Научная статья на тему 'Акробатическая подготовка в синхронном плавании на начальном этапе обучения'

Акробатическая подготовка в синхронном плавании на начальном этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1053
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ / АРТИСТИЧЕСКОЕ ПЛАВАНИЕ / АКРОБАТИКА / АКРОБАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / SYNCHRONIZED SWIMMING / ARTISTIC SWIMMING / ACROBATICS / ACROBATIC TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Золотова Елена Анатольевна, Золотов Владимир Николаевич, Лех Яна Анатольевна

Актуальность исследования вызвана в не разработанности подготовки синхронисток младшей возрастной категории к акробатическим элементам синхронного плавания. Цель разработать и проверить эффективность методики акробатической подготовки в синхронном плавании младшей возрастной категории 12 лет и моложе. Методология исследования педагогический эксперимент, антропометрия, тестирование, математическая статистическая обработка данных. В результате обосновано применение методики акробатической подготовки в синхронном плавании младшей возрастной категории 12 лет и моложе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Золотова Елена Анатольевна, Золотов Владимир Николаевич, Лех Яна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACROBATIC TRAINING IN SYNCHRONIZED SWIMMING AT THE ELEMENTARY STAGE OF EDUCATION

The relevance of the study is due to the lack of development of the training of synchronized swimmers of the younger age category for acrobatic elements of synchronized swimming. The aim is to develop and test the effectiveness of acrobatic training methods in synchronized swimming of the younger age category of 12 years and younger. Research methodology pedagogical experiment, anthropometry, testing, mathematical statistical data processing. As a result the use of acrobatic training methods in synchronized swimming of the younger age category of 12 years and younger is substantiated

Текст научной работы на тему «Акробатическая подготовка в синхронном плавании на начальном этапе обучения»

ЗОЛОТОВА Елена Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия

физической культуры, спорта и туризма», е-таИ^о151еп@уапбех.ги

ЗОЛОТОВ Владимир Николаевич,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры Казанского кооперативного института (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», e-таИ: [email protected]

ЛЕХЯна Анатольевна,

преподаватель кафедры ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия

физической культуры, спорта и туризма», e-таИ: уапа_1е^@таИш

АКРОБАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИНХРОННОМ ПЛАВАНИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Актуальность исследования вызвана в не разработанности подготовки синхронисток младшей возрастной категории к акробатическим элементам синхронного плавания. Цель - разработать и проверить эффективность методики акробатической подготовки в синхронном плавании младшей возрастной категории 12 лет и моложе. Методология исследования - педагогический эксперимент, антропометрия, тестирование, математическая статистическая обработка данных. В результате обосновано применение методики акробатической подготовки в синхронном плавании младшей возрастной категории 12 лет и моложе.

Ключевые слова: синхронное плавание, артистическое плавание, акробатика, акробатическая подготовка, методика обучения.

ZOLOTOVA Elena Anatol'evna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the department of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism"

ZOLOTOV Vladimir Nikolaevich,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the department of the Kazan Cooperative Institute (Branch) of the Autonomous Non-Profit Educational Organization

of Higher Education of the Central Union of the Russian Federation

"Russian University of Cooperation"

LEKH Yana Anatol'evna,

Lecturer of the department of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism"

ACROBATIC TRAINING IN SYNCHRONIZED SWIMMING AT THE ELEMENTARY STAGE OF EDUCATION

Annotation. The relevance of the study is due to the lack of development of the training of synchronized swimmers of the younger age category for acrobatic elements of synchronized swimming. The aim is to develop and test the effectiveness of acrobatic training methods in synchronized swimming of the younger age category of 12 years and younger. Research methodology - pedagogical experiment, anthropometry, testing, mathematical statistical data processing. As a result the use of acrobatic training methods in synchronized swimming of the younger age category of 12 years and younger is substantiated.

Key words: synchronized swimming, artistic swimming, acrobatics, acrobatic training.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

Синхронное плавание один из зрелищных видов спорта. Включает соревнования спортсменов в обязательной и произвольной программах [1;2;3;4;5;6;7;9]. Именно зрелищность синхронного плавания можно увидеть в произвольных групповых программах. В правилах FINA 2017-2021 года обязательным условием является выполнение спортсменками в произвольной группе и комбинированной программе акробатических элементов разной сложности: выбросы, поддержки, платформы [10]. Для их выполнения нужна акробатическая подготовка в виде элементарных упражнений, усложняющихся с каждым новым этапом и переносом их на воду. Анализ видеофайлов и просмотр групповых программ с всероссийских соревнований среди спортсменок возрастной группы 12 лет и моложе показал, что юные спортсменки, занимающие лидирующие позиции, выполняют сложные винтовые выбросы, многоуровневые плоты и поддержки, не уступая спортсменкам средней возрастной группы. С 2017 г. в программу соревнований среди юниоров введена новая дисциплина - акробатическая группа [10]. В связи с данным обстоятельством перед тренерами стоит задача в качественном и последовательном овладении акробатическими элементами синхронистами младшей возрастной категории 12 лет и моложе, а также создание базовой акробатической подготовки для дальнейшего освоения более сложных акробатических элементов. В связи с этим усложняется принцип подготовки младшей возрастной группы к выполнению сложных элементов.

Существующий в настоящее время Федеральный Государственный стандарт по данному виду спорта не учитывает нововведения, происходящие в синхронном плавании, в частности, включение акробатической группы и работу акробата со спортсменками [1;2;3;4;5]. Поэтому исследование данной проблемы и не разработанность методик и программ по акробатической подготовке в синхронном плавании, которые соответствовали возрастным особенностям детей являются актуальными [8].

Цель исследования: разработать и проверить эффективность методики акробатической подготовки в синхронном плавании младшей возрастной категории 12 лет и моложе.

Исследование проводилось на базе ГБУ РСШОР по водным видам спорта «Акватика» в УСК «Дворец водных видов спорта» г. Казань в период с мая 2018 г. по май 2019 г. В исследовании приняли участие 24 девочки 8-9 лет, занимающихся синхронным плаванием (массовые разряды). После проведенного предварительного тестирования нами были сформированы две

однородные группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) по 12 человек в каждой. Синхро-нистки контрольной группы занимались по типовой программе для спортивных школ по виду спорта: синхронное плавание. В экспериментальной группе синхронисток тренировочный процесс включал в себя методику акробатической подготовки в синхронном плавании младшей возрастной категории 12 лет и моложе. Так с сентября по май нами были проведены 58 занятий (в течение 36 недель, 2 раза в неделю, продолжительность занятия 60 минут).

Анализ видеоматериалов показал, что чаще всего спортсменки младшей возрастной категории 12 лет и моложе выполняют поддержки (55%), чуть реже - выбросы (30%), и редко плоты (8,3%) и комбинированные элементы (6,7%).

Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что спортсменок можно готовить либо к популярным элементам (поддержкам и выбросам), либо к менее популярным (плотам и комбинированным элементам), но выполнять их эффектнее и выше. Это позволит составлять более сложные и впечатляющие программы.

Разработанная нами методика акробатической подготовки в синхронном плавании младшей возрастной категории 12 лет и моложе. использовалась в течение года в основной части тренировки подготовительного и переходного периодах. И состояла из трех групп. Первая группа - упражнения на ковре. К которым относятся: равновесия (стрелочка, «ласточка», фронтальное), стойки (на голове, руках), кувырки (вперед, назад), упоры (углом ноги врозь, ноги вместе, на полу и стоял-ках), перекидки (на две и одну). Вторая группа -упражнения на дорожке: прыжки с различной работой рук и ног (с подтягиваниями ног, с разной высотой), колесо с вальсета, рондат, перевороты на две и одну. Третья группа - акробатические элементы: акробатические пирамиды (включая работу верхней и средней, верхней и нижних), хваты, сцепления, приземления и «падения» (для закрепления привычки в дальнейшем при любом падении группироваться и «падать» без риска получить травму).

В первые два месяца (сентябрь, октябрь) мы работали над подводящими упражнениями, разучивали элементы в облегченной форме, используя метод обучения по частям, с интервалами отдыха 3-5 минут. Начали с перекатов, кувырков, равновесий, стоек на голове в группировке, простейших прыжков и переворотов. Многие элементы выполнялись только со страховкой, во избежание травм и развития чувства страха. Для наглядности все элементы объяснялись посредством рассказа и показа. Далее с каждым месяцем элементы усложнялись, метод обучения сме-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

изменения наблюдаются в экспериментальной группе.

В тестовые упражнения физической и специальной подготовки на начало исследования группы однородны. К концу исследования наблюдается достоверный прирост во всех тестовых упражнениях (Табл. 1).

В тестовом упражнении челночный бег 3*10 м, отражающем координационные способности спортсменок, а именно ловкость и качественный баланс, прирост за весь период исследования в экспериментальной группе составил 8,51%, в контрольной группе - 6,67%.

В тестовом упражнении прыжок в высоту, который отражает скоростно-силовые способности спортсменок, взрывную силу, прирост за весь период исследования в ЭГ - 8,16%, в КГ -4,17%.

В тестовом упражнении прыжок в длину с места, также отражающем скоростно-силовые способности спортсменок, прирост за весь период исследования в ЭГ - 10,42%, в КГ - 6,38%.

В тестовом упражнении сгибания-разгибания рук в упоре лежа, отражающем силовые способности, прирост за весь период исследования в ЭГ - 8,00%, в КГ - 4,00%.

В тестовом упражнении подъем ног на гимнастической стенке, который также отражает силовые способности спортсменок, прирост за весь период исследования в ЭГ - 11,11%, в КГ -8,89%.

Таблица 1

Результаты в тестовых упражнениях по физической подготовке синхронисток экспериментальной и контрольной групп, (в баллах)

Период исследований Тестовые упражнения

Группа Челночный бег 3*10 м Прыжок в высоту Прыжок в длину с места Сгибание-разгибание рук в упоре лежа Подъем ног на гимнастической стенке

ЭГ, п=12 3,9±0,29*Л 4,1±0,51*Л 4,0±0,43*Л 4,2±0,58*Л 3,8±0,45*Л

Сент.2018

КГ, п=12 3,8±0,62*Л 4,0±0,43*Л 3,9±0,67*Л 4,2±0,83*Л 0,45±0,45*Л

Май ЭГ, п=12 4,3±0,45*Л 4,4±0,67*Л 4,4±0,51*Л 4,5±0,52*Л 4,2±0,39*Л

2019г. КГ, п=12 4,0±0,43*Л 4,2±0,39*Л 4,2±0,58*Л 4,3±0,65*Л 4,1±0,67*Л

* - достоверное различие между началом и концом года в группе. Л- достоверное различие между экспериментальной и контрольной группам.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

нился на целостный, интервалы отдыха сократились до 2-3 минут. Изучали стойки на руках у стены и с поддержкой партнера, углы, спичаги, перекидки, перевороты, прыжки, пирамиды, хваты, приземления. Элементы по-прежнему объяснялись посредством рассказа и показа, но уже с помощью спортсменок.

К последнему месяцу большинство спортсменок выполняли разученные элементы без страховки, перекидки, перевороты прыжки, перекидки, пирамиды. Технические комбинации были отработаны с помощью «прикидок».

Для определения эффективности методики акробатической подготовки в синхронном плавании для возрастной категории 12 лет и моложе нами были проведены тесты по общей физической (челночный бег 3*10м., прыжок в высоту, прыжок в длину с места, сгибание - разгибание рук в упоре лежа) специальной (наклон, шпагаты, мост из положения стоя) и акробатической (стойка махом - на руках, «спичаг» - выход в стойку силой, упор углом на гимнастических стоялках, обязательная техническая комбинация на ковре, обязательная техническая комбинация на дорожке) подготовкам. Которые были представлены в федеральном стандарте по виду спорта синхронное плавание и спортивная акробатика.

В результате проведённого нами исследования были получены положительные результаты как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Но более выраженные положительные

В таблице 2 представлены результаты в тестовых упражнениях по специальной физической подготовке.

В тестовом упражнении наклон, отражающем гибкость, которая особенно важна для верхних, прирост за весь период исследования в ЭГ -7,84%, в КГ - 5,88% (Табл. 2).

Таблица 2

Результаты в тестовых упражнениях по специальной физической подготовке синхронисток экспериментальной и контрольной групп, (в баллах)

Период исследований Тестовые упражнения

Группа Наклон Мост из положения стоя Продольный шпагат Поперечный шпагат

Сент.2018 ЭГ, п=12 4,3±0,45*Л 3,7±0,89*л 4,3±0,45*л 4,1±0,51*л

КГ, п=12 4,3±0,45*л 3,4±1,31*л 4,3±0,45*л 4,1±0,51*л

Май 2019г. ЭГ, п=12 4,6±0,51*л 4,2±0,72*л 4,6±0,51*л 4,4±0,51*л

КГ, п=12 4,5±0,52*л 3,8±1,29*л 4,5±0,52*л 4,3±0,49*л

- достоверное различие между началом и концом года в группе. ■ достоверное различие между экспериментальной и контрольной группах.

В тестовом упражнении мост из положения период исследования в ЭГ - 7,84%, в КГ -стоя, отражающем гибкость, прирост за весь 5,88%.

В тестовом упражнении поперечный шпагат, отражающем гибкость, прирост за весь период

период исследования в ЭГ - 13,64%, в КГ ■ 9,76%.

В тестовом упражнении продольный шпагат, исследования в ЭГ - 8,16%, в КГ - 6,12%. который отражает гибкость, прирост за весь

экспериментальная контрольная группа группа

Стойка махом (на руках) Упор углом на стоялках Комбинация на дорожке

I "Спичаг"

I Комбинация на ковре

Рис. 1. Результаты в тестовых упражнениях по акробатической подготовке, (в баллах)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

В тестовом упражнении стойка махом, которое отражает координацию и чувство баланса, прирост за весь период исследования в ЭГ -37,50%, в КГ - 29,17%.

В тестовом упражнении «спичаг», отражает координацию и чувство баланса, прирост за весь период исследования в ЭГ - 43,48%, в КГ -38,10%.

В тестовом упражнении упоре углом на сто-ялках, отражающем координацию и чувство баланса, а так же силу, прирост за весь период исследования в ЭГ - 29,27%, в КГ - 23,81%.

В тестовой комбинации на ковре, отражающей координацию, чувство баланса и гибкость, прирост за весь период исследования в ЭГ -38,46%, в КГ - 30,77%.

В тестовой комбинации на дорожке, которая отражает координацию и прыгучесть, прирост за весь период исследования в ЭГ - 33,33%, в КГ -29,63%. Результаты в тестовых упражнениях по физической, специальной и акробатической подготовкам в обеих группах имеет положительный прирост, но в экспериментальной группе достоверно выше.

Таким образом, вышеизложенное позволяет утверждать, что методика акробатической подготовки в синхронном плавании младшей возрастной категории 12 лет и моложе оказала положительное влияние на физическую и специальную физическую подготовленность девочек. А также последовательно подобранные упражнения, методы данной методики помогли синхронисткам экспериментальной группы эффективно освоить акробатические элементы в зале. А также данная методика оказала положительное влияние на подготовленность спортсменок данной возрастной категории к выполнению акробатических элементов на воде и рекомендована для широкого использования тренерами в тренировочном процессе.

По результатам проведенного нами эксперимента мы можем сделать выводы об эффективности примененной методики акробатической подготовки в синхронном плавании.

Список литературы:

[1] Водные виды спорта: учебник для студентов высших учебных заведений / Н.Ж. Булгакова, М.Н. Максимова, М.Н. Маринич и др. - М.: Академия, 2003. - 320 с.

[2] Многолетняя спортивная тренировка в синхронном плавании: учеб. пособие / М.Н. Максимова, А.Р. Воронцов, Г.В. Максимова, В.Н. Максимов, М.С. Боголюбская. - М.: РГУФК, 2004. -58 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

[3] Максимова М.Н. Принципы и методы обучения в синхронном плавании: методическая разработка для студентов специализации тренерского факультета. - М.: ГЦОЛИФК, 1987. -18 с.

[4] Максимова М.Н. Синхронное плавание: программа для тренерских факультетов ИФК (курс специализация) I М.Н. Максимова с соавт. - М., 1983. - 102 с.

[5] Максимова М.Н. Факторы, определяющие спортивные достижения в синхронном плавании: методические разработки. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 157 с.

[6] Максимова М.Н. Теория и методика синхронного плавания: учебник. 2-е изд., испр. и доп.

- М.: Спорт, 2017. - 304 с.

[7] Максимова М.Н. Теория и методика синхронного плавания: учеб. для образоват. учреждений высш. проф. образования, осуществляющих образоват. деятельность по направлению 034300.62 : рек. УМО вузов РФ по образованию в обл. физ. культуры. - М.: Сов. спорт, 2012. -304 с.

[8] Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов: монография. - М.: Физическая культура, 2010. - 240 с.

[9] Jennifer Gray. Coaching synchronized swimming figure transitions, Standart Studio Unit H. Boyn, 1993.

[10] FINA Handbook 2017-2021 Federation international de nation constitution and Rules. -382 p.

Spisok literatury:

[1] Vodnye vidy sporta: uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij I N.ZH. Bulgakova, M.N. Maksimova, M.N. Marinich i dr. - M.: Akademiya, 2003. - 320 s.

[2] Mnogoletnyaya sportivnaya trenirovka v sinhronnom plavanii: ucheb. posobie I M.N. Maksimova, A.R. Voroncov, G.V. Maksimova, V.N. Maksimov, M.S. Bogolyubskaya. - M.: RGUFK, 2004.

- 58 s.

[3] Maksimova M.N. Principy i metody obucheniya v sinhronnom plavanii: metodicheskaya razrabotka dlya studentov specializacii trenerskogo fakul'teta. - M.: GCOLIFK, 1987. - 18 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Maksimova M.N. Sinhronnoe plavanie: programma dlya trenerskih fakul'tetov IFK (kurs specializaciya) I M.N. Maksimova s soavt. - M., 1983.

- 102 s.

[5] Maksimova M.N. Faktory, opredelyayushchie sportivnye dostizheniya v sinhronnom plavanii: metodicheskie razrabotki. - M.: Fizkul'tura i sport, 1991. - 157 s.

[6] Maksimova M.N. Teoriya i metodika sinhronnogo plavaniya: uchebnik. 2-e izd., ispr. i dop.

- M.: Sport, 2017. - 304 s.

[7] Maksimova M.N. Teoriya i metodika sinhronnogo plavaniya: ucheb. dlya obrazovat. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovaniya, osushchestvlyayushchih obrazovat. deyatel'nost' po napravleniyu 034300.62 : rek. UMO vuzov RF po obrazovaniyu v obl. fiz. kul'tury. - M.: Sov. sport, 2012.

- 304 s.

[8] Nikitushkin V.G. Mnogoletnyaya podgotovka yunyh sportsmenov: monografiya. - M.: Fizicheskaya kul'tura, 2010. - 240 s.

[9] Jennifer Gray. Coaching synchronized swimming figure transitions, Standart Studio Unit H. Boyn, 1993.

[10] FINA Handbook 2017-2021 Federation international de nation constitution and Rules. -382 p.

V.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Л_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ПЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.