Результаты проведенного исследования позволяют констатировать сформированность готовности специалистов (на фоне достаточно сформированных когнитивного, личностного и мотивационного компонентов недостаточно сформирован технологический компонент готовности). Ранее изучение готовности специалистов к социально -культурному партнерству в профилактике детского неблагополучия не проводилось. Представленные результаты эмпирического исследования позволяют определить направленность и содержание подготовки специалистов к социально-культурному партнерству в профилактике детского неблагополучия с учетом возраста и сферы профессиональной деятельности, как на этапе получения профессионального образования, так и на этапе профессиональной переподготовки, повышения квалификации и самообразования. Дальнейшее исследование ориентировано на разработку методики комплексной оценки социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия, технологии и форм социально-культурного партнерство в рассматриваемом контексте.
Список литературы / References 1. Милькевич О.А. Социально-культурное партнерство в профилактике детского неблагополучия: возможности и функции // Проблемы современного педагогического образования. - 2016.- № 52-7. - С. 277-283.
Список литературы латинскими символами / References in Roman script 1. Mil'kevich O.A. Social'no-kurturnoe partnerstvo v profilaktike detskogo neblagopoluchija: vozmozhnosti i funkci [Welfare partnership in prophylaxis of children's trouble: opportunities and functions] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija [Problems of modern pedagogical education]. - 2016.- № 52-7. -S. 277-283. [in Russian]
DOI: 10.18454/IRJ.2016.52.144 Морозов С.Н.1, Мехтелева Е.А.2
профессор, кандидат педагогических наук, 2доцент, кандидат педагогических наук, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК)
МНОГОЛЕТНЯЯ ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СИНХРОНИСТОК 9-13 ЛЕТ
Аннотация
Работа посвящена многолетней динамике физической подготовленности синхронисток 9-13 лет. Выявленные сенситивные изменения плавательной и физической подготовленности, можно использовать в тренировочном процессе для оптимизации подготовки синхронисток с 9 до 13 лет. Следовательно, обучение технике гребков и позиций синхронного плавания, с параллельным освоением техники спортивных способов плавания, может явиться перспективным, в плане дальнейшей оптимизации процесса технической подготовки в синхронном плавании.
Ключевые слова: синхронное плавание, тренировка, гибкость, динамика, плавательная подготовка
Morozov S.N.1, Mekhteleva E.A.2 Professor, PhD in Pedagogy, 2Associate professor, PhD in Pedagogy, Russian state university of physical education, sport, youth and tourism. (SCOLIPE)
LONG-TERM DYNAMICS OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF SYNCHRONIZED SWIMMERS 9-13 YEARS
Abstract
The work is dedicated to the long-term dynamics of physical preparedness of synchronized swimmers 9-13 years. Identified sensitive changes in swimming and physical fitness, can be used in the training process for optimizing the training of synchronized swimmers from 9 to 13 years. Therefore, the learning technique of the strokes and positions of synchronized swimming, with a parallel development of techniques of sporting methods of swimming can be promising in terms of further process optimization, technical training in synchronized swimming.
Keywords: synchronized swimming, exercise, flexibility, dynamics, swimming training.
Актуальность работы заключается в том, что синхронное плавание является одним из основных видов водного спорта. Соревнования по синхронному плаванию включены в программу Олимпийских игр, чемпионатов мира и континентов, разыгрываются медали среди солистов, дуэтов, групп на чемпионатах и первенствах. Выдающиеся результаты в синхронном плавании закладываются еще в детских спортивных школах.
Научная новизна работы определяется, отсутствием лонгитидуальных исследований из-за большой сложности сбора материала, на основе которых можно выявить сенситивные периоды физической подготовленности синхронисток. Впервые проведены лонгитидуальные исследования динамики физической и плавательной подготовленности синхронисток с 9 до 13 лет.
Практическая значимость заключается в том, что выявленные периоды интенсивного роста отдельных показателей физической подготовленности могут быть использованы в тренировочном процессе синхронисток.
Целью настоящего исследования являлось изучение динамики подготовленности синхронисток с 9 до 13 лет.
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Определить динамику силовой подготовленности синхронисток с 9 до 13 лет.
2. Определить динамику гибкости синхронисток с 9 до 13 лет.
З.Определить динамику плавательной подготовленности синхронисток с 9 до 13 лет.
Для решения задач настоящего исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ научно методической литературы
2. Антропометрия
3. Контрольные тестирования
4. Методы математической статистики
Организация исследования. Исследование в СДЮШОР 2 с 20011 по 2014 год в бассейне «Медведково». Силовая подготовленность определялась тестом на подтягивание. Спортсменки выполняли максимальное количество подтягиваний на шведской стенке в неограниченном времени. Скоростно-силовая подготовленность определялась тестом «прыжки со скакалкой». Спортсменки выполняли максимальное количество прыжков через скакалку за 30сек. Взрывная сила определялась тестом «выпрыгивание». Спортсменки выполняли максимально количество выпрыгиваний. Гибкость определялась тестом «правый-левый шпагаты», «мостик». Спортсменки принимали положение левого-правого шпагата с перерастяжки, высотой 50см, замерялось количество сантиметров от нижней части бедра передней ноги до пола. Так же проводился тест «мостик». Спортсменки выполняли положение мостика, с максимальным прогибом в спине, обращая внимания, чтобы обе руки были на одинаковом расстоянии от ног. Замерялось количество сантиметров от кисти руки до пятки той же ноги. Плавательная подготовленность -спортсменки проплывали 100 метров комплексным плаванием. Специальная плавательная подготовленность определялась по времени проплывания дистанции 100 метров специальным комплексом (25м. балетная нога, 25м. экбите боком, 25м. пропеллер, 25м. кроль на задержке дыхания). Так же для тестирования специальной плавательной подготовленности проводился тест «Обратная вертикаль». Синхронистки выполняли максимальное количество опорных гребков в положении обратной вертикали.
Динамика силовой подготовленности синхронисток в возрасте с 9 до 13 лет.
В табл.1 приведены средние значения и стандартные отклонения длины, массы тела и индекса массы тела у спортсменок синхронисток с 9 до 13 лет.
Таблица 1 - Среднее значение и стандартное отклонение длины, массы тела и индекса массы у спортсменок _синхронисток с 9 до 13 лет (N=29)_
Тест 9лет (п=7) 10лет (п=7) 11лет (п=7) 12лет (п=5) 13лет (п=3)
Длина тела 138,0±7,1 145,0±8,4 147,0±11,2 155,0±11,2 160,1±9
Масса тела 27,7±5,2 29,9±6,2 32,8±8,3 37,4±7,2 45,1±5,5
Индекс массы тела 14,7±6,4 13,8±7,2 15,7±9,8 16,6±9,9 17,5±6,4
Как видно из приведенных в табл.1 данных, что длина тела у спортсменок возрастает с 138,0 см в возрасте 9 лет до 160,1 см в возрасте 13 лет. Аналогично увеличивается и масса тела с 27,7 кг в возрасте 9 лет до 45,1 кг в возрасте 13 лет, с некоторой стабилизацией с 9-12 лет и резким увеличением показателей с 12-13 лет, что полностью соответствует сенситивным периодам. Индекс массы тела у спортсменок возрастает со 14,7 в возрасте 9 лет до 17,5 см в возрасте 13 лет. Выявленные изменения следует учитывать в процессе подготовки синхронисток (табл. 1).
Количество подтягиваний у спортсменок стабильно с 9 до 10 лет. Наблюдается большой прирост показателей с 5,4 до 7,3 в возрасте 13 лет. Количество прыжков со скакалкой увеличивается с 12 до 13 лет. В возрасте 9-11 лет наблюдается относительная стабилизация показателей. Количество выпрыгиваний у спортсменок незначительно возрастает, но данные изменения не являются статистически значимыми (рис.1).
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
□ Силовая выносливость
□ Скоростно силовая подготовленность
□ Взрывная сила
9лет 10лет 11лет 12лет 13лет
Рис. 1 - Показатели упражнений ОФП в возрасте с 9 до 13 лет.
Средние значения и стандартные отклонения показателей правого шпагата лучше левого, что связано с ведущей ногой у спортсменок. Показатели правого шпагата улучшаются почти в два раза, а левого шпагата почти не меняются. Показатели мостика с возрастом практически мало меняются (табл.2).
Таблица 2 - Среднее значение и стандартное отклонение показателей гибкости у спортсменок синхронисток _в возрасте 9-13 лет (N=29)_
Тест 9лет3 (п=7) 10лет (п=7) 11лет (п=7) 12лет (п=5) 13лет (п=3)
Правый шпагат (см.) 7,6±6,5 6,6±6,1 5,3±2,7 4,6±2,0 3,4±2,9
Левый шпагат (см.) 14,8±14,1 14,0±9,7 13,5±14,9 13,0±9,9 11,2±12,7
Мостик (см.) 11,5±8,2 11,1±9,8 11,0±3,1 7,6±7,0 7,0±8,2
Многолетняя динамика плавательной подготовленности.
Время проплывания 100 м. комплексным плаванием улучшается с 11 до 13лет. Время проплывания 100м специальным комплексным плаванием также улучшается, особенно в возрасте 11-12 лет. Количество гребков в позиции обратной вертикали увеличивается более чем в два раза, но в возрасте 11-12 лет наблюдается небольшой прирост (табл.3).
Таблица 3 - Среднее значение и стандартное отклонение показателей плавательной подготовленности _у спортсменок синхронисток в возрасте 9-13 лет (N=29)_
Тест 9ллет (п=7) 10лет (п=7) 11лет (п=7) 12лет (п=5) 13лет (п=3)
100м. комплекс 91,1±6,5 89,5±6,1 88,9±2,7 86,8±2,0 85,4±2,9
100м. спец. комплекс (25м. балетная, 25м. экбите, 25м. пропеллер, 25м. кроль на задержке дыхания ) 152,4±9,1 151,3±9,7 147,2±9,9 142,3±9,9 138,4±9,7
Вертикаль (кол-во гребков) 10,1±9,3 14,3±9,2 18,7±8,9 19,4±9,9 24,4±8,9
Выводы
1. У синхронисток в периоде с 9 до 13 лет морфологические показатели - длина, масса и индекс массы тела имеют положительную динамику. Некоторая стабилизация наблюдается в длине тела в возрасте 10-11 лет, а в массе и индексе массы тела в 9-10 лет, что необходимо учитывать тренеру.
2. Показатели правого шпагата улучшаются почти в два раза, а левого шпагата почти не меняются. Это связано с тем, что шпагат ведущей ноги более подвержен изменениям.
3. Отсутствие значимых изменений показателей гибкости, предполагает более ранний отбор по показателям гибкости у синхронисток (до 9 лет).
4. Результаты в комплексном плавании 100м и специальном комплексном плавании начинаются увеличиваться с 11-летнего возраста.
5. Количество гребков в обратной вертикали увеличивается с 9 до 13 лет, что отражается и на качестве выполнения фигур в синхронном плавании.
6. Выявленные периоды интенсивного роста физической подготовленности у синхронисток 9-13 лет следует учитывать в процессе подготовки спортсменок.
Список литературы / References
1. Максимова М.Н. Многолетняя спортивная тренировка в синхронном плавании: Учеб. пособие для студентов РГУФКа: Рек. Эксперт.-метод. Советом РГУФКа / Максимова М.Н., Боголюбская М.С., Максимова Г.В. - М.: РГУФК, 2004. - 58 с.
2. Максимова М.Н. Теория и методика синхронного плавания : учеб. для образоват. учреждений высш. проф. образования, осуществляющих образоват. деятельность по направлению 034300.62 : рек. УМО вузов РФ по образованию в обл. физ. культуры / М.Н. Максимова. - М.: Сов. спорт, 2012. - 304 с.: ил.
3. Теория и методика синхронного плавания [Электронный ресурс] : пример. прогр. дисциплины федер. компонент цикла СД ГОС по специальности 032101.65 : утв. и рек. эксперт.-метод. советом РГУФКСМиТ / сост. Максимова М.Н. ; М-во спорта, туризма и молодеж. политики РФ, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)". - М., 2011.
Список литературы латинскими символами / References in Roman script
1. Maksimova M.N. Mnogoletnjaja sportivnaja trenirovka v sinhronnom plavanii: Ucheb. posobie dlja studentov RGUFKa: Rek. Jekspert.-metod. Sovetom RGUFKa / Maksimova M.N., Bogoljubskaja M.S., Maksimova G.V. [Years of
sports training in synchronized swimming: textbook for students of RGUFK: Recommended Expert-methodological Council of RGUFK / Maksimova M. N., The Bogolyubovo M. S., Maximov G. V. ] - M.: RGUFK, 2004. - 58 s. [in Russian]
2. Maksimova M.N. Teorija i metodika sinhronnogo plavanija : ucheb. dlja obrazovat. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovanija, osushhestvljajushhih obrazovat. dejatel'nost' po napravleniju 034300.62 : rek. UMO vuzov RF po obrazovaniju v obl. fiz. kul'tury / M.N. Maksimova. [Theory and methods of synchronized swimming : textbook for educational institutions of higher professional education, carrying out educational activities in the direction 034300.62 : recommended by UMO of higher education institutions of Russia on education in. physical culture / M. N. Maksimova] - M.: Sov. sport, 2012. - 304 s.: il. [in Russian]
3. Teorija i metodika sinhronnogo plavanija: primer. progr. discipliny feder. komponent cikla SD GOS po special'nosti 032101.65 : utv. i rek. jekspert.-metod. sovetom RGUFKSMiT / sost. Maksimova M.N. ; M-vo sporta, turizma i molodezh. politiki RF, Feder. gos. bjudzhet. obrazovat. uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovanija "Ros. gos. un-t fiz. kul'tury, sporta, molodezhi i turizma (GCOLIFK)". [Theory and methods of synchronized swimming [Electronic resource]: the example program disciplines Federal component of the cycle of SD STATE with a degree 032101.65 : approved and recommended the expert-methodological Council of the RGUFKSMiT / made up Maksimova M. N. ; The Ministry of sport, tourism and youth policy of the Russian Federation, Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Russian state University of physical culture, sport, youth and tourism (GCOLIFK)".] - M., 2011. [in Russian]
DOI: 10.18454/IRJ.2016.52.073 Мыльцева М.В.
Соискатель, ст. преподаватель, Институт иностранных языков, Российский университет дружбы народов КРИТЕРИИ ВЫБОРА УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ УСТНОЙ
МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Аннотация
В статье рассматриваются основные критерии, которыми следует пользоваться для эффективного отбора учебных текстов научного характера при обучении устной монологической речи. Продемонстрирован и подробно анализируется алгоритм процесса обучения с помощью применяемых критериев, показаны существующие проблемы в практике обучения, которые позволяет решить применение критериев аутентичности, иллюстративности, информативности. Кроме того, доказано, что значительную роль в повышении качества овладения устной монологической речью играет учёт критериев познавательности, жанрового и видового разнообразия и смысловой завершенности учебных текстов научного характера.
Ключевые слова: аутентичность, иллюстративность, информативность, критерий, монологическая речь, научный текст, учебный текст.
Myltseva M.V.
Postgraduate student, senior lecturer, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University CRITERIA FOR THE SELECTION OF EDUCATIONAL TEXTS AND THE EFFECTIVENESS OF TRAINING ORAL MONOLOGUE SPEECH
Abstract
This article considers the main criteria which should be used for effective selection of educational scientific texts when teaching oral monologue speech. The algorithm of the training process is demonstrated and analyzed in detail by using criteria that demonstrates the existing problems in the practice of teaching, which can be solved by applying criteria of authenticity, illustrative, informative. In addition, it is proved that a significant role in improving the quality of mastering of the oral monologue speech has a criteria-based cognition, genre and species diversity and semantic completeness of educational texts of a scientific nature.
Keywords: authenticity, illustrative, informative, criterion, monologue speech, academic text, educational text.
В сегодняшних условиях от уровня владения иностранными языками во многих случаях весьма существенно зависят карьерные перспективы специалиста с высшим профессиональным образованием в любой сфере деятельности. Именно поэтому уровень владения навыками устной монологической речи так важен для обучающихся на факультетах иностранных языков и именно поэтому формированию подобных навыков уделяется столь большое значение в процессе обучения.
Все современные учебные пособия предлагают обучающимся огромный выбор учебных текстов. Они, безусловно, ценны для развития навыков монологической речи с точки зрения содержания, но при этом они ориентируют студентов еще и на формирование межкультурной языковой компетенции50.
Любой текст, рассматриваемый в ходе обучения в качестве основы для общения, должен быть увлекательным, интересным, информативным и соответствовать возрасту обучающихся51. Текстовой материал при этом обязан стимулировать потребность в его обсуждении и формировать у обучающихся умение передавать полученную
См.: Ковалева Т. А. Обучение решению коммуникативно-познавательных задач в процессе иноязычного информативного чтения: монография / Т.А. Ковалева, Т.С. Серова. - Пермь, 2006. С. 36.
51 См.: Вязовова Н.В., Севидова Н.А. Обучение монологической речи на основе текста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 1998. № 3. С. 92.