6. Kornienko E.R. Pedagogika proshlogo kak istok pedagogiki. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2015; № 4: 132 - 139.
7. Agaragimova V.K., Gadzhimagomedova T.G., Ibragimova R.Yu. Razvitie samoocenki detej starshego doshkol'nogo vozrasta kak faktor podgotovki k obucheniyu v shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 254 - 255.
8. Agaragimova V.K., Aslanbekova A.H., Magomedova A.N. Strukturno-korrekcionnyj podhod v nravstvenno-'esteticheskom vospitanii detej doshkol'nogo vozrasta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 256 - 257.
9. Agaragimova V.K., Valieva P.V., Gasanova S.S.G. Rol' syuzhetno-rolevoj igry v razvitii kollektivizma starshih doshkol'nikov v usloviyah detskogo sada. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 59 - 60.
Статья поступила в редакцию 08.05.21
УДК 371
Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology, Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Aslanbekova A.Kh., senior teacher, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia)
Magomedova A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia)
RELATIONSHIP BETWEEN ANXIETY AND THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS IN YOUNGER SCHOOL CHILDREN. The article reveals the relationship between school anxiety and the development of communicative universal educational actions in younger students. It is concluded that anxiety significantly affects performance of the leading type of activity and communication, can directly or indirectly affect the content characteristics of a person, in particular, his spiritual, moral and emotional and intellectual properties. The presence of anxiety, as a stable personal education, indicates the existence of disorders in personal development and interferes with activities and the communicative sphere. In the educational process, it is important to pay special attention to the development of communication universal educational actions, as it is in primary school that the student has difficulty communicating. The presence of anxiety, as a sustainable personal education, indicates the existence of violations in personal development and interferes in the activities and communication sphere. The authors conclude that the increase in anxiety, excessive concern about their cooperation with peers in the class, with educators reduces the ability of the individual to overcome obstacles in communication.
Key words: anxiety, communicative competence, universal educational actions, junior schoolchild.
В.К. Агарагимоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
Е-mail: [email protected]
А.Х. Асланбекоеа, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала
А.Н. Магомедом, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ТРЕВОЖНОСТЬЮ И РАЗВИТИЕМ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье выявлена взаимосвязь между школьной тревожностью и развитием коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Сделан вывод о том, что тревожность существенно влияет на производительность ведущего вида деятельности и коммуникации, прямо или косвенно может воздействовать на содержательные характеристики личности, в частности ее духовно-нравственные и эмоционально-интеллектуальные свойства. В учебном процессе важно уделить особое внимание становлению коммуникативных универсальных учебных действий, так как именно в начальной школе ученик испытывает трудности коммуникации. Наличие тревожности как устойчивого личностного образования свидетельствует о существовании нарушений в личностном развитии и мешает в деятельности и коммуникативной сфере. Авторы делают вывод о том, что рост тревожности, излишней обеспокоенности относительно своего сотрудничества со сверстниками в классе, с педагогами снижает способность личности преодолевать препятствия в общении.
Ключевые слова: тревожность, коммуникативная компетентность, универсальные учебные действия, младший школьник.
Качество начального образования в значительной степени зависит от уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, поскольку среди ряда межпредметных компетентностей этот вид компетентности является одним из ключевых. Он способствует существенным изменениям в системе межличностных взаимоотношений учащихся со сверстниками и взрослыми и выступает одной из социально-психологических предпосылок обеспечения преемственности между начальной и основной школой, помогает успешной адаптации младших школьников к новым условиям обучения.
Основная ответственность за процесс формирования коммуникативной компетентности младшего школьника обычно ложится на плечи учителя начальной школы. Ученые указывают на важность готовности учителя к формированию коммуникативной компетентности школьников.
Мы рассматриваем коммуникативные умения как составную часть общения, систему внутренних ресурсов эффективного взаимодействия человека с другими людьми благодаря ее адекватной ориентации в собственном психологическом потенциале и потенциале партнера, в коммуникативной ситуации и задаче. Внутренние ресурсы - это те компоненты, которые можно выделить в коммуникативной компетентности как интегральном образовании: ценности человека значительно влияют на особенности его общения и являются стереотипными ориентациями коммуникативной практики; мотивы, побуждающие человека вступать в межличностные отношения, общаться; установки, с помощью которых общество регулирует отношения между людьми: избирательность восприятия, эмоциональную реакцию, модель поведения в ситуации общения; знания, умения, навыки общения, которые соотносятся с опытом, встраиваются в него; личностные черты индивида, познавательные процессы и эмоциональная сфера. Выражение «эффективное взаимодействие» означает достижения целей в об-
щении, нахождение консенсуса, познания, построение гармоничных отношений.
А.Г. Асмолов выделяет главными показателями коммуникативных универсальных учебных действий умение договариваться, находить общее решение задач, умение высказывать и аргументировать свои предложения, осуществлять взаимный контроль и помощь в ходе выполнения поставленной задачи [1, с. 36].
По мнению исследователей, коммуникативные умения младших школьников - это интегральное качество личности, в состав которой входит немало компонентов. На практике она оказывается в ряде важных факторов: в способности ученика формировать собственную мотивационно-ценностную основу общения, в возможности школьника овладевать языковыми знаниями, умениями и навыками и активно их применять в обучении и повседневной жизни, в способности и мастерстве устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, используя для этой цели различные способы взаимодействия, в умении младшего школьника эффективно работать в различных группах, а также выполнять различные социальные роли.
Если у младшего школьника коммуникативные универсальные учебные действия сформированы, то он будет уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем, будет способен выстраивать эффективное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, а также вступать в группу своих сверстников.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий является важнейшей педагогической задачей. В учебном процессе важно уделить особое внимание становлению коммуникативных универсальных учебных действий, так как именно в начальной школе ученик испытывает трудности коммуникации. Успешность учебной деятельности сильно влияет на развитие личности младшего школьника.
Итак, правильно сформированные коммуникативные универсальные учебные действия у учащихся начальной школы предполагают сформированность у них ряда элементов, в том числе социально-перцептивного, коммуникативного и интерактивного. Взаимодействие этих факторов способствует реализации способностей личности в процессе общения. Каждая способность объединяет соответствующие группы умений, формирование которых ведет к овладению школьником коммуникативной компетентности и ее реализации в процессе жизнедеятельности.
Большое значение для успешного обучения ребенка в школе имеет психическое здоровье, то есть состояние психологического, физического и социального благополучия. Основой сложности является быстрый темп изменений, которые происходят в период младшего школьного возраста.
Как только приходит ребенок в школу, он попадает в новую для него социальную ситуацию. Меняется для ребенка абсолютно все - общественно значимая деятельность, новые обязанности, новые правила, учится свободно взаимодействовать с окружающими людьми. Именно с этим связано то, что уровень тревожности в младшем школьном возрасте возрастает.
Школьная тревожность, как считает Амонашвили, выступает в роли моти-вационной основы учебной деятельности, мешая формированию достоверных познавательных учебных интересов.
На современном этапе тревожность рассматривают в двух ракурсах: с одной стороны, ее определяют как отрицательное эмоциональное состояние, состояние напряжения (А. Прихожан, В. Мерлин, Фрейд), а с другой - рассматривают как устойчивую характеристику, индивидуально-психологическую особенность, которая проявляется в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги (В. Новиков, Ю. Ханин, Ч. Спилберг) [2].
Тревожность - сложное психологическое образование. Возникновение и закрепление тревожности как устойчивого свойства личности связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. Установлено, что тревожность оказывает деструктивное влияние на результаты деятельности ребенка, в частности детей дошкольного и младшего школьного возраста (Б.И. Кочубей, А.М. Прихожан).
В формировании тревожности ребенка большую роль играет социальное окружение. Общение с взрослыми и сверстниками, повышенные потребности в самостоятельности, интенсивные учебные нагрузки вызывают у младших школьников хроническую эмоциональную напряженность и тревожное состояние.
Школьные годы - важнейший этап в жизни человека, на протяжении которого активнее всего формируется личность, происходит активное психическое развитие, которое часто сопровождается повышенной тревожностью.
Официальный стиль общения в образовательном учреждении, система оценивания, режим школьного дня выражает большое влияние на психическое развитие ребенка, его самооценки, самодисциплины, самоконтроля.
Дети младшего школьного возраста четко осознают себя как субъекта общения. В них конструируется концептуальный образ «Я - субъект общения».
При переходе дошкольника к школе меняется внутренняя позиция ребенка, само восприятие, распорядок, ценности, обязанности. Это все осуществляет влияние на Я-концепцию ребенка.
Семья - один из главных факторов, оказывающих влияние на становление ребенка как личности. Многие психологические исследования выявляют такие проблемы детей, как неврозы, девиантное и деликвентное поведение, страхи, которые во многом зависят от детско-родительских взаимодействий и родительского воспитания.
Причиной появления тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласие с самим собой, противоречия, стремления и желания. Одним из условий, влияющих на проявления тревожности у детей, является психологический микроклимат семьи. Существует связь семейного стиля воспитания и уровня тревожности, а также производительности процесса обучения. Так, значительное влияние на тревожность детей оказывают нарушения стилей семейного воспитания, эмоциональное отклонения и повышенная моральная ответственность родителей. Среди причин проявления тревожности определяют: невозможность ребенка самостоятельно принимать решения, когда перед ним ставятся ограничения и запреты. Провоцировать состояние тревоги может сочетание высоких требований к ребенку и заниженное внимание к потребностям, частое применение наказания, проявление общего недовольства ребенком [3, с. 78]. Тревога может быть вызвана той или иной формой стресса.
Например, низкая успеваемость или какой-нибудь нехороший поступок девочки вызывают у нее переживания, что педагог или родители плохо о ней подумают, а подружки не захотят дружить. В аналогичной ситуации мальчик, скорее всего, будет бояться, что его накажут взрослые или побьют сверстники.
Обучение в школе всегда сопровождается повышенной тревожностью у детей. Более того, оптимальный уровень тревоги активизирует обучение.
Библиографический список
У детей с лидерскими качествами преобладает стремление доминирования над тревожными детьми, именно поэтому они становятся безынициативными. Ученики с тревогой избегают общения, возникает внутриличностный конфликт, а также продолжает усиливаться неуверенность в себе.
По окончании первого класса ученик уже свободно ориентируется в системе образовательной деятельности, принял правила школьной жизни, выстраивает взаимоотношения с учителями, одноклассниками. М.Р Битянова называет социально-педагогическую ситуацию развития ученика стабильной [4].
Родителям детей с высоким уровнем тревожности психологи дают следующие рекомендации:
1. Внимательность - родителям необходимо найти время, чтобы обратить внимание на своего ребенка и выслушать его.
2. Поддержка - ребенок не должен чувствовать себя одиноким со своей проблемой; необходимо ему объяснить, что другие дети также испытывают тревогу.
3. Образование - необходимо донести до ребенка, что тревога может быть физиологической нормой, временным и безвредным явлением.
4. Мотивация в работе со страхами - родители должны обеспечить поддержку своему ребенку.
5. Одобрение - необходимо хвалить ребенка за то, что он пытается преодолеть свои страхи, хоть это и нелегко [5].
В исследованиях Б.И. Кочубея и Е.В. Новиковой говорится, что чем сильнее родители нацелены на достижение ребенком высоких учебных результатов, тем больше у ученика выражена тревожность. Работа по преодолению личностной тревожности учащихся может проходить эффективнее с участием их родителей.
Несмотря на разностороннюю исследованность вопроса о способах коррекции тревожности младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе, как личностные характеристики, так и роль социума для его становления, механизмы оптимизации школьной тревожности с помощью развития коммуникативной компетентности остаются без внимания. Следовательно, предметом нашего исследования стала проблема взаимосвязи тревожности младших школьников и развитием коммуникативных универсальных учебных действий. В этом возрасте самое важное - общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие школьники активно осваивают нормы, средства социального поведения, определяют критерии оценки себя и других, опираясь на своеобразный «кодекс дружбы». Внешние признаки коммуникативного поведения младших школьников довольно неоднозначны.
Кроме того, следует отметить, что субъективная значимость для ребенка сферы его общения со сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости взрослыми, особенно учителями. Для школьников переживания по поводу общения со сверстниками оказываются типичными, а учителя считают, что это переживание посредством общения с учителями, родители же считают, причиной переживания детей являются они. Это является серьезной проблемой современной воспитательной ситуации, свидетельствует о неспособности взрослых, окружающих ребенка, видеть его настоящие переживания и причину возникающей тревоги.
Большинство взрослых, окружающих школьника, не имеют никакого представления о динамике мотивов его общения в течение младшего школьного возраста, о возникающей, связанной с разносторонним общением тревожности.
Преимущественно дезадаптивные модели поведения присущи детям из кризисных семей со смешанными ролями, отсутствующими или размытыми ролевыми моделями.
Как уже отмечалось, тревожность часто имеет «школьное окраски», а ее обострение происходит в период вхождения детей в новую социальную ситуацию развития, связанную с освоением нового вида ведущей деятельности.
Тревожность существенно влияет на производительность ведущего вида деятельности и коммуникации, прямо или косвенно может влиять на содержательные характеристики личности, в частности ее духовно-нравственные и эмоционально-интеллектуальные свойства. Наличие тревожности как устойчивого личностного образования свидетельствует о существовании нарушений в личностном развитии и мешает в деятельности и коммуникативной сфере.
Таким образом, основным содержанием общения детей с взрослыми становится обсуждение социальных проблем, взаимоотношений между людьми, моральных оценок событий и поступков окружающих, проблема выбора ценностных ориентаций и самоутверждения себя как особенного человека. Среди партнеров по общению они выделяют учителей, родителей, близких родственников, сверстников, друзей. Если в дошкольном возрасте была благоприятная коммуникативная среда, где можно получить ответы на актуальные для него вопросы, то поступление в школу и появление новой ведущей деятельности способствует возрастанию тревожности. Рост тревожности, излишней обеспокоенности относительно своего сотрудничества со сверстниками в классе, с педагогами снижает способность личности преодолевать препятствия в общении.
1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Москва: Санкт-Петербург: Питер, 2001.
2. Андреева И.Н. Ситуативная и личностная тревожность подростка. Психология и дети: рефлексия по поводу защиты прав ребёнка: материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 1999.
3. Аракелов Н.Е. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции / Н.Е.Аракелов, А.Н. Шишкова. Вестник МУ. Серия: Психология. 1998; № 1: 34 - 58.
4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. Москва: Просвещение, 2005.
5. Угрин Д. Интервью. Нейро. 2014; № 6.
References
1. Astapov V.M., Mikadze Yu.V. Psihodiagnostika ikorrekciya detejs narusheniyamii otkloneniyamirazvitiya. Moskva: Sankt-Peterburg: Piter, 2001.
2. Andreeva I.N. Situativnaya i lichnostnaya trevozhnost' podrostka. Psihologiya ideti:refleksiyapopovoduzaschitypravrebenka: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Minsk, 1999.
3. Arakelov N.E. Trevozhnost': metody ee diagnostiki i korrekcii / N.E.Arakelov, A.N. Shishkova. VestnikMU. Seriya: Psihologiya. 1998; № 1: 34 - 58.
4. Bezrukih M.M., Efimova S.P. Rebenokidet vshkolu. Moskva: Prosveschenie, 2005.
5. Ugrin D. Interv'yu. Nejro. 2014; № 6.
Статья поступила в редакцию 08.05.21
УДК 371.322.3
Bguashev A.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Director of the Institute of Physical Culture and Judo, Head of Department of Theoretical Foundations of Physical Education, Adyghe State University (Maikop, Russia), E-mail: А[email protected]
loakimidi Yu.A, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University (Maikop, Russia), E-mail: Ioakimidi-julija@rambler ru
Karyagina N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University (Maikop, Russia), E-mail: [email protected]
THE PROJECT METHOD AS A DIRECTION IN IMPROVING THE PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN. The article is dedicated to consideration of one of the actual pedagogical problems of introducing the project method into the practice of physical education of schoolchildren. The article deals with the basics of project-based learning aimed at the development of cognitive interest, independence and creative potential of the student. The issues of project design of the process of physical education of schoolchildren are considered in detail. The article reveals features of implementation of project technology in the physical education of schoolchildren. The authors draw conclusions that the project technology in the physical education of schoolchildren allows each student to independently acquire experience of research and practice, expand his horizons, raise the level of knowledge on the basis of the search and study of new information material, contributes to the successful formation of practical skills and skills necessary in later life.
Key words: physical education, project method, project technologies, students' research activity.
А.Б. Вгуашее, канд. пед. наук, проф., директор Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, зав. каф. теоретических основ физического воспитания, г. Майкоп, Е-mail: А[email protected]
Ю.А. Иоакимиди, канд. пед. наук, доц., Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, Е-mail: Ioakimidi-julija@rambler ru
Н.В. Карягина, канд. пед. наук, доц., Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, Е-mail: [email protected]
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем - внедрению в практику физического воспитания школьников метода проектов. В статье рассматривается сущность проектного обучения, направленного на развитие познавательного интереса, самостоятельности и творческого потенциала учащегося. Подробно рассмотрены вопросы проектирования процесса физического воспитания школьников. В статье раскрыты особенности реализации проектной технологии в физическом воспитании школьников. Авторы делают выводы о том, что проектная технология в физическом воспитании школьников позволяет каждому ученику самостоятельно приобретать опыт исследовательской и практической деятельности, расширять кругозор, повышать уровень знаний на основе поиска и изучения нового информационного материала, способствует успешному формированию практических умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизнедеятельности.
Ключевые слова: физическое воспитание, метод проектов, проектные технологии, исследовательская деятельность учащихся.
В настоящее время в школьном образовании ведется активный поиск новых, нестандартных подходов к организации учебно-воспитательного процесса учащихся. Появление новых Федеральных государственных образовательных стандартов в системе среднего общего образования нацеливает педагога на формирование у учащихся универсальных учебных действий, представляющих собой совокупность различных способов действий ученика, направленных на самостоятельное усвоение новых знаний и умений. Одним из приоритетных направлений в физическом воспитании школьников является проектная деятельность, представляющая собой совместно учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся. Проектная деятельность в обучении способствует развитию познавательного интереса, самостоятельности и творческого потенциала учащегося.
В научных трудах Е.С. Полат, Н.В. Матяш раскрываются теоретические основы современного проектного обучения и необходимость его внедрения в учебно-воспитательный процесс школы. Ряд исследователей (В.В. Пасечник и др.) [1] отмечают, что проектная деятельность обучающихся способствует повышению уровня сформированности познавательного интереса, интеграции теоретических знаний с практическим опытом, а также способствует развитию креативности школьников. Следовательно, в качестве доминирующих особенностей проектирования как вида педагогической деятельности следует выделить творческий и индивидуальный характер проектирования. Новые образовательные стандарты нацеливают учителя на формирование у учащихся навыков самостоятельной работы и приобретению практического опыта построения и реализации самосто-
ятельных занятий физической культурой. Однако вопросы внедрения проектных технологий в процесс физического воспитания школьников остается слабо изученными в связи с отсутствием научно-обоснованной системы реализации данного подхода.
Реализация метода проектов в процессе физического воспитания школьников - это применение системы учебно-познавательных приемов, направленных на решение тех или иных проблем в процессе самостоятельной работы или групповых взаимодействий учеников. Основная задача поисковой деятельности состоит в том, чтобы научить школьника проектированию - умелому ориентированию в мире информации, самостоятельному изучению и усвоению нового, рационального подхода к процессу познания, то есть научить учиться. В процессе самопознания разнообразного информационного материала у учащихся формируется умение выделять главное, находить связи, структурировать, систематизировать, ранжировать и т.д.
Проектное обучение на уроках физической культуры связано с выполнением учащимися самостоятельной творческой работы (проекта) под непосредственным руководством педагога. Обучающимся предлагается рассмотреть проект, основой которого является конкретная проблема, для её разрешения школьникам необходимо проявить исследовательские умения и навыки в различных направлениях, полученные результаты исследовательского поиска анализируются, обобщаются и объединяются в одно целое [1 - 4]. Выбор учителем темы проекта (актуальность, идея, замысел проекта) осуществляется на основе программного материала с учетом учебной ситуации, интересов и способностей