Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ СТУДЕНТОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усынина Т.П., Лобанова А.В.

Статья посвящена изучению взаимосвязи лидерских способностей с личностными особенностями студентов. В статье представлены индивидуально-личностные характеристики присущи лидеру. Выявлена взаимосвязь между лидерскими способностями и личностными особенностями в студенческом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Усынина Т.П., Лобанова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF LEADERSHIP SKILLS WITH PERSONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS

The article is devoted to the study of the relationship of leadership skills with personal characteristics of students. The article presents the individual personality characteristics of the leader. The interrelation between leadership skills and personal characteristics in student age.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ СТУДЕНТОВ»

УДК 159.9.07

Усынина Т.П., кандидат психологических наук доцент кафедры общей психологии

Лобанова А.В. студент 3 курса факультет «Клиническая психология» Оренбургский государственный медицинский университет

Россия, г. Оренбург ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ СТУДЕНТОВ Аннотация. Статья посвящена изучению взаимосвязи лидерских способностей с личностными особенностями студентов. В статье представлены индивидуально-личностные характеристики присущи лидеру. Выявлена взаимосвязь между лидерскими способностями и личностными особенностями в студенческом возрасте.

Ключевые слова: лидерство, юношеский возраст, лидерские качества личностные особенности, студенты.

Usynina T.P., candidate of psychological Sciences, associate Professor of

General psychology Lobanova А. V.

the student of 3 course offaculty clinical psychology Orenburg state medical University Russia, Orenburg THE RELATIONSHIP OF LEADERSHIP SKILLS WITH PERSONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS Abstract. The article is devoted to the study of the relationship of leadership skills with personal characteristics of students. The article presents the individual personality characteristics of the leader. The interrelation between leadership skills and personal characteristics in student age.

Keywords: leadership, youth age, leadership abilities, personal characteristics, students.

В современном социально-психологической науке феномен лидерства занимает ведущее положение. Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования.

Особенно значимой проблема лидерства является для молодых людей. Каждому молодому человеку хочется показать себя ярким, индивидуальным участником группы. Каждому хочется заявить о себе в качестве лидера, чтобы к его мнению прислушивались и поступали согласно нему. Однако, многие представители молодежной среды не в полной мере осознают, что лидерство - это не только умение вести за собой, но также и обязанность брать на себя большую ответственность не только за свою собственную личность, но и за всю группу. В виду этой недооценки, личностной

незрелости молодежи иногда возникают ложные представления о лидерстве. Поэтому очень важно выявить, какие индивидуально-личностные характеристики присущи лидеру, какие черты необходимо развивать в себе каждому молодому человеку, чтобы стать настоящим лидером коллектива, группы.

Для изучения взаимосвязи лидерских способностей и личностных особенностей у студентов в 2016 году на базе ФГБОУ ВО ОрГМУ было проведено исследование, в котором приняли участие 35 студентов 1-2 курса факультета клинической психологии. Из которых 6 юношей и 29 девушек. Возраст респондентов 18-19 лет.

Сначала на выборке была проведена методика Е. Жарикова и Е. Крушельницкого для выявления уровня лидерских способностей.

При анализе результатов обращает на себя внимание, что для 45,7% опрошенных студентов характерен средний уровень развития качеств лидера, это говорит о том, что в личностно значимых ситуациях молодые люди могут принимать на себя роль лидера, вести группу за собой, организовывать ее деятельность. У 28,6% студентов выборки лидерские качества более развиты (уровень - выше среднего), значит для них в большей степени характеры такие особенности личности как готовность принимать ответственность, решительность, целеустремленность, упорство, дипломатичность.

Далее был проведен 16-факторный опросник Кэттелла, для выявления личностных особенностей студентов. По результатам методики были построены усредненные профили личности, характерные для студентов с такими уровнями развития лидерских качеств: ниже среднего, средний, выше среднего.

У молодых людей с уровнем развития лидерских качеств ниже среднего в структуре личности преобладают такие качества как недостаточная самостоятельность, сенситивность, зависимости, необходимость помощи в трудных стрессовых ситуациях, в тоже время предприимчивость, готовность предлагать свои решения проблемы, ориентация на социум. В меньшей степени развиты доминантные черты, то есть свойственна подчиняемость, готовность следовать за другими, некоторая застенчивость, сдержанность.

Если обратиться к анализу личностных особенностей студентов со средним уровнем лидерских качеств то, в качестве доминирующих в профиле личности можно выделить такие качества как высокий самоконтроль как в сфере эмоциональных реакций, так и поведения в целом, эмоциональная устойчивость, способность трезво оценивать имеющуюся ситуацию, активность, однако, они в большей степени являются людьми поддатливыми, приспособляющимися к другим людям, к имеющимся условиям окружающей среды. Среди важных качеств - умение работать в группе, адаптироваться к ее правилам, нормам, особенностям личности других ее членов.

Статистическая обработка данных исследования на первом этапе включала в себя определение соответствия данных закону нормального распределения.

Данные исследования соответствуют закону нормального распределения, так как асимметрия (As) и эксцесс (Ex) по всем шкалам не превышают своих стандартных отклонений (As< Assd; Ex < Exsd).

При определении статистического критерия мы исходили из общих условий исследовательской ситуации. В нашей работе стоит цель сравнить личностные качества присущие лицам с разным уровнем развития лидерских способностей. Так как признак измеряется в метрической шкале, то в нашем исследовании будет применяться параметрический критерий ^Стьюдента для независимых выборок. Данный критерий позволяет установить, что средние значения двух независимых выборок не отличаются друг от друга.

Рассматривая результаты сравнения личностных особенностей при среднем уровне развития лидерских качеств и выше среднего уровня, были обнаружены статистически значимые различия по уровню выраженности таких факторов как интеллект (В), доминантность - подчиняемость (Е), сдержанность - экспрессивность робость - смелость (И), жестокость -чувствительность (I), доверчивость - подозрительность (Ь), практичность -мечтательность (М), консерватизм - радикализм (01), конформизм -нонконформизм (02), низкий - высокий самоконтроль (03) (при р<0,001).

При проведении сравнительного анализа по личностным фактором опросника Кэттелла на выборках с уровнем развития лидерских способностей выше и ниже среднего обнаружены статистически значимые различия при р <0,001 по таким шкалам, как В: «интеллект», С: «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность», Е: «подчиненность - доминантность», F:«сдержанность - экспрессивность», Н: «робость - смелость», L: «доверчивость - подозрительность», О: «спокойствие - тревожность», Ql: «консерватизм - радикализм», Q4: «расслабленность - напряженность». При р <0,05 - А: «замкнутость -общительность», Qз: «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль».

Анализируя результаты сравнения с помощью критерия ^Стьюдента личностных характеристик студентов с лидерскими качествами среднего уровня и ниже среднего, были выявлены статистически значимые различия по таким личностным особенностям как эмоциональная стабильность -неустойчивость (фактор С), подчиненность - доминантность (фактор Е), робость - смелость (фактор Н), жесткость - чувствительность (фактор I), практичность - мечтательность (фактор М), конформизм - нонкорфизм (01). Все различия статистически значимы при р <0,001.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза получила подтверждение, что уровень развития лидерских способностей взаимосвязан с личностными характеристиками студентов: разные личностные качества присущи студентам с разным уровнем развития лидерских качеств. Так как в ходе нашего исследования были выявлены статистически достоверные различия

между различными личностными характеристиками при различных уровнях выраженности лидерских качеств.

Использованные источники:

1.Бендас Т. В. Психология лидерства: Учебное пособие. - Питер, 2009. - 448 с.

2.Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. - М.: Академия, 2011. - 624 с.

3.Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / под. ред. Райгородского. - Самара, 1998. - 672 с.

4.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Диагностика лидерских способностей Е.Жариков, Е.Крушельницкий // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. 2002. - C.316-320

УДК 159.9.07

Усынина Т.П., кандидат психологических наук 7доцент кафедры общей психологии

Бутенко Л.И. студент 3 курса факультет «Клиническая психология» Оренбургский государственный медицинский университет

Россия, г. Оренбург ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И УРОВНЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Аннотация. Статья посвящена изучению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня самооценки младшего школьника. В статье представлены результаты особенностей стилей семейного воспитания и самооценки детей младшего школьного возраста. Выявлена взаимосвязь между стилем семейного воспитания и самооценки детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: семейное воспитание, самооценка, младший школьный возраст, стиль семейного воспитания.

Usynina T. P., candidate of psychological Sciences, associate Professor of

General psychology Butenko L.I.

3rd year student, faculty «Clinical psychology» Orenburg state medical University Russia, Orenburg THE RELATIONSHIP STYLE OF FAMILY UPBRINGING

AND THE LEVEL OF SELF-ESTEEM OF YOUNGER PUPILS Abstract. The article is devoted to the study of the relationship style of family upbringing and the level of self-esteem of younger pupils. The article presents results of peculiarities of the styles of family education and self-esteem of children of primary school age. The interrelation between the style of family education and self-esteem of children ofprimary school age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.