Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СПЕЦИАЛЬНОЙ И ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК В СИНХРОННОМ ПЛАВАНИИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СПЕЦИАЛЬНОЙ И ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК В СИНХРОННОМ ПЛАВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПЛАВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / КОНТРОЛЬ / ТЕСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мальцев Александр Евгеньевич, Попов Олег Игоревич, Фомиченко Татьяна Германовна

Целью настоящего исследования явилось установление взаимосвязи между общей (плавательной) и специальной подготовленностью юных спортсменок в синхронном плавании 13-15 лет, а также влияния их уровня на результат в обязательной программе. Осуществлено изучение информативности широко распространенных в системе отбора и контроля подготовки тестов контроля и оценки общей и специальной физической подготовленности спортсменок в синхронном плавании. В ходе исследования был разработан интегральный критерий для оценки специальной и плавательной подготовленности юных спортсменок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мальцев Александр Евгеньевич, Попов Олег Игоревич, Фомиченко Татьяна Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION BETWEEN SPECIAL AND SWIMMING PREPAREDNESS OF YOUNG ATHLETES IN ARTISTIC SWIMMING

The purpose of this study was to establish the relationship between the general (swimming) and special physical preparedness of young athletes in artistic swimming aged 13-15, as well as the influence of their level on the result in the figure program. In the study, the information content of the tests of control and evaluation of the general and special physical preparedness of female athletes in artistic swimming, widely used in the system of selection and control of training, was studied. In the course of the study, an integral criterion was developed to assess the special and swimming preparedness of young athletes.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СПЕЦИАЛЬНОЙ И ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК В СИНХРОННОМ ПЛАВАНИИ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

ВЗАИМОСВЯЗЬ

МЕЖДУ СПЕЦИАЛЬНОЙ И ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК В СИНХРОННОМ ПЛАВАНИИ

А.Е. МАЛЬЦЕВ, О.И. ПОПОВ, РГУФКСМиТ, г. Москва; Т.Г. ФОМИЧЕНКО, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, г. Москва

Аннотация

Целью настоящего исследования явилось установление взаимосвязи между общей (плавательной) и специальной подготовленностью юных спортсменок в синхронном плавании 13-15 лет, а также влияния их уровня на результат в обязательной программе. Осуществлено изучение информативности широко распространенных в системе отбора и контроля подготовки тестов контроля и оценки общей и специальной физической подготовленности спортсменок в синхронном плавании. В ходе исследования был разработан интегральный критерий для оценки специальной

и плавательной подготовленности юных спортсменок.

Ключевые слова: синхронное плавание, специальная подготовленность, плавательная подготовленность,

специальная выносливость, контроль, тесты.

INTERRELATION BETWEEN SPECIAL AND SWIMMING PREPAREDNESS OF YOUNG ATHLETES IN ARTISTIC SWIMMING

A.E. MALTSEV, O.I. POPOV, RSUPESY&T, Moscow city; T.G. FOMICHENKO,

VNIIFK, Moscow city

Abstract

The purpose of this study was to establish the relationship between the general (swimming) and special physical preparedness of young athletes in artistic swimming aged 13-15, as well as the influence of their level on the result in the figure program. In the study, the information content of the tests of control and evaluation of the general and special physical preparedness of female athletes in artistic swimming, widely used in the system of selection and control of training, was studied. In the course of the study, an integral criterion was developed to assess the special and swimming preparedness of young athletes.

Keywords: artistic swimming, figures, special physical preparedness, swimming preparedness, endurance, control tests.

Введение

Под выносливостью понимается способность индивида к продолжительной работе без снижения ее эффективности [1, 2, 3, 4, 5, 6]. В зависимости от характера (неспецифического и специфического) выносливость традиционно подразделяется на общую и специальную [5, 6]. Специфика синхронного плавания подразумевает развитие общей выносливости как на суше, так и в воде. Общую выносливость, развиваемую в воде, далее будем называть плавательной выносливостью. В синхронном плавании для развития данной выносливости используются, как

правило, дистанции от 400 до 3000 м [2]. Для оценки плавательной подготовленности синхронистов наиболее распространенными являются дистанции 25, 100, 200 и 400 м [7, 8, 9]. Помимо всестороннего функционального развития организма, на которое, несомненно, оказывает влияние плавательная подготовка, в некоторых работах [7, 8, 10] отмечается взаимосвязь между уровнем плавательной подготовленности синхронистов и их результативностью в избранном виде спорта. Так, в работе A. RomeroLorca et а!. [7] отмечена достоверная отрицательная кор-

реляция при уровне значимостиp < 0,05 между временем проплывания 25 м кролем на груди и общим результатом в обязательной программе спортсменок возрастной категории «12 и моложе». Достоверная отрицательная корреляция между уровнем плавательной подготовленности спортсменок юниорской возрастной категории, оцененной по времени проплывания в тестах 4x100 м вольным стилем и 200 м комплексным плаванием, и оценками за выполнение базовых элементов синхронного плавания (барракуды, выпрыгивания, вертикали) обнаружена в работе V. Laski, A. Cselko, M. Wilhelm [8]. Время проплывания 275 м (трехкратное преодоление дистанции 50 м вольным стилем плюс 25 м брассом под водой, завершающееся проплыванием 50 м кролем) достоверно коррелирует (r = -0,64, p = 0,005) со средним баллом за выполнение пяти элементов технической программы юниоров [10].

Специальная выносливость развивается с помощью широкого круга специальных комплексов упражнений (так называемых спецкомплексов), в состав которых входят плавание классическими и модифицированными спортивными способами (кроль с поднятой головой, два толчка ногами брассом, три гребка руками кролем и т.п.), ныряние в длину («проныры»), специфические способы передвижения (в положениях «фламинго», «угол вверх», «эгбите» и т.п.), выпрыгивания и выталкивания [2]. Такие спецкомплексы применяют и для оценки специальной выносливости, при этом наборы упражнений зависят от уровня подготовленности спортсменов, состава соревновательных программ, тренерской концепции и существенно различаются между собой. Так, для контроля специальной выносливости синхронисток различной квалификации рекомендуются тесты из 4-6 серий упражнений, наиболее часто входящих в состав произвольных композиций спортсменок [11].

В то же время остается нерешенной проблема в потребности для практики иметь объективные инструменты (методики, способы и др.) контроля и оценки общей и специальной физической подготовленности спортсменок в синхронном плавании, с одной стороны, и в недостаточной разработанности таких инструментов (методик) - с другой. Одним из способов решения данной проблемы может стать использование интегрирования некоторого числа показателей, отражающих качество соревновательной деятельности, в оценку общей и специальной физической подготовленности спортсменок в синхронном плавании.

Цель настоящего исследования: установление взаимосвязи между общей (плавательной) и специальной подготовленностью юных спортсменок в синхронном плавании 13-15 лет, а также влияния их уровня на результат в обязательной программе.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 43 спортсменки возраста 13,0 ± 0,9 года, занимающиеся синхронным плаванием в СШОР по синхронному плаванию «МГФСО» Москомспорта (n = 9), СШОР по ВВС «Невская вол-

на» (n = 16), СШОР по ВВС «Экран» (n = 12), СШОР «Дельфин» (n = 6). Квалификация испытуемых - 5 МС и 38 КМС. Спортсменки выполняли 7 тестов: плавание кролем на груди на дистанциях 50, 100, 400 и 800 м; 200 м комплексное плавание с «проныром» (200 к/п) через 25 м; 100 и 200 м спецкомплекс (100 и 200 м с/к: «балетная-проныр-эгбите-шпагат»). Все тесты выполнялись в 25-метровом бассейне, старт производился в воде. Плавание «кролем на груди« на дистанции 50 м осуществлялось на задержке дыхания, результат засчитывался в случае проплывания всей дистанции без вдоха. Последовательность выполнения спецкомлекса на дистанции 200 м была следующая: первые 25 м спортсменки преодолевали в положении «угол вверх правой», вторые 25 м -под водой вольным стилем, третьи 25 м - в положении «эгбите руки вверх», четвертые 25 м - в положении «шпагат правой» на стандартном гребке, лицо - на поверхности воды; вторые 100 м данного спецкомплекса выполнялись аналогичным образом, но со сменой ног в позициях «угол вверх» и «шпагат». Спецкомплекс на дистанции 100 м выполнялся так же, как 200 м с/к, но при проплывании третьего 25-метрового отрезка на середине бассейна спортсменки выполняли три выпрыгивания с махом руками вверх и лицом, обращенным к бортику бассейна, после чего продолжали движение в положении «эгбитэ руки вверх».

В качестве оценки соревновательной деятельности использовались результаты первенства России по синхронному плаванию, прошедшего в Казани с 23 по 28 февраля 2021 г. («тотал» - общая оценка по фигурам). Оценка «тотал» подсчитывалась по следующим фигурам: ариана, рио, тюмлер и чайка.

Статистическая обработка полученных данных осуществлялась в программе Statistica 10. Оценка влияния уровня специальной и плавательной подготовленности на спортивный результат проводилась с помощью непараметрического коэффициента корреляции Спирмена (RS). Для разработки интегрального критерия специальной и плавательной подготовленности был выполнен множественный регрессионный анализ с расчетом коэффициента множественной корреляции.

Результаты и их обсуждение

Результаты тестирования специальной и плавательной подготовленности юных синхронисток представлены в табл. 1. В трех тестах - 400 и 800 м кролем на груди и 100 м с/к - участвовали не все испытуемые.

Взаимосвязь оценки «тотал» с показателями подготовленности представлена в табл. 2.

Теснота взаимосвязи для показателей подготовленности оценивается как «слабая» по шкале Чеддока-Снеде-кора, в отдельных случаях (50 и 100 м кролем, а также 200 м комплекс с «проныром») возрастает до умеренной.

При этом взаимосвязь показателей плавательной подготовленности между собой существенно выше: 0,5-0,8 -для дистанций 50-200 м; 0,7 - для дистанций 400-800 м. Такая низкая прогностическая информативность показателей подготовленности в отношении уровня соревнова-

Таблица 1

Специальная и плавательная подготовленность юных синхронисток

Параметр Плавательная подготовленность Специальная подготовленность

Номер теста

1 2 3 4 5 6 7

Название теста

50 м 100 м 400 м 800 м 200 м к/п 200 м с/к 100 м с/к

п (кол-во чел.) 43 43 15 16 43 43 19

х (с) 33,9 72,9 342,4 697,6 178,7 310,8 172,2

ББ (с) 1,8 3,6 9,5 22,9 9,7 24,8 10,0

V (%) 5,3 5,0 2,8 3,3 5,4 8,0 5,8

Таблица 2

Взаимосвязь оценки «тотал» с показателями подготовленности юных синхронисток

№ п/п Показатель п Rs P

1 50 м кролем 43 -0,393 0,009

2 100 м кролем 43 -0,356 0,019

3 400 м кролем 15 -0,275 -0,275

4 800 м кролем 16 -0,035 -0,035

5 200 м к/п с «проныром» 43 -0,385 0,011

6 200 м спецкомплекс 43 -0,114 0,465

7 100 м спецкомплекс 19 -0,277 0,251

Таблица 3

Взаимосвязь оценки «тотал» с интегральными показателями подготовленности

юных синхронисток

Набор тестов п D ^критерий P Стандартная ошибка

А 43 0,440 0,193 2,275 0,079 2,413

Б 19 0,502 0,252 0,878 0,522 3,050

В 16 0,672 0,452 1,648 0,234 1,933

Г 15 0,835 0,697 4,141 0,031 1,612

Д 12 0,817 0,668 1,675 0,294 1,906

Примечание: Ет - множественный коэффициент корреляции; Б - коэффициент детерминации. Состав наборов тестов: «А» - 1, 2, 5, 6; «Б» - 1, 2, 5, 6, 7; «В» - 1, 2, 4, 5, 6; «Г» - 1, 2, 3, 5, 6; «Д» - 1, 2, 3, 4, 5, 6.

тельной деятельности объясняется довольно однородным составом - испытуемые являются сильнейшими синхро-нистками России в своем возрасте. Это подтверждается крайне низкими значениями коэффициента вариации -3,6% у оценки «тотал». Сравнительно невысокая вариативность и по другим рассматриваемым показателям -от 3,3 до 8%.

В случае однородных выборок выявить единственный показатель, объясняющий различия в соревновательных результатах, практически невозможно, и для получения более информативного показателя необходима разработка интегрального критерия, объединяющего различные показатели. Для решения данной задачи нами был применен множественный регрессионный анализ с расчетом коэффициента множественной корреляции (табл. 3).

В набор тестов «А» входили 4 теста, выполненные всеми испытуемыми (в табл. 1 они обозначены номерами 1, 2, 5 и 6). В этом случае коэффициент Ят составил 0,440, а коэффициент детерминации Б - 0,193. Эти переменные в совокупности объясняют только 19,3% общей дисперсии, что говорит о низком качестве предсказания, несущественно превышающем информативность отдельно взятых показателей. В наборы показателей «Б» - «Г» входят пять переменных: к четырем предыдущим поочередно добавляются показатели 3, 4, 7. В набор «Д» входят 6 показателей, к основным четырем добавлены 3 и 4. Как видно из табл. 3, наивысший коэффициент множественной корреляции показал набор тестов «Г» -0,835. Коэффициент детерминации Б - 0,697. Уравнение множественной регрессии для данного набора тестов выглядит так:

и и аз о.

0} о. о; 5 х 0} X

ш я

о.

>

* I-

л

I-

о О

2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0 -0,5 -1,0 "1,5 "2,0 -2,5

-------- ♦

♦ _______________<о>. ___________

—о------

♦ V ♦

♦ ♦

>—

--------

67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Предсказанные значения

—О— 95%-й доверительный интервал Рис. 1. График регрессионных остатков уравнения (1) с доверительным интервалом 95%

Тотал = 115,45 - 0,488 х Х1 + 0,211 х X;, -- 0,195 х Xз + 0,031 х X5 + 0,059 х Х6 , (1) где номера независимых переменных соответствуют нумерации показателей табл. 2. Как показывает значение Г-критерия Фишера (Г = 4,14) для данного уравнения, построенная регрессия действительно значима (р = 0,031).

На рисунке 1 показан график остатков уравнения регрессии (разности между наблюдаемыми значениями и значениями, предсказанными изучаемой регрессионной моделью), выложенных против предсказанных значений. Как видно, большинство остатков лежит в пределах 95%-го доверительного интервала либо находится близко к данному диапазону, что свидетельствует о хорошем качестве аппроксимации при учете сравнительно небольшого числа экспериментальных данных.

Таким образом, для оценки специальной и плавательной подготовленности юных синхронисток можно рекомендовать сравнительно небольшой набор показателей, в совокупности демонстрирующий высокую информативность в отношении качества соревновательной деятельности. Это происходит за счет того, что данный набор тестов оценивает различные стороны подготовленности. Так, результат проплывания 50 м кролем с задержкой дыхания оценивает скоростные качества, проявляемые в условиях гипоксии и гиперкапнии; 100 м кролем - выносливость в гликолитической анаэробной зоне; 400 м кролем - выносливость в смешанной аэробно-анаэробной зоне энергообеспечения (метаболическая мощность близка к уровню МПК); 200 м комплексное плавание с «проныром» и 200 м спецкомплекс - оценивают уровень специальной подготовленности. Однако 200 м с/к,

незначительно отличающийся по характеру выполняемой работы от аналогичного упражнения на дистанции 100 м, сильно отличается по продолжительности работы от времени выполнения произвольных композиций синхронистов данной возрастной категории. Вероятно, что тест 100 м с/к является более информативным для определения специальной подготовленности синхронистов возрастной категории «13-15 лет». Для подтверждения данного предположения необходимы дальнейшие углубленные исследования с большим количеством испытуемых, принявших участие в выполнении этого упражнения. Добавление в состав переменных дистанции 800 м не улучшило, а даже несколько ухудшило качество предсказания значения «тотал». Время, затрачиваемое на преодоление дистанции 800 м, лежит вне пределов продолжительности основных соревновательных упражнений синхронистов. Проплывание данной дистанции в полную силу требует специальной физической и тактической подготовленности, что в данном возрасте не является необходимым условием достижения высоких результатов в синхронном плавании.

Заключение

Полученные результаты экспериментальных исследований и разработанное на их основе уравнение регрессии могут быть использованы для оценки уровня специальной и плавательной подготовленности юных спортсменок в синхронном плавании. Кроме того, на основании представленных в нашем исследовании данных можно построить стандартные шкалы для балльной оценки как отдельных показателей, так и общей интегральной оценки подготовленности спортсменок.

Литература

1. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебник / А.М. Максименко. - М.: Физическая культура, 2009. - 496 с.

2. Максимова, М.Н. Теория и методика синхронного плавания: учебник / М.Н. Максимова. - М.: Спорт, 2017. - 306 с.

3. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник / Л.П. Матвеев. - М.: Спорт, 2020. - 342 с.

4. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник / Л.П. Матвеев. - М.: Спорт, 2021. - 520 с.

5. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник в 2 кн. / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2015. - Кн. 1. - 680 с.

6. Платонов, В.Н. Спортивное плавание. Путь к успеху: учебник в 2 кн. / В.Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2012. - Кн. 1. - 480 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Romero-Lorca, A. Artistic swimming in girls: anthropometrics, genotype and athletic performance / A. Romero-

Lorca et al. // Revista Internacional de Medicina y Ciencias de la Actividad Física y el Deporte. - 2022. - Vol. 22 (85). -Pp. 199-213.

8. Laski, V. The effect of swimming training in synchronized swimmers abilities / V. Laski, A. Cselkó, M. Wilhelm // 24th Annual Congress of the European College of Sport Science: Book of abstracts. - Prague, 2019. - P. 277.

9. Kim, J. Comparison of physical fitness levels of artistic swimmers according to adoption of artistic swimmer national team trials physical fitness test / J. Kim et al. // Korean Journal of Sport Science. - 2019. - Vol. 30 (3). - Pp. 610619.

10. Viana, E. Relationship between VO2max, under water swim testing and artistic swim solo performance / E. Viana, D. Bentley, H.M. Logan-Sprenger // Sports Medicine International Open. - 2020. - Vol. 4. - Pp. E27-E31.

11. Гордеева, М.В. Контроль специальной подготовленности спортсменок, специализирующихся в синхронном плавании / М.В. Гордеева, Т.В. Рудковская // Физическое воспитание студентов. - 2009. - № 1. - С. 16-18.

References

1. Maksimenko, A.M. (2009), Theory and methodology of physical culture, uchebnik, Moscow, Fizicheskaya kul'tura, 496 p.

2. Maksimova, M.N. (2017), Theory and methodology of synchronized swimming, uchebnik, Moscow, Sport, 306 p.

3. Matveev, L.P. (2020), General theory of sports and its applied aspects, uchebnik, Moscow, Sport, 342 p.

4. Matveev, L.P. (2021), Theory and methodology of physical culture, Moscow, Sport, 520 p.

5. Platonov, V.N. (2015), The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications, uchebnik in 2 books, Kiev, Olimpiyskaya literatura, book 1, 680 p.

6. Platonov, V.N. (2012), Sports swimming. The path to success, uchebnik in 2 books, Moscow, Sovetskiy sport, book 1, 480 p.

7. Romero-Lorca, A. (2022), Artistic swimming in girls: anthropometrics, genotype and athletic performance, Revista

International de Medicina y Ciencias de la Actividad Fisica y el Deporte, vol. 22 (85), pp. 199-213.

8. Laski, V., Cselko, A. and Wilhelm, M. (2019), The effect of swimming training in synchronized swimmers abilities, 24th Annual Congress of the European College of Sport Science: Book of abstracts, Prague, p. 277.

9. Kim, J. (2019), Comparison of physical fitness levels of artistic swimmers according to adoption of artistic swimmer national team trials physical fitness test, Korean Journal of Sport Science, vol. 30 (3), pp. 610-619.

10. Viana, E., Bentley, D. and Logan-Sprenger, H.M. (2020), Relationship between VO2max, under water swim testing and artistic swim solo performance, Sports Medicine International Open, vol. 4, pp. E27-E31.

11. Gordeeva, M.V. and Rudkovskaya, T.V. (2009), Control of special fitness of athletes specializing in synchronized swimming, Fizicheskoe vospitanie studentov, no 1, pp. 16-18.

e*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.