Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ВОСПРИЯТИЕМ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СКЛОННОСТЬЮ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ВОСПРИЯТИЕМ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СКЛОННОСТЬЮ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
209
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВОСПРИЯТИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ПОДРОСТКИ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вахитов Руслан Михайлович

В статье рассматривается проблема взаимосвязи детско-родительских отношений и девиантного поведения подростков. Описываются различные подходы к изучению влияния семьи на ребенка и приводятся результаты эмпирического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN THE PERCEPTION PARENTING AND A TENDENCY TO DEVIANT BEHAVIOR IN ADOLESCENTS

The problem of the relationship of parent-child relationships and deviant behavior among adolescents. It describes the different approaches to the study of the influence of the family on the child and the results of empirical research.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ВОСПРИЯТИЕМ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СКЛОННОСТЬЮ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ВОСПРИЯТИЕМ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СКЛОННОСТЬЮ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ _ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ

Вахитов Руслан Михайлович

студент 3 курса, направления подготовки «Психолого-педагогическое образование»,

профиль «Психология образования» Института психологии и педагогики Сахалинский государственный университет

Южно-Сахалинск

RELATIONSHIP BETWEEN THE PERCEPTION PARENTING AND A TENDENCY TO DEVIANT BEHAVIOR IN ADOLESCENTS

Vahitov Ruslan Mikhailovich, 3-year student, training areas, «Psycho-pedagogical education», profile «Educational Psychology» Institute of Psychology and Pedagogy Cahalinsky State University, Yuzhno-Sakhalinsk АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема взаимосвязи детско-родительских отношений и девиантного поведения подростков. Описываются различные подходы к изучению влияния семьи на ребенка и приводятся результаты эмпирического исследования. ABSTRACT

The problem of the relationship of parent-child relationships and deviant behavior among adolescents. It describes the different approaches to the study of the influence of the family on the child and the results of empirical research.

Ключевые слова: семья, детско-родительские отношения, восприятие родительского воспитания, подростки, отклоняющееся поведение.

Keywords: family, parent-child relationship, the perception of parenting, teens, deviant behavior.

Современный подросток живет в мире напряженной социальной и экономической обстановки, что обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, с какими трудностями сталкиваются их взрослеющий сын или дочь.

Все больше подростков вовлекается в такие формы поведения, как хулиганство, воровство, бродяжничество, наркомания и другие, что является высокой степенью риска, как для самого подростка, так и для общества в целом. Исследованиями девиантного поведения среди подростковой среды, занимались Галич Г. О., Карпушкина Е. А., Корчагина Л. Н., Морозова Н. Л., Тупарева Н. В., Дубинин С. Н., Николаева Н. В., Мухамадеева З.Ф. и другие.

Семейные отношения значительно влияют на подростка, это связано с социализацией индивида, семья как первичный источник этой социализации, играет важную роль. Ребенок усваивает нормы, ценности, модели поведения своих родителей, как единственно возможные и правильные, т.е. являющиеся примером для подражания, воплощающие в себе лучшие качества человека. Благоприятные, душевные отношения между ребенком и родителями определяют его успехи в школе, являются важнейшим условием

формирования общения со сверстниками и другими взрослыми. Изучением детско-родительских отношений занимались Николаева Л. А., Бутина-Гречаная С. В., Дубанова В.А. и многие другие.

Детско-родительские отношения, их влияние на развитие ребенка неоднократно рассматривалась в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Отношения родителей и детей, так называемый «вечный вопрос», взросление ребенка, собственные родительские установки, относительно правильности их воспитания, любовь и взаимопонимание в семье, состав семьи, супружеские отношения, далеко неполный список изученных и изучаемых проблем. Но как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье.

Многие ученые разных школ и направлений привнесли свои вклад в изучении проблемы детско-родитель-ских отношений. «Психоанализ был первой теорией, в которой отношения между ребенком и родителем рассматривались в качестве главного фактора детского развития» [1, с. 245]. З. Фрейд упоминал, что мать для ребенка выступает как первый источник удовольствия, но и первый источник контроля. По мнению З. Фрейда первые стадии имеют ключевое значение в развития личности, это общение с родителями в ранние годы,

их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и неудачи адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже взрослого человека. «Теория психоанализа дала начало некоторым современным концепциям детского развития, разработавшим новые подходы к проблеме детско-родительских отношений», - пишет С. В. Бутина-Гречаная [1, с. 245]. К этим подходам можно отнести концепции Э. Эриксона, К. Роджерса, Э. Фромма и других.

В своей концепции Э. Эриксон, указывал, что в дет-ско-родительских отношениях существует двойственность позиций. Родители с одной стороны должны оберегать ребенка от опасностей, а с другой стороны должны предоставлять ему свободу. Ребенок должен сам найти середину между требованиями родителей и собственной инициативой.

К основным идеям благополучного воспитания, по мнению К. Роджерса, относятся:

1 Родители должны стремиться оказать влияние на ценности и убеждения детей, оставляя за ними свободу выбора конкретных действий;

2 Стиль общения в семье должен быть основан на открытости, свободе, взаимном уважении;

3 Нужно научить ребенка самостоятельно справляться с проблемами, постепенно передавая ему ответственность за поиск и принятие решения;

4 Родители должны научиться принимать помощь от детей.

Так же, для позитивного взаимодействия родителям необходимо три основных навыка:

• слышать, что ребенок хочет сказать родителям;

• выражать собственные мысли и чувства доступно для понимания ребенка;

• благополучно разрешать спорные вопросы так, чтобы результатами были довольны обе конфликтующие стороны.

Широко известная точка зрения Э. Фромма об особенностях материнской и отцовской любви, о роли отца и матери в воспитании детей. «По мнению Э. Фромма, материнская любовь безусловна, материнской любви не нужно добиваться, ребенок любим просто за то, что он есть. Сама же мать должна иметь веру в жизнь, не быть тревожной, только тогда она сможет передать ребенку ощущение безопасности. Отцовская любовь по сравнению с материнской - это обусловленная любовь, ее нужно и можно заслужить успешным выполнением обязанностей, порядком в делах, безупречной дисциплиной» [2, с. 65].

В отечественной психологии подчеркивается ведущая роль взрослого в общении и психическом развитии ребенка и говорится об изначальной активности ребенка, в том числе и в формировании детско-роди-тельских отношений (Л. С. Выготский, А. Н. Запорожец, М. И. Лисина, И. В. Дубровина, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и др.).

Учеными доказано, что супружеские отношения родителей, значительно влияют на ребенка, будь то девочка или мальчик. Л. Н. Николаева рассматривает благополучие и стабильность во взаимоотношениях супругов, как фактор нормального развития ребенка, если же присутствуют нестабильные отношения, негативному воздействию подвергаются дети, так же

автор поясняет, что дети из таких семей более склоны к отклоняющемуся поведению [5, с. 188].

Как известно, подростковый возраст - один из самых сложных детских возрастов. Основным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится развитие у подростка особого чувства взрослости, как индивидуального переживания отношения к самому себе как к взрослому [5, с.153].

Не менее важен кризис подросткового возраста, который считается психологами наиболее проблемным. В этом возрасте дети менее предсказуемы, они чаще совершают поступки, выходящие за рамки общественных норм. Возникает борьба за признание личных прав, независимости, что обязательно приводит к конфликту между взрослыми и подростками, даже в благополучных семьях. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое обеспечивают ребенку родители, на него воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия гораздо превышает все остальное [3, с. 97].

Влияние социума, родительская позиция, эмоциональная нестабильность, слабые связи «семья-ребенок», «школа-ребенок» способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм. Тем самым отстаивая, своим деструктивным поведением, личные права и свободы, своеобразный механизм психологической защиты подростков.

В сложившейся ситуации, мы предположили наличие корреляционной связи, между восприятием подростками, родительского воспитания и девиант-ным поведением подростков, а именно, негативное восприятие воспитания - способствует формированию отклоняющегося поведения.

Исследование проводилось на базе «МБОУ СОШ №1 г. Макаров» в 8 классе. В эмпирическом исследовании приняли участие 20 человек, 12 девочек и 8 мальчиков в возрасте 13-14 лет.

С целью изучения взаимосвязи между восприятием родительского воспитания и склонностью к отклоняющемуся поведению у подростков, были использованы следующие методы:

• методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), автор Н.А. Орел;

• тест «Подростки о родителях», авторы Вассер-ман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е.;

• метод математической статистики: коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена.

Результаты эмпирического исследования опровергли наши ожидания. Выдвинутая гипотеза не подтвер-дилась.Результаты тестов СОП и ПОР оказались противоречивыми, из 12 опрошенных девочек только у 8,3% выражена предрасположенность к реализации деликвентного поведения. У остальных 91,7% данная тенденция не выражена. Из 8 мальчиков, принявших участие в исследовании, у 30% выражена предрасположенность к реализации деликвентного поведения. У 16,7% результаты свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения.

Но, из всей обследуемой нами выборки 15% подростков оценивают отношение со стороны своих родителей как частично враждебное, оценивающих свои взаимоотношения с родителями как имеющие недостаточный позитивный интерес с их стороны

насчитывается 25%, а подростков, оценивающих свои взаимоотношения с родителями как имеющие достаточный позитивный интерес с их стороны 60%.

Таким образом, восприятие подростками родительского воспитания не оказывает существенного влияния на склонность к отклоняющемуся поведению. Мы предполагаем, что на отклоняющееся поведение подростков влияют такие факторы как: неполная семья; неадекватный родительский стиль воспитания; индивидуально-психологические особенности, в том числе, акцентуация характера; возрастно-психологические особенности - подростковый кризис; средства массовой информации; разрыв между ценностями культуры и социальной структурой и т.д.

В заключении хочется привести в пример английскую пословицу, которая гласит - «Ваши дети вырастут такими же, как и вы, поэтому воспитывайте себя».

Список используемой литературы

1. Бутина-Гречаная С. В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2010. № 5. С. 244-247.

2. Дубанова В. А. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений // Вестник БГУ. 2012. № 5 С. 64-68.

3. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Аст -Пресс, 1989: 397 с.

4. Личко А. Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 416 с.

5. Николаева Л. А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. № 2 С.187-193.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНА В РЕШЕНИИ _ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Кутбиддинова Римма Анваровна

к.псх.н., доцент кафедры психологии Института психологии и педагогики

Сахалинский государственный университет

Уманская Елена Михайловна

практикующий психолог ПСППТ «Инсайт»

Южно-Сахалинск

USE PLASTICINE IN PSYCHOLOGICAL TRAUMA

Kutbiddinova Rimma Anvarovna, k.pskh.n., assistant professor of psychology Institute of Psychology and Pedagogy Cahalinsky State University Umanskaya Elena Mihaylovna practicing psychologist PSPPT «Insight»,Yuzhno-Sakhalinsk

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению пластилиновой терапии как одному из самых «мягких» и в то же время глубоких методов психологической работы. В ней рассматриваются конкретные техники работы с клиентами, а также приводится пример конкретной терапевтической сессии по работе с эмоциональным выгоранием.

ABSTRACT

The article considers the clay therapy as one of the «soft» and at the same time profound methods of psychological work. It examines specific techniques for working with clients, as well as an example of a particular therapy session to work with emotional burnout.

Ключевые слова: пластилин, проблема, терапия, клиенты, травмы.

Keywords: plasticine, problem, therapy, customers, injured.

В настоящее время практикующими психологами мира активно используются различные практические инструменты: метафорические карты, песочная терапия, сказкотерапия и многое другое. Одним из эффективных методов работы с клиентами является - пластилиновая терапия. Изучением пластилиновой терапии занимались М.В. Киселева, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Е.В. Тарарина и другие.

Основная цель использования пластилиновой терапии заключается в гармонизации внутреннего состояния человека через развитие способности к самовыражению и самопознанию.

Данный вид терапии относится к арт-терапевти-ческим методам работы и предусматривает лепку не только с цветным пластилином, но и соленым тестом, глиной и др. По мнению ученых и практикующих пси-

хологов, приемы арт-терапии способны преобразовать внутренние конфликты человека в визуальные формы, что способствует их эффективному разрешению (А. Хилл, З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Роджерс, А. Х. Маслоу, М. Намбург и другие).

Среди достоинств пластилиновой терапии следует выделить следующие:

- эффективное решение психологических проблем;

- психологическая диагностика клиента;

- способность диссоциироваться от проблемы и увидеть ее с другой стороны;

-моментальное погружение в проблемную ситуацию и возможность быстро трансформировать негативное состояние в позитивный опыт;

-возможность применения с дошкольного возраста.

Метод позволяет актуализировать проблему клиен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.