Научная статья на тему 'Профилактика эмоционального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы методами психической саморегуляции'

Профилактика эмоционального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы методами психической саморегуляции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное выгорание / психическая саморегуляция / профилактика эмоционального выгорания / психокоррекционная программа / уголовно-исполнительная система / психологическое сопровождение / professional burnout / mental self-regulation / prevention of emotional burnout / psychocorrection program / penal enforcement system / psychological support / penitentiary psychologist / psychological features

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексей Сергеевич Пухов, Елена Анатольевна Никитина, Сергей Николаевич Тихомиров

Рассматриваются психологические особенности эмоционального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной систем и его профилактика. Гипотеза исследования – методы психической саморегуляции способствуют снижению уровня эмоционального выгорания и повышению уровня жизнестойкости у сотрудников УИС. Данные результаты получены при помощи анализа опросника «Профессиональное выгорание» (Методика Н.Е. Водопьяновой на основе модели С. Джексон и К. Маслач), теста жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева), методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. Бойко. В исследовании приняло участие 48 человек. Из них 26 мужчин и 22 женщины. Возраст испытуемых составляет 25–45 лет. Все респонденты на момент исследования находились в процессе трудовой деятельности, являясь сотрудниками ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Тыва. В результате исследования были установлены сотрудники, у которых сформирован синдром эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алексей Сергеевич Пухов, Елена Анатольевна Никитина, Сергей Николаевич Тихомиров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of emotional burnout of employees of the penal system by methods of mental self-regulation

The article discusses the psychological features of emotional burnout of employees of the penal system and its prevention. The hypothesis of the study is the methods of mental self-regulation that contribute to reducing the level of emotional burnout and increasing the level of resilience of the employees of the UIS. These results were obtained by analyzing the questionnaire «Professional burnout» (the technique of N.E. Vodopyanova based on the model of K. Maslach and S. Jackson), the methods of diagnosing the level of emotional burnout of V. Boyko, the test of resilience (the technique of S. Maddy, adaptation by D.A. Leontiev). 48 people took part in the study. Of these, 22 are women and 26 are men. The age of the subjects is 25–40 years. All respondents of the study at the time of the study were in the process of working, being employees of the FKU IK-1 of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Republic of Tyva. As a result of the study, respondents were identified who had an emotional burnout syndrome.

Текст научной работы на тему «Профилактика эмоционального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы методами психической саморегуляции»

Научная статья УДК 159.923

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-59-64 EDN: https://elibrary.ru/NYMRJN

NIION: 2018-0077-4/23-385 MOSURED: 77/27-024-2023-04-584

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика

Профилактика эмоционального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы методами психической саморегуляции

Алексей Сергеевич Пухов1, Елена Анатольевна Никитина2, Сергей Николаевич Тихомиров3

2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 Академия ФСИН России, Рязань, Россия, [email protected]

Аннотация. Рассматриваются психологические особенности эмоционального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной систем и его профилактика. Гипотеза исследования - методы психической саморегуляции способствуют снижению уровня эмоционального выгорания и повышению уровня жизнестойкости у сотрудников УИС. Данные результаты получены при помощи анализа опросника «Профессиональное выгорание» (Методика Н. Е. Водопьяновой на основе модели С. Джексон и К. Маслач), теста жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева), методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. Бойко. В исследовании приняло участие 48 человек. Из них 26 мужчин и 22 женщины. Возраст испытуемых составляет 25-45 лет. Все респонденты на момент исследования находились в процессе трудовой деятельности, являясь сотрудниками ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Тыва. В результате исследования были установлены сотрудники, у которых сформирован синдром эмоционального выгорания.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, психическая саморегуляция, профилактика эмоционального выгорания, психокоррекционная программа, уголовно-исполнительная система, психологическое сопровождение

Для цитирования: Пухов А. С., Никитина Е. А., Тихомиров С. Н. Профилактика эмоционального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы методами психической саморегуляции II Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 4. С. 59-64. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-59-64. EDN: NYMRJN.

Original article

Prevention of emotional burnout of employees of the penal system by methods of mental serf-regulation

Aleksey S. Pukhov1, Elena A. Nikitina2, Sergey N. Tikhomirov3

2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

3 Academy of the Federal Penitentiary Service ofRussia, Ryazan, Russia, [email protected]

Abstract. The article discusses the psychological features of emotional burnout of employees of the penal system and its prevention. The hypothesis of the study is the methods of mental self-regulation that contribute to reducing the level of emotional burnout and increasing the level of resilience of the employees of the UIS. These results were obtained by analyzing the questionnaire «Professional burnout» (the technique ofN. E. Vodopyanova based on the model ofK. Maslach and S. Jackson), the methods of diagnosing the level of emotional burnout ofV. Boyko, the test of resilience (the technique of S. Maddy, adaptation by D. A. Leontiev). 48 people took part in the study. Of these, 22 are women and 26 are men. The age of the subjects is 25-40 years. All respondents of the study at the time of the study were in the process of working, being employees of the FKU IK-1 of the Federal Penitentiary Service ofRussia in the Republic of Tyva. As a result of the study, respondents were identified who had an emotional burnout syndrome.

Keywords: professional burnout, mental self-regulation, prevention of emotional burnout, psychocorrection program, penal enforcement system, psychological support, penitentiary psychologist, psychological features

© Пухов А. С., Никитина E. А., Тихомиров С. H., 2023

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

For citation: Pukhov A. S., Nikitina E. A., Tikhomirov S. N. Prevention of emotional burnout of employees of the penal system by methods of mental self-regulation // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(4):59-64. (In Russ.). https://doi.Org/10.24412/2658-638X-2023-4-59-64.EDN:NYMRJN.

В настоящее время эмоциональное выгорание является довольно распространенной проблемой современного человека, поскольку темп жизни, условия трудовой деятельности нередко становятся причинами переутомления, постоянного стресса, а затем и физического истощения организма. Стрессовые ситуации возникают в жизни человека повсеместно, в случае, когда психическая саморегуляция человека развита недостаточно, возникают негативные эмоциональные состояния, когда окружающий мир не воспринимается индивидом объективно, а эмоциональные реакции несоразмерны с раздражителями.

Для сотрудников УИС данная проблема является наиболее актуальной, поскольку специфические условия несения службы несут в себе ряд факторов, когда стресс превышает защитные механизмы психики, при которых она не в силах справиться с ним самостоятельно. Связанно это, прежде всего с тем, что пенитенциарная система в большинстве включает профессии, которые находятся в системе «человек-человек», а именно это взаимодействие с осужденными, людьми которые преступили закон своими противоправными действиями, безнравственными поступками. Также причинами эмоционального выгорания является ненормированный рабочий день, строгая дисциплина и субординация, в результате чего могут возникать как психологические - стресс, нервное перенапряжение, апатия, так и социальные проблемы, связанные с взаимоотношениями с окружающими, близкими людьми, что так или иначе приводит к эмоциональному дискомфорту. Экстремальность трудовой деятельности также не мало значимый фактор формирования эмоционального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы, ведь постоянный контакт с криминногенной социальной средой несет в себе риск для жизни и здоровья.

Вызов, который стоит перед УИС, согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года, состоит в повышении уровня мотивации при прохождении службы и формирование здоровой морально-психологической обстановки, исключающей противоправное поведение сотрудников уголовно-исполнительной системы, а одна из целей - это повышение эффективности уголовно-исполнительной системы и формирование высокомотивированного и профессионального кадрового потенциала1. Следовательно, изучение способов борьбы с эмоциональным выгоранием является особо важной и актуальной проблемой для пенитенциарных психологов. Особый интерес для нашего исследования

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 1138-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 г.» II СПС «КонсультантПлюс».

представляет профилактика эмоционального выгорания методами психической саморегуляции. Данные методы в психологии являются наиболее экологичными, доступными и действенными. С помощью методов психической саморегуляции сотрудники уголовно-исполнительной системы способны достигнуть необходимых результатов, а именно: активацию психофизиологической активности, восстановление организма, успокоение нервной системы, связанное с устранением эмоциональной напряженности [10, с. 136].

В потоке научных публикаций, посвященных изучению такого психического явления, как эмоциональное выгорание, можно выделить следующие основополагающие направления. О влиянии профессии на личность писали еще древние ученые, но активное осмысление этой проблемы началось в конце XIX и начале XX века. Эмоциональное выгорание как предмет социально-психологических исследований находился в центре рассмотрения ряда исследователей как зарубежных: Г. Фрей-денбергер, К. Маслач, Э. Пайнс, М. Ляйтер, С. Джексон, Дж. Еделвич, Р. Бродский, Д. Этзион, так и отечественных: Т. И. Ронгинская, М. М. Скугаревская, В. Шауфе-ли, Н. Е. Водопьянова [5], Е. С. Старченкова, X. Фишер, Т. В. Большакова, К. С. Милевич, М. В. Борисова, Т. В. Темиров, Н. С. Пряжников, К. Чернисс, Е. Г. Ожо-гова, В. И. Майстренко, М. А. Буянкина, М. А. Надеж-ина, Е. А. Трухан.

В настоящее время феномен эмоционального выгорания в психологической науке широко и разнонаправленно исследован Н. Е. Водопьянова [4], В. В. Бойко [1], В. Е. Орел [14], В. В. Бойко [1], Е. С. Старченкова, Н. В. Гришина, И. П. Ильин, С. А. Подсадный, Д. Н. Орлов, А. А. Рукавишников, Л. М. Митина, Т. И. Ронгинская, Г. А. Макарова, А. А. Рукавишников, Т. В. Форманюк, Г. А. Макарова, Л. Д. Демина, А. Ю. Василенко, И. А. Ральнико-ва, М. В. Агапова, И. В. Комаревцева, Л. Д. Демина. М. Ю. Горохова, О. В. Крапивина, С. В. Умняшкина и др., авторами подробно описана внешняя сторона выгорания, детально проработан вопрос симптомов и внешне наблюдаемых факторов выгорания.

Изучению эмоционального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы посвятили свои труды такие ученые, как Г. А. Макарова, выделившая выделила несколько специфических факторов возникновения данного феномена, актуальных в настоящее время для сотрудников. А также современные ученые Н. М. Романова, М. А. Черкасова [16], М. А. Кащеева, Ю. И. Кузина, О. В. Крапивина, Е. Ф. Штефан [17], рассмотревшие эмоциональное выгорание, как основной фактор профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы. Т. С. Клименко, Г. С. Човдырова, которые внесли вклад в развитиепсихологии труда сотрудников органов внутренних дел.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется тем, что сотрудники уголовно-исполнительной системы являются наиболее подверженной эмоциональному выгоранию категорией лиц, в силу особенностей профессиональной деятельности. А методы психической саморегуляции являются необходимыми способами борьбы с данным негативным психическим явлением.

В исследовании приняло участие 48 человек. Из них 54 % мужского пола (26 мужчин), 46 % женского пола (22 женщины). Возраст испытуемых составляет 25-45 лет, что соответствует периоду взрослости, согласно периодизации Э. X. Эриксона. Это время, когда «отношение к продуктам собственного труда и к своему потомству» для человека становиться решающим. Данный возрастной период характеризуется стремлением человека к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению.

Все респонденты исследования в период исследования находились в процессе трудовой деятельности, являясь сотрудниками ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Тыва.

В результате примененияметодики диагностики уровня эмоционального выгорания В. Бойко [1] было установлено, что у 12 (25 %) респондентов синдром эмоционального выгорания находится на стадии формирования, у 26 (54 %) людей синдром эмоционального выгорания сформирован, ау 10 сотрудников (21 %) получены низкие результаты (рис. 1).

Рис.1. Стадии развития эмоционального выгорания сотрудников

Преобладающей стадией в развитии стресса среди испытуемых с выраженным уровнем эмо-

ционального выгорания является «Резистенция», что означает осознанное или бессознательное стремление к психологическому комфорту, снижение давления внешних обстоятельств с помощью имеющихся в распоряжении средств (рис. 2). При этом следует отметить, что фазы напряжения и истощения у группы респондентов не сформировались, а фаза резистенции находится в зоне формирования. Это означает, что в целом у сотрудников наблюдается формирование защиты от психотравмирующих условий с участием эмоционального выгорания, хотя напряжение от исполнения рабочих обязанностей выражено не сильно и истощение психических и физических ресурсов пока не наблюдается.

60 56

30 29

Напряжение Резистенция Истощение

Рис. 2. Средние значения шкал МетодикиВ. В. Бойко

Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального «выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы.

Количественный анализ средних значений симптомов эмоционального выгорания по Методике В. В. Бойко показал, что такие симптомы, как расширение сферы экономии эмоций переживание, неудовлетворенность собой, тревога и депрессия,психотравмирующих обстоятельств, личностная отстраненность (деперсонализация) и психосоматические и психовегетативные нарушения попали в зону несложившегося симптома. Симптомы эмоциональный дефицит и эмоциональная отстраненность - складывающиеся симптомы, остальные (неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация и редукция профессиональных обязанностей) имеют статус сложившегося симптома [1] (рис. 3).

Психосоматические и психовегетативные нарушения Личностная отстранённость (деперсонализация) Эмоциональная отстранённость Эмоциональный дефицит Редукция профессиональных обязанностей Расширение сферы экономии эмоций Эмоционально-нравственная дезориентация Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование Тревога и депрессия Загнанность в клетку Неудовлетворённость собой Переживание психотравмирующих обстоятельств

■ 1 3

10 9

ш

О

Рис.3. Средние значения симптомов эмоционального выгорания (Методика В.В. Бойко)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Преобладание симптома «Неадекватного избирательное эмоционального реагирования» является несомненным признаком эмоционального «выгорания», когда сотрудник перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. Негативными проявлениями данного симптома эмоционального выгорания являются: «экономия» на эмоциях, ограниченная эмоциональная отдача за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. При этом сотрудник действует согласно принципу «хочу или не хочу»: сочту нужным - уделю внимание данному занятию, будет настроение - откликнусь на просьбы коллег. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен.

Эмоционально-нравственная дезориентация сотрудников может проявляться в неадекватной реакции в отношениях с коллективом. Нередко возникает потребность в самооправдании.

В результате высоких показателей симптомов: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации и редукции профессиональных обязанностей в исследуемой группе, фаза резистенции, находящаяся в стадии формирования, очень близка к границе сформированной фазы [1].

Результаты можно интерпретировать наличием у сотрудников учреждения признаков усиливающегося переживания психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы.

Согласно Опроснику «Профессиональное выгорание» (Методика Н. Е. Водопьяновой на основе модели С. Джексон К. Маслач) [5], эмоциональное истощение в группе сотрудников находится на среднем уровне, а деперсонализация и редукция личных достижений на высоком уровне (рис. 4).

Рис.4. Результаты по Методике Н. Е. Водопьяновой Среди сотрудников учреждения у 39 % респондентов показатели эмоционального истощения находится на высоком уровне, у 43,8 % на низком уровне, у 15,6%- на среднем уровне.

Показатели деперсонализации у 5 % сотрудников учреждения находятся на низком уровне, у 36,4 % -на среднем, ау62 %-на высоком уровне.

Показатели шкалы редукции личных достижений, как и деперсонализации, находятся на высоком уров-

не, т. е. всего у 5,7 % они находятся на низком уровне, у 41%-на среднем и у 54,5 %-на высоком.

Показатели эмоционального истощения сотрудников являются основным показателем эмоционального «выгорания» и проявляются в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим и аффективной лабильности, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом.

При этом деперсонализация проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях - в негативизме и циничном отношении. В контексте синдрома эмоционального выгорания «деперсонализация» предполагает формирование особых, деструктивных взаимоотношений с окружающими людьми, коллегами по работе.

Не удовлетворительное значение показателя «Редукция профессиональных достижений» отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, - снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, тенденцию к снятию с себя ответственности, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически.

Также нами было проведена оценка уровня жизнестойкости сотрудников с признаками эмоционального выгорания при помощи Методики С. Мадди (адаптация Д. А. Леонтьева). Согласно полученным данным среди 33,2 % респондентов зафиксирован высокий уровень жизнестойкости, у27,1 % - средний уровень, у 39,7 % -низкий (табл. 1).

Таблица 1

Результаты изучения уровня жизнестойкости респондентов с высокими показателями

Шкалы Мин. Макс. Ср. знач. Дис-перс. Станд. откл.

Вовлеченность 19 30 23,7 14,98 3,87

Контроль 13 22 17,53 9,22 3,04

Принятие риска 9 18 13,5 7,98 2,83

Общий уровень жизнестойкости 42 67 54,73 41,65 6,45

Мы можем отметить, что респонденты без синдрома эмоционального выгорания действительно имеют различия в показателях жизнестойкости в сравнение с респондентами с синдромом эмоционального выгорания. Высокие показатели жизнестойкости говорят об осознанности жизни респондента. Такое поведение обуславливает и менее болезненное преодоление трудностей, возникающих в жизни индивида. Что говорит о важности развития жизнестойкости в профессиональной сфере (табл. 2).

Таблица 2

Результаты изучения уровня жизнестойкости респондентов с низкими показателями

Шкалы Мин. Макс. Ср. знач. Дис-перс. Станд. откл.

Вовлеченность 7 17 13,3 10,01 3,16

Контроль 3 13 9,9 8,99 3

Принятие риска 3 9 5,6 4,04 2,01

Общий уровень жизнестойкости 13 39 28,8 57,96 7,61

Уровень жизнестойкости будет выше у индивида без эмоционального выгорания, а наличие эмоционального выгорания, в свою очередь, определяет уровень жизнестойкости индивида. Отсутствие эмоционального выгорания позволяет увеличить показатели жизнестойкости индивида, что помогает человеку справляться с трудностями, возникающими в профессиональной сфере.

В результате применения корреляционного анализа при помощи коэффициента Пирсона в данном исследовании были зафиксированы статистически значимые корреляционные связи между показателем жизнестойкости и эмоционального выгорания личности (табл. 3).

Таблица 3

Жизнестойкость

Методика В.В. Бойко

Эмоционально-избирательное реагирование -0,484**

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование -0,214*

Редукция профессиональных обязанностей -0,310*

Методика Н.Е. Водопьяновой -0,377**

Эмоциональное истощение -0, 567**

Редукция профессиональных достижений -0,457**

Примечание:

* — Коэффициент корреляции значим прир<0.05; ** — Коэффициент корреляции значим прир<0.01.

Таким образом, полученные данные подтверждают гипотезу о том, что причиной эмоционального выгорания сотрудников может быть низкий уровень жизнестойкости.

Библиографический список

1. Бойко, В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В. В. Бойко. СПб, 2009. 278 с.

2. Бурыкина, В. М. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел : методическое пособие / В. М. Бурыкина. М. : ИМЦ ГУК МВД России, 2012. 144 с.

3. Вараева, Н. В. Программа профилактики эмоционального выгорания специалистов «Работа в радость» / Н. В. Вараева. М. : ФЛИНТА, 2013. 53 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. 3-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2021. 299 с.

5. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика профилактика / Н. Е. Водопьянова. СПб. : Питер, 2005. 184 с.

6. Дебольский, М. Г. Организация работы практических психологов с персоналом уголовно-исполнительной системы : учебно-методическое пособие / [М. Г. Дебольский и др.] ; под. общ. ред. д-ра юрид. наук, канд. психол. наук, проф. О. Г. Ковалева. М.: НИИ ФСИН России, 2005. 207 с.

7. Дмитриев, Ю. А. Пенитенциарная психология : учебник/Ю. А. Дмитриев, Б. Б. Казак. Ростов н/Д : Феникс, 2007. 681 с.

8. Ежова, О. Н. профилактика эмоционального выгорания сотрудников УИС как условие эффективности их профессиональной деятельности / О. Н. Ежова // Вестник Самарского юридического института. 2017. №2(24). С. 113-119.

9. Иванова, С. В. профессиональная деформация и эмоциональное выгорание личности сотрудников УИС: причины и профилактика / С. В. Иванова, Е. Н. Ведякова // Вестник Самарского юридического института. 2020. № 2 (38). С. 135-140.

10. Исаева, Е. Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни / Е. Р. Исаева. СПБ. : ГМУ, 2009. 136 с.

11. Меннингер, К. Война с самим собой / К. Мен-нингер. М. : Эксмо-Пресс, 2000. 477 с.

12. Новикова, С. С. психологические проблемы профессионального выгорания служебной деятельности : методическое пособие / С. С. Новикова. М. : ФЛИНТА, 2021. 48 с.

13. Овчиникова, А. Д. Исследование особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания у служащих пенитенциарной системы / А. Д. Овчиникова//Инновационнаянаука. 2022. № 11-1. С. 98-105.

14. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности : монография / В. Е. Орел. М. : Институт психологии РАН, 2005. 330 с.

15. Чердымова, Е. И. Синдром эмоционального выгорания специалиста : монография / Е. И. Чердымова, Е. Л. Чернышова, В. Я. Мачнев. Самара : Изд-во Самарского университета, 2019. 124 с.

16. Черкасова, М. А. Психологический мониторинг профессионального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы России : монография / М. А. Черкасова, В. М. Поздняков. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2016. 135 с.

17. Штефан, Е. Ф. Особенности эмоционального выгорания у сотрудников исправительных учреждений, включенных в служебное общение с осужденными / Е. Ф. Штефан // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 1. С. 73-76.

ЕСКИЕ НАУКИ 63

18. Щербакова, E. А. Методическое пособие для специалистов психологического сопровождения подготовки курсантов-летчиков / Е. А. Щербакова. Краснодар : Краснодарский военный авиационный институт, 2003. 76 с.

Bibliographic list

1. Boyko, V. V The syndrome of emotional burnout in professional communication / V. V. Boyko. St. Petersburg, 2009. 278 p.

2. Burykina, V M. Prevention of professional deformation of the personality of an employee of the internal affairs bodies: a methodological guide / V M. Burykina. M. : IMC GUK of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2012. 144 p.

3. Varaeva, N. V The program for the prevention of emotional burnout of specialists «Work forjoy» / N. V. Varaeva. M. : FLINT, 2013. 53 p.

4. Vodopyanova, N. E. Burnout syndrome. Diagnostics and prevention : a practical guide / N. E. Vodopyanova, E. S. Starchenkova. 3rd ed., ispr. and additional. M.: Yurait, 2021. 299 p.

5. Vodopyanova, N. E. Burnout syndrome: diagnosis and prevention / N. E. Vodopyanova. St. Petersburg. : Peter, 2005. 184 p.

6. Debolsky, M. G. Organization of work of practical psychologists with the staff of the penal enforcement system : an educational and methodological manual / [M. G. Debolsky et al.] ; under the general ed. of Dr. Yu-rid. of Sciences, Candidate of Sciences. Psychological Sciences, prof. O. G. Kovaleva. M.: Research Institute of the Federal Penitentiary Service ofRussia, 2005. 207 p.

7. Dmitriev, Yu. A. Penitentiary psychology : textbook / Yu. A. Dmitriev, В. B. Kazak. Rostov n/A: Phoenix, 2007. 681 p.

8. Yezhova, O. N. prevention of emotional burnout of employees of the criminal justice system as a condition for the effectiveness of their professional activities /

Информация об авторах

А. С. Пухов - соискатель кафедры психологии педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

Е. А. Никитина - старший преподаватель кафедры психологии профессиональной деятельности факультета психологии и пробации Академии ФСИН России;

С. Н. Тихомиров - профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

A. S. Pukhov - Candidate of the Department of Psychology of Pedagogy of the educational and scientific complex of Psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot';

E. A. Nikitina - senior lecturer of the Department of Psychology of Professional Activity of the Faculty of Psychology and Probation of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia;

S. N. Tikhomirov - Professor of the Department of Pedagogy of the educational and scientific complex of Psychology of official activity The Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 20.09.2023; одобрена после рецензирования 12.12.2023; принята к публикации 25.12.2023.

The article was submitted 20.09.2023; approved after reviewing 12.12.2023; acceptedforpublication25.12.2023.

O. N. Yezhova // Bulletin of the Samara Law Institute. 2017. No. 2 (24). P. 113-119.

9. Ivanova, S. V. professional deformation and emotional burnout of the personality of UIS employees: causes and prevention / S.V. Ivanova, E. N. Vedyakova // Bulletin ofthe SamaraLaw Institute. 2020. No. 2 (38). P. 135-140.

10. Isaeva, E. R. Coping-behavior and psychological protection of personality in conditions of health and illness / E. R. Isaeva. St. Petersburg : GMU, 2009. 136 p.

11. Menninger, K. The war with oneself / K. Men-ninger. M. : Eksmo-Press, 2000. 477 p.

12. Novikova, S. S. psychological problems of professional burnout of official activity : a methodological guide / S. S. Novikova. M. : FLINT, 2021. 48 p.

13. Ovchinikova, A. D. Investigation of the peculiarities of the manifestation of emotional burnout syndrome in employees of the penitentiary system / A. D. Ovchiniko-va // Innovative science. 2022. No. 11-1. P. 98-105.

14. Orel, V. E. The syndrome of mental burnout of personality : monograph/V. E. Orel. M. : Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2005. 330 p.

15. Cherdymova, E. I. The syndrome of emotional burnout of a specialist : a monograph / E. I. Cherdymova, E. L. Chernyshova, V Ya. Machnev. Samara : Publishing House of Samara University, 2019. 124 p.

16. Cherkasova, M. A. Psychological monitoring of professional burnout of employees of the penitentiary system ofRussia : monograph / M. A. Cherkasova, V M. Pozdnyakov. Vologda : VIPE of the Federal Penitentiary Service ofRussia, 2016.135 p.

17. Stefan, E. F. Features of emotional burnout among correctional officers involved in official communication with convicts / E. F. Stefan II Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. 2016. No. 1. P. 73-76.

18. Shcherbakova, E. A. Methodological guide for specialists in psychological support of the training of cadet pilots / E. A. Shcherbakova. Krasnodar : Krasnodar Military Aviation Institute, 2003. 76 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.