Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни на занятиях волейболом'

Формирование здорового образа жизни на занятиях волейболом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2529
475
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА В ВОЛЕЙБОЛ / СИЛА / ЛОВКОСТЬ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ГИБКОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ашибоков Мухаммед Джумальдинович, Рюхина Ольга Федоровна

В статье показано влияние волейбола на организм человека и формирование здорового образа жизни на занятиях волейболом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ашибоков Мухаммед Джумальдинович, Рюхина Ольга Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни на занятиях волейболом»

УДК 796. 325 ББК 75. 569 А 98

М.Д. Ашибоков, О.Ф. Рюхина

Формирование здорового образа жизни на занятиях волейболом

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье показано влияние волейбола на организм человека и формирование здорового образа жизни на занятиях волейболом.

:

Игра в волейбол, сила, ловкость, выносливость, гибкость, двигательная активность, здоровье, физиче-.

Среди множества показателей развития человека и общества есть два главных - это состояние здоровья людей и продолжительность жизни.

Здоровье населения и, прежде всего, детей и подростков является основной ценностью и богатством нации и .

В последнее время резко ухудшается состояние здо-. , -стерства общего и профессионального образования РФ от 22.02.1999 г. здоровыми являются лишь 5-25% школьников. В 1998 г. Минздравом России признано здоровыми в начальной школе 11-12% детей, в основной - 8%, в средней - 5%, при этом 79% детей имеют пограничное нарушение психического здоровья (15).

Обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников как наиболее массового контингента детей и .

здоровья детей расценивается специалистами как небла-, -фическим (9, 12, 18).

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков 53% школьников имеют ослабленное здоровье (9). По статистическим данным более 5 млн. детей России находятся по здоровью в группе риска (13). Уже в первом классе имеется 20-25% детей с хронической патологией, а 70-75% с морфофункциональными ( ) (8).

Интенсификация учебного процесса и существующая его организация, основанная на преобладании нагру-,

произвольной двигательной активности учащихся.

В настоящее время известно, что 70% детей школьного возраста страдает гиподинамией (10, 16). Г иподина-

- -возникновения и развития большинства заболеваний, которые приводят к преждевременной инвалидности и смертности десятков и сотен тысяч людей, не достигших пятидесятилетнего возраста (16). Г ипотензия учащихся не компенсируется существующей организации физическо-(10, 17).

. . , -

тельной активности для детей старших классов должна составлять 4-9 ч. организационных занятий в неделю, для младших - 7-12 часов. При таком количестве занятий физической культурой отмечается наивысший уровень нервно-псжического и полового развития, а также наи-

более крепкое здоровье. Увеличение числа уроков физкультуры повышает эффективность усвоения знаний, умножает резервы здоровья, способствует гармоничному развитию детей и подростков. К сожалению, в школьных программах на занятия физическими упражнениями отводится времени в несколько раз меньше, чем необходи-, 2 . (14, 16). , -

лах широко применяется неоправданное освобождение учащихся от уроков физкультурой, слабо внедряются такие формы физического воспитания, как физкультурные , , поставлена внешкольная физкультурноюздоровительная - (11). нет спортивных залов, а имеющиеся или значительно перегружены или сдаются в аренду, а занятия проводятся в

.

, , -

ным (10, 11).

, -

пулярных и массовых видов спорта

Медицинская статистика последних десятилетий с определенным постоянством регистрирует увеличение

- -, -. -родило и новую болезнь - гипокинезию.

Врачи и ученые всё более настойчиво рекомендуют занятия физической культурой и спортом для укрепления , . Для такого контингента при парках культуры и отдыха, спортивных базах и на стадионах создаются группы здо-, -ным видам спорта. Заслуженной популярностью у желающих укрепить здоровье пользуется волейбол.

Каково же влияние волейбола на организм человека? Несложная тактика игры и отсутствие непосредственной борьбы за мяч с соперником делают игру общедоступной.

, -, . воздействующее упражнение - бег используется в малых .

Интенсивность основных движений в волейболе ( , 2-6 , ) -, -

.

Игра в волейбол способствует развитию мышечного аппарата: помогает выработке таких жизненно необходимых физических качеств, как быстрота реакции, ловкость, выносливость; укрепляет дыхательную, сердечно-

сосудистую и мышечную системы; снимает умственную .

, ( -) .

Волейбол оказывает положительное воздействие на орга-, . приучает к коллективным действиям, умению подчинять свои личные интересы интересам команды, учит быть , .

По единодушному мнению медиков и специалистов по физической культуре и спорту лечебноюздорови-тельные возможности волейбола огромны. Игру в волейбол можно рекомендовать в качестве дополнения к медицинским методам лечения даже больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями - атеросклерозом

( ). Люди среднего и пожилого возраста, играя в волей, ,

.

Мы говорим о волейболе как о целебном средстве, но в этом лишь одно из его достоинств.

Многоликость волейбола и такие его качества, как доступность, несложное материальное обеспечение, относительно небольшая техническая сложность, подчеркивают его место в арсенале средств борьбы за здоровье и .

Волейбол в последние годы эволюционировал ги. -ем игроков задней линии, силовая подача в прыжке, разнообразие защитных действий - все это значительно из,

. -

средств физического воспитания. Он позволяет укреплять здоровье, закаливать организм занимающихся, содействовать их всестороннему развитию и привитию им жизненно важных двигательных навыков, отличное средство приобщения человека к систематическим занятиям физической культурой и спортом, активного отдыха. Эта игра благоприятна для здоровья людей разного возраста - и , . -.

учебные программы физического воспитания в общеобразовательных школах, ПТУ, техникумах, в высших учебных заведениях и т. д.

Волейбол широко используется и в качестве действенного средства оздоровительного характера в домах от, . волейбол предъявляет высокие требования к функциональной деятельности организма Большинство игровых , , -лением быстроты, силы, ловкости. Психологическая подготовка волейболистов занимает существенное место в . -сменов на площадке ограниченного размера и постоянно меняющихся ситуаций игры, доводит физическую нагрузку до предела: частота сердечных сокращений у волейболистов достигает 180-200 ударов в минуту, а потери

веса доходят до 3 кг. В практике часто случается, что уровень подготовленности спортсмена бывает достаточно высок, а факторы внешней среды не позволили ему (ко) .

- -сти и степень адаптации к этим условиям (температура и влажность окружающей среды, интенсивность солнечной радиации, направление ветра, атмосферное давление). Состояние спортивного сооружения (их покрытия, осве-, , . ); -тивного инвентаря и оборудования, защитных сооруже-; ( ); социально-псжологическая обстановка в местах размещения спортсменов; объективность судейства; продолжи, , -

.

на ход соревновательной и тренировочной деятельности, можно составить полное представление об уровне подго-.

Применение оздоровительных сил природы для физического воспитания осуществляется по двум направлениям:

1. -

низации физкультурных занятий. Занятия на чистом воз, , -ции биологических процессов, вызываемых физическими

,

температурным колебаниям, солнечной радиации, повышают общую работоспособность организма, замедляют процессы утомления и т.д. А все это вместе взятое усиливает положительный эффект воздействия на человека физических упражнений. К примеру, бег на выносливость в условиях чистого лесного воздуха способствует повышению аэробных возможностей организма

2.

как относительно самостоятельные средства закаливания и оздоровления организма занимающихся. Данный путь предполагает проведение систематических закаливающих , , водные процедуры, обливания, обтирания, купания в реках и водоемах, пребывание в условиях среднегорья. При , -, -ся физическая работоспособность. В свою очередь, закаленный человек в состоянии систематически, без пропусков эффективно заниматься физическими упражнениями.

К гигиеническим факторам как средствам физического воспитания относятся: личная и общественная ги-( , , , -тивного костюма и т. д.); соблюдение режима сна (его нарушение может начисто снять положительный эффект занятий физическими упражнениями и даже повредить ); , -торого также снижает результат физического воспитания; соблюдение режима труда и отдыха. Вполне понятно, что непосильный отдых и безделье губит не только здоровье, но и духовную сущность человека Все эти гигиенические факторы, при условии их грамотного использования, во,

и увеличивают их общую работоспособность; во-вторых, они способствуют повышению эффекта занятий физиче-

. -

плексное использование в процессе физического воспитания всех его средств - физических упражнений и труда, оздоровительных сил природы и соблюдение гигиенических условий - обеспечивает полноценный, стабильно .

или отдельной его составляющей может свести на нет все усилия в деле физического воспитания, либо привести в конечном итоге к негативным последствиям.

Режим питания

Хорошие спортсмены очень щепетильны в вопросах , . соревнований нужно особенно внимательно отнестись к .

соревнованием не может себе позволить ни один спорт,

реакцию и замедлить движения. Да и интенсивные физические нагрузки сказываются на процессе пищеварения .

.

,

, -

нованиях в разных городах мира, вероятно, знакома проблема непривычной еды. Известны случаи, когда игроки, поев непривычную пишу, попадали в больницу с отравлениями, и из-за этого задерживались соревнования. Поэтому многие игроки, особенно иностранные, стремятся привезти еду с собой, чтобы застраховаться от таких не. -чеством употребляемой воды. Многие стараются не пить во время соревнований, т. к. это усиливает потоотделение и приводит к преждевременной усталости.

Спортсмены всегда стараются сделать так, чтобы никакие условия не явились для них неожиданностью, не отвлекали их от игры. Например, знаменитые «восточные волшебницы» накануне отъезда на чемпионат мира, который принес им победу, некоторое время жили в Японии в гостинице европейского типа, чтобы привыкнуть к кроватям. Это не выглядело смешным, учитывая то, что девушки, в соответствии с их режимом, должны были успеть выспаться за 5 ч. Пища спортсмена должна содержать повышенное количество полноценных легкоусвояе-, -ния из различных источников (^со, рыба, молоко, яйца) но при этом из пищевого рациона не исключаются расти.

В условиях занятий спортом и высокой физической активности отмечается повышенная потребность организма в углеводах. Чем выше уровень гликогена в орга-, -. , пристального внимания и при построении учебнотренировочного процесса их нельзя считать делом второ-

, , -

вильно организуя рацион и режим питания, расширять

функциональные возможности организма и добиваться

высоких спортивных результатов.

Примечания:

1. Бабенко Г. И., Каменский И. И. Концептуальная модель службы здоровья и развития в системе образования / Ва-леология. 1996. №3-4, С. 30-34.

2. Басалаева Н. М., Сайкин В. М. Здоровье науки: стратегия и

( ) / Валеология 1996, №2. №5, 35-37.

3. Волейбол / Автор-сост. А.Б. Донченко. - М.: Вече, 2002. -384 с. («Игра в спорт»),

4. Волейбол. Официальные правила ФИВБ 1999-2000гг. -

: , 1998.

5. Волейбол. Официальные правила. Всероссийская Федерация Волейбола. - М., 1994.

6. Дукальская А.В. Методика организации, проведения и судейства соревнований по волейболу: учеб. пособие /

A.В. Дукальская, А.В. Зенович. - Росгов-н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. - 98 .

7. Ивойлов А.В. Волейбол: очерки по биомеханике и методике тренировки. - М.: ФиС, 1981. - 152 с., ил.

8. Казин Э. М., заруба Н. А. Методологические и организационные основы проблемы формирования промышленного региона / Валеология. 1996. №1. С. 28-35.

9. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям: учеб. пособие / ЮЛ. Клещев.- М.: СпоргАкадем-Пресс, 2002. - 192с.

10. Колодин А. П. Цена реформы и ценности учебы. / Народное образование. 1995. №5. С. 21-25.

11. Комков А. Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников / Теория и практика физической культуры. 1997. №7. С. 2-7.

12. Кунянский В.А. Волейбол. О судьях и судействе / В.А. Ку-нянский. - М.: Спорт Академ Пресс, 2002. - 184 с.

13. Кураев Г. А., Сергеев С. К., Шлепов Ю. В. Валеологическая система сохранения здоровья населением России / Валеология. 1996. №1. С. 7-17.

14. Мартыненко А. В. Валентик Ю. В. И др. Формирование здорового образа жизни молодежи: медико-социологические аспекты / Валеология. 1998. №3. С. 36-39.

15. Письмо Министерства образования российской Федерации «

школы» (22^02.99. №220/11-12). - М.:М-230, ГСП, 1999.

16. ( -социальные аспекты). - А. В. Мартыненко, Ю. В. Валентик,

B. А. Полесский и другие. - М.: Медицина. - 1998 - 192с.

17. Чермит к. Д. Здравосберегающая система обучения (состояние и проблемы формирования) / Вестник АГУ: Майкоп, 1991. №1. С. 97-99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Чимаров В. М. Валеология: новый научно-теоретический подход к решению проблем сохранения и укрепления здоровья взрослых и детей, формирования здорового образа жизни / Валеология. 1996. №2. С. 25-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.