Научная статья на тему 'Определение ключевых элементов для формирования самоконтроля в горизонтальных позициях синхронного плавания'

Определение ключевых элементов для формирования самоконтроля в горизонтальных позициях синхронного плавания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
318
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ / КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ / ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ СИНХРОННОГО ПЛАВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пигида Кристина Сергеевна

Соревновательные действия синхронного плавания подразумевает выполнение движений с постоянным изменением положений, что требует от спортсмена постоянного контроля действий, оценки изменяющейся ситуации, и своевременной коррекции в технике. Способность спортсмена контролировать движения в воде должна формироваться с первых занятий. Для тренера важна информация о способности спортсмена, выделять и, следовательно, контролировать главные элементы выполняемого движения, что позволит использовать краткие конкретные команды для обратной связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пигида Кристина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prediction of the key elements for formation of self-control in the horizontal positions of synchronized swimming

Competitive actions in synchronized swimming involves performing movements with the constant changes in regulations that requires from the athlete to apply the constant control of the action, to assess the changing situation, and to do timely correction in the art. The ability of an athlete to control movement in water should be formed from the first class. For the coach the information about the ability of the athlete to identify and therefore to control the main elements of the movement performed is essential, enabling the use of short specific phrases for feedback.

Текст научной работы на тему «Определение ключевых элементов для формирования самоконтроля в горизонтальных позициях синхронного плавания»

3. Глембоцкая, Я.И. Подготовка и создание мультимедийного формата обучения студентов вузов физической культуры на занятиях по английскому языку / Я.И. Глембоцкая, Н.А. Шнайдер // Современный научный вестник. - 2015. - № 2. - С. 19-23.

4. Лепешкин, Д.И. Классификация спортивно-судейских компетенций в тяжелой атлетике / Д.И. Лепешкин // Сборник материалов научных конференций студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей МГАФК. XXIV выпуск / Московская гос. акад. физ. культуры. -Малаховка, 2015. - С. 155-159.

5. Перевицкий, И.С. Квалификационные признаки судьи в спортивной борьбе / И.С. Перевицкий // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 3. - С. 74-77.

6. Перевицкий, И.С. Использование мультимедиа для подготовки арбитров к соревнованиям по спортивной борьбе / И.С. Перевицкий, А. С. Шифррин // Вестник Тамбовского университета. - 2011. - № 12. - С. 163-168.

REFERENCES

1. Glembockaja, J. (2008), "Media studying of conventional signals of sports referees by students of sport higher schools at English lessons", Proceedings of The first all-Russian conference of young scientists («Contemporary tendencies for developing physical education and sport»), Lesgaft University, St. Petersburg, pp. 4-6.

2. Glembockaja, J. (2014), "Creation and application of the multimedia presentations of Russian-English values of conventional gestures of hockey judges", Materials of the All-Russian scientific and practical conference with the international participation "The Olympic Games and modern society", MSAPE Malakhovka, pp. 84-88.

3. Glembockaja, J. and Schneider N.A. (2015), "Preparation and creation of a multimedia format of training of students of higher schools of physical culture at English classes", Modern scientific bulletin, No. 2, pp. 19-23.

4. Lepeshkin, D.I. (2015), "Classification of sports and judicial competences of weightlifting", Materials of scientific conferences of students, undergraduates, graduate students and applicants of MSAPE, XXIV release, Malakhovka, pp. 155-159.

5. Perevitskij, I.S. (2010), "Qualification signs of the judge in wrestling", Theory and practice of physical cultures, No. 3, pp. 74-77.

6. Perevitskij, I.S. (2011), "Usage of multimedia for training of arbitrators for wrestling competitions", Newsletter of Tambov University, No. 12, pp. 163-168.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.05.2017

УДК 797.217.2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ В ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЯХ СИНХРОННОГО

ПЛАВАНИЯ

Кристина Сергеевна Пигида, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ), г. Краснодар

Аннотация

Соревновательные действия синхронного плавания подразумевает выполнение движений с постоянным изменением положений, что требует от спортсмена постоянного контроля действий, оценки изменяющейся ситуации, и своевременной коррекции в технике. Способность спортсмена контролировать движения в воде должна формироваться с первых занятий. Для тренера важна информация о способности спортсмена, выделять и, следовательно, контролировать главные элементы выполняемого движения, что позволит использовать краткие конкретные команды для обратной связи.

Ключевые слова: синхронное плавание, контроль и самоконтроль, горизонтальные позиции синхронного плавания.

PREDICTION OF THE KEY ELEMENTS FOR FORMATION OF SELF-CONTROL

IN THE HORIZONTAL POSITIONS OF SYNCHRONIZED SWIMMING

Kristina Sergeevna Pigida, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University of Education, Sport and Tourism, Krasnodar

Annotation

Competitive actions in synchronized swimming involves performing movements with the constant changes in regulations that requires from the athlete to apply the constant control of the action, to assess the changing situation, and to do timely correction in the art. The ability of an athlete to control movement in water should be formed from the first class. For the coach the information about the ability of the athlete to identify and therefore to control the main elements of the movement performed is essential, enabling the use of short specific phrases for feedback.

Keywords: synchronized swimming, control and self-control, horizontal position in synchronized swimming.

ВВЕДЕНИЕ

Структура соревновательных действий синхронного плавания подразумевает выполнение движений руками, ногами и туловищем в разных плоскостях, в изменяющихся ситуациях, под музыкальное сопровождение, синхронно. Следовательно, информация об особенностях контроля в ходе выполнений позиции и формирование комплекса команд и установок, позволяющих получить в ходе выполнения информацию о движении и своевременно ее корректировать, является, актуальной [4].Срочная информация, получаемая спортсменкой по ходу выполнения упражнения, приобретает значение обратной связи. На ее основе у нее появляется возможность сознательно оценивать, управлять и корректировать движения. Умение самостоятельно контролировать и адекватно оценивать исполнение, определять отклонения от эталона, должно формироваться с первых дней занятий. В нашей работе мы на примере горизонтальных позиций синхронного плавания определили ключевые сегменты контроля[1, 3].

МЕТОДИКА

За основу была взята анкета, которая включает в себя изображение горизонтальной позиции синхронного плавания с указанными компонентами техники. Респонденты выбирали те компоненты техники, контроль которых, по их мнению, наиболее важен в процессе исполнения позиций. В эти компоненты входило 5 основных, определенных правилами соревнований, и 8-10 второстепенных, способствующих улучшению техники позиции. Как основные были выбраны элементы: положение стоп, голени, бедер, головы на поверхности воды, а также качество гребковых движений, обеспечивающих статическое положение спортсменки. Второстепенными элементами техники являлись кинематические характеристики, соотношение конечностей относительно тела и друг друга. Спортсменки отмечали ключевые, по их мнению, элементы после выполнения позиции и оценивали свое исполнение. Выполнение позиции оценивалось также и квалифицированными экспертами. Впоследствии оценки экспертов и спортсменок сравнивались [2]. Для исследования мы отобрали четыре основные горизонтальные позиции: горизонталь на спине, угол вверх одной - «балетная нога», «фламинго» на поверхности, угол вверх двумя. Анкета предлагалась спортсменкам различных этапов подготовки: начальной подготовки (НП), тренировочного (ТЭ) и этапа совершенствования спортивного мастерства (ССМ). Спортсменкам группы НП в ходе разучивания позиции тренер давал информацию о компонентах техники влияющих на итоговую оценку эксперта. Оценка проводилась по десяти бальной шкале с градацией 0,1 балла.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При выполнении позиции - горизонталь на спине (рисунок 1) спортсменки группы НП концентрировали свое внимание на следующих элементах: положении стоп на по-

верхности воды (92%), технике гребковых движений (41%), положении таза (17%). Остальные элементы отмечались как менее важные, и процент контроля был значительно ниже (р<0,05). Однако, спортсменки-разрядницы в больше степени контролируют положение стоп (93%), технику гребковых движений (71%), положение головы и локтя (43%), груди (36%) (рисунок 1). Квалифицированные спортсменки ключевыми элементами считают технику гребка (100% случаев), положение головы (83%), локтя (67%). В равной степени они отмечали положение стоп, колен и таза - (50%) и мало обращали внимание на положение голеней, бедер и плеч.

92,8 100

% 100

Стопы

Колени

Таз

Живот

Грудь

Голова

Кисть

Локоть

□ Группы НП ■ Группы ТЭ □ Группы ССМ

Рисунок 1 - Ключевые компоненты техники выполнения позиции горизонталь на спине

С ростом квалификации спортсменки при выборе ключевых элементов техники руководствуются правилами соревнований. Спортсменки же более низкого уровня контролируют сопутствующие элементы и руководствуются субъективными ощущениями.

При выполнении горизонтальной позиции «угол вверх одной» спортсменки группы НП, в первую очередь, контролировали технику гребковых движений (73%), затем положение стопы вертикально расположенной ноги (64%), колено и бедро вертикально расположенной ноги (54,5%), положение головы и голени горизонтально расположенной ноги (45%), голень вертикально расположенной ноги, стопа и бедро горизонтально расположенной ноги, положение плеч и груди (36,4%) (рисунок 2).

Бедро вертикально расположенной ноги

Колено вертикально расположенной ноги

Стопа вертикально расположенной ноги

Кисть Голова

Бедро горизонтально расположенной ноги

Стопа горизонтально расположенной ноги

16,7

54,5

5

6 64

6,4

57,1

] 63,6

66,

I I

35,7

I I

3

33,3 #

45

=1=

20

4=

50

72,7

71

83,3

78,5

78,5

%

80

90

0 10 20 30 40 50 60 70 □ Группы ССМ ■ Группы ТЭ □ Группы НП

Рисунок 2 - Ключевые компоненты техники выполнения позиции "угол вверх одной"

Спортсменки-разрядницы ключевыми считают положение стопы горизонтально расположенной ноги и технику гребковых движений (78%), положение колена верти-

4

4

кально расположенной ноги (64%), стопы вертикально расположенной ноги (57%), положение таза и колена горизонтально расположенной ноги (50%), головы (35,7%).

Остальные сегменты выделялись в меньшей степени или не отмечали вовсе. Высококвалифицированные спортсменки отмечали компоненты в следующей последовательности: стопа (83%) колено (68%), техника гребковых движений кисти (68%). Остальные сегменты были, отмечены реже или не отмечены вообще. В позиции «угол вверх» одной спортсменки всех квалификационных групп как ключевой элемент техники выделяли одни и те же параметры. С ростом квалификации меньше внимания уделяется контролю геометрически правильного исполнения, а большей степени их внимание сосредоточено на технике движения рук и высоте позиции.

В позиции «фламинго» на поверхности, начинающие спортсменки ключевыми считают: положение стопы вертикально (73%) и горизонтально (64%) расположенных ног, технику движений кисти (54,5%). В равных долях они отмечают положение локтя, головы и колена горизонтально расположенной ноги (45,4%). Ряд параметров не отмечался ни одной спортсменкой (рисунок 3).

□ Группы ССМ ■ Группы ТЭ □ Группы НП

Рисунок 3 - Ключевые компоненты техники выполнения позиции "фламинго"

Разрядницы отметили в данном случае: качественную технику гребковых движений кисти (78%), геометрию положения ног в позиции, а конкретно стопы вертикально (71%) и горизонтально(68,3%) расположенных ног, голени вертикально (57%) и горизон-тально(43%) расположенных ног головы (43%). Другие элементы в меньшей степени контролировались спортсменками. Квалифицированные синхронистки ключевыми моментами считают: технику гребковых движений (100%), положение головы (67%), стопы и голени вертикально расположенной ноги (50%). Ряд сегментов спортсменки выделяли в равной степени (33%), и совершенно не обращали внимания на положение бедер, колена вертикально расположенной ноги и живота. В данной позиции спортсменки всех квалификационных групп, также считают ключевыми и требующими контроля одни и те же параметры. Причем большая часть элементов является ведущими при оценке экспертов.

Позиция «угол вверх двумя» сложная в техническом и функциональном плане. Ключевыми элементами техники в данной позиции для начинающих синхронисток является контроль выпрямленных в коленном суставе поднятых вверх ног (80% случаев), положение стоп (70%), положение таза и головы (50%), голени и живота (40%). Остальные параметры, включая технические, не являются важными (рисунок 4).

Стопы Голени Колени Таз Живот Грудь Голова Кисть

□ Группы НП ■ Группы ТЭ □ Группы ССМ

Рисунок 4 - Ключевые компоненты техники выполнения позиции "угол вверх двумя"

Разрядницы, в первую очередь, обращают внимание на положение стоп (79%), колен и технику гребковых движений (71%), положение головы (57%), таза и груди (35,7%). Для квалифицированных спортсменок самым значимым моментом является положение колен (100%), головы и техника гребковых движений (83,3%), положение плеч и бедер (50%). В позиции угол вверх одной спортсменки в большей степени контролируют компоненты техники, влияющие на итоговую оценку.

Анализ динамики экспертных оценок и самооценок, от позиции к позиции выявил, качественный подход к оцениванию со стороны синхронниц. Расхождение между оценками экспертов и самооценкой спортсменок составляло в среднем 0,1 до 0,5 баллов (рисунок 5).

Баллы

9,3

С Позиции

«Угол вверх двумя»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Горизонталь на спине «Угол вверх одной»

■НП ПТЭ НССМ

Рисунок 5 - Показатели оценки исполнения позиции экспертами и спортсменками

«Фламинго» на поверхности О - оценка эксперта С - самооценка спортсменки

По всей вероятности практика соревновательной деятельности позволяет детализировать свое исполнение и строже подходить к самооценке. Этим может объясняться большее расхождение в баллах у квалифицированных спортсменок до 0,7 балла (р<0,05). Геометрически сложные позиции приводит к занижению самооценки. Если спортсменки высокой квалификации руководствовались соревновательным опытом, то новички опираются на установки, получаемые от тренера в ходе освоения позиции. Функциональная сложность позиции значительно влияет на самооценку. Все спортсменки оценили исполнение позиции «угол вверх двумя» на 0, 5 и 0,9 балла ниже экспертов ( р<0,01) (рисунок 5). При оценке исполнения спортсменки в основном руководствовались субъективными ощущениями, связанными со сложностью удержания ноги в вертикальном положении, не сгибая в коленных суставах, сохраняя высоту, не погружать лицо под воду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Спортсменки разной квалификации независимо от сложности позиции способны контролировать несколько элементов техники одновременно. Однако, чем ниже уровень спортивной подготовки синхронистки, тем в меньшей степени контролируются моменты техники, влияющие на общую оценку. Спортсменки высокой квалификации больше внимания уделяют элементам, качество выполнения которых, влияет на оценку экспертов.

Способность спортсменок начального этапа подготовки оценить выполнение позиций с меньшим отклонением от экспертной оценки формировалась тренерами в ходе их освоения. Это подчеркивает важность оперативная информация о технике в процессе обучении. Объективная информация о движении может подаваться спортсмену в различной форме. Но сложность заключается в том, что внимание испытуемого при этом сосредоточено именно на том параметре движения, который требует исправления. Следовательно, установки должны быть емкими и конкретными. Нами были определены три группы установок или команд, которые были направлены одновременно на коррекцию нескольких параметров техники: амплитуду гребка и глубину погружения гребка; темп гребка; положение тела. Также следует выбирать установки сопряженного характера, когда изменения положения одного элемента приведет к исправлению нескольких ошибок во время исполнения позиции. С ростом квалификации необходимо вооружать спортсменок большим объемом знаний по судейству соревнований. Это поможет им правильно определять «стоимость» того или иного нарушения техники и более точно оценивать свое исполнение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Близнюк, А.А. Содержание педагогического контроля на этапе начальной подготовки боксеров. Биомеханические показатели защиты от взаимоположений в боксе // Проблемы современного педагогического образования : сб. статей - Ялта, 2016. - Вып. 53, ч. 5. - С. 50-57.

2. Максимова, М.Н. Теория и методика синхронного плавания : учебник / М.Н. Максимова. - М. : Советский спорт, 2012. - 304 с.

3. Пигида, К.С. Обучение технике гребковых движений на этапе начальной подготовки в синхронном плавании : дис. ... канд. пед наук / Пигида Кристина Сергеевна. - Краснодар, 1998. -167 с.

4. Платонов, В.Н. Спортивное плавание: путь к успеху. Книга 1 / В.Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2012. - 480 с.

REFERENCES

1. Bliznyuk, A.A. (2016), "Content of pedagogical supervision at the stage of initial training boxers Biomechanical parameters protection from mutual provisions in Boxing", Problems of modern pedagogical education. Collection of articles, RIO HPA, Yalta, Vol. 53, Part 5, pp. 50-57.

2. Maksimova, M.N. (2012), Theory and methods of synchronized swimming: the textbook, Soviet sport, Moscow.

3. Pigida, K.S. (1998), Training the technique rowing movements on the .stage of initial training in synchronized swimming, dissertation, Krasnodar.

4. Platonov, V.N. 92012), Competitive swimming: the Path to success. Book 1, Soviet sport, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.05.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.