УДК 796.3 (07)
ББК 75.569 р 20
Захарова Наталья Анатольевна
преподаватель кафедра теоретических основ физической культуры Челябинский государственный педагогический университет
Челябинск Степанова Марьям Маратовна ассистент кафедра физического воспитания Челябинский государственный педагогический университет
Челябинск Zakharova Natalia Anatolievna Senior Lecturer Chair of Theoretical Foundations Physical Culture Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Stepanova Maryam Maratovna Assistant Chair of Physical Education Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk saraykind@cspu.ru Повышение мотивации к физической культуре и спорту посредством волейбола
Enhancing of Motivation to Physical Culture and Sport by Means Volleyball
В статье рассматриваются позиции учителей физической культуры в деле решения проблемы мотивации к урокам посредством волейбола.
The article discusses the position of teachers of physical training in addressing the problem of motivation to lessons by means volleyball.
Ключевые слова: мотивация, мотивационный комплекс, сфера физической культуры и спорта, соревновательный фон, конкурентные мотивы.
Key words: motivation, motivational complex, sphere of physical culture and sports, emulative background, competitive motives.
Мотивация к физической активности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовки личности и работоспособности.
Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом является многоступенчатым: от первых элементарных гигиенических знаний и навыков до глубоких психофизических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом.
Разделяют основные группы мотивов к занятиям физической культурой: оздоровительные, двигательно-деятельностные, соревновательно-
конкурентные, эстетические, коммуникативные, познавательно-развиващие, творческие, психолого-значимые, воспитательные, статусные, культурологические мотивы:
Наиболее сильной мотивацией молодежи к занятиям физическими упражнениями является возможность укрепления своего здоровья и профилактика зао тп о 1 о
болеваний. Благотворное воздействие на организм физических упражнений известно очень давно и не вызывает сомнений и в настоящее время его можно рассматривать по двум взаимосвязанным направлениям: формирование здорового образа жизни и уменьшение вероятности заболеваний, в том числе и профессиональных; лечебное воздействие физических упражнений при многих видах болезней [5].
Установлено, что в основе возникновения мотивов физкультурноспортивных занятий лежат как потребности и объективные условия жизни, так и внутренняя позиция самой личности. Физкультурная активность детей обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурно-спортивных занятий и доставляемых им удовольствие. Не случайно, видимо, школьники в качестве мотивов таких занятий на первом месте называют получение удовольствия от самого процесса физкультурной активности.
Многие авторы сходятся во мнении, что большое значение на формирование у школьников положительного отношения к занятиям физическими упражнениями имеет работа учителя физической культуры. Указывается также, что работе по формированию у школьников потребности в физическом совершенствовании должна быть подчинена вся система образовательной работы школы.
Использование игрового и соревновательного методов для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры [3].
Большинство учителей считают, что, придя в школу, дети становятся взрослыми и на уроке они должны строго выполнять все требования, выдвигаемые учителем для достижения определенной цели. Мы часто забываем, что даже взрослые любят играть, а дети, тем более, независимо от того возраста, в котором они находятся.
Одна из главнейших функций игры - педагогическая, она издавна является одним из основных средств и методов воспитания.
Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры. При этом игровой метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например, футболом, баскетболом или элементарными подвижными играми. Он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода [2].
В игре почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры. Играющим предоставляется простор для творческого решения двигательных задач, внезапное изменение ситуации по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.
В большинстве игр воссоздаются довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, а также типа соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно направленные стремления.
Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности, что, в свою очередь, создает положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.
Соревновательный метод обладает такой же способностью создавать положительный эмоциональный фон и положительное отношение к занятиям физическими упражнениями так же, как игровой метод.
Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет о нем, как о подчиненном элементе общей организации занятия, во втором - о самостоятельной относительной форме организации занятий
[4].
Основная определяющая черта соревновательного метода - сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или высокое достижение. Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический фон, которые усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма. В силу вышеназванных особенностей при правильной организации соревновательный метод способствует проявлению положительных эмоций и дает возможность в полной мере реализовать двигательные потребности занимающихся, что создает удовлетворенность у них данными занятиями.
Игра и соревнование, в силу присущих им психологических особенностей, вызывают сильный эмоциональный отклик у учащихся. Еще П.Ф.Лесгафт, говоря о методике физических упражнений, подчеркивал, что однообразная деятельность утомляет, угнетает молодого человека и убивает в нем всякое желание заниматься. В настоящее время установлено, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний -монотомии и психического пресыщения [2].
Опыт показывает, что использование игрового и соревновательного методов упражнения нередко приводит к возникновению настолько сильных эмоций, что выполнение учебных задач урока становится невозможным. Дети теряют контроль над своим поведением, шумят, не слушают команд учителя.
Сильные эмоциональные переживания долго «затухают» после окончания игры, не дают сосредоточиться на новом задании, даваемом учителем, поэтому не все учителя в полном объеме используют игровой и соревновательный методы. Не следует также забывать о том, что игры и соревнования являются физическими упражнениями и на них распределяется правило о периодической смене состава предлагаемых игр и состязаний. Это позволит не ослабить интерес учащихся к занятиям на уроках физической культуры.
Трудно найти коллектив физкультуры, в котором бы не было волейбольной секции. Правильно организованные занятия по волейболу являются прекрасным средством разностороннего физического развития занимающихся и способствуют решению важных воспитательных задач. Объясняется это большой эмоциональностью игры, а также простым оборудованием.
Волейбол можно рассматривать как высшую форму спортивных игр, включенных в мировую систему спортивных соревнований. Широкое применение волейбола в физическом воспитании объясняется несколькими примерами: доступность игры для любого возраста; возможность его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитание моральных и волевых качеств и в то же время использование его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодежи; простотой правил игры; высоким зрелищным эффектом игрового состязания; простотой инвентаря, оборудования площадки игры [1].
Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели, действовать с максимальным напряжением своих сил, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения. Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремлен-
ности, внимания и быстроты мышления, способности управлять своими эмоциями.
Волейбол входит в программу по физической культуре в школе и является одним из средств решения основных задач физического воспитания учащихся: укрепления здоровья, формирования двигательных навыков и умений, развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости [3].
Разнообразие двигательных навыков, отличающихся по интенсивности усилий и по координационной структуре, способствует развитию всех физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. Постоянно меняющаяся игровая ситуация, выбор наиболее рациональных технических средств, быстрый переход от одних действий к другим повышают подвижность нервных процессов. Занятия волейболом содействуют развитию у занимающихся смелости, настойчивости, решительности и дисциплинированности. Достижение общей цели во время игры приучает к коллективизму, сотрудничеству и взаимопомощи. Великолепно и эстетично воздействие волейбола на человека.
В силу универсальности волейбола как средства физического воспитания упражнения из его арсенала в той или иной мере применяются практически во всех формах физического воспитания, предусмотренных школьной комплексной программой по физической культуре. В физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня средства волейбола применяются на удлиненных переменах и во время ежедневных физкультурных мероприятий в группах продленного дня. На уроках физической культуры в V—VII классах волейбол (8 ч) изучается вместе с другой, избранной из трех, спортивной игрой (баскетбол, гандбол, футбол). В VIII—XI классах может изучаться один волейбол (16 ч) — из четырех, включенных в программу игр (по выбору школы). Во внеклассной работе по волейболу организуются спортивные секции, а также группы начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ для учащихся, пожелавших заниматься волейболом. В общешкольных физкультурно-
массовых и спортивных мероприятиях волейбол включается в ежемесячные дни здоровья, внутришкольные соревнования, физкультурные праздники и туристские слеты и походы. Выбор средств здесь весьма широк: от отдельных упражнений и подготовительных к волейболу игр до двусторонней игры и соревнований по волейболу — в зависимости от названных выше форм физического воспитания и условий проведения занятий.
Главная направленность уроков, построенных на материале волейбола,— содействовать решению задач физического воспитания школьников средствами волейбола, обучить основам навыков этой игры и привить привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями во внеурочное время по месту жительства, вооружить для этого соответствующими знаниями и умениями. На уроках не готовят волейболистов, нельзя отдавать предпочтение тем учащимся, которые научились играть в волейбол в секции или спортивной школе. Более того, они должны помогать учителю в проведении уроков [4].
Изучение техники и элементарной тактики игры в волейбол осуществляется на уроках физической культуры в 5-11 классах и в спортивных секциях (внеклассная форма работы).
При проведении уроков по волейболу должны сохраняться черты, присущие игровому методу: сюжетная организация действий, повышенная заинтересованность, основанная на коллективной деятельности, создание условий для самостоятельных решений и проявления инициативы. Необходимо, чтобы состязательные начала присутствовали не только во время проведения учебных игр, но и в отдельных упражнениях (кто точнее выполнит прием, кто дольше жонглирует мячом и др.).
На уроках по волейболу учащимся сообщают теоретические сведения об игре, о правилах соревнований, о личной гигиене, об основах техники и тактики игры. При обучении игровым приемам необходимо до 70% общего времени урока отводить упражнениям с мячом. Как закрепление усвоенного материала необходимо проводить соревнования внутри класса, между классами по мини
волейболу, игры по упрощенным правилам, соревнованиям по исполнению технико-тактических приемов волейбола.
Спортивные секции по волейболу организуют для учащихся, желающих заниматься этим видом спорта.
В подростковых и юношеских группах учащиеся овладевают основами техники и тактики игры. Тренировочные занятия в секциях отличаю уроков по волейболу как повышенными нагрузками на организм учащихся, так и увеличенным объемом изучаемого материала.
В период соревнований учащиеся играют за свои классы на первенстве школы, за школу — на первенствах района, города и др.
Помимо соревнований по волейболу необходимо проводить соревнования по физической подготовке и технике игры внутри групп и между группами.
Самостоятельная работа учащихся — это выполнение заданий по физической подготовке, по совершенствованию техники игры, изучение рекомендуемой литературы.
В режиме учебного дня упражнения из волейбола применяются на удлиненных переменах и во время физкультурных занятий в группах продленного дня. Основным ориентиром при выборе упражнений здесь будут упражнения, изученные по разделу «Волейбол».
Сделаем выводы:
1. С учетом конкретных причин проявления школьниками интереса к физической культуре учитель должен строить свою работу по агитации и пропаганде физической культуры, по формированию интереса к своему предмету в целом, независимо от проходимого материала.
2. Задачей учителя физической культуры является формирование у школьников целеустремленности, то есть стремления достичь отдаленную по времени цель. Целеустремленность возникает только в том случае, если цель значима для школьника, отвечает его побуждениям и интересам и считается им достижимой.
3. Основой мотивации к занятиям физической культуры и спорта является поддержание интереса и целеустремленности у школьников к занятиям волейболом на уроках.
Библиографический список
1. Берещук, Г.В. «Предпочтение отдали волейболу» [Текст] / Г.В. Берещук, Л.Н. Слупский // Физическая культура в школе,1989. - №8. - С. 20-23.
2. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры [Текст] / Е.П. Ильин - 2-е изд., испр., допол. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 486 с.
3. Лях, В.И. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации [Текст] / В.И. Лях, Ю.А. Копылов, Т.А. Малыхина //Теория и практика физической культуры,
1998. - № 9. - С. 49-51.
4. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] /А.Маслоу. - СПб.: Евразия,
1999. - 172 с.
5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов
- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
Bibliography
1. Bereshchuk, G.V "The Preference Given to Volleyball" [Text] / G.V. Bereshchuk, L.N. Slupsk // Physical Education in School, 1989. - № 8. - P. 2023.
2. Ilyin, E.P. Psychology of Physical Education: A Textbook for the Institutes and Faculties of Physical Education [Text] / E.P. Ilyin. - 2nd Ed., Rev. and Additions.
- St. Petersburg.: Publishing House of the Herzen State Pedagogical University. A.I. Herzen, 2000. - 486 p.
3. Kholodov, Zh.K. Theory and Methodology of Physical Education and Sport: Studies. Manual for Students of Higher Educational Institutions [Text] / Zh.K. Kholodov, V.S. Kuznetsov - 2nd ed., Rev. and Add. - Moscow: Publishing Center "Academy", 2001. - 480 p.
4. Lyakh, V.I. Physical Education of Students of Secondary Schools: State, Perspectives and Ways of Restructuring [Text] / V.I. Lyakh, U.A. Kopylov, T.A. Malyhina // Theory and Practice of Physical Culture. 1998. - № 9. - P. 49-51.
5. Maslow, A. Motivation and Peprsonality [Text] / A. Maslow - SPb.: Eurasia, 1999. - 478 p.