УДК 796.011.3
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА ЖИЗНИ С РАБОТОСПОСОБНОСТЬЮ, ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ
СТУДЕНТОВ
Наталья Дмитриевна Лигостаева, кандидат культурологии, доцент, Самарский государственный институт культуры, Самара; Алексей Григорьевич Карасев, подполковник полиции, старший преподаватель, Волгоградская академия МВД России, Волгоград;
Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет им. Академика С.П. Королева, Самара; Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет, Самара
Аннотация
Результативность физического воспитания в вузе опирается, прежде всего, на устойчиво сформированную долговременную активную позицию личности по использованию физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и совершенствовании в профессиональной деятельности. Однако, как показали исследования авторов статьи, большое влияние на это оказывает образ жизни нашей молодежи. Сегодня отдается приоритет развитию будущих специалистов с основой на активную самостоятельную работу, но социологические опросы показывают, что не все студенты к этому готовы. Объектом данного исследования являются студенты Самарских вузов. Предметом - влияние образа жизни студентов на самостоятельные занятия по физической культуре и спорту, в рамках учебного процесса. исследование физического развития и физической подготовленности студентов. Цель исследования: выявить закономерность влияние образа жизни на повышение работоспособности, физического развития и физической подготовленности студентов. Методы исследования: изучение и анализ научной литературы по теме, социальный опрос, обобщение, методы межгруппового сравнения. Проведя исследования, авторы статьи подтвердили, что приобщение студентов к физическому самовоспитанию, с опорой на активную самостоятельную работу напрямую зависит от того образа жизни, который они ведут, т.е. многие студенты не имеют мотива и желания заниматься физической культурой в свободное от учебы время. С другой стороны вузы не имеют возможности предоставлять площадки для самостоятельных занятий студентов и вести контроль за их безопасным применением. Именно поэтому данная тема заслуживает особого внимания и изучения.
Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, работоспособность, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p257-260
RELATIONSHIP OF LIFESTYLE WITH WORKING CAPACITY, PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS Natalia Dmitrievna Ligostaeva, the candidate of cultural studies, docent, Samara State Institute of Culture, Samara; Alexey Grigorievich Karasev, the police lieutenant colonel, senior teacher, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgograd; Olga Alexandrovna Kazakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara University; Lidiya Aleksandrovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Samara
State University of Economics, Samara
Abstract
The effectiveness of physical education at the university is based, first of all, on a stable long -term active position of the individual on the use of physical culture and sports in the organization of a healthy lifestyle and improvement in professional activity. However, as the research of the authors of the article has shown, the lifestyle of our youth has a great influence on this. Today, priority is given to the development of future specialists with a basis for active independent work, but opinion polls show that not all students are ready for this. The object of this study are students of Samara universities. The subject is the in-
fluence of students' lifestyle on independent classes in physical culture and sports, as part of the educational process. research of physical development and physical fitness of students. The purpose of the study: to identify the regularity of the influence of lifestyle on improving performance, physical development and physical fitness of students. Research methods: study and analysis of scientific literature on the topic, social survey, generalization, methods of intergroup comparison. After conducting research, the authors of the article confirmed that the involvement of students in physical self-education, based on active independent work, directly depends on the lifestyle they lead, i.e. many students do not have the motivation and desire to engage in physical culture in their free time. On the other hand, universities do not have the opportunity to provide platforms for independent studies of students and monitor their safe use. That is why this topic deserves special attention and study.
Keywords: physical development, physical fitness, working capacity, healthy lifestyle, physical culture and sports.
ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация рассматривает систему высшего образования как важнейший фактор долговременного воздействия на все стороны общественной жизни. Она призвана обеспечить опережающее формирование кадровых ресурсов для ускорения социально-экономического развития страны. В результате этого должно быть обеспечено новое качество подготовки специалистов, сочетающих глубокую профессиональную зрелость, воспитанных в духе российского патриотизма, гражданского долга, профессиональной гордости и социальной ответственности. Возрастает значимость формирования гармонично развитой, общественно активной личности специалиста, где значительную роль в решении поставленных задач призвана сыграть физическая культура и спорт как основной предмет высшей школы [1, 3].
Однако, специалисты высшей школы сегодня наблюдают, что большая часть часов практических занятий переводится на самостоятельное обучение студентов. В то же время, как социологические исследования показывают нам, что только 30,9% студентов занимаются физическими упражнениями и спортом в свободное время, тогда как 69,1% предпочитают другие занятия [1].
С нашей точки зрения, это может привести к снижению физической подготовленности студентов, а следовательно, работоспособности, что отрицательно повлияет на их будущую трудовую деятельность.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Именно какой образ жизни ведут наши студенты, напрямую зависит и отношение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в рамках учебного процесса. Анализ показал, что только студенты, которые регулярно занимаются активным спортом, соблюдают режим и не имеют вредных привычек, т.е. ведут здоровый образ жизни, им присуща и регулярность в самостоятельных занятиях физической культурой и спортом [2, 4, 5].
Выбрав в качестве критериев особенности образа жизни студентов, мы установили (в %) закономерную связь между этими показателями и занятиями физической культуры. В исследовании приняли участие студенты 2 и 3 курсов вузов Самарских вузов. В 1 группу вошли студенты, которые только посещали занятия по физической культуре и спорту в вузе (70 человек) один раз в неделю и 2 группа - студенты, посещающие занятия по физической культуре и спорту в вузе и занимающиеся дополнительно в спортивных секциях (70 человек).
Далее был проведен опрос данных групп и выявлено, что привычка выполнять по утрам утреннюю гигиеническую гимнастику на 60,5 % выработана у 2 группы респондентов, соответственно они же имеют намного меньше вредных привычек (2,1%), регулярно занимаются спортом (100%), больше самоорганизованны (56,4%) по сравнению с группой 1 (таблица1).
Таблица 1 - Особенности образа жизни студентов Самарских вузов (составлено авторами)
Особенности образа жизни студентов Группы студентов (%)
1 2
Занятия утренней гигиенической гимнастикой 9,5 60,5
Количество курящих 43 2,1
Привычка планировать дела в течение недели 13,6 56,4
Систематические занятия спортом - 100
Среди причин игнорирования утренний гимнастики наши респонденты из 1 группы назвали недостаток времени, недосыпание, а также отсутствие желания и компании. Привычки планировать дела в течение недели у них не сформировано с детства, так же, как и занятия различными видами спорта.
Далее в своих исследованиях мы проанализировали данные физического развития и физической подготовленности студентов 1 и 2 групп (таблицы 2 и 3). Полученные данные оценивались, метод межгруппового сравнения.
Таблица 2 - Показатели физического развития 1 и 2 групп испытуемых (составлено авторами)_
Показатели Группы студентов р
1 группа 2 группа
Рост, см 171,0±1,06 176,5±1,66 <0,01
Вес, кг 73,0 ±1,8 70,2±0,1 <0,05
Весо-ростовой индекс, г. 426,5 ±9,9 422,8±6,8 <0,05
Жизненная емкость легких 3130±77 4351±9,8 <0,01
Жизненный индекс, усл. ед. 48,8±1,37 58,4±083 <0,01
Экскурсия грудной клетки, см 8,21±0,17 10,6±0,22 <0,05
Проба Штанге,с 58,78±2,79 68,5±2,6 <0,05
Таблица 3 - Показатели физической подготовленности 1и 2 групп (составлено авторами)
Показатели 1 группа 2 группа р
Сила правой кисти, кг 54,5±1,45 62,82±0,89 <0,05
Становая сила, кг 155,8±2,15 181,8±4,45 <0,01
Статическая выносливость, с 30,3±1,42 34,5±1,72 <0,05
Силовые индексы, % кистевой 73,9±09 78,5±04 >0,01
становой 212,0±07 240,0±0,62 >0,01
Скоростно-силовые Прыжок вверх, см 41,8±1,08 54,36±0,5 >0,01
Прыжок в длину с места, см 181±4,1 226,7±6,8 >0,02
Гибкость, см -1,0±0,42 4,09±0,38 <0,01
Равновесие, с 15,15±1,42 16,6±2,04 <0,05
Анализ физического развития свидетельствует о том, что данные роста, веса, внешнего дыхания (жизненной емкости легких, жизненного индекса, пробы Штанге) в первой группе ниже, чем во второй, при этом так же необходимо отметить и невысокий уровень параметров физической подготовленности этой группы. Характеристика данных физической подготовленности и физического развития второй группы выше, чем в первой, т.е., видно влияние здорового образа жизни студентов, особенно, следует обозначить дополнительные занятия разными видами спорта.
ВЫВОДЫ
Полученные материалы позволяют сделать следующие выводы.
Студенты, посещающие один раз в неделю занятия по физической культуре и спорту и не добавляющие самостоятельные занятия физическими упражнениями, имеют невысокий уровень физической подготовленности, что негативным образом отразится на их работоспособности в будущем.
В противоположность этому, студенты, которые дополнительно занимаются различными видами спорта, живут в режиме ЗОЖ и не имеют вредных привычек, показыва-
ют высокую работоспособность, так как у них сформированы полезные навыки, которые остаются на протяжении всей их жизни.
Однако приобщение студентов к физическому самовоспитанию, с опорой на активную самостоятельную работу напрямую зависит от того образа жизни, который они ведут, при этом в нынешних условиях, как показали социологические исследования, недопустимо выносить занятия физической культурой и спортом на самостоятельное обучение, вследствие низкой сформированное™ жизненной позиции нашей молодежи. С другой стороны, сами вузы не имеют возможности предоставлять площадки для самостоятельных занятий студентов и вести контроль их безопасного использования спортивного оборудования и инвентаря.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глазина Т. А. Взаимосвязь уровня физической активности девушек - студенток с инициативностью в общественно-спортивной жизни вуза / Т.А. Глазина, Г.Б. Холодова, Г.В. Боброва // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 48-51.
2. Иванова Л.А. Формирование готовности студенток вуза к самодвижению в здоровом образе жизни средствами оздоровительных фитнес направлений / Л.А. Иванова, О.В. Савельева, Н.Е. Курочкина // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - № 6 (25). - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/33PVN614.pdf (дата обращения: 01.03.2022).
3. Иванова Л.А. Инновационные средства психофизического развития и восстановления здоровья студентов специального учебного отделения вуза / Л.А. Иванова, С.Ф. Лучков, О.А. Казакова // «Здоровье нации: современные ориентиры в физическом воспитании учащейся молодежи» : материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. - Самара : Изд. СГЭУ, 2013. - С. 38-41.
4. Николаев П.П. Анализ анатомо-физиологических и функциональных особенностей женщин, занимающихся силовыми видами спорта / П.П. Николаев, Ю.В. Шиховцов, И.В. Николаева, Л.А. Иванова, М.Н. Пискайкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2018. - № 5. - С. 14-16.
5. Влияние физической активности на работу репродуктивной системы человека / О.Г. Савченко, Л.А. Иванова, А.М. Данилова, Н.Е. Курочкина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 240-244.
REFERENCES
1. Glazina, T.A., Kholodova, G.B. and Bobrova, G.V. (2022), "Interrelation of the level of physical activity of female students with initiative in the social and sports life of the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. No. 1 (203), pp. 48-51.
2. Ivanova, L.A., Savelyeva, O.V. and Kurochkina, N.E. (2014), "Formation of readiness of university students for self-movement in a healthy lifestyle by means of health-improving fitness directions", Online journal of Science Studies, No. 6 (25), available at: http://naukovedenie.ru/PDF/33PVN614.pdf.
3. Ivanova, L.A., Luchkov, S.F. and Kazakova, O.A. (2013), "Innovative means of psychophysical development and restoration of health of students of the special educational department of the university", Materials of the All-Russian correspondence scientific and practical conference "Health of the nation: modern guidelines in physical education of students", Samara, Publishing House SSEU, pp. 38-41.
4. Nikolaev, P.P., Shikhovtsov,Yu.V, Nikolaeva, I.V., Ivanova, L.A. and Piskaikina, M.N. ( 2018), "Analysis of anatomical, physiological and functional features of women engaged in power sports", Physical culture: upbringing, education, training, No. 5, pp. 14-16.
5. Savchenko, O.G., Ivanova, L.A., Danilova, A.M. and Kurochkina, N.E. (2017), "The influence of physical activity on the work of the human reproductive system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (154), pp. 240-244.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.05.2022