Научная статья на тему 'Методика оздоровительных занятий силовой направленности с девушками, имеющими избыточную массу тела'

Методика оздоровительных занятий силовой направленности с девушками, имеющими избыточную массу тела Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБЫТОЧНАЯ МАССА ТЕЛА / ЗАНЯТИЯ СИЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / СРЕДСТВА ФИТНЕСА / ДЕВУШКИ СТАРШИХ КЛАССОВ / МОТИВАЦИЯ / OVERWEIGHT / LESSONS OF POWER ORIENTATION / MEANS FITNESS / GIRLS OF THE SENIOR CLASSES / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ончукова Елена Ильинична, Черова Марина Витальевна

Проблема борьбы с избыточной массой тела становится актуальной не только у людей среднего и старшего возраста, но и у современных школьников. Особенно остро эта проблема касается учащихся старших классов, так как именно они подвержены интенсивной учебной нагрузке, связанной с подготовкой к сдаче выпускных экзаменов. Из-за психологических переживай, умственных перенапряжений, и боязни приближающихся экзаменов у школьников снижается интерес и желание к занятиям физической культурой, в связи с этим у учащихся снижается общая двигательная активность, что приводит к снижению энергозатрат и как результат, к избыточному весу. В настоящее время считается, что одним из самых эффективных методов профилактики и борьбы с избыточной массой тела является использование средств физической культуры, в частности физические упражнения. В статье представлены результативность методики оздоровительных занятий силовой направленности с девушками, имеющих избыточную массу тела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ончукова Елена Ильинична, Черова Марина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technique of health-improving lessons of power orientation with girls of senior classes with excess body weight

Problem of combating overweight is becoming relevant not only among the middle-aged and older people, but also among the modern schoolchildren. This problem is particularly acute for high school students, as they are subject to intensive training load, associated with the preparation for the final exams. Because of the psychological worries, mental stress, and fear of approaching exams, among the schoolchildren interest reduced, including the desire for the physical education, in this regard, students reduced overall motor activity, which leads to decrease in the energy consumption and, as a result, overweight. Currently, it is believed that one of the most effective methods of prevention and control overweight is the use of physical culture, in particular, exercises. The article presents the effectiveness of the methods of health improving training of power orientation with girls who suffer overweight.

Текст научной работы на тему «Методика оздоровительных занятий силовой направленности с девушками, имеющими избыточную массу тела»

Результаты исследования выявили достоверное улучшение практически по всем показателям общей и специальной физической подготовленности в обеих группах. В тех качествах, где не была выявлена достоверность различий, также сохранялась положительная динамика изменения результатов в сторону их улучшения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективность разработанной методики подтверждается результатами педагогического тестирования. В результате проводимых тренировочных занятий все показатели общей и специальной физической подготовленности изменились с положительной динамикой. На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что внедренные средства фитнеса в тренировочный процесс синхронисток положительно влияют на развитие общей и специальной физической подготовленности, как основного показателя оценки результативности тренировочного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дворкина, Н.И. Теоретические основы физкультурно-оздоровительной деятельности / Н.И. Дворкина, Е.И. Ончукова ; Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар : [б.и.], 2018. - 198 с.

2. Котлярова, Ю.Г. Особенности занятий синхронным плаванием с девочками 8-10 лет / Ю.Г. Котлярова, Е.И. Ончукова // ХЫУ научная конференция студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа : материалы конференции. - Краснодар, 2017. - С. 112-114.

3. Синхронное плавание : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / сост. М.Н. Максимова. - М. : Советский спорт, 2007. - 192 с.

4. Трофимова, О.С. Мотивация к занятиям фитнесом женщин первого периода зрелого возраста / О.С. Трофимова, А.А. Тюнин // Международный научно-исследовательский журнал. -2017. - № 10-1 (64). - С. 51-54.

REFERENCES

1. Dvorkirn, N.I. and Onchukova, E. I. (2018), Theoretical foundations ofphysical activity, Kuban state University of physical culture, sports and tourism Krasnodar

2. Kotlyarova, Yu.G. and Onchukova, E.I. (2017) "Features of synchronized swimming lessons with girls 8-10 years", XIV scientific conference of students and young scientists of universities of the southern Federal district: materials of conference, Krasnodar, pp. 112-114.

3. Maximova, M.N. (2007), Synchronized swimming. Approximate program of sports training for children's and youth sports schools, specialized children's and youth schools of Olympic reserve, Soviet Sport, Moscow.

4. Trofimova, O.S. and Tyunin, A. A. (2017), "Motivation to fitness classes for women of the first period of adulthood", International research journal, No. 10-1 (64), pp. 51-54.

Контактная информация: l-gorbunova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.05.2019

УДК 796.035

МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СИЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕВУШКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ИЗБЫТОЧНУЮ МАССУ ТЕЛА

Елена Ильинична Ончукова, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Витальевна Черова, магистрант, Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма,

г. Краснодар

Аннотация

Проблема борьбы с избыточной массой тела становится актуальной не только у людей среднего и старшего возраста, но и у современных школьников. Особенно остро эта проблема

касается учащихся старших классов, так как именно они подвержены интенсивной учебной нагрузке, связанной с подготовкой к сдаче выпускных экзаменов. Из-за психологических переживай, умственных перенапряжений, и боязни приближающихся экзаменов у школьников снижается интерес и желание к занятиям физической культурой, в связи с этим у учащихся снижается общая двигательная активность, что приводит к снижению энергозатрат и как результат, к избыточному весу. В настоящее время считается, что одним из самых эффективных методов профилактики и борьбы с избыточной массой тела является использование средств физической культуры, в частности физические упражнения. В статье представлены результативность методики оздоровительных занятий силовой направленности с девушками, имеющих избыточную массу тела.

Ключевые слова: избыточная масса тела, занятия силовой направленности, средства фитнеса, девушки старших классов, мотивация.

TECHNIQUE OF HEALTH-IMPROVING LESSONS OF POWER ORIENTATION WITH GIRLS OF SENIOR CLASSES WITH EXCESS BODY WEIGHT

Elena Ilyinichna Onchukova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Vitalievna Cherova, the master student, Kuban state University ofphysical culture of sport and tourism, Krasnodar

Annotation

Problem of combating overweight is becoming relevant not only among the middle-aged and older people, but also among the modern schoolchildren. This problem is particularly acute for high school students, as they are subject to intensive training load, associated with the preparation for the final exams. Because of the psychological worries, mental stress, and fear of approaching exams, among the schoolchildren interest reduced, including the desire for the physical education, in this regard, students reduced overall motor activity, which leads to decrease in the energy consumption and, as a result, overweight. Currently, it is believed that one of the most effective methods of prevention and control overweight is the use of physical culture, in particular, exercises. The article presents the effectiveness of the methods of health improving training of power orientation with girls who suffer overweight.

Keywords: overweight, lessons of power orientation, means fitness, girls of the senior classes, motivation.

ВВЕДЕНИЕ

По мнению специалистов Всемирной организации здравоохранения, проблема избыточной массы тела охватывает 1/5 часть населения земного шара и в связи с этим возникает множество вопросов о методах борьбы с данной проблемой. Особенно актуальна проблема избыточной массы тела для девушек старшего школьного возраста, ведь как раз в этот период девушки подвержены сильным умственным, соответственно и психологическим перенапряжениям, которые связаны с интенсивной учебной подготовкой к сдаче итоговых экзаменов и поступлению в высшее учебное заведение.

Следовательно, целесообразным становится разработка методических рекомендаций и содержания оздоровительных занятий с лицами старшего школьного возраста для повышения двигательной активности. Особое внимание стоит уделить школьникам с уже имеющейся избыточной массой тела, так как они подвержены развитию сопутствующих заболеваний, таких как пубертатная гипертония, сахарный диабет, плоскостопие. Так же необходимо учитывать, что учащиеся с избыточной массой тела менее подвижны и не способны к точному контролю своего тела в пространстве, уровень физической подготовленности у таких школьников, как правило, ниже, чем у сверстников с нормальным индексом массы тела.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что при организации занятий со старшеклассниками необходимо включение в программу инновационных физкультурно-оздоровительных технологий, что позволит повысить эмоциональный фон занимающихся, привлечь их к регулярным физкультурно-оздоровительным занятиям и поможет снять психологическое перенапряжение.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В экспериментальную и контрольную группу испытуемых вошло по 15 девушек, учащихся МОУ СОШ № 100 г. Краснодара. Контрольная группа испытуемых занималась три раза в неделю под контролем учителя физической культуры по стандартной школьной программе. В экспериментальной группе помимо трех школьных занятий физической культурой было добавлено еще одно факультативное физкультурно-оздоровительное занятие силовой направленности, а также в один из трёх уроков физической культуры по расписанию мы включили в программу инновационные виды физкультурно-оздоровительных технологий.

Было проведено психологическое анкетирование с целью выявления уровня мотивации занимающихся к оздоровительной тренировке и определения предпочтительных видов физкультурно-оздоровительных технологий.

Педагогический эксперимент проводился с целью оценки эффективности разработанной методики оздоровительной тренировки

Во время занятий использовалось дополнительно оборудование и инвентарь: степ-платформы, гантели, гири, эластичные ленты, кольцо пилатес, фитболы, резиновые амортизаторы, набивные мячи, бодибары, утяжелители, резиновые коврики. Для того, чтобы создать наиболее благоприятный положительный эмоциональный фон использовалось музыкальное сопровождение с ритмом 140-160 уд/мин.

Контрольное тестирование физического состояние проводилось в сентябре и мае, для оценки влияния разработанной методики на девушек старшего школьного возраста

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При составлении методики физкультурно-оздоровительных занятий для девушек старших классов нами учитывались следующие особенности занимающихся: пол, возраст, антропометрические параметры, компонентный состав тела, уровень физической подготовленности и функционального состояния.

Методика физкультурно-оздоровительных занятий силовой направленности состояла из двух мезоциклов, продолжительность которых соответствовала учебным полугодиям. Первый мезоцикл (сентябрь 2018 г. - декабрь 2018 г.) отличался от второго (январь 2019 г. - май 2019 г.) меньшим объемом и интенсивностью тренировочной нагрузки в подготовительной и основной части занятия.

Первый мезоцикл состоял из 16-недельных микроциклов, которые составлялись по принципу постепенного и последовательного увеличения нагрузки по объёму и интенсивности. Каждый микроцикл состоял из 4 занятий, отличающихся друг от друга содержанием.

1 и 2 занятие в микроцикле проводилось по программе школы, по объёму составляло 40 минут и включало изучение основной школьной программы по физической культуре и сдачу контрольных нормативов и упражнений.

В третье занятие физической культуры добавили некоторые изменения: подготовительная часть включала разминку с использованием базовой аэробики - 12 минут и пре-стретч - 3 минуты; основная часть состояла из упражнений силового характера на основные мышечные группы; заключительная часть включала комплекс упражнений на растяжение мышц, задействованных в основной части занятия. Также для снятия психоэмоционального напряжения в конце занятия использовался комплекс дыхательных упражнений. Из приведенных выше показателей видно, что значительные изменения произошли у занимающихся экспериментальной группы. Произошло снижение массы тела и жирового компонента, по показателю индекс массы тела девушки достигли границы нормы, так же произошло уменьшение всех объемов тела. А у занимающихся контрольной группы по показателям массы тела, компонентному составу тела и индексу массу тела значительных изменений не произошло, девушки так же остались на уровне избыточной массы тела. По

показателям объемов тела у контрольной группы так же изменений не произошло. Таблица - Сравнение показателей физического развития и функциональных возможностей девушек 16-18 лет экспериментальной и контрольной групп в конце года (п=40)_

№ Показатель КГ ЭГ Р

п/п М+m М+m

1 Длина тела (см) 165,6±4,75 165,2±5,85 >0,05

2 Масса тела (см) 72,6±0,48 63,49±0,38 <0,05

3 Индекс массы тела 26,2+0,39 23,43+0,37 <0,05

4 Объем груди (см) 95,3±2,9 92,3±3,4 <0,05

5 Объем талии выше пупка (см) 72,4±4,9 66,4±5,2 <0,05

6 Объем талии ниже пупка (см) 81,8+3,7 75,8+3,9 <0,05

7 Объем бедер (см) 105,2±3,1 97,2±2,1 <0,05

8 % Жировой ткани 26,4±3,3 23,1±3,2 <0,05

9 ЧСС (уд/мин) 85±3,1 82±4,1 <0,05

10 тест РWC170 (кгм/мин) 497,2±3,2 497,1±3,1 >0,05

11 проба Штанге (с) 64±1,2 65±1,1 >0,05

12 проба Генче ( ) 26±1,7 28±1,6 >0,05

Р - достоверность показателей по t критерию Стьюдента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате занятий удалось достоверно повысить уровень по показателям физического развития, функциональных возможностей до возрастных норм. По показателям физической подготовленности наибольшие изменения мы увидели по физическим качествам выносливости, силы и гибкости, и в конце эксперимента по данному показателю мы достигли нормального уровня подготовленности, соответствующего данной возрастной группе. Так же удалось снизить жировой компонент массы тела, за счет чего произошло снижение индекса массы тела до нормального уровня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дворкин, Л. С. Влияние занятий атлетической гимнастикой на телосложение студентов 14 курса / Л.С. Дворкин, О.С. Трофимова // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 4 (59). - С. 65-68.

2. Капуста, М.В. Особенности занятий силовой оздоровительной тренировкой девушек 1618 лет / М.В. Капуста, Е.И. Ончукова // XIV научная конференция студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа : материалы конференции. - Краснодар, 2017. - С. 109-110.

3. Ончукова, Е.И. Организационно-методические основы физкультурно- оздоровительных технологий / Е.И. Ончукова ; Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар : [б.и.], 2018. - 105 с.

4. Трофимова, О.С. Основы спортивно-оздоровительного мониторинга / О.С. Трофимова ; Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар : [б.и.], 2018. - 107 с.

5. Трофимова, О.С. Мотивация к занятиям фитнесом женщин первого периода зрелого возраста / О.С. Трофимова, А.А. Тюнин // Международный научно-исследовательский журнал. -2017. - № 10-1 (64). - С. 51-54.

REFERENCES

1. Dvorkin, L.S., and Trofimova, O.S. (2016), "The Influence of athletic gymnastics on the physique of students of 1-4 courses", Physical Culture and health, No. 4 (59), pp. 65-68.

2. Kapusta, M.V. and Onchukova, E.I. (2017), "Features of classes of power improving training of girls of 16-18 years", XIV scientific conference of students and young scientists of universities of the southern Federal district: materials of conference, Krasnodar, pp. 109-110.

3. Onchukova, E.I. (2018), Organizational and methodical bases of physical culture and health technologies, Kuban state University of physical culture, sports and tourism, Krasnodar.

4. Trofimova, O.S. (2018), Basics of sports and health monitoring, Kuban state University of physical culture, sports and tourism, Krasnodar.

5. Trofimova, O.S. and Tyunin, A. A. (2017), "Motivation to fitness classes for women of the first

period of adulthood", International research journal, No. 10-1 (64), pp. 51-54.

Контактная информация: L-gorbunova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.05.2019

УДК 796.332.6

ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЬИ В МИНИ-ФУТБОЛЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

Евгений Николаевич Осинцев, тренер-преподаватель, Институт физической культуры, Тюменский государственный университет

Аннотация

В работе кратко описано применение когнитивного подхода к изучению образа профессиональной деятельности судьи в мини-футболе. Уделено отдельное внимание таким понятиям как «образ профессиональной деятельности», «картина мира», «значение», «смысл», «профессиональная ситуация». Представлены некоторые результаты применения метода моделирования и 3d-технологии к изучению образа профессиональной деятельности судьи в мини-футболе.

Ключевые слова: образ профессиональной деятельности судьи в мини-футболе, моделирование, Sd-технологии.

STUDYING OF IMAGE OF PROFESSIONAL JUDGE ACTIVITY IN FUTSAL IN THE CONTEXT OF THE PROFESSIONAL SITUATION

Evgeniy Nikolaevich Osintsev, the coach-teacher, Institute of Physical Culture, Tyumen State University

Annotation

The article briefly describes the application of the cognitive approach to the study of the image of the professional activity of the judge in futsal and formation of his professional competence. Special attention is paid to such concepts as "the image of professional activity", "the picture of the world", "meaning", "sense", "professional situation". The results of application of the modeling method and 3d technologies are briefly presented.

Keywords: image of the professional activity of a judge in futsal, modeling, 3d-technology.

Уровень развития мини-футбола в России и мире достаточно высок, что предъявляет множество различных профессиональных требований к деятельности арбитра, как важного организационного звена спортивных соревнований, и требует от современного судейства качественной работы. Изучение профессиональной деятельности судьи в мини-футболе обусловлено необходимостью поиска путей повышения его профессиональной компетентности с целью снижения количества судейских ошибок и иных трудностей, возникающих на игровой площадке. В системе спортивных соревнований на разных уровнях судья несет ответственность за свою деятельность по квалифицированному обеспечению проведения судейства, организацию взаимоотношений со спортсменами, за постоянное совершенствование своих профессиональных знаний и пр. [2].

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ

Для повышения эффективности процесса профессиональной подготовки судей и оптимизации профессиональной деятельности в конкретных игровых ситуациях необходимо привлечение научно-обоснованных методов, обеспечивающих изучение глубинных механизмов возникновения проблем судейства, а затем практическое применения данных результатов. Одним из действенных в этом смысле подходов к изучению профессиональной деятельности судьи является когнитивный подход, который изучает процесс получения человеком информации о мире, формирование образа мира, образа действия и деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.