Научная статья на тему 'Взаимосвязь личностных особенностей и успешности профессиональной деятельности судей по волейболу'

Взаимосвязь личностных особенностей и успешности профессиональной деятельности судей по волейболу Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
411
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь личностных особенностей и успешности профессиональной деятельности судей по волейболу»

комбинационной техники выполнения приемов из различных единоборств: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - СПб.: ВИФК, 1997. - 193 с.

3. Миллер Д. Искусство дзю-дзюцу /Под ред. А.Е. Тараса. - Минск, 1997.- С. 5-27.

4. Сидоров А.А., Лукоянов В.В. Методы обучения в спортивно-боевых единоборствах. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. - С. 65-70, 75-85.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ

Н.В. Луткова, Н.Е.Козлова

Современный спорт характеризуется возрастанием сложности и напряженности борьбы в процессе соревнований. В ходе спортивного поединка все более значимой становится роль спортивного судьи, в особенности в видах спорта с субъективной оценкой результатов соревнований. К числу таких видов относятся спортивные игры и, в том числе - волейбол [15].

На качественный рост волейбола влияет четкое проведение судьями (арбитрами) соревнований. Во многих исследованиях [6, 3, 4, 5, 13] отмечается, что развитие волейбола образует сочетание таких факторов, как тренер, игрок, судья. Уровни физической, технической и тактической подготовленности отдельных игроков и команд в целом постепенно сближаются, это определяет остроту борьбы соперников [10, 11, 12], а основой рационального регулирования соревнований любого уровня является личность волейбольного арбитра, к которому современный волейбол предъявляет высокие требования [7].

Совершенствование системы отбора и подготовки судей осуществляется в различных направлениях: подготовленность судей; личность волейбольного арбитра; правильная трактовка официальных правил; способы действий бригады судей в наиболее типичных, а также неординарных ситуациях [2, 6, 9, 13]. По мнению ряда авторов [1, 8, 14], чтобы стать квалифицированным судьей необходимо, как минимум 10 лет, поэтому те, кто начинает подготовку в молодом возрасте, имеет лучшие возможности в достижении успеха. В исследовании М.И.Цукермана [15] отмечается, что судейство следует рассматривать как специальность, которой необходимо обучаться и совершенствоваться.

Анализ современной литературы позволяет сделать заключение, что в настоящее время проблема подготовки и отбора судей является актуальной. Многие авторы отмечают значимость профессионального судейства, особое внимание уделяют вопросам подготовки и деятельности судьи в соревновательном процессе. Вместе с этим, вопрос отбора судей раскрывается в основном со стороны их профессиональных знаний, умений и навыков, учитывается теоретическая и при необходимости физическая подготовка арбитров, определяются психологические факторы, обуславливающих успешность деятельности судьи в условиях проведения соревнований.

В нашем исследовании, проводимом с судьями по волейболу, имеющими различный стаж судейской деятельности, предполагалось, что на основе психологической структуры личности судьи можно прогнозировать успешность его профессиональной деятельности.

В исследовании была определена цель: теоретически обосновать систему отбора судей по волейболу.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1.Изучить личностные особенности судей по волейболу.

2.Выявить взаимосвязь личностных особенностей судей по волейболу с экспертной оценкой успешности профессиональной деятельности.

3.Проверить эффективность прогнозирования экспертной оценки успешности профессиональной деятельности на основе учета наиболее взаимосвязанных с ней личностных особенностей судей по волейболу.

В исследовании приняли участие две группы судей по волейболу. В одной группе судей стаж судейства ведущих российских и международных соревнований составлял 8 лет и более. В другой группе судей стаж судейства был до 5 лет. Исследование осуществлялось в период профессиональной деятельности судей за два сезона Чемпионата России (2003-2004 и 2004-2005 год).

Для решения первой задачи исследования нами были определены личностные особенности судей каждой группы. Использовалась следующие батарея тестов: а) для исследования восприятия информации - корректурная проба с кольцами Ландольта; б) для диагностики свойств «предметно- деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента - опросник структуры темперамента В.М. Русалова; в) для оценки тревожности применялся опросник

Ч.Д. Спилберга, адаптированный Ю.Л. Ханиным; г) для диагностики мотивации - опросники Т. Элерса; д) для оценки материальных и духовных ценностей - морфологический тест жизненных ценностей (авторы В.Ф. Сопов, Л.В. Кар-пушина); е) для оценки распределения и переключения внимания - таблицы Шульте; ж) тест по определению оперативной памяти.

Анализ результатов тестирования, проведенного в двух группах судей (группы «высокой» и «низкой» квалификации) позволил сделать следующее заключение. Группа судей «высокой» квалификации имеет более высокие показатели, характеризующие следующие личностные особенности: личностная тревожность, скорость переработки информации, оперативная память, темп, духовное удовлетворение. Более высокие показатели в этой группе определены по таким жизненным ценностям, как: социальные контакты, собственный престиж, материальное положение. Также более высокие показатели определены в таких сферах, как профессиональная жизнь и общество. Достоверность различий на уровне значимости р < 0,05.

Профессиональная деятельность судьи оценивается инспектором матча или главным судьей соревнований на основе выставления экспертной оценки в просмотровой карточке, при выставлении которой они руководствуются рекомендациями, разработанными всероссийской коллегией судей.

Для решения второй задачи исследования по определению связи между личностными особенностями судей «высокой» квалификации с выставляемой им экспертной оценкой, нами был проведен корреляционный анализ между рассмотренными выше психологическими свойствами и качествами личности и средним экспертным баллом за сезон.

Следует отметить, что ввиду небольшого объема выборки (п = 20) проверка на соответствие распределения экспериментальных данных нормальному закону осуществлялась при помощи следующих показателей: Шапиро-Уилки, 2-оценка для асимметрии и эксцесса. Проверка на нормальность экспериментальных данных показала, что они не соответствуют нормальному за-

кону, поэтому при корреляционном анализе использовался коэффициент Спирмена (ранговый коэффициент корреляции). Достоверность различий результатов исследования определялась с использованием критерия Манна-Уитни.

В группе судей «высокой» квалификации были получены следующие результаты: выше средней по силе связь была установлена с памятью, личностной тревожностью, эргичностью; такими жизненными ценностями, как социальные контакты, собственный престиж, материальное положение, профессиональная жизнь, достижения и опыт. Определена сильная связь с распределением и переключением внимания. При оценке взаимосвязи между экспертной оценкой и такими показателями, как личностная тревожность, оперативная память, эргичность, собственный престиж, достижения, профессиональная жизнь и активные социальные контакты уровень значимости был меньше 0,05. А с показателями: материальное положение, распределение и переключение внимания, стаж судейства - меньше 0,01.

В группе судей «низкой» квалификации были получены следующие результаты: выше средней по силе связь установлена с оперативной памятью, увлечениями, собственным престижем и достижениями. Также сильная корреляционная связь определена между экспертной оценкой и скоростью переработки информации, темпом, распределением и переключением внимания, духовной удовлетворенностью и опытом. Установленные корреляционные связи достоверны на уровне значимости 0,05.

На основании вышеизложенного можно сделать заключение, что у судей «высокой» квалификации более обострено чувство восприятия игровых ситуаций; им свойственна высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности; моторно-двигательная быстрота; высокая психическая скорость при выполнении психических заданий. Высокий уровень развития таких жизненных ценностей, как социальные контакты и собственный престиж говорит о стремлении человека к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Для них, как правило, значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто убеждены в том, что самое ценное в жизни - это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Отмечается стремление человека к признанию, уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, к чьему мнению он прислушивается в наибольшей степени и на чье мнение он ориентируется, в первую очередь в своих суждениях, поступках и взглядах. Это можно объяснить особенностями их профессиональной деятельности: при обслуживании соревнований им постоянно приходится вступать в социальные контакты с игроками, тренерами и другими официальными лицами и для них важным становится создание и сохранение собственной репутации (престижа) и как профессионального арбитра, и как человека.

Также можно сделать заключение, что с ростом квалификации изменяются показатели, имеющие связь с экспертной оценкой успешности судейской деятельности. Происходит сдвиг от показателей, которые можно отнести к группе сенсомоторных (скорость переработки информации, внимание, темп) с сильной корреляционной связью с экспертной оценкой успешности судейской деятельности в группе с «низкой» квалификации к показателям характеризующим социальный компонент личности в группе судей «высокой» квалифи-

кации. Безусловно, данные показатели присутствуют и в группе судей «низкой» квалификации, но результаты исследования свидетельствуют, что данную категорию судей больше интересует общественное признание, на что указывает сильная корреляционная связь с духовной удовлетворенностью. Группа судей «высокой» квалификации более ориентирована на жизненное благополучие, установление выгодных для себя социальных контактов. Это подтверждает сильная корреляционная связь с такими жизненными ценностями, как материальное положение и социальные контакты, сферой профессиональной жизни.

Сильная корреляционная связь как в одной, так и в другой группе установлена со свойством распределения и переключения внимания. Это можно объяснить тем, что большинство действий судьи выполняют, основываясь на зрительных восприятиях. При этом, им необходимо точно и быстро выполнять определенные действия при непрерывном потоке информации о комплексе движущихся объектов (мяч, игроки, тренеры, судьи и т.д.).

Сильная корреляционная связь в группе судей «низкой» квалификации установлена между экспертной оценкой и стажем судейства (опытом). Тогда как с ростом квалификации она снижается. Мы можем предположить, что судьи накапливают необходимый опыт за первые 5 лет судейства, а в дальнейшем его просто используют, причем принятие решений в большинстве ситуаций доходит до автоматизма.

Как в одной, так и в другой группе происходит отбор судей. В группе «низкой» квалификации - это в основном появление молодых судей, пришедших из Чемпионата города. Среди судей «высокой» квалификации происходит переход в другие лиги, обслуживание соревнований высокого ранга. Учитывая полученные корреляционные связи можно сделать заключение, что при отборе судей нельзя в обеих группах отталкиваться от одних и тех же личностных особенностей. Так судья из группы «низкой» квалификации может получать высокие экспертные оценки в своей лиге, но, перейдя в более высокую лигу, он может быть не так успешен, так как у него еще не сформировались те личностные особенности, которые необходимы при переходе в группу судей «высокой» квалификации.

Для решения третьей задачи исследования среди 8 судей, пришедших в группу судей «высокой» и «низкой» квалификации, нами были проведены информативные тесты для каждой группы по определению личностных особенностей. На основании полученных результатов был сделан прогноз, что 2 судьи, обеспечивающих судейство в группе судей «низкой» квалификации получат высокую экспертную оценку для данной группы, которая в среднем составляет 96,2 балла. А два других судьи получат более низкую экспертную оценку, так как их показатели по информативным тестам соответствуют низкому уровню. Аналогично было осуществлено прогнозирование экспертной оценки успешности профессиональной деятельности судей, перешедших из группы «низкой» квалификации в группу «высокой».

Сравнение прогнозируемой нами оценки успешности профессиональной деятельности с показателями экспертной оценки позволили сделать заключение, что как в одной, так и другой группе наш прогноз оправдался: в группе «низкой» квалификации двое судей, получившие прогноз на высокую экспертную оценку, в среднем получили по 96,3 балла, двое других по 95 баллов.

В группе «высокой» квалификации соответственно 97,5 и 96,6 баллов.

Следует отметить, что показатель вариативности - стандартное отклонение, снижается с ростом квалификации. У судей, получивших прогноз на низкую экспертную оценку, он выше. Можно предположить, что даже при получении судьями в среднем высокой оценки, баллы за отдельно взятые игры могут варьироваться от самой низкой до самой высокой, что будет говорить о нестабильности такого судьи.

Достоверность различий между судьями, получившими прогноз на высокую и низкую экспертную оценку, определена на уровне значимости 0,01. Следовательно, можно сделать заключение, что, опираясь на наиболее информативные личностные характеристики, можно прогнозировать получение высокой или низкой экспертной оценки успешности профессиональной деятельности судьи по волейболу.

На основании полученных результатов можно сделать следующие практические рекомендации:

1. При работе с судьями «высокой» квалификации учитывать, что между экспертной оценкой успешности профессиональной деятельности и распределением и переключением внимания определена сильная корреляционная связь; выше средней по силе связь установлена с памятью, личностной тревожностью, эргичностью; такими жизненными ценностями, как социальные контакты, собственный престиж, материальное положение, профессиональная жизнь, достижения и опыт. Следовательно, эти показатели наиболее информативны для данной группы судей.

2. При работе с судьями «низкой» квалификации учитывать, что между экспертной оценкой успешности профессиональной деятельности, оперативной памятью, увлечениями, собственным престижем и достижениями установлена корреляционная связь по силе выше средней и сильная корреляционная связь установлена между экспертной оценкой и скоростью переработки информации, темпом, распределением и переключением внимания, духовной удовлетворенностью и опытом.

3. При отборе судей со стажем до 5 лет судейства в большей степени необходимо обращать внимание их сенсомоторные характеристики.

4. При отборе судей со средним и большим стажем судейства необходимо обращать внимание на социальные компоненты личности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гордеева Н.Д. Многоструктурный анализ исполнительной деятельности. /Н.Д.Гордева, В.М.Девишвили. - М.: Наука, 1975. -374 с.

2. Горбачев А.И. Факторы, обуславливающие успешность деятельности

судьи в условиях соревнований (на примере волейбола): Автореф.

дисс... канд. пед. наук /А.И.Горбачев. -Л., 1976. -22 с.

3. Григорьев М. Философия судейства. /М..Григорьев, М. Давыдов. -М.: Т.К.РФБ, 1995. - 17 с.

4. Григорьев М. Настольная книга судьи. /Григорьев М. Давыдов. -М.: Т.К. РФБ, 1997 - 39с.

5. Григорьев М. Механика судейства. /М..Григорьев, М.Давыдов.- М.: Т.К. РФБ, 1998. -23с.

6. Губенко Л.Я. Организация и судейство соревнований по волейболу. /Л.Я.Губенко. -М.: ФиС, 1988.- 89с.

7. Ерофеев С.Д. Специальная подготовленность баскетбольных арбитров: Автореф. дисс. канд.пед.наук. /С.Д.Ерофеев. - М.: 2002. - 17 с.

8. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. /Ю.Д.Железняк. - М.: ФиС. 1978.-224 с.

9. Зенович А. Организация и проведение соревнований по волейболу. /А.Зенович. -Ростов - на - Дону, 1999. - 42с.

10.Книжников Н.Н. Волейбол. История развития, методика организации и проведения судейства. /Н.Н. Книжников. - Нижневартовск: Приобье, 1999. -104с.

11.Книжников Н.Н. Волейбол. История развития, методика организации и проведения судейства. /Н.Н. Книжников. - Нижневартовск: НГПИ, 2000.93с.

12.Книжников А.Н. Основы судейства волейбола: Учебно-методическое пособие для учителей физической культуры, студентов вузов, тренеров и судей по волейболу. /Книжников А.Н., Книжников Н.Н. - Нижневартовск, 2001. -192с.

13.Кунянский В.А. О судьях и судействе. / Кунянский В.А. -М.: Спор-тАкадемПресс, 2002. - 87с.

14.Першин С.Б. Стресс и иммунитет. /С.Б. Першин, Т.В. Кончугова. -М.: Крон-пресс, 1996.-165с.

15.Цукерман М.И. Деятельность в соревновательном процессе и методика подготовки судьи по волейболу: Дис. ... канд. пед. наук. /М.И.Цукерман. -М.: РГУФКСиТ, 2003.- 142с.

ВЛИЯНИЕ РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА НА ЗНАЧИМОСТЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

СТУДЕНТОВ

Л.Н. Минина

Реформирование и модернизация системы высшего профессионального образования в России, обусловленное глобальными изменениями в мире и стране, связано с необходимостью повышения качества подготовки специалистов. Современный выпускник должен уметь быстро и адекватно находишь решения в различных проблемных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью. Готовность к решению разнообразных практических задач во многом зависит от поиска и внедрения в учебный процесс инновационных технологий и методик, позволяющих овладеть различными способами и приемами профессиональной деятельности [2].

Российская система подготовки физкультурных работников всегда славилась своей высокой эффективностью и профессионализмом. Однако сегодня очевиден нарастающий разрыв между уровнем подготовленности выпускников и требованиями, предъявляемыми к специалистам в различных звеньях системы физического воспитания.

Современные тенденции в решении проблем подготовки специалистов в физкультурных вузах определяют деятельностный подход как основу структуры и содержания высшего профессионального образования. Ведущая роль в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.