Научная статья на тему 'Особенности речевой патологии у детей с атипичным аутизмом c умственной отсталостью'

Особенности речевой патологии у детей с атипичным аутизмом c умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2096
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / РЕЧЕВАЯ ПАТОЛОГИЯ / ДЕТИ / ATYPICAL AUTISM / MENTAL RETARDATION / SPEECH PATHOLOGY / CHILDREN
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности речевой патологии у детей с атипичным аутизмом c умственной отсталостью»

5.4. Педиатрия

Агранович З.Е., Железникова Т.П.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ С АТИПИЧНЫМ АУТИЗМОМ

C УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ1

СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» им С.С.Мнухина, Санкт-Петербург, barsikl966@mail. ru

Одним из вариантов атипичного аутизма является атипичный аутизм с умственной отсталостью (F84.11), характерный в основном для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, у которых очень низкий уровень функционирования обеспечивает небольшой простор для проявления специфического отклоняющегося поведения, требуемого для постановки диагноза аутизм. Согласно классификации психического дизонтогенеза у детей В.В.Лебединского, атипичный аутизм с умственной отсталостью можно рассматривать как вариант сочетания искаженного психического развития с общим недоразвитием и эти дизонтогенетические механизмы в той или иной степени находят свое отражение в конкретных симптомах речевых нарушений, а также взаимоутяжеляют общую картину речевого расстройства.

За период 2010 - 13 г.г. в условиях 4 стационарного психиатрического отделения СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» им.С.С.Мнухина было проведено логопедическое обследование 22 пациентов (мальчиков) с диагнозом F84.11. Основные жалобы при поступлении в стационар: отставание в психоречевом развитии, трудности и своеобразие в поведении и общении, проблемы в обучении. Логопедическая диагностика проводилась при первичном поступлении в стационар (22 чел.), а также при повторных (6 чел.), что позволило проследить динамику в общем и речевом развитии в связи с возрастом, а также изменениями, вызванными медикаментозным, психолого-педагогическим и логопедическим воздействием в условиях коррекционного

1 Agranovich Z.E., Jеlеznikova T.P. Features Of Speech Pathology In Children With Atypical Autism With Mental Retardation. SPB GKUZ CVL "Child psychiatry" he S.S.Mnuhina, St. Petersburg.

обучения. Возраст первично обследованных пациентов: до 7 лет - 5 чел., с 7 до 12 лет - 17 чел. Из них: 3 чел. - н/о дети, 4 чел. - воспитанники д\садов компенсирующей направленности (группа для детей со сложной структурой дефекта); 10 чел.- школьники (программа ОУ 8 вида 2 вариант), 4 чел.-воспитанники учреждений СЗН; 1 чел.- ученик 1 кл. по программе массовой школы на дому. По результатам психологического обследования по методике Векслера: тяжелая умственная отсталость - 1 чел.; умеренная умственная отсталость - 16 чел.; интеллектуальное развитие соответствует границе между легкой и умеренной умственной отсталостью - 1 чел.; легкая умственная отсталость - 4 чел. У всех детей интеллектуальная недостаточность сочеталась с выраженными аутистическими проявлениями.

Цель исследования: выявить особенности речевого развития детей с атипичным аутизмом с умственной отсталостью как варианта сочетания искаженного психического развития с общим недоразвитием и соотнести полученные результаты с данными психологического обследования в условиях стационара.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

1. атипичный аутизм с умственной отсталостью значительно чаще встречается у детей с более грубым интеллектуальным недоразвитием;

2. анализируя структуру речевого дефекта можно диагностировать как симптоматику, характерную для системного недоразвития речи детей с интеллектуальной недостаточностью, так и ярко выраженные аутистические речевые проявления (в первую очередь, нарушение коммуникативной функции речи);

3. даже у более «продвинутых» в речевом развитии детей, речь не является полноценным средством коммуникации; имеющиеся речевые возможности не направлены на социальное взаимодействие; в случаях же полного отсутствия экспрессивной речи невербальные средства коммуникации (жесты, мимика) не используются в целях компенсации;

4. динамика общего и речевого развития у детей с атипичным аутизмом с умственной отсталостью (преимущественно, тяжелой и умеренной) незначительна даже в случае медико-психолого-педагогического и логопедического воздействия в условиях специально организованного коррекционного обучения (об этом свидетельствую данные логопедического обследования пациентов при их повторном поступлении в стационар).

Литература:

1. З.Е. Агранович, Т.П. Железникова Речевая патология в структуре психического дизонтогенеза при атипичном аутизме с умственной отсталостью у детей / Аутизм: медико-психолого-педагогическая, социально-экономическая и правовая проблема: Сборник статей / Под общ. ред. Ю.А. Фисенко, Д.Ю. Шигашова. СПб.: Изд-во Виктория плюс, 2014. С.13-19.

Ключевые слова: атипичный аутизм, умственная отсталость, речевая патология, дети.

Key words: atypical autism, mental retardation, speech pathology, children. УДК 614.3

Балыкова О.П., Колабкин Н.А., Баранов Д.В.

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА2

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия, balykova.oxana@yandex.ru

В период выраженного демографического спада здоровье молодежи приобретает особую ценность, так как она представляет собой интеллектуальный, репродуктивный, социально-экономический и культурный резерв государства. Актуальна проблема анализа и оценки реальной ситуации, сложившейся на сегодняшний день в сфере здоровья населения, и особенно среди лиц молодого возраста.

Нами проведено анкетирование детей младшего школьного возраста общеобразовательных школ Республики Мордовия. Были использованы анкеты типа HBSC (анкеты для младших школьников, при проведении комплексной оценки состояния здоровья), которые на наш взгляд наиболее полно оценивают не только физическое и психологические состояние ребенка, но и затрагивает его генетическую предрасположенность, что является актуальной проблемой человечества. Случайная выборка составила 100 учеников начальных классов

9

Balykova O.P., Kalabkin N.A., Baranov D.V. Assessment Of Health Status Of Primary School Children. National Research Mordovia State University, Saransk, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.