Научная статья на тему 'Структура речевого дефекта у детей с легкой умственной отсталостью'

Структура речевого дефекта у детей с легкой умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
2335
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / РЕЧЕВАЯ ПАТОЛОГИЯ / ДЕТИ / MILD MENTAL RETARDATION / SPEECH PATHOLOGY / CHILDREN
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура речевого дефекта у детей с легкой умственной отсталостью»

4.3. Детская заболеваемость и вопросы диагностики и лечения

УДК 616.89

З.Е. Агранович

СТРУКТУРА РЕЧЕВОГО ДЕФЕКТА У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ1

СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина, Санкт-Петербург Ъагз1к19бб@таИ.ги

Речевая патология выявляется практически у всех умственно отсталых детей и отличается сложностью этиопатогенеза и симптоматики на фоне выраженного нарушения познавательной деятельности в целом. Снижение интеллекта отрицательно сказывается на речевом развитии, но лишь часть пациентов имеет недоразвитие речи, обусловленное интеллектуальной недостаточностью. У большинства же детей диагностируются тяжелые нарушения, разнообразные синдромы речевых расстройств, нередко приводящих к социальной дезадаптации. Речевая патология у умственно отсталых детей носит системный характер, затрагивает как экспрессивную, так и импрессивную речь.

С 01.2011 по 08.15 г.г. в условиях 4 стационарного психиатрического отделения СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина логопедом обследованы 204 пациента в возрасте от 5 до 12 лет с диагнозом легкая умственная отсталость ^70). Основные жалобы при поступлении в стационар: отставание в психо-речевом развитии, проблемы в обучении, расстройства поведения и адаптации. Логопедическая диагностика проводилась по стандартным методикам для детей дошкольного и школьного возраста, анализировались психический статус пациентов и результаты экспериментально-психологического обследования (тест Векслера). По результатам диагностики и анализа структуры дефекта всех пациентов можно разделить на 2 группы: с преобладанием нарушения экспрессивной речи - 199 чел. (97,5%); с выражен-

1 Z.E. Agranovich The structure of the speech defect in children with mild mental retardation.

442

ной патологией импрессивной речи - 5 чел. (2,5%) (до 7 лет - 2 чел., с 7 до 12

лет - 3 чел.; из-за с особенностей структуры речевого дефекта проводилась дифференциальная диагностика с сенсорной алалией; 4 человека поступали в стационар повторно, что позволило проследить динамику в общем и речевом развитии в связи с возрастом и изменениями, вызванными медикаментозным, психолого-педагогическим и логопедическим воздействием в условиях коррек-ционного обучения). Интеллектуальное развитие пациентов соответствовало уровню умственной отсталости в степени дебильности; слуховая функции сохранна.

Цель исследования: анализ структуры речевого дефекта у детей с легкой умственной отсталостью.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Логопедический диагноз всех обследованных пациентов: системное недоразвитие речи легкой, средней или тяжелой степени, при этом отмечается неоднородность структуры речевого дефекта.

2. Отсутствует явная корреляция между степенью снижения интеллекта и уровнем развития речи (уровень речевого недоразвития большинства детей ниже, чем позволяет их умственное развитие, что свидетельствует о наличии разнообразных синдромов речевых расстройств).

3. Все дети школьного возраста имели специфические нарушения письменной речи.

4. Дефекты импрессивной речи характерны для всех умственно отсталых детей, что в большинстве случаев обусловлено особенностями их познавательной деятельности.

5. Степень нарушения импрессивной речи обследованных пациентов различна: от трудностей понимания сложных логико-грамматических конструкций до выраженного непонимания обращенной речи даже в пределах бытовой ситуации.

6. Грубое нарушение понимания обращенной речи у детей с легкой умственной отсталостью свидетельствует о сложной структуре речевого дефекта; симптоматику и механизмы в данном случае можно объяснить не только наличием диффузного недоразвития мозговых систем, характерного для интеллектуальной недостаточности, но и локальной дефицитарностью со стороны систем,

имеющих непосредственное отношение к импрессивной речи.

7. Сочетание интеллектуальной недостаточности с выраженной патологией импрессивной речи значительно осложняет структуру дефекта, характеризуется стойкостью, достаточно трудно поддается коррекции, всегда приводит к проблемам в обучении, расстройствам поведения и адаптации.

8. Актуальным является вопрос разработки дифференцированных методов ле-чебно-коррекционного воздействия на пациентов с данной сочетанной патологией с учетом особенностей структуры речевого дефекта.

Ключевые слова: легкая умственная отсталость, речевая патология, дети. Key words: mild mental retardation, speech pathology, children.

УДК 616-01

А. М. Алексеева

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОКАЗАНИИ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА2

СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина, Санкт-Петербург, anmalex@yandex. ru

Эффективность комплексного подхода и преемственного взаимодействия при оказании медико-психолого-логопедической и педагогической помощи командой специалистов, бесспорна. Такая организация деятельности обусловлена полиморфным характером психических расстройств у пациентов психиатрического стационара. В условиях стационарного отделения специалисты разного профиля работают как единая команда с четкой согласованностью действий, что обеспечивает целенаправленный подход к реализации задач диагностики, ле-чебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий и положительно сказывается на итоговом результате лечения. Немаловажным для достижения максимального эффекта работы специалистов с медицинским и не медицинским

2 Alexeeva A.M. A comprehensive approach to mental health care for children and adolescents in the hospital

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.