Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ И ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ МВД'

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ И ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ МВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мыслительные профессионально важные качества / профессиональное выгорание / профессиональная деятельность сотрудников МВД / thinking professionally important qualities / professional burnout / professional activity of employees of the Ministry of Internal Affairs

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дворцова Елена Валерьевна, Хримли Татьяна Валерьевна

В статье описываются результаты научного исследования взаимосвязи между мышлением, профессионально важными качествами и профессиональным выгоранием у сотрудников МВД. Раскрыто определение мыслительных профессионально важных качеств сотрудников, рассмотрены подходы к пониманию профессионального выгорания в научной литературе. Описаны используемые методы исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты эмпирического исследования, которые отражают психологический профиль исследуемых сотрудников и анализ взаимосвязи между мыслительными профессионально важными качествами и профессиональным выгоранием с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дворцова Елена Валерьевна, Хримли Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the results of a scientific study of the relationship between thinking professionally important qualities and professional burnout among employees of the Ministry of Internal Affairs. The definition of the mental professionally important qualities of employees of the Ministry of Internal Affairs is revealed, approaches to understanding professional burnout in the scientific literature are considered. The research methods used are described, the sample is characterized. The results of an empirical study are presented, which reflect the psychological profile of the investigated employees of the Ministry of Internal Affairs and analyze the relationship between mental professionally important qualities and professional burnout using the Pearson correlation coefficient.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ И ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ МВД»

7. Тузова, О.Н. Отношение субъектов образовательного процесса к педагогической отметке / О.Н. Тузова, Е.И. Дашевская // Актуальные вопросы образования в XXI веке: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Мурманск, 28-30 марта 2023 года. - Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2023.-С. 134-139

8. Тузова, О.Н. Особенности отношения к педагогической отметке в подростковом возрасте / О.Н. Тузова, К.В. Зайцева // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2020. - № 3. - С. 735-741

9. Шаталов, В.Ф. Куда и как исчезли тройки. Из опыта работы школ г. Донецка / В.Ф. Шаталов. - Москва: Педагогика, 1979. - 134 с.

10. Baidoo-Anu, D. Conceptions of classroom assessment and approaches to grading: teachers' and students' perspectives / D. Baidoo-Anu, A. Rasooli, C. DeLuca, L. Cheng 11 Education Inquiry. - 2023. - Pp. 1-29

11. Doz, D. Factors influencing teachers' grading standards in mathematics / D. Doz 11 Oxford Review of Education. - 2023. -№ 6(49). - Pp. 819-837

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Дворцова Елена Валерьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Хримли Татьяна Валерьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ И ПРОФЕССИНАЛЬНОГО

ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ МВД

Аннотация. В статье описываются результаты научного исследования взаимосвязи между мышлением, профессионально важными качествами и профессиональным выгоранием у сотрудников МВД. Раскрыто определение мыслительных профессионально важных качеств сотрудников, рассмотрены подходы к пониманию профессионального выгорания в научной литературе. Описаны используемые методы исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты эмпирического исследования, которые отражают психологический профиль исследуемых сотрудников и анализ взаимосвязи между мыслительными профессионально важными качествами и профессиональным выгоранием с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

Ключевые слова: мыслительные профессионально важные качества, профессиональное выгорание, профессиональная деятельность сотрудников МВД.

Annotation. The article describes the results of a scientific study of the relationship between thinking professionally important qualities and professional burnout among employees of the Ministry of Internal Affairs. The definition of the mental professionally important qualities of employees of the Ministry of Internal Affairs is revealed, approaches to understanding professional burnout in the scientific literature are considered. The research methods used are described, the sample is characterized. The results of an empirical study are presented, which reflect the psychological profile of the investigated employees of the Ministry of Internal Affairs and analyze the relationship between mental professionally important qualities and professional burnout using the Pearson correlation coefficient

Key words: thinking professionally important qualities, professional burnout, professional activity of employees of the Ministry of Internal Affairs.

Введение. Психологические особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел в настоящее время подробно исследуется в психологии. Сотрудникам правоохранительных органов в силу своеобразности служебной деятельности ставятся завышенные требования к психике при взаимодействии с разными гражданами и сослуживцами. На психику сотрудника также влияет ряд других особенностей служебной деятельности, включая высокий риск возникновения чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу здоровью и жизни; а также высокие требования к психологическим характеристикам сотрудников и результатам их деятельности.Сотрудники правоохранительных органов являются одними из представителей, которые относятся к числу наиболее предрасположенных к профессиональному выгоранию. Многие из личных качеств помогают сотруднику правоохранительных органов выполнять профессиональные требования. Не маловажное место среди них занимают мыслительные профессионально-важные качества. Так как специфика службы подразумевает высокий уровень развития общих умственных способностей, эрудированность, успешное выполнение поставленных задач, нахождение в постоянном напряжении, повышенной ответственности, эмоциональным переутомлением. Так же, чрезмерный контроль и специфика работы в силовых структурах приводит к формированию синдрома профессионального выгорания. В этой связи для сотрудников МВД актуален вопрос овладения методами, которые позволяют развить необходимые профессионально важные мыслительные качества, обеспечивающие эффективность их профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Профессиональная деятельность сотрудников определяется сложностью и ответственностью рабочих задач, частым возникновением чрезвычайных ситуаций, повышенной профессиональной нагрузкой, опасностью для жизни и другими экстремальными факторами, способствующими формированию профессионального выгорания [3].

В настоящее время у исследователей отсутствует единое мнение относительно понятийного аппарата «выгорания». Проблеме выгорания в научной психологии посвящены работы таких выдающихся отечественных и зарубежных психологов, как X. Фроуденбергер, А.А. Рукавишникова, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, В.В. Лукьянова, Е.С. Старченкова, К. Маслач, Дж. Рейчелсон, Б.Г. Ананьев. Термин «выгорание» отечественные авторы в своих работах использовали различные варианты перевода английского понятия «burnout»: эмоциональное сгорание (Т.С. Яценко, Т.В. Форманюк), эмоциональное выгорание (В.В. Бойко) и эмоциональное перегорание (В.Д. Вид, Е.И. Лозинская), а также психическое выгорание (Н.Е. Водопьянова) и профессиональное выгорание (Т.Н. Ронгинская) [4].

В подходах авторов К. Маслач, и С. Джексон выгорание это рассматривается как реакция на длительные профессиональные стрессы межличностного общения, которая включает в себя три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и снижение профессиональных достижений" [9].

Как указывает С. С. Франчук для сотрудников правоохранительных органов важно обладать развитыми умственными способностями для успешного взаимодействия с населением, преодоления трудностей и профессиональных задач, адаптации поведения к условиям для достижения определенных целей [7]. Российский ученый В.П. Андронов выделяет категорию профессионального мышления как психического процесса и важного составляющего качества личности специалиста. Мыслительные профессиональные качества, таким образом, выступают инструментом для реализации деятельности и оптимального решения профессиональных задач [1]. Задачами мыслительных процессов, как пишет

A.C. Галкина, при выполнении профессиональной деятельности являются определение отношений между предметами, выявление связей и выделение их от случайностей. Мышление также важно при использовании понятий, формулировке умозаключений и выполнении функции обобщения и планирования [2].

Автор В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами (ПВК) понимает индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее развития. К профессионально важным качествам относятся способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК. Одним из профессионально важных качеств являются психические (интеллектуальные) качества. Среди психических качеств выделяются интеллект и мышление [6].

Мыслительные профессионально важные качества, согласно Е.П. Попечителеву - это психологические свойства субъекта труда, отражающие особенности мыслительного процесса как способности обрабатывать информацию для успешного решения профессиональных задач [5].

Мыслительные процессы некоторые авторы, например, В.А. Шаповал, рассматривают в рамках интеллектуальных способностей. Способность мыслительных профессионально важных качеств оценивать информацию и рассуждать рационально рассматривается в рамках особенностей интеллекта [8]. Часто профессиональная деятельность сотрудников служебной деятельности протекает в экстремальных условиях, которые требуют развитых умственных способностей и скорости их протекания. Ю.И. Андриенко и H.H. Надежин отмечают в данных способностях мыслительные процессы, которые важно рассматривать как проявление сущности интеллекта [4].

В исследовании взаимосвязи мыслительных профессионально важных качеств и профессионально выгорания у сотрудников МВД нами был произведен психологический анализ деятельности субъекта труда, в процессе которого рассмотрена общая характеристика профессии, в котором указано, что обуславливается обеспечением сохранности имущества, здоровья и жизни граждан и сохранности государственного строя. Среди факторов, определяющих психическую напряженность, выделяются риск для жизни сотрудника, сложные ситуации в социальной сфере (конфликты, мероприятия по задержанию и пр.), а также частый контакт с правонарушителями и разнообразным контингентом граждан. К факторам физической напряженности относятся физические нагрузки, специальные подготовки к работе с оружием, суточные и ночные дежурства, неопределенность и внезапность экстремальных условий деятельности. А также были выделены особо значимые профессионально важные качества субъекта труда: мыслительные свойства (словесно-логическое мышление, развитый социальный и эмоциональный интеллект и эмоционально волевую регуляцию) и индивидуально типологические свойства (динамичность нервной системы, умение абстрагироваться и умение выделять главное).

Объектом нашего исследования выступила профессиональная деятельность сотрудников МВД. Предметом стала взаимосвязь мыслительных профессионально важных качеств и профессионального выгорания у сотрудников МВД. Мы выдвинули гипотезу о том, что существует значимая взаимосвязь мыслительных профессионально важных качеств и профессионального выгорания у сотрудников МВД, а именно: чем выше мыслительно профессионально важные качества, тем ниже профессиональное выгорание.

Для достижения целей нашего исследования мы составили выборку из 40 сотрудников Управления МВД России по г. Новокузнецку. Среди респондентов приняли участие 73% мужчин и 27% женщин.

Для реализации поставленных задачи мы использовали такие методы, как теоретический анализ литературы, профессиографический анализ деятельности, психодиагностическое тестирование, метод математико-статистической обработки (процентное распределение, коэффициент корреляции Пирсона). Для получения эмпирического материала мы применяли следующие психодиагностические методики: тест «КОТ» (Краткий ориентировочный, отборочный тест),

B.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлик; тест «Аналогии. Измерение логических действий», У. Гордон; тест «Словарь» Дж. Фланагана, в адаптации В.А. Чикер; тест «Измерение профессионального выгорания», К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой.

По методике «Краткий ориентировочный, отборочный тест», В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик, 95% высокие умственные способности. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в работе такие сотрудники могут точно объяснить коллегам и гражданам смысл и значение работы, обосновать последовательность действий при трудностях, принимают эффективные решения в профессиональной деятельности на основе соотношений того или иного правонарушения с законодательными актами.

Согласно результатам теста «Аналогии. Измерение логических действий», У. Гордон, большинство обследуемых характеризуются выраженными мыслительными способностями (80%). Большая часть обследуемых сотрудников МВД в процессе выполнения служебных обязанностей могут быстро и верно установить причинно-следственную связь, оперативно понимают поставленные задачи и приступают к их решению. У них также развиты ассоциативные связи, что позволяет лучше понимать окружающих людей, поддерживать межличностное общение для более эффективной деятельности. Вместе с этим, способность их концентрации внимания и его переключения позволяют точно анализировать трудности, изучать особенности правонарушений, воспринимать поступающую информацию.

Результаты использования теста «Словарь. Оценка интеллектуальных свойств личности», Дж. Фланаган, в адаптации В. А. Чикер, отражают преобладание в выборке респондентов сотрудников с высокими интеллектуальными свойствами (83%). Большая часть обследуемых в профессиональной деятельности имеют высокую образованность, эрудированность, что в целом позволяет им уверенно распоряжаться законами при выполнении трудовых обязанностей, знаниями о взаимодействии со специфичным контингентом. Наличие богатого словарного запаса и умелое его использование обуславливает гибкость мыслительных процессов, скорость их протекания, что способствует лучшей социальной адаптации личности сотрудника и расположению других людей к себе.

Для исследования профессионального выгорания, мы использовали тест «Измерение профессионального выгорания», К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой. что 55% обследуемых сотрудников обладают средним истощением. Большая часть обследуемых проявляют усталость после несения службы и взаимодействия с населением, они характеризуются снижением активности и скорости протекания психических процессов, что находит свое отражение в замедленных действиях при общении с руководством, гражданскими лицами. Такие сотрудники могут совершать ошибки в силу усталости, упускать вопросы или не в полной мере получать информацию о правонарушении в

ходе выполнения трудовых обязанностей. В целом, сотрудники со средним истощением способны эффективно выполнять служебные обязанности.

Высокой деперсонализацией характеризуются 55% сотрудников МВД. В ходе выполнения трудовых обязанностей такие сотрудники строго придерживаются профессиональной роли, не проявляют сопереживания и включенности в групповую работу, а также могут проявлять агрессивное поведение в общении с коллегами и населением, осуждать действия руководства, игнорировать переживания граждан. В поведении деперсонализация также может проявляться в виде чрезмерной строгости и эмоциональной холодности в общении с гражданами, в отсутствии способности располагать граждан и коллег к себе, критично оценивают других людей.

Для большинства сотрудников МВД не характерно иметь редукцию личностных достижений (45%), Такие сотрудники положительно оценивают результаты своей профессии, имеют мотивацию к улучшению условий труда, карьерному росту (повышению служебного звания, улучшения места труда и его условий), расширению знаний о законодательных актах. Они активно настроены на выполнение служебных обязанностей, включены в процесс эффективного достижения целей правоохранительной деятельности.

Большинство обследуемых сотрудников (42%) не имеют выраженного профессионального выгорания, Такие сотрудники могут оперативно реагировать на сигналы о правонарушениях, быстро принимают решения для выполнения приказов, могут адекватно оценить обстановку и ситуацию правонарушения, что позволяет заранее принять меры и достигнуть нужного результата. Вместе с этим отмечается положительное отношение сотрудников МВД к выбранной профессии, достигнутым результатам труда, имеется направленность на улучшение трудовых условий, развитие себя как профессионала: изучение законодательства, достижение высоких результатов на специальных тренировках и подготовках, получение дополнительного образования и т.п.

В процессе корреляционного анализа обнаружилась значимая обратная связь между мыслительными способностями по методике У. Гордон и истощением по методике К. Маслач (р < 0,05). Также имеются значимые тесные обратные связи между мыслительными способностями по методике У. Гордон и деперсонализацией (р < 0,01), редукцией профессиональных достижений (р < 0,01) и общим показателем профессионального выгорания (р < 0,01) по методике К. Маслач. Чем выше мыслительные способности, тем ниже истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений и общий показатель профессионального выгорания. Имеется значимая обратная связь между умственными способностями по методике В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик и истощением (р < 0,05) и по методике К. Маслач. Также обнаружилась значимая тесная обратная связь между умственными способностями по методике В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик и деперсонализацией (р < 0,01), редукцией профессиональных достижений (р < 0,01) и общим показателем профессионального выгорания по методике К. Маслач. Чем выше умственные способности, тем ниже истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений и общий показатель профессионального выгорания. Обнаружились значимые обратные связи между интеллектуальными свойствами по методике Дж. Фланаган и истощением (р < 0,05) и деперсонализацией (р < 0,05) по методике К. Маслач. Также имеется значимая тесная обратная связь между интеллектуальными свойствами по методике Дж. Фланаган и редукцией профессиональных достижений (р < 0,01) по методике К. Маслач. Чем выше интеллектуальные свойства, тем ниже истощение, деперсонализация и редукция профессиональных достижений.

Выводы. Согласно результатам психодиагностического исследования мыслительных профессионально важных преобладающее количество сотрудников имеют высокие умственные, мыслительные и интеллектуальные способности. Согласно результатам исследования уровня профессионального выгорания большинство обследуемых сотрудников МВД обладают низкой выраженностью или отсутствием рассматриваемого явления.

В процессе корреляционного анализа были обнаружены статистически-значимые связи между мыслительными профессионально важными качествами и профессиональным выгоранием у сотрудников МВД. Чем выше мыслительные профессионально-важные качества, тем ниже профессиональное выгорание сотрудников МВД.

Выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что существует значимая взаимосвязь мыслительных профессионально важных качеств и профессионального выгорания у сотрудников МВД, а именно: чем выше мыслительно профессионально важные качества, тем ниже профессиональное выгорание, нашла свое полное подтверждение.

Литература:

1. Аршанская (Шешукова), О.В. Психологические условия становления социального интеллекта: история и современность. Монография. / О.В. Аршанская (Шешукова). - Тамбов: СахГУ, 2018. - 85 с. - ISBN 978-5-4480-0189-5. -Текст: непосредственный.

2. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПБ: Издательство Питер, 2005. - 258. - ISBN 978-5-91180-891-4. - Текст: непосредственный.

3. Варданян, Ю.В. Преодоление эмоционального выгорания сотрудников органов внутренних дел как ресурс развития психологической безопасности / Ю.В. Варданян, О.М. Воробьева. - Текст: электронный // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/89PSMN520.pdf(flaTa обращения: 01.06.2023)

4. Гофман, О.О. Проблема профессионального выгорания специалистов в сфере информационных технологий: теоретический обзор / О.О. Гофман, Н.Е. Водопьянова, А.Ф. Джумагулова. - Текст: электронный // Организационная психология. - 2023. - № 1. - С. 117-144. - URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/data/2023/04/21/2029985495/OrgPsy_2023_l(6)_Gofman-etal(117-144).pdf (дата обращения: 03.09.2023)

5. Галкина, A.C. Психологические особенности профессионального мышления руководящих и педагогических работников системы СПО: учебно-методическое пособие / A.C. Галкина. - Донецк: Государственная организация дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования», 2021. - 52 с. -Текст: электронный. - URL: http://irpodnr.com/files/Knigniy_kiosk/Posobiya/GalkinaAS_Myshlenie.pdf (дата обращения: 26.10.2023)

6. Дмитриева, М.А. Психология труда и инженерная психология: учебное пособие / М.А. Дмитриева, A.A. Крылов, А.И. Нафтульев. - Ленинград: Издательство ЛГУ, 1979. - 220 с. - Текст: непосредственный.

7. Дворцова, Е.В. Эмоциональный интеллект и стрессоустойчивость как факторы профессионального выгорания сотрудников правоохранительных органов. - Текст: электронный / Е.В. Дворцова // Теория и практика социогуманитарных наук. - 2022. - № 1 (17). - С. 67-74. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/emotsionalnyy-intellekt-i-stressoustoychivost-kak" faktory-professionalnogo-vygoraniya-sotrudnikov-pravoohranitelnyh-organov ( дата обращения: 20.08.2023)

8. Деревянченко, B.C. Эмоциональный интеллект как фактор преодоления профессионального стресса и выгорания педагогов. - Текст: электронный / B.C. Деревянченко // Психологические науки. - 2021. - № 4. - С. 57-66. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/emotsionalnyy-intellekt-kak-faktor-preodoleniya-professionalnogo-stressa-i-vygoraniya-pedagogov (дата обращения: 21.08.2023)

9. Ермакова, E.B. Изучение синдрома профессионально выгорания как нарушения ценностно смысловой сферы личности / Е.В. Ермакова. - Текст: электронный // Московский городской психолого-педагогический университет. - 2010. -№ 1. - С. 27-37. - URL: https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2010_nl/chp_2010_nl_29159.pdf ( дата обращения: 16.07.2023)

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Дворцова Елена Валерьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Михалева Виктория Вячеславовна Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ С ФОРМАМИ РЕАГИРОВАНИЯ В НАПРЯЖЕННЫХ СИТУАЦИЯХ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Аннотация. Статья отражает результаты научного исследования связи эмоционально-волевой сферы с формами реагирования в напряженных ситуациях у сотрудников правоохранительных органов. Раскрываются определения понятий эмоционально-волевых профессионально-важных качеств и формам реагирования в напряженных ситуациях. Описаны используемые методы исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты эмпирического исследования, в которых отражается анализ связи эмоционально-волевой сферы с формами реагирования в напряженных ситуациях у сотрудников правоохранительных органов с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

Ключевые слова: эмоционально-волевые профессионально-важные качества, формы реагирования, напряженные ситуации, профессиональная деятельность сотрудников МВД.

Annotation: The article reflects the results of a scientific study of the connection between the emotional-volitional sphere and the forms of response in tense situations among law enforcement officers. The définitions of the concepts of emotional-volitional professionally important qualities and forms of response in tense situations are revealed. The research methods used are described and the sample is characterized. The results of an empirical study are presented, which reflect the analysis of the connection between the emotional-volitional sphere and the forms of response in tense situations among law enforcement officers using the Pearson corrélation coefficient.

Key words: emotional-volitional professionally important qualities, forms of response, tense situations, professional activities of police officers.

Введение. В силу напряженных политических и экономических кризисов в стране в настоящее время может наблюдаться рост числа преступлений, экстремисткой и террористической деятельности, учащаются конфликты при взаимодействии с гражданским населением. На этой основе повышается необходимость командирования личного состава в части страны с повышенным риском возникновения вооруженных конфликтов, повышаются требования к оперативности и эффективности деятельности служащих, предъявляются высокие требования к поведению сотрудников, что в совокупности не может не отразиться на психике субъектов служебной деятельности.

Для успешной адаптации к подобным профессиональным условиям деятельности силовых структур, сотрудникам важно обладать способностью адекватно и оперативно реагировать на возникающие в ходе служебной деятельности напряженные ситуации, чтобы сохранить как физическое здоровье, так и здоровую психику. В настоящее время в структуре МВД наблюдается нехватка сотрудников, обладающих необходимыми качествами, вследствие чего многие новые сотрудники увольняются спустя непродолжительное время работы, с трудом переживают травматические события при исполнении служебных обязанностей, не могут проявить необходимые поведенческие и эмоциональные реакции в экстремальных ситуациях. Также, в научном мире не акцентируется особое внимание на эмоционально-волевых профессионально важных качествах личного состава как фактора, связанного с формами реагирования в напряженных ситуациях.

Изложение основного материала статьи. Вопросом определения форм реагирования в напряженных ситуациях в настоящее время занимается молодая область психологической науки - психология экстремальных ситуаций. В учебнике под редакцией Н. С. Хрусталевой указано, что среди подходов к определению экстремальных ситуаций можно обнаружить близкие по смыслу понятия: напряженные ситуации, крайние условия, сложные ситуации, нештатные ситуации и т.п. Мы вслед за Н. С. Хрусталевой также будем придерживаться подхода к трактовке рассматриваемого явления. Вместе с этим, автор дает объемное содержание понятию экстремальных ситуаций - характеристика внезапно и радикально изменившейся обстановки и связанных с этим неблагоприятных факторов, угрожающих нормальной жизнедеятельности личности, определяющих напряженность, проблемность, риск в реализации целенаправленной деятельности в конкретных условиях [7].

Большой вклад в изучение трудных ситуаций был внесен Е.В. Битюцкой. Автором указывается на то, что исследователи, делающие акцент на трактовке напряженных ситуаций, указывают на определенные состояния личности как ответную реакцию, способствующую мобилизации сил и активному функционированию личности в трудных условиях. Любая напряженная ситуация, таким образом, как пишет Е.В. Битюцкая, обуславливает определенное реагирование человека на нее. Прежде всего, такое реагирование находит себя в когнитивном оценивании таких трудных обстоятельств, под которым исследователь предлагает понимать восприятие ситуации личностью, ее интерпретации и выражение отношения к ней. Подобная оценка обуславливает степень совладания человека с напряженной ситуацией в виде выбора того или иного копинга [1].

Ведущей концепцией понимания форм реагирования в настоящее время считается предложенная Р. Лазарус и С. Фолкман теория совладающего поведения (копинг-поведение). Совладающее поведение, может представляться особым видом социального поведения человека, обеспечивающего или разрушающего здоровье и благополучие человека. Копинги позволяют субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией с использованием осознанных действий и направлено на активное взаимодействие с ситуацией, в частности, на ее изменение или приспособление к ней. Исходя из ключевых идей, по Р. Лазарус и С. Фолкман, совладающее поведение как форму реагирования в напряженных ситуациях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.