Научная статья на тему 'Взаимосвязь мышления и речи у умственно отсталых подростков'

Взаимосвязь мышления и речи у умственно отсталых подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
791
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / РЕЧЬ / THINKING / TEENAGERS / MENTAL RETARDATION / PSYCHOLOGICAL FEATURES / SPEECH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каширская Татьяна Игоревна

Изучение специфики мышления является ключевым для работы специалистов психологической и дефектологической направленности. Изучая недостаточность мышления, дефицитарность речевой функции у подростков, мы сталкиваемся с тем, что это ведет к многочисленным сложностям в их дальнейшей социальной интеграции. Также мы хотим рассмотреть в этой статье тот аспект, что недостаточная развитость мышления, как познавательного процесса, все же следует тем же путем, что и при нормальном развитии, а, соответственно, дает возможность говорить о коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interrelation of thinking and speech to mentally retained adolescents

The study of the specifics of thinking is the key for the work of specialists in the psychological and defectological field. Studying the insufficiency of thinking, the deficiency of speech function in adolescents, we are faced with the fact that this leads to numerous difficulties in their further social integration. We also want to consider in this article that aspect, that insufficient development of thinking, as a cognitive process, nevertheless follows the same path as in normal development, and, accordingly, gives the opportunity to talk about correction.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь мышления и речи у умственно отсталых подростков»

Перспективы Науки и Образования. 2017. 2 (26)

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-02/ Дата публикации: 1.05.2017 № 2 (26). С. 52-54. УДК 159.9

Т. И. К АШИРСКАЯ

Взаимосвязь мышления и речи у умственно-отсталых подростков

Изучение специфики мышления является ключевым для работы специалистов психологической и дефектологической направленности. Изучая недостаточность мышления, дефицитарность речевой функции у подростков, мы сталкиваемся с тем, что это ведет к многочисленным сложностям в их дальнейшей социальной интеграции. Также мы хотим рассмотреть в этой статье тот аспект, что недостаточная развитость мышления, как познавательного процесса, все же следует тем же путем, что и при нормальном развитии, а, соответственно, дает возможность говорить о коррекции.

Ключевые слова: мышление, подростки, умственная отсталость, психологические особенности, речь

Perspectives of Science & Education. 2017. 2 (26)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-02/ Accepted: 1 March 2017 Published: 1 May 2017 No. 2 (26). pp. 52-54.

T. I . Käs HI RS KAYA

The interrelation of thinking and speech to mentally retained adolescents

The study of the specifics of thinking is the key for the work of specialists in the psychological and defectological field. Studying the insufficiency of thinking, the deficiency of speech function in adolescents, we are faced with the fact that this leads to numerous difficulties in their further social integration. We also want to consider in this article that aspect, that insufficient development of thinking, as a cognitive process, nevertheless follows the same path as in normal development, and, accordingly, gives the opportunity to talk about correction.

Keywords: thinking, teenagers, mental retardation, psychological features, speech

М

ышление является одним из важнейших компонентов познавательных процессов. Главенствующее положение мышления связано с тем, что опираясь на ощущения мы можем познавать только отдельные свойства объектов окружающей нас реальности, посредством восприятия - воспринимать объекты в целом, но только благодаря мышлению мы способны связать воедино все свойства познавательных процессов. Мышление является исключительной особенностью человеческого вида. Мышление является предметом изучения не только в дефектологии, в рамках которой изучение направлено на формирование, коррекцию и приведение к определенной норме, но и психологии, педагогики и других социальных дисциплин. Как показывают многочисленные исследования в области дефектологии и психологии (работы Ж.И. Назамбаева, Агавелян, Варенина

и других авторов) интеллектуальная дефицитарность или дефект у умственно отсталых подростков влияет на межличностную коммуникацию, приводит к искаженным представлениям о социальной среде и мешает установлению контактов с другими людьми [1, 2, 5].

В рамках современной отечественной дефектологии мы можем определить умственную отсталость у детей, как нарушение развития познавательных и психических процессов, включающих в себя память, речь, восприятие (реальное), установление причинно-следственных связей [4. с. 501]. Характерным для подобных детей является наличие психофизиологических особенностей, отличающих их от группы нормы. К таким особенностям мы можем отнести: резкое повышение или снижение возбудимости, нарушение моторики, перепады настроения и.т.д. Все эти показатели особенно актуализируются

Перспективы Науки и Образования. 2017. 2 (26)

в период пубертата, что влияет на и так осложненную социализацию подобных подростков. Развитие речи у подобных детей проистекает с крайне выраженным опозданием и отклонением. Соответственно, речевые навыки, становление речи, находится в дефицитарном состоянии и подлежит коррекции с определенным трудом (что обуславливается еще и слабостью волевых процессов подростков с данным заболеванием). Подобная дефицитарность познавательных процессов, в процессе развития умственно отсталого подростка, можно назвать одной из главенствующих трудностей, которые связаны с процессом социализации и обучения. А учитывая, что процесс социализации протекает проблематично и для условно-нормального подростка, то стоит осознавать важность исследований по теме коррекции и интеграции детей с умственной отсталостью в социум. Л.С. Выготским было сформулировано важнейшее высказывание касательно развития индивида (что является значимым положением в отечественной дефектологии), высказывание по определенной закономерности в развитии умственно отсталых\нормальных детей. Социальное воспитание должно опираться на ту схожесть в путях развития. В процессе социального воспитания, социальной адаптации личности, в процессе организации коррекци-онной работы, необходимо проводить работу с теми психическими процессами, которые можно назвать наиболее значимыми социально - речь, мышление, внимание и.т.д. Общее интеллектуальное развитие детей\подростков невозможно без подобных компонентов. Л.С. Выготский в своей работе "Мышление и речь" пишет следующую важную фразу: "Как ни решать сложный и все еще спорный теоретический вопрос об отношении мышления и речи, нельзя не признать решающего и исключительного значения процессов внутренней речи для развития мышления" [3]. Эту цитату мы приводим для того, чтобы сделать акцент на взаимосвязь этих важнейших функций человеческого существа - мышления и речи. Говоря о мышлении умственно отсталых подростков мы уже упоминали о том, что развитие его протекает по тем же схемам, что и в норме, но, все же, имеет определенную специфику. Этапы

развития мышления, особенно речевого, можно охарактеризовать, как растянутые, в сравнении с нормой. И даже, при надлежащей коррекци-онной работе, не достигают такого уровня, как у учеников без умственной отсталости. Следует отметить некоторое своеобразие в мыслительных операциях: нарушение и непоследовательность в система анализа-синтеза, скудность мышления, а также фрагментарность. Также при сравнении объектов на первый план выходит сравнение их по несущественным признакам, а при операции обобщения наблюдается расширение либо ограничение [6. с.122]. Так как у ребенка с умственной отсталостью наблюдается нарушение в области слухового различения, а в последствии в воспроизведении слов и фраз, нарушается вся структура выражения себя посредством речи, что влияет и на мыслительные способности. Причины недоразвития речевого аппарата находят в связи с нарушениями в "областях связей речевого анализатора" [1]. Это приводит к длительной недифференциации звуков речи опекающего взрослого, а значит и к тому, что не усваивается в достаточной мере новые слова\словосочета-ния. Слова, обращенные к такому ребенку, воспринимаются им нерасчлененно. Но, даже когда слова усвоены и узнаются, наблюдается такой феномен, как неумение различать в достаточной степени похожие звуки. Недостаточность развития фонематического слуха влияет на замедление артикуляции (что отражается и на моторике). Но, все эти трудности в процессе обучения могут корректироваться. При отсутствии же коррекции может наблюдаться взаимное усугубление дефектов мышления и речи.

В качестве вывода, стоит отметить, что взаимосвязь речевой функции и мышления является узловым моментом для дефектологии и коррекции. Одно невозможно без другого и для полноценного развития или коррекции следует помнить про взаимосвязь двух этих полюсов. Развитию речи и мыслительных процессов, а также облегчению процессов социализации может способствовать как инклюзивное образование, так и коррекция посредством применение терапевтических (а в особенности арт-терапевтических средств).

ЛИТЕРАТУРА

1. Агавелян О.К. Общение детей с нарушением умственного развития: автореф. дис. АПН СССР, НИИ дефектологии, 1989, с.34

2. Варенин В. А. Особенности личных взаимоотношений учащихся старших классов вспомогательной школы: автореферат диссертации. Москва АПН СССР НИИ дефектологии, 1971, с.17

3. Выготский Л.С. Мышление и речь, Гос-соц-экономическое издательство, Москва 1934

4. Дефектологический словарь. В 2 т. - Т. 2 / Под ред. В. Гудониса, Б. П. Пузанова. - М. : Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2007. -736 с.

5. Намазбаева Ж.И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы АПН СССР НИИ дефектологии 1986. с.34

6. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М. : Академия, 2002. - 160 с.

Perspectives of Science & Education. 2017. 2 (26)

Информация об авторе Каширская Татьяна Игоревна

Магистрант кафедры специального (дефектологического) образования Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» г. Симферополь E-mail: samayaumnay@mail.ru

Information about the author

Kashirskaya Tatiana Igorevna

Master of Science in the Department of Special (Defectology) Education State Budget Educational Institution of higher education of the Republic of Crimea «Crimean Engineering Pedagogical University» Simferopol

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.