Перспективы Науки и Образования. 2017. 2 (26)
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-02/ Дата публикации: 1.05.2017 № 2 (26). С. 55-57. УДК 159.9
Т. И. К АШИРСКАЯ
Методы коррекции мышления и речи учащихся с легкой умственной отсталостью
В данной статье мы рассматриваем одну из актуальных, на сегодняшний день, тем для отечественной дефектологии, тему посвященную методам коррекции мышления и речи у учащихся с легкой умственной отсталостью. Эту тему можно считать ключевой для современного общества, так как коррекция мышления и речи, при умственной отсталости, является необходимой для гармоничной интеграции индивида в его социальную среду и общество в целом.
Ключевые слова: умственная отсталость, мышление, речь, интеллект, дизонтогенез
Perspectives of Science & Education. 2017. 2 (26)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-02/ Accepted: 1 March 2017 Published: 1 May 2017 No. 2 (26). pp. 55-57.
T. I . Käs HI RS KAYA
Methods of correction of thought and speech of school pupil with mild mental retardation
In this article, we consider one of the most urgent topics for Russian defectology today, the topic is devoted to methods of correcting of thinking and speech in case of pupils with mild mental retardation. This topic can be considered for modern society, because the correction of thinking and speech, in case of mental retardation, is necessary for the harmonious integration of the individual into his social environment and society as a whole.
Keywords: mental retardation, thinking, speech, intellect, dysontogenesis
11а данный момент, в рамках отече-/ / ственной дефектологии, логопедии, ___' V психологии и коррекционной педагогики наблюдается поиск все новых путей и методов для более гармоничного и эффективного воздействия в процессе психокоррекции при различных нарушениях дизонтогенеза. В связи с тем, что мы наблюдаем определенное заимствование и обогащение одной науки посредством другой, мы можем затрагивать такую тему, как психолингвистические аспекты и их применение при коррекции легкой степени умственной отсталости, а также и другие методики и подходы из сферы психологической практики. Мы считаем необходимым предложить идеи связанные с психолингвистикой, так как исследования в ее рамках могут быть полезны, когда мы говорим о коррекции не только индивида с нормальным развитием, но и индивида с задержками развития. Ведь главной остается идея о том, что ин-
дивид, наделенный речью (даже если в сфере речевой деятельности наблюдаются нарушения) подлежит некоторой коррекции, так как психика такого индивида проходит все те же пути, что и в норме, только с разницей в скорости и эффективности процессов.
Учащиеся с легкой степенью умственной отсталостью - такой же проблематичный контингент, который является весьма разнородным, так как степень умственного дефекта не всегда поддается четкой дифференциации. И когда мы говорим о коррекции подобных учащихся, то хотим указать на необходимость разнопланового подхода, так как задачей является не только успешная социализация, но и формирование социально-адаптивного и нормативного поведения, а также формирование навыков самообслуживания и культуры труда. Как видно из вышесказанного социальная интеграция является лишь производным от совокупности других
Перспективы Науки и Образования. 2017. 2 (26)
категорий. У учащихся с нарушением мышления и речи выявляют меньшую адаптивность в коллективе, нарушение психических процессов, таких как недостаточность внимания, его устойчивость, низкий уровень запоминания [1, с.96., 6, с.30-36]. Вышеперечисленные факторы формирует негативное отношение к процессу обучения и другим видам деятельности, а также, что является наиболее, с психологической точки зрения, негативным - нарушения в психоэмоциональной сфере. Изучение нарушения речи и мышления является темой, рассмотренной довольно большим количеством авторов (Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн, Г. А. Каше, М. А. Савченко, К. К. Карлеп и другие). Например, опираясь на работы С. Я. Рубинштейна, можно сказать, что "слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах" [7, с. 21] являлись основными причинами недоразвития речи. Недостаточное и медленное развитие речеслухового анализатора влияет на задержку в научении определения звуков, слов, соответственно наблюдается неумение воспринимать речь других в полном объеме. Далее, говоря о специфике в подходе к психокоррекции мышления и речи детей с легкой степенью умственной отсталости мы хотим выделить специфические аспекты, которые предлагает Т. В. Хисанова [5]. Первое - это поиск индивидуальных подходов к каждому ученику, так как ориентирование на некоего усредненного ученика может не дать должного результата. Индивидуальная программа может составляться на основе комплексного логопедического\психо-логического обследования. В качестве методик можно отметить следующие: стандартизированная тестовая методика сокращенного варианта экспресс-диагностики нарушения устной речи Т. А. Фотековой, шкала Векслера, опросник Айзенка, проективный цвет Люшера[2, с.512, 3, с.55, 4, с.94]. Также, программа может и должна корректироваться по мере работы с каждым учеником. Второе - формирование следующего шага в коррекционной работе, шага, который будет основываться на развитии произвольного внимания. Этот шаг осуществляется посредством подражательной деятельности. Подражая артикуляции педагога\психолога\дефектолога уче-
ник учится правильному воспроизведению слов и звуков. Третье - стоит учитывать тот факт, что занятие должно иметь игровой характер. Обусловлено это неумением концентрироваться на длительное время у обучающегося с умственной отсталостью. На таких занятиях ведется коррекция грамматического строя речи, подвижность артикуляционного аппарата, слуха. В качестве материала можно использовать речевые игры. Четвертое - создание условий, в которых ребенку будет необходимо говорить. Это возможно с помощью моделирования ситуаций. И последнее - наблюдение за психоэмоциональным состоянием ребенка. От учащегося с легкой степенью умственной отсталости не следует ждать быстрых результатов, соответственно нет необходимости в таких интенсивных занятиях, которые приведут к перегрузкам, так как это может привести к отвлечению внимания.
Стоит помнить о совокупности социальных факторов, так как они влияют на востребованность приобретенных учащимся навыков. Основная идея заключается в том, что успех коррек-ционной работы зависит не только от логопеда, но и от вклада других учителей, психолога, а также родителей. Представители этих социальных микрогрупп должны обеспечивать постоянную востребованность новоприобретенных навыков ребенка [5]. Все эти подходы направлены на развитие речи и формирование навыков обучения. Благодаря системе обучения звуковому анализу возможно развитие фонематического восприятия. Особое внимание следует уделять обогащению словарного запаса, так как это способствует расширению поля языка и речи. В учебной программе это осуществляется благодаря совершенствованию грамматического строя и овладением синтаксическими конструкциями.
Таким образом, мы можем говорить о том, что важно выделять множественность аспектов при коррекционной работе с учащимися с умственной отсталостью. Воздействие на речевую систему данной категории учащихся возможны в разных условиях и благодаря разным способам. Привлечение к программе коррекции других педагогов и родителей тоже способствует достижению определенных результатов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте - М.: Просвещение, 1993. - с.96.
2. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. - М.:ИПП- ИСП, 200. - с.512
3. Фатекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников - М.:АРКТИ, 2000. - с.55
4. Филимоненко Ю. И., Тимофеев В. И. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера
- СПБ., 1994 - с.94
5. Хисанова Т. В. Специфика логопедической работы с умственно отсталыми детьми. Электронный ресурс -url:logoberez.ucoz.ru
6. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Логопедическая помощь учащимся образовательных школ // Дефектология.
- 1996 - №1, с. 30-36
7. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. №4, 2000, с. 21
Perspectives of Science & Education. 2017. 2 (26)
Информация об авторе Каширская Татьяна Игоревна
Магистрант кафедры специального (дефектологического) образования Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» г. Симферополь E-mail: [email protected]
Information about the author
Kashirskaya Tatiana Igorevna
Master of Science in the Department of Special (Defectology) Education State Budget Educational Institution of higher education of the Republic of Crimea «Crimean Engineering Pedagogical University» Simferopol