Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2023, Том 11, № 2 / 2023, Vol. 11, Iss. 2 https://mir-nauki.com/issue-2-2023.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/27PSMN223.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Соболев, Н. Г. Особенности эмоционального выгорания у сотрудников женского пола отдела охраны исправительного учреждения / Н. Г. Соболев // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/27PSMN223.pdf
For citation:
Sobolev N.G. Features of emotional burnout among female employees of the Correctional Institution's Security Department. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11(2): 27PSMN223. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/27PSMN223.pdf. (In Russ., abstract in Eng.)
УДК 159.9
Соболев Николай Гургенович
ФКУ «Научно-исследовательский институт федеральной службы исполнения наказаний», Москва, Россия Старший научный сотрудник отдела разработки методологий социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системе
Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6101-7437
Особенности эмоционального выгорания у сотрудников женского пола отдела охраны исправительного учреждения
Аннотация. В современных отечественных и зарубежных психологических исследования прямо отмечается, что профессиональная деятельность детерминирует возникновение деструктивных переживаний в личности специалиста. Изучение феномена эмоционального выгорания и выявление специфических особенностей его формирования обусловлена необходимостью профилактики деструктивного поведения сотрудников женского пола отдела охраны исправительного учреждения, несущих службу с оружием и повышению уровня профессионально-психологической культуры среди персонала уголовно-исполнительной системы.
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей эмоционального выгорания у женщин, проходящих службу в отделе охраны исправительного учреждения, с учетом срока службы в уголовно-исполнительной системе и специфики решаемых профессионально-служебных задач. Анализ особенностей эмоционального выгорания у сотрудников женского пола позволил выявить и описать три группы факторов субъектного, объектного и обстановочного характера, оказывающих влияние на формирование фаз «Напряжение», «Резистенция», «Истощение» и их симптомов.
Установлено, что эмоциональное выгорание сотрудников женского пола отдела охраны исправительного учреждения, характеризуется более высокими показателями сформированности по фазам «Напряжение» и «Резистенция», в отличие от сотрудников мужского пола отдела охраны. Кроме этого, в исследовании доказывается, что особенности формирования эмоционального выгорания у сотрудников женского пола отдела охраны исправительного учреждения, обусловлены возможностями активации и содержательных особенностях внутренних адаптационных ресурсов, особенностями осознания и реагирования
на психотравмирующие факторы, а также включенностью сотрудников женского пола в профессиональную деятельность и семейную сферу одновременно.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание; сотрудники женского пола отдела охраны исправительного учреждения; профессиональная деятельность; напряжение; резистенция; истощение; профессиональные требования к личности сотрудника уголовно-исполнительной системы; эмоциональное напряжение
Введение
Узловым фактором развития современной отечественной психологии выступает анализ взаимодействия субъекта с профессией посредством изучения таких качественных характеристик как самоопределение, качество и результативность обучения, психологическое обеспечение самостоятельной профессиональной деятельности, преодоление профессиональных затруднений и деформаций личности и т. п. [1]. Профессиональная деятельность оказывает деструктивное влияние на личность, при этом уровень сформированности профессиональных деформаций зависит от специфики решаемых субъектом профессиональных задач, индивидуально-психологических особенностей, накопленного опыта работы и отношения общественности к данной профессии [2].
В исследованиях, посвященных анализу психологических детерминант профессиональных деструкций, Э.Ф. Зеер прямо указывает, что, с одной стороны, процесс возникновения профессиональных деструкций — неизбежен, а с другой, увеличение профессионального стажа опосредует возникновение синдрома «эмоционального выгорания». Деформация эмоциональной сферы субъекта профессиональной деятельности оказывает влияние на формирование психосоматических заболеваний и негативно сказывается на мотивации профессионального развития и самосовершенствования [3, с. 44].
Представляется, что одним из значимых феноменов, требующих учета при организации психологического сопровождения на разных этапах профессионального становления, является эмоциональное выгорание личности [4, с. 34].
В современной психологической литературе под синдром эмоционального выгорания понимают комплексный психофизиологический феномен, характеризующийся как эмоциональное, когнитивное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром эмоционального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональное истощение; деперсонализацию; редукцию профессиональных достижений [5].
Изучение феномена эмоционального выгорания и профилактика его проявления у специалистов разных специальностей стала предметом научной рефлексии благодаря многочисленным исследованиям зарубежных психологов (К. Маслач, К. Кондо, Е. Махер, Е. Хартман, Х.Дж. Фрейденберг и др.). В публикациях зарубежных ученых отмечается, что эмоциональное выгорание — психологически детерминированный стадиально протекающий процесс, проявляющийся в рамках профессионального развития субъекта труда [6].
Исследованию феномена эмоционального выгорания и особенностей его проявления у специалистов разных специальностей посвящены работы таких авторов как Т.В. Большакова, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, Г.А. Зарипова, В.Е. Орёл, А.А. Рукавишников, Т.В. Форманюк и др. Отечественными психологами изучение проблем эмоционального выгорания у субъекта труда раскрывается через единство результирующей и процессуальной сторон данного психического явления [7].
Ориентируясь на рассмотренные выше психологические особенности деятельности специалиста, представляется необходимым осуществить анализ современных требований к сотрудникам уголовно-исполнительной системы с позиций методологии системного подхода, концептуально представленного в работах М.И. Еникеева, А.М. Столяренко, В.М. Позднякова, А.И. Ушатикова.
Анализ действующих нормативных документов, регламентирующих и описывающих деятельность практических органов уголовно-исполнительной системы, научных публикаций по теме исследования позволяет определить следующие группы требований:
1. Общие требования, определяющие, что органы и учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, являются составной частью органов государственной власти. Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы — это специфический вид государственной службы. Следовательно, к ним в полной мере относятся требования, предъявляемые к кадрам государственного аппарата: правовые, профессионально-деловые, нравственно-деловые.
2. Особые требования, предопределенные принадлежностью сотрудников УИС к кадрам правоохранительных органов. Данная группа требований опосредованно реализуется через особый порядок отбора и прохождения службы, правовой статус сотрудников, экстремальный характер условий прохождения службы.
3. Специальные требования, вытекающие из специфики задач, решаемых сотрудниками отдела охраны исправительного учреждения: военизированный характер несения службы, готовность к применению физической силы, специальных средства и боевого оружия, обязанность принимать решения и действовать в экстремальных условиях, монотонность выполнения служебных задач, длительная изоляция при несении службы в караулах и т. д.
С учетом изложенного следует отметить, что к числу квалификационных требований, предъявляемых к личности сотрудника отдела охраны исправительного учреждения, относят нервно-психическую устойчивость, высокий уровень самоконтроля, отсутствие склонности к депрессивным состояниям [8].
Актуальность исследования определяется тем, что в большинстве исследований, посвященных изучению особенностей эмоционального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы, отмечается, что сотрудники женского пола, в отличие от сотрудников мужчин, в большей степени подвержены эмоциональному выгоранию [9, с. 118].
Кроме этого, отмечается, что специфические условия прохождения службы в уголовно-исполнительной системе (от трех и более лет) оказывают деструктивное влияние не только на эмоциональную устойчивость женщины сотрудника, но и на выработку устойчивых моделей поведения, основанных на деперсонализации личности [10, с. 150-151]. Источником возникновения данных моделей поведения у сотрудников женского пола исправительного учреждения следует считать определенную функциональную обособленность отдельных работников и служб исправительного учреждения, реализующуюся через сформировавшиеся профессионально-групповые нормы поведения, оценочных суждений и реализуемых в ситуациях выбора способов взаимодействия (как правило, директивных и авторитарных) [11, с. 195]. Однако исследований, посвященных анализу особенностей эмоционального выгорания у сотрудников женского пола отдела охраны исправительного учреждения, проведено недостаточно [12, с. 264].
Таким образом, следует предположить, что анализ и учет особенностей синдрома эмоционального выгорания, сформировавшегося у сотрудников женского пола отдела охраны исправительного учреждения, будет способствовать профилактике деструктивного поведения и повышению профессиональной психологической культуры [13; 14].
Методы
Эмпирическое исследование особенностей эмоционального выгорания у сотрудников женского пола отдела охраны исправительного учреждения, проводилось на базе исправительной колонии № 7 УФСИН России по Архангельской области общего режима для осужденных-мужчин, в период с 11 января по 16 февраля 2020 г. В эмпирическом исследовании принимали участие 60 сотрудников отдела охраны ФБУ ИК № 7 г. Архангельска; из них 30 мужчин, 30 женщин в возрасте от 25-ти до 44 лет. Стаж работы в отделе охраны исправительного учреждения от 3 до 7 лет.
В качестве инструмента, который позволяет выявить и изучить особенности эмоционального выгорания у сотрудников женского пола отдела охраны исправительного учреждения, нами был выбрана методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко [15]. Данная методика направлена на изучение ведущих симптомов эмоционального выгорания и определение, к какой фазе развития стресса они относятся: напряжение, резистенция, истощение.
Целью нашего исследования является изучение особенностей синдрома эмоционального выгорания у сотрудников мужского и женского пола отдела охраны на примере колонии общего режима.
В качестве гипотезы настоящего исследования выступило предположение о том, что эмоциональное выгорание сотрудников женского пола отдела охраны исправительного учреждения, характеризуется более высокими показателями сформированности по фазам «Напряжение» и «Резистенция», в отличие от сотрудников мужского пола отдела охраны.
Результаты
Итак, начнем анализ показателей степени сформированности фаз эмоционального выгорания у сотрудников женского пола отдела охраны, представленных в нижеприведенной таблице (табл. 1).
Таблица 1
Среднее значение показателей степени сформированности фаз эмоционального выгорания у сотрудников женского пола отдела охраны по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко)
№ п/п Фаза Количество испытуемых Среднее значение
I Напряжение 30 37,8
II Резистенция 30 61,7
III Истощение 30 43,9
Составлено автором
Анализ эмпирических данных, представленных в таблице 1, позволяет отметить, что типичным для респондентов, включенных в данную выборку, является формирование II фазы эмоционального выгорания — «Резистенция» (61,7). Вероятно, сформированность фазы «Резистенция» более выражена по сравнению с другими фазами «Напряжение» (37,8) и «Истощение» (43,9) в связи с тем, что сотрудники женского пола отдела охраны, преодолевая
физические и психоэмоциональные перегрузки, обусловленные спецификой службы в отделе охраны, ориентированы на поиск защиты от влияния деструктивных факторов, путем активации внутренних адаптационных ресурсов (разнообразные стратегии адаптации, закрепленные на уровне личного опыта или приобретенные в результате служебно-деятельностного опосредования, механизмы и стратегии адаптивного поведения). Следует отметить, что основной целью применения адаптационных ресурсов в сложной, потенциально экстремальной ситуации, сотрудниками женского пола отдела охраны исправительного учреждения, является коррекция когнитивной сложности в состоянии неопределенности и облегчение принятия решения.
Проведем анализ индивидуальных показателей, обнаруженных нами, по фазам эмоционального выгорания у сотрудников женского пола отдела охраны исправительного учреждения (табл. 2).
Таблица 2
Распределение числа сотрудников женского пола отдела охраны по степени формирования фазы «Напряжение» по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко)
№ п/п Фаза Количество человек %
I Не сформировалась 17 56,6
II Формируется 4 13,3
III Сформировалось 9 30,1
Составлено автором
Эмпирические данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о наличии фазы I «Напряжение» у 43,4 % сотрудников женского пола (у 13,3 % она формируется, у 30,1 % сформировалась). Эта фаза служит предвестником и запускающим механизмом в развитии синдрома эмоционального выгорания. Можно предположить, что актуализация фазы «Напряжение» у более чем 43 % сотрудников женского пола характеризуется наличием психологического напряжения, осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности и невозможности оказать влияние на окружающую действительность, ощущением тревоги и снижением настроения.
Далее более подробно рассмотрим распределение сотрудников женского пола отдела охраны по степени формирования фазы «Резистенция» (табл. 3).
Таблица 3
Распределение числа сотрудников женского пола отдела охраны по степени формирования фазы «Резистенция» по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко)
Фаза Количество человек %
Не сформировалась 2 6,7
Формируется 7 23,3
Сформировалось 21 70,0
Составлено автором
Анализ эмпирических данных, представленных в таблице 3, позволяет отметить, что необходимость постоянно преодолевать деструктивные переживания, обусловленные исполнением служебных обязанностей, у более 93 % опрошенных респондентов, сформировалась или находится в стадии формирования фаза «Резистенция» (у 23,3 % формируется, у 70,0 % сформировалась). Представляется, что накопление аффективных переживаний у сотрудников отдела охраны женского пола, может быть обусловлено, в том числе необходимостью совмещать службу и исполнять семейные обязанности. Следует констатировать, что в настоящее время отсутствует комплексная психологическая поддержка
для разрешения и профилактики проблем взаимовлияния сфер семейных отношений и службы в исправительном учреждении. Думается, что анализ и учет выраженности у сотрудников женского пола отдела охраны негативных эмоциональных переживаний, обусловленных семейной напряженностью, будет являться действенным факторов повышения эффективности служебной деятельности и помогут в разработке рекомендаций по организации психологического сопровождения психологам исправительных учреждений.
Далее более подробно рассмотрим распределение сотрудников женского пола отдела охраны по степени формирования фазы «Истощение» (табл. 3).
Таблица 4
Распределение числа сотрудников женского пола отдела охраны по степени формирования фазы «Истощение» по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко)
Фаза Количество человек %
Не сформировалась 16 53,4
Формируется 4 13,3
Сформировалось 10 33,3
Составлено автором
Анализ эмпирических данных, представленных в таблице 4, позволяет отметить, что более 46 % опрошенных респондентов характеризуются истощением адаптационных ресурсов и психоэмоциональным перенапряжением, что может проявляться отстраненностью, эмоциональной черствостью и агрессивно-защитными реакциями в межличностных отношениях в процессе исполнения служебных обязанностей.
Следует указать, что эмоциональная устойчивость женщин, проходящих службу в отделе охраны исправительного учреждения, преимущественно характеризуется устойчивостью, способностью преодолевать деструктивное влияние стресс-факторов. На уточняющий вопрос о том, какие личностные качества необходимо развивать, для эффективного преодоления психоэмоциональных перегрузок, опытные сотрудники женщины, проходящие службу в отделе охраны, выделили такие качества как рефлексия, коммуникабельность, толерантность, а также необходимость выбора статусно-ролевой позиции, с учетом профессионального опыта и знаний.
Для выявления и сравнения выраженности фаз и отдельных симптомов эмоционального выгорания у сотрудников мужского и женского пола отдела охраны исправительного учреждения, посчитаем Ц-критерий Манна-Уитни для каждой шкалы в отдельности (табл. 5).
Таблица 5
Сводная таблица значимых различий, полученных по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко) в выборке сотрудников женского и мужского пола отдела охраны
Название фаз и симптомов Сотрудники мужчин (среднее значение в баллах) Сотрудники женщин (среднее значение в баллах) Значимость различий по U-критерию Манна-Уитни
Фаза
(I) «Напряжение» 24,6 37,8
Симптомы
1 — «Переживание психотравмирующих обстоятельств» 5,5 9,2 p < 0,01
2 — «Неудовлетворенность собой» 6,8 8,6 p < 0,05
3 — «Загнанность в клетку» 6,9 9,3 p < 0,05
4 — «Тревоги и депрессии» 5,4 10,7 p < 0,01
Фаза
Название фаз и симптомов Сотрудники мужчин (среднее значение в баллах) Сотрудники женщин (среднее значение в баллах) Значимость различий по U-критерию Манна-Уитни
(II) «Резистенция» 44,9 61,7
Симптомы
5 — «Неадекватного избирательного эмоционального реагирования» 16,1 18,4 p < 0,05
6 — «Эмоционально-нравственной дезориентации» 13,0 15,1 p < 0,05
7 — «Расширения сферы экономии эмоций» 6,8 8,4 p < 0,05
8 — «Редукции профессиональных обязанностей» 9,0 19,8 p < 0,01
Фаза
(III) «Истощение» 42,2 43,9
Симптомы
9 — «Эмоционального дефицита» 11,0 10,4 -
10 — «Эмоциональной отстраненности» 12,6 13,3 -
11 — «Личностной отстраненности, или деперсонализации» 9,9 10,4 -
12 — «Психосоматических и психовегетативных нарушений» 8,7 9,8 -
Составлено автором
Анализ эмпирических данных, представленных в таблице 5, позволяет утверждать, что существуют статистически значимые различия между двумя группами опрошенных респондентов как, непосредственно, по фазам «Напряжение» (р < 0,01) «Резистенция» (р < 0,01), так и по симптомам, включенным в данные фазы. При этом, наиболее существенные отличия между двумя группами опрошенных респондентов наблюдаются по следующим симптомам: «Переживание психотравмирующих обстоятельств» (р < 0,01), «Тревоги и депрессии» (р < 0,01), а также «Редукции профессиональных обязанностей» (р < 0,01).
Обсуждение
Итак, следует отметить, что наблюдаются значимые различия в сформированности фаз и симптомов эмоционального выгорания у сотрудников мужского и женского пола отдела охраны исправительного учреждения. Вероятно, причины различий в формировании эмоционального выгорания по фазам «Напряжение» и «Резистенция» между сотрудниками мужского и женского пола отдела охраны исправительного учреждения, находится:
1. В возможностях активации и содержательных особенностях внутренних адаптационных ресурсов между сотрудниками мужского и женского пола.
2. В специфических особенностях осознания и реагирования на психотравмирующие факторы, опосредованные службой сотрудников женского пола в отделе охраны исправительного учреждения, отличающейся от других отделов и служб исправительного учреждения.
3. В необходимости выработки социально одобряемых индивидуальных механизмов преодоления стресс-факторов, возникающих в процессе включенности сотрудников женского пола в профессиональную деятельность и семейную сферу одновременно, с учетом сформировавшегося типа супружеских отношений в семье.
Материалы осуществленного нами эмпирического исследования позволяют сформулировать следующие выводы. Так, выдвинутая нами гипотеза о том, что эмоциональное выгорание сотрудников женского пола отдела охраны исправительного учреждения, характеризуется более высокими показателями сформированности по фазам «Напряжение» и «Резистенция», в отличие от сотрудников мужского пола отдела охраны, подтвердилась полностью. Кроме этого, в результате проведенного эмпирического исследования особенностей эмоционального выгорания удалось выявить различия по фазам «Напряжение» и «Резистенция» и симптомам их формирования у сотрудников мужского и женского пола отдела охраны исправительного учреждения. При этом, специфика формирования эмоционального выгорания у сотрудников женского пола отдела охраны исправительного учреждения, обусловлена действием субъектного (внутренние адаптационные ресурсы и возможности их реализации), объектного (профессионально-групповые нормы поведения, опосредованные спецификой условий службы в отделе охраны исправительного учреждения) и обстановочного (влияние типа внутрисемейных отношений к служебной деятельности сотрудника) фактора профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рогач, В.Г. Особенности адаптационного потенциала личности сотрудников уголовно-исполнительной системы на начальном этапе служебной деятельности / В.Г. Рогач // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/48PSMN621.pdf (дата обращения: 09.04.2023).
2. Кашкевич, Е.И. Обусловленность стрессовой устойчивости особенностями индивидуально-психологических качеств врачей / Е.И. Кашкевич, Е.В. Зубарева // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022 № 6. — URL: https://mir-nauki com/PDF/28PSMN622.pdf (дата обращения: 09.04.2023).
3. Плотникова, А.Н. Факторы, способствующие развитию синдрома «эмоционального выгорания» сотрудников пенитенциарной системы /
A.Н. Плотникова // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2007. — № 2(29). — С. 44-46 (дата обращения: 08.04.2023).
4. Поздняков, В.М. Юридическая психология: генезис и перспективы /
B.М. Поздняков // Прикладная юридическая психология. — 2010. — № 2. —
C. 15-37 (дата обращения: 09.04.2023).
5. Рогова, Е.Е. Взаимосвязь одиночества и эмоционального выгорания у сотрудников скорой медицинской помощи / Е.Е. Рогова // Мир науки. Педагогика и психология — 2020. — Т. 8. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/ 128PSMN620.pdf (дата обращения: 09.04.2023).
6. Чердымова, Е.И. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография / Е.И. Чердымова, Е.Л. Чернышова, В.Я. Мачнев. — Самара: Изд-во Самарского университета, 2019 — 124 с.
7. Хаблиев, Г.А. Психологическое исследование профессионального эмоционального выгорания сотрудников таможенной службы / Г.А. Хаблиев, А.Д. Гусова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/40PSMN622.pdf (дата обращения: 09.04.2023).
8.
9.
10. 11.
12.
13.
14.
15.
Кокурин, А.В., Овчарова, Е.В. Совершенствование психологического сопровождения сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы России / А.В. Кокурин, Е.В. Овчарова // Психологическая наука и образование WWW.PSYEDU.RU/. — 2013. — № 1. — С. 141-150 (дата обращения: 08.04.2023).
Ежова, О.Н. Профилактика эмоционального выгорания сотрудников УИС как условие эффективности их профессиональной деятельности / О.Н. Ежова // Вестник Самарского юридического института. — 2017. — № 2(24). — С. 113—
Тарасова, В.С. Наличие профессионально-важных качеств и проблемы прохождения службы в УИС сотрудниками женского пола: восприятие коллег-мужчин / В.С. Тарасова // Социальные отношения. — 2017. — № 1(20). — С. 147— 152 (дата обращения: 09.04.2023).
Сергеева, М.А., Абдуллаева, А.С., Фурси, Л.Ф. Особенности фрустрационных реакций и эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников УИС / М.А. Сергеева, А.С. Абдуллаева, Л.Ф. Фурси // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2022. — Том 11. — № 5-1. — С. 194-200 (дата обращения: 08.04.2023).
Баженова, Н.Г., Токарь, О.В. Связь социально-перцептивных характеристик и эмоционального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы / Н.Г. Баженова, О.В. Токарь // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2019. — Том 8. — № 4(29). — С. 263-267 (дата обращения: 09.04.2023).
Иванова, С.В., Ведякова Е.Н. Профессиональная деформация и эмоциональное выгорание личности сотрудников уголовно-исполнительной системы: причины и профилактика / С.В. Иванова, Е.Н. Ведякова // Вестник Самарского юридического института. — 2020. — № 2(38). — С. 135-140 (дата обращения: 09.04.2023).
Поздняков, В.М. О повышении психологической культуры сотрудников ФСИН России / В.М. Поздняков // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития. — 2019. — С. 867-871 (дата обращения: 09.04.2023).
Желдоченко, Л.Д., Гирина, Н.В. Коучинг-технологии в профилактике эмоционального выгорания / Л.Д. Желдоченко, Н.В. Гирина // Интернет-журнал «Мир науки». — 2017. — Том 5. — № 6. — URL: https://mir-nauki com/PDF/39PSMN617.pdf (дата обращения 10.04.2023).
Sobolev Nicholai Gourgenovich
Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6101-7437
Features of emotional burnout among female employees of the Correctional Institution's
Security Department
Abstract. In modern domestic and foreign psychological research, it is directly noted that professional activity determines the occurrence of destructive experiences in the personality of a specialist. The study of the phenomenon of emotional burnout and the identification of specific features of its formation is due to the need to prevent the destructive behavior of female employees of the correctional institution security department serving with weapons and to increase the level of professional and psychological culture among the staff of the penitentiary system.
The article presents the results of an empirical study of the features of emotional burnout among women serving in the correctional institution security department, taking into account the length of service in the penal system and the specifics of the professional tasks being solved. The analysis of the features of emotional burnout in female employees allowed us to identify and describe three groups of factors of a subjective, objective and situational nature that influence the formation of the phases «Tension», «Resistance», «Exhaustion» and their symptoms.
It was found that the emotional burnout of female employees of the correctional institution's security department is characterized by higher rates of formation in the phases of «Tension» and «Resistance», in contrast to male employees of the security department. In addition, the study proves that the peculiarities of the formation of emotional burnout among female employees of the correctional institution's security department are due to the possibilities of activation and the content features of internal adaptive resources, the peculiarities of awareness and response to traumatic factors, as well as the involvement of female employees in professional activities and the family sphere at the same time.
Keywords: emotional burnout; female employees of the correctional institution's security department; professional activity; tension; resistance; exhaustion; professional requirements for the personality of an employee of the penitentiary system; emotional stress