Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ'

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Наталья Михайловна

В статье рассмотрены результаты исследования развития лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России с учетом их гендерной принадлежности. В настоящее время в Российской Федерации важной является проблема развития лидерских качеств обучающихся. Лидерские качества - это способность к управлению, формируемая в процессе обучения и воспитания. Лидер курсантского коллектива развивает свой стиль управления, совершенствует свою управленческую и организационную культуру на основе имеющихся у него социальных норм и моральных ценностей. Наиболее проблемными вопросами, оказывающими влияние на развитие лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России, являются: 1) недостаточная разработанность психолого-педагогических программ, направленных на развитие лидерских качеств курсантов; 2) низкая мотивация обучающихся в образовательных организациях ФСИН России к самостоятельному развитию лидерских качеств; 3) необходимость развития интегральных личностных детерминант курсантами образовательных организаций ФСИН России.The article is devoted to the results of a study of leadership qualities development among cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia, taking into account their gender identity. Currently, in the Russian Federation, the problem of developing the leadership qualities of students is important. Leadership qualities are the ability to manage, formed in the process of training and education. The leader of the cadet team develops his management style, improves his managerial and organizational culture on the basis of his social norms and moral values. The most problematic issues affecting the leadership qualities development of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia are: 1) insufficient development of psychological and pedagogical programs aimed at developing the leadership qualities of cadets; 2) low motivation of students in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia to independently develop leadership qualities; 3) the need for the development of integral personal determinants by cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ»

УДК 159.9:343.83

DOI 10.33463/2072-8336.2021.4(57)107-113

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ

Н. М. Мартынова

Для цитирования

Мартынова, Н. М. Интегральные личностные детерминанты, оказывающие влияние на развитие лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России / Н. М. Мартынова // Прикладная юридическая психология. -2021. - № 4(57). - С. 107-113. - 001 : 10.33463/2072-8336.2021.4(57)107-113.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье рассмотрены результаты исследования развития лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России с учетом их гендерной принадлежности. В настоящее время в Российской Федерации важной является проблема развития лидерских качеств обучающихся. Лидерские качества - это способность к управлению, формируемая в процессе обучения и воспитания. Лидер курсантского коллектива развивает свой стиль управления, совершенствует свою управленческую и организационную культуру на основе имеющихся у него социальных норм и моральных ценностей. Наиболее проблемными вопросами, оказывающими влияние на развитие лидерских качеств курсантов образовательных

© Мартынова Н. М., 2021

организаций ФСИН России, являются: 1) недостаточная разработанность психолого-педагогических программ, направленных на развитие лидерских качеств курсантов; 2) низкая мотивация обучающихся в образовательных организациях ФСИН России к самостоятельному развитию лидерских качеств; 3) необходимость развития интегральных личностных детерминант курсантами образовательных организаций ФСИН России.

Ключевые слова: курсанты, лидерские качества, гендерные различия, проблемы психолого-педагогического сопровождения, личностные качества, психолого-педагогическая работа.

Исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов позволяют сделать вывод о том, что

задачи развития лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России могут быть успешно решены посредством психолого-педагогического сопровождения. Лидер курсантского коллектива формирует свой стиль управления, совершенствует свою управленческую и организационную культуру на основе имеющихся у него социальных норм и моральных ценностей. При комплексном психолого-педагогическом подходе к вопросу развития лидерских качеств необходимо учитывать то, что этот процесс происходит на основе одновременного взаимодействия личных и профессиональных качеств курсанта. При решении проблемы развития лидерских качеств курсантов с учетом интегральных личностных детерминант следует иметь в виду, что они закрепляются с помощью психолого-педагогического влияния. Это влияние является приоритетным воздействием психологов и педагогов на курсантов образовательных организаций ФСИН России. Такой психолого-педагогический подход к проблеме развития лидерских качеств курсантов основан на четкой социальной иерархии и месте обучаемого в ролевых структурах курсантского коллектива. Очевидно, что признание лидерства наиболее подготовленного курсанта высшегоучебного заведения ФСИН России автоматически укрепляет его авторитет среди сокурсников, который обусловливается не только занимаемой должностью, но и предоставленным ему правом давать распоряжения и принимать к сокурсникам допустимые меры воздействия для обеспечения выполнения его распоряжений. Успешное решение проблемы развития лидерских качеств курсантов в образовательной организации ФСИН

России позволит сделать педагогический процесс наиболее эффективным.

Эмпирическое исследование детерминант, оказывающих влияние на лидерские качества курсантов, было проведено на базе образовательных организаций ФСИН России. Общая выборка исследования составила 661 чел., из них 365 юношей и 296 девушек.

С помощью факторного анализа всей выборки респондентов были получены определенные результаты и выявлены интегральные личностные детерминанты, оказывающие влияние на развитие лидерских качеств курсантов. Выявленные факторы обозначили как «Образ идеального лидера» и «Образ Я-лидера». Суммарная доля объясненной дисперсии двух факторов составила 0,53. В состав первого фактора (доля объясненной дисперсии - 0,36) вошли те характеристики личности, которыми должен обладать настоящий лидер. Наибольшую факторную нагрузку имеют: психологическая устойчивость (0,910), внимательность (0,914), ответственность (0,922), эмоциональная устойчивость (0,911), коммуникативно-организаторские умения (0,903), самоконтроль (0,907). В состав второго фактора (доля объясненной дисперсии - 0,17) включены лидерские качества курсантов, которыми они обладают. Среди показателей с наибольшей факторной нагрузкой -коммуникативно-организаторские умения (0,689), активная жизненная позиция (0,662), твердая воля (0,668), храбрость (0,677), мотивация курсантского коллектива на достижение общей цели (0,667).

На рисунке 1 представлены средние значения личностных факторов курсантов образовательных органи-

19 17 15 13 11 9 7 5 3 1

7,47 16 05

12 ,39 13,5 6 11,9 8

1 3,49 128 4 1С ,54 1 1,71 1,49

0,71

',82 9 ,68 9, 20 ! ,22 9,0

ABCEFGH I LMNOQ1Q2Q3Q4

Рис. 1. Средние значения личностных факторов курсантов образовательных организаций ФСИН России, полученные по методике Р. Кеттелла: А - замкнутость - общительность; В - интеллект; С - эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность; Е - подчиненность - доминантность; F - сдержанность - экспрессивность; G - низкая нормативность - высокая нормативность поведения; Н - робость - смелость; I - жесткость - чувствительность; L - доверчивость - подозрительность; М - практичность - мечтательность; N - прямолинейность - дипломатичность; О - спокойствие - тревожность; Q1 - консерватизм - радикализм; Q2 - конформизм - нонконформизм; Q3 - низкий самоконтроль - высокий самоконтроль; Q4 - расслабленность - напряженность

заций ФСИН России, полученные по методике Р. Кеттелла.

В ходе анализа результатов исследования нами была предпринята попытка выявить наиболее эффективные пути развития лидерских качеств курсантов с учетом их тендерной принадлежности. Структурные взаимосвязи образа лидера у курсантов мужского пола (рис. 1) показали, что ядром этой системы выступают такие лидерские характеристики, как «успешное выполнение поставленных задач», «внимательность», «ответственность» и «эмоциональная устойчивость». Данные качества лидера имеют наиболее многочисленные и тесные взаимосвязи с другими характеристиками лидера и в наибольшей мере определяют формируемый внутренний

образ идеального лидера. На рисунке 2 показаны структурные веса и средние значения качеств лидера в группе курсантов мужского пола. При этом средняя значимость указанных выше качеств, за исключением ответственности, относительно невысока. В свою очередь, дисциплинированность и надежность как одни из наиболее значимых качеств лидера (по оценке юношей) имеют наименьший структурный вес, то есть в наименьшей степени включены в общую структуру образа лидера.

В структуре образа «Я - лидер» наиболее высокий структурный вес имеют такие черты, как храбрость и коммуникативно-организаторские умения (рис. 3). При этом средняя самооценка выраженности этих черт у курсантов невысока. Целенаправленное воздей-

18,20 18,00 17,80 17,60 17,40 17,20 17,00 16,80 16,60

■ 4,3'

■ 4,24

■ V 4,20 4,1 ! /

л 4,1 ■ \ 4,16 4,1

> 4,1 ■ \ 4,12 f

\/ ■ 4,0! \ 4, L 08 f \ 4,1 С

■ 4,06 V ■ ( 4,04 > 4,0 1Ь Г 4,06

V V 4,01 4,0;

4,00

Структурные веса

Средние значения

Рис. 2. Структурные веса и средние значения качеств лидера в группе курсантов мужского пола

ствие на данные личностные качества курсантов-юношей позволит наиболее эффективно достичь развития их лидерских способностей.

У девушек-курсантов обнаружены иные особенности структуры взаимосвязей. Так, в образе лидера ядром системы выступают такие его характеристики, как ответственность и коммуникативно-организаторские умения (рис. 4). В отличие от юношей, у девушек-курсантов ведущая структурная роль

данных качеств совпадает с довольно высокими оценками их значимости. Это позволяет говорить о более осмысленном и адекватном представлении о лидерстве у девушек. Структура взаимосвязей отдельных составляющих образа «Я - лидер» демонстрирует ведущую структурную роль способности к мотивации курсантского коллектива на достижение общей цели, коммуникативно-организаторских умений (рис. 5). При этом наличие у себя данных ка-

7,20 7,00 6,80 6,60 6,40 6,20 6,00 5,80 5,60 5,40 5,20

0,70 0,65 0,60 0,55 0,50 0,45

Структурные веса

Средние значения

Рис. 3. Структурные веса и средние значения наличия качеств лидера в группе курсантов мужского пола

честв девушки-курсанты оценивают довольно низко. При этом те качества, которые у себя девушки оценили наиболее высоко, имеют относительно невысокий структурный вес и не входят в ядро системы образа «Я - лидер».

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что сформированные у курсантов образы идеального лидера и «Я - лидера» в целом соответствуют полоролевым стереотипам лидерства. Общий состав наиболее важных качеств, необходимых лидеру в мужской и женской выборке, идентичен и включает в себя такие характеристики, как ответствен-

ность, низкая агрессивность, эмоциональная и психологическая устойчивость. Эти лидерские черты могут рассматриваться как универсальные и не имеющие гендерной специфики. При этом выявлено, что девушки-курсанты предъявляют более высокие требования к лидеру в целом и к себе как к лидеру в частности. Их оценки значимости для лидера тех или иных качеств по большинству позиций выше, чем у юношей, а оценка наличия у себя качеств лидера ниже. Общая степень соответствия представлений о себе образу лидера, готовность к выполнению лидерской роли также достоверно выше у кур-

17,26

16,76

16,26

15,76

15,26

■ 451 Я 4,47

■ V 4,4; 1 4,44 Л 4,4'

■ V 4,35 к 4,36 ; ■ 4,35 Л 4,33 Л 4,33

4,2' \ 4,26 4, 30 ■ 4,2 ! 4 25 3> 4,25 4,2! V 24 д 4,26

1,16 ■

4,14

Структурные веса

Средние значения

Рис. 4. Структурные веса и средние значения качеств лидера в группе курсантов женского пола

сайтов мужского пола. Кроме того, у юношей выявлен значимо более высокий уровень самооценки лидерства и уровень выраженности лидерских качеств.

На наш взгляд, полученные результаты имеют не только гендерную, но и социально-профессиональную детерминацию. Служба в уголовно-исполнительной системе традиционно воспринимается как «мужское дело». Выполнение лидерской роли в смешанном учебном или служебном коллективе сотрудников службы исполнения наказаний для женщин объективно может быть более сложным

и требовать от них более высокого уровня коммуникативных, организаторских и иных личностных качеств и умений.

Библиографический список

1. Мартынова Н. М. Целеполагание в процессе психолого-педагогического сопровождения формирования лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России // Перспективы науки. 2021. № 4(139). С. 48-50.

2. Алифанов С. А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 90-98.

5,05 4,85 4,65 4,45 4,25 4,05

! 0,44 0,48 ч ■ А

Г 3,3Е ■ N 0,41 V, / 0,36

ш 0,34

0,69

0,67 0,62 0,57 0,52 0,47 0,42 0,37 0,32 0,27

Структурные веса

Средние значения

Рис. 5. Структурная роль способности к мотивации курсантского коллектива на достижение общей цели, коммуникативно-организаторских умений

3. Пучков Н. П., Авдеева А. В. Организация воспитательной работы в вузе по формированию лидерских качеств обучающихся. Тамбов : ТГПУ, 2009. 23 с.

4.Резник С. Д. Организационноепо-ведение : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2008. 428 с.

5. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М. : Педагогика, 1973. 423 с.

6. Сбитнева В. Б. Педагогические условия развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении : дис. ... канд. пед. наук. Пермь, 2006. 268 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.