ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА
И.Н.Кондратьев, к.ф.-м.н.,доц., с.н.с., нач. Управления информатизации Тел.:(395-2)63-83-33; E-mail: [email protected] Иркутский государственный университет путей сообщения
http://www.init. irk.ru
The system of a remote training of ISTU was created and introduced within the limits of the development program of ISTU university complex. Program base of the system is the program complex «Strela», which provides management and support of the educational process, preparation of educational materials and test tasks, carrying out of intermediate and examination tests. Nowadays educational-methodical portal of the remote training www.sdo.iriit.irk.ru works is based on he given program environment.
Введение
Иркутский государственный университет путей сообщения осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для научных и образовательных учреждений, органов государственного управления, предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства Иркутской области и других регионов России. Ир-ГУПС является одним из самых молодых и динамично развивающихся университетов железнодорожной отрасли и Иркутской области.
Инновационные образовательные технологии в Иркутском государственном университете путей сообщения внедряются и развиваются в рамках локальной вычислительной сети (ЛВС), системы передачи данных (СПД) филиала ОАО РЖД Восточно-Сибирской железной дороги, коммерческих каналов связи и Интернета.
Университетский комплекс ИрГУПС имеет свои подразделения в Красноярске, Абакане, Северобайкальске, Братске, Улан-Удэ, Чите (рис.1 - см. цв. вставку). В зоне его действия от Красноярска до Читы находятся три железные дороги, в том числе Восточно-Сибирская железная дорога - основной потребитель выпускников Иркутского государственного университета путей сообщения.
В связи с этим возникла необходимость в создании комплексной системы, обеспечивающей доступ к образовательным ресурсам
без физического перемещения в базовое учебное заведение и без отрыва от основной деятельности студентов заочной формы обучения и работников Восточно-Сибирской железной дороги. Кроме этого стоит задача повышения самостоятельности студентов и интенсивности учебного процесса для всех форм обучения через внедрение новых образовательных технологий.
При поддержке руководства университета в 2003 году была разработана комплексная научно-методическая программа и на ее основе «Системный проект внедрения дистанционных образовательных технологий в Иркутском государственном университете путей сообщения на 2003-2007 гг.». Программа была согласована с ЦКАДРом отрасли и получила положительную оценку в лаборатории дистанционного обучения ИСМО РАО.
Целями системного проекта являлись создание инструментальной основы дистанционной региональной образовательной среды и апробирование педагогических и методических технологий электронного обучения е-Ьеагш^ [1].
В качестве базовой технологии построения системы дистанционного обучения (ДО) была выбрана сетевая технология, а в качестве дополнительной - кейс-технология. Эти технологии позволяют обеспечить доступ в систему ДО обучающихся и преподавателей на любых уровнях информационно-образовательных ресурсов: региональном, российском и мировом.
Указанные технологии являются экономически наиболее целесообразными в отличие от телевизионной технологии и локальной мультимедиа-технологии и позволяют реализовать педагогическое взаимодействие для любой формы обучения.
В основу построения системы университетского комплекса ИрГУПС заложена непротиворечивость между основными принципами педагогического проектирования образовательной среды в целом [ 2,3 ] и среды дистанционного обучения, такими как: стандартизация, универсальность и открытость.
Стандартизация:
• базирование на стандартных технологиях (Интернет) и на использовании стандартных баз данных;
• унификация требований, правил разработки и включения компонентов в систему ДО с учетом федеральных и региональных требований.
Универсальность:
• возможность применения в качестве образовательной технологии для любых форм обучения;
• пригодность для создания курсов и изучения любых дисциплин: гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных и технических без какой-либо переналадки;
• использование все известных технологий и методов дистанционного обучения: электронных учебников, обучающих и аттестующих тестов любой формы, виртуальных лабораторий, электронных библиотек, а также различных средств обмена информацией и средств формирования индивидуальных образовательных программ.
Открытость:
• обеспечение открытого доступа к обучающим ресурсам любому зарегистрированному пользователю в любое время;
• открытая, инвариантная к содержанию оболочка, позволяющая любому преподавателю, не владеющему программированием и компьютерными технологиями, создавать и использовать курсы дистанционного обучения в соответствии со своей научной, педагогической квалификацией.
Программный комплекс «Стрела»
На основе анализа программных сред для дистанционного обучения [4,5] была поставлена задача - спроектировать, разработать и внедрить программную систему, которая отвечала бы основным требованиям ДО: реализация многопользовательского режима, возможность организации обучения слушателей и управления учебным контентом, ведение отчетности, безопасность и функционирование в сетях ОАО РЖД и Интернете.
Кроме того, систему должны отличать:
- простой интерфейс для пользователей;
- поддержка учебного процесса вуза (иерархия структур ИрГУПС, учебные группы и специальности,
- возможность работы преподавателей в режиме онлайн, оффлайн;
- интеграция с БД университета (получение необходимых справочных данных из БД ИрГУПС);
- система дизайнера курсов;
- система дизайнера тестов;
- возможность мониторинга учебного процесса со стороны преподавателя и студента.
Путем сравнительного анализа были выявлены технические требования, предъявляемые к проектируемой системе:
■ поддержка клиент-серверной архитектуры;
■ минимальное снижение производительности при увеличении числа одновременно работающих пользователей;
■ минимальные требования к программному обеспечению со стороны клиента;
■ минимальные требования к аппаратным возможностям клиентской рабочей станции;
■ надежный механизм защиты данных системы от взлома и несанкционированного доступа;
■ интуитивно понятный интерфейс на каждом уровне доступа к системе;
■ возможность расширения функциональности без значительного изменения существующих функций.
Все сервисы были разделены на следующие основные группы:
• система поддержки контента;
• информационные сервисы;
• коммуникационные сервисы;
• персонификационные сервисы;
• навигационные сервисы;
• статистические сервисы;
• лингвистические сервисы;
• сервисы, осуществляющие взаимодействие с другими порталами.
Программный комплекс «СДО СТРЕ-ЛА-1» рассчитан на работу под управлением Unix-подобных операционных систем. В качестве средств разработки выбраны язык программирования PHP и СУБД MySQL.
В качестве клиента в веб-среде, которая применяется для ДО, может быть задействован любой веб-браузер, использующий спецификацию HTML 4.0 и поддерживающий JavaScript. Это может быть Интернет Ex-
plorer 4.0 и выше, Netscape Navigator 4.0 и выше, Opera и др.
Работа с программным комплексом не требует специальной подготовки, достаточно имееть навыки работы на персональном компьютере. Эксплуатация программного комплекса «СДО СТРЕЛА-1», начатая в 2005 году, показала, что он является эффективным средством организации сетевого ДО, обеспечивающего работу в виртуальной образовательной среде различных групп пользователей - обучающихся, преподавателей, администраторов.
Программный комплекс отвечает базовым требованиям безопасности.
Доступ к системе имеется только у зарегистрированных пользователей. Каждый пользователь, помимо своих полномочий, обладает своей областью видимости, последняя определяет, с какими объектами системы может работать и с какими участниками учебного процесса взаимодействовать пользователь.
Администратор обладает наибольшими полномочиями в системе. Он может создавать курсы, закреплять за курсами преподавателей, создавать сопутствующие курсу объекты, а по необходимости удалять их.
Преподаватель может работать только с объектами курса, причем он не имеет права удалять их, а может лишь пометить их как подлежащие удалению.
Слушатель обладает наименьшими полномочиями, он не может ни добавлять, ни удалять объекты системы, а только использует уже существующие в процессе обучения.
Для сдачи экзамена преподаватель выдает слушателям допуски на определенное количество попыток. При прохождении экзамена формируется отчет для преподавателя. После проверки и утверждения результата оценка становится видна слушателю.
Система оценки знаний основывается на тестах двух категорий: тесты для самопроверки и экзамены.
Тест разбит на логические секции, каждая из которых содержит набор вопросов. При этом могут перемешиваться как секции, так и вопросы внутри них.
После прохождения теста для самопроверки слушатель может сразу просмотреть отчет и увидеть, на какие вопросы он ответил правильно, а на какие нет, а также получить дополнительную информацию по вопросам. Такие тесты слушатель может проходить в любое время сколько угодно раз.
При просмотре отчета о пройденном тесте преподаватель может изменить балл, начисленный системой. После этого он утверждает результаты экзамена, и формируется суммарный балл за экзамен.
Предусмотрены следующие типы вопросов:
• один из многих - выбрать один из предложенных вариантов;
• многие из многих - отметить несколько правильных ответов;
• поле ввода - ввести правильный ответ;
• соответствие - правильно указать соответствующие варианты;
• упорядочение - расставить ответы в правильном порядке;
• да/нет - выбрать один из вариантов ответов;
• область на рисунке - указать точку на рисунке, попадающую в область правильного ответа;
• развернутый ответ - слушатель вводит текст ответа;
• несколько полей ввода - заполнить в представленном тексте имеющиеся пропуски.
Каждый вопрос имеет свой балл, начисляемый за правильный ответ. Полученный балл зависит от указанного слушателем ответа.
При ответе на вопросы типа «один из многих», «да/нет» балл начисляется полностью в случае правильного ответа.
При ответе на вопрос типа «многие из многих» начисленный балл зависит как от количества указанных вариантов, так и от их правильности. Общий балл за вопрос делится на количество правильных вариантов; таким образом, за каждый правильно указанный ответ начисляется только часть балла. Затем начисленный балл умножается на отношение числа правильно указанных ответов к общему числу указанных ответов. Например, если при ответе на вопрос, имеющий только два верных варианта ответа, слушатель выбрал три варианта, среди которых два верных, то начисляется по 1/2 за каждый верный ответ и умножается на коэффициент точности ответа, равный в данном случае 2/3.
При ответе на вопрос типа «поле ввода» балл начисляется только при полном совпадении ответа с указанным преподавателем.
В вопросах на «соответствие» и «несколько полей ввода» балл за вопрос умножается на коэффициент точности ответа,
который равен отношению числа правильно указанных ответов к общему числу вариантов.
При ответе на вопрос типа «упорядочение» балл начисляется только при указании правильного порядка вариантов.
В вопросе типа «область на рисунке» проверяется, попадают ли координаты точки, указанные слушателем, в пределы прямоугольной области, указанной в правильном ответе, и только в этом случае начисляется балл за вопрос.
При просмотре отчета о пройденном тесте преподаватель может корректировать балл, начисленный системой. Также он должен выставить балл за ответ на вопросы типа «развернутый ответ», так как данный тип вопросов не оценивается автоматически. После этого преподаватель утверждает результаты экзамена, и формируется суммарный балл за экзамен.
Сумма всех баллов за вопросы в тесте является суммарным баллом теста. Экзамен считается пройденным, если суммарный балл превышает проходной балл за тест.
Система оценки знаний предоставляет достаточную свободу преподавателю для организации аттестации слушателей. Экзамен может быть организован как в форме обычных тестов, (вопросы с предложенными вариантами ответов), с автоматическим подсчетом оценки, так и в форме традиционного письменного экзамена, (билет, состоящий из нескольких вопросов, на которые надо написать письменный ответ). При этом окончательную оценку за экзамен выставляет преподаватель.
Разработанное программное обеспечение дает возможность реализовать следующие автоматизированные функции:
• управление учебным процессом;
• распределение прав доступа к образовательным ресурсам и средствам управления системой;
• разграничение взаимодействия участников образовательного процесса;
• ведение журналов активности пользователей учебного комплекса;
• оценка знаний на основе проведения промежуточного и итогового тестирования.
Общение между пользователями системы реализуется при помощи подсистем личных сообщений и форумов. Преподаватели могут создавать в форумах новые темы, например, для проведения семинаров и консультаций.
В настоящее время дистанционные об-
разовательные технологии реализуются на основе разработанного программного комплекса «Стрела» (рис.2 - см. цв. вставку) и одноименного учебно-образовательного портала (http://sdo.iriit.irk.ru), работающего в локальной вычислительной сети (ЛВС) Ир-ГУПС, сети передачи данных (СПД) филиала ОАО РЖД Восточно-Сибирской железной дороги и Интернете (рис. 3 - см. цв. вставку). Интегрированная программно-аппаратная основа дистанционного обучения ИрГУПС представляет собой комплексное решение. В нем используются стандарты веб-технологий (HTML, HTTP), стандарты форматов представления и подготовки учебных материалов, стандарты баз данных (SQL) и т.д. Это позволяет реализовывать различные виды учебной деятельности (лекции, семинарские занятия, контрольное и промежуточное тестирование) как в синхронном режиме реального времени с использованием технологий телеконференций, чат, видеоконференций, так и в асинхронном режиме с использованием электронной почты, системы тестирования и т.д.
Созданный программный комплекс -полнофункциональный программный продукт, включающий в себя подсистемы регистрации, управления и мониторинга учебного процесса, тестирования, организации обратной связи с обучающимися [6]. За разработку программного комплекса организации и управления системой дистанционного обучения «СДО СТРЕЛА-1» в 2005 году получен диплом и медали Всероссийского выставочного центра (ВВЦ).
АРМ преподавателя
Как уже говорилось, в системе ДО могут существовать различные виды учебной деятельности: лекции, семинарские занятия, контрольное и промежуточное тестирование и т.д. Указанные виды учебной деятельности могут быть реализованы как в синхронном, так и в асинхронном режиме. В связи с этим стояла задача разработать проект и создать учебную аудиторию, в которой все вышеуказанные виды учебной деятельности могут быть реализованы с использованием современных образовательных и информационных технологий.
Внедрение подобных аудиторий в учебный процесс повышает эффективность учебной деятельности студентов.
В [7] приведены данные об использовании средств и систем НИТ в типовых организационных формах проведения занятий (лекции, семинары, установочные занятия,
экзамены, консультации, зачеты в учебных заведениях России) для очного и дистанционного обучения.
Был разработан проект комплексного решения мультимедийной учебной аудитории на основе автоматизированного рабочего места преподавателя (АРМ преподавателя), которое можно видоизменять в зависимости от конкретных задач и форм учебной деятельности (рис.4 - см. цв. вставку).
На базе АРМ преподавателя могут быть реализованы:
• обучение студентов любой формы обучения с использованием средств новых информационных технологий (видеопроектор, копи-доска, аудиосистема, камера документов, ноутбук докладчика, видеомагнитофон, видеокамера, экран, технологии видеоконференций);
• работа со студентами заочной формы обучения при удаленном доступе в синхронном режиме (с использованием технологии видеоконференций, чат) и в асинхронном режиме (с использованием электронной почты, системы тестирования, режима электронной конференции);
• работа со слушателями различных курсов, находящимися вне стен вуза, в синхронном режиме (с использованием технологии видеоконференций, чат) и в асинхронном режиме (с использованием электронной почты, системы тестирования, режима электронной конференции);
• тренинги молодых специалистов в использовании средств новых информационных технологий для эффективного управления персоналом и решения производственных задач;
• повышение квалификации сотрудников предприятий ВСЖД, профессорско-преподавательского состава ИрГУПС.
Общее технологическое решение АРМ преподавателя включает:
- систему многоточечной видеоконфе-ренцсвязи на основе устройства многоточечной видеоконференции MCU-323;
- терминальный комплекс Stel GV 6000 для удаленного управления оборудованием, обмена данными, обеспечения цифрового видео по ISDN и IP сетям;
- цифровой подавитель обратной связи для исключения эффектов самовозбуждения системы по звуковому каналу;
- радиомикшер для коммутации и управления поступающих сигналов;
- систему звуковоспроизведения с радиомикрофонами;
- систему проецирования цифрового видеоизображения;
- систему считывания информации с копи-доски.
Указанное техническое решение может быть использовано для комплектования мобильного центра доступа (МЦД), например, на базе типового пассажирского железнодорожного вагона. В зависимости от имеющихся площадей и типа центров доступа (стационарный или мобильный) состав аппаратуры, входящей в АРМ преподавателя, может варьироваться при сохранении основных функциональных возможностей комплекса. На рис. 5 (см. цв. вставку) приведен один из вариантов подключения аппаратуры в образовательном учреждении в привязке к конкретному центру доступа (ИрГУПС).
В рамках проекта были разработаны техническое решение и методика применения видеоконференцсвязи в территориально распределенной сети ВСЖД. Предлагаемое техническое решение используется при организации учебных занятий с преподавателями филиалов в городах Братске и Северо-байкальске. В связи с развитием университетского комплекса ИрГУПС и для повышения качества видеоконференцсвязи кроме СПД ВСЖД задействованы коммерческие каналы передачи данных.
Учебно-методические комплексы (УМК)
В дидактике УМК определяют как «систему дидактических и методических средств обучения по определенному предмету, дисциплине, курсу, создаваемых в целях наиболее полной реализации образовательных задач, предусмотренных образовательными стандартами». В докладе [8] приводится минимальный состав УМК, который должен включать:
• программу дисциплины (учебного курса) (содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебного курса);
• методические указания по изучению дисциплины (учебного курса) и подготовке к различным видам занятий, контролю знаний и промежуточной аттестации;
• учебное пособие по дисциплине (учебному курсу);
• дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации (сборники заданий, контрольных работ, тесты );
• практикум (лабораторный практикум) по дисциплине (учебному курсу);
• пособие по ДО.
Варианты реализации УМК
1. В этом УМК все учебно-методические материалы представлены в виде текстовых документов и включают в себя: программу дисциплины; лекции в любом виде; вопросы, выносимые на экзамен; задачник; типовые задачи по всему объему дисциплины; перечень обязательных лабораторных работ; методические указания по выполнению расчетов; типовые курсовые проекты. Такой УМК в ИрГУПС доставляется студентам с помощью системы «Стрела».
2. Такой вариант УМК разрабатывается на основе первого с использованием гипертекстовой технологии. Он имеет элементы навигации, структурирован, содержит ссылки на различные части учебного материала. В ИрГУПС такие УМК разрабатываются по отдельным дисциплинам.
3. Данный УМК создается на основе второго, в него включены тестовые задания. Аналогичные УМК также разрабатываются в ИрГУПС и используются по дисциплинам Высшая математика, Физика, Информационная культура и т.д.
4. Этот УМК является самым сложным в разработке, но наиболее эффективным, так как содержит элементы мультимедиа (анимация, видео, звук), например, лабораторные работы по физике [9,10].
Перечисленные варианты УМК в Ир-ГУПС применяются в учебном процессе очной и заочной форм обучения с использованием ДОТ совместно с традиционными учебными пособиями на бумажных носителях. Студенты работают с учебно-методическими материалами самостоятельно. Преподаватель осуществляет консультирование и контроль с помощью инструментальных средств учебно-образовательного портала «Стрела».
В настоящее время подготовку учебно-методических материалов и тестовых заданий для ДО осуществляют все кафедры университета. Эту работу организуют заведующие кафедрами и ответственные за внедрение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) на кафедрах. Координацию их деятельности обеспечивает управление информатизации. В 2006 году количество учебно-методических материалов различной направленности, размещенных в учебно-образовательном портале ИрГУПС, увеличилось более чем
в 15 раз по сравнению с 2003 годом.
Одним из показателей, иллюстрирующих широкое использование ДОТ и УМК в учебном процессе, является резкое увеличение количества среднесуточных обращений к учебно-образовательному порталу «Стрела». Так, если в начале 2005 года таких обращений было 500, в конце 2005 года около 800, то в 2006 году их число возросло с 1000 в начале года до 2200 в конце года. Общее количество обращений к порталу на 26.09.07 г. составило 1159733. Таким образом, портал стал реальным средством организации и поддержки учебного процесса по многим дисциплинам всех специальностей. В системе «Стрела» в настоящее время сосредоточено примерно 75% всех учебных материалов, имеющихся на сайтах ИрГУПС.
Технологии оценки знаний
«Технологии оценки знаний являются важными как с точки зрения оценки качества обучения, так и с точки зрения постоянного мониторинга учебного процесса. При дистанционном обучении повышается значение тестов в учебном процессе. Они выполняют функции практических занятий и имитируют общение преподавателя и студента» [11].
В связи с этим в системе «Стрела» был разработан модуль тестирования, органически связанный со всеми другими составляющими системы. Для того чтобы расширить возможности технологий тестирования, в ИрГУПС освоена «Система тестирования центра тестирования качества обучения» (АСТ-Центр) [12].
ИрГУПС принял участие в трех циклах тестирования остаточных знаний студентов по специальностям: Электроснабжение ж.д. (ЭНС), Автоматика, телемеханика и связь на ж/д транспорте (АТС), Электрический транспорт ж.д. (ЭПС), Вагоны (В), Строительство ж. д. (С), Организация перевозок и управление на транспорте» (Д), Экономика и управление на предприятии (Э), Информационные системы и технологии (ИС), Программное обеспечение ВТ и АС (ПО) по дисциплинам: Математика, Физика, Информатика, Отечественная история, Философия, Английский язык.
В таблице приведены некоторые характеристики систем тестирования, которые освоены и применяются в ИрГУПС.
Таблица
Системы тестирования АСТ и СДО ИрГУПС
ACT СДО «Стрела Ь СДО <1 Стрела
Иерархическая структура теста + + +
Основные А типа задами» + + +
Ограничение на время прохождения теста + + +
Использование нетекстовой информации с-заданиях Любые СОМ- объекты, установленные на компьютере Изображения Международный стандарт Ш5
Автоматизированная оценка знаний + + +
Возможность корректировки балла преподавателей 7 + +
Возможность работы о сети Интернет - + +
Тесты для самопроверки + + +
Выдача допусков к экзаменам - + +
Возможность указать сложность задания + + +
Пояснения у. заданию- в отчете для студента после прохождения самопроверки • + +
Экспорт и импорт тестов ггз других пакетов СДО +
Сравнительная характеристика систем тестирования
Известно, что одной из основных проблем тестовых технологий является неадекватность результатов тестирования фактическим знаниям студентов. Студент может случайно угадать вариант ответа. Вариант ответа может служить подсказкой. Могут появиться ответы к тестам в виде ключей, студенты могут заучить ответы к тестам вместо изучения предмета [11]. Для исключения этой возможности в системе «Стрела» предусмотрены следующие меры:
• вопросы и варианты ответа никаким образом не маркируются;
• вопросы предъявляются студентам в случайном порядке;
• варианты ответов перемешиваются каждый раз при очередном предъявлении теста;
• используются разные виды тестовых заданий - ввод строки, числа, выбор из нескольких вариантов ответа и любые комбинации этих элементов.
В результате оказывается, что студенту менее трудоемко изучить и проработать материал лекций, практических занятий или лабораторных работ, чем тратить время на подбор правильных ответов. Это достаточно очевидно подтвердил опыт одновременного
обучения в 2006 году 1200 студентов первого курса всех специальностей по предмету «Информационная культура».
В течение 2004-2006 годов постоянно возрастало число студентов ИрГУПС, участвовавших в регулярном тестировании. Так, если в 2004 году их было немногим больше 100 человек, то в 2006 году уже несколько тысяч.
Задача, которую решают все кафедры, -это разработка тестовых заданий, которые должны соответствовать требованиям, предъявляемым к этим дидактическим материалам. В связи с этим осуществляется консультирование преподавателей по технологиям тестирования и планируется создание группы тестологов (консультантов по технологиям тестирования и созданию тестов).
В целях повышения эффективности использования в учебном процессе новых образовательных технологий были разработаны соответствующие программы для преподавателей и студентов. С 2005 года в университете функционируют курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (III 1С) по теме «Дистанционные образовательные технологии», а для студентов первых курсов всех специальностей разработан курс «Сервисные функции образовательных порталов,
технологии ДО». В 2005-2007 годах по программе ППС прошли обучение 90 преподавателей. Кроме того, в 2005 году группа преподавателей университета получила профессиональные сертификаты Российского государственного института открытого образования (РГИОО) Министерства образования и науки РФ по программе «Преподавание в сети Интернет».
Заключение
В результате выполнения системного проекта внедрения дистанционных образовательных технологий в ИрГУПС создана и функционирует среда электронного обучения, включающая в себя методические, педагогические и технологические составляющие, необходимые для реализации технологии е-Ьеагш^.
Литература
1. Хоменко А.П., Косякин В.В., Кондратьев И.Н. Новые информационные и образовательные технологии // Железнодорожный транспорт. - 2004. - № 5. - С. 60-61.
2. Деражне Ю.Л. Открытое обучение: Монография. - М., 2002. - 352 с.
3. Гура В.В. Методология педагогического проектирования медиаобразовательной среды вуза //Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах /Отв.ред. Ю.С.Тинников, Г.В.Яковенко. - Сочи: Изд-во Сочин. гос. ун-та туризма и курортного дела, 2000. - С. 5355.
4. Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Титарев Л.Г. и др. Открытое образование - стратегия XXI века для России / Под общ. ред. В.М. Филиппова и В.П. Тихомирова. - М.: МЭСИ, 2000. - 356 с.
5. Капустин В. А. Инструментальные средства технологического обеспечения и платформы дистанционного обучения //Открытое образование. - 2003. - № 1. - С. 23-40.
6. Володин А.С., Кондратьев И.Н. Программный комплекс организации и управления системой дистанционного обучения «СДО Стрела-1» //Компьютерные учебные программы и инновации. - 2006. -№ 3. - С.8-9.
7. Кондратьев И.Н., Григорьева О.Н., Шилин В.М. СНИТ для образовательной среды ИрГУПС // Иркутск: ИрГУПС. - Транспортные проблемы Сибирского региона. - Ч.2, 2003. - С.3-6.
8. Лузгина В.Б. Современный учебно-методический комплекс дисциплины: Докл. на реги-он.научн. метод. сем. «Электронное обучение в профессиональном образовании» 2004 г ., ОмГТУ, http://edu.omgtu.ru/sovremen_mc.htm.
9. Стародубцев В.А. Компьютерные и мультимедийные технологии в естественнонаучном образовании //Томск: ТПУ, 2002. - 224 с.
10. Кондратьев И.Н. Мультимедийные лабораторные работы по физике //Компьютерные учебные программы и инновации. - 2007. - № 3. - С.102.
11. Федотов И.П., Юргеленас Ю.В. Основные принципы разработки тестовых заданий и их реализация в системе ДО «Виртуальный профессор», http://www.mikhis.ru/do/Yurgelenas.htm
12. http://www.ast-centre.ru/
МОДУЛИ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ПРОЕКТНОЙ ГРУППЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ВУЗЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
О.В. Устинова, асс. каф. Методики преподавания математики
Тел.: 8(3812) 59-06-12;, E-mail: [email protected] Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского http://omsu.omskreg.ru
Clause is devoted to the development of model of training defining success of training of design group of the situational center on the basis of system of structures of knowledge, including elements «a technique of training» and «quality check of a level of knowledge».
Модули ситуационного центра вклю- метод построения профилей знаний семан-
чают в себя научно обоснованные методы с тического пространства, методы проверки
учетом психологических особенностей чле- качества уровня знаний) и используют эври-
нов проектной группы (методы соционики, стику и технологию построения тестов [1, 2].