ВЫВОДЫ
Только преодолев данные трудности, совершенствуя методику РКИ, уделяя достойное внимание систематизации всего процесса международной деятельности вуза, российские высшие учебные заведения смогут выпускать квалифицированные кадры, которые буду подготовлены к труду, готовы к профессиональному общению. А правильная организация профессионально-педагогической деятельности в вузе, направленная на активизацию образовательных ресурсов университета, позволит иностранным студентам конструктивно реализовывать свой личностный и профессиональный потенциал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хавронина С.А. Вопросы повышения методической компетентности преподавателя русского языка как иностранного / С.А. Хавронина // Технологии обучения русского языка как иностранного и диагностика речевого развития : тезисы доклада XVII Международной научно-практической конференции. - Минск, 2007. - С. 7-8.
REFERENCES
1. Havronina, S.A. (2007), "Issues of improving the methodological competence of a teacher of Russian as a foreign language", Technologies of teaching Russian as a foreign language and diagnostics of speech development: abstracts of the XVIIInternational Scientific andPractical Conference, Minsk, pp. 7-8.
Контактная информация: anfalovalv@cspu.ru
Статья поступила в редакцию 25.11.2020
УДК 373.103.71
ДИНАМИКА ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОРОДА КРАСНОДАРА К ВЫПОЛНЕНИЮ ИСПЫТАНИЙ ГТО II СТУПЕНИ
Сергей Павлович Аршинник, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Александровна Амбарцумян, старший преподаватель, Галина Николаевна Дудка, старший
преподаватель, Василий Иванович Тхорев, доктор педагогических наук, профессор, Наталья Дмитриевна Фролова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар
Аннотация
В рамках исследования осуществлялось сравнение степени готовности детей 9-10 лет, обучающихся города Краснодара выполнить нормативы ГТО в начале и в конце 2018-2019 учебного года. Цель исследования - изучение уровня готовности к испытаниям ГТО детей школьного возраста и его годичной динамики. В исследовании были задействовано около 800 учащихся. В исследовании использовались следующие методы научного исследования: педагогическое тестирование, статистические методы. Результаты исследования. Исследование позволило установить, что у обучающихся г. Краснодара, соответствующих II ступени ВФСК ГТО в течение учебного года не происходит достоверного увеличения числа способных выполнить соответствующие нормативные требования. Выводы. Установлено, что годичная динамика готовности к выполнению нормативов испытаний ГТО современных школьников г. Краснодара 9-10 лет недостаточна и составляет, в среднем, 11,4%; в течение учебного года не происходит достоверного увеличения числа учащихся, успешно справившихся с соответствующими требованиями на знак отличия; обучающиеся 9-10 лет более успешно справляются с испытаниями ГТО «по выбору» нежели с «обязательными» испытаниями, что свидетельствует о негармоничном формировании физических качеств.
Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), обучающиеся, мониторинг физической подготовленности, динамика.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p28-33
DYNAMICS OF READINESS OF STUDENTS OF THE CITY OF KRASNODAR TO PERFORMING GTO TESTS OF THE II STAGE
Sergey Pavlovich Arshinnik, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalya Aleksandrovna Ambartsumyan, the senior teacher, Galina Nikolaevna Dudka, the senior teacher, Vasily Ivanovich Tkhorev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Natalia
Dmitrievna Frolova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar
Abstract
The study compared the degree of readiness of 9-10-year-old children studying in the city of Krasnodar to meet the GTO standards at the beginning and end of the 2018-2019 academic years. The purpose of the study is to study the level of readiness for GTO tests of school - age children and its annual dynamics. The study involved about 800 students. The following research methods were used in the study: pedagogical testing, statistical methods. Research result. The study allowed us to establish that students have g. There is no significant increase in the number of students who are able to meet the relevant regulatory requirements during the school year. Conclusions. It is established that the annual dynamics of readiness to meet the standards of GTO tests of modern schoolchildren of Krasnodar 9-10 years is insufficient and is, on average, 11.4%; during the school year, there is no significant increase in the number of students who successfully coped with the relevant requirements for the badge of distinction; students of 9-10 years are more successful in coping with GTO tests "by choice" than with "mandatory" tests, which indicates the inharmonious formation of physical qualities.
Keyword: All-Russian physical culture and sports complex "Ready for labor and defense "(GTO), students, monitoring of physical fitness, dynamics.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» ГТО все более соответствует своему предназначению: используется в качестве программно-нормативной основы физического воспитания граждан нашей страны [3]. В этой связи, значительное число исследований, состоящих в изучении показателей физической подготовленности различных категорий населения, сопоставляются с нормативами комплекса ГТО [1, 2]. Прежде всего, это относится е к представителям подрастающего поколения, в частности, обучающимся общеобразовательных организаций.
Целью настоящего исследования послужило изучение уровня готовности к испытаниям ГТО детей школьного возраста и его годичной динамики.
Методика. В исследовании приняли участие 794 обучающихся (441 мальчик и 353 девочки) 2-3 классов 6-ти общеобразовательных организаций г. Краснодара.
В рамках настоящего исследования была проанализирована готовность мальчиков и девочек 9-10 лет, обучающихся в городе Краснодара к выполнению нормативов ГТО II возрастной ступени и ее динамика в течение 2018-2019 учебного года. Исходное обследование проводилось в процессе сентябрьского этапа мониторинга физической подготовленности (начало учебного года). Итоговое тестирование было проведено в процессе майского этапа мониторинга (конец учебного года). При этом результаты данных обследований сопоставлялись с нормативами действующего комплекса ГТО второй ступени. Программа контрольных двигательных заданий полностью соответствовала испытаниям ГТО. Полученные результаты, выраженные в процентах, сравнивались по методу Стью-дента. В процессе исследования производилось сравнение по 3-м параметрам:
- готовности выполнить общие требования комплекса ГТО (т.е. весь комплекс тестов);
- успешности выполнения испытаний (динамике готовности выполнить нормативы на конкретный знак отличия ГТО);
- динамике показателей по отдельным испытаниям ГТО.
В исследовании использовались следующие методы научного исследования: педагогическое тестирование, а также статистические методы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ годичной динамики общей готовности выполнить нормативы ГТО на знак отличия (таблица 1) свидетельствует, прежде всего, о том, что количество учащихся рассматриваемого возраста невелико и составляет на начало года лишь 20-23%, а к его окончанию - 21-27%. При этом общий положительный прирост школьников, способных выполнить нормы ГТО на знак отличия за учебный год у мальчиков составляет 4,5%, а у девочек - 18,3%. Установлено, что у девочек рассматриваемого возраста прирост показателей осуществляется более интенсивно.
Таблица 1 - Динамика процентного соотношения мальчиков и девочек 9-10 лет, способных выполнить нормативные требования комплекса ГТО II ступени (7 испытаний) в течение учебного года_
Категория обучающихся Показатели начала учебного года (%) Показатели окончания учебного года (%) Прирост
мальчики 20,0*±1,90** 20,9±2,25 +4,5%
девочки 23,0±2,24 27,2±2,49 +18,3%
Сравнение между показателями 1=1,02; р >0,05 1=1,88; р>0,05 Средняя динамика +11,4%
*- здесь и далее - доля в выборочной совокупности (в%); **- ошибка доли
Анализ динамики готовности школьников 9-10 лет, способных выполнить нормы ГТО на конкретный знак отличия (таблица 2), свидетельствует, что статистически значимого прироста их числа от начала к концу учебного года, к сожалению, не происходит не по одну из рассматриваемых показателей. Данный факт указывает на то, что существующий массовый процесс физического воспитания не обеспечивает достижения школьниками должного уровня физической подготовленности. Справедливости ради стоит отметить, что тенденция к повышению уровня готовности к испытаниям ГТО имеется, однако она явно недостаточная.
Таблица 2 - Годичная динамика готовности мальчиков и девочек выполнить нормативные требования ГТО II ступени на знак отличия_
Мальчики
Показатели начала учебного года (п=441) Показатели окончания учебного года (п=326) 1; р
Всего выполнили: 20,0±1,90%, в т.ч. Всего выполнили: 20,9±2,25%, в т.ч. 0,31; >0,05
Золотой 0,2 ±0,23% Золотой 0,6 ±0,43% 0,82; >0,05
Серебряный 6,4±1,16% Серебряный 9,5±1,62% 1,56; >0,05
Бронзовый 13,4±1,62% Бронзовый 10,7±1,71% 1,14; >0,05
Не выполнили 80,0±1,90% Не выполнили 79,1±2,25% 0,31; >0,05
Девочки
Показатели начала учебного года (п=353) Показатели окончания учебного года (п=320) 1; р
Всего выполнили, 23,0±2,24%, в т.ч. Всего выполнили: 27,2±2,49%, в т.ч. 1,25; >0,05
Золотой 0,3±0,28% Золотой 0,6±0,44% 0,58; >0,05
Серебряный 9,1±1,53% Серебряный 13,8±1,93% 1,91; >0,05
Бронзовый 13,6±1,82% Бронзовый 12,8±1,87% 0,31; >0,05
Не выполнили 77,0±2,24% Не выполнили 72,8±2,49% 1,25; >0,05
Таблица 3 - Результаты выполнения нормативов по отдельным испытаниям (тестам) ГТО
мальчиками 9-10 лет (II ступень) в начале 2018-2019 учебного года (в%), п=441
Знак Бег на 30 м Челночный бег 3х10 м Бег на 1000 м Подтягивание на перекладине Наклон вперед Прыжок в длину с места Поднимание туловища Сред. значение
Золотой 21,5±1,96 25,4±2,07 14,1±1,66 21,8±1,97 11,6±1,52 29,7±2,18 36,3±2,29 22,9±2,00
Серебряный 43,3±2,36 42,6±2,35 46,0±2,37 14,2±1,66 24,3±2,04 39,2±2,32 29,5±2,17 34,2±2,26
Бронзовый 11,1± 1,50 14,1±1,66 10,4±1,45 12,5±1,57 24,0±2,03 14,1±1,66 17,9±1,82 14,9±1,97
Не выполнили 24,1±2,04 17,9±1,82 29,5±2,17 51,5±2,38 40,1±2,33 17,0±1,79 16,3±1,76 28,1±2,14
Таблица 4 - Результаты выполнения нормативов по отдельным испытаниям (тестам) ГТО мальчиками 9-10 лет (II ступень) в конце 2018-2019 учебного года (в%), п=326 _
Знак Бег на 30 м Челночный бег 3х10 м Бег на 1000 м Подтягивание на перекладине Наклон вперед Прыжок в длину с места Поднимание туловища Сред. значение
Золотой 23,9±2,36 41,1±2,72* 16,3±2,05 21,2±2,26 19,9±2,21 33,1±2,61 49,4±2,77 29,3±2,52
Серебряный 38,0±2,69 34,7±2,64** 43,3±2,74 16,9±2,08 23,0±2,33 34,7±2,64 22,7±2,32 30,5±2,55
Бронзовый 8,3±1,53 6,4±1,36 9,2±1,60 11,0±1,73 19,9±2,21 13,5±1,89 12,6±1,84 11,6±1,77
Не выполнили 29,8±2,53 17,8±2,19 30,7±2,55 50,9±2,77 37,1±2,68 17,5±2,10 15,3±1,99 28,4±2,50
* - здесь и далее полужирным шрифтом обозначено статистически значимое повышение (при р<0,05-0,001) показателей в течение учебного года;
**- курсивом обозначено статистически значимое (при р<0,05-0,001) снижение показателей в течение учебного года.
Таблица 5 - Результаты выполнения нормативов по отдельным испытаниям (тестам) ГТО девочками 9-10 лет (II ступень) в начале 2018-2019^учебного года (в%), п=353 _
Знак Бег на 30 м Челночный бег 3х10 м Бег на 1000 м Подтягивание на перекладине Наклон вперед Прыжок в длину с места Поднимание туловища Сред. значение
Золотой 28,3±2,40 16,4±1,76 6,5±1,17 37,9±2,31 20,7±1,93 31,1±2,20 58,1±2,35 28,4±2,40
Серебряный 32,3±2,23 43,1±2,36 33,4±2,25 41,4±2,34 33,4±2,25 38,0±2,31 25,8±2,08 35,3±2,54
Бронзовый 11,6±1,52 19,3±1,88 11,3±1,51 10,8±1,48 11,9±1,54 17,0±1,79 6,5±1,17 12,6±1,77
Не выполнили 27,8±2,13 21,2±1,95 48,7±2,38 9,9±1,42 34,0±2,26 13,9±1,65 9,6±1,40 23,6±2,26
Таблица 6 - Результаты выполнения нормативов по отдельным испытаниям (тестам) ГТО девочками 9-10 лет (II ступень) в конце 2018-2019 учебного года (в%), п=320_
Знак Бег на 30 м Челночный бег 3х10 м Бег на 1000 м Подтягивание на перекладине Наклон вперед Прыжок в длину с места Поднимание туловища Сред. значение
Золотой 22,8±2,34 40,0±2,71 33,1 ±2,61 35,6±2,65 30,0±2,54 31,9±2,58 54,1±2,76 35,4±2,64
Серебряный 35,3±2,65 36,9±2,67 45,0±2,76 30,6±2,55 35,9±2,66 30,0±2,54 26,2±2,44 34,3±2,65
Бронзовый 10,6±1,70 8,9±1,58 5,0±1,21 17,5±2,10 11,3± 1,75 15,9±2,02 6,3±1,35 10,8±1,74
Не выполнили 31,2±2,57 14,4±1,94 16,9±2,08 16,3±2,05 22,8±2,34 22,2±2,30 13,4±1,89 19,6±2,22
К примеру, если доля мальчиков, способных выполнить нормы ГТО в подтягивании на высокой перекладине на знак ГТО в начале учебного года составляла 48,5±2,38%, то к концу данный показатель изменился незначимо (р>0,05) и составил 49,1±2,77%.
В то же время по некоторым показателям произошли качественные изменения. В данном случае под термином «качественное улучшение» мы понимаем статистически значимый прирост числа школьников, выполнивших испытание на более престижный знак (например, повышение показателей от серебряного к золотому). Так, качественно улучшились показатели по таким тестам, как «челночный бег 3х10 м», «наклон вперед из положения, стоя на скамье» и «поднимание туловища из положения лежа за 1 мин» (таб-
лицы 3-4). Качественное улучшение приводит к тому, что среднестатистически повысился процент школьников, выполнивших отдельные испытания на золотой знак. Таким образом, произошло «перераспределение» способных выполнить нормы ГТО на знак отличия (золотых знаков становится больше, а серебряных и бронзовых, соответственно, меньше) при сохранении количества не выполнивших тот или иной норматив.
Также установлено, что наиболее успешно мальчики указанного возраста справляются с испытаниями, направленными на оценку координационных («челночный бег»), а также скоростно-силовых способностей («прыжок в длину» и «поднимание туловища»), т. е. испытаний «по выбору». В то же время с «обязательными» испытаниями они справляются менее успешно, особенно по тестам, направленным на контроль силовых способностей (по результатам подтягивания на высокой перекладине).
Подобная, но вместе с тем, специфическая картина наблюдается и при анализе соответствующих показателей девочек (таблицы 5-6). Специфичность, прежде всего, заключается в том, что положительный статистически значимый прирост золотых «значкистов» у девочек происходит по таким видам испытаний, как «челночный бег 3х10 м», «наклон вперед из положения стоя на скамье», а также «бег на 1000 м». В частности, в тесте «на выносливость» у девочек статистически значимо возросло число способных выполнить данное испытание не только на золотой, но и на серебряный знак ГТО; одновременно уменьшилось число «не выполнивших» тест и прошедших данное испытание «на бронзу». Кроме того, у девочек рассматриваемого возраста достоверно увеличивается число «не сдавших» тест «прыжок в длину с места», который в сентябре не выполняли лишь 13,9±1,65% испытуемых, а в мае таковых оказалось более 22,2±2,30%.
Общность с показателями мальчиков, заключается в том, что у девочек также среднестатистически повышается процент обучающихся, выполнивших отдельные испытания на золотой знак. Таким образом, итак достаточно успешно выполнявшие тесты ГТО (например, на серебряный знак) улучшают его, выполняя на золотой знак отличия. Однако средний процент не выполнивших испытания статистически значимо не изменяется. У девочек к числу успешно изменяющихся параметров следует отнести показатели «челночного бега 3х10 м», а также «бега на 1000 м».
Таким образом, проведенный анализ указывает на то, что в процессе учебного года уровень физической подготовленности обучающихся обоего пола изменяется негармонично, что не позволяет успешно выполнить требования ВФСК ГТО.
ВЫВОДЫ
Полученные результаты позволяют сформулировать следующие основные выводы:
- у обучающихся, отнесенных ко второй возрастной ступени ГТО, в течение учебного года не происходит статистически значимого прироста числа школьников, успешно справившихся с соответствующими требованиями на знак отличия. При этом общая годичная динамика готовности к выполнению нормативов испытаний ГТО современных школьников г. Краснодара 9-10 лет недостаточна и составляет, в среднем, лишь 11,4%;
- анализ степени готовности школьников выполнить отдельные испытания (тесты) ГТО свидетельствует о негармоничном формировании физических качеств, что не позволяет достичь уровня желаемого знака отличия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» 5 лет: достижения, проблемы, перспективы / С. П. Аршинник, Г.Н. Дудка, К.В. Малашенко, М.Ю. Пушкарный, В. И. Тхорев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12 (178). - С. 26-37.
2. Аршинник С.П. К вопросу об оценке физической подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций на основе результатов выполнения нормативов комплекса
«Готов к труду и обороне» / С.П. Аршинник, В.В. Лысенко, Е.Г. Костенко // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 4 (46). - С. 203-216.
3. Уваров В. А. Методология научного обоснования содержания видов испытаний и нормативных требований I-XI ступеней Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / В.А. Уваров // Вестник спортивной истории. - 2016. - № 1. - С. 57-79.
REFERENCES
1. Arshinnik, S.P., Dudka, G.N., Malashenko, K.V., Pushkamy, M.Yu. and Tkhorev, V.I (2019), "All-Russian sports complex "Ready for work and defense" 5 years: achievements, problems, prospects", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 178, No. 12, pp. 26-37.
2. Arshinnik, S.P., Lysenko, V. V. and Kostenko, E.G. (2020), "On the evaluation of physical preparedness of students of educational institutions on the basis of the results of the standards of the complex "Ready for labor and defense"", Perspectives of Science and Education, Vol. 46 (4), pp. 203-216.
3. Uvarov V.A. (2016), "Methodology of scientific justification of maintenance of types of tests and standard requirements of the I-XI steps of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense"", Messenger of sports history, No. 1 (3), pp. 57-79.
Контактная информация: arschinnik_fk@mail.ru
Статья поступила в редакцию 20.11.2020
УДК 799.31
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ
Ирина Александровна Афанасьева, доктор биологических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Артем Павлович Бобровик, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет МВД России; Сергей Александрович Краев, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва, Санкт-Петербург; Александр Юрьевич Сидоров, преподаватель, Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва, Санкт-Петербург; Виктор Дмитриевич Зверев, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
В данной работе даются методические рекомендации по совершенствованию обучения сотрудников военной полиции стрельбе из боевого оружия. Анализируется состояние и перспективы развития их стрелковой подготовленности, возможность построения физической подготовки военнослужащих, позволяющей достаточно быстро достигнуть высокого уровня физического состояния и его поддержании при минимальных затратах тренировочного времени. Авторы обосновывают пути эффективного использования открытых полигонов и стрельбищ в учебно-тренировочном процессе.
Ключевые слова: сотрудники силовых ведомств, военная полиция, обучение, боевое оружие, открытый полигон, стрельбище, двигательные навыки, знания, умения, огневая подготовка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p33-38
MODERN VIEW ON THE PROBLEM OF TRAINING MILITARY POLICE OFFICERS IN SHOOTING FROM MILITARY WEAPONS Irina Alexandrovna Afanasyeva, the doctor of biological sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Artem Pavlo-