Научная статья на тему 'Состояние физической и спортивной подготовленности граждан призывного возраста в Российской Федерации'

Состояние физической и спортивной подготовленности граждан призывного возраста в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
233
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ И СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ГРАЖДАН / ПРИЗВАННЫХ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ / ПРИЗЫВНИКИ / ИМЕЮЩИЕ СПОРТИВНЫЕ РАЗРЯДЫ И СПОРТИВНЫЕ ЗВАНИЯ / ГРАЖДАНЕ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА / УМЕЮЩИЕ ПЛАВАТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / PHYSICAL AND SPORTS FITNESS OF CITIZENS CALLED UP FOR MILITARY SERVICE / DRAFTEES WITH SPORTS RANKS AND SPORTS RANKS / CITIZENS OF MILITARY AGE WHO CAN SWIM / EFFECTIVENESS OF PUBLIC-STATE ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Таймазов Владимир Александрович, Обвинцев Алексей Анатольевич, Таймазов Александр Владимирович

С целью развития физической культуры и спорта, в стране принимаются различные комплексные программы, утверждаются целевые показатели спортивной отрасли. Вместе с тем, результаты проведенных исследований уровня физической и спортивной подготовленности призывного контингента (юноши 18-22 лет) свидетельствуют о низком уровне физической подготовленности граждан, призванных на военную службу после обучения в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, в общеобразовательных учреждениях профессионального образования, а также в высших учебных заведениях. Эта проблема затрагивает как отдельные регионы, так и государство в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Таймазов Владимир Александрович, Обвинцев Алексей Анатольевич, Таймазов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State of physical and sports fitness of citizens of draft age in the Russian Federation

In order to develop the physical culture and sports, various comprehensive programs are being adopted in the country, target indicators of the sports industry are being approved. At the same time, the results of studies of the level of physical and sports preparedness of the draft contingent (young men 18-22 years old) indicate a low level of physical preparedness of citizens called up for military service after training in secondary schools (general) of general education, in vocational educational institutions, as well as in higher educational institutions. This problem affects both the individual regions and the state as a whole.

Текст научной работы на тему «Состояние физической и спортивной подготовленности граждан призывного возраста в Российской Федерации»

REFERENCES

1. Alekseeva, Yu. S. (2015), "Formation of anti-corruption culture among students", Modern problems of science and education, No. 1-1, pp. 933-939.

2. Ganshina, I.S. and Sundukova, V.V. (2019), "Formation of anti-corruption and anti-drug orientation of the individual cadets of educational institutions of the FSIN of Russia", Professional training of future specialists in various fields: monograph, ed. A.Yu. Nagornova, Ulyanovsk, pp. 190-201.

3. Kareev, V.V. (2016), Professional and penitentiary orientation of cadets'personality (theory of education): monograph, Publishing House "Sputnik+", Moscow.

4. Kiselev, V.V. (2016), Psychological determinants of anti-corruption behavior of employees of a state organization, dissertation, Moscow.

5. Nikireev, E.M. (2015), Psychological features of professional and pedagogical orientation, study guide, Moscow psychological and social Institute, Moscow.

6. Pechenkin, V.A. (2012), Formation of anticorruption competence of civil servants, dissertation, Moscow.

7. Pshenichnyuk, D.V. (2015), "Features of recognition of the concept of "corruption" by students (on a sample of students of MML named after I.M. Sechenov), Bulletin of the Tver state University. Series: Pedagogy and psychology, No. 1, pp. 237-242

8. Rybalkin, D.A. (2015), Formation of anti-corruption position of cadets of Higher education institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia by means of social and cultural activities, dissertation, Kazan.

9. Fadeev, A.V. (2012), Formation of socio-professional orientation of future specialists 'personality of the law enforcement bodies by means ofphysical culture, dissertation, Kaliningrad.

10. Sharapova, E.A. (2016), Formation of anti-group competence of students in the educational space of a modern University, monograph, Krasnodar.

Контактная информация: vika.sundukova94@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.01.2020

УДК 796.011

СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГРАЖДАН ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья

имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Алексей Анатольевич Обвинцев, доктор педагогических наук, профессор, Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург; Александр Владимирович Таймазов, кандидат экономических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

С целью развития физической культуры и спорта, в стране принимаются различные комплексные программы, утверждаются целевые показатели спортивной отрасли. Вместе с тем, результаты проведенных исследований уровня физической и спортивной подготовленности призывного контингента (юноши 18-22 лет) свидетельствуют о низком уровне физической подготовленности граждан, призванных на военную службу после обучения в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, в общеобразовательных учреждениях профессионального образования, а также - в высших учебных заведениях. Эта проблема затрагивает как отдельные регионы, так и государство в целом.

Ключевые слова: физическая и спортивная подготовленность граждан, призванных на военную службу; призывники, имеющие спортивные разряды и спортивные звания; граждане призывного возраста, умеющие плавать; эффективность работы общественно-государственных организаций.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p282-297

STATE OF PHYSICAL AND SPORTS FITNESS OF CITIZENS OF DRAFT AGE IN

THE RUSSIAN FEDERATION Vladimir Aleksandrovich Taymazov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Ale-ksey Anatolyevich Obvintsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Mozhaysky Military Space Academy, St. Petersburg; Alexander Vladimirovich Taymazov, the candidate of economical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

In order to develop the physical culture and sports, various comprehensive programs are being adopted in the country, target indicators of the sports industry are being approved. At the same time, the results of studies of the level of physical and sports preparedness of the draft contingent (young men 18-22 years old) indicate a low level of physical preparedness of citizens called up for military service after training in secondary schools (general) of general education, in vocational educational institutions, as well as in higher educational institutions. This problem affects both the individual regions and the state as a whole.

Keywords: physical and sports fitness of citizens called up for military service, draftees with sports ranks and sports ranks, citizens of military age who can swim, effectiveness of public-state organizations.

Деятельность государства на современном этапе направлена на рост благосостояния жителей России, укрепление национального самосознания, и обеспечение социальной стабильности в стране. Решение этих задач под силу только физически и духовно здоровому обществу. Состояние здоровья населения напрямую зависит от физической активности человека на протяжении всей его жизни. Значение спорта в современном мире становится не только значимым социальным, но общественно-политическим фактором. С целью решения различных проблем, связанных с развитием спорта, в стране принимаются различные комплексные программы. Одной из них является «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 г. №1101-р[1].

В качестве основных стратегических целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на первом этапе (2009-2015 годы) и на втором этапе (2016-2020 годы) определены:

1) увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения (на первом этапе - с 15,9 процента в 2008 году до 30 процентов в 2015 году и на втором этапе - до 40 процентов в 2020 году);

2) увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (на первом этапе - с 34,5 процента до 60 процентов и на втором этапе - до 80 процентов);

3) увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности данной возрастной категории (на первом этапе - с 20,2 процента до 35 процентов и на втором этапе - до 50 процентов); и т.д.

Любая система, нацеленная на результат, должна учитывать данные обратного контроля для оценки эффективности работы и внесения, при необходимости, определенных корректив.

Научно-исследовательским центром Военного института физической культуры на протяжении четырех десятилетий ведется научно-исследовательская работа шифр - «Молодое пополнение» [2], результаты которой дают возможность анализировать состояние физической и спортивной подготовленности граждан Российской Федерации, призванных на военную службу в Вооруженные Силы. Вместе с тем позволяют, с одной стороны, прогнозировать физическое развитие, состояние здоровья населения Российской Федерации,

с другой - уровень физической готовности призывного контингента к профессиональной деятельности. В данной статье мы рассмотрим первый аспект полученной информации.

Результаты исследования позволяют оценить эффективность работы общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования, общеобразовательных учреждений профессионального образования, высших учебных заведений, общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) России», а также работу субъектов Российской Федерации по физической и спортивной подготовке юношей призывного возраста.

Количество представленных материалов проверки военнослужащих, призванных на военную службу в ВС РФ

200000

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Рисунок 1 - Количество представленных материалов проверки военнослужащих, призванных на военную службу в ВС РФ за период с 2013 по 2016 годы, [2]

В период с 2014 по 2016 гг. ежегодному анализу физической и спортивной подготовленности подвергалось не менее 100 тысяч военнослужащих, призванных на военную службу в ВС РФ, что позволяет иметь высокую степень достоверности получаемых результатов (рисунок 1)

Уместно отметить, что призванные на военную службу граждане Российской Федерации представляют собой лишь небольшую часть всего призывного контингента. С учетом различных отсрочек отбор проходят только 30% взятых на учет граждан.

Всего в 2016/2017 г. проанализированы результаты проверки физической подготовленности 178 783 новобранцев.

Результаты исследования показали, что физическая подготовка граждан РФ, призванных на военную службу в 2016 г., находится на крайне низком уровне - 54,2% неудовлетворительных оценок [2].

Низкий уровень физической подготовленности имеют граждане, призванные на военную службу после обучения в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, в общеобразовательных учреждениях профессионального образования, а также - в высших учебных заведениях (рисунок 2).

Количество «неудовлетворительных» оценок в федеральных округах Российской Федерации примерно одинаково (в среднем - 53,6%). Исключение составляет Дальневосточный ФО, в котором данный показатель на 10% больше (63,3% «неудовлетворительных» оценок).

Сравнительно «небольшой» процент «неудовлетворительных» оценок показали граждане, призванные из Томской (42,80%) и Курганской областей (42,62%).

Большой процент «неудовлетворительных» оценок был показан призывниками из Республики Саха (Якутия) - 70,13% и Хабаровского края - 64,99%.

Оценки выпускников высших учебных заведений РФ, призванных на военную службу в 2016 году, %.

Оценки выпускников общеобразовательных организаций РФ, призванных на военную службу в 2016 г., %

Оценки выпускников профессиональных образовательных организаций РФ, призванных на военную службу в 2016 г., %

Рисунок 2 - Оценки по физической подготовке новобранцев 2016 г. По категориям призыва, [2]

Рисунок 3 - Качественная характеристика физической подготовленности призывного контингента, подготовленного к службе в ВС РФ различными регионами страны, [2]

В федеральных округах группы «лучших» и «худших» распределились следующим образом.

В Центральном ФО относительно «небольшой» процент «неудовлетворительных» оценок показали граждане, призванные из Тверской области (45,3%) и Смоленской области (47,7%). Большой процент «неудовлетворительных» оценок показали граждане, призванные из Рязанской области (59%), Орловской области (54,9%) и Ярославской области (54,2%).

В Северо-Западном ФО относительно «небольшой» процент «неудовлетворительных» оценок показали граждане, призванные из Республики Коми (43,9%), Псковской области (46,2%) и Ленинградской области (46,8%). Большой процент «неудовлетворительных» оценок показали граждане, призванные из Калининградской области (56,7%) и Новгородской области (56,2%).

В Южном ФО относительно «небольшой» процент «неудовлетворительных» оценок показали граждане, призванные из г. Севастополь (47,1%). Большой процент «неудовлетворительных» оценок показали граждане, призванные из Республики Калмыкия (62,2%) и Волгоградской области (62,2%).

В Северо-Кавказском ФО относительно «небольшой» процент «неудовлетворительных» оценок показали граждане, призванные из Кабардино-Балкарской Республики (45,7%) и Республики Ингушетия (47%). Большой процент «неудовлетворительных» оценок показали граждане, призванные из Чеченской Республики (55,3%) и Ставропольского края (55,1%).

В Приволжском ФО относительно «небольшой» процент «неудовлетворительных» оценок показали граждане, призванные из Ульяновской области (48,7%), Кировской области (49,7%) и Нижегородской области (49,9%). Большой процент «неудовлетворительных» оценок показали граждане, призванные из Республики Мордовия (64,2%) и Чувашской Республики (62,6%).

В Уральском ФО относительно «небольшой» процент «неудовлетворительных» оценок показали граждане, призванные из Курганской области (42,6%). Большой процент «неудовлетворительных» оценок показали граждане, призванные из Челябинской области (56,6%) и Свердловской области (56,6%).

В Сибирском ФО относительно «небольшой» процент «неудовлетворительных» оценок показали граждане, призванные из Томской области (42,8%), Республики Тыва (47,1%) и Красноярского края (48,7%). Большой процент «неудовлетворительных» оценок показали граждане, призванные из Республики Алтай (64,4%).

В Дальневосточном ФО относительно «небольшой» процент «неудовлетворительных» оценок показали граждане, призванные из Камчатского края (46,2%). Большой процент «неудовлетворительных» оценок показали граждане, призванные из Республики Саха (Якутия) (70,1%), Хабаровского края (64,9%) и Амурской области (63,2%). Результаты Еврейской АО не учитывались в связи с небольшой выборкой (малым количеством обследованных) [2].

В рамках изучения проблемы, нами была обобщена информация о требованиях, предъявляемых соответствующими организациями к уровню физической подготовленности обучаемых различных категорий и требований к уровню физической подготовленности призывников.

В качестве примера школьной программы, нами были изучены требования «Зачетных тестов по физической культуре для 11 классов» из Рабочей программы по физической культуре 10-11-х классов на 2016-2017 гг. в МБОУ школе № 152 г. Самара (таблица 1) [3].

Учитывая тот факт, что все образовательные организации в системе физического воспитания руководствуются требованиями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)», мы учли требования, предъявляемые к гражданам мужского пола в возрасте от 18 до 24 лет (VI ступень) (таблица 2) [4].

Таблица 1

Упражнение/оценка «отлично» «хорошо» «удовлетворительно»

Подтягивание (раз) 18 15 11

Бег на 100 м (сек) 14.2 14.5 15.0

Бег на 3000 м (мин, сек) 13.00 15.00 16.30

Таблица 2

Упражнение/знак ГТО «Золотой» «Серебряный» «Бронзовый»

Подтягивание (раз) 13 10 9

Бег на 100 м (сек) 13.5 14.8 15.1

Бег на 3000 м (мин, сек) 12.30 13.30 14.30

Для определения требований к студентам мы взяли нормативную основу Примерной программы по дисциплине «физическая культура», составленную в соответствии с Государственными стандартами высшего профессионального образования и утвержденную Министерством образования Российской Федерации 26.07.2000 г. (таблица 3) [5].

Таблица 3

Вид испытаний Баллы/результат

5 1 4 | 3 | 2 | 1

Мужчины

Тест на скоростно-силовую подготовленность, бег на 100 м (сек) 13,2 13,8 14,0 14,3 14,6

Тест на силовую подготовленность, подтягивание на перекладине (раз) 15 12 9 7 5

Тест на общую выносливость, бег на 3000 м. (мин, сек) 12,00 12,35 13,10 13,50 14,00

Вышеуказанные нормативные требования были рассмотрены применительно к критериям оценки молодого пополнения, из-за которых невысоко оценена работа регионов по подготовке призывного контингента. Данные нормативные требования изложены в Наставлении по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской федерации (НФП-2009), приказ Министра обороны РФ от 21.004.2000 г. № 200, (таблица 4) [6].

Таблица 4

Упражнение Пороговый минимум в каждом упражнении Результат, соответствующий пороговому минимуму Средний минимальный результат на общую «удовл.» оценку (сумма 100 баллов по трем упражнениям)

Подтягивание (раз) 26 баллов 3 9

Бег на 100 м (сек) 26 баллов 15.4 14.7

Бег на 1000 м (мин, сек) 26 баллов 4.24 3.58

Бег на 3000 м (мин, сек) 26 баллов 14.56 14.28

В таблице 5 представлены средние результаты проверенных упражнений у новобранцев осенних призывов 2014-2016 годов [2].

Таблица 5_

Упражнения М о Оценка, балл

2014 г.

Подтягивание 8,6 4,7 4

Бег на 100 м 14,8 1,2 3

Бег на 1000 м 4.24 0.41 2

2015 г.

Подтягивание 8,38 4,5 4

Бег на 100 м 14,8 1,17 3

Бег на 1000 м 4.33 0.34 2

2016 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подтягивание 8,66 4,46 4

Бег на 100 м 14,7 1,71 3

Бег на 1000 м 4.19 0.45 2

(М - среднее арифметическое; о - среднеквадратическое отклонение)

Из таблицы 5 следует, что наибольшую проблему в физической подготовленности новобранцев вызывает низкий уровень развития физического качества «выносливость». При требуемом уровне не ниже 3 мин 58 сек, на протяжении трех лет его средний показатель у проверенного пополнения колеблется в интервале от 4.19 до 4.33. Данный факт во многом обусловлен заниженными требованиями школьной программы к уровню подготовленности выпускников в беге на 3000 м - 16 мин. 30 сек.

Низкий уровень физической подготовленности граждан, призванных на военную службу, объясняется отсутствием регулярных занятий организованными формами физической культуры и спорта до призыва, а также формализмом, существующим в системах физического воспитания школьников и студентов.

В настоящий момент также остается нерешенной проблема вовлечения молодого поколения граждан Российской Федерации в занятия спортом, (рисунок 4)

Количество граждан РФ, которым присвоен спортивный разряд в учебном заведении, %

Рисунок 4 - Данные о наличии спортивных разрядов у призывников [2]

Количество призывников 2016 г., не имеющих спортивные разряды или спортивные звания, составило 91,2%. Соответственно, спортивный разряд имеют только 8,8% призванных на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации в 2016 г. Это, безусловно, катастрофически низкий показатель.[2]

В соответствии с Концепцией федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г., по итогам реализации третьего этапа (к 2016 г.) предполагалось обеспечить наличие I спортивного разряда или спортивного звания у 8% граждан, подлежащих призыву на военную службу. Однако, проведенные исследования показали, что I спортивный разряд или спортивные звания имеют только 4,7% граждан, призванных

на военную службу в 2016 г. (рисунок 5) [7].

Следовательно, данный целевой показатель не достигнут. Также стоит отметить, что, начиная с 2013 г., зафиксировано снижение, а не увеличение количества призывников, имеющих спортивные разряды и звания. Если данная тенденция продолжится, можно прогнозировать, что по итогам реализации четвертого этапа (к 2020 г.) вышеупомянутой Концепции целевой показатель в 15% также не будет достигнут.

■ III «II ■! ■ KMC ■ MC ■ МСМК

% S

■ L , L ■ J J J

ш. 1. III ■ L b ■ ■ Ii iL 4LIL

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 r. 2014 r. 2015 r. 2016 r.

III 1,6 3 4 2 2 4 3,3 2 1,83 1,71

II 1,7 3 3 3 1,4 2,5 3,4 2,5 2,51 2,36

I 1,3 3 2 14 6 17 3,2 3 3,16 2,96

KMC 0,6 1 1 1 0,8 0,9 1,3 1,4 1,48 1,52

MC од 0,01 0,07 0,1 0,06 0,05 0,2 0,23 0,23 0,22

МСМК 0 0 0 0 0 0 0,004 0,003 0,004 0,007

Рисунок 5 - Количество призывников 2007-2016 гг., имеющих спортивные разряды, % [2]

Занимался спортом и имеет разряд ■ Занимался спортом, но не имеет разряд ■ Не занимался спортом 100%

70% 60% 50% 40% 30%

20% Ч^ЩЩЩ^^ЧЯЩРЩР^^Р!^^ 27'3 30 Ъш 2?2 iT? -L'-

10% ~ — — — ' — — _ — _ — -1/./

0%

/421,3 Г/,3 / ^ ■ 2.

8.97 Х7^9.9 7.3 Z7 8.1 9.1^9.7 9.2^9.1 ™ 6.7 6

6.3 7.3 Ю.З 8.9 8.3

V Л А А л А

А

А А

4P

ж

tS^ As „<? ¿GF Js Jr Js J?

^ ^ df //7 ^ *

Рисунок 6 - Соотношение занимающихся и не занимающихся спортом в регионах Центрального федерального

округа, [2]

Во многих субъектах РФ количество призывников 2016 г., не занимающихся до призыва спортом, превышает 70%, а именно в Центральном ФО: в Смоленской области (70,5%), Липецкой области (71,1%), Тверской области (71,1%), Воронежской области (71,4%), Курской области (73%), Тамбовской области (75%) (рисунок 6).

Занимался спортом и имеет разряд ■ Занимался спортом, но не имеет разряд ■ Не занимался спортом

Рисунок 7 - Соотношение занимающихся и не занимающихся спортом в регионах Северо-Западного

федерального округа, [2]

Занимался спортом и имеет разряд ■ Занимался спортом, но не имеет разряд ■ Не занимался спортом 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рисунок 8 - Соотношение занимающихся и не занимающихся спортом в регионах Южного федерального

округа, [2]

В Северо-Западном ФО: в Ленинградской области (70,6%), Псковской области (72,7%), Новгородской области (73,4%), Республики Коми (79,9%) (рисунок 7).

В Южном ФО: в Ростовской области (71,4%); в Приволжском ФО: в Удмуртской Республике (71,1%) (рисунок 8).

В Сибирском ФО: в Томской области (71,2%), Новосибирской области (71,6%), Кемеровской области (74,6%), Омской области (74,9%) (рисунок 9).

В Дальневосточном ФО: в Магаданской области (70,5%), Чукотском АО (75%) (рисунок 10).

Менее 50% призывников 2016 г., не занимающихся до призыва спортом, зафиксировано только в Камчатском крае (44,7%) и в Республике Ингушетия (47%). В остальных регионах этот показатель варьировался от 50 до 70%.

Доказано, что, чем выше уровень спортивной и физической подготовки человека, тем богаче его двигательный опыт, а, чем шире диапазон двигательных навыков, тем выше его физические возможности.

Таким образом, упомянутые стороны физической и спортивной подготовки взаимосвязаны, и совершенствование одной из них, безусловно, способствует прогрессу другой. Наличие широкого диапазона спортивных двигательных навыков имеет такое же большое значение для молодого человека, как и его общая физическая подготовленность, а также развитие отдельных физических качеств. Уровень спортивной подготовленности отражает не только двигательный опыт человека, но и его моторные способности, а также характеризует степень его разносторонней физической подготовленности.

Не занимался спортом ■ Занимался спортом, но не имеет спортивный разряд

Занимался спортом и имеет разряд

Рисунок 9 - Соотношение занимающихся и не занимающихся спортом в регионах Сибирского федерального

округа, [2]

Занимался спортом и имеет разряд ■ Занимался спортом, но не имеет разряд ■ Не занимался с портом

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 67,1 18,9 -1 -!и л ли и и и 1 * Л I ЛНИг щ—5—щ—да 9 да^ 63 26,5 75,3 14.9

14 8 4 7 9 7 7 10.8 11.7 73 ¡10,5 9.8

/ У / * / / ^ ' У / / с*' У / * / * / / * Л?

Рисунок 10 - Соотношение занимающихся и не занимающихся спортом в регионах Дальневосточного

федерального округа, [2]

В 2019 году принята Межотраслевая программа развития школьного спорта, введённая в действие совместным приказом Министра просвещения РФ и Министра спорта РФ от 25.11.2019 г. № 970/639. Данный документ направлен на совершенствование физкуль-турно-спортивной работы в широкой сети образовательных программ, в т.ч. школ, кружков, секций; определяет целевые показатели на перспективу до 2024 года. (рисунки 11, 12) [8].

Доля детей школьного возраста, систематически занимающихся ФКиС на базе образовательных организаций во внеурочное время , в общей численности детей школьного возраста

100%

40%

20% 0%

2018 г 2019 г 2020 г 2021 г 2022 г 2023 г 2024 г

Рисунок 11 - Динамика роста плановых показателей занимающихся ФКиС в соответствие с Межотраслевой

программой развития школьного спорта

• Доля обучающихся, выполнивших нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-80%

60%

40%

20%

0%

2018 г 2019 г 2020 г 2021 г 2022 г 2023 г 2024 г

спортивного комплекса "Готов к труду и обороне (ГТО)"

48,2

53.0 - 55.0

58,0

63,0

65,0

70,0

Рисунок 12 - Динамика роста плановых показателей обучающихся, выполнивших нормы ГТО в соответствие с Межотраслевой программой развития школьного спорта

Совместным приказом Министерства спорта РФ и Министерства науки и высшего образования от 27.11.2019 г. № 981 утверждена Межотраслевая программа студенческого спорта. Данный документ определяет целевые показатели на перспективу до 2024 года для студенческой категории молодежи страны (рисунки 13, 14) [9].

• Доля студентов, систематически занимающихся ФКиС на спортивных объектах образовательных организаций

40% 30% 20% 10% 0%

2019 г, базовое 2020 г 2021 г 2022 г 2023 г 2024 г

значение

Рисунок 13 - Динамика роста плановых показателей занимающихся ФКиС в соответствие с Межотраслевой

программой развития студенческого спорта

Доля студентов, выполнивших нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО на знаки отличия, от общей численности студентов, принявших участие в выполнении комплекса ГТО

100%

60%

40%

20%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0%

52,4

60,0

65,0

70,0

75,0

80,0

2019 г, базовое значение

2020 г

2021 г

2022 г

2023 г

2024 г

Рисунок 14 - Динамика роста плановых показателей студентов, выполнивших нормы ГТО в соответствие с Межотраслевой программой развития студенческого спорта

Большое значение имеет подготовленность призывников в умении плавать. Известно, что умение плавать необходимо для освоения многих военных профессий и является обязательным для всех военнослужащих.

■ Общеобразовательные учебные заведения

I Средне-професснональные учебные заведения

■ Высшие учебные заведения

Рисунок 15 - Количество выпускников учебных заведений РФ, призванных на военную службу в ВС в 2016 г.,

не умеющих плавать, %. [2]

В 42 регионах РФ количество военнослужащих, не умеющих плавать, превышает 15% от общего числа призванных, и только в 3 регионах число не умеющих плавать составило менее 8%.

Большое количество не умеющих плавать зафиксировано в Пермском крае (24,3%), Республике Бурятия (24,2%), Забайкальском крае (23,9%), Костромской области (23%), Чеченской республике (22,7%), Республике Тыва (22%) [2].

17% граждан не умеющих плавать, призваны на военную службу после обучения в общеобразовательных учреждениях среднего общего образования. (рисунок 15).

14% граждан не умеющих плавать, призваны на военную службу после обучения в общеобразовательных учреждениях профессионального образования.

12% граждан не умеющих плавать, призваны на военную службу после обучения в высших учебных заведениях.

В 2019 году Министерством спорта РФ, Министерством просвещения РФ, Министерством науки и высшего образования РФ совместно с Всероссийской федерацией плавания утверждена межведомственная программа «Плавание для всех». Контрольные показатели данной программы (в соответствии с примечанием к приложению №1) будут рассчитаны при условии выделения дополнительных средств из федерального бюджета [10].

Министерства и ведомства с определенной периодичностью ставят очень серьезные задачи, направленные на повышение качественных показателей физкультурно-спортивной работе с населением. При этом для того, чтобы задачи были выполнимыми, необходимо учитывать реальное положение дел.

В 2016 г. зафиксировано менее 2% призывников, которые до призыва занимались в общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ» [2].

в «Отлично»

■ «Хорошо»

- «Удовлетворительно»

■ «Неудовлетворительно»

Рисунок 16 - Уровень физической подготовленности новобранцев 2015 г, до призыва занимавшихся в

ДОСААФ, [2]

Рисунок 17 - Уровень физической подготовленности новобранцев в 2016 г., до призыва занимавшихся в

ДОСААФ, [2]

Физическая подготовленность военнослужащих, призванных на военную службу в 2015-2016 гг., занимавшихся до призыва в ДОСААФ, находится на крайне низком уровне: в 2015 г. - 59,4% неудовлетворительных оценок; в 2016 г. - 62,4% неудовлетворительных оценок (рисунок 16, 17) [2]

Не имели спортивных разрядов 75,6% (73,6% - в 2015 г.) военнослужащих.

13,7% граждан не умеющих плавать, призваны на военную службу после обучения в организациях «ДОСААФ» (рисунок 18) [2].

В соответствии с Концепцией федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 г. по итогам реализации третьего этапа (к 2016 г.) предполагалось обеспечить в образовательных учреждениях ДОСААФ России уровень подготовки призывников, позволяющий им по прибытии к месту прохождения службы выполнять свои функциональные обязанности без дополнительной подготовки [7]. Однако проведенные исследования показали, что 62,4% призывников 2016 г., занимавшихся до призыва в образовательных учреждениях ДОСААФ России, имеют «неудовлетворительную» физическую подготовленность [2]. Таким образом, можно считать, что данный пункт третьего этапа Концепции в настоящий момент не реализован.

и Имеют спортивный разряд

■ Не имеют спортивный разряд

■ Не умеют плавать

■ Умеют плавать

Количество не умеющих плавать, военнослужащих, призванных на военную службу после обучения в организациях «ДОСААФ»

Количество военнослужащих, призванных на военную службу после обучения в организациях «ДОСААФ», имеющих спортивный разряд/звание

Рисунок 18 - Уровень спортивной подготовленности и данные по умению плавать новобранцев, до призыва

занимавшихся в ДОСААФ, [2]

Все это свидетельствует о том, что при подготовке граждан по военно-учетным специальностям в общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ» не уделяется должного внимания развитию уровня их физической подготовленности.

Это лишь отдельные показатели, полученные при анализе информации по уровню физической и спортивной подготовленности молодого поколения страны. Учитывая тот факт, что данной категории молодых людей государство доверяет защиту своих интересов, была проверена далеко не худшая их часть. Учитывая большую выборку проверенных новобранцев, высокая достоверность полученных результатов очевидна.

Полученная информация конечно же не абсолютна для того, чтобы делать категоричные выводы. Но вместе с тем, она заставляет задуматься над проблемами в физическом воспитании школьников, студентов, над эффективностью работы общественно-государственных организаций.

Сегодня отдельные чиновники, стараясь «идти в ногу со временем», в своих докладах о результатах работы необоснованно завышают контрольные показатели отрасли. Как результат - при оптимальной «средней температуре по больнице» у ответственных руководителей в регионах вопросы развития физической культуры и спорта отходят на второстепенные позиции. Нельзя ставить задачи и не выполнять их, а тем более ни с кого не спрашивать за соответствующие результаты профессиональной деятельности.

В целях повышения уровня физической подготовленности граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, необходимо:

1. Пересмотреть существующие системы физического воспитания в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и высших учебных заведениях Российской Федерации.

2. Утвердить единые новые нормативные требования для выполнения физических упражнений в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и высших учебных заведениях Российской Федерации.

3. Включить в программу учебного предмета «Физическая культура» учащихся 1011-х классов военно-прикладные дисциплины (упражнения).

ВЫВОД

4. Включить экзамен по физической культуре в число обязательных предметов при итоговой государственной аттестации в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, в общеобразовательных учреждениях профессионального образования, а также в высших учебных заведениях.

5. Формировать в общеобразовательных организациях современную учебно-материальную базу для занятий организованными формами физической культуры и военно-прикладными видами спорта (дисциплинами).

6. Ввести дисциплину «Физическая подготовка» в число предметов, изучаемых при подготовке граждан по военно-учетным специальностям в общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ», а также в других организациях, осуществляющих подготовку граждан к военной службе с обязательным контролем уровня ФП по окончании обучения.

7. Рассмотреть возможность введения в образовательных учреждениях должностей тренеров по военно-прикладным видам спорта (дисциплинам) для создания секций в рамках работы школьных спортивных клубов.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 г. №1101-р. - URL : https://base.garant.ru/196059/ (дата обращения: 01.01.2020).

2. Отчет по научно-исследовательской работе «Ежегодный мониторинг физической подготовленности военнослужащих, призванных на военную службу; кандидатов, поступающих в военно-учебные заведения, выпускников военно-учебных заведений и довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» (промежуточный), шифр «Молодое пополнение» / Военный ин-т физ. культуры. - СПб, 2017. - 101 с.

3. Рабочая программа по физической культуре 10-11 классы на 2016-2017 г. МБОУ школа №152 г. Самара. - URL : https://school152samara.ru/index.php/punkt/osnovnye-svedeniya/2016-11-24-13-22-35/rabochie-programmy/item/227-rabochaya-programma-po-fizicheskoj-kulture-10-11 -klassy-na-2016-2017-g (дата обращения: 28.12.2019).

4. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», нормы ГТО для мужчин (6 ступень - мужчины 18-29 лет). - URL : https://sdai-gto.ru/normyi-gto-dlya-muzhchin/6-stupen-normyi-gto-dlya-muzhchin-18-29-let/ (дата обращения: 28.12.2019).

5. Примерная программа дисциплины Физическая культура» (программа составлена в соответствии с ГОС ВПО по соответствующим направлениям), Московский физико-технический институт. - URL : https://mipt.ru/education/chair/sport/program (дата обращения 28.12.2019).

6. Наставление по физической подготовке в ВС РФ (с изменениями от 31 июля 2013 года) (НФП-2009 с изменениями). - СПб. : Типография военного института физической культуры, 2013. - 199 с.

7. Распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 134-р Об утверждении Концепции федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г. (с изменениями и дополнениями). - URL : https://base.garant.ru/197417/ (дата обращения 28.12.2019).

8. Межотраслевая программа развития школьного спорта: приказ Минспорта России и Минпросвещения России от 25.11.2019 г. № 970/639. - URL : https://www.minsport.gov.ru/2019/doc/Mejotr-prog-razvitiya-shkolnogo-sporta.pdf (дата обращения 28.12.2019).

9. Межотраслевая программа развития студенческого спорта: приказ Минспорта России и Минобрнауки России от 27.11.2019 г № 981. - URL : https://minsport.donland.ru/upload/uf/7b2/Mezhotraslevaya-programma-razvitiya-studencheskogo-sporta.pdf (дата обращения 28.12.2019).

10. Межведомственная программа «Плавание для всех». - URL : https://www.minsport.gov.ru/2019/doc/Mejved-prog-Plav-dlya_vseh.pdf (дата обращения 28.12.2019).

REFERENCES

1. "The Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the Period Until 2020", approved by order of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009 No. 1101-r, available at: https://base.garant.ru/196059/ (date of treatment 01/01/2020).

2. Military institute of physical culture (2017), Report on research work "Annual monitoring of the physical fitness of military personnel called up for military service ..." (interim), code "Young replenishment", St. Petersburg.

3. Work program on physical education grades 10-11 for 2016-2017, MBOU school No. 152 of Samara, available at: https://school152samara.ru/index.php/punkt/osnovnye-svedeniya/2016-11-24-13-22-35/rabochie-programmy/item/227-rabochaya-programma-po-fizicheskoj-kulture-10-11 -klassy-na-2016-2017-g (accessed: 12/28/2019).

4. All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense", TRP standards for men (6th stage - men 18-29 years old), available at: https://sdai-gto.ru/normyi-gto-dlya-muzhchin/6-stupen-normyi-gto-dlya-muzhchin-18-29-let/ (accessed: 12.28.2019).

5. Exemplary program of the discipline Physical Culture "(the program was compiled in accordance with the State Educational Standards of Higher Professional Education in the relevant areas), Moscow Institute of Physics and Technology, available at: https://mipt.ru/education/chair/sport/program (accessed 12.28.2019)

6. Manual on physical training in Russian Armed Forces (with changes of July 31, 2013) (NFP-2009 with changes), (2013), Printing house of military institute of physical culture, St. Petersburg.

7. Decree of the Government of the Russian Federation of February 3, 2010 N 134-r On approval of the Concept of the federal system of preparing citizens of the Russian Federation for military service for the period until 2020 (with amendments and additions), available at: https://base.garant.ru/197417/ (accessed 12.28.2019).

8. Intersectoral program for the development of school sports: order of the Ministry of Sports of Russia and the Ministry of Education of Russia dated November 25, 2019 No. 970/639, available at: https://www.minsport.gov.ru/2019/doc/Mejotr-prog-razvitiya-shkolnogo-sporta.pdf (accessed 12.28.2019).

9. Cross-sectoral program for the development of student sports: Order No. 981 of the Ministry of Sports of Russia and the Ministry of Education and Science of Russia dated November 27, 2019, available at: https://minsport.donland.ru/upload/uf/7b2/Mezhotraslevaya-programma-razvitiya-studencheskogo-sporta.pdf (accessed date 12/28/2019).

10. The interdepartmental program "Swimming for All", available at: https://www.min-sport.gov.ru/2019/doc/Mejved-prog-Plav-dlya_vseh.pdf (accessed 12.28.2019).

Контактная информация: rectorlesgaft@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.01.2020

УДК 796.034.2

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КЛУБАМИ ФИГУРНОГО

КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ

Дарья Алексеевна Тарасова, магистрант, Майя Павловна Бондаренко, кандидат экономических наук, доцент, Марина Геннадьевна Бекирова, кандидат экономических наук, доцент, Снежанна Сергеевна Мирошникова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская государственная академия физической

культуры

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы, связанные с предоставлением физкультурно-оздоровительных услуг в области фигурного катания, на опыте работы АНО «Тольяттинский детско-юношеский клуб фигурного и синхронного катания на коньках и танца» (г. Тольятти, Самарская область, в тексте - тольяттинский клуб). Затронуты сферы, в которых проблематика отслеживается наиболее ярко. Приведены примеры практической работы клуба и других организаций. Показаны проблемы, возникающие на местном уровне местонахождения клуба, а также всероссийском. Описаны проблемы взаимодействия с потребителями услуг, а также отношения с другими организациями.

Ключевые слова: клуб, потребители услуг, фигурное катание на коньках, спортивная школа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.