Научная статья на тему 'Профессиограмма спортивного судьи на примере спортивных единоборств'

Профессиограмма спортивного судьи на примере спортивных единоборств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2701
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ СУДЕЙСТВО / ПРОФЕССИОГРАММА / ОБЪЕКТ СУДЕЙСТВА / СУБЪЕКТ СУДЕЙСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайрулин А. Р., Эпов О. Г.

В любительском спорте судейство не является профессиональной деятельностью. Тем не менее его следует рассматривать как специальность, которой следует обучаться и в которой необходимо совершенствоваться. В статье предложено определение профессиограммы спортивного судьи. Показано, что профессиональная деятельность спортивного судьи характеризуется совокупностью качеств человека, отражающих его психологические, физиологические, медицинские, профессиональные и другие особенности, которые в совокупности формируют представление о субъекте деятельности на разных стадиях его профессионального становления и реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиограмма спортивного судьи на примере спортивных единоборств»

ПРОФЕССИОГРАММА СПОРТИВНОГО СУДЬИ НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ

А.Р ХАЙРУЛИН, ИФК УРГПУ, г. Екатеринбург; О.Г. ЭПОВ, РГУФК

Аннотациия

В любительском спорте судейство не является профессиональной деятельностью. Тем не менее его следует рассматривать как специальность, которой следует обучаться и в которой необходимо совершенствоваться.

В статье предложено определение профессиограммы спортивного судьи. Показано, что профессиональная деятельность спортивного судьи характеризуется совокупностью качеств человека, отражающих его психологические, физиологические, медицинские, профессиональные и другие особенности, которые в совокупности формируют представление о субъекте деятельности на разных стадиях его профессионального становления и реализации.

Abstract

In the amateur sport the judging is not professional activity. Nevertheless, it should be considered as the specialty, which one should be trained and in which it is necessary to be improved.

In this paper, the definition of the sport judge’ professiogram is given. It is shown that professional activity of the sport judge is characterized by the totality of the qualities of man, which reflect his psychological, physiological, medical, professional and other special features, which in the totality form idea about the subject of activity at the different stages of his professional formation and realization.

Ключевые слова: спортивное судейство, профессиограмма, объект судейства, субъект судейства.

Анализ качества укомплектованности судейского корпуса по различным видам спорта в разных регионах России подтверждает неудовлетворительное положение дел [9]. Проблемы с судейством соревнований внутри России приводят к некачественному отбору в составы сборных команд и отрицательно сказываются на успешности выступлений российских атлетов за рубежом.

Изучение существующих моделей организации профессиональной подготовки в вузах физической культуры показывает, что они могут быть лишь частично использованы для организации профессиональной подготовки судей по видам спорта. В них не определены основные компоненты профессиональной ориентации специалиста, отсутствуют диагностические критерии его профессиональной готовности, не осуществлена реализация потенциальных возможностей педагогического контроля с целью активизации учебной деятельности.

В проблеме судейства можно выделить несколько аспектов, каждый из которых нуждается в специальном рассмотрении: подготовленность судей, личность спортивного арбитра и уровень его физической и психической готовности.

В любительском спорте судейство не является профессиональной деятельностью. Тем не менее его следует рассматривать как специальность, которой следует обучаться и в которой необходимо совершенствоваться. Современный спорт стремительно профессионализируется.

В этой ситуации любительский уровень судейства соревнований уже не соответствует требованиям спортивной деятельности.

В самом общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач [12].

Важным понятием в психологии труда является психограмма - описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами (ПВК) [7]. В современной профессиографии существует также понятие «системная профессиограмма», рассматриваемая как технология психологического изучения субъекта труда, в которой как бы соединяются собственно профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме выделяются профессионально важные качества для данной профессии) [10].

Нами предложено следующее определение: профессиограмма спортивного судьи - это описательно-технологическая характеристика профессиональной деятельности, включающая в себя систему знаний, умений и профессионально важных качеств, направленная на создание целостного представления об объекте и субъекте спортивного судейства.

Объект труда

Профессия «судья по спорту» относится к группе профессий «человек - человек» и обладает ярко выраженной социальной направленностью деятельности. Организация

соревнований, управление соревновательной деятельностью, фиксация результатов соревнований - все это является объектом труда спортивного судьи.

Судейский корпус, сформированный для проведения конкретных соревнований, включает в себя следующие должности: главный судья, главный секретарь, арбитр, рефери, боковой судья, технический регистратор, судья-информатор, судья при участниках. Каждая из этих должностей предъявляет свои требования к субъекту труда. Для того чтобы достичь высот в данной трудовой деятельности, человек должен обладать знаниями и уметь работать на любой должности.

Социально-экономические характеристики судейской деятельности весьма различны в разных видах спорта. Как правило, при хорошей организации соревнований судьям оплачивают: дорогу до места соревнований и обратно, проживание и питание в период соревнований. Оплата работы зависит от уровня соревнований и квалификации судьи.

Условия работы у спортивных судей весьма трудные. При обострившейся конкуренции среди спортсменов, судьи испытывают постоянный психологический прессинг со стороны зрителей, участников и тренеров. При большом количестве участников или при плохой организации соревнований рабочий день спортивного судьи может продолжаться 12-14 часов. Продолжительность соревнований доходит до 5-7 дней.

Правила исполнения трудовых действий спортивного судьи строго регламентированы и контролируются Арбитражной и Дисциплинарной комиссиями. Санкции, которые могут наложить на судью, варьируются от понижения в должности на конкретных соревнованиях до пожизненной дисквалификации.

Субъект труда

Знания. Знания являются одним из факторов, определяющих возможности судьи в его деятельности. Спортсмены оценивают судью не только и не столько по его коммуникативным качествам (умению общаться, входить в контакт с людьми), сколько по профессиональным качествам.

Эрудиция спортивного арбитра складывается из общих и специальных знаний. Общие знания характеризуют мировоззрение и общую культуру судьи. Специальные знания, необходимые для осуществления основной судейской деятельности, можно разделить на психолого-педа-гогические, медико-биологические и профессиональные.

Знания должны приобретаться не только из литературы, лекций и бесед с другими арбитрами. Чрезвычайно важны знания, приобретаемые судьей в процессе изучения характера, способностей, склонностей, уровня физического развития спортсменов. Важны и знания, которые судья приобретает в процессе своей спортивной деятельности, при анализе своей работы, при обобщении получаемых сведений. Это придает всей деятельности судьи творческий характер.

Следует подчеркнуть такую особенность знаний спортивного арбитра, как оперативность. Это связано с тем, что благодаря телевидению многие крупные международные соревнования становятся достоянием миллионов телезрителей. Естественно, все новое, что появляется в технике, в снаряжении и т.д., сразу привлекает внимание. Оперативность касается и знаний о крупных спортивных событиях, происходящих в нашей стране и за рубежом, о результатах выступления сборной команды.

Специальные знания, которыми обладает судья, можно также разделить на теоретические, практические и методические.

Часто у судей наблюдается отождествление практических и методических знаний: они полагают, что раз они знают, как нужно выполнять движение и умеют его делать, то они сумеют и объяснить спортсменам как и что в поединке делать можно, а что нельзя. В действительно-

сти же опыт собственной спортивной деятельности не у всех и не сразу трансформируется в опыт оценки других.

Умения. Умения судьи делятся на конструктивные, организаторские, коммуникативные (включая дидактические и ораторские), гностические (включая перцептивные), двигательные (включая прикладные).

Конструктивные умения помогают судье конструировать, планировать деятельность.

Организаторские умения связаны с реализацией судьей намеченных планов. Судьи должны уметь организовать как свою деятельность, так и деятельность спортсменов.

Коммуникативные умения связаны с общением судьи с тренерами, с коллегами по работе, со спортсменами и руководством организации, со средствами массовой информации. Их можно разделить на три группы: собственно коммуникативные умения, дидактические умения (хотя последние и выходят за рамки чисто коммуникативных умений) и ораторские умения [4].

Дидактические умения связаны с умением судьи ясно и доходчиво доносить до сознания спортсменов и молодых судей особенностей правил соревнования. К дидактическим умениям относят и умение судьи пробудить у зрителей интерес к своей деятельности, передать свою увлеченность видом спорта.

Ораторские умения необходимы судье для осуществления прежде всего образовательно-просветительной функции и представительности на спортивной площадке. Для этого судья должен обладать большой эрудицией и культурой речи.

Гностические умения связаны с познанием судьей как отдельных спортсменов, так и спортивного коллектива в целом, с анализом спортивных ситуаций и результатов своей деятельности. Следовательно, они базируются на перцептивных умениях, т.е. умениях судьи наблюдать, подмечать ошибки в процессе проведения соревновательной схватки. Молодым судьям это не всегда удается.

Гностические умения включают в себя умение пользоваться учебно-методической и научной литературой, умения проводить элементарные исследования и анализировать их результаты для того, чтобы внести коррективы в судейскую и спортивную деятельность.

Двигательные умения отражают, прежде всего, технику выполнения судейских жестов, технику передвижения судьи по площадке, технологию выхода судейской бригады и правила работы с компьютерно-информационными судейскими комплексами.

Спортивное состязание это, в первую очередь, - зрелище. И вся работа судей должна поддерживать высокую эстетичность поединка и соответствовать правилам честной игры.

Профессионально важные качества. Мастерство судьи во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его работе, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Все профессионально важные качества судьи нами были разделены на следующие группы: нравственные, коммуникативные, волевые, интеллектуальные и психомоторные, включая перцептивные, аттенционные (понимание), мнемонические (память) и двигательные.

Судья должен обладать целым комплексом нравственных качеств: вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и т.д., так как воспитательная роль судьи в спорте чрезвычайно высока, и только на собственном примере можно воспитать впоследствии плеяду хороших судей. Судья обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования, помня, что он человек, специальностью которого является правильное поведение и оценка этого поведения у других.

В связи с этим важным нравственным качеством судьи является оптимизм. Он включает доброту, чуткость судьи, его общительность и доброжелательность, жизнерадостность, чувство юмора, веру в спортсмена, в достижимость ими поставленных целей, даже если эти спортсмены неопытные и с погрешностями в технике.

Одним из важных качеств судьи является правдивость. Спортсмены должны быть уверены в искренности намерений и чувств общающегося с ними судьи. Кроме того, для судьи важен гуманизм, характеризующий отношение к людям вообще и к спортсменам в частности [11].

Судья должен обладать и другими нравственными качествами: принципиальностью (не переходящей в прямолинейность действий и поступков, в упрямство), самокритичностью, трудолюбием, справедливостью.

Волевые качества имеют большое значение для успешной деятельности судьи. К ним относятся самообладание, настойчивость, терпеливость, требовательность, решительность, смелость [1].

Большое значение для судьи имеет такое качество, как находчивость. Во время соревновательной схватки часто возникают ситуации, требующие мгновенного принятия решения. Находчивый судья не позволяет проявиться внешним признакам его внутреннего состояния. Он не будет

ж

выносить поспешных, необдуманных решений. В зависимости от ситуации и возникшей проблемы он поступит различно.

Чем больше судейский опыт арбитра, тем меньше возникает неожиданных для него ситуаций, требующих находчивости, сообразительности, быстрой ориентировки. Однако совсем избежать неожиданных ситуаций не удается даже опытным судьям, поэтому роль этого волевого качества не снижается.

Интеллектуальные качества подкрепляют дидактические умения судьи, помогают ему находить правильные решения в своей работе, обусловливают эффективность работы, поиска им новых, неизведанных путей решения возникающих проблем в организации соревнований. К этим качествам относят: ясность и логичность мышления, критичность, воображение, изобретательность, остроумие. Особую роль в деятельности судьи играет оперативность мышления, характеризующая способность быстро находить оптимальное решение возникающих спорных задач, а также экстраполирование, т.е. предвидение результатов своих поступков на участников соревновательной деятельности.

Интеллектуальные качества базируются на перцептивных и аттенционных качествах, характеризующих свойства восприятия и внимания. И.М. Сеченов говорил о реакции мгновенного видения, тесно связанной с быстротой и объемом восприятия и со свойствами внимания. Это качество позволяет судье быстро ориентироваться в постоянно меняющихся ситуациях боя [8].

Особую роль играет такое качество, как распределенность внимания. Судья (особенно в должности рефери) одновременно должен следить за многими объектами и моментами: за правильностью ведения поединка участниками; качеством демонстрируемой техники; исправностью защитного обмундирования; наблюдать за поведением секундантов, зрителей; контролировать процесс оценки технических действий боковыми судьями; следить за временем схватки; одновременно и постоянно держать под наблюдением всю зону соревнований. При этом он должен чутко реагировать на состояние участников (апатию, утомление, состояние потери боеспособности), уловить - понимают или нет спортсмены его замечания, отслеживать все нарушения дисциплины.

Во многих случаях, чтобы не прерывать ход поединка, судья при незначительности и повторяемости нарушений, может отсрочить свое воздействие на спортсмена (например, он может сделать замечание нарушителю дисциплины после окончания раунда или боевого эпизода либо предупредить участников боя перед началом следующего раунда). Это требует от судьи хорошей кратковременной памяти.

Таким образом, успешная судейская деятельность связана и с мнемическими качествами - быстротой и прочностью запоминания. В некоторых случаях, при спорных ситуациях и при подаче протеста в арбитражную комиссию, судьям необходимо в мельчайших подробностях

вспомнить и восстановить любую секунду поединка из ближайших нескольких боев.

Психомоторные качества особенно необходимы успешному судье. Многие нагрузки, которые выпадают на судейскую долю, требуют большой физической силы, выносливости, быстроты реакции. С возрастом физические качества имеют тенденцию к регрессу, поэтому постоянной заботой судей является поддержание их на необходимом уровне. Это требует соблюдения двигательного режима и режима питания, постоянного контроля за своим здоровьем. Психомоторные качества тесно связаны с перцептивными и аттенционными качествами: быстротой видения, степенью концентрации внимания при реагировании на объекты или сигналы и т. д.

Авторитет судьи. Большая роль в успешности судейской деятельности принадлежит авторитету конкретного человека. Судья, пользующийся у спортсменов авторитетом, оказывает на них сильное воспитательное воздействие, так как авторитету больше верят и стараются подражать. Однако авторитет возникает в процессе спортивной деятельности, поэтому он является не исходным, первичным, а вторичным компонентом мастерства судьи.

Авторитет судьи слагается из следующих компонентов:

- авторитет профессионала в области физической культуры и спорта - зависит от знаний и умений в этой сфере, а также от спортивного статуса в прошлом;

- авторитет возраста, т.е. судья обладает в глазах спортсменов авторитетом как старший, более опытный человек;

- авторитет должности, т.е. статус судьи как человека, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями должности;

- нравственный авторитет как человека; отсутствие его может свести на нет все остальные компоненты авторитета судьи.

Молодые судьи часто пытаются ускорить процесс формирования авторитета и встают на путь создания так

называемого ложного авторитета. Ложный авторитет может создаваться судьей и непреднамеренно. Однако в любом случае он вредит воспитанию спортсменов и судейской карьере субъекта. Среди судей бытует мнение, что признать свою ошибку перед тренерами - значит уронить свой авторитет в их глазах. Тот, кто так думает, вслед за этой ошибкой допускает и вторую: он убеждает всех в том, что судья всегда прав, создавая таким образом мнение о своей непогрешимости. Самое верное решение, если судья допустил промах в своей работе, - открыто, в разумной и тактичной форме по окончании соревнований признать перед участниками соревнований свою ошибку.

Таким образом, описанный нами объект и субъект труда спортивного судьи, а также выделенные нами требования к спортивным судьям для положительного реагирования в экстремальных ситуациях спортивного характера в совокупности с описанным психологическим портретом типологической личности судьи, наиболее адаптированного к этому виду деятельности, составляют комплексную профессиограмму спортивного судьи.

Опираясь на данную характеристику профессии, можно проводить профориентационную работу для привлечения молодых арбитров в судейский корпус, формировать батарею психологических тестов для профдиагно-стических исследований.

Чтобы подготовить арбитра высшей квалификации, безусловно, необходимо разработать систему педагогических приемов. В современной литературе нашла отражение идея комплексной подготовки судей не только по методике судейства, но и по другим важным аспектам -психолого-педагогическим, морально-этическим, медикобиологическим и физическим [2; 3; 5; 6; 9].

Однако, несмотря на признание высокой значимости роли спортивного судьи, в развитии как конкретного соревновательного действия, так и спорта в целом до сих пор не создано стройной системы профессиональной подготовки судейских кадров.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера // Избр. психол. труды. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1980.

2. Вайсфельд Л.В. Психологические особенности хоккейных судей // Теория и практика физической культуры - 1997. - № 1. - С. 41.

3. Вихров К.Л. Подготовка футбольного арбитра. -Киев: Здоровье, 1987. - 200 с.

4. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1978. - 134 с.

5. Гезенцвей В.Р., Поташник А.А. Судейство соревнований по волейболу. - М.: ФиС, 1968. - 88 с.

6. Давыдов М.А. Судейство в баскетболе. - М.: ФиС,1983. - 128 с.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург: УГППУ, 1997. - 244 с.

8. Зуев В.Н. Развитие наблюдательности у спортивного арбитра // Современные психолого-педагогические технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту. Москва-Белгород. - Ч. 1, 1999. - 191 с.

9. Зуев В.Н. Спортивный арбитр: Учебное пособие для вузов. - М.: Советский спорт, 2004. - 394 с.

10. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных ун-тов. - М.: МГУ, 1992. - 94 с.

11. Пономарев НИ. Социальные функции физической культуры и спорта.- М.: ФиС, 1974. - 311 с.

12. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда: электронный учебник. http://www.ido.edu.ru/ psychology/labour psychology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.