Научная статья УДК 1/159.9
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1 -326-333 NIION: 2003-0059-1/23-598 MOSURED: 77/27-003-2023-01-797
Обзор отечественных и зарубежных исследований синдрома эмоционального выгорания у сотрудников полиции: инструментарий, результаты, профилактика
Александр Владимирович Булгаков1, Таисия Александровна Кулиева2
'■2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Рассмотрены отдельные подходы отечественных и зарубежных авторов к оценке и измерению эмоционального выгорания у сотрудников за период с 2011 по 2022 гг. Проанализированы результаты эмпирических и теоретических исследований. Актуальность темы обусловлена сильным негативным влиянием данного синдрома как на самого сотрудника, так и «иррадиацией» на сложившиеся коллективы. Своевременное выявление и чуткое отношение к данной проблеме важно еще и потому, что сотрудник при данном синдроме либо не замечает отрицательных явлений и состояний, либо до последнего момента откладывает решение проблемы. На основе сравнительного анализа обнаруживается стойкая взаимосвязь профессии полицейского и формирования синдрома эмоционального выгорания или его отдельных показателей. Сформулирован комплекс профилактических мер исходя из результатов представленных исследований.
Ключевые слова: выгорание, измерение, хронический стресс, деформация, последствия, диагностика, симптом, деперсонализация, истощение, адаптация, поведение, реагирование, профилактика
Для цитирования: Булгаков А. В., Кулиева Т. А. Обзор отечественных и зарубежных исследований синдрома эмоционального выгорания у сотрудников полиции: инструментарий, результаты, профилактика // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 326-333. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-326-333.
Original article
Review of domestic and foreign studies of emotional burnout syndrome in police officers: tools, results, prevention
Alexander V. Bulgakov1, Taisiya A. Kulieva2
'■2 Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. Separate approaches of domestic and foreign authors to the assessment and measurement of emotional burnout in employees for the period from 2011 to 2022 are considered. The results of empirical and theoretical studies are analyzed. The relevance of the topic is due to the strong negative impact of this syndrome both on the employee himself and "irradiation" on established teams. Timely identification and sensitive attitude to this problem is also important because an employee with this syndrome either does not notice negative phenomena and conditions or postpones solving the problem until the last moment. Based on a comparative analysis, a persistent relationship between the profession of a police officer and the formation of an emotional burnout syndrome or its individual indicators is revealed. A set of preventive measures is formulated based on the results of the presented studies.
Keywords: burnout, measurement, chronic stress, deformation, consequences, diagnosis, symptom, depersonalization, exhaustion, adaptation, behavior, response, prevention
For citation: Bulgakov A. V., Kulieva T. A. Review of domestic and foreign studies of emotional burnout syndrome in police officers: tools, results, prevention. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(1):326-333. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-326-333.
В современных условиях не только в Российской Федерации, но и во всем мире, все более остро встает вопрос эмоционального выгорания и стресса сотрудников в профессиональной сфере в целом. Этот вопрос также актуален для правоохранитель© Булгаков А. В., Кулиева Т. А., 2023
ной деятельности и в частности сотрудников внутренних дел. Данное эмоциональное состояние личности развивается как на фоне негативных внешних факторов социальной, экономической среды, организационной культуры, так и имеет свойство взаи-
PSYCHOLOGICAL SCIENCE
мопроекции структуры личностного ресурса, зависит от модели психологического поведения. Последствия данного явления обладают свойством многозначительности и имеют ярко выраженные негативные формы: снижаются работоспособность, интерес к профессиональной деятельности, уровень ответственности; повышаются психологическая нестабильность, агрессия, безразличие к осуществляемым действиям; утрачивается истинное представление о нравственном смысле профессии [1, с. 23-25]. Необходимо подчеркнуть, как правило, в случае наличия механизмов профессионально-нравственной деформации (моральное отчуждение, профессиональное выгорание, рефлексивность, А. В. Булгаков) [2, с. 336-375], подверженная личность игнорирует данную проблему и возможные негативные проявления, не придает должного значения, «отпускает проблему на самотек», принимает позицию отрицания и бегства от реальности, не признает необходимость самоанализа и помощи. Поэтому встает вопрос о необходимости своевременного выявления таких явлений и помощи в их решении.
Цель статьи — охарактеризовать имеющиеся теоретические и практические подходы к оценке и профилактике синдрома эмоционального выгорания у отечественных и зарубежных сотрудников полиции в последние десять лет.
Основными задачами, способствующими достижению цели, являются: ознакомление с трудами и результатами исследований; изучение моделей измерения эмоционального выгорания и стресса у представителей данной профессии; обобщение комплекса профилактических мер в рамках рассматриваемой тематики.
Объект исследования — эмоциональное выгорание и его показатели у сотрудников вышеуказанной категории. Предмет — научные подходы и статистические показатели в работах Н. Е. Водопьяновой, В. В. Бойко, А. В. Буданова, А. В. Булгакова, Ю. В. Варданян, О. М. Воробьевой, М. С. Лавровой, Т. В. Мальцевой, Ю. Б. Макаренко, Е. С. Старчен-ковой, В. Перлман, Х. А. Хартман, К. Маслач, Дж. Гринберга, Ф. Зулкафали, С. Балдвин, Б. Басин-ска, Э. Смоктунович, К. Кейрос, Ф. Пассос, А. Бар-толо, А. Х. Маркес, К. Ф. да Силва, А. Перейра и других авторов.
Методологическая база строится на сравнении количественных показателей методик исследований
и синтезе явлений-детерминант исследуемого феномена, изучении теоретических работ и результатов исследований.
В научной литературе выявлено более 100 симптомов эмоционального выгорания, при этом почти каждый ученый предлагает свою систему оценки и измерения показателей. На сегодняшний день существуют 1, 2, 3, 4 и 5-мерные модели измерения данного явления. Однофакторная модель, разработанная после 2-факторной и 3-факторной, акцентируется на эмоциональном истощении, остальные компоненты синдрома являются дополнительными и как следствие купирования стрессовых проявлений (А. Пайнс, Е. Аронсон) [3]. Двухфакторная модель, при разработке Д. Дирендонком и В. Шауфели, предусматривалась для медицинского персонала.
В 1981 г. К. Маслач обосновала трехмерную модель данного синдрома; определяется у сотрудников, профессиональная обязанность которых связана с оказанием помощи и услуг другим людям. Профессиональное выгорание и стресс проявляются, как: 1) эмоциональное истощение (сотрудник устал и обессилил); 2) деперсонализация (он отстранился, стал холоден и циничен); 3) чувства, детерминированные профессиональной несостоятельностью (он сделал много ошибок, не смог многого достичь и т. д.) [4, с. 23-25]. Отечественными учеными Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой на основе модели К. Маслач разработана русскоязычная версия диагностики синдрома эмоционального выгорания. Методика апробирована многими исследователями на протяжении уже более 20 лет представляет собой опросник из 22 утверждений. Методика также адаптирована для нескольких видов профессий категории «человек-человек» [5, с. 190-193].
Четыре стадии измерения эмоционального выгорания и стресса предлагают Б. Перлман и Х. Хартман в своей динамической модели: 1) напряжение, связанное с осуществлением дополнительных усилий в вопросах адаптации к сложившейся здесь и сейчас ситуации; 2) возрастание стресса; 3) проявление индивидуальных вариаций единовременно с точки зрения физиологии, аффекта, поведения; 4) проявление хронического стресса [6, с. 42].
Джозеф Гринберг представил следующий вариант измерения эмоционального выгорания: 1) «медовый месяц» (усложнение заданий ведет к уменьшению интереса сотрудника); 2) «недостаток топлива» (прояв-
ление усталости, отрешенности, бессонница, отсутствие аппетита, опоздания, частые перекуры); 3) «хронические симптомы» (сотрудник раздражен, агрессивен, изнеможден); 4) «кризис» (появление хронических заболеваний, отсутствие работоспособности, падает самооценка); 5) «пробивание стены» (проблемы физического и психологического плана, вероятность появления опасных для жизни заболеваний) [7, с. 342].
В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает механизм психологической защиты от интенсивных и продолжительных стрессов. Стресс, по его мнению, является состоянием психического напряжения, возникающим, в основном, в экстремальных и сложных условиях [8, с. 13]. Б. Г. Ананьев, М. В. Агапова, В. Е. Орел, Г. А. Зарипова подчеркивают: эмоциональное выгорание среди сотрудников органов внутренних дел следует оценивать такими показателями, как: специфика работы; количество отработанных лет; должностные обязанности. На основании этих составляющих определяется профессиональная деформация, вероятность суицидальных наклонностей, копинг-стратегии, средства решения проблем.
В 2016 г. было обследовано 500 сотрудников ОВД РФ (по опроснику Н. Е. Водопьяновой «профессиональное выгорание», опроснику SACS) [9]. Исследование уровня выраженности «профессионального выгорания» показало следующее: деперсонализации (деформации отношений с другими людьми) подвержены 32 % сотрудников, 27 % из которых имеют стаж службы не более 3-х лет. У начинающих сотрудников (57 %) наблюдались сильная выраженность пассивной стратегии избегания (уход от решения проблем алкоголем, курением, наркотическими или психотропными средствами, едой и т. д.). Редукции личностных достижений (тенденция негативно себя оценивать, преуменьшать собственное достоинство, негативно относиться к служебным достоинствам и возможностям и др.) выявлены у 56 % респондентов со сроком службы в органах ОВД более десяти лет.
В 2018 г. по результатам эмпирических исследований психологической безопасности в контексте эмоционального выгорания у сотрудников полиции эмоциональное выгорание было установлено у 30 респондентов из выборки в 206 сотрудников (14,6 %, в возрасте от 19 до 48 лет). Показатели диагностики эмоционального выгорания по методике выгорания В. В. Бойко обнаружили сформированность показателей (фаза истощения, фаза эмоционального напря-
жения, эмоционально-нравственная дезориентация, неадекватного эмоционального реагирования, редукции профессиональных обязанностей, эмоционального дефицита) в среднем у 28 % обследуемых, у 25 % — в стадии формирования [10, с. 206].
Также в 2018 г. при изучении особенностей профессиональной деформации личности сотрудников ОВД по методике В. В. Бойко (30 сотрудников: I группа (сотрудники полиции, оперуполномоченные уголовного розыска, участковые уполномоченные полиции), II группа (подразделения тылового обеспечения, связи и информационных технологий, мобилизационной подготовки и мобилизации; по работе с личным составом). Наиболее яркие симптомы показала II группа (53 % — в стадии «начинающие»,
26.6 % — в стадии «сформирован»). Из конкретных показателей наиболее выражены моральная дезориентация (15,46 %) и эмоциональный дефицит (16,4 %). Во II группе наиболее высокие показатели моральной дезориентации (13,13 %) и экономии эмоционального реагирования (14,27 %) [11, с. 5].
Результаты исследования эмоционального выгорания у сотрудников охранно-конвойной службы полиции РФ (95 человек, методика «Диагностика эмоционального выгорания») в 2019 г. демонстрируют синдром эмоционального выгорания как сложившийся — у 12,8 % сотрудников, в фазе формирования — у 23,4 %, синдром отсутствовал у 63,8 % опрошенных. Карта формирования синдромов выглядит следующим образом: симптомы напряжения (сформирован — 14 %, в стадии формирования —
14.7 %, не сформирован — 71,3 %), симптом резистен-ции (сформирован — 21,3 %, в стадии формирования — 43,6 %, не сформирован — 71,3 %), синдром истощения (сформирован — 12,8 %, в стадии формирования — 18,1 %, не сформирован — 69,1 %) [12].
В 2019-2020 гг. профессором А. В. Булгаковым опубликован результат исследования группы психологов ОВД с различным сроком службы (80 сотрудников, опросник «профессиональное выгорание» Н. Е. Водопьяновой). Проверка проводилась посредством использования зависимых переменных (эмоциональное истощение, деперсонализация, профессиональные достижения) с дифференциацией у женщин и мужчин по четырем группам (независимые переменные — срок службы: до 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 до 15 лет, старше 15 лет). Интересен тот факт, что вопреки устоявшейся тенденции, прямой
PSYCHOLOGICAL SCIENCE
зависимости срока службы и эмоционального выгорания не обнаружено. Наименьшие показатели по трем переменным выявлены у сотрудников сроком службы от 10-15 лет, наиболее высокие у сотрудников мужской группы со сроком службы до пяти лет [2, с. 371]. Склонность молодых сотрудников к эмоциональному выгоранию объясняется новизной и эмоциональным потрясением, чему способствуют обстоятельства работы в напряженном режиме, повышенные эмоциональные нагрузки взаимодействия в микро и макро коллективах со сложным контингентом лиц, отсутствие поддержки со стороны коллектива и руководства, завышенные требования и ожидания к условиям службы и др.
При анкетировании психологов органов внутренних дел РФ во время действия ограничительных мер по распространению коронавирусной инфекции в 2021 г. (30 человек), 38 % психологов обнаружили признаки профессионального выгорания у себя, 75 % респондентов данный феномен наблюдают у коллег (рефлексия эмоционального выгорания) [13, с. 71]. Кроме повышенного риска инфицирования сотрудников полиции, эпидемии оказывают также влияние на формирование возможной психоэмоциональной нестабильности и дезатаптационного поведения. Исследования в данной области проводились как отечественными, так и зарубежными авторами. В условиях пандемии обследовался 371 сотрудник ОВД РФ. В выборке состояли как переболевшие, так и не имеющие заболевания, применялись тест «нервно-психологическая адаптация», опросник личностной и ситуативной тревожности Спилберга-Ханина, методика диагностики Басса-Дарки в адаптации А. А. Хвана. В отдельных случаях выявлены переменные, характеризующие эмоциональное выгорание: у заболевших — дисфункциональные невротические реакции, тревожность, развитие фобий; у лиц, находившихся на самоизоляции — дисфункциональные реакции на стрессовые ситуации; у сотрудников, продолжавших несение службы — снижение нервно-психической устойчивости, эмоциональное утомление, усталость от службы [14, с. 64-65].
При всей совокупности факторов сложности и напряженности профессиональной деятельности полицейских (недостаточная укомплектованность служб внутренних дел, не всегда корректные проверки профессиональной деятельности, сокращения на работе среди коллег, возрастающие с каждым
годом требования к выполнению обязанностей, возможные террористические акты и т. д.), данные прикладных исследований эмоционального выгорания сотрудников ОВД РФ не свидетельствуют о критичных показателях синдрома эмоционального выгорания и не приводят к социальной дезатаптации, де-виантному поведению, возможно, как в силу объективных причин (система профессионального отбора и подготовки, психологическое сопровождение во время деятельности), так и в силу личных качеств сотрудников. В тоже время, даже небольшие изменения в значениях данной области требуют реагирования со стороны системы подготовки, руководителей.
При анализе отдельных зарубежных исследований отмечено, что детерминанты выгорания сотрудников полиции находятся в тесной взаимосвязи со стрессозависимыми факторами: неадаптивнымми копинг-стратегиями преодоления стресса на работе (Ф. Зулькафали, К. Камаруддин и Н. Х. Хассан, Малайзия, 2017 г., обзор статей) [15], краткосрочные и долгосрочные нарушения здоровья (С. Болдуин, К. Беннелл, Дж. П. Андерсен, Т. Сэмпл и Б. Джен-кинс, Канада, 2019 г., записи GPS, оперативные записи вызовов и происшествий во взаимосвязи с физиологическими реакциями /116 смен/ 9 дней, 64 офицера) [16]. Как последствия эмоционального стресса и выгорания были выявлены усталость от сострадания, низкая корреляция эмоционального выгорания с внешними трудовыми ценностями (престиж, продвижение и др.), высокая корреляция с личными ценностями и вовлеченностью (Б. А. Басинская и А. М. Дадерман, Польша, 2019 г., методы: концептуальная модель на основе Теории сохранения ресурсов и благосостояния (Теории COR), Теория развития карьеры Супера, Ольденбургский опросник выгорания, Утрехтская шкала вовлеченности в работу, 234 полицейских) [17], самоубийства (Дж. М. Виоланти и др. США, 2019 г., семантический обзор PRISMA) [18]. Высокие показатели профессионального выгорания связаны с повышенным контролем, требованиями и низкой обратной связью (поддержкой), вызывают, как следствие, контрпродуктивное поведение: саботаж, уход в себя (Е. Смоктунович и др., штат Колорадо, 2015 г., Ольденбургский опросник выгорания, модели «требования-контроль-поддержка», Модель сохранения ресурсов, 625 полицейских) [19]. Частые случаи высокого артериального давления, увлечения курением и алкоголем в совокупности с длительным
воздействием стресса приводят к проблемам в семье и агрессивному поведению с населением (Ф. Нили и С. Кливленд, штат Флорида, 2011 г., модель на основе концепции теории направлений-деформаций Мандзони и Эйснера, тест Манна-Уитни, 94 полицейских) [20].
В связи с учащением самоубийств и проявлением агрессии в общении с гражданами полицейских Франции, Португалии, Испании организованы исследования психического и физического здоровья в 2020 г. Статистическая выборка: 2057 полицейских агентов и командиров Португалии (задачи патрулирования дорог, обеспечения дорожного движения, расследования уголовных дел, группы быстрого реагирования). В Португалии отмечен самый высокий показатель по сравнению со всеми странами Европы в части приема полицейскими успокаивающих психотропных лекарственных средств (антидепрессантов, анксиолитиков). При описании выгорания 25,3 % выборки показали низкий уровень энтузиазма, 16,5 % показали высокий уровень стресса, а 10,6 % — критический уровень психологического истощения, 9,7 % — критический уровень вины, 10,7 %—эмоционального выгорания, 28 % испытывали очень высокий уровень стресса, при этом 54,5 % из них подвержены риску развития психологического расстройства. Исследована роль спорта и физических упражнений в противостоянии профессиональному стрессу [21, с. 1-12]. В швейцарском издании 2022 г. на примере 127 сотрудников полиции была определена у 26,5 % исследуемых взаимосвязь выгорания с чувством безнадежности, депрессией; в отдельных случаях эти состояния были связаны с суицидальными мыслями. В данном случае личные достижения (ОШ = 0,57, 95% ДИ: 0,32) -1) являлись защитным фактором [22, с. 1-12].
По результатам исследований эмоционального выгорания, отдельные симптомы синдрома эмоционального выгорания присутствуют, как правило, у всех сотрудников, хотя в целом синдром может быть и не сформирован или в стадии формирования. Были проанализированы результаты различных исследований групп от 30 до 2057 сотрудников по методикам В. В. Бойко и Н. Е. Водопьяновой, опросник личностной и ситуативной тревожности Спилбер-гера-Ханина, тест «Нервно-психическая адаптация», методики диагностики состояния агрессии Басса-Дарки в адаптации А. А. Хвана, семантический обзор и др.
Итоги исследований в отдельных случаях обнаруживали линейные результаты, а другие оказывались весьма неожиданными. Как правило, эмоциональное выгорание сотрудников полиции исследуется отечественными учеными посредством имеющихся методик без привлечения конкретизирующих вариаций диагностики для лиц данной профессии в правоохранительной среде и ОВД ввиду отсутствия. Используются специализированные модели исследования для учителей и преподавателей, для руководителей среднего звена, для представителей коммерческих служб, для медицинского персонала, для торговых работников и др. Конкретизирующие диагностики психологического состояния сотрудников полиции РФ не обнаружены. Данные исследования должны учитывать следующие характеристики: непредсказуемость и опасность, рост насилия с применением огнестрельного оружия в городских районах, угрозы террористических нападений, трудности оперативно-служебной деятельности, критика со стороны граждан и общества и др. Подобные разработки отмечены при изучении португальских исследований (опросник оперативного полицейского стресса PSQ-Op, дополнительные вопросники о стрессе полицейских) [21, с. 2-7].
Мониторинг вышеназванных научных и прикладных трудов свидетельствует о следующем.
1. Важна профилактика негативных явлений и их крайних состояний; своевременное выявление сотрудников, наиболее подверженных рискам в исследуемой проблематике; совершенствование и инновация процессов обучения кадров в соответствии с занимаемой должностью; формирование у действующих и будущих сотрудников системы знаний и навыков владения психологическими закономерностями совладания со стрессом, выстраивания механизма дистресса, многоосевая модель «поведения преодоления» С. Хобфолла.
2. Необходимо постоянно актуализировать психологическое обеспечение и сопровождение служебной деятельности полицейских, разрабатывать и перерабатывать дополнительные программы психологической подготовки; в случае невысоких, но значимых показателей, применять концепцию слабых сигналов И. Ансоффа; использовать современные психологические технологии управления персоналом в сочетании с принципом культурного опосредования Л. С. Выготского.
PSYCHOLOGICAL SCIENCE
3. Исследования нравственных ценностей сотрудников, привитие новых, направленных на вовлеченность в служебную деятельность, могут существенно снизить эмоциональное выгорание; интересен опыт применения логотерапии как концепции терапии и восстановления экзистенционального вакуума.
4. Необходимым является проведение спектра тренинговых мероприятий, направленных на укрепление психического состояния, повышение умственной активности, появление чувства самоуверенности и личностной значимости; руководителям и психологическим службам важно выявлять личные ресурсы и ресурсы служебных коллективов, формировать в случае наличия эмоционального выгорания группы риска.
5. Целесообразно расширить исследования в части актуализации факторов и условий служебной деятельности сотрудников полиции, способствующих снижению эмоционального выгорания; необходимо учитывать сложности и особенности служебных задач и функций, социального взаимодействия, региональную специфику службы, травмы, сменность работы полицейских и др.
6. Не всегда стресс воздействует деструктивно на организм и когнитивные способности человека. В то же время, значительные превышения стресс-характеристик могут негативно сказаться на возможностях и самочувствии сотрудника. В данных обстоятельствах значительно снижается сосредоточенность, работоспособность, самостоятельность в принятии решений или повышается, наоборот, импульсивность, необдуманность, состояние тревоги. Исследование физиологического стресса на групповом уровне нельзя применять для конкретного сотрудника в определенной ситуации. Параметры вегетативно-нервной системы не однозначно предсказывающие реакции на индивидуальном уровне не являются абсолютной мерой.
Таким образом, в данной статье проанализировано семь отечественных (с 2016 по 2022 г., выборка от 30 до 500 человек) и восемь зарубежных исследований (Малайзия, Польша, Канада, США, Португалия, Швейцария, период с 2011 по 2022 г., выборки от 64 до 2057 человек). Модели измерения были связаны как непосредственно с опросниками о выгорании, так и связанные с профессиональным стрессом, дистрессом, а также направлены на выявление симптомов нарушения физиологического и пси-
хологического здоровья. Конечно, элементы в представленных исследованиях неравнозначны, разный уровень информатизации о возрасте, должностях и др. сведениях обследуемых, комплексе противодействия и др., что обусловлено целеполаганием авторов, творческим и индивидуальным подходами. Выбор статей был направлен на описание многообразия моделей исследования, широкого спектра последствий исследуемого явления и взглядов на противодействие в данной профессиональной области.
Очень важно регулярно оценивать уровни выгорания у полицейских на начальном и более поздних этапах службы, предотвращать состояние эмоционального выгорания, депрессий, тревожности, эмоционального равнодушия. Превентивные действия и исследования в данной сфере помогут уменьшить и смягчить психологические факторы, связанные с эмоциональным выгоранием, повысят работоспособность сотрудников; улучшат кадровую ситуацию ОВД в формировании физически и психологически стабильных кадров.
Список источников
1. Буданов А. В. Работа с сотрудниками ОВД по профилактике профессиональной деформации. М. : Домодедово, 1992.
2. Булгаков А. В. Психологические механизмы профессионально-нравственной деформации личности: выявление и оценка (на примере психологов правоохранительных органов) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25. № 4(83). С. 366-375.
3. Barth A.-R. Burnout bei Lehrern. HOGREFE-VERLAG, 1997.
4. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Практикум по социальной психологии. СПб. : Питер, 2001.
5. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб. : Питер, 2008.
6. Perlman В., Hartman Е. A. Burnout: Summary and Future and Research // Human relations. 1981.
7. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. СПб. : Питер, 2002.
8. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. М. : Сударыня, 2000.
9. Камнева Е. В. Копинг-поведение и профессиональное выгорание сотрудников органов внутрен-
них дел // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 // URL://https://web.snauka.ru/is-sues/2016/08/70631.
10. Варданян Ю. В., Воробьева О. М. Исследование эмоционального выгорания сотрудников полиции в контексте психологической безопасности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 2. С. 203-214.
11. Мальцева Т. В., Макаренко Ю. Б. Исследование особенностей профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел РФ // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 6. С. 3-10.
12. Муханов Е. И. Синдром эмоционального выгорания полицейских охранно-конвойной службы // URL://https://pandia.ru/text/80/298/31859.php.
13. Лаврова М. С. О некоторых проявлениях профессионального выгорания у психологов ОВД // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 69-73.
14. Жернов С. В., Ичитовкина Е. Г., Соловьев А. Г. Влияние личностных и социальных особенностей на формирование психической травматизации у сотрудников полиции в условиях пандемии COVID-19 // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2021. № 3. С. 59-63.
15. Zulkafaly F., Kamaruddin K., and Hassan N. H. (2017). Coping strategies and job stress in policing: a literature review. Int. J. Acad. Res. Bus. Soc. Sci. 7, 458-467.
16. Baldwin S., Bennell C., Andersen J. P., Semp-le T., and Jenkins B. (2019). Stress-activity mapping: physiological responses during general duty police encounters. Front. Psychol. 10:2216.
17. Basinska B. A., and Daderman A. M. (2019). Work values of police officers and their relationship with job burnout and work engagement. Front. Psychol. 10:442.
18. Violanti J. M., Owens S. L., McCanlies E., Fekedulegn D., and Andrew M. E. (2019). Law enforcement suicide: a review. Policing 42, 141-164.
19. Smoktunowicz E., Baka L., Cieslak R., Nichols C. F., Benight C. C., and Luszczynska A. (2015). Explaining counterproductive work behaviors among police officers: the indirect effects of job demands are mediated by job burnout and moderated by job control and social support. Hum. Perform. 28, 332-350.
20. Neely P., and Cleveland C. S. (2011). The impact of job-related stressors on incidents of excessive force by police officers. Am. J. Health Sci. 3, 63-74.
21. Burnout and Stress Measurement in Police Officers: Literature Review and a Study With the Operational Police Stress Questionnaire. Cristina Q., Fernando P., Ana B., Antonio J. M., Carlos F. d. S., Anabe-la P. Front. Psychol. 11, 587. P. 1-39.
22. Hopelessness in Police Officers and Its Association with Depression and Burnout: A Pilot Study. Cristina C., Daniela A. M., Sergio G., Nicola M. Int. J. Environ. Res. Public Health 2022, 19, 5169.
References
1. Budanov A.V. Work with police officers on the prevention of professional deformation. M. : Domode-dovo, 1992.
2. Bulgakov A.V. Psychological mechanisms of professional and moral deformation of personality: identification and evaluation (by the example of psychologists of law enforcement agencies) // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2020. vol. 25. No. 4(83). P. 366-375.
3. Barth A.-R. Burnout bei Lehrern. HOGREFE-VERLAG, 1997.
4. Maslach K. Professional burnout: how people cope. Workshop on social psychology. St. Petersburg : St. Petersburg, 2001.
5. Vodopyanova N. E., Starchenkova E. S. Burnout syndrome: diagnosis and prevention. St. Petersburg: St. Petersburg, 2008.
6. Perlman V., Hartman E. A. Burnout: Summary and Future and Research // Human relations. 1981.
7. Grinberg J. Stress management. 7th ed. St. Petersburg : St. Petersburg, 2002.
8. Boyko V. V. The syndrome of «emotional burnout» in professional communication. M. : Madam, 2000.
9. Kamneva E. V. Coping-behavior and professional burnout of employees of internal affairs bodies // Modern scientific research and innovation. 2016. № 8 // URL://https://web.snauka.ru/issues/2016/08/70631.
10. Vardanyan Yu. V., Vorobyeva O. M. Investigation of emotional burnout of police officers in the context of psychological security // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. 2018. No. 2. P. 203-214.
11. Maltseva T. V., Makarenko Yu. B. Investigation of the features of professional deformation of the
personality of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation // International Student Scientific Bulletin. 2018. No. 6. P. 3-10.
12. Mukhanov E. I. The syndrome of emotional burnout of police security and convoy service // URL:// https://pandia.ru/text/80/298/31859.php.
13. Lavrova M. S. On some manifestations of professional burnout among psychologists of the Department of Internal Affairs. // Psychology and pedagogy of official activity. 2021. No. 4. P. 69-73.
14. Zhernov S. V., Ichitovkina E. G., Soloviev A. G. The influence of personal and social characteristics on the formation of mental traumatization among police officers in the conditions of the COVID-19 pandemic // Biomedical and socio-psychological problems of safety in emergency situations. 2021. No. 3. P. 59-63.
15. Zulkafaly F., Kamaruddin K., and Hassan N. H. (2017). Coping strategies and job stress in policing: a literature review. Int. J. Acad. Res. Bus. Soc. Sci. 7, 458-467.
16. Baldwin S., Bennell C., Andersen J. P., Semp-le T., and Jenkins B. (2019). Stress-activity mapping: physiological responses during general duty police encounters. Front. Psychol. 10:2216.
17. Basinska B. A., and Daderman A. M. (2019). Work values of police officers and their relationship with job burnout and work engagement. Front. Psychol. 10:442.
18. Violanti J. M., Owens S. L., McCanlies E., Fekedulegn D., and Andrew M. E. (2019). Law enforcement suicide: a review. Policing 42, 141-164.
19. Smoktunowicz E., Baka L., Cieslak R., Nichols C. F., Benight C. C., and Luszczynska A. (2015). Explaining counterproductive work behaviors among police officers: the indirect effects of job demands are mediated by job burnout and moderated by job control and social support. Hum. Perform. 28, 332-350.
20. Neely P., and Cleveland C. S. (2011). The impact of job-related stressors on incidents of excessive force by police officers. Am. J. Health Sci. 3, 63-74.
21. Burnout and Stress Measurement in Police Officers: Literature Review and a Study With the Operational Police Stress Questionnaire. Cristina Q., Fernando P., Ana B., Antonio J. M., Carlos F. d. S., Anabela P. Front. Psychol. 11, 587. P. 1-39.
22. Hopelessness in Police Officers and Its Association with Depression and Burnout: A Pilot Study. Cristina C., Daniela A. M., Sergio G., Nicola M. Int. J. Environ. Res. Public Health 2022, 19, 5169.
Информация об авторах
А. В. Булгаков — профессор кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, профессор;
Т. А. Кулиева — научный сотрудник учебно-научного комплекса специальной подготовки, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Information about the authors
A. V. Bulgakov — Professor of the Department of Legal Psychology of Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Psychological Sciences, Professor.
T. A. Kulieva — Researcher of Educational and Scientific Complex of Special Training, Adjunct of the Faculty of Preparation of Scientific and Pedagogical and Scientific personnel of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 20.09.2022; одобрена после рецензирования 29.11.2022; принята к публикации 10.01.2023.
The article was submitted 20.09.2022; approved after reviewing 29.11.2022; accepted for publication 10.01.2023.