Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНА В РЕШЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНА В РЕШЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
831
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА / ТЕРАПИЯ / КЛИЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кутбиддинова Римма Анваровна, Уманская Елена Михайловна

Статья посвящена рассмотрению пластилиновой терапии как одному из самых «мягких» и в то же время глубоких методов психологической работы. В ней рассматриваются конкретные техники работы с клиентами, а также приводится пример конкретной терапевтической сессии по работе с эмоциональным выгоранием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE PLASTICINE IN PSYCHOLOGICAL TRAUMA

The article considers the clay therapy as one of the «soft» and at the same time profound methods of psychological work. It examines specific techniques for working with clients, as well as an example of a particular therapy session to work with emotional burnout.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНА В РЕШЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ»

насчитывается 25%, а подростков, оценивающих свои взаимоотношения с родителями как имеющие достаточный позитивный интерес с их стороны 60%.

Таким образом, восприятие подростками родительского воспитания не оказывает существенного влияния на склонность к отклоняющемуся поведению. Мы предполагаем, что на отклоняющееся поведение подростков влияют такие факторы как: неполная семья; неадекватный родительский стиль воспитания; индивидуально-психологические особенности, в том числе, акцентуация характера; возрастно-психологические особенности - подростковый кризис; средства массовой информации; разрыв между ценностями культуры и социальной структурой и т.д.

В заключении хочется привести в пример английскую пословицу, которая гласит - «Ваши дети вырастут такими же, как и вы, поэтому воспитывайте себя».

Список используемой литературы

1. Бутина-Гречаная С. В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2010. № 5. С. 244-247.

2. Дубанова В. А. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений // Вестник БГУ. 2012. № 5 С. 64-68.

3. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Аст -Пресс, 1989: 397 с.

4. Личко А. Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 416 с.

5. Николаева Л. А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. № 2 С.187-193.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНА В РЕШЕНИИ _ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Кутбиддинова Римма Анваровна

к.псх.н., доцент кафедры психологии Института психологии и педагогики

Сахалинский государственный университет

Уманская Елена Михайловна

практикующий психолог ПСППТ «Инсайт»

Южно-Сахалинск

USE PLASTICINE IN PSYCHOLOGICAL TRAUMA

Kutbiddinova Rimma Anvarovna, k.pskh.n., assistant professor of psychology Institute of Psychology and Pedagogy Cahalinsky State University Umanskaya Elena Mihaylovna practicing psychologist PSPPT «Insight»,Yuzhno-Sakhalinsk

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению пластилиновой терапии как одному из самых «мягких» и в то же время глубоких методов психологической работы. В ней рассматриваются конкретные техники работы с клиентами, а также приводится пример конкретной терапевтической сессии по работе с эмоциональным выгоранием.

ABSTRACT

The article considers the clay therapy as one of the «soft» and at the same time profound methods of psychological work. It examines specific techniques for working with clients, as well as an example of a particular therapy session to work with emotional burnout.

Ключевые слова: пластилин, проблема, терапия, клиенты, травмы.

Keywords: plasticine, problem, therapy, customers, injured.

В настоящее время практикующими психологами мира активно используются различные практические инструменты: метафорические карты, песочная терапия, сказкотерапия и многое другое. Одним из эффективных методов работы с клиентами является - пластилиновая терапия. Изучением пластилиновой терапии занимались М.В. Киселева, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Е.В. Тарарина и другие.

Основная цель использования пластилиновой терапии заключается в гармонизации внутреннего состояния человека через развитие способности к самовыражению и самопознанию.

Данный вид терапии относится к арт-терапевти-ческим методам работы и предусматривает лепку не только с цветным пластилином, но и соленым тестом, глиной и др. По мнению ученых и практикующих пси-

хологов, приемы арт-терапии способны преобразовать внутренние конфликты человека в визуальные формы, что способствует их эффективному разрешению (А. Хилл, З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Роджерс, А. Х. Маслоу, М. Намбург и другие).

Среди достоинств пластилиновой терапии следует выделить следующие:

- эффективное решение психологических проблем;

- психологическая диагностика клиента;

- способность диссоциироваться от проблемы и увидеть ее с другой стороны;

-моментальное погружение в проблемную ситуацию и возможность быстро трансформировать негативное состояние в позитивный опыт;

-возможность применения с дошкольного возраста.

Метод позволяет актуализировать проблему клиен-

та, работать не только с эмоциями и чувствами, но и прорабатывать глубинные психологические проблемы. Существенным достоинством пластилина является его способность снимать сопротивление клиента. Несмотря, на то, что существует стереотип по поводу использования пластилина со взрослыми, данный метод отлично подходит для всех возрастных групп клиентов. Причем работа с пластилином возможна как индивидуально, так и в парах и группах.

Стоит помнить, что полученный в ходе пластилиновой терапии продукт воспринимается психологом без оценки и подвергается интерпретации только со стороны клиента.

Работа с пластилином в процессе терапевтической сессии позволяет в символической форме выразить и проработать вытесненные чувства, мысли, мечты, разрешить внутриличностные конфликты, вытащить застрявшие аффекты. Это происходит, главным образом, благодаря осознанию метафоры пластилина -«Все можно изменить!».

При работе с травмой (горе, утрата) техники пластилиновой терапии помогают принять неизбежное, освободится от чувства вины, простроить свое будущее и сконцентрироваться на проживании жизнь здесь и сейчас.

В качестве противопоказаний для использования пластилиновой терапии выступают следующие:

1. Психические расстройства с продуктивной соматикой;

2. Тяжелые депрессивные расстройства;

3. Психосоматические заболевания в стадии обострения;

4. Поздние токсикозы у беременных;

5. Угроза прерывания беременности на любом сроке.

Пластилин - уникальный материал, его можно использовать в сочетании с другими методами психокоррекции и психотерапии. Например, его применение усиливают эффективность песочной терапии, сказ-котерапии, мандалотерапии, маскотерапии и других методы работы с подсознанием.

Существует огромное множество психотехник с использованием пластилина: «Самый красивый на свете цветок», «Кувшин и меч», «Пластилиновая композиция», «Тотемный прародитель», «Человечек с характером» и другие. Для примера рассмотрим использование пластилина для создания ресурсного состояния клиента. Необходимо отметить, что перед началом любой психотерапевтической работы следует дать клиенту ресурс в преодолении проблемы.

Техника «Талисман»

Цель: Создание чувства безопасности и защищенности в настоящем. Получение мощного ресурса для приобретения уверенности в своем будущем.

Инвентарь: разноцветный пластилин.

Возрастные рамки: клиенты от 5 лет.

Инструкция: Вспомни пожалуйста сказку, в которой есть какой-либо волшебный предмет, который наделяет главного героя какими-то способностями, силой, который помогает или защищает его. Ты бы хотел иметь такой предмет? Что бы это могло быть? Как он выглядит? В чем его функция, назначение, сила? Слепи его!

Клиент лепит талисман используя разноцветные

пластилин, затем рассказывает от чего он оберегает или что позволяет достичь, преодолеть.

Данная техника подходит для работы со страхами, стрессами, при нарушениях адаптации.

Техника «Человек и дерево» (Е. Тарарина)

Цель: выявить потребность и способность к общению с другими людьми; определить степень социализации клиента и умение контактировать с окружающими.

Техника позволяет решать следующие задачи:

- улучшение межличностных взаимоотношений;

- рефлексия и анализ своего поведения;

- приятие своего «Я», гармонизация личности.

Инвентарь: белый лист А4, разноцветный пластилин.

Возрастные рамки: клиенты от 10 лет.

Алгоритм работы:

1. Клиенту предлагается выбрать два кусочка пластилина и слепить человека и дерево;

2. Поочередно клиент разминает кусочки пластилина, и из одного лепит человека, а из другого - дере-

3. На листе бумаге клиент размещает получившееся фигурки и отвечает на вопросы терапевта.

Примерные вопросы: Какие чувства вызывает у Вас дерево? Нужен ли ему уход? Кто за ним ухаживает? Есть ли у дерева плоды? Когда оно плодоносит? Сколько лет дереву? Кто этот человек, которого вы создали? Чем он живет? О чем мечтает? В чем смысл его жизни? Взаимодействует ли человек с деревом? Если да, то каким образом? Как человек относится к дереву? Кто в ответе за дерево и человека?

Техника «Человек и дерево» дает возможность ответить на вопросы, нужны ли клиенту отношения с другими людьми; как он строит эти отношения; какова степень их результативности. Во многих культурах дерево ассоциируется с человеком. В данной технике эта связь проявляется в том, что отношения человека с миром строятся на содержании отношений человека с самим собой.

Пластилиновую терапию эффективно применяют с людьми, имеющими эмоциональное, профессиональное выгорание в качестве примера, приведем фрагмент сессии.

Фрагмент сессии: «Работа с эмоциональным выгоранием клиента с использованием пластилина»

Консультант: Выберите пожалуйста, пластилин такого цвета какой вам хочется.

Клиент выбирает серый цвет и начинает разминать пластилин в руках.

Консультант: Слепите образ того состояния, которое у вас внутри.

Клиент: (мнет пластилин) Ой не знаю... (через некоторое время закручивает пластилин) все!

Консультант: Что это или кто?

Клиент: Это энергия.

Консультант: Как она называется?

Клиент: Она называется - Закрутило.

Консультант: А, какая она вообще?

Клиент: Закрутило любит воду и питается зеленью.

Консультант: Каким образом она питается?

Клиент: Она ее ест.

Консультант: Чем?

Клиент: Можно сделать рот? (клиент лепит рот фи-

гурке) Он будет есть зелень.!

Консультант: Как она изменилась, после того как у нее появился рот?

Клиент: Теперь его зовут «Желоторотик»

Консультант: Какой он теперь?

Клиент: Теперь он довольный, что есть чем есть.

Консультант: Хорошо. Расскажите, пожалуйста, о его прошлом.

Клиент: Прошлое? Я говорю все что приходит мне в голову.. Он летел в космосе, раз ... и как будто он частица космоса, потом раз. и он на земле.

Консультант: А что происходит с ним в настоящий момент?

Клиент: Он ходит по городу дышит плохим воздухом, он хочет искупаться.

Консультант: Он хочет искупаться. а что ему мешает это сделать?

Клиент: Ничего, он пойдет в бассейн, он купается, ему хорошо.

Консультант: Хорошо. Как Вы думаете, каким он станет в будущем?

Клиент: Я думаю, что он будет не один. Я думаю, у него будет команда друзей и возможно семья.

Консультант: Что он может сделать сейчас для того чтобы у него была команда друзей и семья?

Клиент: Он пойдет исследует этот город и найдет себе новых друзей.

Консультант: Каким он себя почувствует, когда найдет новых друзей?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Клиент: Счастливым.

Консультант: Какие чувства Вы испытываете, глядя на него?

Клиент: Глядя на него я радуюсь, мне как-то смешно, я понимаю, что это про меня.

Консультант: Вы проделали отличную работу! Какой Вы сейчас себя ощущаете?

Клиент: Спокойной и умиротворенной.

Преимущество пластилиновой терапии в том, что образы, созданные в этом материале, клиент может трансформировать необходимое количество раз до полного душевного комфорта. Это дает огромный потенциал в терапии. Пластилиновые техники позволяют исследовать проблему клиента на безопасном

расстоянии, позволяют попробовать новые модели поведения. Работа с пластилиновым образом помогает клиенту, принять ответственность за свою жизнь, способствует выработке адекватного поведения. Все техники пластилиновой терапии помогают клиенту раскрыть свои внутренние ресурсы, и в последующем применять их.

Пластилин имеет очень широкую цветовую гамму, что тоже немаловажно особенно в работе с чувствами. Работая с пластилином одного цвета, мы опираемся на то, что цвет имеет определенное воздействие на человека, и в связи с этим можем провести определенную диагностику на основе выбора цвета. Но чаще используются разные цвета, т.к. наши чувства многогранны.

Долгая работа с пластилином позволяет сосредоточиться. Особенно эффективно работать с этим материалом в парах.

Эффективно пластилин работает с психосоматическими расстройствами, агрессивностью, страхами, тревожностью.

Пластилин незаменим в работе с детьми. Своей яркостью он привлекает детей. Поэтому часто помогает найти контакт с ребенком, сложным в общении, замкнутым, с негативизмом.

Таким образом, можно сделать вывод, что лепка из пластилина - это простой, но очень мощный метод психотерапии, который позволяет достигать душевного равновесия, разрешать сложные проблемы, находить ответ на интересующий вопрос.

Литература:

1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2014. - 160 с.

2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. -256 с.

3. Тарарина Е.В. Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера. Научно-методическое пособие. -Луганск: Элтон-2. 2013. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.