ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК 11-15 ЛЕТ В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ
Аннотация
В статье рассмотрена проблема поиска оптимальных сроков начала специализации на избранной дистанции на основе применения количественных подходов. Определены тесты для оценки специальной подготовленности, результаты в которых наиболее тесно взаимосвязаны с личными достижениями на дистанциях различной длины. Показано постепенное формирование различий в специальной подготовленности девушек, занимающихся спортивным плаванием, на этапах возрастного развития. В возрасте 14 лет результаты в специальных плавательных тестах у девушек, специализирующихся на разных дистанциях, начинают различаться. В большинстве случаев профиль специальной подготовленности формируется к 15 годам, когда перспективные пловцы выходят на уровень достижений мастера спорта.
Ключевые слова: спортивное плавание, девушки, специальная подготовленность, тестирование, многолетняя тренировка.
Abstract
The question of finding the optimal timing
of the specialization in the favorite distance through
the application of quantitative approaches is considered
in this work. Tests have been identified for assessing
special preparedness, the results of which
are most closely linked to personal achievements on the
distances of different lengths. Shown gradual differences
in the formation of special preparedness of girls
involved in competitive swimming, at the stages
of age development. At the age of 14 achievements
in special swimming tests for girls, specializing in different
distances, begin to vary. In most cases, the profile
of the special preparedness is formed
by the age of 15, when prospective swimmers
come to the level of qualification of the master of sports.
Keywords: competitive swimming, girls, special preparedness, testing, multiyear training.
Введение
Считается общепризнанным, что чрезмерно ранняя специализация и форсирование подготовки нарушают важнейшие закономерности и принципы многолетней подготовки [3, 4, 8, 9]. Ориентация на быстрое достижение высоких спортивных результатов приводит к тому, что юные чемпионы перестают прогрессировать и уступают сверстникам, чей процесс многолетнего совершенствования был построен с учетом знаний о биологических закономерностях роста и развития организма, данных об оптимальных траекториях формирования физической и функциональной подготовленности [5, 6]. Ущерб, причиненный юным спортсменам вследствие неадекватных тренировочных нагрузок в подростковом и юношеском
Н.Ж. БУЛГАКОВА, О.И. ПОПОВ, В.В. СМИРНОВ, Т.Г. ФОМИЧЕНКО*, Е.Е. ШАКИНА,
ГЦОЛИФК;
* Министерство спорта Российской Федерации
возрасте, не может быть возмещен в будущем [7]. На начальных этапах многолетней тренировки необходимо проводить исключительно планомерную и длительную подготовку, которая нацелена на постепенную реализацию природных задатков в конкретной возрастной зоне.
С этой точки зрения весьма важной представляется информация о возрасте, в котором целесообразно переходить от экстенсивной аэробной тренировки к наращиванию специальных тренировочных нагрузок смешанного и анаэробного характера. По мнению специалистов, «переломный объем» тренировочных нагрузок для девочек составляет 2000-2400 км в год и он достигается в возрасте между 13 и 14 годами [1]. Затем постепенно
должна начинаться специализация в одном-двух способах плавания. Тем не менее точные границы возрастного периода, в котором происходит дифференциация уровня подготовленности девушек-пловцов для их дальнейшей специализации в плавании на дистанциях различной длины, обоснованы недостаточно.
Организация исследования
В исследовании приняли участие 275 девушек в возрасте 11-15 лет, с уровнем спортивной квалификации от 3-го разряда до мастера спорта. Средний возраст спортсменок 3-го разряда составил 10,8 ± 0,7 года; 2-го -11,9 ± 0,6 года; 1-го - 13,1 ± 0,7 года; кмс - 13,9 ± 0,6 года; мс - 14,9 ± 0,5 года. Фиксировались лучшие спортивные результаты (время) на дистанциях от 50 до 800 м вольным стилем (Í50...f800), после чего по таблице очков FINA определялась основная (наиболее успешная) дистанция. Все девушки выполняли 4 стандартных плавательных теста: 50 м со старта, 4x50 м с отдыхом 10 с (учитывалось среднее время), 10x100 м с отдыхом 15 с (учитывалось
Значения коэффициентов корреляции между результатами, показанными при выполнении тестов, варьируют в диапазоне от 0,409 до 0,778 и в большинстве случаев достоверно меньше значений интеркорреляции личных рекордов. Самые низкие корреляции демонстрирует скорость плавания на дистанции 2000 м (0,409-0,521). Результаты тестов 4x50 м и 10x100 м связаны более тесно (0,788).
Наибольший интерес представляет анализ взаимосвязи результатов тестов и личных рекордов спортсменок. Здесь коэффициенты корреляции наиболее вариативны. Выделяются тесты, которые хорошо предсказывают уровень достижений: тест 4x50 м и результат на дистанции 200 м (г = 0,903); тест 10x100 м и результат на 400 м (г = 0,916); тест 2000 м и результат на дистанции 800 м (г = 0,894). Тест 2000 м слабо взаимосвязан с результатами на коротких (50 и 100 м) дистанциях.
Результаты, полученные при анализе взаимосвязей времени проплывания соревновательных дистанций и тестов, в целом идентичны результатам, полученным
среднее время), 2000 м. Все упражнения выполнялись в полную силу. Такой подбор упражнений по оценке специальной подготовленности в плавании обоснован А.А. Кашкиным [2] и интерпретировался следующим образом: 50 м - оценка скоростных качеств (граница алактатной и гликолитической зон мощности), 4x50 м -оценка скоростной выносливости (гликолитическая емкость), 10x100 м - работоспособность в смешанной зоне, 2000 м - косвенная оценка скорости ПАНО.
Результаты исследования и их обсуждение
Лучшие результаты девушек и время, показанное при выполнении плавательных тестов, взаимосвязаны (табл. 1). Все значения коэффициентов корреляции значимы (p < 0,001), однако при этом существенно различаются связи показателей по степени тесноты. Наиболее тесная связь установлена между личными достижениями на «смежных» дистанциях: 50 и 100 м (0,922); 200 и 400 м (0,924), наименее тесная - между 50 и 800 м (0,629).
в исследованиях, проведенных на пловцах-юношах [2]. Основные тенденции близко совпадают, однако значения коэффициентов корреляции несколько ниже. Частично это объясняется меньшим количеством испытуемых и большей возрастной однородностью нашего контингента. Таким образом, данная батарея тестов, составленная из стандартных упражнений, предоставляет вполне информативные данные о специальной подготовленности пловцов в различных зонах энергетической мощности.
На рисунке 1 представлена возрастная динамика результатов в специальных тестах с учетом дистанционной специализации спортсменок. Видно, что с возрастом темп улучшения показателей равномерно замедляется. Наивысшие годичные приросты скорости отмечены в возрасте 11-12 лет, минимальные - в диапазоне от 14 до 15 лет. Однако темпы прогрессирования различаются в зависимости от дистанции, на которой был зафиксирован наилучший результат пловца. Проверка статистической значимости различий проводилась по Г-критерию Стьюдента. Сравнивались достижения пловцов, как
Таблица 1
Взаимосвязь между лучшими результатами на дистанциях различной длины и временем проплывания тестов
(п = 275; при г = 0,197 р = 0,001)
Тест Лучшие результаты на дистанциях Время проплывания тестов
¿100 ¿200 ¿400 ¿800 50 м 4x50 м 10x100 м 2000 м
¿50 0,922 0,842 0,745 0,629 0,803 0,781 0,423 0,215
¿100 - 0,896 0,798 0,707 0,736 0,864 0,744 0,255
¿200 - - 0,924 0,883 0,696 0,903 0,785 0,545
¿400 - - - 0,907 0,625 0,845 0,916 0,537
^800 - - - - 0,586 0,789 0,867 0,894
50 м - - - - - 0,773 0,654 0,438
4x50 м - - - - - - 0,788 0,409
10x100 м - - - - - - - 0,521
<&
ФНЦ ВНИИФК
36-
34 -
32 -
30 -
28
10 11
1009590 ■ 8580-75-| 70-
10
—г-11
—I— 12
—I—
12
Основная дистанция:
50 м 100 м 200 м 400 м 800 м
—I-1—
13 14
—I—
13
—I—
14
А
А
-Г"
15
В
—г-15
42 -
40
38 -
36-
34-
32
10
2100 -2000 -1900 -
1800 Н 1700 1600 Н 1500
11
—г-12
—I—
13
—I—
14
10 11
Б
—I—
15
Г
12 13 14 15
Рис. 1. Возрастная динамика показателей специальной подготовленности девушек, специализирующихся в плавании на дистанциях от 50 до 800 м вольным стилем
Тесты: А - 50 м; Б - 4x50 м; В - 10x100 м; Г - 2000 м. По абсциссе - возраст (лет), по ординате - время (с)
специализирующихся на «смежных» дистанциях (50 м и 100 м, 100 и 200 м и так далее), так и для всех возможных сочетаний дистанций (50 и 200 м, 50 и 400 м и т.д.). Всего было проведено 50 сравнений для каждого теста.
У спортсменок II-III разрядов (возраст 11-12 лет) различия в результатах тестов статистически недостоверны (возможно, вследствие высокого разброса показателей). Очевидно, что для спортсменок массовых разрядов дистанционная специализация выражена слабо; у спортсменок II разряда тенденция к различию наблюдается лишь для теста 2000 м. Начиная с I разряда (возраст 13,1 ± 0,7 лет), обнаруживаются статистические значимые различия и для данных теста 10x100 м; но при сравнении результатов спортсменок, специализирующихся на смежных дистанциях, различия не значимы. По данным теста 4x50 специальная подготовленность спортсменок различается несущественно. Мастера
спорта (возраст 14,9 ± 0,5 года) статистически значимо различаются почти по всем показателям специальной подготовленности. Исключение составляют сравнение специализаций 200 и 400 м, 400 и 800 м по тестам 50 м, 4x50 и 10x100 м. У спортсменок-кандидатов в мастера спорта различия результатов на смежных дистанциях выявляются лишь у средневиков (400 м) и стайеров (800 м). Однако при сравнении специализаций 50 и 400 м, 200 и 800 м большинство тестов различаются достоверно.
Заключение
Полученные нами данные подтверждают, что информативность плавательных тестов в оценке специальной подготовленности спортсменок различается в зависимости от длины дистанции. Наиболее тесно взаимосвязаны данные теста 4x50 м и результат на 200 м (г = 0,903), данные теста 10x 100 м и результат на 400 м (г = 0,916), данные теста 2000 м и результат на 800 м (г = 0,894).
Несмотря на то что уже с самого начала спортивной карьеры представляется возможным определить дистанцию с наибольшим количеством очков по таблице ФИНА, начало спортивной специализации для девушек можно связать с результатами на уровне I разряда (примерно в 13 лет). Однако и в 14 лет по многим показателям специальной подготовленности различий не обнаруживается. У большинства девушек дистанционная специализация окончательно закрепляется к 15 годам, когда
перспективные пловцы выходят на уровень достижений мастера спорта.
Таким образом установлено, что в возрасте 13-14 лет должны различаться подходы к формированию тренировочных программ подготовки для девушек, специализирующихся в плавании на спринтерские и стайерские дистанции. По достижении возраста 14-15 лет для большинства спортсменок в программах тренировок должна учитываться более узкая дистанционная специализация.
Литература
1. Воронцов А.Р. Многолетняя подготовка юных пловцов - алгоритм и инструмент планирования спортивного успеха / А.Р. Воронцов // Актуальные проблемы подготовки квалифицированных пловцов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -М.: Светотон, 2011. - С. 21-35.
2. Кашкин АА. Проблема формирования специальной подготовленности пловцов на этапах многолетней подготовки: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Кашкин Анатолий Алексеевич; РГАФК. - М., 2001. - 355 с.
3. Платонов В. Форсирование многолетней подготовки спортсменов и Юношеские Олимпийские игры / В. Платонов, И. Большакова // Наука в олимпийском спорте. - 2013. - № 2. - С. 37-42.
4. Платонов В.Н. Построение процесса многолетнего совершенствования / В.Н. Платонов, Н.Ж. Булгакова, А.Р. Воронцов, Л.А. Драгунов, О.И. Попов // Спортивное плавание: путь к успеху. Кн. 2. - М.: Советский спорт, 2012. - С. 198-252.
5. Соломатин В.Р. Модельные характеристики и нормативные требования специальной работоспособности
высококвалифицированных пловцов / В.Р. Соломатин // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 3. - С. 17-20.
6. Соломатин В.Р. Учет возрастных особенностей биологического развития как основа индивидуального подхода и повышения эффективности построения многолетней тренировки у девушек-пловчих / В.Р. Со-ломатин // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 3. -С. 26-31.
7. Тупоногова О.В. Тренировка выносливости у юных бегунов на средние дистанции: обзор современных тенденций / О.В. Тупоногова // Вестник спортивной науки. - 2012. - № 1. - С. 28-34.
8. Lang M. Interpreting and Implementing the Long Term Athlete Development Model: English Swimming Coaches' Views on the (Swimming) LTAD in Practice / M. Lang, R. Light // International Journal of Sports Science & Coaching. - 2010. - Vol. 5. - No. 3. -Pp. 389-424.
9. Smith DJ. A framework for understanding the training process leading to elite performance / D.J. Smith // Sports Medicine. - 2003. - Vol. 15. - No. 33. - Pp. 1103-1126.
References
1. Vorontsov A.R. Long-term preparation of young swimmers - algorithm and planning tool sporting success / A.R. Voronsov // Actual problems of preparation of the qualified swimmers: Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference. - M.: Svetoton, 2011. -Pp. 21-35.
2. Kashkin A.A. The problem of formation of special readiness of swimmers at stages of long-term preparation: thes. ... Dr. Pedagogics / Kashkin Anatoliy Alekseevich; RGAFK. - M., 2001. - 355 p.
3. Platonov V. Forcing a long-term preparation of sportsmen and Youth Olympic Games / V. Platonov, I. Bol'shakova // Nauka v Olympiyskom sporte. - 2013. -No. 2. - Pp. 37-42.
4. Building a long-term process improvement / V.N. Platonov, N.Zh. Bulgakova, A.R. Vorontsov, L.A. Dragunov, O.I. Popov // Sport swimming: the path to success. Bk. 2. - M.: Sovetskiy sport, 2012. - Pp. 198-252.
5. Solomatin V.R. Model specifications and regulatory requirements of special working capacity of highly skilled
swimmers / V.R. Solomatin. - Vestnik sportivnoy nauki. -2009. - No. 3. - Pp. 17-20.
6. Solomatin V. R. Accounting for age characteristics of biological evolution as the basis of individual approach and efficiency in the construction of a multi-year training in girls swimmers / V.R. Solomatin. - Vestnik sportivnoy nauki. - 2008. - No. 3. - Pp. 26-31.
7. Tuponogova O.V. Training in young middle distance runners : a review of current trends / O.V. Tuponogova. -Vestnik sportivnoy nauki. - 2012. - No. 1. - Pp. 28-34.
8. Lang M. Interpreting and Implementing the Long Term Athlete Development Model: English Swimming Coaches' Views on the (Swimming) LTAD in Practice / M. Lang, R. Light // International Journal of Sports Science & Coaching. - 2010. - Vol. 5. - No. 3. - Pp. 389-424.
9. Smith DJ. A framework for understanding the training process leading to elite performance / D.J. Smith // Sports Medicine. - 2003. - Vol. 15. - No. 33. - Pp. 1103-1126.