Научная статья на тему 'Влияние рефлексивного подхода на значимость учебной дисциплины в профессиональной подготовке студентов'

Влияние рефлексивного подхода на значимость учебной дисциплины в профессиональной подготовке студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние рефлексивного подхода на значимость учебной дисциплины в профессиональной подготовке студентов»

6. Губенко Л.Я. Организация и судейство соревнований по волейболу. /Л.Я.Губенко. -М.: ФиС, 1988.- 89с.

7. Ерофеев С.Д. Специальная подготовленность баскетбольных арбитров: Автореф. дисс...канд.пед.наук. /С.Д.Ерофеев. - М.: 2002. - 17 с.

8. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. /Ю.Д.Железняк. - М.: ФиС. 1978.-224 с.

9. Зенович А. Организация и проведение соревнований по волейболу. /А.Зенович. -Ростов - на - Дону, 1999. - 42с.

10.Книжников Н.Н. Волейбол. История развития, методика организации и проведения судейства. /Н.Н. Книжников. - Нижневартовск: Приобье, 1999. -104с.

11.Книжников Н.Н. Волейбол. История развития, методика организации и проведения судейства. /Н.Н. Книжников. - Нижневартовск: НГПИ, 2000.93с.

12.Книжников А.Н. Основы судейства волейбола: Учебно-методическое пособие для учителей физической культуры, студентов вузов, тренеров и судей по волейболу. /Книжников А.Н., Книжников Н.Н. - Нижневартовск, 2001. -192с.

13.Кунянский В.А. О судьях и судействе. / Кунянский В.А. -М.: Спор-тАкадемПресс, 2002. - 87с.

14.Першин С.Б. Стресс и иммунитет. /С.Б. Першин, Т.В. Кончугова. -М.: Крон-пресс, 1996.-165с.

15.Цукерман М.И. Деятельность в соревновательном процессе и методика подготовки судьи по волейболу: Дис. .канд.пед.наук. /М.И.Цукерман. -М.: РГУФКСиТ, 2003.- 142с.

ВЛИЯНИЕ РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА НА ЗНАЧИМОСТЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

СТУДЕНТОВ

Л.Н. Минина

Реформирование и модернизация системы высшего профессионального образования в России, обусловленное глобальными изменениями в мире и стране, связано с необходимостью повышения качества подготовки специалистов. Современный выпускник должен уметь быстро и адекватно находишь решения в различных проблемных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью. Готовность к решению разнообразных практических задач во многом зависит от поиска и внедрения в учебный процесс инновационных технологий и методик, позволяющих овладеть различными способами и приемами профессиональной деятельности [2].

Российская система подготовки физкультурных работников всегда славилась своей высокой эффективностью и профессионализмом. Однако сегодня очевиден нарастающий разрыв между уровнем подготовленности выпускников и требованиями, предъявляемыми к специалистам в различных звеньях системы физического воспитания.

Современные тенденции в решении проблем подготовки специалистов в физкультурных вузах определяют деятельностный подход как основу структуры и содержания высшего профессионального образования. Ведущая роль в

формировании способов деятельности отводится практике. Практические дисциплины, производственная (педагогическая) практика позволяют студенту уже в период обучения заняться самостоятельной профессиональной деятельностью, и самостоятельно находить и осуществлять варианты решения проблем в конкретных, практических ситуациях.

Педагогическая деятельность, как деятельность по решению бесчисленного ряда педагогических задач, во многом определяется реальной готовностью учителя использовать нестандартное мышление в поиске путей решения проблемных ситуаций. Профессиональная деятельность современного педагога связана с необходимостью постоянного размышления, что требует волевых усилий и временных затрат, приводит переоценке ценностей и признанию своих ошибок, заставляет изменить себя. Психологическим механизмом, лежащим в основе такой деятельности, является рефлексия. Только думающий рефлексивный учитель, подчеркивает А.А. Бизяева [1], может решать профессиональные задачи, в которых нет, и не может быть шаблона. Развитие важнейшего качества мышления педагога - его рефлективности - становится одной из главных практических задач, стоящих перед высшим профессиональным образованием.

Сознательность и активность обучающихся во многом будет зависеть от соответствующих программ, организующих их деятельность. В разработке таких программ преподаватель должен отразить не только содержание и качество знаний, практических умений, но и особенности отдельных видов деятельности студентов, структуру операционного состава действий, а также способы усилия мотивации к участию в процессе познавательной работы.

Особенность содержания педагогической деятельности специалиста в области физической культуры и спорта требует поиска эффективных путей формирования начальной педагогической рефлексии в процессе обучения в вузе и разработке конкретных методик, основанных на особенностях структуры деятельности. Одним из таких подходов, по нашему мнению, может быть формирование у студентов рефлексии педагогического мышления и способов деятельности по решению профессионально-педагогических задач на основе моделирования типичных педагогических ошибок в учебном процессе вуза. Прекрасным материалом для этого могут являться наиболее характерные заблуждения и ошибки студентов, проявляющиеся из года в год.

Основываясь на современных тенденциях развития высшего профессионального образования, и необходимости решения соответствующих проблем были определены цели и задачи исследования.

Цель исследования: Выявление организационно-методических особенностей изучения спортивно-педагогической дисциплины на основе классификации профессионально-педагогических задач в деятельности преподавателя физического воспитания, тренера по виду спорта, направленных на формирование профессиональной рефлексии.

Задачи исследования:

1. Разработать классификацию и содержание профессиональнопедагогических задач в деятельности преподавателя физической культуры, тренера по виду спорта.

2. Систематизировать типичные педагогические ошибки в учебнопознавательной деятельности студентов и разработать методику форми-

рования профессиональной рефлексии.

3. Разработать программу содержания курса «подвижных игр», предусматривающую формирование профессиональной рефлексии и проверить ее эффективность.

4. Обосновать систему контроля учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения спортивно-педагогической дисциплины.

Методической основой настоящего исследования стала модель профессиональной деятельности преподавателя физического воспитания, тренера по виду спорта, разработанная Е.Р. Яхонтовым, и интерпретированная в виде классификации профессионально-педагогических задач [4]. Выполненная по сложному основанию она включает три независимых признака, связанные с компонентами, целями и функциями профессионально-педагогической деятельности. В проведенном исследовании был обобщен материал формулировок типичных задач каждого класса рассматриваемой систематизации (необходимые ссылки в диссертационной работе Е.Р. Яхонтова имеются). Положенные в основу документов планирования педагогической практике по спортивной специализации они позволили студентам опытной группы отметить вдвое больше решаемых ими задач, по сравнению со студентами контрольной группы. Кроме того, число осознаваемо решаемых задач в каждом из классов в опытной группе было статистически более высоким.

Принцип взаимосвязи «задачного» и рефлексивного подхода может быть использован в учебном процессе любой спортивно-педагогической дисциплины. В ходе эксперимента, проведенного нами, в курсе «Подвижные игры» в 2005 учебном году, использовалась учебная программа, тематика которой предполагала моделирование типичных педагогических ошибок в процессе учебных занятий. Таким образом, студенты получали представление не только о положительной деятельности, но и возможных неверных действиях по проведению ПИ (подвижной игры). Результаты проведенных исследований свидетельствует, что количество ошибок, допускаемых студентами опытной группы, меньше, чем в контрольной группе. А, количество студентов осознающих (анализирующих) ошибку больше в опытной группе (таблица 1). Данные получены в результате контент-анализа (К-А) учебной документации студентов и педагогического анализа (П.А.) проведение игры по анализу. Ошибки имеют индекс, указывающий на класс профессионально-педагогических задач и саму ошибку.

Таблица 1.

Количество педагогических ошибок разных видов у студентов ________контрольной и экспериментальной групп (%)._____________

№ п/п Типичные педагогические ошибки Индекс Контрольная группа Опытная группа

К-А П. А. К-А П. А.

1 Несоответствие ПИ учебному заданию. А.1.О.1 38 12 - -

2 «Стереотипный подход» к выбору ПИ. А.1.О.2. 24 10 - -

3 Плохое знание содержания ПИ. А.1.О.З. 44 10 68 4

4 Отсутствие анализа собственной деятельности. А.1.О.4. - 12 - -

5 Отсутствие четкости в определении педагогической цели и частных задач. А.1.О.5. 12 14 72 10

6 Несоблюдение терминологических требований А.1.О.6. 24 12 94 8

7 Отсутствие вариантов ПИ А.2.О.1 - 6 - 4

8 Отсутствие разнообразия частных учебно-воспитательных задач. А.2.О.2 18 12 48 10

9 Отсутствие указания времени или неточный расчет продолжительности игры. А.2.О.3 - 8 4 4

10 Отсутствие подробного описания содержания ПИ. А.2.О.4 - 10 4 6

11 Отсутствие подробного описания сценария проведения игры. А.2.О.5 - 4 - 4

12 Нечеткая система определения победителя. А.2.О.6 - 6 4 4

13 Ненужные движения и вредные привычки. А.3.О.1 20 4 - -

14 Нарушение последователь-ности действий: построение в исходное положение -объяснение содержания. А.3.О.2 20 10 - -

15 Педагогически неграмотная речь. А.3.О.3 8 6 - -

16 Неуверенность при выборе водящего. А.3.О.4 16 4 - -

17 Несоблюдение правил безопасности. А.3.О.5 12 4 - -

18 Отсутствие помощников в судействе. А.3.О.6 20 8 - -

19 Неверное использование свистка для подачи сигнала. А.3.О.7 - 6 64 4

20 Неудачный выбор места (для руководства игрой). А.3.О.8 20 8 72 8

21 Отсутствие четкости действий в использовании инвентаря. А.3.О.9 24 6 64 6

22 Нечеткая постановка игровой цели. А.3.О.10 24 4 88 4

23 Пренебрежение правилами ПИ. А.3.О.11 48 8 - -

24 Отсутствие наглядности. А.3.О.12 8 8 56 4

25 Долгое объяснение. А.3.О.13 24 8 36 6

26 Неуправляемая дисциплина. А.3.О.14 46 10 - -

27 Отсутствие варьирования напряжения голоса. А.3.О.15 8 4 56 4

28 Нерациональное размещение и перемещение участников игры. А.3.О.16 54 10 76 4

29 Отсутствие положительного эмоционального отношения. А.3.О.17 12 6 32 4

30 Неравноценный состав команд. А.3.О.18 32 4 - -

31 Недостаточная обратная связь. А.3.О.19 56 8 44 4

32 Несвоевременная подготовка места для игры. А.3.О.20 - 4 22 4

33 Отсутствие оперативной коррекции деятельности участников игры. А.4.О.1 32 8 40 6

34 Необъективное судейство. А.4.О.2 8 8 54 6

35 Отсутствие контроля за физической нагрузкой. А.4.О.3 14 4 54 4

36 Несвоевременное или неполное подведение итогов. А.4.О.4 48 6 - -

37 Отсутствие подведение итогов игры. А.4.О.5 32 8 66 4

38 Изменение объявленных результатов. А.4.О.6 8 2 - -

39 Недостаточный самоконтроль руководителя ПИ. А.4.О.7 - 4 50 4

40 Недооценка метода поощрения и наказания. А.4.О.8 8 6 - -

По окончанию учебного курса нами была определена значимость дисциплины [3] «Подвижные игры» в профессиональной подготовке студентов. Оценка значимости осуществлялась по 10-бальной шкале (таблица 2), по каждому из 6-ти показателей.

Таблица 2.

Показатели значимости учебной дисциплины в профессиональной

подготовке студентов.

№ п/п Факторы, влияющие на значимость учебной дисциплины Контрольная группа Опытная группа Р

х ± 8х Ме х ± 8х Ме

1 Значимость содержания учебной дисциплины для профессиональной подготовки студентов. 7.56 ± 0.32 8.0 9.04 ± 0.16 10.0 <0.05

2 Значимость содержания учебной дисциплины для формирования личности студента. 7.08 ± 0.33 7.0 8.7 ± 0.18 9.0 <0.05

3 Влияние технологии обучения на успешность обучения. 7.24 ± 0.28 7.0 8.9 ± 0.19 9.5 <0.05

4 Влияние технологии на формирование опыта творческой деятельности студентов. 8.2 ± 0.3 9.0 9.14 ± 0.20 10.0 <0.05

5 Значимость взаимодействия педагога и студентов. 7.96 ± 0.28 8.5 9.4 ± 0.20 10.0 <0.05

6 Значимость взаимодействия студентов внутри группы. 8.48 ± 0.25 9.0 9.1 ± 0.21 10.0 >0.05

Обобщенные экспериментальные данные, показывают, что наиболее высокой в опытной группе является средняя оценка значимости взаимодействия педагога и студентов - 9.4. Полученные результаты подтверждают мнение специалистов о необходимости диалога и обратной связи между студентом и педагогом, для формирования начальной профессиональной рефлексии.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Безяева А. А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия - Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. - 216с.

2. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: Учеб. Пособие для системы дополнительного педагогического образования. - М.: Академический прект, 2004. - 432с.

3. Хозяинов Г.И. Акмеология физической культуры и спорта: Учеб. Пособие для студ.высш. пед. Учеб. Заведений / Г.И. Хозяинов, Н.В. Кузьмина, Л.Е. Варфоломеева. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 208с.

4. Яхонтов Е.Р. Дидактическое преобразование содержания деятельности спортсмена и педагога - тренера в игровых видах спорта // Дисс. Доктора пед. Наук. - С-Пб ГАФК, 1995. - 326с.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСХОДНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.