Научная статья на тему 'РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ В ГАРМОНИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ'

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ В ГАРМОНИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
709
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ / НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / CONFLICT SITUATIONS / DYSFUNCTIONAL FAMILIES / EDUCATION / TEACHER-PSYCHOLOGIST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пронюшкина Татьяна Геннадьевна, Зинцова Анастасия Сергеевна

Проблематика детско-родительских взаимоотношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье. Проблема исследования состоит в том, что неблагополучные семьи не могут способствовать сбалансированному и гармоничному формированию, развитию и становлению личности подрастающего поколения, из-за дисгармонии в детско-родительских взаимоотношениях, а также кризисной и конфликтной ситуации, в которой находится эти семьи, что влечет за собой огромные проблемы для современного российского социума и общества в целом. В статье проведен анализ содержания деятельности педагога-психолога по оказанию помощи в гармонизации детско-родительских взаимоотношений в неблагополучной семье (на примере МБУДО «ЦР «Орленок» г. Мурома). На базе данного учреждения реализовано программное обеспечение процесса организации работы педагога-психолога по оказанию помощи в гармонизации детско-родительских взаимоотношений в неблагополучной семье. В ходе проведенного исследования, разработаны практические рекомендации педагогу-психологу, направленные на повышение эффективной работы по оказанию помощи в гармонизации детско-родительских взаимоотношений в неблагополучной семье. Процесс воспитания в семьях носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных взаимоотношений между ними. И если в этих взаимоотношениях возникают нарушения и дисгармония, то могут появляться различные проблемы и конфликтные ситуации, которые семьи, в частности, неблагополучные не в состоянии разрешить самостоятельно и в этом им может помочь педагог-психолог и другие специалисты, работающие с неблагополучными семьями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORK OF A TEACHER-PSYCHOLOGIST TO ASSIST IN HARMONIZING RELATIONSHIPS IN A DYSFUNCTIONAL FAMILY

The problem of parent-child relationships remains invariably acute throughout the development of psychological science and practice. The interaction of the child with parents is the first experience of interaction with the outside world. This experience is fixed and forms certain patterns of behavior with other people, which are transmitted from generation to generation. In each society, a certain culture of relationships and interactions between parents and children is formed, social stereotypes, certain attitudes and views on parenting arise in the family. The research problem is that dysfunctional families cannot contribute to the balanced and harmonious formation, development and formation of the personality of the younger generation, due to disharmony in parent-child relationships, as well as the crisis and conflict situation in which these families are located, which entails huge problems for modern Russian society and society as a whole. The article analyzes the content of the activities of the teacher-psychologist to assist in harmonizing child-parent relationships in a dysfunctional family (for example, MBUDO "CR" Orlyonok" of Murom). On the basis of this institution, the software for the process of organizing the work of a teacher-psychologist to assist in the harmonization of parent-child relationships in a dysfunctional family was implemented. In the course of the study, practical recommendations were developed for the teacher-psychologist, aimed at improving the effective work of helping to harmonize child-parent relationships in a dysfunctional family. The process of parenting in families is in the nature of feedback and, raising their children, parents educate themselves. Depending on the relationship of the parents to the child, the formation of certain relationships between them occurs. And if violations and disharmony arise in these relationships, then various problems and conflict situations may arise that families, in particular, dysfunctional, cannot solve on their own, and this can be helped by a pedagogical psychologist and other specialists working with dysfunctional families.

Текст научной работы на тему «РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ В ГАРМОНИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №1, Том 8 / 2020, No 1, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-1-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/07PSMN120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Пронюшкина Т.Г., Зинцова А. С. Работа педагога-психолога по оказанию помощи в гармонизации взаимоотношений в неблагополучной семье // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/07PSMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Pronyushkina T.G., Zintsova A.S. (2020). The work of a teacher-psychologist to assist in harmonizing relationships in a dysfunctional family. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/07PSMN120.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 15

Пронюшкина Татьяна Геннадьевна

ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича

и Николая Григорьевича Столетовых» Муромский институт, Муром, Россия Доцент кафедры «Социально-гуманитарных и правовых дисциплин»

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=415596

Зинцова Анастасия Сергеевна

ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича

и Николая Григорьевича Столетовых» Муромский институт, Муром, Россия Доцент кафедры «Социально-гуманитарных и правовых дисциплин»

Кандидат философских наук E-mail: [email protected]

Работа педагога-психолога по оказанию помощи в гармонизации взаимоотношений в неблагополучной семье

Аннотация. Проблематика детско-родительских взаимоотношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье.

Проблема исследования состоит в том, что неблагополучные семьи не могут способствовать сбалансированному и гармоничному формированию, развитию и становлению личности подрастающего поколения, из-за дисгармонии в детско-родительских взаимоотношениях, а также кризисной и конфликтной ситуации, в которой находится эти семьи, что влечет за собой огромные проблемы для современного российского социума и общества в целом.

В статье проведен анализ содержания деятельности педагога-психолога по оказанию помощи в гармонизации детско-родительских взаимоотношений в неблагополучной семье (на примере МБУДО «ЦР «Орленок» г. Мурома). На базе данного учреждения реализовано

программное обеспечение процесса организации работы педагога-психолога по оказанию помощи в гармонизации детско-родительских взаимоотношений в неблагополучной семье. В ходе проведенного исследования, разработаны практические рекомендации педагогу-психологу, направленные на повышение эффективной работы по оказанию помощи в гармонизации детско-родительских взаимоотношений в неблагополучной семье.

Процесс воспитания в семьях носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных взаимоотношений между ними. И если в этих взаимоотношениях возникают нарушения и дисгармония, то могут появляться различные проблемы и конфликтные ситуации, которые семьи, в частности, неблагополучные не в состоянии разрешить самостоятельно и в этом им может помочь педагог-психолог и другие специалисты, работающие с неблагополучными семьями.

Ключевые слова: детско-родительские взаимоотношения; конфликтные ситуации; неблагополучные семьи; воспитание; педагог-психолог

Введение

Проблематика детско-родительских взаимоотношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье [1].

Проблема исследования состоит в том, что неблагополучные семьи не могут способствовать сбалансированному и гармоничному формированию, развитию и становлению личности подрастающего поколения, из-за дисгармонии в детско-родительских взаимоотношениях, а также кризисной и конфликтной ситуации, в которой находится эти семьи, что влечет за собой огромные проблемы для современного российского социума и общества в целом [2].

Объект исследования: детско-родительские взаимоотношения в неблагополучной

семье.

Предмет исследования: организация работы педагога-психолога по оказанию помощи в гармонизации детско-родительских взаимоотношений в неблагополучной семье.

Степень разработанности проблемы: изучением проблематики детско-родительских отношений и их влияния на развитие ребенка занимались отечественные и зарубежные ученые, философы, педагоги, психологи и психотерапевты таких, как Адлер А., Божович Л.И. [3], Варга А.Я. [4], Винникотт Д., Выготский Л.С. [5], Дубровина И.В., Захаров А.И. [6], Кляйн М., Леонтьев А.Н. [7], Лисина М.И., Личко А.Е., Марковская ИМ. [8], Мухина В.С.,

https:// mir-nauki. com

Роджерс К.Р. [9], Спиваковская А.С., Столин В.В. [10], Фрейд З., Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б., Эриксон Э.Х., Эйдемиллер Э.Г. [11] и другие.

Первым научным направлением, которое сделало детско-родительские взаимоотношения центром развития и становления личности детей, был небезызвестный классический психоанализ. Он стал решающим направлением в разработке и развитии базовых идей развития детей, в которых главное значение уделялось проблемам взаимоотношений между детьми и родителями (Эриксон Э., Хорни К. и другие) [12, с. 58]. Наиболее популярной среди других идей стала теория привязанности Боулби Дж. и Эйнсворт М. Главным понятием в данной теории стала «внутренняя рабочая модель», которая подразумевает под собой непрекращающуюся и взаимовлияющую целостность себя и другого. Дети познают самих себя через взаимоотношение с матерью, а ее принимают как основу отношений к самим себе. Эти многогранные взаимосвязи в начальной форме понимались как отношения к себе и к ближайшим взрослым, дарующие чувства безопасности и защищенности [13, с. 26].

В основе научного исследования проблем воспитания в семье был Лесгафт П.Ф. Целью любого воспитания он считал способствование развитию и становлению полноценной личности, которая смогла бы сочетать знания и опыт прошлой жизни с нынешней и предположить различные последствия своих взаимоотношений и взаимодействий с мирами других людей [14, с. 44].

По мнению Варга А.Я. и Столина В.В. «детско-родительские взаимоотношения» - это система взаимоотношений родителей и детей, взаимодействий различных чувств и эмоций, а также стереотипов поведения, которые они применяются в общении друг с другом, своеобразий взаимовосприятий и взаимопониманий характеров личностей и поступков друг друга [15, с. 19].

Структура взаимоотношений между детьми и родителями, как считает Широкова Г.А., с которой впервые в своей жизни и опыте встречаются дети, - это устройство семьи, в которой дети должны занимать конкретную позицию [16, с. 71].

Теоретически эта позиция подкрепляется мнением Эльконина Д.Б. о том, что замена появляется впервые при нужде дополнить и расширить обычную для них ситуацию отсутствующими в ней объектами [17, с. 53].

Соколова Е.Т. в своих исследованиях выделяет ведущие стили детско-родительских взаимоотношений в семье на основе анализа взаимодействия детей и матерей при их совместной деятельности по решению различного рода задач: сотрудничество, псевдосотрудничество, изоляция и соперничество [18, с. 20].

Беньямин Л. внес значительный вклад в разработку проблемы влияния отношений и поведения родителей на поведение детей. Её выработанная и экспериментально доказанная форма взаимоотношений в паре «ребенок-родитель» дает возможность не только определять их поведение, но и принимать к сведенью имеющийся тип взаимоотношений между детьми и их родителями. [19, с. 17].

Выдающийся детский психиатр Буянов М.И. предполагал, что в мире все условно и благополучие, и неблагополучие. В то же время он трактовал семейное неблагополучие как формирование неблагоприятных условий для развития и становления личности детей. В соответствии с его истолкованием, неблагополучная семья для детей - это не синоним асоциальной семьи [20, с. 63].

Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. именуют неблагополучной такую семью, в которой детям плохо и тяжело живется. К ним они относят семьи, в которых родители прибегают к жестокому обращению с детьми, не участвуют в их воспитании, в которых родители ведут аморальный образ жизни, различными способами эксплуатируют своих детей,

бросают детей на произвол судьбы, не организовывают условия для нормального полноценного формирования, развития и становления личности своих детей и многие другие [21, с. 92].

Соловейчик С.Л. полагает, что взаимоотношения родителей и детей в неблагополучной семье выделяются высокой эмоционально-психологической напряжённостью и разнообразны в своих выражениях [22, с. 87].

Материалы и методы

Одним из главных пластов деятельности педагога-психолога в МБУДО «ЦР «Орленок» г. Муром является работа с неблагополучными семьями. Основной целью этой работы выступает оказание помощи по гармонизации нарушенных взаимоотношений между родителями и их детьми в семьях. Методологической базой при проведении исследования, являются тест-опросник родительского отношения Варга А.Я., Столина В.В., методика «Семейная социограмма», опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (Марковской И.М.), опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Шафера Е.) [23].

Результаты и обсуждение

При первом знакомстве с неблагополучными семьями нами была проведена первичная диагностика детско-родительских взаимоотношений в семьях при помощи методик:

1. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Шафер Е.) - во всех опрошенных неблагополучных семьях отношения подростков к родителям проявляются во враждебности, так как отношения с подростками характеризуются их агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Взаимодействие основывается на позициях силы и деспотичности.

2. Методика «Семейная социограмма» (для подростков) - дети располагают своих родителей как можно дальше от себя или вообще не включают их в рисунок, что свидетельствует о том, что между ними отсутствуют теплые взаимоотношения. Подростки не воспринимают своих родителей как близких людей, которым можно доверять, и от которых они могут получить помощь и понимание в различных жизненных ситуациях.

3. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (Марковская И.М.) (подростковая версия) - родители слишком требовательны и строги к ним. У подростков не проявляется желание делиться самым сокровенным и важным с родителями, что свидетельствует о низком уровне эмоциональной близости между родителями и подростками. Отсутствие сотрудничества между родителями и подростками может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

4. Тест-опросник родительского отношения Варга А.Я., Столин В.В. - родители в основном испытывают по отношению к ребенку только отрицательные чувства. Они ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания, и навязывают почти во всем свою волю.

5. Методика «Семейная социограмма» (для родителей) - родители располагают себя рядом со своими детьми, что свидетельствует о том, что жизнь их детей им не безразлична, но маленький размер кружков подростков по сравнению с

родительскими, говорит о том, что они ставят себя выше своих детей и возможно игнорируют и принижают значимость их интересов, мыслей и чувств.

6. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (Марковская И.М.) (родительская версия) - родители относятся более требовательно к детям, требуя высокого уровня ответственности и от ребенка. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограниченности.

После проведения цикла тренинговых занятий, специально разработанных для оказания помощи в гармонизации детско-родительских взаимоотношений в неблагополучной семье, была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик, что и при первичной диагностике. Результаты повторной диагностики:

1. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Шафер Е.) - отношения между родителями и детьми, после проведенной работы с ними, немного улучшились в положительную сторону, налаживаются между ними более доверительные взаимоотношения и снизилась враждебность подростков по отношению к родителям.

2. Методика «Семейная социограмма» (для подростков) - подростки в своем мире восприятия стали отражать родителей и располагать их на рисунке ближе к себе и размер круга стал больше, что говорит о том, что родители для них стали иметь большее значение, нежели ранее.

3. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (Марковская И.М.) (подростковая версия) - уровень требовательности и строгости чуть снизился, немного улучшились отношения между родителями и детьми, незначительно возрос авторитет родителей.

4. Тест-опросник родительского отношения Варга А.Я., Столин В.В. - родители после профилактических бесед и работы с ними изменили отношения к своим детям, стали проявлять большей интерес к ним и их проблемам, но все равно так, же критично относятся к неудачам и ошибкам.

5. Методика «Семейная социограмма» (для родителей) - родители располагают себя рядом со своими детьми, что свидетельствует о том, что жизнь их детей им не безразлична, и размер кружков для себя и детей примерно одинаков, что говорит о том, что они стали больше интересоваться жизнью детей и заботится о них, по сравнению с предыдущим опросом.

6. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (Марковская И.М.) (родительская версия) - родители стали больше доверять своим детям и давать им возможность проявлять самостоятельность. Они стали чуть снизили свою требовательность и строгость по отношению к подросткам, что способствует улучшению детско-родительских взаимоотношений в семьях.

При сравнении средних показателей результатов первичной и повторной диагностики можно увидеть положительные изменения в оценках отношений родителей и детей, немного улучшились их взаимоотношения в семьях, немного поднялся уровень взаимодоверия и взаимопонимания, что можно увидеть в сравнительных графиках по результатам методик:

1. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Шафер Е.) (рис. 1).

Рисунок 1. Сравнение средних показателей результатов опросника по оценке подростками родителей

2. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (Марковская И.М.) (подростковая версия) (рис. 2).

80 70 60 50 40 30 20 10

L

I L

I I IP

I Первичная диагностика I Повторная диагностика

123456789 10 шкала шкала шкала шкала шкала шкала шкала шкала шкала шкала

0

1 шкала - нетребовательность - требовательность; 2 шкала - мягкость - строгость; 3 шкала - автономность - контроль; 4 шкала - эмоциональная дистанция - близость; 5 шкала - отвержение - принятие; 6 шкала -отсутствие сотрудничества - сотрудничество; 7 шкала - несогласие - согласие; 8 шкала -непоследовательность - последовательность; 9 шкала - авторитетность родителя; 10 шкала -удовлетворенность отношениями с родителем

Рисунок 2. Сравнение средних показателей результатов опросника по оценке подростками родителей

3. Тест-опросник родительского отношения Варга А.Я., Столин В.В. (рис. 3).

Рисунок 3. Сравнение средних показателей результатов опросника по оценке родителями подростков

4. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (Марковская И.М.) (родительская версия) (рис. 4).

Рисунок 4. Сравнение средних показателей результатов опросника по оценке родителями подростков

Таким образом, глядя на финальные результаты диагностики можно увидеть, что в семьях наблюдается небольшая положительная тенденция гармонизации детско-родительских взаимоотношений. Дети стали менее враждебно настроены по отношению к родителям, незначительно повысился их авторитет в глазах подростков, и сократилась эмоциональная дистанция. Немного повысились уровни взаимопонимания и взаимодоверия, но присутствует непоследовательность в воспитательных приемах родителей по отношению к своим детям, поэтому необходимо продолжать проводить профилактическую работу с неблагополучными семьями.

Практические рекомендации педагогу-психологу, направленны на повышение эффективной работы по оказанию помощи в гармонизации детско-родительских взаимоотношений в неблагополучной семье

Деятельность педагога-психолога с неблагополучными семьями довольно трудна. Многие семьи не готовы идти на контакт и сотрудничать, поэтому одна из главных задач педагога-психолога заключается в установлении этого контакта, коммуникации как между специалистом и неблагополучной семьей, так и между членами семьи [24]. Для этого педагог-психолог должен войти в доверие к каждому члену семьи и при этом обязательно придерживаться принципов своей деятельности [25]:

1. Принцип центрального положения ребенка в семье

2. Принцип системности.

3. Принцип направленности в будущее.

4. Принцип добровольности.

5. Принцип конфиденциальности.

6. Принцип безопасности.

7. Принцип толерантности.

Еще одно из главных задач по оказанию помощи в гармонизации детско-родительских взаимоотношений в неблагополучной семье является изменение ее статуса семьи, нормализация межличностных отношений, морально-психологического микроклимата и устранение недостатков семейного воспитания. В связи с этим необходима работа по повышению психологической и педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания детей [26].

Педагог-психолог при работе по оказанию помощи в гармонизации детско-родительских взаимоотношений в неблагополучной семье должен всегда помнить, что:

1. Не заниматься воспитательной деятельностью в плохом настроении.

2. Нужно ясно и четко определить и сформулировать весь алгоритмом деятельности и меры взаимодействия с семьи, при этом необходимо узнать мнение семьи на этот счет. Они должны дать свое согласие, для преждевременного избежание возникновения лишних проблем и конфликтов.

3. Необходимо предоставить семье самостоятельно решать проблемы и лишь только оказывать содействие и помощь в этом, а не брать все на себя.

4. Нельзя давать готовых рекомендаций и рецептов, а также не поучать родителей, это может вызвать конфликт.

5. Необходимо поощрять и заострять внимание даже на незначительных успехах семьи.

6. Если совершаются различные ошибки нужно обязательно показывать на них, чтобы семья исправила их.

7. Нужно внутри в себе создать стойкость и положительное восприятие различных фактов о семье, с которой придется взаимодействовать.

8. Ни в коем случае не показывать, что пришли заниматься перевоспитанием родителей.

9. Необходимо быть решительным во время работы, а также отзывчивым и добрым по отношению к каждому члену семьи.

10. Всегда необходимо уметь находить индивидуальный подход к каждому члену семейства [27].

Педагог-психолог всячески обязан содействовать установлению и упрочению контактов между детьми и радетелями. Он должен способствовать улучшению семейного климата, взаимодействия и взаимоотношений в семье. В семье должны установиться теплые и любящие взаимоотношения. Педагог-психолог обязан взять на себя роль помощника и переводчика в общении между детьми и родителями, становясь расшифровочным центром для их взаимодействия и коммуникации [28]. При этом ему необходимо сконцентрироваться на верной передаче информации, а не на личностной сущности сообщения. Нужно просто-напросто помочь понять им друг друга.

Педагог-психолог должен знать нормативно-правовую базу и законы, касающиеся проблем неблагополучной семьи, для того, чтобы не нарушить права ребенка и семьи, а также не позволить родителям нарушать права своих детей.

Кроме всего прочего, педагог-психолог заранее обязан уметь замечать в неблагополучной семье скрытые отрицательные факторы, которые могут проявиться позже в процессе взаимодействии. Интуиция специалиста хорошо помогает определять базовые семейные трудности и проблемы, которые напрямую имеют влияние на поведение и воспитание детей. Но все не нужно слепое доверять интуиции. Необходимо использовать проверенные методики и приемов диагностики и коррекции внутрисемейных взаимоотношений во избежание ошибок. Иначе может появиться опасность присвоения ярлыков членам семьи, которые может способствовать их отказу от сотрудничества и полной дезадаптации [29].

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что рекомендации по оказанию помощи в гармонизации детско-родительских взаимоотношений в неблагополучной семье должны быть целенаправленно на разрешение возникших проблем и конфликтов во взаимоотношениях между родителями и детьми, улучшение общего семейного климата и взаимодействия семьи с окружающим их социумом. Если родители и дети пойму свои ошибки и будут готовы их исправить, то можно будет увидеть положительную тенденцию к изменению в семейных взаимоотношениях членов семьи и в будущем такую семью можно будет снять с учета, и они смогут освободиться от статуса неблагополучия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Детско-родительские взаимоотношения в семьях оказывают огромное влияние, как на детей, так и на родителей. Процесс воспитания в семьях носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных взаимоотношений между ними. И если в этих взаимоотношениях возникают нарушения и дисгармония, то могут появляться различные проблемы и конфликтные ситуации, которые семьи, в частности, неблагополучные не в состоянии разрешить самостоятельно и в этом им может помочь педагог-психолог и другие специалисты, работающие с неблагополучными семьями.

https:// mir-nauki. com

ЛИТЕРАТУРА

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11. 12.

13.

14.

15.

16.

17.

Азарова Ю.П. Семейная педагогика. / Ю.П. Азарова. - М.: Издательство политической литературы, 2005. - 238 с.

Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. / Т.В. Андреева. - М.: Речь, 2004. - 244 с.

Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 92 с.

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. / А.Я. Варга, Т.С. Драбкина. - М.: Речь, 2001. - 144 с.

Валеева Г.В. Гармонизация детско-родительских отношений: учебно-практическое пособие. / Г.В. Валеева. - М: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. унта, 2016. - 250 с.

Дубанова В.А. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений. / В.А. Дубанова // Вестник БГУ, 2012. - №5. - С. 64-68.

Журавлева Е.А. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье. / Е.А. Журавлева, Е.Б. Филиппова, О.В. Беляева. - М.: МГУ, 2003. - 187 с.

Марковская И.М. Психология детско-родительских отношений: монография. / И М. Марковская. - М: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 91 с.

Райгородский Д.Я. Психология семьи. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. / Д.Я. Райгородский. - М.: Издательский Дом «БАХРАХ-М». 2002. - 752 с.

Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. / Н.Ю. Синягина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.

Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. 4-е издание. / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - М.: Питер, 2008. - 672 с.

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. / А.Я. Варга, Т.С. Драбкина. - М.: Речь, 2001. - 144 с.

Долгова В.И. Психолого-педагогические основы гармонизации детско-родительских отношений: монография. / В.И. Долгова, О.А. Шумакова. - М.: АТОКСО, 2010. - 112 с.

Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). / В.М. Минияров. - М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 256 с.

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. / А.Я. Варга, Т.С. Драбкина. - М.: Речь, 2001. - 144 с.

Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. / Н.Н. Посысоева. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 328 с.

Савина Е.А. Родители и дети. Психология взаимоотношений. / Е.А. Савина, Е.О. Смирнова. - М.: Издательство Когито-Центр Серия: Ступени («Когито-Центр»),

2003. - 230 с.

18. Харламова Т.М. Психология детско-родительских отношений. / Т.М. Харламова. - М.: ФЛИНТА, 2015. - 60 с.

19. Быстрова Н.В. Семейное неблагополучие как психолого-педагогическая проблема. / Н.В. Быстрова, А.В. Хижная, М.О. Сундеева // Карельский научный журнал, 2018. - №1. - С. 16-19.

20. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи, записки детского психолога. / М.И. Буянов. - М.: Владос, 2005. - 346 с.

21. Олиференко Л.Я. Работа специалистов с неблагополучной семьёй. / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева // Издательский центр «Академия», 2002. - С. 92-94.

22. Султанова Т.А. Работа с неблагополучными семьями. / Т.А. Султанова. - М: Уфа, 2012. - 211 с.

23. Бутина-Гречаная С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений. / С.В. Бутина-Гречаная // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. - 2010. - №5. - С. 244-247.

24. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними. / Т. Гончарова // Народное образование, 2002. - № 6. - С. 161 -169.

25. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. / И.Ф. Дементьева. - М.: «Генезис», 2004. - 232 с.

26. Дружинин В.Н. Психология семьи. 3-е издание. / В.Н. Дружинин. - М.: Питер, 2006. - 176 с.

27. Зоря Н.А. Особенности влияния детско-родительских отношений на агрессивность детей подросткового возраста. / Н.А. Зоря // Концепт. Спецвыпуск, 2015. - № 1. - С. 1-7.

28. Ижванова Е.М. Проблемы детско-родительских отношений: монография. / Е.М. Ижванова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 90 с.

29. Каменская Р.А. Психолого-педагогическая профилактика ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних при работе с неблагополучными семьями. / Р.А. Каменская, В.В. Виноградов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2018. - С. 7782.

Pronyushkina Tatyana Gennadevna

Vladimir state university named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov

Murom Institute, Murom, Russia E-mail: [email protected]

Zintsova Anastasia Sergeevna

Vladimir state university named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov

Murom Institute, Murom, Russia E-mail: [email protected]

The work of a teacher-psychologist to assist in harmonizing relationships in a dysfunctional family

Abstract. The problem of parent-child relationships remains invariably acute throughout the development of psychological science and practice. The interaction of the child with parents is the first experience of interaction with the outside world. This experience is fixed and forms certain patterns of behavior with other people, which are transmitted from generation to generation. In each society, a certain culture of relationships and interactions between parents and children is formed, social stereotypes, certain attitudes and views on parenting arise in the family.

The research problem is that dysfunctional families cannot contribute to the balanced and harmonious formation, development and formation of the personality of the younger generation, due to disharmony in parent-child relationships, as well as the crisis and conflict situation in which these families are located, which entails huge problems for modern Russian society and society as a whole.

The article analyzes the content of the activities of the teacher-psychologist to assist in harmonizing child-parent relationships in a dysfunctional family (for example, MBUDO "CR" Orlyonok" of Murom). On the basis of this institution, the software for the process of organizing the work of a teacher-psychologist to assist in the harmonization of parent-child relationships in a dysfunctional family was implemented. In the course of the study, practical recommendations were developed for the teacher-psychologist, aimed at improving the effective work of helping to harmonize child-parent relationships in a dysfunctional family.

The process of parenting in families is in the nature of feedback and, raising their children, parents educate themselves. Depending on the relationship of the parents to the child, the formation of certain relationships between them occurs. And if violations and disharmony arise in these relationships, then various problems and conflict situations may arise that families, in particular, dysfunctional, cannot solve on their own, and this can be helped by a pedagogical psychologist and other specialists working with dysfunctional families.

Keywords: parent-child relationships; conflict situations; dysfunctional families; education; teacher-psychologist

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.