13. Aboneeva, A.V., Mazurenko, E.A. and Butov, S.P. (2019), "Technology of preparation of sports nutrition, basic requirements and effects on the human body", Technology and commodity science of innovative food products, No. 2 (55), pp. 44-49.
14. Mazurenko, E.A. and Kasyanov, G.I. (2016), "Designing food products for people with increased physical activity", Izvestia of higher educational institutions. Food technology, No. 5-6 (353-354), pp. 48-51.
15. Mazurenko, E.A., Trofimova, O.S., Pegushina T.S. and Lesnikova Yu.E. (2021), "Methods of dance aerobics classes with women 30-35 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 203-207.
16. Kasyanov, G.I., Mazurenko, E.A., Olkhovatov, E.A. et al. (2018), "Designing food products for sportsmen-players", Bulletin of the North Caucasian Federal University, No. 1(64), pp. 18-26.
17. Mazurenko, E.A. and Kasyanov, G.I. (2016), "Peculiarities of nutrition of athletes with increased physical exertion", Bulletin of the Voronezh State University of Engineering Technologies, No. 4 (70), pp. 121-126.
18. Ibragimov, V. R., Lukashevich, R. V., Bryantsev, A. A. et al. (2022), "Evaluation of hand strength values in arm wrestlers of various qualifications", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (208), pp. 144-147.
19. Ibragimov, V. R., Petrenko, Ya. S., Mazurenko, E. A., et al. (2022), "The impact of student nutrition on mental and physical activity on the example of the Kuban State Technological University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (208), pp. 147-153.
20. Petrenko, Ya. S., Fomichev, V. D., Mazurenko, E. A., et al. (2022), "Workout as a sport in the Krasnodar Territory", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (206), pp. 318-321.
21. Fomichev, V. D., Nizhivenko, V. N. and Chashkova, O. Yu. (2022), "Reasons for erroneous decisions of referees in rugby", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (208), pp. 388-393.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.08.2022
УДК 796.011.3
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ И ВЛИЯНИЕ НА НЕЕ РАЗЛИЧНЫХ
ФАКТОРОВ
Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет, Самара; Наталья Дмитриевна Лигостаева, кандидат культурологии, доцент, Самарский государственный институт культуры, Самара; Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет им. Академика С.П. Королева, Самара
Аннотация
За последние время наблюдается игнорирование администрации вузов практических занятий по физической культуре и спорту и перевод их на самостоятельное обучение, вследствие чего у студентов так же складывается второстепенное отношение к предмету, что приводит к ухудшению их здоровья, физической подготовленности, работоспособности и т.д. Актуальность данной темы обусловлена наличием противоречий: между высокой социальной значимостью занятий физической культурой в вузе для укрепления здоровья, умственной и физической работоспособностью студентов, с одной стороны, и невозможностью сохранения физической формы на должном уровне в течение учебного года, с другой. В статье описаны объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов, изменение состояния организма под влиянием режимов и условий обучения, признаки утомления в процессе умственного труда, а также работоспособность и влияние на нее разных факторов. Как известно, хорошая работоспособность определяет успехи студента в его образовательной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности. Авторы утверждают, что повысить работоспособность человека могут прежде всего, регулярные, компетентные занятия физической культурой и спортом, правильное рациональное питание и четкий режим труда и отдыха.
Ключевые слова: работоспособность; утомляемость; студенты; физические упражнения; физическая активность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p117-122
EFFICIENCY OF STUDENTS AND INFLUENCE OF VARIOUS FACTORS ON IT Lidiya Alexandrovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Samara State University of Economics, Samara; Natalia Dmitrievna Ligostaeva, the candidate of cultural studies, docent, Samara State Institute of Culture, Samara; Olga Alexandrovna Kazakova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Samara National Research University name Academician S.P.
Koroleva
Abstract
In recent years, the administration of universities has been ignoring practical classes in physical culture and sports and transferring them to independent study, as a result of which the students also develop the secondary attitude to the subject, which leads to deterioration in their health, physical fitness, work ability, etc. The relevance of this topic is due to the presence of contradictions: between the high social significance of physical education classes at the university for health promotion, mental and physical performance of students, on the one hand, and the inability to maintain physical fitness at the proper level during the academic year, on the other. The article describes objective and subjective factors of learning and the reaction of the students' organism to them, changes in the state of the organism under the influence of modes and conditions of learning, signs of fatigue in the process of mental labor, as well as the ability and influence of various factors on it. As you know, good performance determines the success of a student in his educational, and in the future, professional activities. The authors claim that regular, competent physical education and sports, proper nutrition and a clear work and rest regime can improve a person's performance.
Keywords: working capacity, fatigue; students, physical exercises, physical activity.
ВВЕДЕНИЕ
Безусловно, интерес к физической культуре и спорту занимает важное место в формировании структуры образа жизни современного студента.
В высших учебных заведениях физическая культура выступает как средство социального становления будущего специалиста, активного совершенствования индивидуальных, личностных, и профессионально - значимых качеств студентов как средство достижения ими физического совершенства [4, 5].
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, совершенствовать физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
Поэтому, одной из задач физического воспитания в вузе является достижение и поддержание на высоком уровне умственной и физической работоспособности.
Однако, за последние время наблюдается игнорирование администрации вузов практических занятий по физической культуре и спорту и перевод их на самостоятельное обучение, вследствие чего у студентов так же складывается второстепенное отношение к предмету, что приводит к ухудшению их здоровья, физической подготовленности, работоспособности и т.д. Таким образом, актуальность исследования и наше мнение совпадают с многими авторами, и обусловлена наличием противоречий: между высокой социальной значимостью занятий физической культурой в вузе для укрепления здоровья и физической работоспособностью студентов, с одной стороны, и невозможностью сохранения физической формы на должном уровне в течение учебного года, с другой [2, 4].
Цель работы: изучить влияние физиологических условий на работоспособность студентов.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть основные понятия работоспособности человека и условий, влияющих на нее.
2. Провести социологическое исследование среди студентов вузов Самарской области по данной теме.
3. Найти причину возникновения проблемы и сделать соответствующий вывод.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В определении работоспособности многие авторы определяют ее по-разному. Одни работоспособность определяют как, способность человека выполнять максимально возможный объем механической работы в течение определенного времени [1].
Другие под работоспособностью понимают, способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Она с одной стороны отражает способности биологической природы человека, служит признаком его дееспособности, с другой - выражает его общественную суть, являясь признаком успешности освоения требованиями какой-то определенной деятельности.
На работоспособность всегда влияют различные внешние и внутренние факторы, как по отдельности, так и в совокупности.
Их можно условно разделить на три главные категории:
- факторы физиологического характера - это состояние здоровья, утомляемость, сон, питание и др.;
- факторы физического характера - условия работы, удобство рабочего места, степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, наличие вредных факторов, режим труда и отдыха и другие;
- факторы психического характера - самочувствие, душевное состояние, мотивированность, эмоциональная устойчивость и др. [2].
Как известно, работоспособность - величина переменная, она связана с изменениями характера протекания условий, влияющих не нее.
Для определения влияния физиологических условий на работоспособность студентов мы разработали анкету и опросили 234 студента Самарских вузов: из них 100 (30,4%) девушек и 134 (69,6%) юношей. В анкету включили вопросы о состоянии их здоровья (отношение к медицинским осмотрам), сна, соблюдений требования цифровой гигиены, утомляемости, питания и др.
Ключевую роль играет здоровье. Однако в последние годы наблюдается тенденция к увеличению заболеваемости студентов [4].
Большинство опрошенных студентов (78,5 %) ответили, что они ежегодно проходят профилактический медицинский осмотр, из них, каждый третий (27,1%) даже чаще - раз в полгода. В то же время 21,5% респондентов проходят профилактический осмотр редко, не чаще одного раза в два года.
Другим компонентом физиологического характера работоспособности является сон и его качество. Во время сна организм мобилизует ресурсы для стабилизации мозговой активности и восстановления физических сил [2]. По нашим данным 68,4 % респондентов не соблюдают режим сна. Проблемы со сном у них могут быть связаны как с психоэмоциональным состоянием (например, во время сессии), так и с нарушениями жизненных биоритмов (подготовка к учебе, ночная подработка и т.д.). Согласно гигиеническим требованиям ЗОЖ, продолжительность сна студента должна составлять примерно 7-8 часов. Однако, среди опрошенных были и те, у кого продолжительность сна составляла менее 5 часов (22,3%) или больше 8 часов (10,7%).
Нами выявлено, что лишь каждый пятый (21,6%) опрошенный студент соблюдает требования цифровой гигиены, в частности, при длительном использовании гаджетов периодически выполняют упражнения для глаз. Остальная часть опрошенных (78,4%) забывают об этом.
Попадая в вуз, студенты сталкиваются с новыми для себя условиями, их день насыщен большими интеллектуальными и эмоциональными перегрузками. Вынужденная сидячая поза длительный период времени приводит к напряжению мускулатуры тела, неумение планировать режим дня - к нарушениям порядка учебы и отдыха, ненормированные ум-
ственные и физические перегрузки - к систематической усталости, а все вместе к утомлению.
Утомление - это временное снижение работоспособности, которое сопровождается субъективным ощущением усталости и является защитной реакцией организма, спасая его от истощения и переутомления [2].
Работоспособность считается обратным отображением состояния утомления - чем больше увеличивается переутомление, тем ниже падает работоспособность [2].
По результатам опроса 75% респондентов сталкиваются с состоянием утомления, 27% из которых не знают, что с этим делать.
Не менее важным аспектом поддержания работоспособности организма является режим питания. Соблюдение режима питания важно с точки зрения необходимости насыщения организма необходимой суточной энергией (таблица). При ее недостаточном поступлении снижается умственная и физическая работоспособность [4].
Таблица - Продукты питания, наиболее часто входящие в рацион студентов (Составлено авторами)_
Ранжирование продуктов Наименование продуктов % частоты использования
1 Курица, макаронные изделия 44,8
2 Мучные изделия (снеки, пицца, чипсы и т.д.) 12,8
3 Каши 11,7
4 Яйцо 11
5 Молочные продукты 8,0
6 Овощи, фрукты 6,0
7 Свинина 4,0
8 Говядина 1,0
9 Рыба 0,5
10 Ягоды, орехи 0,2
В ходе исследования нами выявлено, что у 44,8% опрошенных в рационе занимают такие продукты, как макаронные изделия и курица. Далее по частому употреблению в пищу следуют мучные изделия (снеки, пицца, чипсы и т. д.) -12,8%; каши - 11,7%; яйцо -11%. В рационе респондентов менее популярными продуктами оказались молочные продукты (8%); овощи, фрукты (6%), свинина (4%), говядина (1%), рыба (0,5%), ягоды (0,1%), орехи (0,1%).
Безусловно, в курице содержится белок, необходимый для строительства мышечной структуры. Макаронные изделия богаты витамином В1, витамином РР, кремнием, кобальтом, марганцем, медью, молибденом. Каши содержат клетчатку и полезные микроминералы, участвующие в обменных процессах в организме человека. Но такая пища является однообразной, и не может полностью обеспечить растущий организм в полезных питательных веществах, минералах и витаминах. По мнению многих авторов, очень низкое потребление полезного мяса, молочных продуктов, фруктов и овощей обязательно приводит к быстрому утомлению, а как следствие может привести к авитаминозу и истощению всего организма [3]. Кроме того, довольно большой процент - 12,8, относиться к употреблению неправильной, не полезной пищи (снеки, пицца, чипсы...), что приводит в первую очередь, к набору жировой массы не только у девушек, но и у юношей, а также к различным заболеваниям желудочно-кишечного тракта, нарушению обмена веществ, сбоям иммунитета.
Более того, проводя длительное время за гаджетами, студенты пребывают в состоянии отсутствия двигательной активности, что в свою очередь наносит дополнительный вред здоровью [2].
Мы выявили, что утренней зарядке уделяют внимание только 35,3%. Большинство 64,7% указали на отсутствие желания, делать зарядку по утрам. Из 35,3% кто занимается утренней зарядкой, также указали на положительное влияние (70,6%), но в тоже время 29,4% не согласились с этим.
В современных университетах РФ созданы все условия студентам для сохранения и укрепления своего здоровья. Так в университетах, участвующих в эксперименте есть несколько игровых спортивных залов, тренажерные залы, залы для занятий единоборствами и фитнесом, построены ФОКи с бассейнами, летние городки со спорт-площадками и вор-каутом. Любой студент в университете может заняться выбранным для себя видом спорта. Однако, по проведенному нами исследованию лишь 27 % добровольно, с энтузиазмом занимаются спортом на площадках своих университетов, 7% посещают различные фитнес клубы, а остальные вынуждены ходить на обязательные занятия физической культурой на первом и втором курсе обучения (всего 72 часа) в вузе. Последние, не хотят самостоятельно заниматься спортом ссылаясь на нехватку времени во время учебы, более того многие из них уже стараются подрабатывать.
Студенты с ограниченными возможностями в вузах Самарской области также имеют доступ к занятиям физической культурой. Для того чтобы такие студенты занимались физкультурой безопасно для здоровья, на кафедрах физического воспитания разработаны специальные методики по адаптивной физической культуре.
ВЫВОДЫ
Таким образом, роль физической культуры и спорта в жизни студента в нашей стране крайне высока. Государство и образовательные организации стараются создать как можно лучшие условия для обучающихся студентов в вузах. Проблема остается пока в самих студентах, которые не торопятся тратить свое свободное время на занятия спортом.
По мнению авторов и специалистов в данной сфере деятельности, причина не сильной заинтересованности в собственном здоровье молодого поколения заключается в несовершенстве современных ФГОСов. Необходимо изменение ФГОСов, в которых наибольшее количество (328) часов дисциплины физическая культура и спорт переведено в элективный курс, где появляется возможность для руководителей образовательных организаций переводить этот курс в самостоятельные занятия. К сведению, во многих вузах Самарской области на самостоятельные занятия переведено до 50% академической нагрузки по элективному курсу и не только.
Отсюда вывод, хорошая работоспособность определяет успехи студента в его образовательной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности. А повысить работоспособность человека могут регулярные, компетентные занятия физической культурой и спортом, правильное рациональное питание и четкий режим труда и отдыха.
От того, насколько студент будет готов к умственным нагрузкам, зависит его успеваемость и в дальнейшем карьера. Однако только правильно организованные занятия физической культурой повышают работоспособность и способствует профилактике переутомления [4]. Поэтому нельзя недооценивать роль физической культуры в данном процессе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура / Э.Н. Вайнер, С.А. Кастюнин. - Москва : Флинта, 2012. - 144 с.
2. Горлова Л. А. Повышение физической работоспособности студентов в процессе физического воспитания на основе применения интервальной гипоксической тренировки : дис. ... канд. пед. наук / Горлова Людмила Алексеевна. - Санкт-Петербург, 2015. - 183 с.
3. Джиландзе Н.М. Использование биологически активных добавок студентами вузов / Н.М. Джиландзе, Л.А. Иванова // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2015. - № 1 (1). - С. 5-9.
4. Влияние физических упражнений на работоспособность студентов / Л.А. Иванова, Д.Н. Азаров, Н.В. Гурова, О.А. Казакова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 3 (205). - С. 173-178.
5. Казакова, О.А. Универсум здоровья будущих высококвалифицированных специалистов / О.А. Казакова, Л.А. Иванова, В.И. Шеханин // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - Т. 7. - № 1 (26). - URL : https://naukovedenie.ru/PDF/56PVN115.pdf (дата обращения: 01.01.2022).