Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ 11 -12 ЛЕТ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ 11 -12 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
71
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС ГТО / ПОДРОСТКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Амбарцумян Наталья Александровна, Аршинник Сергей Павлович, Гилдаш Мария Владимировна, Горенюк Ирина Станиславовна, Пушкарный Михаил Юрьевич

Анализ литературы свидетельствует о том, что в настоящее время комплекс ГТО стал моделью физической подготовки и подготовленности граждан нашей страны. Помимо тестов и нормативов в Комплексе представлены рекомендации к двигательной активности участников разного возраста. Однако специалисты считают, что данные рекомендации недостаточно объективно отражают необходимый объем двигательной активности. В этой связи представляется актуальным проведение исследования, направленного на выявление зависимости качества выполнения нормативов ВФСК ГТО от уровня физической активности. Цель исследования - определение взаимосвязи между уровнем физической активности детей среднего школьного возраста и степени их готовности к выполнению отдельных нормативов и нормативных требований комплекса ГТО. Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, педагогическое тестирование, шагометрия, математическая статистика. Результаты исследования и выводы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что доля подростков 11-12 лет обоего пола, способных выполнить нормативные требования комплекса ГТО III ступени составляет в среднем 20-23%; временные параметры регламентированной физической активности детей среднего школьного возраста, способных выполнить нормативные требования комплекса ГТО, составляют примерно 5 часов в неделю; выявлена статистически значимая положительная взаимосвязь между временными параметрами физической активности, количественными показателями двигательной активности подростков 11-12 лет с показателями их готовности выполнить нормативные требования, а также отдельных испытаний ВФСК ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Амбарцумян Наталья Александровна, Аршинник Сергей Павлович, Гилдаш Мария Владимировна, Горенюк Ирина Станиславовна, Пушкарный Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF THE QUALITY OF COMPLIANCE WITH THE STANDARDS OF THE VFSK RLD WITH THE INDICATORS OF PHYSICAL ACTIVITY OF ADOLESCENTS AGED 11 -12 YEARS

The analysis of literary sources indicates that at present the RLD complex has become a model of physical fitness and preparedness of citizens of our country. In addition to the tests and standards, the complex provides recommendations for the motor activity of participants of different ages. However, experts believe that these recommendations do not objectively reflect the required amount of motor activity. In this regard, it seems relevant to conduct a study aimed at identifying the dependence of the quality of compliance with the standards of the VFSK RLD on the level of physical activity. The purpose of the study is to determine the relationship between the level of physical activity of children of the secondary school age and the degree of their readiness to meet certain standards and regulatory requirements of the RLD complex. Research methods: analysis of scientific literature, questionnaires, pedagogical testing, pedometry, mathematical statistics. Research results and conclusions. The results obtained indicate that the proportion of adolescents aged 11 -12 years of both sexes who are able to fulfill the regulatory requirements of the RLD III stage complex is on average 20-23%; the time parameters of regulated physical activity of children of secondary school age who are able to meet the regulatory requirements of the Complex are approximately 5 hours per week; a statistically significant positive relationship between the time parameters of physical activity, quantitative indicators of motor activity of adolescents aged 11 -12 years with indicators of their readiness to meet regulatory requirements, as well as individual tests of the VFSK RLD was revealed.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ 11 -12 ЛЕТ»

6. Yadov, V.A. (2000), Strategy of sociological research: description, explanation, understanding of social reality, Dobrosvet, Moscow.

Контактная информация: aleksa.v19@gmail.com

Статья поступила в редакцию 13.12.2022

УДК 796.078

ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ 11-12 ЛЕТ

Наталья Александровна Амбарцумян, старший преподаватель, Сергей Павлович Аршинник, кандидат педагогических наук, доцент, Мария Владимировна Гилдаш, магистрант, Ирина Станиславовна Горенюк, учитель физической культуры, Михаил Юрьевич Пушкарный, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

Анализ литературы свидетельствует о том, что в настоящее время комплекс ГТО стал моделью физической подготовки и подготовленности граждан нашей страны. Помимо тестов и нормативов в Комплексе представлены рекомендации к двигательной активности участников разного возраста. Однако специалисты считают, что данные рекомендации недостаточно объективно отражают необходимый объем двигательной активности. В этой связи представляется актуальным проведение исследования, направленного на выявление зависимости качества выполнения нормативов ВФСК ГТО от уровня физической активности. Цель исследования - определение взаимосвязи между уровнем физической активности детей среднего школьного возраста и степени их готовности к выполнению отдельных нормативов и нормативных требований комплекса ГТО. Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, педагогическое тестирование, шагометрия, математическая статистика. Результаты исследования и выводы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что доля подростков 11-12 лет обоего пола, способных выполнить нормативные требования комплекса ГТО III ступени составляет в среднем 20-23%; временные параметры регламентированной физической активности детей среднего школьного возраста, способных выполнить нормативные требования комплекса ГТО, составляют примерно 5 часов в неделю; выявлена статистически значимая положительная взаимосвязь между временными параметрами физической активности, количественными показателями двигательной активности подростков 11-12 лет с показателями их готовности выполнить нормативные требования, а также отдельных испытаний ВФСК ГТО.

Ключевые слова: комплекс ГТО, подростки, физическая активность, двигательная активность, физическая подготовленность, нормативные требования, корреляционный анализ.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p24-31

CORELATION OF THE QUALITY OF COMPLIANCE WITH THE STANDARDS OF THE VFSK RLD WITH THE INDICATORS OF PHYSICAL ACTIVITY OF ADOLESCENTS AGED 11-12 YEARS

Natalia Aleksandrovna Ambartsumyan, the senior teacher Sergey Pavlovich Arshinnik, the

candidate of pedagogical sciences, docent, Maria Vladimirovna Gildash, the master's student, Irina Stanislavovna Gorenyuk, the physical education teacher; Mikhail Yuryevich Pushkarny,

the candidate ofpedagogical sciences, docent, Kuban State University of Physical Culture,

Sports and Tourism, Krasnodar

Abstract

The analysis of literary sources indicates that at present the RLD complex has become a model of physical fitness and preparedness of citizens of our country. In addition to the tests and standards, the

24

complex provides recommendations for the motor activity of participants of different ages. However, experts believe that these recommendations do not objectively reflect the required amount of motor activity. In this regard, it seems relevant to conduct a study aimed at identifying the dependence of the quality of compliance with the standards of the VFSK RLD on the level of physical activity. The purpose of the study is to determine the relationship between the level of physical activity of children of the secondary school age and the degree of their readiness to meet certain standards and regulatory requirements of the RLD complex. Research methods: analysis of scientific literature, questionnaires, pedagogical testing, pe-dometry, mathematical statistics. Research results and conclusions. The results obtained indicate that the proportion of adolescents aged 11-12 years of both sexes who are able to fulfill the regulatory requirements of the RLD III stage complex is on average 20-23%; the time parameters of regulated physical activity of children of secondary school age who are able to meet the regulatory requirements of the Complex are approximately 5 hours per week; a statistically significant positive relationship between the time parameters of physical activity, quantitative indicators of motor activity of adolescents aged 11 -12 years with indicators of their readiness to meet regulatory requirements, as well as individual tests of the VFSK RLD was revealed.

Keywords: RLD complex, adolescents, physical activity, motor activity, physical fitness, regulatory requirements, correlation analysis.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ данных научной литературы свидетельствует о необходимости обеспечения должного уровня двигательной (физической) активности детей и подростков, поскольку от этого во многом зависит их нормальное развитие и здоровье [7,9]. Анализ литературных данных также свидетельствует о том, что в последние годы вся деятельность, связанная с обеспечением должного уровня физической подготовленности граждан России, основывается на комплексе ГТО, его испытаниях и нормативных требованиях [1]. Таким образом, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» является своего рода моделью физической подготовки и подготовленности населения нашей страны [5], в котором, помимо прочего, предложены рекомендации к двигательной активности граждан разного возраста [8]. Вместе с тем исследователи сталкиваются с тем, что данные рекомендации не совсем точно отражают должный объем двигательной активности [3]. В этой связи актуальны исследования, направленные на выявление зависимости качества выполнения нормативов комплекса ГТО от уровня физической активности занимающихся.

В связи с вышеизложенным, целью настоящего исследования явилось определение взаимосвязи между уровнем физической и двигательной активности подростков и степени их готовности к выполнению отдельных нормативов и нормативных требований комплекса ГТО.

Достижение цели настоящей научной работы осуществлялось посредством решения следующих задач:

1. Определить временные и количественные параметры физической активности обучающихся среднего школьного возраста.

2. Выявить уровень готовности подростков обоего пола выполнить нормативные требования комплекса ГТО III ступени.

3. Установить наличие взаимосвязи между временными параметрами физической активности, количественными показателями двигательной активности подростков и степенью их готовности выполнить нормативы отдельных испытаний и нормативные требования ВФСК ГТО.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве основных методов научного исследования были использованы анализ научной литературы, анкетирование, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

В исследовании были задействованы обучающиеся 5-6 классов МБОУ СОШ № 11 п. Новотерский Минераловодского района Ставропольского края, имеющих различный двигательный режим. Общее число школьников, задействованных в исследовании, составило 60 человек (30 мальчиков и 30 девочек).

В настоящем исследовании был применен подход к определению объема физической активности детей среднего школьного возраста посредством их анкетного опроса с указанием времени непосредственных занятий физическими упражнениями на уроках физической культуры, в спортивных секциях, а также в рамках самостоятельных занятий (прежде всего, утренней зарядки).

Кроме того, для определения уровня двигательной активности обучающимися (недельного числа локомоций) применялся метод шагометрии.

Для решения поставленных задач нами также было проведено педагогическое тестирование обучающихся по тестам, соответствующим испытаниям комплекса ГТО III ступени: бег на 60 м, бег на 1500 м, наклон вперед из положения стоя на скамье, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подтягивание на высокой или низкой перекладине (обязательные испытания); челночный бег 3х10 м, прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лежа за 1 мин (испытания по выбору). Педагогическое тестирование проводилось в сентябре-октябре 2022 года (в начале 2022-2023 учебного года) и осуществлялось учителем физической культуры Горенюк И.С.

Полученные результаты сопоставлялись с нормативами действующего комплекса ГТО, при этом качество выполнения отдельных нормативов и нормативных требований в целом оценивалось в соответствии со следующей шкалой: золотой знак - 3 балла; серебряный - 2 балла; бронзовый - 1 балл; не выполнил(а) - 0 баллов.

С целью определения взаимосвязи параметров физической и двигательной активности, а также успешности выполнения нормативов комплекса ГТО был применен корреляционный анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Изучение данных научной литературы свидетельствует о том, что двигательная деятельность - исключительно важный показатель, обусловливающий нормальное физическое развитие и поддержание здоровья подрастающего поколения [7, 9]. При этом выделяют два весьма схожих, но, в то же время, нетождественных понятия: «двигательная активность» и «физическая активность».

Так, двигательная активность, по мнению специалистов [6] представляет собой сумму движений, выполняемых человеком в повседневной жизни. Второе понятие («физическая активность») по мнению В.К. Бальсевича [2], подразумевает «...деятельность индивидуума, направленную на достижение физических кондиций, необходимых и достаточных для достижения и поддержания высокого уровня здоровья, физического развития, физической подготовленности». То есть физическая активность - это форма двигательной активности, содержанием которой служат физические упражнения.

Для решения первой задачи исследования (для определения параметров физической активности) было использовано анкетирование учащихся 5-6-х классов. Кроме того, посредством использования метода шагометрии были выявлены количественные показатели двигательной активности учащихся. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Уровень физической (ФА) и двигательной активности (ДА) обучающихся подростков 11-12 лет_

Показатели Подростки мужского пола Подростки женского пола р

Показатели ФА (мин / нед) 210,3±27,17 193,8±27,75 >0,05

Показатели ДА (локомоций / нед) 49558,6±323,0 46992,6±339,0 <0,001

В результате анкетного опроса было установлено, что у мальчиков двигательный режим, связанный с организованными занятиями физическими упражнениями, составляет в среднем 210 минут в неделю (3,5 астрономических часа). У девочек этот показатель оказался несколько ниже и составил примерно 194 минуты в неделю (немногим более 3-х часов), что в среднем на 16 минут меньше сверстников мужского пола.

Анализ показателей двигательной активности свидетельствует, что у подростков мужского пола ее недельный режим составил около 50 тыс. шагов (7080 шагов в день). У подростков женского пола этот показатель оказался статистически значимо меньше (при р<0,001), чем у сверстников-мальчиков (47 тыс. шагов или 6700 движений в день). Несмотря на это, подростки обоего пола практически одинаково (и, к сожалению, на недостаточном уровне) справляются с нормативными требованиями комплекса ГТО III ступени (рисунок).

25%

20%

23,3%

20,0%

13 3%

10,0%

10,0% 10,0%

5% 0%

0,0% 0,0%

Всего выполннивших требования ГТО

На золотой знак На серебряный знак

■ мальчики ■девочки

На бронзовый знак

Рисунок - Доля подростков мужского и женского пола 11-12 лет, способных выполнить нормативные требования комплекса ГТО III ступени

Анализ полученных результатов свидетельствует, что доля подростков обоего пола, способных выполнить нормативные требования на бронзовый и серебряный знаки отличия ГТО, примерно одинакова и составляет по каждому знаку от 10 до 13 % (всего 21,7±5,32 %). К сожалению, как у мальчиков, так и у девочек отсутствуют лица, которые в начале учебного года способны выполнить нормативные требования комплекса ГТО на золотой знак отличия, что характеризует имеющуюся систему физического воспитания, как недостаточно эффективную, требующую внесения определенных коррективов.

Между тем стоит отметить, что проведенный анализ взаимосвязи между уровнем физической и двигательной активности показывает, что эта связь статистически достоверна (коэффициент корреляции у девочек соответствует 0,51, а у мальчиков 0,70 при p<0,01, теснота взаимосвязи «средняя»). Таким образом, можно констатировать, что сравниваемые величины имеют существенное взаимовлияние, поскольку общий уровень двигательной активности во многом зависит от временных параметров организованной физической активности в форме уроков физической культуры, занятий в спортивных секциях и т. п.

Сравнение объемов физической и двигательной активности обучающихся, выполнивших и не выполнивших нормативные требования комплекса ГТО свидетельствует об определенных особенностях (таблица 2).

Так, объем временных параметров физической активности подростков обоего пола статистически значимо выше у тех, кто успешно выполнил нормативные требования комплекса ГТО. Данные результаты подтверждают выводы аналогичного исследования, проведенного нами ранее на контингенте младших школьников [4]. При этом временные параметры выполнивших нормативные требования ВФСК ГТО, как у мальчиков, так и у

девочек примерно одинаковы и составляют, в среднем, около 5-ти часов в неделю. Таблица 2 - Объем физической активности подростков 11-12 лет, выполнивших и не выполнивших нормативные требования комплекса ВФСК ГТО на знак отличия_

Гендерный состав Выполнили нормативные требования ВФСК ГТО на знак отличия Не выполнили нормативные требования ВФСК ГТО на знак отличия Р

Уровень физической активности (мин/неделю)

Мальчики 293,0±34,04 169,0±19,95 <0,01

Девочки 298,3±48,13 167,7±18,67 <0,05

Уровень двигательной активности (шаг/неделю)

Мальчики 50408±382,9 49134±266,0 >0,05

Девочки 49276±347,7 46421±248,8 <0,001

Исследование показывает, что количественные показатели двигательной активности мальчиков, выполняющих и не выполняющих нормативы ГТО, статистически значимо не отличаются, тогда как у девочек они существенно (на уровне третьего порога доверительной вероятности) различаются. В этой связи можно констатировать, что у мальчиков более выражен компонент регламентированной физической активности, тогда как у девочек - общей двигательной активности.

Следующим этапом исследования явилось определение взаимосвязи между временными параметрами организованной физической активности подростков, а также показателями естественной двигательной активности школьников и уровнем их готовности к выполнению нормативных требований комплекса ГТО соответствующей возрастной (III) ступени (качество его выполнения). В частности, посредством использования корреляционного анализа были проведены расчеты коэффициентов корреляции при сопоставлении параметров физической и двигательной активности с показателями готовности школьников средних классов к выполнению требований комплекса ГТО. Полученные коэффициенты представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Взаимосвязь между временными параметрами физической активности, количественными показателями двигательной активности подростков 11-12 лет с качеством выполнения нормативных требований ГТО_

Показатели Качество выполнения нормативных требований ВФСК ГТО мальчиков (г; р) Качество выполнения нормативных требований ВФСК ГТО девочек (г; р)

Физическая активность, минут в неделю 0,37; <0,05 0,47; <0,01

Двигательная активность шагов в неделю 0,42; <0,05 0,69; <0,01

Анализ полученных коэффициентов корреляции указывает на наличие достоверной взаимосвязи между объемом физической и двигательной активности и качеством выполнения нормативных требований ВФСК ГТО, что, казалось бы, очевидно. Однако данная взаимосвязь находится в диапазоне от «слабой» до «средней», что ограничивает вероятность машинального улучшения качества выполнения испытаний ГТО от повышения двигательной активности подростков.

Далее, посредством использования корреляционного анализа также были произведены расчеты коэффициентов корреляции при сопоставлении временных параметров физической активности, количественных параметров двигательной активности с уровнем готовности подростков к выполнению отдельных испытаний ВФСК ГТО. Полученные коэффициенты корреляции, иллюстрирующие наличие взаимосвязи между физической активностью и результатами отдельных видов испытаний комплекса ГТО представлены в таблице 4.

Полученные результаты свидетельствует о том, что регламентированная физическая активность в большинстве случаев (особенно у мальчиков) положительно и достоверно влияет на уровень готовности подростков к выполнению отдельных испытаний ВФСК ГТО. Другими словами, чем выше объем специально организованной двигатель-

ной активности (физической активности), тем больше вероятность выполнения обучающимся отдельных нормативов ВФСК ГТО III ступени. В то же время, не все коррелируемые показатели у них взаимосвязаны на статистически значимом уровне. К примеру, у мальчиков на недостоверном уровне взаимосвязаны показатели физической активности и показателей теста для оценки скоростно-силовых способностей мышц нижних конечностей (при выполнении прыжка в длину с места). У девочек это относится к параметрам выносливости (бег на 1500 м) и силовых показателей мышц верхнего плечевого пояса (подтягивание из виса на низкой перекладине). Кроме того, у подростков обоего пола отсутствует достоверная взаимосвязь между регламентированной физической активностью и параметрами гибкости. По всей видимости, испытуемые школьники преимущественно занимаются теми видами спорта, которые не оказывают значимого влияния на указанные физические способности.

Таблица 4 - Взаимосвязь (г) между временными параметрами физической активности подростков с показателями их готовности выполнить отдельные испытания комплекса ГТО

Гендер-ный состав Бег 60 м Челночный бег 3х10м Бег 1,5 км Прыжок в длину с места Наклон вперед из полож. стоя Сгибание разгибание рук Подтягивание Поднимание туловища

Мальчики 0,36 0,37 0,43 0,30 0,06 0,34 0,35 0,36

Девочки 0,35 0,45 0,01 0,35 0,30 0,50 0,19 0,36

Примечание - здесь и ниже жирным шрифтом выделены статистически значимые коэс )фициенты корреляции.

Определение взаимосвязи между уровнем двигательной активности по данным шагометрии с качеством выполнения отдельных испытаний комплекса ГТО также свидетельствует о наличии взаимосвязи. При этом данная взаимосвязь более характерна для девочек, нежели мальчиков. В частности, если у девочек выявлено 6 достоверных связей из 7-ми, то у мальчиков - лишь 3 статистически значимых показателя (таблица 5).

Таблица 5 - Взаимосвязь (г) между количественными параметрами двигательной активности подростков и показателями их готовности выполнить отдельные испытания комплекса ГТО

Гендер-ный состав Бег 60 м Челночный бег 3х10м Бег 1,5 км Прыжок в длину с места Наклон вперед из положения стоя Сгибание разгибание рук Подтягивание Поднимание туловища

Мальчики 0,24 0,36 0,42 0,22 0,08 0,20 0,15 0,41

Девочки 0,46 0,65 0,44 0,46 0,22 0,39 0,35 0,45

Полученные результаты, свидетельствуют, во-первых, о позитивном влиянии двигательной (физической) активности (в том числе и «спонтанной») на готовность подростков выполнить нормативы комплекса ГТО; во-вторых, о том, что повышенный двигательный режим еще не гарантирует достижение обучающимися необходимого уровня готовности выполнить нормативные требования комплекса ГТО; в-третьих, о наличии гендерных особенностей рассматриваемых взаимосвязей.

Проведенный анализ свидетельствует о необходимости продолжении исследований в данном направлении для уточнения целевых параметров двигательной и физической активности детей и подростков для их целенаправленной подготовки к испытаниям ВФСК ГТО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

- доля подростков 11-12 лет обоего пола, способных выполнить нормативные требования ВФСК ГТО III ступени, недостаточная и составляет в среднем 20-23%;

29

- временные параметры регламентированной физической активности подростков, способных выполнить нормативы комплекса ГТО, составляют, в среднем, 5 часов в неделю;

- установлена статистически значимая положительная взаимосвязь между временными параметрами физической активности, количественными показателями двигательной активности подростков 11-12 лет с показателями их готовности выполнить нормативные требования комплекса ГТО;

- объем физической и двигательной активности оказывает положительное влияние на уровень готовности подростков к выполнению некоторых испытаний ВФСК ГТО, при этом в рассматриваемых взаимосвязях наблюдаются половые различия.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Аршинник С.П. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» как стандарт физической подготовленности населения России / С.П. Аршинник // Инте-гративные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Краснодар, 2016. - С. 7-13.

2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - Москва : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

3. Васенин Г. А. Параметры недельного двигательного режима учащихся, готовящихся к сдаче норм ГТО III-IV ступени / Г.А. Васенин, Г.Н. Германов, И. В. Машошина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 26-31.

4. Взаимосвязь степени готовности к выполнению нормативных требований ВФСК ГТО и уровня физической активности младших школьников / С П. Аршинник, Л.М. Алдарова, Н.А. Ам-барцумян, Е.Г. Костенко, В.И. Тхорев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2022. - № 6 (208). - С. 36-42.

5. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»: история, теория, практика: учебное пособие / Авт. - сост. С.П. Аршинник, В.И. Тхорев, М.С. Шубин. -Краснодар, 2021. - 184 с.

6. Караулова Л.К. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л.К. Караулова, Н.А. Красноперова, М.М. Расулов. - Москва : Академия, 2012. - 304 с.

7. К вопросу о состоянии двигательной активности детей школьного возраста / Н.А. Ам-барцумян, С.П. Аршинник, А.Л. Каракулин, М.В. Максименко, В.И. Тхорев // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - Т. 22, - 2020.- С. 12-17.

8. Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) : Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12 февраля 2019 года № 90 // ГТО.РУ : [сайт]. -URL:https://www.gto.ru/files/uploads/documents/5c8a217b493d3.pdf (дата обращения 01.12.2022).

9. Седых Н.В. Возможности повышения двигательной активности школьников 10 -12-ти лет / Н.В. Седых, О.В. Виноградская, Т.Н. Пимонова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2018. - № 1 (23). - С. 51-56.

REFERENCES

1. Arshinnik, S.P. (2016), "All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense" as a standard of physical fitness of the population of Russia", Integrative communications in sports and tourism: education, trends, international experience, materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Krasnodar, pp.7-13.

2. Balsevich, V.K (2000), Ontokinesiology of man, Theory and practice of physical culture, Moscow.

3. Vasenin G.A., Germanov, G.N. and Mashoshina, I.V. (2015), "Parameters of the weekly motor regime of students preparing to pass the standards of the TRP III-IV stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 26-31.

4. Arshinnik, S.P., Aldarova, L.M., Ambartsumyan, N.A., Kostenko, E.G. and Thorev, V.I. (2022), "The relationship between the degree of readiness to meet the regulatory requirements of the

VFSK TRP and the level of physical activity of younger schoolchildren", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 208, No. 6, pp. 36-42.

5. Arshinnik, S.P., Thorev, V.I. and Shubin, M.S. (2021), All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense": history, theory, practice, textbook, Krasnodar.

6. Karaulova, L.K. Krasnoperova, N.A. and Rasulov, M.M. (2012), Physiology of physical education and sports: textbook for students of institutions of higher professional education, Academia, Moscow.

7. Ambartsumyan, N.A., Arshinnik, S.P., Karakulin, A.L., Maksimenko, M.V. and Thorev, V.I. (2020), "On the question of the state of motor activity of school-age children", Actual issues of physical culture and sports,Vol.22, pp.12-17.

8. Ministry of Sports of the Russian Federation (2019), "On approval of state requirements of the All-Russian Sports Complex "Ready for Work and Defense" (TRP)", Order of the No. 90 dated February 12, 2019, available at: https://www.gto.ru/files/uploads/documents/5c8a217b493d3.pdf (date accessed 01.12.2022).

9. Sedykh, N.V., Vinogradskaya, O.V. and Pimonova, T.N. (2018), "Possibilities of increasing the motor activity of schoolchildren 10-12 years old", Physical education and sports training, Vol. 23, No. 1, pp. 51-56.

Контактная информация: arschinnik_fk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.12.2022

УДК 796.323

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ИГРОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В

БАСКЕТБОЛЕ 3Х3

Раиса Игоревна Андрианова, кандидат педагогических наук, Государственный университет управления, Москва, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Москва; Ирина Александровна Кабанова, кандидат педагогических наук, Государственный университет управления, Москва; Анастасия Владимировна Воронина, преподаватель, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Москва; Марина Витальевна Леньшина, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежская государственная академия спорта, Воронеж

Аннотация

Баскетбол 3х3 имеет схожие черты с классическим баскетболом. Тем не менее у «молодого» Олимпийского вида спорта есть свои специфические особенности. Те показатели, которые определяют результат матчей в баскетболе 5х5, не всегда оказывают столь весомое влияние в баскетболе 3х3. В ходе исследования было проанализировано 11 этапов Мастерс и финал Мирового тура ФИБА 3х3 (2-3 ноября 2019 года, Уцуномия, Япония), в котором в общей сложности приняли участие 56 команд. Цель исследования состояла в том, чтобы определить игровые показатели, которые оказывают наибольшее влияние на результат матчей в баскетболе 3х3. На основе регрессионного анализа было обнаружено, что процент побед команд в наибольшей степени зависит от количества потерь и подборов, которые выполняет команда в среднем за игру. При увеличении на 1% потерь в среднем за игру процент побед сокращается на 0,3 п.п., а при увеличении на 1% подборов в среднем за игру процент побед увеличивается на 0,12 п.п. Полученные данные позволяют расставить акценты в тренировочном процессе и добавить необходимые упражнения. Тренерам рекомендуется уделять больше внимания блокировке соперника после атаки и борьбе за отскок мяча, свести к минимуму технические потери.

Ключевые слова: баскетбол 3х3, игровая статистика, игровые виды спорта, процент побед в баскетболе 3х3.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p31-35

FACTOR ANALYSIS OF THE MAIN GAME INDICATORS IN 3X3 BASKETBALL

Raisa Igorevna Andrianova, the candidate of pedagogical sciences, State University of Management, Moscow, Bauman Moscow State Technical University; Irina Aleksandrovna

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.