Научная статья на тему 'Дистанционное образование как составляющая процесса формирования единого образовательного пространства'

Дистанционное образование как составляющая процесса формирования единого образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мицель А. А., Молнина Е. В.

At the expense of creation of the mobile informational educational environment basing modern information and telecommunication technologies (the concept of electronic training) and abbreviation of specific expenses for one trained in two three times in comparison with traditional education systems the system of remote derivation allows to provide in essence new level of availability of derivation at saving its quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное образование как составляющая процесса формирования единого образовательного пространства»

3. Астахова Е. В. Из опыта становления системы непрерывного образования в Харьковском регионе / Е.В. Астахова // Новый колепум. - 2003. -№ 2. - С.3-8.

4. Козыренко В.П., Кирвас В. А., Бровко Г.В. Непрерывное образование и преподавание информатики в школе. Теорiя i методика навчання шформатики та математики: Зб. наук. праць. Випуск 3. -Мелтополь: МАПУ, 2004. - С. 70-72.

5. Бобыр Е. И., Кирвас В. А. Система многоуровневой непрерывной информационно-технологической подготовки. Экспертные оценки элементов учебного процесса / Материалы IV межвуз. науч.-метод. конф., Харьков, 31 окт. 2002. ХГУ "НУА", 2002. - С. 35-37.

6. Кирвас В.А., Хайрова Н.Ф. Формирование ИТ-компетентности специалистов в системе непрерывной референтской подготовки. Экспертные оценки элементов учебного процесса / Материалы VI межвуз. науч.-метод. конф., Харьков, 28 окт. 2004/ХГУ "НУА", 2004. - С.38-41.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА

А.А. Мицель, д.т.н., проф., проф. каф. АСУ Тел.: (3822) 413 157, E-mail: maa@asu.tusur.ru., Томский университет систем управления и радиоэлектроники http://www.asu.tusur.ru Е.В. Молнина, ст. преп. каф. ИС Тел.: (38451) 649 42, E-mail: molnina@list.ru Юргинский технологический университет http://yti.noka.ru

At the expense of creation of the mobile informational - educational environment basing modern information and telecommunication technologies (the concept of electronic training) and abbreviation of specific expenses for one trained in two - three times in comparison with traditional education systems the system of remote derivation allows to provide in essence new level of availability of derivation at saving its quality.

Введение

Современная система образования должна опережающе готовить новое поколение к

условиям существования и профессиональной деятельности в глобальном информационном обществе.

Происходящие структурные изменения в экономике, социальной и политической жизни требуют переподготовить около 40 млн человек по всем направлениям профессионального, гуманитарного и социально-экономического образования в период до 2007 года. Бурный рост технологически совершенствующихся отраслей деятельности предполагает, что не менее 40-50% населения должно иметь высшее образование[1]. По оценкам футурологов, в информационном обществе высшее

образование должны иметь 60 - 90% работающего населения [2].

В настоящее время примерно две трети взрослого населения нашей страны не охвачены никакими формами дополнительного образования и просвещения. В России в силу сложных экономических условий имеет место и такая особенность: студенты вынуждены совмещать учебу с работой и не всегда могут регулярно посещать занятия.

Решение перечисленных задач в рамках использования традиционных методов обучения требует непомерных финансовых затрат и отвлечения от активной деятельности недопустимо большого количества людей. Реальная альтернатива этому — развитие систем дистанционного образования (СДО), которые позволят обеспечить принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества.

Общие концепции и принципы построения глобального образовательного пространства провозглашены в декларациях международных организаций и конгрессов (декларация ЮНЕСКО о высшем образова-

нии, образовательные программы ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ» и среднесрочная стратегия в 1996-2001 гг., Бо-лонское соглашение, Вашингтонский протокол и другие). Таким образом в настоящем времени совмещены процессы формирования двух глобальных пространств — образовательного и информационного. Они объективно взаимосвязаны, но не тождественны.

Высшая школа России не является исключением из общемировой тенденции. В этом году будут подведены итоги развития ДО в рамках Национальной доктрины образования Российской Федерации и Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды 2001—2005 гг.», где были обозначены следующие цели системы образования России:

создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;

подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития наукоемких технологий;

доступ обучающихся и преподавателей образовательных учреждений к дидактическим программам, информационным технологиям, сетям и базам данных.

В рамках этой доктрины информационные технологии надо уже не столько изучать, сколько активно применять во всей системе образования, пересматривая в связи с этим укоренившиеся методы преподавания, а также роль и место новых технологий в среде начального, среднего, высшего и непрерывного образования.

Возможные пути адаптации российского образования к новым условиям

Возможны два пути адаптации российского образования к новым условиям [3]: во-первых, изменение структуры содержания образования и, во-вторых, тотальное использование компьютерных технологий на всех стадиях учебного процесса и во всех изучаемых. На первом пути имеются предложения о включении в состав общеобразовательных дисциплин высшей школы курсов социальной информатики медиа-образования, ком-

пьютерного моделирования. Своевременным шагом в подготовке кадров преподавателей информатики, способных применять компьютерные технологии в организации и управлении учебным процессом, является разработка ГОС специализации 030109 «Организация информатизации образования».

Для движения по второму пути необходимо создать реальную инфраструктуру единой информационно-образовательной среды (ЕИОС). Нижним иерархическим уровнем ЕИОС должны стать предметные (дисциплинарные) информационные среды. Таким образом, в настоящее время в научно-методической и исследовательской работе преподавателей вузов появляется новое направление — информатизация учебного процесса и формирование инфраструктуры ЕИ-ОС. В ближайшем будущем это направление будет становиться все более актуальным и потребует участия многих преподавателей вузов.

Новые квалификационные требования к преподавателю вуза к профессиональным качествам и уровню подготовки обучаемых

Будут ли инновационные технологии эффективно и качественно обучать — зависит в первую очередь от человеческого фактора, а именно профессионального и педагогического мастерства разработчиков электронных дидактических средств. Как показывает анализ перспектив развития компьютерных и телекоммуникационных технологий в недалеком будущем в контактном и опосредствованном (дистанционном) образовательном процессе будет востребован комплекс новых функциональных обязанностей преподавателей вузов и квалификационных требований к ним. В сфере новых квалификационных требований можно указать [3]:

образование в области медиакультуры;

понимание дидактических свойств различных составляющих инновационного компонента учебно-методических комплексов и перспективных программных средств;

подготовленность к работе в телекоммуникационных виртуальных средах;

знание методов проектирования электронных дидактических средств и умение работать с ними в учебном процессе.

Среди новых обязанностей следует выделить:

проектирование целей и задач преподавания дисциплины с учетом образовательного ресурса электронных дидактических средств;

разработку методики проведения компьютерных лабораторно-практических занятий, позволяющей осваивать методологию самообразования и моделировать будущую профессиональную деятельность;

подготовку мультимедийных материалов учебного назначения: электронного конспекта лекций-презентаций, фрагментов видеосопровождения в аналоговом и цифровом формате, электронных изданий и веб-курсов, других электронных дидактических средств;

работу с электронной почтой студентов в корпоративных и глобальных компьютерных сетях;

администрирование персонального Web-сайта (или веб-страницы): обновление контента учебных и информирующих материалов, работа с виртуальным деканатом и виртуальными учебными группами (в системе дистанционного обучения);

проведение виртуальных консультаций: chat-форумы, электронные доски объявлений, е-mail рассылки, видеоконференции;

подготовку программно-педагогических заданий для адаптивного тестирования и контроля уровня достижений студентов по разделам преподаваемой дисциплины.

Перечисленные должностные обязанно -сти требуют значительного времени на подготовку и выполнение, а также адекватного организационного и материально-технического обеспечения, особенно в сфере дистанционного обучения по сетевым технологиям. Таким образом, участие в применении (и/или в разработке) новых информационных технологий в дистанционном образовании объективно способствует повышению профессионального уровня и развитию личности преподавателя вуза.

Обучение в системе дистанционного образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки обучаемых, что определяет актуальность решения задач по формированию базового уровня информационной культуры (БИК) обучаемого. В университетах должны готовить людей, умеющих самостоятельно учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, этим им придется заниматься в течение всей жизни. Обучаемый должен идентифицировать потребность в значимой информации, он должен уметь сформулировать вопросы, определить источники информации и

использовать успешные стратегии поиска информации.

К сожалению, в нашей стране до сих пор не сформировалась система подготовки активных потребителей информации: в школах и вузах нет специализированной дисциплины, направленной на формирование информационной культуры учащихся. История развития ДО и систем дистанционного образования (СДО) в России и за рубежом.

В 1850 г. в России был создан Институт заочного обучения. Хотя принято считать, что начало дистанционному обучению было положено Ч. Тусеном - преподавателем французского языка Берлинского университета, и Г. Лангеншейдтом - членом Берлинского общества современных языков, создавших в 1856 г. Институт в Берлине, основанный на заочной форме обучения иностранным языкам. Примеру России и Германии во второй половине XIX -начале XX вв. последовали и другие страны. В бывшем Советском Союзе высшее заочное образование начало складываться во второй половине 20-х гг., когда был создан ряд заочных политехнических институтов и заочных отделений в педагогических вузах (например, МГЗПИ, ВВПИ, МГОПУ им. М.А. Шолохова).

Значительный импульс развитию теоретических основ и практики ДО в мире дало создание в 1969 г. Британского Открытого университета. В 70-80-е за рубежом изменилось отношение к образованию со стороны правительств и обществ. Образование стало рассматриваться как фактор, повышающий экономический рост, углубляющий дальнейшее социальное развитие стран, решающий ряд глобальных проблем, связанных с выживанием человечества.

В мире за период 1900—1960 гг. вузов, развивающих ДО было создано 79, за 19601970 гг. - 70, за 1970-1980 гг. - 187, а только за 1980 -1995 гг. - 700.

По оценкам Международного совета по дистанционному обучению в настоящее время насчитывается свыше 10 млн студентов, обучающихся дистанционно.

Первые попытки использования компьютерных сетей для решения задач образования были предприняты за рубежом более 20 лет назад. В настоящий момент в мире уже существуют мощные и достаточно разветвленные СДО, в частности действующий под эгидой Европейского союза проект «Telematics for Teacher Training», объединяющий семь университетов из разных

стран Европы и координирующий развитие систем дистанционного образования. Национальный технологический университет в США представляет консорциум из 40 инженерных школ. Более 20 лет функционирует Национальный университет дистанционного образования (UNED) в Испании, который включает 58 учебных центров внутри страны и 9 за рубежом.

Национальный центр дистанционного образования во Франции обеспечивает обучение 35 тыс. пользователей в 120 странах мира. Балтийский университет в Швеции объединяет усилия более чем 50 университетов региона. С 70-х гг. в Финляндии при 10 университетах существуют центры ДО и так называемые летние университеты, которых насчитывается более 20 с числом студентов 30 тыс. человек. Открытый университет в Турции, Университет в эфире в Японии, Китайский телеуниверситет, Национальный открытый университет им.Индиры Ганди (Индия), Университет «Пайнам Hoop» (Иран), Корейский национальный открытый университет (Южная Корея), Университет Южной Африки, Открытый университет «Сукотай Тампариат» (Таиланд) и др.

На сайте http://www.edutools.com можно найти описания многих зарубежных оболочек для создания курсов ДО, среди которых такие известные, как WebCT, Blackboard и другие.

Процесс развития ДО в России в той форме, в которой оно воспринимается сегодня, начался в начале 90-х гг. Применение дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ регулируется приказом Министерства образования РФ №4452 от 18.12. 02 г. и федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы» от 24.04.01 г. Таким образом, в 2002 г. дистанционное образование в России окончательно вышло «из-под подполья» и получило признание официальных лиц как на региональном, так и на федеральном уровнях. Были приняты Государственной Думой России поправки по ДО в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Количество образовательных учреждений, отделений и центров ДО на территории нашей страны к началу 21 века составило более 100 и продолжает быстро расти. Для координации усилий в этой области созданы

соответствующие структуры в Министерстве общего и профессионального образования РФ, Евразийская ассоциация ДО, Ассоциация международного образования, Центр информационно-аналитического обеспечения ДО, Межвузовский центр ДО РФ на базе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики и др.

В последние годы в нашей стране стали создаваться центры дистанционного обучения: при Московском университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Новосибирском госуниверситете, Ивановском государственном экономическом университете: Красноярском университете, Санкт-Петербургском филиале Института новых технологий образования, в Современном гуманитарном университете, в Российском государственном гуманитарном университете и т.д. Семь лет уже существует Томский межвузовский центр дистанционного образования (ТМЦ ДО), который также участвует в написании истории отечественного (ДО). В части ДО по техническим специальностям опыт ТМЦ ДО является уникальным в России. ТМЦ ДО уверенно завоевал себе место в ряду лидеров в общероссийских обзорах по ДО

В России быстрыми темпами развивается корпоративное обучение. Эта тенденция отмечается в системах ОАО «Газпром», Центробанка, Сбербанка России, Росземкадастра, Росгеолфонда, а также в ряде крупных компаний, добывающих и перерабатывающих природные ресурсы. По своим техническим и дидактическим возможностям эти системы сравнимы и превосходят соответствующие системы ДО вузов.

Анализируя процесс развития ДО, можно выделить четыре этапа. Материал о поэтапном развитии ДО подробно освещен в [1], [4]. В [4] обобщены сложившиеся теоретические группы моделей ДО, в частности группа моделей распределенного класса, группа моделей самостоятельного обучения и группа моделей «открытое обучение + класс».

В России в настоящее время фактически имеют хождение два термина - «дистанционное обучение» и «дистанционное образование» (вероятно, расхождение имеет место в переводе с английского термина «distant education»); второй термин появился раньше, первый же более точен. Сейчас большинство вузов развивает дистанционное обучение, создаются многочисленные центры ДО, объединяющие несколько учебных заведений. Одним из существенных моментов использования систем ДО в России является привле-

чение внебюджетных средств, что позволяет достойно оплатить дополнительный труд преподавателей и оснастить учебный процесс современной электронно-вычислительной техникой.

До 2000 г. рынок СДО в нашей стране был развит достаточно слабо. Но когда у наиболее продвинутых компаний стали появляться потребности в продуктах такого рода, а затем возможности и желание расходовать на них средства, на российский рынок СДО вышли известные западные бренды: IBM, Cisco, Oracle. Сегодня на российском рынке самыми популярными системами ДО являются пакеты Lotus LearningSpace и WebCT. Бесспорно, что системы, предлагаемые западными брендами, отличаются широкими функциональными возможностями, однако часто возникают трудности с русификацией. Кроме того, зарубежные разработчики не могут обеспечить модификацию и настройку системы, например полей регистрации и выходных форм: под конкретные требования российских вузов и корпораций.

Поскольку потребность в программных продуктах для обучения на расстоянии у российских заказчиков с каждым днем становится все больше, наблюдается активность отечественных компаний, способных осуществить разработку таких систем. В последнее время российские фирмы стали активно предлагать собственные разработки систем дистанционного образования, однако говорить о том, что российский рынок этих продуктов уже сформирован, пока преждевременно. Обычно выбор происходит на основе существующих обзоров в печати, в Интернете, методом проб и ошибок. Только опыта и интуиции лиц, проводящих выбор программных средств, в динамично развивающейся области уже недостаточно, необходимы системный подход и компьютерная поддержка для решения задачи выбора и оценки качества средств разработки курсов ДО.

В [1] приведен сравнительный анализ ряда ведущих разработок СДО отечественных производителей. Среди популярных СДО можно перечислить следующие: автоматизированный комплекс управления обучением «СПУТНИК-ДОЦЕНТ» (предназначен для развертывания ДО в крупных корпорациях с территориально распределенной структурой, а также в крупных вузах и университетах, имеющих региональную сеть филиалов), BaumanTraining (разработан совместно с центром компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана и амери-

канской компанией Bauman Computer Training Company, Inc), WRC e-Education System (программный комплекс для построения системы дистанционного обучения в масштабе виртуального университета или крупной корпоративной образовательной системы), система дистанционного тренинга REDCLASS (создана специалистами компании REDLAB совместно с учебным центром REDCENTER), ОРОКС (инструмент для создания и поддержки обучающих сред, использующий современные веб-технологии и поддерживающий международный стандарт информационных продуктов учебного назначения IMS), eLearning 3000 (является одним из продуктов компании «ГиперМетод», позволяет создавать собственные учебные центры в Интер-нет/Интранет и организовывать полный цикл дистанционного обучения).

По данным европейских и американских исследователей (например, American Educational Research Association) к 2010 г. две трети всего образования в мире будет реализовано посредством дистанционных технологий[7]. Сравнение традиционной и дистанционной форм обучения

Естественно, никакое устройство на современном этапе развития науки и техники не сможет заменить полноценного общения с преподавателем. Лучшими педагогами до сих пор остаются Платон, обучавший лишь одного ученика одновременно, и Аристотель, потративший на обучение Александра Македонского значительную часть жизни. Однако, как отмечалось выше особенности развития общества требуют удешевления процесса обучения, и тут на помощь приходят новые образовательные технологии. Никто не предлагает полностью заменить традиционную форму обучения на заочную или дистанционную; новые технологии предлагаются лишь как дополнение к традиционным.

Следует отметить те отличительные особенности ДО, которые ставят его в один ряд с очной формой обучения. Рассмотрим основные из них [5]:

Экономическая эффективность и доступность ДО всем категориям населения. В этом отношении ДО - экономически более эффективная форма, т.к. увеличение набора студентов не требует дополнительного аудиторного фонда, кроме того, для обучения используются уже имеющиеся в распоряжении технические средства.

Эффект живого общения студента с преподавателем. Программно-аппаратное обеспечение современного компьютера по-

зволяет создавать гипертекстовые, мультимедийные и гипермедийные средства обучения, которые, будучи сконцентрированы в одном обучающем модуле, дают наиболее полное представление информации. Преимуществом использования компьютеров в образовании является интерактивность общения, т.е. та обратная связь студент-преподаватель, без которой неэффективен любой процесс обучения.

Гибкость дистанционной формы обучения. Это качество ДО связано с возможно -стью построения индивидуальной образовательной траектории, наиболее удобной студенту.

Модульность в построении образовательной программы. Это качество ДО дает возможность формирования такого учебного плана, построенного на модульном принципе, который наиболее полно отражает образовательные потребности студента. Аналогом этого в очной форме обучения является индивидуальный учебный план студента, который даже в пределах одного учебного года зачастую бывает очень трудно реализовать без конфликта с общим учебным планом, построенным на дисциплинарной модели.

Проведенные по результатам работы Томского государственного университета в Республике Казахстан расчеты [6] показали, что при сохранении нормативной учебной нагрузки студентов (исходя из 54 часов в неделю) затраты рабочего времени преподавателя при ДО в отношении к очному обучению по формам учебной деятельности существенно изменяются и составляют: для лекций - 19-34%; для практических занятий - 4472%; для семинаров - 41%; для лабораторных работ - 89%; для консультаций - 47-100%; для текущего и промежуточного контроля -50-89 %; для итогового контроля - 100%; для НИРС - 100%.

Сейчас идет много споров о том, как рассматривать ДО: как альтернативу заочной форме образования или же как новую ступень в развитии заочного образования. Отметим ряд принципиальных различий [6] этих форм образования:

ДО предоставляет студенту гораздо более широкие возможности в получении образования с сохранением качества очного образования. Именно синтез очной и дистанционной форм образования послужил основой открытой системы образования.

Заочная форма обучения основана на самостоятельной работе студента, тогда как в

дистанционной форме обучения "присутствие" преподавателя обязательно.

В заочной форме обучения общение преподавателя со студентами ограничено временными рамками сессий, в ДО общение постоянно.

Заочное обучение регламентировано учебными планами и расписанием, тогда как в ДО осуществляется более гибкий асинхронный режим общения.

Таким образом, ДО, конечно, отличается от заочного образования. Однако это не означает, что их надо понимать как альтернативные формы. ДО - это качественно иной уровень обучения, который должен вобрать в себя все положительное, что было накоплено прежней системой. Заключение

В России, как и во многих странах мира, образование перестает быть средством усвоения готовых общепризнанных знаний. Образование становится способом обмена информацией между людьми на протяжении всей их жизнедеятельности и предполагает не только усвоение полученных знаний, но и отдачу своих в обмен на полученные. Активный информационный обмен стал сущностью всего процесса информатизации, приобрел глобальный характер и стал определяющим признаком уровня развития государства в мировом сообществе. Видимо движение человечества к информационному обществу лежит через систему дистанционного образования (ДО). Россия не осталась в стороне от этого процесса. Это обусловило вступление системы образования в третий этап информатизации образования, целью которого является осуществление перехода к изучению общеобразовательных дисциплин в условиях, предусматривающих использование информационных и коммуникационных технологий в процессе их освоения в условиях ДО. Вбирая в себя лучшие черты других форм образования и являясь следствием масштабного спроса информатизации общества и образования, ДО вошло в 21 век как наиболее развивающаяся, гуманистическая и интегральная форма получения образования, оказывая революционное влияние на традиционные формы образования, эффективность модернизации которых остается под вопросом.

Исходя из истории дистанционного образования, анализа его моделей и перспектив развития можно сделать следующий вывод: теоретико-педагогические основания дистанционного образования до сих пор остают-

ся размытыми, опираются на слабоструктурированную дидактику, в виде набора эмпирически найденных приемов, средств и правил (ст. Б.С. Герушинский «Философия образования в 21 веке»). Все это затрудняет создание современной модели ДО, которая бы отвечала требованиям объективной реальности.

Отсутствие общепринятой теоретической модели ослабляет идею ДО. С другой стороны, многообразие подходов в реализации дистанционного образования открывает простор для поиска наиболее эффективных форм и методов.

Каковы перспективы развития ДО?

В центре внимания специалистов находятся исследования в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), т.е. технологий трансляции определенного круга знаний, что, по сути, не одно и то же с ДО. Практически не имеется систематических и всесторонних исследований в области дидактики нетрадиционных форм обучения, психологии обучения и усвоения материала при этих формах обучения. К сожалению, проблема раскрытия психологических аспек-

тов ДО переживает начальный период, от этого страдает и концептуальное, и технологическое, и нормативно-правовое обеспечение ДО.

Многие авторы сегодня указывают на плодотворность применения в ДО «конструктивистской теории обучения». С точки зрения конструктивизма, студент сам конструирует знания, а роль педагога состоит в том, чтобы облегчить этот процесс, например, возводя «строительные леса» при проектировании учебного материала, т.е., очерчивая без подробного заполнения структуру учебного материала, с которым необходимо ознакомиться.

Традиционные образовательные формы существенно себя исчерпали в плане прочности и современности. Кризис образования в современном мире заставляет искать иные пути и иные решения. Наша позиция - необходимо исследовать все новые формы и подходы к ДО, как то революционное направление, которое может и должно оказать положительное влияние на модернизацию общего и высшего образования.

Человек в системе коммуникации

6-8 июня 2006 года Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова» проводит VII международную научно-практическую конференцию по региональной культуре «ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ КОММУНИКАЦИИ». Основные направления работы конференции:

1. Коммуникативное пространство современной цивилизации.

2. Коммуникационный менеджмент в системе социального управления.

3. Ценностные ориентации молодежи в контексте современных коммуникационных процессов.

4. Медиапедагогика в системе современного образования.

5. Этноконфессиональный диалог в историко-культурной традиции России. Источник. НТ-ИНФОРМ (http://www.rsci.ru/)

Литература

1. Прохров А., Карпенко О. Отечественные системы дистанционного образования. // Компьютер пресс, №6 2003. №6,с.178.

2. Алферов Ж., Смолин О., Мельников И.: Наша альтернатива правительственной «реформе» образования// http://www.kprf.ru/news/ party_news/31340.html

3. Стародубцев В. А. , Фёдоров А.В.. Информационная составляющая в структуре деятельности преподавателя ИДО. Дистанционные образовательные технологии. - Вып.1. Пути реализации. Сборник научн. тр. ТУСУР.2004. с.9.

4. Монахов В.М.. Можно ли использовать традиционную дидактику при проектировании модели Е-Ьеатт^? // Открытое образование. 2004. №2 -С.4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. В.П Демкин, Г.В. Можаева Технологии дистанционного обучения и анализ их эффективности // Тезисы докладов всероссийской научно-методической конференции «Телематика-2002». С-Пб, 2002

6. Вымятнин В.М., Демкин В.П., Нявро В.Ф. Дистанционное образование и его технологии. -Учебное пособие для преподавателей. - ТГУ, 1998. - 34 с.

7. www.expert.ru. Галушкина М. Хорошо обучающиеся нации // Эк сперт. № 46.8-14 декабря 2003. С.

88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.