УДК 159.9
Е. В. Дворцова
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ЛЕЧЕБНО-ИСПРАВИТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
Статья посвящена проблеме взаимосвязи стрессоустойчивости и эмоционального выгорания у сотрудников лечебно-исправительного учреждения. Представлены данные психологической диагностики стрессоустойчивости и эмоционального выгорания. Отражены результаты выявленной взаимосвязи стрессоустойчивости и эмоционального выгорания у сотрудников лечебно-исправительного учреждения.
Ключевые слова: стрессоустойчивость; эмоциональное выгорание; сотрудники лечебно-исправительного учреждения; служебная деятельность.
Для цитирования: Дворцова Е. В. Стрессоустойчивость как фактор эмоционального выгорания у сотрудников лечебно-исправительного учреждения // Теория и практика социогуманитарных наук. 2022. № 2 (18). С. 47-55.
E. V. Dvortsova
STRESS RESISTANCE AS A FACTOR OF EMOTIONAL BURNOUT IN STAFF OF THE MEDICAL INSTITUTION
This article is devoted to the problem of the relationship between stress resistance and emotional burnout among employees of a medical correctional institution. The data of psychological diagnostics of stress resistance and emotional burnout are presented. The results of the identified relationship between stress resistance and emotional burnout among employees of a medical correctional institution are reflected.
Keywords: stress resistance; emotional burnout; employees of a medical correctional institution; official activities.
For citation: Dvortsova E. V. Stress resistance as a factor of emotional burnout in staff of the medical institution. Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian studies], 2022, no. 2 (18), p. 47-55.
© Дворцова Е. В., 2022 © Dvortsova E. V., 2022
Актуальность данного исследования определяется тем, что в деятельности пенитенциарных служащих количество стрессогенных факторов очень велико, по своему содержанию они специфичны. К главным стрессогенным факторам сотрудников уголовно-исполнительной системы относят факторы информационной нагрузки, информационной неопределенности, фактор дефицита времени, межличностных конфликтов, ответственности, факторы внутриличностных конфликтов.
Длительное пребывание сотрудника в состоянии стресса или ситуации профессиональной напряженности способствует формированию определенных изменений в его личности, которые проявляются в ослаблении интереса к выполняемой деятельности, снижении коммуникативной толерантности и деструктивных формах поведения. Подобные проявления объединяются термином «эмоциональное выгорание».
Существенной особенностью деятельности сотрудника службы исполнения наказания является конфликтный характер тех ситуаций, на фоне которых развертывается и протекает служба сотрудника уголовно-исполнительной системы. Конфликтность деятельности проявляется в самых разных формах. Вступая во взаимодействие со спецконтингентом, сотрудник испытывает активное сопротивление с его стороны, он должен преодолевать попытки нарушителей замаскировать свои действия, ввести в заблуждение и даже спровоцировать сотрудника на неправильные, противоправные действия.
Следствием проявления синдрома выгорания является снижение работоспособности человека и продуктивности деятельности, нарушение трудовой дисциплины и повышение степени заболеваемости профессионалов. Попытки компенсировать стрессогенное влияния профессиональной среды приводят к злоупотреблению алкоголем, наркотиками и другими психотропными средствами, а в отдельных случаях — и к суицидному поведению.
Проблема исследования взаимосвязи стрессоустойчивости и эмоционального выгорания у сотрудников лечебно-исправительного учреждения является малоизученной областью психологии служебной деятельности и в этой связи имеет научную новизну для психологической науки.
В качестве объекта исследования мы рассматривали профессиональную деятельность сотрудников лечебно-исправительного учреждения. Предметом исследования является взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального выгорания у сотрудников лечебно-исправительного учреждения.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что существует взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального выгорания у сотрудников лечебно-исправительного учреждения, а именно: чем выше стрессоустойчивость сотрудников, тем ниже эмоциональное выгорание.
Нами использовались методы: теоретический анализ литературных источников, профессиографический метод, психодиагностическое тестирование, анализ документов, математико-статистическая
обработка данных (коэффициент корреляции Пирсона).
В качестве психодиагностических методик для определения стрессоустой-чивости и профессионального выгорания были отобраны:
1. «Диагностика эмоционального выгорания личности (СЭВ)» В. В. Бойко;
2. «Профессиональное (эмоциональное) выгорание (МВ1)» Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой;
3. «Самооценка стрессоустойчивости личности (СУЛ)» Н. В. Киршевой, Н. В. Рябчиковой;
4. «Опросник психологической устойчивости к стрессу (ОПУС)» Е. В. Распопина;
5. Методика «Прогноз» (оценка нервно-психической устойчивости НПУ) В. Ю. Рыбникова.
Выборку исследования составили сотрудники лечебно-исправительного учреждения ФКУ ЛИУ-16 ГУФСИН России по Кемеровской области — Кузбассу. Объем выборки 100 человек возрасте от 21 до 60 лет.
Теоретико-методологической основой исследования выступили труды таких ученых, как В. В. Бойко, В. Н. Васильев, Н. Е. Водопьянова, Л. А. Китаев-Смык, К. Маслач, Л. В. Мурай, Г. С. Никифоров, В. Ю. Рыбников, Г. Селье, Е. С. Старчен-кова, Г. Фрейденберг.
На основе анализа научной литературы можно констатировать, что стресс — это физиологическая реакция человека, возникающая при ответах организма на экстремальные требования внешней среды, а стрессоустойчивость — совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные ин-
теллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья [5].
А. Н. Фоминова, ссылаясь на мнение С. А. Рубинштейна, рассматривает стрес-соустойчивость, от которой зависит «сила сопротивляемости неблагоприятным условиям», и отмечает, что, прежде всего, огромную роль играет энергия и настойчивость при приведении в исполнение принятого решения, в борьбе со всяческими трудными жизненными ситуациями [8].
Дезадаптивные нервно-психические состояния (нервно-психическая неустойчивость), по мнению В. Ю. Рыбникова, часто встречаются у специалистов экстремальной профессиональной деятельности, их наиболее распространенными проявлениями являются функциональные нарушения нервной системы, нарушения интеллектуальных функций и психоэмоциональной сферы [6].
При длительном воздействии на человека в профессиональной деятельности стрессовых факторов и возникновении дезадаптивных нервно-психических состояний у профессионала может сложиться синдром профессионального (эмоционального) выгорания.
Синдром эмоционального выгорания — понятие, введенное в психологию американским психиатром Herbert J. Freudenberger в 1974 г., проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Врачи называют это просто переутомлением [9]. Синдром эмоционального выгорания проявляется в виде нарас-
тающего безразличия к своим обязанностям, происходящему на работе, дегуманизации в форме растущего негативизма по отношению как к пациентам или клиентам, так и к сотрудникам, ощущении собственной профессиональной несостоятельности, ощущении неудовлетворенности работой, явлениях деперсонализации, а также в итоге в резком ухудшении качества жизни.
В. В. Бойко рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотрав-мирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности [1; 2].
Согласно Н. Е. Водопьяновой, синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации. Выгорание развивается, как правило, у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми, причем от качества коммуникации зависит результат деятельности (моральный и материальный) [3].
Т. А. Филь отмечает, что существует целый ряд профессий, в которых человек подвержен эмоциональному выгоранию, и это именно профессии, где приходится постоянно взаимодействовать с другими людьми и присутствует непредсказуе-
мость этого взаимодействия, в связи с чем человек часто переживает стрессовое состояние [8].
В. В. Бойко выделяет основные симптомы эмоционального выгорания под длительным воздействием стрессоров [1; 2]:
1. Усталость, утомление, истощение (после активной профессиональной деятельности);
2. Перепады настроения, эмоциональная лабильность;
3. Психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства);
4. Бессонница;
5. Негативное отношение к людям (после имевших место позитивных взаимоотношений);
6. Отрицательная эмоциональная настроенность к выполняемой деятельности (вместо присутствующего раньше «это дело на всю жизнь»);
7. Стереотипизация личностной установки, стандартизация общения, деятельности, принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий, ригидность мыслительных операций;
8. Агрессивные тенденции (гнев и раздражительность);
9. Функциональное, негативное отношение к себе;
10. Тревожные состояния, сопровождающиеся негативными эмоциональными переживаниями.
11. Пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий;
12. Чувство вины.
Профессия сотрудника лечебно-исправительного учреждения, безусловно, является стрессогенной и напряженной, субъекту данной деятельности необходима хорошая физическая и психологическая подготовка для несения службы в органах УИС, также существует риск для жизни и общение с представителями криминальной субкультуры, что неизбежно отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии сотрудника. Уровень стрессовых нагрузок сотрудника УИС напрямую связан с развитием синдрома эмоционального выгорания, а устойчивость к стрессу должна препятствовать развитию выгорания. Это обстоятельство послужило основой для проведения исследовательской работы с целью выяснения, каким образом возможно взаимодействие изучаемых психологических переменных, в какой мере уровень стрес-соустойчивости может обуславливать развитие синдрома эмоционального выгорания и от каких психологических условий это зависит.
Исследование эмоционального выгорания проводилось при помощи методики «Профессиональное (эмоциональное) выгорание (МВ1)» Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой. Было выявлено, что большинство респондентов (41 %) имеют низкий уровень профессионального (эмоционального) выгорания, это значит, что синдром эмоционального выгорания не сложился, и сотрудники эффективно выполняют служебные задачи, при этом не испытывая дискомфорт и негативные эмоции. Меньшая часть респондентов (40 %) обладают средним уровнем профессионального (эмоционального) выго-
рания, что уже может мешать сотруднику эффективно выполнять свою работу, некоторые рабочие моменты начинают вызывать раздражение, и появляется нежелание выполнять свою профессиональную деятельность. Наименьшее количество респондентов (19 %) имеют высокий уровень профессионального (эмоционального) выгорания, что говорит об уже сложившимся синдроме, когда сотрудники не могут эффективно выполнять свою профессиональную деятельность, допускают ошибки.
Также исследование эмоционального выгорания проводилось при помощи методики «Диагностика эмоционального выгорания личности» В. В. Бойко. Было установлено, что большинство респондентов (56 %) имеют низкий уровень эмоционального выгорания, это значит, что синдром эмоционального выгорания не сложился. Меньшая часть респондентов обладают средним уровнем (24 %) эмоционального выгорания, что уже может мешать сотруднику эффективно выполнять свою работу. Наименьшее количество респондентов (20 %) имеют высокий уровень эмоционального выгорания, что говорит об уже сложившимся синдроме.
Исследование стрессоустойчивости проводилось при помощи методики «Самооценка стрессоустойчивости личности (СУЛ)» Н. В. Киршевой, Н. В. Рябчиковой. Было выявлено, что большинство сотрудников (65 %) имеют средний уровень стрессоустойчивости, что говорит о том, что сотрудники способны противостоять проблемам и неприятностям, хоть и через определенное время, но отпускают критические ситуации: потерю рабо-
ты, разрыв отношений, они не геройствуют, но и не паникуют, способны трезво оценить проблему, ищут пути преодоления трудностей. Меньшая часть респондентов (30 %) обладают высоким уровнем стрессоустойчивости, что говорит о том, что сотрудники умеют контролировать возникающие эмоции, рационализируют их, подчиняются разуму. Наименьшая часть респондентов (8 %) обладают средним уровнем стрессо-устойчивости, что говорит о том, что сотрудники являются тревожными личностями с повышенным эмоциональным фоном. Такие люди большинство стрессовых ситуаций воспринимают как несущие угрозу их безопасности и комфорту. Вовне подобные реакции проявляются в форме беспокойства, психического и физического напряжения, нервозностью. Реактивная тревожность сопровождается нарушением способности к анализу и рефлексии, низкой степенью концентрации внимания.
Для диагностики психологической устойчивости была проведена методика «Опросник психологической устойчивости к стрессу (ОПУС)» Е. В. Распопина. Было установлено, что большинство сотрудников обладают средним уровнем психологической устойчивости, что характеризует сотрудников как людей, способных вынести напор неприятностей и проблем. Но периодически субъекты диагностики могут допустить критическую ситуацию: разорвать близкие отношения, совершить неблаговидный поступок, но
способны трезво оценивать ситуацию и найти пути ее преодоления.
Для диагностики нервно-
психической устойчивости была проведена методика «Прогноз» (оценка нервно-психической устойчивости НПУ) В. Ю. Рыбникова». Было выявлено, что большинство сотрудников (68 %) имеют средний уровень нервно-психической устойчивости, что может стать причиной срывов и конфликтов, но в некоторых ситуациях они умеют это контролировать. Меньшая часть сотрудников (25 %) имеют низкий уровень нервно-психической устойчивости, что говорит о том, что они практически не могут контролировать свои эмоции и переживания в сложных ситуациях и подвержены срывам. Наименьшая часть сотрудников (7 %) обладают высоким уровнем нервно-психической устойчивости, что говорит о них как о людях с высоким самоконтролем и малой вероятностью срывов.
Для выявления взаимосвязи стрессо-устойчивости и эмоционального выгорания у сотрудников лечебно-исправительного учреждения (ЛИУ) был проведен корреляционный анализ с помощью линейного коэффициента корреляции К. Пирсона. В результате корреляционного анализа были установлены статистически значимые отрицательные корреляционные связи (р < 0,05, р < 0,01) стрессоустойчивости и эмоционального выгорания у сотрудников лечебно-исправительного учреждения. Корреляционная плеяда взаимосвязей представлена на рис. 1.
N г= - 0,40 \
\
Нервно-психическая устойчивость
N г = -0,20 \
N
Длительность и повторяемость стрессора
г > 0 при р < 0,01 г > 0 при р < 0,05 г < 0 при р < 0,01
---=-- г < 0 при р < 0,05
Рис. 1. Корреляционная плеяда связи стрессоустойчивости с эмоциональным
выгоранием у сотрудников ЛИУ
Стрессоустойчивость как взаимодействие компонентов психики, позволяющих человеку переносить большие эмоциональные нагрузки, обусловленные его профессиональной деятельностью, является необходимым качеством сотрудника лечебно-исправительного учреждения. Его деятельность подразумевает интенсивные межличностные контакты, ненормированный рабочий день, наличие командировок, работу в выходные и праздничные дни, работу в ночное время суток, влияние множества различных стрессогенных факторов. Было обнаружено понижение профессионального (эмоционального) выгорания и синдрома эмоционального выгорания при повышении стрессоустойчивости и психологической устойчивости и ее компонентов. Связь редукции персональных достижений с нервно-психической устойчивостью также показывает, как эмоциональное выгорание понижается при повышении стрессоустойчивости [4].
Таким образом, цель, поставленная в начале работы, достигнута, гипотеза о том, что существует взаимосвязь стрес-соустойчивости и эмоционального выгорания у сотрудников лечебно-
Литература
1. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении : учебное пособие / В. В. Бойко. — Санкт-Петербург : Питер, 2010. — 105 с.
2. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других : учебное пособие / В. В. Бойко. — Москва : Информ.-изд. дом «Филинъ», 2011. — 472 с.
3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика : учебное пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — Санкт-Петербург : Питер, 2005. — 336 с.
4. Дворцова Е. В., Щибрикова Д. Т. Взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального выгорания у сотрудников лечебно-исправительного учреждения / Е. В. Двор-цова, Д. Т. Щибрикова // Теория права и межгосударственных отношений. — 2021.
исправительного учреждения, а именно: чем выше стрессоустойчивость сотрудников, тем ниже эмоциональное выгорание была полностью подтверждена.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы психологами служебной деятельности в системе психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников ЛИУ с целью профилактики эмоционального выгорания и сохранения профессионального здоровья субъектов труда. Построение программ психопрофилактики и психокоррекции, а также развивающих мероприятий для сотрудников лечебно-исправительных учреждений рекомендуется осуществлять с учетом уровня их стрессоустойчивости и эмоционального выгорания. Результаты исследования будут полезны в разработке мероприятий по профилактике профессионального выгорания, созданию тренингов повышения стрессоустойчивости. Все это обеспечит успешную подготовку сотрудников к несению службы и повышению эффективности их профессиональной деятельности.
— № 1 (14). — С. 196-209. — URL: https://science-pravo.ru/ (дата обращения: 15.06.2021).
5. Журавлев, А. Л. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте : учебное пособие / Е. А. Сергиенко, А. Л. Журавлев. — Москва : Институт психологии РАН, 2011. — 512 с.
6. Рыбников, В. Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля : специальность 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика» : диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / В. Ю. Рыбников ; РКБ. — Москва, 2000. — 436 с.
7. Филь, Т. А. Личностная идентичность и синдром эмоционального выгорания у лиц помогающих профессий / Т. А. Филь, М. Г. Чухрова // Наука и социум: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Новосибирск: АНО ДПО «СИПППИСР», 2020. — С. 113-120.
8. Фоминова, А. Н. Жизнестойкость личности : учебное пособие / А. Н. Фоминова. — Москва : Прометей, 2012. — 151 с.
9. Freudenberger, Herbert J. Staff burn-out / Herbert J. Freudenberger // Journal of Social Issues. — 1974. — Vol. 30 (1). — P. 159-165.
Сведения об авторе
Елена Валерьевна Дворцова: Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры психологии и общей педагогики, кандидат психологических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the author
Elena V. Dvortsova: Kuzbass Humanitarian and Pedagogical Institute of Kemerovo State University (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of Psychology and General Pedagogy, candidate of psychological sciences, associate professor. E-mail: [email protected]