свидетельствует о необходимости и эффективности психологической подготовленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гончарова, А.В. Индивидуально-тактические компоненты надежности защитных действий волейболисток : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Гончарова А.В. - Малаховка, 2008. - 24 с.
2. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г Д. Горбунов. - М. : Советский спорт, 2006. -
296 с.
3. Железняк, Ю.Д. Волейбол : методическое пособие по обучению игре / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин. - М. : Терра-спорт, 2005. - 112 с.
4. Николич, А. Отбор в баскетболе / А. Николич, В. Параносич. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 144 с.
5. Полозов, А. А. Модули психологической структуры в спорте / А. А. Полозов. - М. : Советский спорт, 2009. - 295 с.
6. Сазоненко, В.М. Специальная физическая подготовка волейболистов : учеб.-метод. пособие / В.М. Сазоненко ; Марийский гос. техн. ун-т. - Йошкар-Ола : [б.и.], 2007. - 58 с.
7. Шулятьев, В.М. Основы подготовки резервов квалифицированных волейболистов : учеб. пособие / В.М. Шулятьев, В.Н. Мерзляков ; Омский гос. техн. ун-т. - Омск : [б.и.], 2007. - 91 с.
REFERENCES
1. Goncharova, A.V. (2008), Individual tactical components of reliability ofprotective actions of volleyball players, dissertation, Malakhovka.
2. Gorbunov, G.D. (2008), Psychopedagogy of sport, Soviet sport, Moscow.
3. Zheleznyak, Yu.D., Kunyavsky, V.A. and Chachin, A.V. (2005), Volleyball. Methodical manual on game training, Terra-sport, Moscow.
4. Nikolic, A. and Paranosich, V. (1984), Selection in basketball, Physical education and sport, Moscow.
5. Polozov, A.A. (2009), Modules of psychological structure in sport, Soviet sport, Moscow.
6. Sazonenko, V.M. (2007), Special physical training of volleyball players, manual, Yoshkar-Ola.
7. Shulyatyev, V.M. and Merzlyakov, V.N. (2007), Bases ofpreparation of reserves of the qualified volleyball, textbook, Omsk.
Контактная информация: lu56@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 15.04.2019
УДК 797.217
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СИНХРОНИСТОК 13-15 ЛЕТ НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ ФИТНЕСА
Елена Ильинична Ончукова, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Геннадьевна Котлярова, магистрант, Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма,
г. Краснодар
Аннотация
Синхронное плавание - относительно молодой и активно развивающийся вид спорта. Однако в процессе учебно-тренировочного этапа к спортсменам предъявляются высокие требования к физической подготовленности и функциональному развитию девочек, он становится предельно сложным и академичным и в период подросткового возраста может снижать интерес и мотивацию к занятиям спортом. Однако оздоровительная физическая культура располагает целым арсеналом средств для решения данных проблем. Современные фитнес программы способствуют эффективному повышению уровня физической подготовленности, развитию практически всех физических качеств, обладают интересным содержанием для девочек подросткового возраста, а так же способствуют мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Нами была предложена методика повышения физической подготовленности синхронисток 13-15 лет на основе средств фитнеса. В статье представлена результативность занятий по данной методике.
Ключевые слова: физическая подготовленность, средства фитнеса, синхронное плавание девочки 13-15 лет.
METHODS OF IMPROVING PHYSICAL TRAINING OF SYNCHRONIZED SWIMMERS AGED 13-15-YEARS-OLD ON THE BASIS OF FITNESS
Elena Ilyinichna Onchukova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yulia Gennadyevna Kotlyarova, the master student, Kuban state University ofphysical culture of sport and tourism, Krasnodar
Annotation
Synchronized swimming is a relatively young and actively developing sport. However, in the process of the training stage, athletes face higher requirements for physical fitness and functional development of girls, it becomes extremely complex and academic and during adolescence can reduce interest and motivation for sports. However, health physical culture has a whole arsenal of the tools to solve these problems. Modern fitness programs contribute to the effective improvement of physical fitness, the development of almost all physical qualities, possessing interesting content for the teenage girls, as well as contribute to the motivation to be engaged in the physical culture and sports. We have proposed a method of improving physical fitness of the synchronizers aged 13-15 years on the basis of fitness. The article presents the effectiveness of training in this technique.
Keywords: physical fitness, means of fitness, synchronized swimming of girls of 13-15 years.
ВВЕДЕНИЕ
В синхронном плавании на тренировочном этапе большое внимание уделяется общей и специальной физической подготовленности, именно они служат базой для создания прочного технического мастерства и закрепления технических навыков синхронисток. В дальнейшем на учебно-тренировочном этапе к спортсменам предъявляются более высокие требования к физической подготовленности и функциональному развитию. Тренировочный процесс становится предельно сложным и академичным и в период подросткового возраста может снижать интерес и мотивацию к занятиям спортом. Вследствие этого могут снижаться работоспособность спортсмена, результативность в соревновательной деятельности, уровень физического состояния в целом, что нередко приводит к потере лидирующих позиций в группе, а в дальнейшем и к полному отказу от тренировочных занятий.
Однако оздоровительная физическая культура располагает целым арсеналом средств для решения данных проблем. Современные фитнес программы способствуют эффективному повышению уровня физической подготовленности, развитию практически всех физических качеств, обладают интересным содержанием для девочек подросткового возраста, а также способствуют мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
В связи свыше изложенным, возникла необходимость включения в тренировочный процесс девочек 13-15 лет, занимающихся синхронным плаванием, средств фитнеса для эффективного повышения уровня общей и специальной физической подготовки. Этим и обусловлен выбор темы настоящего исследования.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследования проводились с сентября 2017 г. по май 2018 г. на базе МБУ МОГК «СШ № 2» г. Краснодара. Обследовано 15 девочек контрольной группы и 15 экспериментальной в возрасте 13-15 лет, занимающиеся синхронным плаванием. Эксперимент проводился с целью определения эффективности методики тренировочных занятий с применением средств фитнеса на общую и специальную физическую подготовленность девушек 13-15 лет, занимающихся синхронным плаванием. В контрольную и экспериментальную группу вошло по 15 человек, посещающие четвертый год занятия по синхронному плаванию занимающиеся на тренировочном этапе. Содержание и планирование учебно-тренировочных занятий утверждено методистами школы и соответствуют программным задачам
освоения избранного года. Контрольное тестирование для определения уровня общей и специальной физической подготовленности было проведено в сентябре 2017 по май 2018 г.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для повышения уровня физической подготовленности синхронисток 13-15 лет применялся тренировочный план, разработанный с учетом специфических требований данного вида спорта, так же с учетом физической подготовленности данного контингента занимающихся. Особенностью этой методики является включение в тренировочный процесс средств фитнеса.
Методика рассчитана на 4 направления тренировочных занятий. Недельный тренировочный план включает в себя 4 тренировки в зале, продолжительностью 90 минут и 4 тренировки на воде, продолжительностью 90 минут.
1. Силовой направленности. В зале: аэробика, стретчинг, силовые упражнения с собственным весом. На воде: спортивное плавание, упражнения синхронного плавания, аквааэробика.
2. Функциональный тренинг. В зале: степ-аэробика, круговая тренировка, стрет-чинг. На воде: спортивное плавание, упражнения синхронного плавания, аквааэробика.
3. Координационной направленности. В зале: суставная гимнастика, слайд-аэробика, танцевальная аэробика, аэробика с элементами боевых искусств, стретчинг. На воде: парные упражнения, разучивание связок, каскады фигур, калейдоскопные построения на воде, аквааэробика.
4. Развитие гибкости. В зале: аэробика, стретчинг, йога. На воде: спортивное плавание, упражнения синхронного плавания, аквааэробика.
В начале учебного года (сентябрь) нами было проведено первичное тестирование общей и специальной физической подготовленности, на начальном этапе эксперимента достоверных межгрупповых различий выявлено не было. В конце года (май) нами был проведен повторный срез уровня общей и специальной физической подготовленности девочек, занимающихся синхронным плаванием на тренировочном этапе четвертого года обучения (таблица 1).
Таблица 1 - Показатели уровня общей и специальной физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп в конце года девочек, занимающихся синхронным плаванием (п=30)____
Показатели ЭГ (М±т) КГ (М±т) Р
Сгибание разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) 50,13±0,48 45,13±0,26 <0,05
Подъем ног из виса на гимнастической стенке до касания перекладины (кол-во раз) 21,40±040 18,47±0,14 <0,05
Удержание положения «угол» в висе на гимнастической стенке (сек) 27,60±0,52 24,07±0,19 <0,05
Подъем рук и ног в угол 90° из положения лежа на спине «складочка» за 30 сек (кол-во раз) 20,87±0,20 18,78±0,12 <0,05
Прыжки толчком двух ног из низкого приседа за 20 с (кол-во раз) 19,20±0,15 17,89±0,19 <0,05
Кросс 2 км (мин) 10,47±0,20 10,65±0,20 >0,05
Челночный бег 3x10 м (сек) 8,14±0,15 8,48±0,17 >0,05
Удержание положения стойка на руках (сек) 9,83±0,20 8,80±0,25 < 0,05
Наклон из положения стоя (см) 13,40±0,30 12,00±0,20 <0,05
Упражнение «мост» (удержание хватом ног) (сек) 7,00±0,30 5,73±0,19 <0,05
Поднимание и отведение прямой ноги на 90° (вперед) (удержание сек) 20,33±0,31 17,87±0,20 <0,05
Стойка на носке одной ноги, другая согнута вперед под прямым углом, руки вверх (удержание сек) 13,53±0,36 11,13±0,17 <0,05
Эгбите руки наверх (м) 99,13±0,39 90,72±0,20 <0,05
Ныряние в длину под водой на задержку дыхания (м) 45,00±0,39 40,33±0,17 <0,05
Выталкивания на задержке дыхания (кол-во раз) 7,27±0,21 6,12±0,20 <0,05
Примечание: Р - достоверность различий по 1-критерию Стьюдента
Результаты исследования выявили достоверное улучшение практически по всем показателям общей и специальной физической подготовленности в обеих группах. В тех качествах, где не была выявлена достоверность различий, также сохранялась положительная динамика изменения результатов в сторону их улучшения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность разработанной методики подтверждается результатами педагогического тестирования. В результате проводимых тренировочных занятий все показатели общей и специальной физической подготовленности изменились с положительной динамикой. На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что внедренные средства фитнеса в тренировочный процесс синхронисток положительно влияют на развитие общей и специальной физической подготовленности, как основного показателя оценки результативности тренировочного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дворкина, Н.И. Теоретические основы физкультурно-оздоровительной деятельности / Н.И. Дворкина, Е.И. Ончукова ; Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар : [б.и.], 2018. - 198 с.
2. Котлярова, Ю.Г. Особенности занятий синхронным плаванием с девочками 8-10 лет / Ю.Г. Котлярова, Е.И. Ончукова // ХЫУ научная конференция студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа : материалы конференции. - Краснодар, 2017. - С. 112-114.
3. Синхронное плавание : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / сост. М.Н. Максимова. - М. : Советский спорт, 2007. - 192 с.
4. Трофимова, О.С. Мотивация к занятиям фитнесом женщин первого периода зрелого возраста / О.С. Трофимова, А.А. Тюнин // Международный научно-исследовательский журнал. -2017. - № 10-1 (64). - С. 51-54.
REFERENCES
1. Dvorkirn, N.I. and Onchukova, E. I. (2018), Theoretical foundations ofphysical activity, Kuban state University of physical culture, sports and tourism Krasnodar
2. Kotlyarova, Yu.G. and Onchukova, E.I. (2017) "Features of synchronized swimming lessons with girls 8-10 years", XIV scientific conference of students and young scientists of universities of the southern Federal district: materials of conference, Krasnodar, pp. 112-114.
3. Maximova, M.N. (2007), Synchronized swimming. Approximate program of sports training for children's and youth sports schools, specialized children's and youth schools of Olympic reserve, Soviet Sport, Moscow.
4. Trofimova, O.S. and Tyunin, A. A. (2017), "Motivation to fitness classes for women of the first period of adulthood", International research journal, No. 10-1 (64), pp. 51-54.
Контактная информация: l-gorbunova@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 23.05.2019
УДК 796.035
МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СИЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕВУШКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ИЗБЫТОЧНУЮ МАССУ ТЕЛА
Елена Ильинична Ончукова, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Витальевна Черова, магистрант, Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма,
г. Краснодар
Аннотация
Проблема борьбы с избыточной массой тела становится актуальной не только у людей среднего и старшего возраста, но и у современных школьников. Особенно остро эта проблема