнесе//Докл. научн. практич. конф. «Информационные технологии в обучении». - М.: МЭСИ, 2005.
2. Жукенов Ж.К. Теоретические основы использования информационных технологий на рынке образовательных услуг//Междунар. научн.-практич. конф. «Информатика-2002». http://www.sibupk.nsk.su /1пйапеШтуег/Мо/КОМРЛ/Могт2002Мос1/°/аЛ3_2^Ш
3. Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям. /Под ред. проф. В.П. Соломина- СПб.: Питер, 2004. - 240 с.
4. Окно в ситуационную методику обучения http://www.casemethod.ru/index.php
5. Самарина С.М., Калугина С. А. Применение кейс-метода в преподавании маркетинга//Маркетинг в России и за рубежом. - М.: Финпресс, 1999.- № 4.
ОТКРЫТЫЙ КОНТЕНТ КАК ФЕНОМЕН И МОДЕЛЬ ОБУСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВ, БАЗИРУЮЩИХСЯ НА ЗНАНИЯХ
В.С. Меськов, д.фил.н., проф., Национальный программный специалист Юнеско,
Тел.:129-4962, Е-mail:[email protected] Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
http://www.iite.ru И.В. Куликова, к.фил.н., доц., преп. каф. Философии МГТУ им. Н.Э. Баумана Тел.: 263-64-69, Е-mail:[email protected] http://www.bmstu.ru А.А. Мамченко, сотрудник Тел.: 2506500, Е-mail: [email protected] Межвузовский центр по информационному обеспечению гуманитарного образования
РГГУ http://www.rsuh.ru
The new ICTs methods brought about the instruments of integration of technological and intellectual resources. This allows uniting the efforts and socially active individuals and communities. One of them is open content methodology, to a comprehensive analysis of which is given in the article.
Будущее уже здесь, только оно мало распространено. Уильям Гибсон
Введение. Длительный период действия нескольких факторов: 1) либерализация социально-экономических связей, 2) технологическая революция (массовое производ-посредством «мягких продуктов» (дизайн, концепции, образы, имиджи), 4) потребность в новых формах сотрудничества для развития человеческих ресурсов, а также по-
ство и массовые коммуникации, информационно-компьютерные технологии), 3) появление слоя творческих индивидов, стремящихся к самовыражению и общению строение коллективного природного, культурного, языкового, духовного пространства - привели к появлению отраслей производства с новыми формами организации произ-