УДК 796.325
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ НАЧИНАЮЩИХ СУДЕЙ В ВОЛЕЙБОЛЕ
О.Н. Костюкова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики спортивных игр,
В.В. Костюков, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики спортивных игр,
Е.А. Колесникова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики спортивных игр,
Т.А. Мосол, старший преподаватель кафедры теории и методики спортивных игр, Н.В. Жигунова, преподаватель кафедры теории и методики спортивных игр. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: sportgame@kgufkst.ru.
В статье дается анализ сложившейся в настоящее время ситуации, касающейся подготовки начинающих судей по волейболу в Российской Федерации с учетом требований профессионального стандарта «Спортивный судья» 2019 года (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №199 от 28.03.2019 года). Представлены результаты экспериментальной проверки эффективности разработанного учебно-тематического плана «Теория и методика судейства соревнований по волейболу», объемом 72 часа, приводится характеристика оценочного листа действий начинающих арбитров и сравнительные данные показателей личностных качеств.
Представлены факторы, положительно и отрицательно влияющие на оценку начинающими судьями игровых ситуаций во время волейбольных матчей. Разработанный учебно-тематический план обучающего семинара судей включает в себя три модуля: «Современные тенденции развития волейбола», «Развитие личностных качеств волейбольных арбитров» и «Организационно-методическое обеспечение судейства соревнований».
В оценочном листе действий арбитров во время волейбольного матча экспертами была определена степень сформированности таких показателей, как знание судейских методик и навыков, интерпретация и применение правил и взаимодействие
с командами (все по 4,6 балла), а также управление матчем и личностные качества, судейство в целом, в зависимости от сложности матча (оба по 4,5 балла). За время эксперимента у обучающихся достоверно улучшилась реакция на стрессовые ситуации (t=4,50; P<0,01).
В завершение статьи делается заключение о том, что при разработке обучающих семинаров по подготовке начинающих судей по спортивным играм, и в частности по волейболу, необходимо учитывать современные тенденции развития той или иной спортивной игры, изменения нормативно-правовых документов, учитывать профессиональный уровень и личностные качества
обучающихся.
Ключевые слова: волейбол, начинающий спортивный судья, начинающие качества арбитра.
Для цитирования: Костюкова О.Н., Костюков В.В., Колесникова Е.А., Мосол Т.А., Жигунова Н.В. Особенности подготовки начинающих судей в волейболе // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 3. - С. 14-19.
For citation: Kostyukova О., Kostyukov V., Kolesnikova Е., Mosol Т., Zhigunova N. Features of training of starting referees in volleyball. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2019, no 3, pp. 14-19 (in Russian).
Актуальность. Эмоциональность и зрелищность соревнований по волейболу зависят не только от уровня спортивной подготовленности и дисциплинированности игроков соревнующихся команд, требовательности и доброжелательности зрителей, профессионализма организаторов, но и от квалификации судей, обслуживающих встречу [1, 4, 7, 13]
Регламент деятельности каждого судьи подробно изложен в правилах соревнований, что позволяет арбитрам качественно управлять соревновательной деятельностью спортсменов [3, 9].
Многие специалисты считают, что необходимо формировать готовность судьи к каждому матчу. В настоящее время процесс подготовки судей по спортивным играм, и в частности по волейболу, регулируется зачастую формально и заключается в основном в проверке представителями региональных федераций и судейской комиссии знаний правил соревнований [8, 12, 14].
Цель настоящей статьи - разработать 72-часовой учебно-тематический план обучающего семинара по подготовке начинающих волейбольных судей и экспериментально проверить его эффективность.
Методы и организация исследования. При проектировании, организации и проведении исследования использовались такие методы, как изучение и анализ специальной научно-методической литературы по проблеме исследования, контент-анализ инструктивных документов, педагогические наблюдения и эксперимент, анкетирование, экспертная оценка действий арбитров, определение личностных качеств волейбольных судей, математическая статистика [2, 5, 6].
Для выявления факторов, положительно и отрицательно влияющих на оценку начинающими волейбольными судьями правильности и эффективности выполнения игроками соревновательной деятельности, было проведено анкетирование 71 арбитра по волейболу различной квалификации. Среди них - 40 человек, осуществляющих судейство игр чемпионата России, 16 человек - судьи, обслуживающие региональные соревнования по волейболу в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, 15 - студенты выпускного курса кафедры теории и методики спортивных игр Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
Контент-анализу подверглись два федеральных профессиональных стандарта «Спортивный судья», разработанных на базе ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва города Москвы» в 2015 и 2019 годах [10, 11]. Его результаты позволили выявить изменения требований в подготовке судей, которые были учтены при разработке программы обучающего семинара.
Кроме того, контент-анализу подверглась нормативно-правовая база документов, включающая:
- общероссийский классификатор занятий;
- общероссийский классификатор видов экономической деятельности (статья 31 ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»);
- единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих;
- общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
- общероссийский классификатор специальностей по образованию;
- приказ Минздравсоцразвития РФ №302 н, 2011 года;
- приказ Минспорттуризма РФ №56 н, 2008 года за «Об утверждении положения о спортивных судьях».
Разработка учебно-тематического плана «Теория и методика судейства соревнований по волейболу» объемом 72 часа осуществлялась весной 2019 года, а практическая часть обучающего семинара реализо-вывалась в рамках турниров по пляжному волейболу, проводимых в мае 2019 года на площадках парка 40 лет Победы («Солнечный остров») города Краснодара с участием в них 110 команд из 5 субъектов Российской Федерации.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате анкетирования судей были выявлены положительные и отрицательные факторы, влияющие на объективную оценку ими соревновательной деятельности играющих команд (таблица 1).
Выявленные факторы целесообразно учитывать при подготовке начинающих судей по волейболу.
Результаты анализа литературы, контент-анализа инструктивных документов, анкетирования волейбольных арбитров позволили разработать учебно-тематический план «Теория и методика судейства соревнований по волейболу» (72-часовая образовательная программа) (таблица 2).
Цель программы: Повышение уровня профессионального мастерства начинающих арбитров по судейству соревнований по волейболу. Освоение новых профессиональных компетенций.
Категория слушателей: специалисты по физической культуре и спорту, студенты выпускных курсов кафедры теории и методики спортивных игр.
Форма обучения: очно-заочная;
Режим занятий: 4 часа в день.
Во время проведения волейбольных матчей действия волейбольных арбитров оценивали 4 эксперта по 5 критериям, представленным в таблице 3.
В среднем 4,6 балла отмечено в критериях: судейские методики и навыки, знание и интерпретация применения правил, взаимодействие с командами, в 4,5 балла оценено управление матчем и личностные качества, самую низкую оценку получил критерий судейство в целом, в зависимости от сложности матча он составил 4,4 балла.
11 студентов выполнили тест на оценку «отлично», 4 студента - на оценку «хорошо». Однако в результате обучения все студенты получили зачет. В процессе обучения студенты столкнулись с трудностью принятия решений в игровых ситуациях, связанных с ошибкой в исполнении второй передачи, а также при касании сетки во время выполнения нападающих ударов.
Таблица 1
Факторы, влияющие на оценку соревновательной деятельности волейбольных судей
Положительные Отрицательные
Теоретическая и методическая подготовка (разбор правил соревнований). Повышение мотивации и устойчивости к преодолению трудных ситуаций, когда наблюдается конфликт профессиональных и личных интересов, эмоций, в том числе в решении конфликтных ситуаций.
Расширение опыта судейства соревнований разного уровня. Концентрация внимания перед игрой, а также переключение и распределение внимания за игроками на площадке.
Мероприятия по восстановлению судей после матча (тренинги, дыхательная гимнастика, плавание, массаж, контрастный душ и т.д). Психологическая напряженность перед матчем.
Проблема финансирования судей по остаточному принципу.
Нехватка специализированной литературы для самостоятельной подготовки судей.
Отсутствие планомерности в подготовке судей.
Таблица 2
Учебно-тематический план «Теория и методика судейства соревнований по волейболу» 72 часа
№ п/п Наименование разделов, дисциплин и тем Количество часов
Всего Лекции Семинарские и практические занятия
Раздел 1. Теоретическая подготовка
1.1 Модуль. Современные тенденции развития волейбола в России и за рубежом. 4 2 2
1.2 Профессиональный стандарт «Спортивный судья» 2 2
1.3 Исторические аспекты правил соревнований 2 2
1.4 Характеристика игры. Оборудование, инвентарь 4 2 2
1.5 Общие правила игры 4 2 2
1.6 Подготовка к матчу. Организация игры 6 2 4
1.7 Судьи - их обязанности, жесты и сигналы 4 2 2
Раздел 2. Развитие личностных качеств волейбольных арбитров
2.1 Модуль. Основы управления соревновательной деятельностью 2 2
2.2 Этика и этикет судьи 4 4
2.3 Психологический практикум (тренинг) 4 2 2
2.4 Основы управления соревновательной деятельностью 6 3 3
Раздел 3. Организационно-методическое обеспечение судейства со эевнований
3.1 Модуль. Учебная практика по организации и проведению судейства соревнований по волейболу. Анализ научно-методической литературы 4 4
3.2 Видеоанализ соревнований по волейболу 4 4
3.4 Методика проведения судейства 10 10
3.5 Новое в судействе, экипировка судей 4 2 2
Форма контроля
Тестирование 4 4 (зачет)
Круглый стол с привлечением специалистов, обмен опытом, выступления с сообщениями, дискуссионное обсуждение проблем, выработка рекомендаций по совершенствованию работы судей 4 4
Академических занятий: 72* ** *** 35 37
Примечание: модульный план подготовки можно использовать для подготовки и повышения квалификации судей с учетом их статуса: * 72 часа - начинающие судьи; ** 36 часов - судьи 1,2,3-й категории; ***16 часов - судьи высшей категории.
Таблица 3
Оценочный лист действий арбитров во время матча
О! Ф. И. О. Судейские методики и навыки Знание интерпретация и применение правил Взаимодействие с командами Управление матчем и личностные качества Судейство в целом в зависимости от сложности матча
1 Б. В. И. 4 5 3 5 4
2 В. И. С. 5 5 5 5 5
3 В. Н. Д. 5 4 5 4 3
4 Д. А. Е. 4 5 4 4 4
5 К. А. В. 5 4 5 4 5
6 К. С. А. 5 5 5 5 4
7 К. К. В. 4 5 5 5 5
8 М. Н. А. 5 5 5 5 5
9 Н. М. Н. 5 5 5 5 5
10 Ф. И. Е. 4 5 4 3 4
11 Ч. А. А. 5 4 5 5 4
12 Ш. Д. Н. 5 5 5 5 5
13 К. Я. И. 5 5 5 5 5
14 П. В. В. 4 4 4 4 4
15 К. С. Е. 5 4 5 4 5
Среднеарифметическое значение 4,6 4,6 4,6 4,5 4,4
Таблица 4
Сравнительные данные показателей личностных качеств начинающих судей по волейболу
№ п/п Показатели Ед. изм. Группы обследуемых t P
экспериментальная m±m контрольная m±m
2 Коммуникативный контроль балл 7,5±0,42 6,5±0,50 1,53 >0,05
2 Реакция на стрессовые ситуации балл 47,0±0,75 52,4±0,8 4,50 <0,01
По завершении эксперимента были проведены исследования, касающиеся определения сформирован-ности наиболее значимых для выполнения судейских функций личностных качеств обследуемых. Обоснованием их выбора послужило определение основной функции судейской деятельности - принятие решений во время игры. Изучались такие качества, как уверенность в себе, коммуникативный контроль, реакция на стрессовые ситуации, выраженность силы «Я», решительность (таблица 4).
Реакция на стрессовые ситуации в экспериментальной и контрольной группах отличалась статистически достоверно (1=4,50; Р<0,01). Уровень коммуникативно-
го контроля в группах отличается статистически недостоверно (1=1,53, Р>0,05).
В экспериментальных условиях у обучающихся сформировалась выраженная потребность чувствовать себя уверенными, легко относиться к стрессовым ситуациям, принимать решения быстро и в большинстве случаев правильно.
Для дальнейшего прогресса начинающим арбитрам рекомендовано уделять больше внимания судейству сложных эпизодов, больше взаимодействовать с командами на площадке, особенно при обслуживании детских соревнований, быть лояльными ко всем участникам и представителям команд, более четко пользо-
ваться официальными жестами и свистком. Линейным судьям целесообразно обладать большей концентрацией внимания, осуществлять взаимодействие с судейской бригадой, использовать различные психологические разгрузки и тренинги. Секретарям матча рекомендуется вести протокол грамотно, аккуратно, без помарок, внимательно следить за ходом матча, своевременно переворачивать счет на табло, быстро и точно записывать замены игроков во время игры.
Заключение. Таким образом:
а) разработанная программа занятий в объеме 72-х часов позволила подготовить начинающих судей к соревнованиям на хорошем уровне. Наблюдение экспертов матча за работой молодых арбитров проводилось на протяжении всех соревновательных дней, после чего состоялось совещание судейской коллегии, на котором был выполнен разбор игр, озвучены ошибки;
б) работу по совершенствованию программы подготовки начинающих судей по волейболу целесообразно продолжить в форме разработки практических рекомендаций;
в) при разработке обучающих семинаров по подготовке начинающих судей в спортивных играх, и в частности в волейболе, необходимо учитывать тенденции развития игры, изменения нормативных документов, учитывать их профессиональный уровень и личностные качества.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бруннер Е.Ю. Лучше, чем супервнимание: Методики диагностики и психокоррекции. Психология внимания, оценочные тесты: Развивающие. Серия: психологический практикум. - Ростов-н/Дону: Феникс, 2011. - 317 с.
2. Волейбол: теория и практика. Учебник для высших учебных заведений физической культуры и спорта / Под общей редакцией В.В. Рыцарева. - М.: Спорт, 2016. - 456 с.
3. Волейбол: Правила соревнований ВФВ (пер. Сердюков М.В., Титов Л.Я., под общ.руков. Чехова О.С.). - М., 2016. - 130 с.
4. Волейбол: Учебно-методическое пособие по подготовке судей по волейболу. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.
- 40 с.
5. Всероссийская федерация волейбола: Методическое пособие для проведения региональных семинаров по подготовке и совершенствованию судей (для лекторов Президиума ВКС). - СПб.: ЗАО «Берег А», 2015.
- 34 с.
6. Губенко Л.Я. Организация и судейство соревнований по волейболу. -М.: Физкультура и спорт, 2017. - 48 с.
7. Дементьева И.М. Психологическая устойчивость спортсменов, занимающихся пляжным волейболом. Пляжный волейбол: учебно-методическое пособие ВФВ / Под общей редакцией В.В. Костюкова, В.В. Нир-ки, Е.В. Фомина. - Москва: ВФВ, 2018. - Вып. № 22. - С. 43-50.
8. Железняк Ю.Д., Костюков, В.В., Чачин, А.В. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол» (спортивные дисциплины «волейбол и пляжный волейбол») / Ю.Д. Железняк, В.В. Костюков, А.В. Чачин. - М., 2016. - 223 с.
9. Курдюков А.Б. Построение процесса начальной профессиональной подготовки судей по волейболу: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Б. Курдюков. - Краснодар: КГУФКСТ, 2004. - 25 с.
10. Профессиональный стандарт 05.007 «Спортивный судья». Приказ Минтруда России №769 от 23.10.2015.
11. Профессиональный стандарт 05.007 «Спортивный судья». Приказ Минтруда и социальной защиты России №193 н. от 28.03.2019.
12. Официальный интернет-сайт Международной федерации волейбола (FIVB) [электронный ресурс] (http:// www.fivb.com).
13. Официальный интернет-сайт европейской конференции волейбола (CEV) [электронный ресурс] (http://www.cev.ru).
14. Официальный интернет-сайт Всероссийской федерации волейбола [электронный ресурс] (http://www. vfv.ru).
FEATURES OF TRAINING OF STARTING REFEREES IN VOLLEYBALL
О. Kostyukova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Theory and Methodology of Sports Games Department,
V. Kostyukov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Theory and Methodology of Sports Games Department,
Е. Kolesnikova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Theory and Methodology of Sports Games Department,
Т. Mosol, Senior Lecturer of the Theory and Methodology of Sports Games Department, N. Zhigunova, Lecturer of the Theory and Methodology of Sports Games Department, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: sportgame@kgufkst.ru.
The article gives the analysis of the current situation regarding the training of starting volleyball referees in the Russian Federation taking into account the requirements of the Professional Standard «Sports Judge» of 2019 (Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation №199 from 28.03.2019). The experimental test results of the effectiveness of the developed curriculum «Theory and methodology of refereeing volleyball competitions» with a volume of 72 hours are presented, characteristics of the action scorecard of starting arbiters and comparative data of indicators of personal qualities are shown.
Factors that positively and negatively affect the assessment of game situations during volleyball matches by starting referees are submitted. The developed thematic plan of the training seminar for referees includes three modules: «Current trends in the development of volleyball», «Development of personal qualities of volleyball referees» and «Organizational and methodological support of refereeing competitions».
In the action scorecard of arbiters during a volleyball match the degree of formation of such indicators as knowledge of refereeing techniques and skills, interpretation and application of rules and interaction with teams (all for 4,6 points), as well as match management and personal qualities, refereeing in general, depending on the complexity of the match (both 4,5 points) have been determined by the experts. During the experiment the trainees' reaction to stressful situations has significantly improved (t=4,50; P<0,01).
The article concludes that during the development of training seminars for the preparation of starting referees in sports games and in particular volleyball it is necessary to take into account current development trends of a sports game, regulatory changes, professional level and personal qualities of trainees.
Keywords: volleyball, starting sport judge, beginner arbiter qualities.
References:
1. Brunner E.J. Luchshe, chem supervnimanie: Metodiki diagnos-tiki i psixokorrekcii. [Better than superwoman: methods of diagnosis and therapy]. Rostov-n/Donu, Feniks, 2011, 317 p.
2. Volejbol: teoriya ipraktika. [Volleyball: theory and practice. Textbook for universities of physical culture and sports]. Moscow, Sport, 2016, 456 p.
3. Volejbol: Pravila sorevnovanij VFV. [Volleyball: Rules of the competition the IEF]. Moscow, 2016, 130 p.
4. Volejbol: Uchebno-metodicheskoe posobie po podgotovke sudejpo volejbolu. [Volleyball: educational and methodical manual for the preparation of judges in volleyball]. Orenburg, GOU OGU, 2004, 40 p.
5. Vserossijskaya federaciya volejbola [All-Russian volleyball Federation]. SPb., ZAO "Shore A", 2015, 34 p.
6. Gubenko L.Y. Organizaciya i sudejstvo sorevnovanij po volejbolu [Organization and refereeing of competitions in volleyball]. Moscow, Physical Education and sport, 2017, 48 p.
7. Dementieva I.M. Psixologicheskaya ustojchivost' sports-menov, zanimayushhixsya plyazhny'm volejbolom. Plyazhny'j volejbol: uchebno-metodicheskoe posobie VFV. [The mental strength of athletes involved in beach volleyball. Beach volleyball: textbook IEF]. Moscow, IEF, 2018, Vol. 22, pp. 43-50.
8. Zheleznyak Yu.D., Kostyukov V.V., Chechin A.V. Primernaya programma sportivnoj podgotovki po vidu sporta «Volejbol» (sportivny'e discipliny' «volejbol iplyazhny'j volejbol») [Approximate program of sports training for sport "Volleyball" (sports "volleyball and beach volleyball")]. Moscow, 2016, 223 p.
9. Kurdyukov A.B. The Building process of the initial training of judges in volleyball. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 2004. - 25 p. (in Russian)
10. Professional standard 05.007 "Sports judge". Order of the Ministry of labor of Russia No. 769 of 23.10.2015.
11. Professional standard 05.007 "Sports judge". The order of the Ministry of labor and social protection of Russia No. 193-called from 28.03.2019.
12. Official web site of the International volleyball Federation (FIVB) [electronic resource] (http://www.fivb.com).
13. Official web site of the conference of European volleyball (CEV) [electronic resource] (http://www.cev.ru).
14. Official website of Russian volleyball Federation [electronic resource] (http://www.vfv.ru).
Поступила / Received 15.06.2019 Принята в печать / Accepted 11.09.2019