Научная статья на тему 'Значение формирования медико-биологических компетенций при подготовке педагогов-дефектологов'

Значение формирования медико-биологических компетенций при подготовке педагогов-дефектологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1370
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ОНТОГЕНЕЗ / ДЕТИ С ОВЗ / ДИЗОНТОГЕНЕЗ / МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ПЕРВИЧНЫЕ / ВТОРИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ / МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / CHILDREN WITH DISABILITIES / ONTOGENY / BIOMEDICAL KNOWLEDGE / PRIMARY / SECONDARY DISORDERS / DYSONTOGENESIS / MEDICAL-PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселева Лилия Тимофеевна

В статье рассматривается значение медико-биологических дисциплин в профессиональной подготовке педагогов-дефектологов, необходимость знаний о морфофункциональных особенностях организма детей и подростков на различных этапах их онтогенетического развития и о дизонтогенетическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), знаний об особенностях познавательной и личностной сфер детей с ОВЗ при различных вариантах дизонтогенетического развития с целью последующего выстраивания адекватных путей медико-психолого-педагогического сопровождения и коррекции детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение формирования медико-биологических компетенций при подготовке педагогов-дефектологов»

ниегп

issN 2304-120X Киселева Л. Т. Значение формирования медико-биологических компетенций при подготовке педагогов-дефектологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S11. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470134.htm.

научно-методический электронный журнал

ART 470134 УДК 378.147

Киселева Лилия Тимофеевна,

кандидат медицинских наук, профессор кафедры логопедии и детской речи ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск [email protected]

Значение формирования медико-биологических компетенций при подготовке педагогов-дефектологов

Аннотация. В статье рассматривается значение медико-биологических дисциплин в профессиональной подготовке педагогов-дефектологов, необходимость знаний о морфофункциональных особенностях организма детей и подростков на различных этапах их онтогенетического развития и о дизонтогенетическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), знаний об особенностях познавательной и личностной сфер детей с ОВЗ при различных вариантах дизонтогенетического развития с целью последующего выстраивания адекватных путей медико-психолого-педагогического сопровождения и коррекции детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Ключевые слова: медико-биологические знания, первичные, вторичные нарушения, онтогенез, дизонтогенез, дети с ОВЗ, медико-психолого-педагогическое сопровождение.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

К. Д. Ушинский в книге «Человек, как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» писал о том, что для того «чтобы воспитывать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях» [1]. Эта мысль К. Д. Ушинского необходима педагогам, воспитателям, и является, в определенном смысле, методологическим ориентиром в построении курса «Медико-биологические основы дефектологии».

Курс «Медико-биологические основы дефектологии» включает в себя ряд дисциплин, являющихся обязательными в профессиональном цикле учебного плана направления «Специальное дефектологическое образование».

Одной из основных является дисциплина «Возрастная анатомия и физиология». Изучение данной дисциплины формирует у студентов ясные и целостные представления об онтогенетическом развитии человека, о строении и функционировании человеческого организма, приводит к отчетливому пониманию роли отдельных функциональных систем организма, их взаимодействия в жизнедеятельности детского организма на разных этапах онтогенетического развития ребенка и в формировании целостных адаптивных реакций в условиях нормы и патологии в процессе онтогенетического развития.

Изучение дисциплины дает возможность развития у студентов современного естественнонаучного мировоззрения и сделать их более устойчивыми к различного рода псевдонаучным теориям, составляющим неотъемлемую часть сегодняшнего массового сознания. Полученные в курсе базовые знания становятся твердой основой рационального взгляда на сущность человека, на проблемы его происхождения, на его телесное и психическое здоровье.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Киселева Л. Т. Значение формирования медико-биологических компетенций при подготовке педагогов-дефектологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S11. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470134.htm.

Эта дисциплина является базисной для последующего изучения и понимания таких дисциплин как: нейрофизиология, нейропсихология, дизонтогенетическое развитие детей с нарушениями интеллекта, нарушениями анализаторных систем (слуха, зрения), речи и др.

Весь комплекс медико-биологических дисциплин является естественно-научной основой в подготовке логопедов, сурдо- и тифлопедагогов, олигофренопедагогов, педагогов дошкольного и начального образования. Все данные возрастной анатомии, физиологии, деятельности анализаторных систем, учения о высшей нервной деятельности, о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей приводят к пониманию их роли и значения в формировании здорового образа жизни и психическом развитии ребенка [2].

Медико-биологические знания обеспечивают возможность выделения первичных и вторичных нарушений (первичного и вторичного дефекта по Л.С. Выготскому), понимание их сути при различных вариантах дизонтогенетического развития. Это две группы симптомов: первичные - нарушения, обусловленные биологическим характером болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т. д.), и вторичные, обусловленные аномальным социальным развитием. Это деление принципиально важно для понимания аномалий развития и в последующей практической деятельности для адекватной организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющих ОВЗ [3; 4].

Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Часто наблюдается их сочетание. Вторичный дефект является основным объектом в коррекции аномального развития. Структура вторичного дефекта включает в себя компоненты, отражающих своеобразие болезненного процесса и особенности дизонтоге-неза в детском возрасте. Механизм возникновения вторичных нарушений различен. Вторично нарушается формирование тех функций, которые непосредственно связаны с поврежденной, - это специфическое недоразвитие. Сюда, например, относится недоразвитие понимания речи у детей с нарушением слуха. Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде. В результате разные вредности могут в определенной степени приводить к сходным результатам. Очень важным фактором вторичных нарушений развития является фактор социальной депривации. Нарушения развития в разной степени препятствуют общению, тормозят приобретение знаний и умений. В этих случаях своевременно не осуществленная психолого-педагогическая коррекция нарушений развития может приводить к выраженным расстройствам познавательных психических функций, вторичной социальной и педагогической запущенности, к расстройствам в эмоциональной и личностной сферах [5].

Медико-биологические знания, способствуют пониманию того, что в процессе развития детей с ОВЗ изменяется иерархия между первичными и вторичными, т. е. между биологическими и социально обусловленными нарушениями. Если на первых этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, то затем вторично возникшие явления психического недоразвития, а также негативные личностные изменения начинают занимать ведущее место, препятствуя обучению и адекватной социальной адаптации ребенка. Ранняя психолого-педагогическая коррекция дефекта во многом улучшает прогноз обучения, формирования личности и социальной компенсации этой группы детей.

Вторично возникшие явления психического недоразвития - психический дизон-тогенез - это нарушения психики в целом или отдельных психических функций, а

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Киселева Л. Т. Значение формирования медико-биологических компетенций при подготовке педагогов-дефектологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S11. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470134.htm.

также нарушение соотношения темпа и сроков развития отдельных сфер психики и различных компонентов внутри этих сфер.

Известно феноменологическое сходство многих расстройств психических функций при различных вариантах дизонтогенетического развития и касается это и восприятия, и памяти, и мышления и др. Помимо знаний о строении и функционировании организма ребенка, отчетливого понимания роли отдельных функциональных систем организма, их взаимодействия в жизнедеятельности детского организма на разных этапах онтогенетического развития ребенка необходимы знания клинической картины каждого варианта дизонтогенетического развития.

Выделяется шесть вариантов психического дизонтогенеза: общее недоразвитие, задержанное психическое развитие, поврежденное психическое развитие, дефици-тарное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие. Из этих вариантов чаще всего встречается и является типичной моделью психического дизонтоге-неза по типу недоразвития - олигофрения (умственная отсталость, интеллектуальное недоразвитие).

Вопросы, связанные с изучением интеллектуальных нарушений (умственной отсталости и деменции), относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Число детей с умственной отсталостью не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные. Умственная отсталость (олигофрения) является не психическим заболеванием, а специфическим состоянием. Собственно умственная отсталость не лечится, но умственно отсталый ребенок может развиваться и обучаться в пределах его биологических возможностей. Психическим дизонтогенезом, протекающим с интеллектуальными нарушениями, кроме умственной отсталости является деменция - это дизонтогенез по типу повреждения.

В зависимости от степени умственной отсталости можно добиться больших или меньших результатов. Дети с тяжелой и глубокой степенями умственного недоразвития являются инвалидами детства. Основной упор делается на изучение клиники легкой и умеренной степени умственной отсталости, различных ее форм - атипичных, осложненных. Помимо того, что легкая и средняя степени интеллектуального недоразвития являются преобладающими, именно эти дети могут обучаться и их недоразвитие может корригироваться.

Для дизонтогенетического развития по типу недоразвития - олигофрении - характерны тотальность нервно-психического недоразвития и иерархичность этого нервно-психического недоразвития. Это то, что не наблюдается при других вариантах психического дизонтогенеза.

Тотальность означает, что в состоянии недоразвития находятся все психические функции и, в ряде, случаев даже соматические функции, например, порок сердца, нарушение строения желудочно-кишечного тракта и других систем, недоразвитие моторики, эмоций, несформированность личности в целом.

Иерархичность нервно-психического недоразвития проявляется в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, речи, памяти, эмоций, как правило, проявляется меньше, чем недоразвитие мышления. Эта закономерность отражается в структуре недостаточности каждой из психических функций. При дизонтогенезе по типу недоразвития в восприятии, памяти, внимании, в эмоциональной сфере и даже моторике больше страдает уровень, связанный с процессами отвлечения и обобщения.

При задержке психического развития (ЗПР) при всех её вариантах речь идет лишь о замедлении психического развития. Это замедление выражается в недостаточности запаса знаний не соответствующем возрасту, ограниченности представле-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Киселева Л. Т. Значение формирования медико-биологических компетенций при подготовке педагогов-дефектологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S11. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470134.htm.

ний, незрелостью мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, быстрой пресыщаемостью в интеллектуальной деятельности, преобладании игровых интересов. Эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся у них знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи.

Поврежденное психическое развитие - органическая деменция, возникает в результате повреждения головного мозга различными вредностями в возрасте после 23 лет, после периода нормального онтогенетического развития. При органической де-менции нет тотальности и иерархичности нарушения психических функций, при ней, наоборот, выступает парциальность (частичность, очаговость) расстройств. Структура дефекта при органической деменции сложна, отличается большим полиморфизмом, и это касается как интеллектуальных нарушений, так и эмоционально-волевой сферы, и личности в целом.

Дефицитарное психическое развитие - это вид дизонтогенеза, обусловленный первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной системы и др. Аномалии развития при патологии сенсорной сферы имеют общие особенности. При всех видах патологии сенсорной сферы отмечается замедление темпа развития мышления, процессов обобщения и отвлечения; снижение способностей к приему, переработке и хранению информации, больше той информации, которая адресована к пораженному анализатору, в меньшей степени и информации, адресованной к сохранному анализатору; а также общая особенность - недостаточность (речевого) словесного опосредования.

Искаженное психическое развитие - синдром раннего детского аутизма. Это очень сложное психопатологическое состояние.

Дисгармоническое психическое развитие. К нему относятся психопатии и патологическое развитие личности. Это аномалии психического развития в основе которых лежит дизонтогенез эмоционально-волевой сферы. Это стойкий дисгармонический склад личности, который ограничивается кругом аномальных личностных свойств. При нем часто наблюдаются стойкие нарушения адаптации к социальной среде и декомпенсации психического состояния при изменении привычных условий. При этом виде дизонтогенетического развития даже сохранный интеллект не регулирует эмоциональную сферу.

Овладение студентами знаниями о расстройствах отдельных сфер психической деятельности и психики в целом при различных вариантах дизонтогенеза, об особенностях познавательной и личностной сфер ребенка с ОВЗ, об этиологии, закономерностях и механизмах развития (патокинезе) расстройств способствует повышению эффективности учебного процесса, равно как и адекватной, научно обоснованной организации на всех этапах медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ с учетом его индивидуальных клинических и личностных расстройств [6].

Полученные знания служат базой для осознанного проведения гигиенических и профилактических мероприятий в будущей учебно-воспитательной и коррекционной работе с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).

Знание анатомо-физиологических и психических особенностей детей при онто- и дизонтогенетическом развитии дает возможность студентам в будущем в своей профессиональной деятельности:

- определять диагностические и прогностические показатели психофизического развития в норме и детей с ОВЗ;

- контролировать ход психофизического развития детей на различных ступенях развития;

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Киселева Л. Т. Значение формирования медико-биологических компетенций при подготовке педагогов-дефектологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S11. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470134.htm.

диагностировать и выделять индивидуально-личностные особенности и особенности поведения детей с ОВЗ;

- проводить психологические исследования на основе применения общепрофессиональных знаний и умений;

- выявлять и уточнять индивидуальные интеллектуальные особенности детей с ОВЗ с целью выбора индивидуальной образовательной программы;

- разрабатывать пути и методы обучения детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;

- выбирать и использовать в соответствии с происходящими в организме изменениями в процессе роста и развития ребенка методики для осуществления

- адекватного для каждого ребенка коррекционно-педагогического процесса, своевременного оказания медицинской и социальной помощи;

- изучать возможности, потребности, достижения детей с ОВЗ в области образования и планировать на основе полученных результатов индивидуальные маршруты их обучения, воспитания, развития;

- эффективно организовывать и реализовать дифференцированные коррек-ционно-воспитательные мероприятия, соответствующие возрастным особенностям детей и подростков;

- решать вопросы индивидуально-трудовой адаптации детей и подростков;

- организовывать свою профессиональную деятельность с учетом современных методов оздоровления детей с ОВЗ;

- обеспечивать качество обучения с использованием современных образовательных технологий.

Ссылки на источники

1. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 1. - Л.: Изд-во АПН, 1950. - 776 с.

2. Климова Т. В., Маркова Е. В. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. - 240 с.

3. Маркова Е. В., Климова Т. В. Анатомия, физиология и патология органа зрения. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - 231 с.

4. Арчаков М. К., Батарчук Д. С., Маркова Е. В., Ковригина Л. В., Хрипков Г. А., Эррера Л. М., Жигунов Г. В., Ильиных С. А., Мартынова С. Э. Социально-гуманитарный проблемы современности: человек, общество и культура. - Красноярск, 2011. - 202 с.

5. Абишева В. Т., Дехнич О. В., Дрыгина Ю. А., Караулова Н. М., Марданшина Р. М., Маркова Е. В., Смык А. В., Климова Т. В., Волобуева Н. А., Пархоменко Е. А., Фаткуллина Ф. Г., Климович О. В. Социально-гуманитарные проблемы современности. - Saint-Louis, 2014. - 180 c.

6. Киселева Л. Т., Жарикова Н. В., Красильников Г. Т., Макаров В. В. Косвенные приемы эффективности учебного процесса // Вопросы ментальной медицины и экологии. - 1996. - Т. 96. - № 1. -С.62-77.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Киселева Л. Т. Значение формирования медико-биологических компетенций при подготовке педагогов-дефектологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S11. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470134.htm.

Lilia Kiseleva,

The candidate of medical Sciences, Professor, Department of speech therapy and child language, Novosibirsk

state pedagogical University, Novosibirsk

[email protected]

The importance of building biomedical competencies in the preparation of special education teachers Abstract. The article discusses the importance of medico-biological disciplines in professional training of special education teachers, the need for knowledge on the morphofunctional features of organism of children and adolescents at different stages of their ontogenetic development and dizontogeneticheskie development of children with disabilities (HIA), knowledge about the peculiarities of cognitive and personality areas of children with disabilities in different variants dizontogeneticheskie development the formation of adequate ways of medical-psychological-pedagogical support and correction of children with disabilities based on their individual and age peculiarities.

Key words: biomedical knowledge, primary, secondary disorders, ontogeny, dysontogenesis, children with disabilities, medical-psychological-pedagogical support.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 18.05.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.05.17

Принята к публикации Accepted for publication 22.05.17 Опубликована Published 25.05.17

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Киселева Л. Т., 2017

772

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.