Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ И ИХ ВОВЛЕЧЕННОСТЬЮ В СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ И ИХ ВОВЛЕЧЕННОСТЬЮ В СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ОФИЦИАЛЬНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зухов Александр Сергеевич

В статье рассматриваются вопросы оценки уровня физической подготовленности студентов, а также ее изменения в связи с реализацией Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации (ФКиС в РФ) на период до 2020 года. Реализация стратегии развития ФКиС в РФ позволила увеличить долю студентов, систематически занимающихся ФКиС в общей численности данной категории населения с 34,5% в 2008 г. до 83% в 2019 г. Анализ литературы, а также результаты проведенного исследования показали, что в настоящее время физическая подготовленность студентов находится на низком уровне. Таким образом увеличение числа обучающихся и студентов систематически занимающихся физической культурой и спортом не оказало значительного положительного влияния на изменение уровня физической подготовленности данной категории населения. Это можно связать с тем, что уровень физической подготовленности не был отражен в целевых показателях Стратегии развития ФКиС в РФ на период до 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зухов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN PHYSICAL FITNESS LEVEL OF STUDENTS AND THEIR INVOLVEMENT IN REGULAR PHYSICAL TRAINING AND SPORTS

This article deals with problems of assessment of physical fitness level of students, as well as its changes in connection with implementation of the Strategy of development of physical training and sports in the Russian Federation for the period up to 2020. The implementation of the Strategy of development of physical training and sports in the Russian Federation allowed increasing the percent of students, who are regularly involved in physical training and sports in the total number of this category of population, from 34.5% in 2008 to 83% in 2019. Analysis of literature, as well as the results of the study showed that the physical fitness of students is at a low level. Thus, the increase in the number of students regularly engaged in physical training and sports has not had a significant positive impact on the change in the level of physical fitness of students. This can be connected to the fact that the level of physical fitness was not reflected in the performance target of the Development Strategy of Physical training and sports in the Russian Federation for the period up to 2020.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ И ИХ ВОВЛЕЧЕННОСТЬЮ В СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ»

по морскому многоборью в последовательности: стрельба - плавание - бег - гребля, а тренировочное время распределяют следующим образом: плавание - 40%, стрельба -16%, бег - 35%, гребля - 9%.

Результаты этого и последующих исследований в данном направлении позволят обобщить накопленный опыт и сформулировать научно-обоснованную систему подготовки ветеранов-спортсменов по морскому многоборью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Радченко А.С. Многолетняя циклическая аэробная тренировка сохраняет здоровье мозга человека в пожилом возрасте (Краткий обзор иностранной литературы) / А. С. Радченко, В. В. Давыдов, А. Н. Калиниченко // Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. - 2016. - Т. 24, № 4.- С. 152-163.

2. Столяр Л.М. Особенности динамики тренированности спортсменов старших возрастных групп в скоростно-силовых видах лёгкой атлетики / Л.М. Столяр, К.Э. Столяр, И. А. Бабенков // Культура физическая и здоровье. - № 3. - 2020. - С. 20-25.

3. Адаптивные возможности организма занимающихся оздоровительной физической культурой в период возрастного регресса / Е.Н. Чернышева, Ф.Н. Наврузбеков, М.В. Соломонова [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 6. - С. 61-65.

4. Распопова Е.А. Особенности отношения пловцов-ветеранов к тренировочной и соревновательной деятельности / Е.А. Распопова, О.А. Хорошева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - Т. 13, № 2. - С. 175-180.

REFERENCES

1. Radchenko, A.S., Davydov, V.V. and Kalinichenko, A.N. (2016), "Long-term cyclic aerobic training preserves the health of the human brain in old age (a brief review of foreign literature)", Journal of I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald, Vol. 24. No. 4, pp. 152-163.

2. Stolyar, L.M., Stolyar, K.E. and Babenkov, I.A. (2020), "Features of the dynamics of the fitness of athletes of older age groups in speed and power athletics", Physical culture and health, No. 3, pp. 20-25.

3. Chernysheva, E.N., Navruzbekov, F.N., Solomonova,, M.V., Karaseva, E.N., Extramarital, D.I. and Nesterova, E.E. (2010), Theory and Practice of Physical Culture, No 6, pp. 61-65.

4. Raspopova, E.A. and Khorosheva, O.A. (2018), "Features of the attitude of veteran swimmers to training and competitive activities", The Russian Journal of Physical Education and Sport, No 2 (13), pp. 175-180.

Контактная информация: zubiv@gumrf.ru

Статья поступила в редакцию 14.07.2022

УДК 796.011.3

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ И ИХ ВОВЛЕЧЕННОСТЬЮ В СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Александр Сергеевич Зухов, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, Омск

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы оценки уровня физической подготовленности студентов, а также ее изменения в связи с реализацией Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации (ФКиС в РФ) на период до 2020 года. Реализация стратегии развития ФКиС в РФ позволила увеличить долю студентов, систематически занимающихся ФКиС в общей численности данной категории населения с 34,5% в 2008 г. до 83% в 2019 г. Анализ литературы, а также результаты проведенного исследования показали, что в настоящее время физическая подготовленность студентов находится на низком уровне. Таким образом увеличение числа обучающихся и сту-

дентов систематически занимающихся физической культурой и спортом не оказало значительного положительного влияния на изменение уровня физической подготовленности данной категории населения. Это можно связать с тем, что уровень физической подготовленности не был отражен в целевых показателях Стратегии развития ФКиС в РФ на период до 2020 г.

Ключевые слова: стратегия, физическая культура, целевые показатели, официальные статистические наблюдения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p159-165

RELATIONSHIP BETWEEN PHYSICAL FITNESS LEVEL OF STUDENTS AND THEIR INVOLVEMENT IN REGULAR PHYSICAL TRAINING AND SPORTS

Alexander Sergeevich Zukhov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Siberian State Automobile and Highway University, Omsk

Abstract

This article deals with problems of assessment of physical fitness level of students, as well as its changes in connection with implementation of the Strategy of development of physical training and sports in the Russian Federation for the period up to 2020. The implementation of the Strategy of development of physical training and sports in the Russian Federation allowed increasing the percent of students, who are regularly involved in physical training and sports in the total number of this category of population, from 34.5% in 2008 to 83% in 2019. Analysis of literature, as well as the results of the study showed that the physical fitness of students is at a low level. Thus, the increase in the number of students regularly engaged in physical training and sports has not had a significant positive impact on the change in the level of physical fitness of students. This can be connected to the fact that the level of physical fitness was not reflected in the performance target of the Development Strategy of Physical training and sports in the Russian Federation for the period up to 2020.

Keywords: strategy, physical education, targets, official statistical surveys.

ВВЕДЕНИЕ

Численность систематически занимающихся физической культурой и спортом (ФКиС) считается одним из основных показателей развития ФКиС в стране и отдельно взятом регионе [2]. Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже -хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом. Как результат, лица, активно занимающиеся спортом, в 2-3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья [8]. Все это свидетельствует о важности увеличения количества людей, систематически занимающихся ФКиС.

В 2009 году была утверждена стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации (ФКиС в РФ) на период до 2020 года. Согласно данной стратегии ставилась задача увеличить долю граждан, систематически занимающихся ФКиС с 15,9% в 2008 г., до 40% в 2020 г. Увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся ФКиС, в общей численности данной категории населения должно увеличиться при этом с 34,5% до 80% [4]. Согласно данным Министерства спорта РФ, требуемые показатели были превышены уже в 2019 году. Так доля граждан, систематически занимающихся ФКиС, составила 43%, а доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся ФКиС, составила 83% [5].

Согласно планам дальнейшего развития ФКиС в 2024 году количество систематически занимающихся ФКиС должно увеличиться до 55%, а доля обучающихся и студентов систематически занимающиеся ФКиС должна составить 86%. Таким образом, основная работа по вовлечению населения систематически занимающихся ФКиС будет вестись с возрастной группой 30 лет и старше, т. к. среди обучающихся и студентов требуемый

процент практически достигнут уже в настоящее время. Это позволяет нам уже сейчас определить, как повлияло увеличение числа систематически занимающихся ФКиС на уровень физической подготовленности студентов.

Цель исследования оценить влияние увеличения количества систематически занимающихся ФКиС студентов на уровень физической подготовленности.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЕЛЕДОВАНИЯ

На первом этапе исследования осуществлялся поиск информации о динамике изменения количества обучающихся и студентов, систематически занимающихся ФКиС. После чего изучались литературные источники с целью поиска и обобщения данных по многолетней динамике изменения уровня физической подготовленности студентов очной формы обучения.

На втором этапе исследования производилась оценка уровня физической подготовленности студентов 1 курса, обучающихся в ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет» («СибАДИ»), с последующим сравнением с данными литературных источников. Уровень физической подготовленности оценивался по результатам, показанным студентами в беге на 100 м, беге на 3000 м, а также подтягивании из виса на высокой перекладине, являющимися обязательными видами испытаний при сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК «ГТО»). В 2021 г был оценен уровень физической подготовленности у 111 юношей, обучающихся на 1 курсе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Перед началом реализации стратегии развития ФКиС в РФ на период до 2020 года, направленной на привлечение населения к систематическим занятиям физической культуры и спорта у студентов наблюдался низкий уровень физической подготовленности [4]. Кроме того, результаты мониторинга состояния здоровья школьников, проведенного в 2008-2010 г, свидетельствовали о том, что 53% обучающихся имели ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте 14 лет имели хронические заболевания, лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений могли быть отнесены к категории здоровых. Уровень физического развития свыше 40% допризывников не соответствовал требованиям, предъявляемым армейской службой [8].

Реализация стратегии развития ФКиС в РФ на период до 2020 года позволила увеличить количество обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом с 34,5% до 83% в 2019 г [5]. В тоже время анализ литературных источников показал, что в настоящее время ситуация с уровнем физической подготовленности студентов не изменилась в лучшую сторону, наблюдается ее низкий уровень у студентов вузов, обучающихся в разных регионах РФ [1, 10, 11].

Имеющиеся данные об уровне физической подготовленности студентов вузов г. Омска свидетельствуют о низком уровне развития физических качеств. Так, в ФГБОУ ВО «Омский ГАУ им. П.А. Столыпина» наблюдается тенденция к проявлению отрицательной динамики уровня физической подготовленности студентов 1 курса начиная с 2000 года по 2016 год. При этом происходит постепенное увеличение числа студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной и подготовительной медицинским группам [3]. Ситуация усугубилась вынужденным ограничением двигательной активности, вызванным режимом самоизоляции в период коронавирусной инфекции. Так, после периода самоизоляции уровень выносливости студентов Омского ГАУ снизился на столько, что 90% юношей не смогли пробежать 3000 м, сошли с дистанции или пробежка сочеталась с ходьбой [9]. При этом результаты входного контроля физической подготовленности студентов показывают, что только 30% юношей 1 курса смогли преодолеть дистанцию 3000 м в среднем за 14,42 мин. Это свидетельствует об очень низком уровне выносливости у

большинства студентов. Похожие данные были получены также при тестировании студентов, обучающихся в ЧУОО ВО «Омская Гуманитарная Академия». Это относится не только к уровню развития выносливости, а также и к уровню развития других физически качеств [9].

На втором этапе исследования производилась оценка уровня физической подготовленности студентов 1 курса, обучающихся в «СибАДИ», с последующим сравнением с данными литературных источников. Уровень физической подготовленности оценивался по результатам, показанным в беге на 100 м, беге на 3000 м, а также подтягивании из виса на высокой перекладине, являющимися обязательными видами испытаний при сдаче норм ВФСК «ГТО». В 2021 г был оценен уровень физической подготовленности 111 юношей обучающихся на 1 курсе. Уровень физической подготовленности оценивался по результатам выполнения нормативов, соответствующих уровню золотого, серебряного и бронзового знака отличия ВФСК «ГТО».

Выполнение студентами испытаний на золотой знак отличия оценивалось нами как высокий уровень развития физического качества, на серебряный знак как средний уровень развития, на бронзовый знак как низкий уровень развития. Результаты, не соответствующие знаку отличия, характеризовались как очень низкий уровень развития физического качества, оцениваемого выполненным испытанием. Результаты испытаний ВФСК «ГТО» соответствующие знакам отличия представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Нормативы испытаний (тесты) ВФСК «ГТО»

№ Испытания (тесты) Знак отличия

бронзовый | серебряный | золотой

Возраст от 18 до 24 лет

Нормативы

1 Бег на 100 м (с) 14,4 14,1 13,1

2 Бег на 3000 м (мин, с) 14,30 13,40 12,00

3 Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз) 10 12 15

В 2021 году из 111 студентов преодолели минимальный рубеж для получения знака отличия в подтягивание на перекладине 60% участников, в беге на 100 м таких участников было 55%, в беге на 3000 м всего 12%. Всего из 111 студентов все виды испытаний выполнило 90 человек. Количество студентов, выполнивших упражнения на получение знаков отличия ВФСК «ГТО» представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Студенты 1 курса «СибАДИ», выполнившие испытания на знаки отличия

ВФСК «ГТО» в 2021 г

Испытания (тесты) Знак отличия (количество человек)

№ бронзовый серебряный золотой

Нормативы

99 Бег на 100 м 15 32 7

94 Бег на 3000 м 3 8 0

106 Подтягивание из виса на высокой перекладине 17 23 24

По результатам трех видов испытаний, являющихся обязательными при выполнении норм ВФСК «ГТО», результаты 4-х студентов соответствовали серебряному знаку отличия и 3-х студентов бронзовому знаку отличия. Это является следствием очень низкого уровня развития выносливости у студентов 1 курса. Таким образом исходный невысокий уровень развития выносливости студентов 1 курса не позволяет им без дополнительной подготовки выполнить нормы ВФСК «ГТО» в центрах тестирования, для получения знаков отличия.

Полученные нами результаты выполненных испытаний соответствуют данным, представленным в публикациях других авторов, изучающих уровень физической подготовленности студентов 1 курса [1, 3, 9, 10, 11].

Таким образом, достижение целевых показателей стратегии развития ФКиС в РФ на период до 2020 г. по количеству обучающихся и студентов, систематически занимаю-

щихся ФКиС, с 34,5% до 83% в 2019 г не оказало существенного влияния на повышение уровня физической подготовленности данной категории населения. Таким образом, можно сделать вывод, что отсутствует прямая зависимость между вовлеченностью студентов в систематические занятия физической культурой и спортом, и уровнем их физической подготовленности. Как показали результаты проведённого исследования, уровень физической подготовленности большого количества студентов продолжает находиться на низком уровне. Исключением в данном случае могут являться студенты, систематически занимающиеся в спортивных секциях. Но и это не гарантирует высокий уровень развития всех физических качеств [6].

Невысокий уровень физической подготовленности большинства студентов можно связать с тем, что хоть в Федеральных государственных образовательных стандартах и закреплены требования о необходимости подготовки обучающихся к выполнению испытаний ГТО, но отсутствует требование к обязательности их оценки в рамках предмета «Физическая культура» (в действующих рабочих программах их попросту нет). Таким образом, для занимающихся не определен какой уровень оценки физической подготовленности должен быть [7]. Кроме того, должный уровень физической подготовленности не был отражен также в целевых показателях Стратегии развития ФКиС в РФ на период до 2020 г. В связи с этим не созданы условия, требующие обязательного повышения уровня физической подготовленности обучающихся и студентов.

В высших учебных заведениях г. Омска в последние годы наблюдается сокращение количества практических занятий по дисциплине «Элективные курсы по ФКиС» и увеличение учебной нагрузки на самостоятельное изучение дисциплины студентами. Это также на наш взгляд не способствует повышению уровня физической подготовленности студентов. Повышению уровня развития физических качеств могло бы поспособствовать включение в Стратегию развития ФКиС в РФ до 2030 г минимального уровня физической подготовленности для систематически занимающихся обучающихся и студентов, который может быть оценен при выполнении контрольных нормативов в рамках изучения дисциплины «Физическая культура».

ВЫВОДЫ

1. В настоящее время уровень физической подготовленности большого количества студентов находится на низком уровне.

2. Увеличение количества систематически занимающихся ФКиС обучающихся и студентов с 34,5% в 2008 г. до 83% в 2019 г. не привело к существенному повышению уровня физической подготовленности данной категории населения.

3. Для повышения уровня физической подготовленности обучающихся и студентов необходимо отразить данный критерий в целевых показателях реализации Стратегии развития ФКиС в РФ до 2030 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барышникова О.Г. Анализ результатов выполнения тестов ВФСК ГТО студентами Воронежского государственного педагогического университета / О.Г. Барышникова, Е.В. Богачева // Ученые записки университета им. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 34-38.

2. Виноградов П.А. Кого и как считать занимающимся физической культурой и спортом / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 11. - С. 102-105.

3. Кривощекова О.Н. Анализ динамики физической подготовленности студентов вуза / О.Н. Кривощекова, В.В. Сумина, Т.И. Крылова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ - 2020. - № 4 (23) октябрь-декабрь. - URL: http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2020/4/00891 .pdf (дата обращения: 26.07.2022)

4. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101 -р // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - [сайт]. - URL:

http://docs.cntd.ru/document/902169994 (дата обращения: 26.07.2022)

5. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года : Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 N 3081-р // Официальный интернет-портал правовой информации. - [сайт]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011300022 (дата обращения: 26.07.2022).

6. Оценка уровня развития общих физических качеств спортсменов, занимающихся скалолазанием / Т.А. Марченко, Е.А. Мазуренко, А.В. Савенко [и др.] // Ученые записки университета им. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 222-226.

7. Оценка уровня физической подготовленности обучающихся в соответствии с нормативами Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «готов к труду и обороне» / С.П. Аршинник, Н.А. Амбарцумян, Г.Н. Дудка [и др.] // Ученые записки университета им. Лесгафта. -2019. - № 8 (174). - С. 21-27.

8. Перова Е.И. Анализ динамики основных показателей развития физической культуры и массового спорта в Российской Федерации / Е.И. Перова, В.А. Гаркавенко, В.А. Клендарь // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 5. - С. 100-104.

9. Пягай Л.П. Влияние режима самоизоляции в период коронавирусной инфекции на физическую подготовленность студентов, обучающихся в г. Омске / Л.П. Пягай, Е.А. Сергиевич // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2021. - Т. 15, № 2. - С. 165-176.

10. Свиридов Б.А. Анализ физической подготовленности студентов первого курса строительного университета на основе нормативов комплекса ГТО / Б.А. Свиридов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 354-358.

11. Шишкина, Т.И. Сравнение уровня физической подготовленности студентов 1-го курса Новосибирска и Новокузнецка / Т.И. Шишкина, Е.Л. Сорокина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 425-429.

REFERENCES

1. Baryshnikova, O.G. and Bogacheva, E.V. (2018), "Analysis of the tests execution results of all-Russia physical culture and sports complex "Ready for labor and defense" by students of the Voronezh state pedagogical university", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No. 1 (155), pp. 34-38.

2. Vinogradov, P.A. and Okunkov, Yu.V. (2012), "The image and principles of allocation of person going in for physical culture and sport", Theory and Practice of Physical Culture, No. 11, pp. 102105.

3. Krivoschekova, O.N., Sumina, V.V., Krylova, T.I. (2020), "Analysis of the dynamics of physical fitness of university students", Electronic Scientific and Methodical Journal of Omsk GAU, No. 4 (23) October-December.- URL: http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2020/4/00891.pdf (accessed 07/26/2022).

4. Government of the Russian Federation (2009), "On approval of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2020", Decree of the of August 7, 2009 N, 1101-r, available at: http://docs.cntd.ru/document/902169994// date of access: 07/26/2022).

5. Government of the Russian Federation (2020), "On approval of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2030", Decree of the of November 24, 2020 N 3081-r, available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011300022// (date of access: 07/26/2022).

6. Marchenko, T.A., Mazurenko, E.A., Savenko, A.V., Boltovsky, A.Y., Kozhanov, G.S., Zorin, E.N. (2021), "Evaluation of level of development of general physical qualities of athletes in climbing", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No. 12 (202), pp. 222-226.

7. Arshinnik, S.P., Ambartsumyan, N.A., Dudka, G.N., Malashenko, K.V., Tkhorev, V.I. (2019), "Evaluation of physical training of students in accordance with the standards of the all-Russian sports complex "Ready for labor and defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (174), pp. 21-27.

8. Perova, E.I., Garkavenko, V.A., Klendar', V.A. (2013), "Analysis of Main Parameters Dynamics for Development of Physical Culture and Mass Sports in Russian Federation", Sports Science Bulletin,, No. 5, pp. 100-104.

9. Pyagai, L.P. and Sergievich, E.A. (2021), "Influence of the self-isolation regime during covid-19 on the physical ability of Omsk students", The Science of Person: Humanitarian Researches, Vol. 15, No. 2, pp. 165-176.

10. Sviridov, B.A. (2022), "Analysis of physical fitness of first-year students of the university of civil engineering based on the standards GTO complex" Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (203), pp. 354-358.

11. Shishkina, T.I. and Sorokina, E.L. (2021), "Comparison of the level of physical fitness of 1-st year students in Novosibirsk and Novokuznetsk", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (202), pp. 425-430.

Контактная информация: mr.zukhov86@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.07.2022

УДК 796.342

СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНИКА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИЛЬНЕЙШИХ ТЕННИСИСТОВ МИРА

Галина Павловна Иванова, доктор биологических наук, профессор, Татьяна Игоревна

Князева, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Петербург

Аннотация

В работе изучено содержание и разнообразие технических приёмов, используемых теннисистами мира в матчах 2021-2022 гг., в сравнении с прошлыми годами. Проведен анализ соотношения ударов в основных группах технических действий при разных тактиках и стилях игры. Преимущество нового поколения высокорослых игроков отличает нападающий стиль игры при высокоскоростных длинных ударах и новых по технике укороченных ударах по мячу от задней линии. Выросла значимость первой подачи, завершенной не берущимися мячами. Увеличилось время матчей до 5 часов, что привлекает внимание исследователей к поиску средств снижения эргономической цены работы теннисиста на корте.

Ключевые слова: техника мирового тенниса, содержание, стиль, преимущества, новое поколение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p165-169

MODERN TECHNIQUE OF COMPETITIVE ACTIVITY OF THE STRONGEST TENNIS PLAYERS IN THE WORLD

Galina Pavlovna Ivanova, the doctor of biological sciences, professor, Tatyana Igorevna

Knyazeva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg

Abstract

The aim of this article is to examine the content and variety of techniques used by tennis players of the world in the matches of 2021-2022, in comparison with previous years. The analysis of the ratio of shots in the main groups of technical actions with different tactics and game styles is carried out. The advantage of the new generation of tall players distinguishes the attacking style of play with high-speed long shots and new technique of drop shots from the baseline. The importance of the first serve, completed with unstoppable balls, has grown. The time of matches has increased to 5 hours, which draws the attention of researchers to the search for means of reducing the ergonomic price of the tennis player's work on the court.

Keywords: technique of world tennis, content, style, advantages, new generation.

ВВЕДЕНИЕ

Современный теннис стал другим. Основные изменения в игре связаны с техникой ударов и способом их реализации, а также с большим разнообразием применяемых в игре технических приёмов. Это, безусловно, отражается на стиле и тактике ведения соревно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.