УДК 796.323
ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПОРТИВНОГО СУДЬИ ПО БАСКЕТБОЛУ
А.П. Махлин - соискатель Нижегородский государственный педагогический университет,
Нижний Новгород
PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION OF A BASKETBALL
REFEREE
A.P. Makhlin - applicant Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod
e-mail: gru1234@yandex.ru
Ключевые слова: профессиональная компетентность; компетентностная модель; компетенции; спортивный судья по баскетболу.
Аннотация. В статье предлагаются разработанные автором профессиограмма и компетентностная модель профессиональной деятельности спортивного судьи по баскетболу, которые используются для формирования профессиональной компетентности спортивного судьи по баскетболу.
Keywords: professional competence; competentce model; competences, basketball referee.
Summary. The article presents developed by the author professiogram and competence model of referee's professional activity which are used to form the basketball referee's professional competence.
Компетентностный подход широко обсуждается на страницах педагогической печати. В частности, обсуждается набор так называемых ключевых компетенций (познавательных, информационных, общественных и др.) как основы для построения учебных планов и программ общего и профессионального образования. Задачей нашего исследования является изучение профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту, в частности спортивных судей по баскетболу.
В целом, профессиональная компетентность специалистов по физической культуре и спорту включает систему общих и специальных знаний и умений, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности; экономико-управленческую и правовую подготовку, сформированное целостное профессиональное мышление и сознание, обусловливающие успешность творческой профессиональной деятельности. Объектом труда спортивного судьи является организация соревнований, управление соревновательной деятельностью, фиксация результатов соревнований и т.п.
Изучение существующих моделей организации профессиональной подготовки в вузах физической культуры показывает, что они могут быть лишь частично использованы для организации профессиональной подготовки судей по видам спорта, в частности по баскетболу. Несмотря на то, что не существует профессионального обучения по
специальности «судейство», его нужно рассматривать как специальность, которой нужно обучаться и в которой необходимо совершенствоваться [1].
Объем и структура профессиональных и социально-психологических качеств, знаний и умений человека в труде в совокупности представляют собой его обобщенную характеристику как члена общества и могут быть представлены в виде некой модели специалиста или модели подготовки специалиста (профессиограмме) [4].
Профессиограмма - это научно-обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, она включает систему общих и специальных знаний и умений, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности, сформированное целостное профессиональное мышление и сознание, обусловливающие успешность творческой профессиональной деятельности.
Разработанная нами профессиограмма состоит из трех частей:
1) трудограммы - совокупности основных профессиональных знаний, умений и личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности (описание труда в профессии);
2) психограммы - совокупности психологических особенностей человека как субъекта профессиональной деятельности (описание человека в профессии);
3) социограммы - совокупности социально-значимых качеств индивида, необходимых для реализации профессиональной деятельности (описание личности в профессии).
Трудограмма - описание труда спортивного судьи.
1. Предназначение профессии: деятельности спортивного судьи направлена на организацию соревнований, управление соревновательной деятельностью, фиксацию результатов соревнований и т.п.
2. Распространенность профессии: профессия спортивного судьи обеспечивает квалификационную организацию и контроль всех спортивных соревнований.
3. Профессиональные знания как совокупность сведений об аспектах труда. Знания являются одним из факторов, определяющих возможности судьи в его деятельности. Эрудиция спортивного арбитра складывается из общих и специальных знаний. Общие знания характеризуют мировоззрение и общую культуру судьи. Специальные знания, необходимые для осуществления основной судейской деятельности, можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и профессиональные.
4. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, применяемые в профессии для достижения результата: Спортивный судья по баскетболу обязан знать правила вида спорта, выполнять их требования, владеть методикой судейства и правильно применять её на практике; осуществлять судейство квалифицированно и беспристрастно, исключая ошибки, которые могут повлечь искажение результатов соревнований, объективно и своевременно решать возникающие в ходе соревнований вопросы, способствовать проведению соревнований на квалифицированном уровне.
5. Условия труда: работа спортивного судьи проходит в условиях большой физической нагрузки - в спортивных залах, комплексах, на стадионах, на открытом воздухе. Также судьи испытывают постоянный психологический прессинг со стороны зрителей и участников соревновательного процесса. При большом количестве участников или при плохой организации соревнований рабочий день спортивного судьи может продолжаться до 14-15 часов.
6. Возможные уровни профессионализма в данной профессии: судейский корпус, сформированный для проведения соревнований по баскетболу, имеет следующие квалификационные категории: спортивный судья всероссийской категории, спортивный судья первой категории, спортивный судья второй категории, спортивный судья третьей категории, юный спортивный судья. Порядок присвоения квалификационных категорий спортивных судей и содержание квалификационных требований к кандидатам на присвоение данных категорий устанавливает Положение о спортивных судьях.
7. Права спортивных судей: в соответствии со своей квалификацией, судейской специализацией и категорией судить соревнования, носить нагрудный судейский значок, а также судейскую эмблему; проводить семинары и инструктажи по поручению соответствующих федераций по различным видам спорта (за исключением спортивных судей, имеющих квалификационные категории «юный спортивный судья» и «спортивный судья третьей категории»); и т.д.
8. Обязанности спортивных судей на соревнованиях в зависимости от занимаемых ими спортивных судейских должностей (функциональные обязанности), а также соответствующие этим должностям полномочия и права, регламентируются Квалификационными требованиями обеспечивать соблюдение правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании.
9. Влияние данной профессии на человека: профессия спортивного судьи развивает в человеке такие черты характера как выносливость, доброжелательность, уравновешенность, хорошее распределение и устойчивость внимания. Судья всегда должен поддерживать хорошую физическую форму. Также эта профессия развивает коммуникативные навыки человека.
10. Негативной стороной профессии является эмоциональная напряженность, вызванная постоянным общением с людьми, имеющим различное представление о задачах и функциях спортивного судьи. Деятельность спортивного судьи является сложной и протекает в условиях дефицита времени и постоянных помех.
ПСИХОГРАММА - ОПИСАНИЕ ЛИЧНОСТИ СПОРТИВНОГО СУДЬИ В
ПРОФЕССИИ
1. Мотивы, цели, задачи, потребности человека в профессии: основными мотивами в становлении спортивного судьи являются стремление поддержать своё спортивное мастерство на высоком уровне, стремление служить своим спортивным достижениям, как примером для подражания молодым спортсменам, стремление содействовать развитию данного вида спорта, а также повышение престижа в профессии и интерес к поездкам в другие города и страны («спортивный туризм»).
2. Эмоции, психические состояния: на поведение спортивного судьи в процессе его трудовой деятельности большое влияние оказывают такие качества как спокойствие, корректность, смелость, воля. Проявление таких психологических качеств как стойкость к внешним неблагоприятным факторам, решительность, настойчивость, способность адекватно оценивать происходящее на площадке, характеризует арбитра как высококлассного специалиста.
3. Удовлетворенность трудом: в процессе профессионального роста специалист получает удовлетворение не только от возможности реализовать свои профессиональные знания, но и от постоянной, ежедневной работы.
4. Профессиональное мышление, в том числе творческое: спорту нужны арбитры, не слепо выполняющие правила, а творческие, думающие на спортивной площадке, умеющие оперативно и глубоко анализировать самые сложные ситуации, создающиеся в ходе матча.
5. Психологические противопоказания: с профессией спортивного судьи несовместимы такие качества как необъективное оценивание игры, нерешительность, раздражительность, резкость. Спортивные судьи не имеют права быть формалистами, простыми фиксаторами нарушений, наряду с этим излишняя импровизация в судействе недопустима. Они, прежде всего, должны быть руководителями игры, четко ориентируясь в мотивации поступков игроков [2, 3].
СОЦИООГРАММА - ОПИСАНИЕ ЛИЧНОСТИ СПОРТИВНОГО СУДЬИ В
СОЦИУМЕ
1. Готовность к социальному взаимодействию: кроме профессионально важных качеств спортивный судья должен обладать качествами, значимыми в социуме: иметь знания
в области психологии личности и группы, конфликтологии, социологии, понимать особенности личности человека, его эмоциональный настрой, уметь предвосхищать, констатировать и регулировать межличностные конфликты и т.д.
2. Готовность к общению: в связи с тем, что спортивный судья находится в постоянном контакте с участниками соревновательного процесса, одним из его важнейших и необходимых качеств является коммуникабельность. Он должен: уметь устанавливать конструктивные взаимоотношения между участниками соревновательного процесса, иметь способность вербального общения: привлечения внимания, установления психологического контакта, управления общением, установления эмоциональных обратных связей.
На основании представленной выше профессиограммы, Положения о спортивных судьях, квалификационных требований к спортивным судьям по баскетболу, результатов анкетирования специалистов и ФГОС ВПО по направлению подготовки 034300 Физическая культура (квалификация «магистр») нами разработана компетентностная модель профессиональной деятельности спортивного судьи (на примере баскетбола), которая включает в себя:
- организационно-управленческие компетенции, которые связаны с анализом, планированием и прогнозированием профессиональной деятельности, относятся к сфере разработки и принятия разнообразных управленческих решений, выполнения конкретных профессиональных действий;
- коммуникативные компетенции, которые включают установление конструктивных взаимоотношений и организацию взаимодействия между участниками соревновательного процесса: способность понимать особенности личности человека, его эмоциональный настрой, способность вербального общения (привлечение внимания, установление психологического контакта, управление общением, установление эмоциональных обратных связей);
- информационные компетенции, которые предполагают поиск, отбор и структурирование предметной информации с использованием информационных и коммуникационных технологий;
- научно-исследовательские компетенции, которые связаны с решением познавательных задач в сфере профессиональной деятельности, поиском нестандартных решений - они обеспечивают способность человека к творческой деятельности;
- профессиональные компетенции, которые связаны со способностью осуществлять все виды профессиональной деятельности.
Для реализации компетентностной модели и формирования профессиональной компетентности спортивного судьи нами разработан учебный курс для подготовки и повышения квалификации судейского состава по баскетболу. В рамках данного учебного курса выделены пять модульных блоков:
- модульный блок аналитико-прогностический, формирующий знания нормативных методов и основ организации проведения спортивных мероприятий, умения формулировать проблемы и использовать творческие пути их решения;
- модульный блок организационно-управленческий, формирующий знания и умения в области организации физкультурно-спортивных мероприятий, знания и умения принятия управленческих решений в ходе соревновательного процесса;
- модульный блок коммуникативный, формирующий знания в области психологии личности и группы и умение выстраивать конструктивные взаимоотношения с участниками соревновательного процесса;
- модульный блок информационный, формирующий знания и умения использовать информационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности;
- модульный блок профессиональный, формирующий знания общих требований для судей международной категории по баскетболу и умение организовывать, проводить и судить соревнования по баскетболу.
Таблица 1
_Организационно-управленческие компетенции_
- знания в области логики и закономерностей развития коллективной деятельности, теории целеполагания, основ организации физкультурно-спортивных мероприятий;_
- владение технологией (алгоритмом) принятия управленческих решений;_
- умение анализировать ситуации и применять имеющиеся знания для принятия необходимых решений;_
- умение планировать систему соревнований;_
- умение мгновенно принять решение в сложной ситуации;_
- умение работать в группе и принимать коллективное решение._
_Коммуникативные компетенции_
- знания в области психологии личности и группы, конфликтологии, социологии_
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения с участниками соревновательного процесса;_
- умение выбрать и реализовать стиль общения, понятный участникам соревновательного процесса;_
- умение целенаправленно поддерживать эмоциональный настрой участников соревновательного процесса;_
- умение предвосхищать, констатировать и регулировать межличностные конфликты._
_Информационные компетенции_
- знание и использование информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности;_
- знание нормативных методов организации и проведения спортивных мероприятий и умение применять их на практике;_
- умение работать с программными средствами профессионального назначения, соответствующими современным требованиям мирового рынка программных средств;_
- умение воспринимать новую информацию и использовать ее в своей профессиональной
деятельности._
_Научно-исследовательские компетенции_
- обладание высоким уровнем знаний о выполняемых научных исследованиях в области физической культуры и спорта (новейшими теориями, методами и технологиями);_
- умение формулировать проблемы и использовать творческие пути их решения;_
- умение работать с литературными источниками, проводить практическое экспериментальное исследование, внедрять полученные результаты в практику
соревновательного процесса._
_Профессиональные компетенции_
- знание правил соревнований по баскетболу;_
- знание общих требований для судей международной категории по баскетболу;_
- умение организовывать, проводить и судить соревнования по баскетболу;_
- умение одновременно следить за многими объектами и моментами на игровой площадке во время спортивного соревнования по баскетболу._
В каждом блоке мы выделили три основных направления, способствующих формированию профессиональных компетенций спортивных судей по баскетболу: теоретическую подготовку, практическую подготовку, психологическую подготовку.
Для проверки сформированности каждой группы компетенций профессиональной компетентности спортивного судьи по баскетболу нами были разработаны анкеты, тестовые и практические задания, специальные игровые моменты на спортивной площадке и др. На констатирующем и контрольном этапах эксперимента нами проводились контрольные срезы, целью которых было определение уровней сформированности компетенций у слушателей.
Описанная выше компетентностная модель профессиональной деятельности спортивного судьи позволила дифференцировать обучающихся на уровневые группы:
- низкий уровень профессиональной компетентности спортивного судьи характеризует формальное принятие знаний, стереотипность мышления, произведение профессиональных действий по образцу, пассивность в ситуациях информационного взаимодействия;
- средний уровень профессиональной компетентности спортивного судьи характеризуется осознанным освоением знаний, самостоятельностью суждений, решением поставленных задач различными способами, заинтересованностью в получении новых профессиональных знаний и умений;
- высокий уровень профессиональной компетентности спортивного судьи характеризуется способностью постоянно приобретать знания в процессе своей профессиональной деятельности, гибкостью мышления, творческим стилем профессиональной деятельности.
Результатом проведения формирующего этапа эксперимента стал определенный рост уровня сформированности профессиональной компетентности обучающихся на курсах повышения квалификации спортивных судей.
Таким образом, наше исследование может послужить основой для дальнейших изысканий, творческих поисков в области разработки научных основ формирования профессиональной компетентности спортивных судей. Дальнейшие разработки требуют, например, исследования в области разработки процесса обучения с помощью дистанционного обучения или профессиональной компетентности спортивных судей других видов спорта.
Литература
1. Бакулина, Е.Д. Правила судейства соревнований и критерии мастерства в процессе формирования и развития художественной гимнастики как спортивной дисциплины / Е.Д. Бакулина // Вестник спортивной науки. - 2006. - № 4. - С. 13-17.
2. Критерии отбора и функциональной подготовки баскетбольного арбитра / С.А. Полиевский, Л.В. Костикова, С.Д. Ерофеев, М.А. Давыдов // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 11. -С. 53-55.
3. Лихачев, Л. Влияние основных свойств нервной системы на особенности судейства баскетбольных матчей / Л. Лихачев // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 11. - С. 14-16.
4. Хайруллин, А.Р. Профессиограмма спортивного судьи на примере спортивных единоборств / А.Р. Хайруллин // Вестник спортивной науки. - 2007. - № 2. - С. 8-11.
Literature
1. Bakulina, Ye.D. The Rules of Competition Refereeing and Criteria of the Mastery during the Development of Callisthenics as a Sports Discipline / Ye.D. Bakulina // Bulletin of Sports Science. - 2006. - No. 4. - P. 13-17.
2. Criteria of the Selection and the Functional Training of a Basketball Referee / S.A. Poliyevsky, L.V. Kostikova, S.D. Yerofeyev, M.A. Davydov // Theory and Practice of Physical Culture. - 2001. - No. 11. -P. 53-55.
3. Likhachev, L. The Influence of the Basic Characteristics of the Nervous System on the Peculiarities of Basketball Matches Refereeing / L. Likhachev // Theory and Practice of Physical Culture. - 2006. - No. 11. - P. 14-16.
4. Khairullin, A.R. The Professiogram of a Referee after the example of Sports Single Combats / A.R. Khairullin // Bulletin of Sports Science. - 2007. - No. 2. - P. 8-11.
Статья поступила в редакцию 13.09.2011 г.