УДК 797.2 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-177-181
Формирование навыка задержки дыхания у юных синхронисток
Постольник Ю.А1, Куманцова Е.С.2, Ивлиева Е.Ю.3, Купцова Н.С.1
'Московский городской педагогический университет. Москва, Россия ORCID: 0000-0003-4053-2784, [email protected]* ORCID: 0000-0002-5'77-75'Х, [email protected] 2 Московский государственный технический университет гражданской авиации
ORCID: 0000-0003-0619-7986 3 Российский государственный университет правосудия ORCID: 0009-0004-9671-1030, [email protected]
Аннотация: В статье представлена краткая история синхронного плавания. В этом эстетическом и зрелищном виде спорта российские спортсменки занимают достойное место среди лидеров, подтверждая свой приоритет на крупнейших международных соревнованиях. Удержание высоких позиций в данном виде спорта требует качественной подготовкиспортивногорезерва.Однакоанализанкетныхданныхопросатренеров,ведущих занятия с начинающими синхронистками, показал, что учебно-тренировочные занятия, проводимыепосложившейсямноголетнейтрадиции,весьмаконсервативныисводятсялишь к общей плавательной подготовке, скрупулезному разучиванию специальных элементов. Поскольку представительницы синхронного плавания выполняют значительную часть упражнений на задержанном вдохе, особое значение имеет развитие у девочек как общей и специальной выносливости, так и силовой выносливости. Воспитанницы, занимавшиеся по экспериментальной технологии, которая была направлена на формирование навыка задержки дыхания, достоверно превосходили воспитанниц контрольной группы по всем показателям функциональной, технической и плавательной подготовленности в конце эксперимента. Материалы. В настоящей статье приводятся данные эффективной работы по использованию упражнений и комплексов, направленных на формирование навыка задержки дыхания у юных спортсменок синхронного плавания, которые положительно повлияли на функциональную, техническую и плавательную подготовленность. Методы исследования: анализ литературных источников, соответствующих теме исследования; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Научная новизна. Определены упражнения на развитие выносливости и методы ее оценки в группе начальной подготовки по синхронному плаванию у девочек 9-10 лет. Разработано и экспериментально обосновано содержание занятий в зале и на воде, направленное на формирование навыка задержки дыхания на вдохе у юных синхронисток. Показана эффективность предложенной методической разработки - содержания занятий, которая направлена на формирование навыка задержки дыхания на вдохе. Практическая значимость работы состоит в разработке содержания занятий, направленных на формирование навыка задержки дыхания у юных синхронисток 9-10 лет с акцентом на развитие общей и специальной выносливости, воспитание специфического для данного вида спорта навыка выполнения упражнений в режиме аритмичного дыхания и на задержанном вдохе. Результаты исследования внедрены в учебно-тренировочный процесс спортивной школы олимпийского резерва спортсменок юношеских и спортивных разрядов. Результат. Аналогия полученных результатов функциональной, технической и плавательной подготовки контрольной и экспериментальной групп подтверждена возрастанием всех показателей у воспитанниц экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой. Внедрение в учебно-тренировочный процесс многолетней подготовки синхронисток 9-10 лет упражнений и методов, направленных на развитие общей и специальной выносливости, позволило повысить качество функциональной, технической и плавательной подготовленности спортсменок. Заключение. Инновационный подход к формированию навыка задержки дыхания у синхронисток 9-10 лет состоял в необходимости совершенствования общей физической и специальной подготовки, внедрения в учебно-тренировочный процесс гипоксической тренировки как на суше - в зале, так и в воде, что выразилось в повышении
показателей функциональной, технической и плавательной подготовленности у юных спортсменок синхронного плавания.
Ключевые слова: юные спортсменки, синхронное плавание, функциональная подготовленность, задержка дыхания, выносливость.
Для цитирования: Постольник Ю.А.*, Куманцова Е.С., Ивлиева Е.Ю., Купцова Н.С. Формирование задержки дыхания у юных синхронисток. Педагогико-психологические и мдико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(1): 177-181 . DOI: 10.14526/2070-4798-2023-181-177-181.
Breath holding skill formation among young synchronized swimmers
Yuliya A. Postolnik'*, ElizavetaS. Kumantsova2, Elena Yu. Ivlieva3, NatalyaS. Kuptsova'
'Moscow City Pedagogical University Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-4053-2784, [email protected]* ORCID: 0000-0002-5'77-75'X, e-mail: [email protected] 2Moscow State Technical University of Civil Aviation Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-0619-7986 3Russian State University of Justice
Abstract: The article presents a brief history of synchronized swimming. In this aesthetic and spectacular sport Russian athletes are among the leaders, confirm their priority at the largest international competitions. Maintaining high positions in this sport requires high-quality of sports reserve training. However, the analysis of personal data of coaches, who train synchronized swimmers-beginners, showed that the training lessons held according to long-term tradition, were conservative enough and include only general swimming readiness, thorough learning of special elements. Since the representatives of synchronized swimming perform a significant part of the exercises holding breath, the development of general, special and strength endurance among girls is especially importance. The students, who trained according to the experimental technology, which was directed toward the skill of breath holding formation, had significant advantage over the representatives of the control group according to all indices of functional, technical and swimming fitness in the end of the experiment. Materials. This article presents the data of effective work on the use of the exercises and complexes aimed at the skill of breath holding formation among young female synchronized swimmers. They positively influenced functional, technical and swimming fitness. Research methods: analysis of information sources corresponding with the research topic; pedagogical observation; pedagogical experiment; methods of mathematical statistics. Scientific novelty. 1. the exercises determination for the physical quality of endurance development and methods of its assessment in the group of initial training in synchronized swimming for 9-10 year-old girls; 2. the content of classes in the gym and on water is created and experimentally substantiated. The content is directed toward the skill of inspiratory breath holding formation among young female synchronized swimmers; 3. we showed the effectiveness of the offered methodological project - the content of classes. It is directed toward the skill of inspiratory breath holding formation. The practical significance of the work is in the content of classes creation, directed toward the skill of breath holding formation among young 9-10 year-old synchronized swimmers with the emphasis on general and special endurance development, teaching specific for this kind of sport skill of the exercises fulfillment in the regimen of arrhythmic breathing and held breath. The results of the study were introduced into the educational and training process of the sports school of the Olympic reserve of female athletes of junior and sports categories. Results. The analogy of the obtained results of functional, technical and swimming fitness in the control and experimental groups is confirmed by all indices increase among the respondents of the experimental group over the control group. The introduction of exercises and methods directed toward general and special endurance development into a long-term training process of young 9-10-year-old synchronized swimmers allowed to improve the quality of functional, technical, and swimming fitness of athletes. Conclusion. An innovative approach to the skill of breath-holding formation among young 9-10-year-old female synchronized swimmers, was in the need for general physical and
special fitness improvement, the introduction of hypoxic training into the training process, both on land - in the gym and in the water. It resulted in functional, technical and swimming fitness indices increase among young female synchronized swimmers.
Keywords: young female athletes, synchronized swimming, functional fitness, breath holding, endurance.
For citation: Yuliya A. Postolnik* Elizaveta S. Kumantsova, Elena Yu. Ivlieva, Natalya S. Kuptsova. Breath holding skill formation among young synchronized swimmers. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(1): 177-181. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-177-181.
Актуальность
Синхронное плавание в 1956 году стало одним из водных видов спорта, обьединенных Международной федерацией плавания, в 1984 году в Лос-Анджелесе синхронистки впервые разыграли олимпийские медали, а через 16 лет
- в 2000 г., все «золото» XXVII Олимпийских игр в Сиднее завоевали российские спортсмен-ки-синхронистки. В этом эстетическом и зрелищном виде спорта российские спортсменки занимают первое место среди лидеров, подтверждая свой приоритет на крупнейших международных соревнованиях уже более 20 лет [3, 8, 6]. Удержание высоких позиций в данном виде спорта требует качественной подготовки спортивного резерва [7]. Однако анализ анкетных данных опроса тренеров, ведущих занятия с начинающими синхронистками, показал, что учебно-тренировочные занятия, проводимые по сложившейся многолетней традиции, весьма консервативны и сводятся лишь к общей плавательной подготовке, скрупулезному разучиванию специальных элементов, упражнений, комплексов, комбинаций, а также упражнений на гибкость и хореографии. Кроме того, в процессе общей физической подготовки спортсменок 9-10 лет не уделяется должного внимания развитию силовых качеств, выносливости, ловкости. В то же время специалисты синхронного плавания не отрицают значимость их в занятиях с юными спортсменками.
Поскольку синхронистки выполняют значительную часть упражнений на задержанном вдохе, особое значение имеет развитие у девочек как общей и специальной выносливости, так и силовой выносливости. Силовая выносливость
- силовой компонент специальной выносливости - это способность организма противостоять утомлению при работе субмаксимальной мощности длительностью до 3-4 минут, выполняемой за счет анаэробно-гликолитического энергообеспечения [1]. Двенадцатилетние (и моложе) спортсменки на протяжении одного выступления в произвольной программе - дуэт, которое длится 2 минуты 30 секунд, вынуждены на задержанном вдохе выполнять упражнения в общей сложности в течение 1 минуты ± 10 секунд, что обеспечивается за счет произвольной
регуляции дыхания. Однако у 7-9-летних детей данный механизм регуляции развит довольно слабо, а показатели выносливости весьма незначительны [5].
Перед настоящим исследованием были поставлены задачи:
1. Определить доступные средства и методы развития физического качества выносливости в группе начальной подготовке по синхронному плаванию у девочек 9-10 лет.
2. Разработать содержание занятий в зале и на воде, направленных на формирование навыка задержки дыхания на вдохе для синхронисток 9-10 лет.
3. Показать эффективность предложенной методической разработки, направленной на формирование навыка задержи дыхания на вдохе у синхронисток 9-10 лет.
Материалы и методы
В начале эксперимента, который осуществлялся на протяжении 1,5 лет на базе бассейна «Школа водных видов спорта Московского городского педагогического университета (МГПУ)» в детской спортивной школе олимпийского резерва города Москвы, методом случайной выборки были сформированы экспериментальная и контрольная группы, по 10 девочек, не имеющих достоверных различий по уровню плавательной подготовленности и показателям развития выносливости. В обеих группах тренировочные занятия проводились с 9-10-летними спортсменками 5 раз в неделю по 2 часа 15 минут: 1час 30 минут на воде и 45 минут в зале. Основой каждого занятия являлось целенаправленное развитие физического качества выносливости, формирование навыка задержки дыхания на вдохе.
Фундаментальная направленность тренировочных занятий в зале: понедельник и среда - хореография, спортивные танцы, стрейч; вторник, четверг и суббота - кроссовая подготовка, подвижные игры, упражнения на гибкость и силу с преодолением собственного веса, комплексы на тренажерах. Около четверти всех упражнений выполнялись с регламентированным ритмом, частотой и глубиной дыхания, а также на задержке дыхания на вдохе, согласно
принципам гипоксической тренировки. Переносимость нагрузок спортсменками контролировалась по пульсу. Дозирование упражнений осуществлялось по общепринятым методикам развития выносливости, силы и силовой выносливости. В основу занятий был положен круговой метод тренировки.
Спецификой занятий в воде являлось обязательное включение упражнений на задержке дыхания - суммарно 30 минут, причем упражнения выполнялись с акцентом на качество, длительность нахождения под водой, темп; проведение осуществлялось в соревновательной форме. Объемное плавание до 1000 метров, плавание с регламентацией дыхания по циклам, на задержке дыхания, на скорость на задержанном вдохе. Ныряния на дальность, серийное выполнение специальных элементов и фигур на задержке
дыхания, чередуя с ритмичными выдохами в воду, освоение основных обязательных фигур с оценкой техники и времени задержки дыхания - основа тренировки в воде.
Результаты и обсуждение
В конце эксперимента была проведена оценка качества развития выносливости у девочек экспериментальной группы и их сверстниц контрольной группы, занятия в которой проводились согласно программе и методическим рекомендациям спортивной школы олимпийского резерва города Москвы, причем в начале учебно-тренировочных занятий достоверных различий в приведенных ниже показателях развития выносливости между группами выявлено не было.
Таблица
Средние показатели функциональной подготовленности спортсменок 9-10 лет ЭГ и КГ в конце
эксперимента
Пооатп ЭГ п= 10 КГ 11=10
X ± с X ± с Р
лсгенк [ЖЕ.1 Уид 2310± 179,2 2130 = 176,7 ■=AÜ5
ЖнэвсиыИ индекс/ мл-ьх 91? ±4 2 Я7,9±2,5 ■=AÜ5
J J |xjí-j Ш rain t tax 44,13= 3-Я ЗэД7 = 4,9 <ÜJÜQI
Проба Гол в Jcat 19.46= 1,6 16.45= 1,2 <0.001
Как показано в таблице, по показателю ЖЕЛ девочки экспериментальной группы достоверно превосходили спортсменок контрольной (Р=0,05): 2310±179,2 мл и 2130±176,7 мл соответственно; средний показатель для пловчих 11 лет (по данным Н.Ж. Булгаковой и А.Р. Воронцова, 1996) равен 2850 мл. Жизненный индекс юных пловчих, по данным тех же авторов равен 69,8 мл/кг, средний же показатель в экспериментальной группе синхронисток - 91,2 мл/кг ±4,2, а в контрольной - 87,9 мл/кг ±2,5 при р=0,05. Также достоверно (р=0,001) девочки экспериментальной группы превосходили девочек контрольной группы по показателям устойчивости к дефициту кислорода: время задержки дыхания на вдохе/ сек в ЭГ - 44,13±3,8, в КГ - 31,87±4,9; на выдохе в ЭГ - 19,46 сек ±1,6, в КГ - 16,45 сек ±1,2; возрастные показатели задержки дыхания на вдохе для 11-летних девочек - 38,4 [2].
Попытка выявить достоверные различия по длине проныривания не увенчалась успехом, поскольку, с нашей точки зрения, спортсменками применялись различные способы передвижения под водой, обеспечивающие и различную скорость преодоления дистанции.
В середине и в конце эксперимента были проведены квалификационные соревнования, в которых приняли участие спортсменки обеих групп. Судейство осуществлялось пятью арбитрами. Оценивались фигуры обязательной программы по 10-балльной системе; максимальная и минимальная оценки отбрасывались, из оставшихся выводилось среднее значение, которое умножалось на коэффициент сложности конкретной фигуры; оценки каждой фигуры суммировались, и участницы получали суммарных балл [4]. В результате первые десять мест распределились следующим образом: I-VI и VIII места заняли представительницы экспериментальной группы, VII, IX и Х места - девочки контрольной группы.
Внедрение в учебно-тренировочный процесс многолетней подготовки синхронисток 9-10 лет упражнений и методов, направленных на развитие общей и специальной выносливости, формирование специфического для данного вида спорта навыка выполнения упражнений в режиме аритмичного дыхания и на задержанном вдохе, позволило повысить качество функциональной, технической, а также плавательной подготов-
ленности спортсменок юношеских и взрослых разрядов.
Заключение
Инновационный подход к формированию навыка задержки дыхания у синхронисток 9-10 лет состоял в необходимости совершенствования общей физической, специальной подготовленности и внедрения в учебно-тренировочный процесс гипоксической тренировки, как на суше - в зале, так и в воде, что выразилось в повышении показателей функциональной, технической и плавательной подготовленности у юных спортсменок синхронного плавания.
Список литературы
1. Васяева М.И., Золотова Е.А. Плавательная подготовка в развитии выносливости синхро-нисток 13-14 лет. Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма : материалы VIII Всероссийская научно-практической конференции с международным участием. Казань: ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», 6 мая 2020. 2020; 3: 103.
2. Кичаева Д.А. Развитие специальных силовых способностей спортсменов 13-14 лет, занимающихся синхронным плаванием. Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма : Материалы X Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием, посвященной Году цифровизации в Республике Татарстан, Казань, 06 апреля 2022 года. Том 3. Казань: Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туриз-
ма. 2022: 32-33.
3. Куксина А.А. Синхронное плавание: история развития. Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. 2019; 2: 141-149.
4. Постольник Ю.А., Белоножкина Н.А., Орехов А.А., Бокова Л.В. Влияние средств синхронного плавания на плавательную подготовленность студентов вуза. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(2): 185-190. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-2-185-190.
5. Постольник Ю.А., Бубенцова Ю.А., Куман-цова Е.С., Купцова Н.С. Эффективность средств синхронного плавания в формировании плавательного навыка. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2022; 7(3): 99-104. DOI: 10.47475/2500-0365-2022-17315.
6. Распопова Е.А., Постольник Ю.А. Методика формирования устойчивого навыка плавания на основе использования средств водных видов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 11(1): 57-63. DOI: 10.1452б/01_1111_79.
7. Распопова Е.А., Постольник Ю.А. Эффективность применения средств синхронного плавания как способ совершенствования плавательного навыка студентов вуза. Культура физическая и здоровье. 2022; 2(82): 109-113. DOI:
10.47438/1999-3455_2022_2_109.
8. Raspopova E., Postolnik Yu., Maltsev Yu. The use of synchronized swimming exercises in the process of students physical education. Bio web of conferences : First International Scientific-Practical Conference "Actual Issues of Physical Education and Innovation in Sports" (PES 2020), Naberezhnye Chelny, SEptember, 24, 2020. EDP Sciences: EDP Sciences. 2020: 00071.
Статья поступила в редакцию: 20.02.2023
Постольник Юлия Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, 129226, Россия, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, дом 4, e-mail: [email protected]
Куманцова Елизавета Сергеевна - старший преподаватель, Московский государственный технический университет гражданской авиации, 125993, Россия, г. Москва, Кронштадтский бульвар, дом 20. e-mail: [email protected]
ИвлиеваЕленаЮрьевна - старший преподаватель, Российский государственный университет правосудия, 117418, Россия, г. Москва, Новочерёмушкинская ул., дом 69
Купцова Наталия Сергеевна - ассистент, Московский городской педагогический университет, 129226, Россия, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, дом 4, e-mail: [email protected]