Научная статья на тему 'Взаимосвязь коммуникативной толерантности с различными подструктурами личности у студентов'

Взаимосвязь коммуникативной толерантности с различными подструктурами личности у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
594
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Углова Т. В.

Освещены некоторые подходы, рассматривающие толерантность как многокомпонентную, многоуровневую структуру. Представлены результаты исследования взаимосвязи коммуникативной толерантности с индивидуально-психологическими особенностями личности у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь коммуникативной толерантности с различными подструктурами личности у студентов»

УДК 159.9:37.015.3

Т.В.Углова

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ ПОДСТРУКТУРАМИ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

Some approaches, regarding tolerance as a many-component and many-leveled structure, are taken into consideration. The results of studying of correlation of communicative tolerance with individual psychological peculiarities of a personality among students are presented.

В.Н.Мясищев, рассматривая личность как «ансамбль отношений», подчеркивал, «что система общественных отношений, в которую включен человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения к разным сторонам действительности» [1]. Конкретное отношение к конкретному социальному объекту, человеку или группе как сплав эмоций, суждений, действий зарождается и развивается непосредственно в процессе столкновения, взаимодействия с этим объектом или информацией о нем. Но, как любой сложный психологический феномен, отношение опосредовано не только внешними, но и внутренними факторами. Таким внутренним регулятором межличностного и межгруппового общения является толерантность.

Декларация принципов толерантности, принятая ЮНЕСКО в 1995 г., определяет толерантность как способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать мнение, отличное от своего. Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности — отказ от догматизма, от абсолютизации истины [2].

Многие отечественные ученые (А.Г.Асмолов, Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, В.В.Бойко и др.) выделяют как сущностный признак толерантного отношения способность индивида без противодействия и возражений воспринимать отличающиеся от его собственных какие-либо особенности других людей. Механизмы возникновения и проявления толерантности связаны с психологией отражения различий. Осознанно или на уровне подсознания каждый человек реагирует на то, что другой отличается от него в тех или иных проявлениях. Толерантность является внутренним регулятором, определяющим специфику отношений личности в ситуации ясного осознания субъектом общения своего отличия от другого. Именно этим объясняется всплеск внимания исследователей к данной проблеме в настоящее время. Продолжающиеся в нашей стране реформы, направленные на демократизацию и гуманизацию всех сфер общественного бытия, требуют развития толерантного самосознания на уровне общества и на уровне конкретного человека. «... Толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость» [3].

Толерантность как свойство личности представляет собой сложный, многоуровневый, многокомпонентный феномен. В . В. Бойко различает следующие уровни толерантности. Уровень общей коммуникативной толерантности — определяет отношение к людям в целом. Уровень профессиональной толерантности — проявляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми необходимо иметь дело по роду деятельности. Следующий уровень — типологическая коммуникативная толерантность. Она выявляется в отношении к группам лиц, выделенным на основе некоторого признака, скорее всего, отличающего субъекта отношения от этой группы. Уровень ситуативной коммуникативной то-

лерантности фиксируется в отношениях человека к человеку в реальной ситуации общения.

Низкая коммуникативная толерантность характеризуется следующими признаками.

1. Отсутствие стремления понять или принять индивидуальность партнера по общению.

2. Ориентация на самого себя в качестве эталона при оценивании поведения, образа мыслей или отдельных характеристик других людей. Отказ партнеру в праве на индивидуальность.

3. Категоричность и консервативность в оценках других людей, стремление регламентировать проявления индивидуальности другого в соответствии с собственными представлениями.

4. Нежелание или неумение скрывать, сглаживать отрицательные эмоциональные реакции при столкновении с некоммуникабельностью партнера.

5. Стремление перевоспитать, «переделать» своего партнера. Требования принять вашу точку зрения. Акцент на различиях между вашими личностными особенностями.

6. Неумение прощать другому его ошибки, непреднамеренно причиненные вам неприятности. Стремление усложнить отношения, придавая особый неприятный смысл поступкам и словам другого.

7. Нетерпимость к проявлениям состояния физического или психологического дискомфорта партнера.

8. Низкая адаптация к партнеру по общению [4].

И.В.Воробьева выделяет следующие структурные компоненты толерантности как свойства личности:

— когнитивный — неумение приспосабливаться к партнеру, стремление подогнать партнера под себя;

— поведенческий — уверенность в себе, инициатива к контактах;

— личностный — самоинтерес;

— психофизиологические предпосылки — интеллектуальная эргичность, интеллектуальная пластичность, коммуникативная эргичность, коммуникативная скорость, коммуникативная пластичность, моторная скорость и моторная эмоциональность [5].

Основываясь на анализе литературы по данному вопросу, мы в своем исследовании рассматриваем коммуникативную толерантность как сложное, интегративное, системное образование, пронизывающее все уровни личности. Мы предполагаем, что особенности эмоционально-волевой, когнитивной, коммуникативной сфер личности, а также самосознания обуславливают уровень коммуникативной толерантности, о чем может свидетельствовать наличие множественных значимых связей между ними.

Целью нашего исследования является выявление индивидуально-психологических свойств личности, влияющих на толерантное отношение к партнеру по общению у студентов.

В срезовом исследовании с использованием методики В.В.Бойко, направленной на диагностику уровня коммуникативной толерантности, теста Кеттелла (16РБ — форма С), а также дополнительных шкал вопросника САМОАЛ приняли участие 127 студентов первых и вторых курсов Новгородского государственного университета. Полученные данные были подвергнуты статистической обработке методом линейной корреляции Пирсона. Корреляционный анализ выявил наличие достоверных связей между переменными, графически они отображены на рисунке.

Эмоционально-волевая Коммуникативные

сфера свойства личности

1 Эмоц. устойчивость у , і Общительность

2 Нормативн. поведение \ 2 Соц. смелость

3 Чувствительность \\ // 3 Конформизм

4 Тревожность \ \ / / 4 \ \ Iі 4 Дипломатичность

5 Самоконтроль \ 11 5 Подозрительность

6 Напряженность 6 Гибкость в общении

7 Экспрессивность 4 \ \ / / ' / ' \ \ / / / ' \ \ \ // і . 7 Контактность

Коммуникативная

толерантность

Самосознание

1 Самооценка

2 Аутосимпатия

3 Самопонимание

Интеллектуальная сфера

1 Общий интеллект

2 Практичн. мышления

3 Критичн. мышления

Взаимосвязь коммуникативной толерантности с различными подструктурами личности у студентов: прямая корреляционная связь на однопроцентном уровне значимости;

------------ прямая корреляционная связь на пятипроцентном уровне значимости;

— — — — - обратная корреляционная связь на однопроцентном уровне значимости

Толерантная личность чаще всего обладает высоким уровнем интеллекта, реалистичным мышлением, высокой самооценкой. Для нее характерным является осознанное следование общепринятым нормам и правилам поведения, высокая степень активности в социальных контактах, общительность, открытость, доминирование установок доверия к людям. Обратная корреляция с фактором «Дипломатичность» свидетельствует о прямолинейности, естественности, непосредственности поведения в ситуации общения. Высокий уровень коммуникативной толерантности связан с эмоциональной зрелостью, эмоциональной устойчивостью личности, возможно даже некоторой излишней удовлетворенностью, спокойствием и низкой мотивацией, о чем может говорить обратная корреляционная связь с фактором «Напряженность».

Основываясь на полученных результатах исследования, можно сделать следующие выводы. Выполняя функцию регуляции системы отношений на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне, коммуникативная толерантность опирается на

целый комплекс свойств эмоционально-волевой, коммуникативной, интеллектуальной сфер личности, а также самосознания. Выявленные особенности интеллектуальной сферы, мы полагаем, обеспечивают специфику оценивания партнера в ситуации общения, коммуникативные свойства и особенности самосознания обуславливают характер социальных установок по отношению к участникам взаимодействия, эмоционально-волевые качества — реакции на поведенческом уровне.

1. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А.Бодалёва. М.-Воронеж, 2004. 400 с.

2. Декларация принципов толерантности // Век толерантности. Науч.-публицист. вестн. М.: МГУ, 2001. №1-2 // www.tolerance.ru/p-mag-last.shtml

3. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Там же.

4. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и

на других. М., 1996. С. 200-217.

5. Воробьева И.В. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ека-

теринбург, 2006. 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.