УДК 159.9
Е. В. Дворцова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Статья посвящена проблеме взаимосвязи стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта с профессиональным выгоранием у сотрудников правоохранительных органов. Представлены данные психологической диагностики стрессоустойчивости, эмоционального интеллекта и профессионального выгорания. Отражены результаты выявленной взаимосвязи стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта с профессиональным выгоранием у сотрудников правоохранительных органов.
Ключевые слова: стрессоустойчивость; эмоциональный интеллект; профессиональное выгорание; сотрудники правоохранительных органов; служебная деятельность.
Для цитирования: Дворцова Е. В. Эмоциональный интеллект и стрессоустойчивость как факторы профессионального выгорания сотрудников правоохранительных органов // Теория и практика социогуманитарных наук. 2022. № 1 (17). С. 67-74.
E. V. Dvortsova
EMOTIONAL INTELLIGENCE AND STRESS RESISTANCE AS FACTORS OF PROFESSIONAL BURNOUT OF LAW ENFORCEMENT STAFF
This article is devoted to the problem of the relationship between stress resistance and emotional intelligence with professional burnout among law enforcement officers. The data of psychological diagnostics of stress resistance, emotional intelligence and professional burnout are presented. The results of the identified relationship between stress resistance and emotional intelligence with professional burnout among law enforcement officers are reflected.
Keywords: stress resistance; emotional intelligence; professional burnout; law enforcement officers; performance.
© Дворцова Е. В., 2022 © Dvortsova E. V., 2022
For citation: Dvortsova E. V. Emotional intelligence and stress resistance as factors of professional burnout of law enforcement staff. Teoriya i praktika sociogumani-
tarnyh nauk [Theory and practice no. 1 (17), p. 67-74.
Актуальность данного исследования по выявлению взаимосвязи стрес-соустойчивости и эмоционального интеллекта с профессиональным выгоранием у сотрудников правоохранительных органов определяется особенностями их профессиональной деятельности, которая связана со сложными, опасными и стрессогенными условиями труда, высоким нервно-психическим напряжением, а также рисками для жизни и здоровья, что связано со спецификой выполняемых профессиональных задач.
Проблема исследования взаимосвязи стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта с профессиональным выгоранием у сотрудников правоохранительных органов является малоизученной областью психологии служебной деятельности и в этой связи имеет научную новизну для психологической науки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы психологами служебной деятельности в системе психологического обеспечения профессиональной деятельности при подготовке сотрудников к несению службы и повышению эффективности их профессиональной деятельности. Кроме того, результаты исследования могут быть полезными в разработке
of socio-humanitarian studies], 2022,
мероприятий по профилактике профессионального выгорания, созданию тренингов по развитию стрессоустой-чивости и эмоционального интеллекта у сотрудников правоохранительных органов.
Сотрудники правоохранительных органов в силу специфики служебной деятельности имеют повышенные требования к профессионально важным качествам. Их профессиональная коммуникация осуществляется при взаимодействии с гражданами, в том числе с правонарушителями и осужденными, а также коллегами по службе, со старшими по званию, руководством. Профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов имеет ряд особенностей, в числе которых высокий риск возникновения чрезвычайных ситуаций, несущих угрозу здоровью и жизни, и работа с огнестрельным оружием. Вследствие перечисленных факторов профессиональное выгорание у сотрудников правоохранительных органов происходит гораздо быстрее, чем у работников, занятых в других социономических профессиях.
Выполнять профессиональные требования сотруднику силовой структуры помогают многие профессионально важные качества. Но, по нашему мнению, ведущее место среди них
занимают стрессоустойчивость и эмоциональный интеллект, которые входят в блок эмоционально-волевых профессионально важных качеств. Установлено, что у сотрудников правоохранительных органов в скором времени после начала службы начинает развиваться профессиональное выгорание, и через пять-семь лет стажа работы уже диагностируется синдром эмоционального выгорания. Это обусловливается тем, что специфика службы подразумевает экстремальный характер деятельности и наличие особенных черт межличностного общения, в этой связи сотруднику правоохранительных органов необходимо уметь контролировать и регулировать как свое поведение, так и любое проявление эмоций. В результате чрезмерный контроль эмоций и специфика работы в силовых структурах приводит к скорому выгоранию сотрудника в профессиональной сфере.
В качестве объекта исследования мы рассматривали профессиональную деятельность сотрудников правоохранительных органов. Представителями сотрудников правоохранительных органов выступили работники органов внутренних дел. Предметом исследования является взаимосвязь стрессо-устойчивости и эмоционального интеллекта с профессиональным выгоранием у сотрудников правоохранительных органов.
Гипотезой нашего исследования выступило предположение о том, что
существует взаимосвязь между стрес-соустойчивостью, эмоциональным интеллектом и профессиональным выгоранием у сотрудников правоохранительных органов, а именно: чем выше стрессоустойчивость и эмоциональный интеллект у сотрудников правоохранительных органов, тем ниже их профессиональное выгорание.
Нами использовались методы: теоретический анализ научной литературы, профессиографический анализ деятельности, психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных (коэффициент корреляции Пирсона).
В качестве психодиагностических методик для определения уровня стрессоустойчивости, эмоционального интеллекта и профессионального выгорания были отобраны: тест на определение уровня стрессоустойчивости личности И. А. Усатова; методика диагностики стрессоустойчивости Ф. Т. Готвальда, В. Ховальда; тест-опросник выявления степени выраженности эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д. В. Люсина; опросник «Профессиональное выгорание» Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченко-вой; методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
Теоретико-методологической основой исследования выступили труды таких ученых, как К. Изард, Д. В. Люсин, Т. Бредберри,
Б. Р. Мандель, Н. Е. Водопьянова,
Е. С. Старченкова, В. В. Бойко,
К. Маслач, В. А. Бодров, М. И. Дьяченко, Е. Ю. Молчанова, Дж. Майер, П. Саловей, Х. Фроуденбергер, С. В. Королева, Ю. Н. Марчук.
На основе анализа научной литературы можно констатировать, что стрессоустойчивость — это феномен, поддерживающий психику индивида в здоровом состоянии, предоставляющий ему возможность объединять внутренние ресурсы организма для адаптации таких стратегий поведения, которые окажутся эффективными в борьбе с жизненными затруднениями и кризисными ситуациями. Стрессо-устойчивость является основой личного здоровья человека и детерминантой успешности в его профессиональной сфере. Благодаря стрессоустойчивости человек имеет возможность не только контролировать собственные эмоции в сложных жизненных ситуациях, но и обеспечивать координацию своих действий в экстремальных условиях В нашем исследовании опирались на определение, предложенное Л. А. Ки-таевым-Смык. Стрессоустойчивость — совокупность качеств личности, позволяющая переживать чрезмерные интеллектуальные, эмоциональные и волевые нагрузки, которые обусловлены особенностями профессиональной деятельности и обыденной жизни. Данная совокупность качеств личности позволяет свести к минимуму отрицательные последствия для своих результатов деятельности, близких лю-
дей и здоровья. Также стрессоустой-чивость поддерживает работоспособность человека в оптимальном состоянии [7].
В качестве общих черт понимания учеными феномена эмоционального интеллекта особо выделяются способность индивида осознанно управлять своими эмоциями в процессе межличностного взаимодействия. Кроме того, многие авторы акцентируют внимание на понимании не только своих эмоций, но и эмоций собеседника. Эмоциональный интеллект предоставляет личности возможность определять ситуации, где необходимо проявить какие-либо эмоции и выразить их в нужной степени соответственно ситуации. Некоторые авторы связывают эмоциональный интеллект с когнитивной деятельностью человека [1; 8]. Рабочим определением эмоционального интеллекта в нашем исследовании выступило определение Д. В. Люсина, который рассматривает данное явление как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управление ими [6].
Под профессиональным выгоранием Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова предлагают понимать процесс, детерминантой которого является интенсивный и продолжительный стресс, испытываемый человеком на работе. Они утверждают, что если предъявленные к человеку требования внутреннего и внешнего характера превышают имеющиеся у него личностные ресурсы, то происходит
процесс нарушения состояния, обеспечивающего психофизиологическое равновесие. Таким образом, в результате постоянного воздействия стрессового фактора или его прогрессирующего характера образуется синдром профессионального выгорания. Синдром профессионального выгорания — неблагоприятные реакции человека на профессиональные стрессы, приводящие к истощению физических и моральных сил человека, снижению его энергетического потенциала и ухудшению состояния здоровья [2; 3].
В нашем исследовании мы опирались на определение профессионального выгорания, данное С. В. Королевой и Ю. Н. Марчук. Авторы описывают его в качестве специфического вида профессионального заболевания сотрудников, которые в силу профессии должны взаимодействовать с людьми, а также выделяются риски, связанные с эмоциональной, мотивационной, физиологической и коммуникационной сферами жизни сотрудника [4].
В ходе проведенного исследования по данным психологической диагностики стрессоустойчивость исследуемых сотрудников правоохранительных органов находится на среднем уровне. Диагностированный уровень стрессо-устойчивости сотрудников удовлетворяет профессионально важным требованиям к субъекту труда в данной профессии.
Осуществленная диагностика эмоционального интеллекта позволяет сделать вывод, что эмоциональный интеллект для большинства сотрудников правоохранительных органов характеризуются высоким уровнем. Диагностированный уровень эмоционального интеллекта сотрудников удовлетворяет профессионально важным требованиям к субъекту труда в данной профессии.
Также была проведена диагностика профессионального выгорания у сотрудников правоохранительных органов, по результатам которой исследуемые сотрудники характеризуются средним уровнем профессионального выгорания. Диагностированный уровень профессионального выгорания сотрудников обусловил необходимость сформулировать психологические рекомендации для коррекции и дальнейшей профилактики профессионального выгорания для обеспечения профессионального здоровья сотрудников правоохранительных органов.
Для исследования взаимосвязи стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта с профессиональным выгоранием у сотрудников правоохранительных органов был проведен корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Пирсона.
В процессе корреляционного анализа полученных данных были выявлены непосредственные и опосредованные статистически значимые корреляционные связи между стрессо-
устойчивостью, эмоциональным интеллектом и профессиональным выгоранием у сотрудников правоохранительных органов [5].
Сильные отрицательные статистически значимые связи имеются между стрессоустойчивостью и общим показателем профессионального выгорания по методике В. В. Бойко (г = -0,577; p < 0,01). Также выявлены опосредованные отрицательные связи стрессо-устойчивости с общим показателем профессионального выгорания по методике Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой, а именно по составляющим шкалам: «Редукция личностных достижений» (г = -0,573; р < 0,01), «Эмоциональное истощение» (г = -0,584; p < 0,01) и «Деперсонализация» (г = -0,425; р < 0,01).
Можно констатировать, что чем выше стрессоустойчивость сотрудников правоохранительных органов, тем ниже их профессиональное выгорание. Развитое в силу специфики служебной деятельности умение сотрудников справляться с разнообразными жизненными трудностями и стрессоген-ными ситуациями приводит к развитию таких особенностей личности, которые препятствуют развитию профессионального выгорания. Среди таких особенностей личности сотрудников правоохранительных органов можно назвать следующие: насыщенный жизненный и профессиональный опыт преодоления различных трудностей; твердость характера и спокойствие;
терпимость; адекватная самооценка себя и своей деятельности; эмоционально-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержка, решительность, самоконтроль. С помощью совокупности названных особенностей личности сотрудники правоохранительных органов имеют возможность регулировать как собственную деятельность, так и свои поведенческие и эмоциональные реакции на стрессовые ситуации и таким образом препятствовать развитию профессионального выгорания.
Между эмоциональным интеллектом и общим показателем профессионального выгорания по методике В. В. Бойко выявлена сильная отрицательная взаимосвязь (г = -0,788; p < 0,01). Также отмечается опосредованная отрицательная связь эмоционального интеллекта с общим показателем профессионального выгорания по методике Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой: по шкалам «Редукция личностных достижений» (г = -0,525; р < 0,01) и «Эмоциональное истощение» (г = -0,331; р < 0,05). Из чего мы заключаем, что чем выше эмоциональный интеллект у сотрудников правоохранительных органов, тем ниже их профессиональное выгорание. Это можно объяснить тем, что сотрудники правоохранительных органов вынуждены взаимодействовать с разнообразным контингентом населения и адаптироваться под их психологические особенности, уметь анализиро-
вать их эмоциональное состояние и свое собственное, а также обладать умением регулирования эмоций для эффективного и оперативного выполнения служебных задач и взаимодействия внутри профессионального коллектива. Также развитый эмоциональный интеллект обуславливает наличие у сотрудников знаний о своих сильных и слабых сторонах личности, способствует их оперативной мобилизации личностных ресурсов для преодоления негативно окрашенных эмоциональных состояний, для сосредоточения и обеспечения вовлеченности в служебную деятельность, способствует адекватному восприятию и оценке сотрудниками себя, своих возможностей, профессиональных действий и достижений. Следовательно, эмоциональный интеллект препятствует развитию профессионального выгорания, в частности, таких его составляющих, как эмоциональное истощение и редукция личностных достижений.
Таким образом, в результате исследования было выявлено, что чем выше стрессоустойчивость и эмоциональный интеллект, тем ниже профессиональное выгорание сотрудников правоохранительных органов. Стрес-соустойчивость и эмоциональный интеллект могут рассматриваться как факторы, профилактирующие развитие профессионального выгорания сотрудников правоохранительных органов.
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, включающее в себя мероприятия по повышению стрессоустойчивости и развитию эмоционального интеллекта, будет способствовать профилактике и коррекции профессионального выгорания сотрудников правоохранительных органов, что обеспечит высокую эффективность их профессиональной деятельности и сохранение профессионального здоровья субъекта служебной деятельности.
1.
2.
Литература
Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. — Новополоцк : ПГУ, 2011. — 388 с. — ISBN 978985-531-260-5. — Текст : непосредственный.
Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3 изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 343 с. — ISBN 978-5-53403082-2. — Текст : непосредственный.
Водопьянова, Н. Е. Стресс-менеджмент : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Е. Водопьянова. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 283 с. — ISBN 978-5-534-06475-9. — Текст : непосредственный.
4. Королева, С. В. Риск профессионального выгорания в деятельности специалиста по социальной работе / С. В. Королева, Ю. Н. Марчук // Проблемы формирования профессионализма специалистов социальной работы : материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 20 ноября 2014 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург, 2015. — С. 84-89. — URL: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/ 123456789/2395/1/pfpssr_2015_23.pdf (дата обращения: 07.01.2020). — Текст : электронный.
5. Латышев, А. В. Взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта с профессиональным выгоранием у сотрудников МВД / А. В. Латышев, Е. В. Дворцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 644-646. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70219/ (дата обращения: 05.10.2021).
6. Люсин, Д. В. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков. — Москва : Институт психологии РАН, 2004. — 176 с. — ISBN 5-9270-0058-4. — Текст : непосредственный.
7. Молчанова, Е. Ю. Стрессоустойчивость как показатель эффективности профессиональной деятельности сотрудников полиции / Е. Ю. Молчанова. — Текст : электронный // Вестник Краснодарского университета МВД России.
— 2015. — № 4. — С. 296-298. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stressoustoychivost-kak-pokazatel-effektivnosti-professionalnoy-deyatelnosti-sotrudnikov-politsii (дата обращения: 11.03.2020).
8. Шабанов, С. В. Эмоциональный интеллект. Российская практика / А. Н. Алешина, С. В. Шабанов. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2020.
— 432 с. — ISBN: 978-5-00057-507-9. — Текст : непосредственный.
Сведения об авторе
Елена Валерьевна Дворцова: Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры психологии и общей педагогики, кандидат психологических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the author
Elena V. Dvortsova: Kuzbass Humanitarian and Pedagogical Institute of Kemerovo State University (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of Psychology and General Pedagogy, candidate of psychological sciences, associate professor. E-mail: [email protected]