Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ КАТЕГОРИЙ «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА» И «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ КАТЕГОРИЙ «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА» И «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
«ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА» / «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» / «ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ» / «НОРМАТИВНОЕ И НЕНОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА» / «МЕРЫ ОПТИМИЗАЦИИ СОСУЩЕСТВОВАНИЯ КАТЕГОРИЙ «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» И «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цветикова Т.В., Оксамытный В.В.

«Экология души» как категория окружающей действительности представляет собой высокую степень духовного развития конкретной личности. Это состояние подразумевает следование человеком в конкретных ситуациях законам нравственности, которые подразумевают нахождение его в согласии с самим собой и окружающим социумом. При этом любые поведенческие реакции индивида трудно представить себе без определенного отношения его к правовой культуре и нормам законов, действующих на определенных территориях в ограниченное время. Конечно, душевные ресурсы личности могут быть несоизмеримо шире рамок нормативного регулирования, но они не могут полностью игнорировать положения законов и подзаконных актов окружающей среды, что ассоциируется с правовым нигилизмом, прямо отрицающим не только какую - либо регламентацию повседневной жизни как отдельной личности, так и целых государств и общественных объединений; зачастую поощряющего совершение поступков асоциального и антисоциального характера. В этой ситуации важно найти точки соприкосновения двух этих категорий как социально значимых и постараться реализовывать этот союз на практике в различных сферах существования общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF THE CATEGORIES "LEGAL CULTURE" AND "ECOLOGY OF THE SOUL" IN THEORY AND PRACTICE

The "ecology of the soul" as a category of the surrounding reality represents a high degree of spiritual development of a particular person. This state implies that a person follows the laws of morality in specific situations, which imply finding him in harmony with himself and the surrounding society. At the same time, it is difficult to imagine any behavioral reactions of an individual without a certain attitude to his legal culture and the norms of laws in force in certain territories for a limited time. Of course, the mental resources of an individual may be disproportionately wider than the framework of regulatory regulation, but they cannot completely ignore the provisions of laws and regulations of the environment, which is associated with legal nihilism, which directly denies not only any regulation of the daily life of both an individual and entire states and public associations; often encouraging the commission of antisocial acts and of an antisocial nature. In this situation, it is important to find common ground between these two categories as socially significant and try to implement this union in practice in various spheres of society and the state.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ КАТЕГОРИЙ «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА» И «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ»

Взаимосвязь категорий «Правовая культура» и «Экология души» в теории и практике

Цветикова Татьяна Викторовна

аспирант, ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского», tatyna.76@inbox.ru

Оксамытный Виталий Васильевич

д.ю.н., профессор, Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, Oxamytnya@mail.ru

«Экология души» как категория окружающей действительности представляет собой высокую степень духовного развития конкретной личности. Это состояние подразумевает следование человеком в конкретных ситуациях законам нравственности, которые подразумевают нахождение его в согласии с самим собой и окружающим социумом. При этом любые поведенческие реакции индивида трудно представить себе без определенного отношения его к правовой культуре и нормам законов, действующих на определенных территориях в ограниченное время. Конечно, душевные ресурсы личности могут быть несоизмеримо шире рамок нормативного регулирования, но они не могут полностью игнорировать положения законов и подзаконных актов окружающей среды, что ассоциируется с правовым нигилизмом, прямо отрицающим не только какую - либо регламентацию повседневной жизни как отдельной личности, так и целых государств и общественных объединений; зачастую поощряющего совершение поступков асоциального и антисоциального характера.

В этой ситуации важно найти точки соприкосновения двух этих категорий как социально значимых и постараться реализовы-вать этот союз на практике в различных сферах существования общества и государства.

Ключевые слова: «правовая культура»; «экология души»; «правовой нигилизм»; «нормативное и ненормативное регулирование жизнедеятельности общества и государства»; «меры оптимизации сосуществования категорий «экология души» и «правовая культура»».

см

сч

о

сч

*

01

2

36

Введение

В настоящее время категория «правовая культура» заметно расширяет свои границы применения, как в теоретическом, так и в практическом планах. Одним из аспектов этих преобразований является рассмотрение ее взаимосвязи с таким понятием как «экология души», которая ассоциируется с моральными устоями и нравственностью индивида.

Актуальность проблемы связана с вопросом установления границ регулирования окружающей действительности как посредством правил обще-жительства, так и через положения нормативно-правовых актов.

Целью исследования является представление оптимального сценария регулирования поведения людей через воздействие на их внутренний мир нормами права. Она реализуется посредством решения следующих гносеологических задач: а) раскрытие сущности понятий «правовая культура» и «экология души»; б) рассмотрение областей и степени пересечения двух этих категорий в теории и на практике; в) подготовка рекомендаций по оптимизации взаимодействия правовой культуры и внутреннего мира каждого человека в повседневной жизни.

В данной публикации имеет место двойной объект исследования - категории «экология души» и «правовая культура». Предметом изучения выступает оценка степени сочетаемости двух этих понятий в теоретическом плане и при решении конкретных жизненных ситуаций.

Нормативно-правовая база представляет собой набор общих положений источников законодательства Российской Федерации и зарубежных стран, относящихся к разным сферам регулирования.

Что касается историографии, представленной в публикации, то она включает следующие работы: статьи А.В. Ураковой «Некоторые аспекты формирования эколого-правовой культуры личности»; Ивентьева С.И. «Экологическая культура с точки зрения прав души и духа человека» и т.д..

Методологическая база представленного исследования включает в себя анализ, синтез, сравнения, обобщения, проектирование.

Начать рассмотрение поставленной проблемы целесообразно с определения основных понятий, к которым относятся «правовая культура» и «экология души». Что касается первого термина, то под ним подразумевают общий уровень знаний и отношение отдельных лиц и их сообществ к значимости правового регулирования в реальной действительности. В реальных условиях правовая культура

находит свое отражение в общении, трудовой и иной деятельности субъектов правоотношений. [1]

Экология души связана в большей степени с моральным обликом конкретных индивидов и определяет уровень их воспитания и образования. В данном контексте можно сопоставить ее с нравственностью личности. [2]

Из приведенных пояснений можно заключить, что есть области правового регулирования, которые согласуются с формированием внутреннего мира каждого человека, но отдельные аспекты находятся только в области действия либо нормативной регламентации, либо в области нравственного совершенствования.

Исследователи указанной проблемы видят процесс складывания экологии души через воспитание и формирование правосознания личности. Он охватывает периоды от раннего детства до глубокой старости каждого человека, т.к. образование и приобщение человека к общепринятым ценностям претерпевают изменения в течение всей его жизни. Так, если обратиться к религиозной традиции, то можно отметить, что раскаяние человека может произойти уже на пороге смерти; тем не менее, этот шаг дает ему внутреннее успокоение перед переходом в небытие.

Прежде всего, экология души связывается специалистами с отношением субъекта с окружающей природой, которая обеспечивает ему условия выживания. Но если в первобытном состоянии для человеческого существа взаимодействия с природой были основой его мироздания, то в настоящее время произошло существенное расширение областей построения контактов каждой личностью. Теперь зрелость общественных отношений затрагивает такие сферы, как экономику, социальную среду, международные взаимодействия и т.д..

Для того, чтобы построить гармоничный мир, необходимо свои интересы соотносить с потребностями других людей. Это выражается в процессе социализации личности, главенствующую роль в котором играет семья. Именно этот социальный институт закладывает у ребенка основы физического, трудового и нравственного воспитания.

В более зрелом возрасте индивида следует знакомить с основами различных законодательных систем: Конституцией, правовыми актами, регулирующими трудовые, гражданские, уголовные и иные взаимодействия. При этом, делая упор на необходимости сохранения окружающей природной среды, следует разъяснять, что аномалии в ее структуре зачастую приводят к серьезным отклонениям в физическом и психическом здоровье тех или иных лиц. Это, в свою очередь, может проявляться в неадекватных поведенческих реакциях, ассоциируемых, в том числе с асоциальными поступками и преступными посягательствами.

При том, что в Конституции Российской Федерации закреплено положение об обязанности каждого гражданина сохранять природу и бережно относиться к ее богатствам [3, ст. 58], только 38% опрошенных респондентов заявили, что стараются что-

либо делать для обеспечения качественной природной среды; 49% при этом отметили, что никоим образом не проявляют себя в этой области. [4, с. 200 - 206].

Помимо конституционных норм, регулированием внутреннего мира человека занимаются и отраслевые нормативно-правовые акты. В частности, это отражается в статьях, посвященных принципам действия законодательных положений. Так, в гражданском законодательстве РФ моральная составляющая особенно ярко представлена в статье, посвященной основным началам соответствующей правовой системы. К ним относятся неприкосновенность собственности, свобода любых договорных отношений (кроме ограничений нормативного характера), недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела без достаточных на то оснований, обеспечение государством в лице уполномоченных органов беспрепятственного осуществления субъектами прав их интересов, осуществление при необходимости восстановления нарушенных прав, включая судебную защиту. Из вышеперечисленных положений можно заключить, что никто не может посягать на имущественные или личные неимущественные свободы кого - либо, если нет весомых причин для подобных действий. [5, ст. 1].

Нравственный элемент в уголовном законодательстве государства связан с закреплением таких принципов, как законность; равенство граждан перед законом;виновность лиц, привлеченных к юридической ответственности соответствующего вида; справедливость и гуманизм. [6, ст. 3 - 7]. В совокупности все перечисленные постулаты означают, что к юридической, в частности, к уголовной ответственности, может быть привлечено только лицо, виновное в совершении конкретного преступного посягательства. При этом выбор меры пресечения выбирается с учетом общественной опасности и тяжести наступивших последствий. Наказание должно по своему назначению преследовать целью исправление человека, совершившего противоправное деяние и предупреждение с его стороны в будущем подобные эксцессы, но никоим образом не допускать унижения его человеческого достоинства.

Обратимся также к процессуальному законодательству, например, к особенностям регламентации рассмотрения дел в рамках гражданского производства. Поскольку на первое место в рамках его осуществления ставится объективное рассмотрение спорной ситуации и восстановление нарушенных или оспариваемых прав, то ключевыми принципами здесь закрепляются собственно право на обращение в суд, необходимость возбуждения процесса при достаточных основаниях, исключительность статуса судебной власти при разрешении любых спорных коллизий, обеспечение равенства всех сторон перед законом и судом, установление на законодательном уровне разумных сроков не только производства дел, но и исполнения решений по ним. При этом судебная коллегия определяет состав суда при рассмотрении конкретного случая

и

и *

о х

а

а

и о т

V

сч сч о сч

(единолично или коллегиально). Устанавливается независимость судей.

Для обеспечение единообразия прохождения судебных заседаний на территории Российской Федерации закрепляется их проведение только на государственном языке. Если кто-либо из участников разбирательства не владеет им или является глухонемым, то в процесс привлекают переводчика или сурдопереводчика, которые предварительно предупреждаются об ответственности за дачу недостоверного перевода своему подопечному.

Как правило, судебные заседания проводятся в открытом и гласном режиме, если нет исключений, предусмотренных соответствующими нормативно-правовыми актами, в частности, если в заседании участвует несовершеннолетний ребенок вместе со своим представителем.

Сама процедура рассмотрения спорной ситуации судом предполагает состязательность и равноправие сторон, что предполагает юридическую возможность для каждой стороны в споре представлять доказательства своих требований или возражения на них со ссылками на соответствующие статьи законов.

Решения и иные документы, принимаемые в судебной инстанции по итогам рассмотрения ими конкретного дела, являются обязательными к исполнению всеми субъектами, которых они касаются. [7, ст. 3- 10; 12-13].

Определенные нюансы нравственного свойства имеются в уголовном процессуальном законодательстве РФ. В частности, имеет место неприкосновенность личности, согласно которой ни один человек не может быть осужден иначе, как по приговору суда. До вынесения судебного решения подозреваемое лицо может быть задержано не более чем на 48 часов.

Если выясниться, что лицо было незаконно помещено под стражу или в специализированное медицинское учреждение, то оно должно быть немедленно освобождено после установления соответствующего факта.

Проведения обысков и выемки по месту жительства подозреваемого возможно только при предъявлении уполномоченным лицом соответствующих документов, содержание которых основано на судебных решениях.

Ограничение лица на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфный и иных сообщений устанавливается только решением суда. В том же порядке производится арест почтовых и телеграфных отправлений, их выемка в учреждениях почты, контроль и запись телефонных и иных переговоров, получение информации о соединениях между абонентами.

Никто не может быть осужден иначе, как по приговору суда. Бремя доказывания обвинения и опровержение доводов в защиту обвиняемого лежит на стороне обвинения.

Обвиняемый или подозреваемый могут осуществлять свою защиту лично или через представителя. Все представленные по делу доказатель-

ства оцениваются судьей, присяжными заседателями, прокурором, следователем, дознавателем по своему внутреннему убеждению. При этом никакое доказательство до проведения судебного следствия не может обладать установленной юридической силой.

Любые действия и решения судебных и следственных структур могут быть обжалованы в установленном действующим законом порядке; при этом подсудимому предоставляется возможность пересмотра решения по его делу вышестоящей инстанцией.

В то же время потерпевший также обладает рядом прав в рамках осуществления уголовного судопроизводства, в частности, он может участвовать в уголовном преследовании подозреваемого субъекта. [8, ст. 10-14; 16 - 19; 22].

В уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации для упорядочения отношений осужденных с представителями администрации пенитенциарных учреждений закрепляются права и обязанности сторон, что преследует целью недопущения произвола со стороны каждой из них. [9, ст. 10-12; гл.3: ст. 16-24].

В западной правовой традиции нравственные нормы максимально стараются закрепить в нормативных источниках. Так, Всеобщая декларация прав человека указывает, что все люди рождаются свободными и равными в своих правах. При этом любой человек должен действовать со своими родными, близкими, партнерами, исходя из соображений братства.

Права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность по своей сути относятся к естественным свободам и лишь законодательно подтверждаются. Это положение предполагает, во-первых, установление запрета на рабство или иной вид порабощения одних индивидов другими; во-вторых, не допускается применение пыток или иных форм насилия к кому-либо, включая осужденных и подозреваемы в совершении преступных деяний; в-третьих, если права человека нарушаются, то они должны быть восстановлены компетентными национальными органами на основе действующего законодательства. Устанавливаются запреты на произвольные аресты, задержания или выдворения с территории какого-либо государства без достаточных на то оснований.

Помимо личных прав, каждый человек в рамках западной правовой традиции, как англо-американского, так и континентального образцов, обладает набором социально-экономических и политических свобод.

Весь набор прав и свобод человека в рамках западного законодательства максимально ассоциируется с естественным положением индивида, что максимально приближает положения закона к моральным установкам, а правовая культура в большей степени ассоциируется с позывами экологии души, чем это можно увидеть в российской традиции, где есть грань между нормами нравственности и статьями источников права.

Еще одна уникальная точка зрения предусматривает рассмотрение термина «экология души» в сочетании с религией, философией и культурой в целом. [10, с. 354-356]. Подобный подход рассматривает окружающую действительность как творение Бога. При этом природная среда оказывает влияние на складывание на определенных территориях этносов и иных национальных общностей людей, объединенных, прежде всего общностью культурных ценностей, что отражается и на правовой системе. В этом ключе исключительную юридическую силу приобретают тексты религиозного содержания: «Библия» (у иудеев); «Ригведы», регламентирующие жизнь индусских племен; «Авеста» (у иранцев); «Велесова Книга» (славянских племен) и т.д. Во всех приведенных примерах экология души связывается с религиозной традицией и возведена в абсолют в сравнении с правовой культурой, которая представляется в данном контексте разновидностью общекультурных ценностей.

В целом же более широкий подход к реализации сущности экологии души через правовую культуру предполагает взаимодействие людей в обществе и государстве, согласно принципам взаимоуважения, личностного развития, а не только сохранения физического здоровья. [11,С. 111-116 ]. Экологическая культура при этом связывается с творческой деятельностью человека в процессе познания природы, которая ассоциируется с самореализацией личности, которая носит продуктивный характер в динамически развивающимся мире. Следовательно, любые изобретения индивида должны преследовать целью сохранение и обогащение окружающей среды, а не нанесение ей непоправимого ущерба. Причем последнее касается не только элементов собственно природы, но и социальных взаимодействий людей друг с другом.

Экология души по своей сути отражает путь индивида от религиозного понимания норм общежития до их нормативного закрепления.

Помимо воспитательного воздействия в семье, образовательных или трудовых коллективах, в последнее время на правовую культуру личности и экологию души, оказывают средства массовой информации. Как отмечают специалисты, в основном подобное влияние носит негативный оттенок, поскольку многие художественные фильмы и документальные передачи демонстрирую образцы антиобщественного поведения, которое заключается в пропаганде эгоизма, жажды легкой наживы; сюжеты изобилуют также роликами о наркомании, проституции, беспризорности и других пороках человечества в современном мире. [12, с. 321-323].

Вывод. Таким образом, можно отметить, что в современном мире, как в отечественной, так и в западной традициях понятие «экология души» все больше выходит за рамки чисто природоохранной трактовки и подразумевает не только нравственный облик отдельных индивидов или группы лиц, но также и совершенствование нормативных актов разных уровней, в которых отражается правовая

культура, устанавливающая взаимодействия между людьми в конкретных ситуациях.

Для оптимизации этих контактов необходимо, чтобы каждый человек относился уважительно к другим людям, если он хочет получить расположение к себе. В этом заключается родство понятий «экология души» и «правовая культура», которое подразумевает максимальное сближение норм законодательства с моральными устоями.

Причем подобный принцип должен действовать не только в бытовых условиях, но и практиковаться юристами и правоохранительными структурами при выявлении правонарушений и наказании виновных лиц, когда никто не может быть привлечен к ответственности иначе как по решению компетентных органов, а тяжесть наказания может определяться только общественной опасностью и наступившими последствиями, а не какими - либо иными критериями, не относящимися к судебной системе.

Что касается формирования экологии души у подрастающего поколения, то здесь необходимо установить, помимо контроля за семьями, ведущими аморальный образ жизни, повышенную цензуру за печатными и электронными изданиями, которые действительно будут стимулировать у молодежи положительные черты характера, которые связан с уважительным отношением не только к своим сверстникам, но и представителям старшего возраста (родителям, преподавателям, наставникам на производстве, пожилым гражданам).

Литература

1. «Правовая культура - Википедия». // [Электронный ресурс]: URL: ru.wikipedia.org (Дата обращения: 10.10.2022г.);

2. «Несколько слов об экологии души».// [Электронный ресурс]: URL: monastery.ru (Дата обращения: 10.10.2022г.);

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020г.) - Ст. 58;

4. А.В. Уракова Некоторые аспекты формирования эколого-правовой культуры личности. // [Электронный ресурс]: URL: cyberleninka.ru (Дата обращения: 10.10.2022г.);

5. Гражданский кодекс РФ (часть I) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022г. № 20-ФЗ). - Ст. 1;

6. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996г. № 63-Ф3 (ред. от 24.09.2022г. ). - Ст. 3-7;

7. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002г. № 138 - ФЗ (ред. от 14.07.2022г. ).- Ст. 3-10; 12-13;

8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 3 18.12.2001г. № 174-ФЗ (ред. от 24.09.2022г.). - Ст. к 10-14; 16-19; 22; О

9. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от U 08.01.1997г. № 1- ФЗ (ред. от 11.06.2022г.). - Ст. 10- В 12; гл.3: ст. 16-24; s

10. И.А. Жерносенко, Д.И. Мамыев. Феномен «экология души» через призму религии, философии и культуры.// «Мир науки, культуры, образования», № 3 (40), 2013. - С. 354 - 356;

11. Ивентьев С.И. Экологическая культура с точки зрения прав души и духа человека. // «Социально-инновационные практики развития экологической культуры российского обществам/Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Нижнекамск, 21.09.2018. - Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2018. - С. 111-116;

12. Г.В. Марченко Экология души человека и средства массовой информации.//[Электронный ресурс]: URL: cyberleninka.ru (Дата обращения: 10.10.2022г.).

The relationship of the categories "Legal culture" and "Ecology of the

soul" in theory and practice Tsvetikova T.V., Oxamytny V.V.

Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, Institute of

International Law and Economics named after A.S. Griboyedov The "ecology of the soul" as a category of the surrounding reality represents a high degree of spiritual development of a particular person. This state implies that a person follows the laws of morality in specific situations, which imply finding him in harmony with himself and the surrounding society. At the same time, it is difficult to imagine any behavioral reactions of an individual without a certain attitude to his legal culture and the norms of laws in force in certain territories for a limited time. Of course, the mental resources of an individual may be disproportionately wider than the framework of regulatory regulation, but they cannot completely ignore the provisions of laws and regulations of the environment, which is associated with legal nihilism, which directly denies not only any regulation of the daily life of both an individual and entire states and public associations; often encouraging the commission of antisocial acts and of an antisocial nature. In this situation, it is important to find common ground between these two categories as socially significant and try to implement this union in practice in various spheres of society and the state. Keywords: "legal culture"; "ecology of the soul"; "legal nihilism"; "normative and non-normative regulation of the life of society and the state"; "measures to optimize the coexistence of the categories "ecology of the soul" and "legal culture""

References

1. "Legal culture - Wikipedia". // [Electronic resource]: URL: ru.wikipedia.org

(Date of application: 10.10.2022);

2. "A few words about the ecology of the soul."// [Electronic resource]: URL:

monastery.ru (Date of application: 10.10.2022);

3. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on

12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) - Article 58;

4. A.V. Urakova Some aspects of the formation of the ecological and legal

culture of the individual. // [Electronic resource]: URL: cyberleninka.ru (Date of application: 10.10.2022);

5. The Civil Code of the Russian Federation (Part I) of 30.11.1994 No. 51-FZ

(ed. of 25.02.2022 No. 20- FZ). - Article 1;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. The Criminal Code of the Russian Federation No. 63-FZ of 13.06.1996 (ed.

from 09/24/2022 ). - Articles 3-7;

7. The Civil Procedure Code of the Russian Federation No. 138 - FZ dated

14.11.2002 (as amended on 14.07.2022).- Articles 3-10; 12-13;

8. Criminal Procedure Code of the Russian Federation No. 174-FZ dated

18.12.2001 (as amended on 24.09.2022). - Articles 10-14; 16-19; 22;

9. The Criminal Executive Code of the Russian Federation No. 1- FZ dated

08.01.1997 (as amended on 11.06.2022). - Articles 10-12; Chapter 3: Articles 16-24;

10. I.A. Zhernosenko, D.I. Mamyev. The phenomenon of "ecology of the soul" through the prism of religion, philosophy and culture.// "The world of science, culture, education", № 3 (40), 2013. - Pp. 354 - 356;

11. Iventiev S.I. Ecological culture from the point of view of the rights of the human soul and spirit. // "Socio-innovative practices of the development of ecological culture of Russian society"//Materials of the All-Russian Scientific and practical Conference, Nizhnekamsk, 21.09.2018. - Kazan: Publishing House "Cognition" of Kazan Innovation University, 2018. - pp. 111-116;

12. G.V. Marchenko Ecology of the human soul and mass media.//[Electronic

resource]: URL: cyberleninka.ru (Date of application: 10.10.2022).

СЧ СЧ

о

сч

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.