Научная статья на тему 'ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, НОРМАТИВОВ ИСПЫТАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО И ВРЕМЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, НОРМАТИВОВ ИСПЫТАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО И ВРЕМЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
70
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС ГТО / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Амбарцумян Н.А., Аршинник С.П., Дудка Г.Н., Тхорев В.И.

Актуальность. По данным предыдущего исследования авторов было установлено, что объем физической активности младших школьников в определенной степени обусловливает уровень их готовности к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. Однако в числе актуальных остаются аспекты влияния временных параметров физической активности детей на уровень проявления их физических качеств. Цель исследования - определение взаимосвязи между уровнем сформированности определенного физического качества, степени готовности к выполнению нормативов испытаний комплекса ГТО и временными параметрами физической активности детей младшего школьного возраста. Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, педагогическое тестирование, методы математической статистики. Результаты исследования. Данными анкетного опроса родителей учащихся начальных классов Краснодара установлено, что доля занимающихся в спортивных секциях у мальчиков статистически значимо выше, чем у девочек. Выявлено, что объем физической активности младших школьников, в среднем, составляет 4-5 часов в неделю, при этом девочки более успешно выполняют нормативные требования комплекса ГТО I-II ступеней, чем их сверстники мужского пола. Проведенный корреляционный анализ позволил определить зависимость показателей физической подготовленности детей от объема их физической активности. Также было установлено, что повышенный объем физической активности положительно и достоверно влияет на уровень готовности младших школьников к выполнению отдельных испытаний ВФСК ГТО. Выявлено, что повышение временных параметров физической активности младших школьников оказывает различное влияние на готовность выполнения тех или иных нормативов комплекса ГТО. Заключение. Проведенное исследование позволяет констатировать наличие статистически значимой положительной взаимозависимости между временными параметрами физической активности и большинством показателей физических качеств младших школьников; выявлено, что объем физической активности положительно и достоверно влияет на уровень готовности детей к выполнению отдельных испытаний ВФСК ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Амбарцумян Н.А., Аршинник С.П., Дудка Г.Н., Тхорев В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE PROBLEM OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE LEVEL OF EGOTISM AND INTERPERSONAL RELATIONS AMONG SPORTS VOLUNTEERS

Relevance. According to the previous study of the authors [7, pp. 36-42], it was found that the volume of physical activity of younger schoolchildren to a certain extent determines the level of their readiness to meet the regulatory requirements of the TRP complex. However, aspects of the influence of time parameters of children's physical activity on the level of manifestation of their physical qualities remain among the relevant aspects. The purpose of the study - is to determine the relationship between the level of formation of a certain physical quality, the degree of readiness to meet the standards of testing of the TRP complex and the time parameters of physical activity of primary school children. Research methods: analysis of scientific literature, questionnaires, pedagogical testing, methods of mathematical statistics. The results of the study. According to the questionnaire survey of parents of primary schoolchildren in Krasnodar, it was found that the proportion of boys engaged in sports sections is statistically significantly higher than that of girls. It was revealed that the volume of physical activity of younger schoolchildren, on average, is 4-5 hours a week, while girls more successfully fulfill the regulatory requirements of the RWD (Ready for Work and Defense) complex of I-II stages than their male peers do. The correlation analysis made it possible to determine the dependence of the indicators of physical fitness of children on the volume of their physical activity. It was also found that an increased amount of physical activity positively and reliably affects the level of readiness of younger schoolchildren to perform certain tests of the RWD. It was revealed that an increase in the time parameters of physical activity of younger schoolchildren has a different effect on the readiness to fulfill certain standards of the RWD complex. Conclusion. The conducted research allows us to state the presence of a statistically significant positive interdependence between the time parameters of physical activity and most indicators of the physical qualities of younger schoolchildren; it was revealed that the amount of physical activity positively and reliably affects the level of readiness of children to perform certain tests of the RWD.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, НОРМАТИВОВ ИСПЫТАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО И ВРЕМЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК: 796.011.1

РО! 10.53742/1999-6799/3_2022_10_17

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, НОРМАТИВОВ ИСПЫТАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО И ВРЕМЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Н.А. Амбарцумян, старший преподаватель кафедры общей и профессиональной педагогики, С.П. Аршинник, кандидат педагогических наук, доцент теории и методики легкой атлетики, Г.Н. Дудка, старший преподаватель кафедры теории и методики спортивных игр, В.И. Тхорев, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики спортивных игр. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: natalia.ambartsumian@mail.ru.

Аннотация.

Актуальность. По данным предыдущего исследования авторов было установлено, что объем физической активности младших школьников в определенной степени обусловливает уровень их готовности к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. Однако в числе актуальных остаются аспекты влияния временных параметров физической активности детей на уровень проявления их физических качеств.

Цель исследования - определение взаимосвязи между уровнем сформированности определенного физического качества, степени готовности к выполнению нормативов испытаний комплекса ГТО и временными параметрами физической активности детей младшего школьного возраста.

Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Результаты исследования. Данными анкетного опроса родителей учащихся начальных классов Краснодара установлено, что доля занимающихся в спортивных секциях у мальчиков статистически значимо выше, чем у девочек. Выявлено, что объем физической активности младших школьников, в среднем, составляет 4-5 часов в неделю, при этом девочки более успешно выполняют нормативные требования комплекса ГТО !-!! ступеней, чем

их сверстники мужского пола. Проведенный корреляционный анализ позволил определить зависимость показателей физической подготовленности детей от объема их физической активности. Также было установлено, что повышенный объем физической активности положительно и достоверно влияет на уровень готовности младших школьников к выполнению отдельных испытаний ВФСК ГТО. Выявлено, что повышение временных параметров физической активности младших школьников оказывает различное влияние на готовность выполнения тех или иных нормативов комплекса ГТО. Заключение. Проведенное исследование позволяет констатировать наличие статистически значимой положительной взаимозависимости между временными параметрами физической активности и большинством показателей физических качеств младших школьников; выявлено, что объем физической активности положительно и достоверно влияет на уровень готовности детей к выполнению отдельных испытаний ВФСК ГТО.

Ключевые слова: комплекс ГТО, младшие школьники, физическая активность, физическая подготовленность, нормативные требования, корреляционный анализ.

Для цитирования: Амбарцумян Н.А., Аршинник С.П., Дудка Г.Н., Тхорев В.И. Взаимосвязь показателей физической подготовленности, нормативов испытаний

комплекса ГТО и временных параметров физической активности младших школьников // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2022. - №3. - С. 10-17.

For citation: Ambartsumyan N., Arshinnik S., Dudka G., Thorev V. The interdependence of indicators of physical fitness, standards of testing of the RWD complex and time parameters of physical activity of primary school children. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2022, no 3, pp. 10-17 (in Russian).

Введение. В настоящее время нормативы испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее комплекс ГТО, ВФСК ГТО), рассматриваются как государственные требования к физической подготовленности граждан России [2, с. 7-8; 10]. Исходя из этого, каждый житель нашей страны должен стремиться к выполнению данных требований, поскольку, чем успешнее человек справляется с нормами комплекса ГТО, тем выше его уровень физической подготовленности, тем он более ценен для общества как гражданин, обладающий физическими способностями к созидательному труду и защите Отечества [7, с. 37]. Вышесказанное, прежде всего, относится к подрастающему поколению, для которого гармоничность физической подготовленности (далее ФП), проявляющаяся в возможности выполнить нормативные требования комплекса ГТО, является залогом нормального физического развития и здоровья [7, с. 37].

По мнению разработчиков комплекса ГТО [11], подготовку к его испытаниям необходимо осуществлять посредством использования различных видов двигательной (физической) активности, основными из которых, по данным специалистов [3, с.75-76], служат организованные формы занятий физическими упражнениями, осуществляемые, прежде всего, на уроках физической культуры, в спортивных секциях (кружках), а также в рамках самостоятельных занятий физическими упражнениями, в том числе в процессе выполнения утренней гигиенической гимнастики.

По данным нашего предыдущего исследования, проведенного с привлечением контингента младших школьников [7, с. 37-42], было установлено, что уровень физической активности (далее ФА) в определенной степени обусловливает уровень готовности к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. Однако, еще в недостаточной мере исследован вопрос о влиянии объема ФА младших школьников на уровень проявления тех или иных физических качеств (способностей), а также успешность выполнения отдельных нормативов испытаний ВФСК ГТО.

В связи с вышеизложенным, целью настоящего исследования послужило определение взаимозависимости между уровнем сформированности определенного физического качества, степени готовности к выполнению нормативов отдельных испытаний комплекса ГТО и временными параметрами физической активности детей младшего школьного возраста.

Методы и организация исследования. В качестве основных методов научного исследования были использованы: анализ научной литературы, анкетирование, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

В исследовании были задействованы обучающиеся начальных классов пяти общеобразовательных организаций города Краснодара 7-10 лет (№ 35,36, 54, 57,87), имеющих различный двигательный режим. Общий количественный состав участников исследования составил 952 человека (456 мальчиков и 496 девочек).

В настоящем исследовании нами был применен подход к определению объема ФА детей младшего школьного возраста посредством опроса их родителей с указанием времени непосредственных занятий физическими упражнениями на уроках физической культуры, в спортивных секциях (кружках), а также в рамках самостоятельных занятий (прежде всего, утренней зарядки). Для этого применялась специально разработанная анкета.

Для решения поставленных задач нами также было проведено педагогическое тестирование обучающихся по тестам, соответствующим испытаниям комплекса ГТО: бег на 30 м, бег на 1000 м, наклон вперед из положения стоя на скамье (обязательные испытания); челночный бег 3х10 м, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лежа за 1 мин(испытания по выбору). Педагогическое тестирование осуществлялось студентами 2-го курса факультета физической культуры Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в процессе профессионально-ориентированной практики при непосредственном руководстве методистов из числа преподавателей университета и учителей физической культуры. Педагогическое тестирование проводилось в апреле 2022 года после прохождения учебной дисциплины, направленной на овладение навыками контроля, обработки результатов и оценки физической подготовленности населения («Мониторинг физического состояния»).

С целью определения взаимосвязи параметров ФП, а также качества выполнения нормативов комплекса ГТО и ФА был применен корреляционный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение. Изучение данных научной литературы свидетельствует о том, что двигательная активность - исключительно важный показатель, обусловливающий нормальное физическое развитие и поддержание здоровья подрастающего поколения [1, с. 12-13; 8, с. 60; 9, с. 266-267; 12, с. 51]. При этом важен как ее объем (количество или продолжительность) движений, так и интенсивность (напряженность, пульсовой режим). Исходя из этого, специалистами рекомендуются определенные параметры ФА детей и подростков, которые оцениваются в количестве локомоций, а также посредством времени непосредственной двигательной деятельности.

В результате анкетного опроса родителей учащихся начальных классов Краснодара было установлено, что

у мальчиков количество занимающихся в спортивных секциях (за исключением 10-летних) статистически значимо (при р<0,05) выше, чем у девочек. При этом у первых от класса к классу наблюдается снижение процентного соотношения занимающихся в спортивных секциях и кружках, тогда как у вторых в каждом рассматриваемом возрастном периоде данная доля остается примерно одинаковой (таблица 1).

Полученные результаты, касающиеся объема ФА и результатов ФП, представлены в таблицах 2 и 3.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что объем регламентированной ФА младших школьников, в среднем, составляет примерно 4-5 часов в неделю, что хоть и в 2 раза ниже рекомендуемых параметров общего объема двигательной активности

[11], но, в тоже время, включает наиболее значимые для подготовки к выполнению нормативов испытаний ГТО формы занятий [3, с. 76]. При этом у мальчиков ФА несущественно (при р>0,05) выше соответствующих показателей девочек.

Анализ результатов, полученных в процессе тестирования ФП (табл. 2-3), свидетельствует, что девочки по многим показателям не уступают сверстникам мужского пола, поскольку соответствующие параметры у них статистически значимо не различаются. Это, относится к показателям, характеризующим скоростные, скоростно-силовые, координационные способности, общую выносливость, а также, частично, силовую выносливость мышц туловища. Мальчики превосходят сверстниц лишь по показателям силы мышц рук, в то

Таблица 1

Доля детей младшего школьного возраста, занимающихся в спортивных секциях (кружках)

Возраст Мальчики Девочки р

7 лет 61,5±6,75 % 43,8±5,81 % <0,05

8 лет 59,7±4,32 % 43,5±3,99 % <0,01

9 лет 53,7±4,08 % 41,4±3,93 % <0,01

10 лет 50,4±4,45 % 42,0±4,66 % >0,05

Общие данные 56,3±2,32 % 42,7±2,22 % <0,001

Таблица 2

Показатели временных параметров физической активности и физической подготовленности мальчиков 7-10 лет, проживающих в г. Краснодаре (M±m)

Возраст, лет ФА*, мин/нед Бег на 30 м, с Челночный бег 3х10м,с Бег (смешанное передвижение) на 1000 м, с Прыжок вдлину с места, см Наклон вперед из положения стоя, см Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, кол-во Поднимание туловища за 1 мин, кол-во

7 271,4±14,05 6,9±0,10 10,0±0,14 426,5±10,42 117,8±3,43 1,4±0,88 13,7±1,02** 32,4±1,37

8 280,9±14,23 6,6±0,07 9,5±0,10 391,5±6,60 128,4±1,99 2,7±0,50 18,6±0,88 34,7±1,02

9 287,3±15,50 6,4±0,07 9,4±0,08 386,8±5,51 134,3±1,83 3,2±0,48 20,2±0,78 34,6±0,87

10 288,3±19,28 6,2±0,06 9,3±0,10 373,2±7,87 140,2±2,17 3,0±0,52 19,8±1,03 37,6±0,98

* - здесь и ниже временные параметры регламентированной физической активности, представленные в количестве минут в неделю;

** - здесь и ниже жирным шрифтом указаны достоверно более высокие показатели. Таблица 3

Показатели временных параметров физической активности и физической подготовленности девочек

7-10 лет, проживающих в г. Краснодаре (M±m)

Возраст, лет ФА, мин/нед Бег на 30 м, с Челночный бег 3х10м,с Бег (смешанное передвижение) на 1000 м, с Прыжок вдлину с места, см Наклон вперед из положения стоя, см Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, кол-во Поднимание туловища за 1 мин, кол-во

7 263,2±26,80 7,0±0,09 10,2±0,11 415,1±9,12 110,0±2,49 4,3±0,72 9,9±0,80 27,6±1,13

8 275,4±21,70 6,7±0,06 9,8±0,10 398,5±6,38 123,5±1,59 7,6±0,49 15,0±0,77 33,1±0,98

9 247,8±15,18 6,4±0,07 9,4±0,08 389,3±5,07 132,3±1,61 7,4±0,58 17,3±0,79 36,3±0,92

10 274,6±20,59 6,2±0,06 9,3±0,08 379,6±4,98 140,0±2,11 8,2±0,71 15,3±0,94 37,0±0,96

время как девочки статистически значимо опережают мальчиков по показателям гибкости. Полученные результаты во многом проясняют наблюдающуюся в последнее время ситуацию, при которой девочки более успешно справляются с испытаниями комплекса ГТО, чем мальчики. Это, в частности, неоднократно фиксировалось нами в процессе соответствующих исследований [4, с. 28-33; 5, с. 18-25; 6, с. 3-9]. Таким образом, установлено, чтодевочки, уступая мальчикам в параметрах ФА, имеют примерно одинаковые с ними показатели ФП, что позволяет в силу гендер-ных различий более эффективно справляться с испытаниями комплекса ГТО, чем мальчики. Данный феномен требует дополнительного изучения. Вместе с тем, полученное заключение также было подтверждено и в ходе настоящего исследования, что проиллюстрировано на рисунках 1 (I ступень ГТО) и 2 (II ступень ГТО).

Следующим этапом исследования явилось определение взаимосвязи между временными показателями ФА учащихся и уровнем сформированности их физических качеств. В частности, посредством использования корреляционного анализа были проведены расчеты коэффициентов корреляции при сопоставлении временных параметров ФА с показателями тестирования ФП. Полученные коэффициенты представлены в таблицах 4 и 5.

Таблица 4

Взаимосвязь (г) между временными параметрами физической активности мальчиков младшего школьного возраста и показателями их физической подготовленности

Возраст, лет Бег на 30 м Челночный бег3х10м Бег (смешанное передвижение) на 1000м Прыжок в длину с места Наклон вперед из положения стоя Сгибание-разгибание рук в упоре лежа Поднимание туловища за 1 мин

7 0,40* 0,28 0,42 0,49 0,07 0,23 0,41

8 0,37 0,24 0,27 0,41 0,09 0,34 0,31

9 0,38 0,37 0,26 0,48 0,15 0,29 0,34

10 0,24 0,23 0,29 0,36 0,11 0,35 0,45

*- здесь и далее жирным шрифтом указаны статистически значимые коэффициенты корреляции

Таблица 5

Взаимосвязь (г) между временными параметрами физической активности девочек младшего школьного возраста и показателями их физической подготовленности

Возраст, лет Бег на 30 м Челночный бег3х10м Бег (смешанное передвижение) на 1000м Прыжок в длину с места Наклон вперед из положения стоя Сгибание-разгибание рук в упоре лежа Поднимание туловища за 1 мин

7 0,14 0,18 0,18 0,18 0,57 0,24 0,29

8 0,12 0,16 0,16 0,26 0,36 0,16 0,27

9 0,24 0,20 0,25 0,17 0,41 0,30 0,31

10 0,33 0,32 0,26 0,18 0,34 0,18 0,21

мальчики девочки

0,0%

Всего Золотой Серебряный Бронзовый

выполнивших знак знак знак

испытания

Рисунок 1. Сравнение процентного соотношения мальчиков и девочек 7-8 лет, проживающих в г. Краснодаре, способных выполнить нормативные требования комплекса ГТО I ступени

■ мальчики ■ девочки

20,0%% 15,0%% 10,0%% 5,

Всего Золотой Серебряный Бронзовый

выполнивших знак знак знак

испытания

Рисунок 2. Сравнение процентного соотношения мальчиков и девочек 9-10 лет, проживающих в г. Краснодаре, способных выполнить нормативные требования комплекса ГТО II ступени

Таблица 6

Взаимосвязь (г) между объемом физической активности обучающихся 7-8 лет (I ступень ГТО) и 9-10 лет (II ступень ГТО) с эффективностью выполнения нормативов отдельных испытаний ВФСК ГТО

Ступень ГТО, кол-во Бег на 30 м Челночный бег3х10м Бег на 1000 м Прыжок в длину с места Наклон вперед из положения стоя Сгибание-разгибание рук в упоре лежа Поднимание туловища

I, п =181 0,16* 0,36 0,58 0,38 0,43 0,36 0,26

п =227 д 0,24 0,41 0,51 0,35 0,41 0,47 0,22

II, п =275п =269 м д 0,40 0,41 0,47 0,40 0,25 0,26 0,40

0,43 0,34 0,40 0,38 0,26 0,28 0,35

* - в числителе - показатели мальчиков, в знаменателе - показатели девочек

Анализ расчетных данных свидетельствует о том, что объем регламентированной ФА позитивно сказывается на уровне сформированности физических качеств (способностей): чем больше ребенок проявляет ФА, тем, как правило, выше его эффективность выполнения тестовых заданий ФП, что, в общем, очевидно. Однако, степень взаимосвязи (г) между сравниваемыми показателями свидетельствует о том, что статистически значимая корреляционная связь проявляется не во всех показателях и не во всех возрастах. В частности, у мальчиков на протяжении всего младшего школьного возраста уровень влияния ФА на развитие гибкости статистически недостоверен. У девочек 7-ми лет большинство коэффициентов корреляции (оценивающих взаимосвязь ФА с уровнем проявления скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, а также выносливости) также имеет недостоверный характер. Кроме того, влияние ФА на показатели ФП неодинакова: по одним параметрам больше, по другим, существенно меньше. При этом степень взаимосвязи между коррелируемыми показателями в подавляющем большинстве случаев оценивается на «слабом» уровне, что подтверждает мысль о том, что для повышения ФП, приоритетным является не столько высокий уровень двигательной активности, сколько эффективность и разносторонность занятий физическими упражнениями, имеющими определенную целевую направленность (позволяющими обеспечить гармоничное развитие физических качеств).

Посредством использования корреляционного анализа также были произведены расчеты коэффициентов корреляции при сопоставлении временных параметров ФА с уровнем готовности младших школьников к выполнению отдельных испытаний ВФСК ГТО. Полученные коэффициенты корреляции представлены в таблице 6.

Полученные результаты свидетельствует о том, что ФА положительно и достоверно влияет на уровень готовности младших школьников к выполнению конкретных испытаний ВФСК ГТО. Другими словами, чем выше объем специально организованной двигательной активности (ФА), тем больше вероятность выполнения ребенком отдельных нормативов ВФСК ГТО I и

11ступени. В тоже время, наличие достоверной, но «слабой» связи ограничивает данную вероятность.

Установлено также, что повышение временных параметров ФА неодинаково влияет на готовность выполнить те или иные нормативы комплекса ГТО. Если объем ФА по-разному влияет на проявление физических качеств, следовательно, повышение ее временных затрат может лишь отчасти повлиять на степень готовности к выполнению отдельных нормативов испытаний ВФСК ГТО. Таким образом, становится очевидным, что чрезмерное повышение ФА будет приводить к непропорциональному (негармоничному) развитию одних физических качеств в ущерб другим. В этой связи процесс подготовки младших школьников к испытаниям комплекса ГТО должен преимущественно основываться не столько на механическом повышении двигательной активности (в том числе за счет прогулок, физкультминут, физкульпауз и т.п.), сколько на гармоничном развитии основных физических качеств и способностей детей в рамках регламентированных форм занятий физическими упражнениями под руководством специалиста (учителя, тренера).

Заключение. В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

- временные параметры регламентированной ФА младших школьников, проживающих в городе Краснодаре, составляют, в среднем, 4-5 часов в неделю, при этом объем ФА мальчиков превышает соответствующие временные параметры девочек, что обусловлено достоверно большими затратами времени мальчиков на занятия в спортивных секциях (кружках);

- девочки младшего школьного возраста лучше сверстников мужского пола справляются с нормативными требованиями комплекса ГТО 1-11 ступени;

- имеется статистически значимая положительная, но, в тоже время, слабая взаимосвязь между временными параметрами ФА и большинством показателей ФП младших школьников обоего пола;

- объем ФА положительно и достоверно влияет на уровень готовности младших школьников к выполнению отдельных испытаний ВФСК ГТО; повышение временных параметров ФА неодинаково влияет на готовность выполнить те или иные нормативы комплекса ГТО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- подготовка младших школьников к испытаниям комплекса ГТО должна, преимущественно, основываться не столько на повышении двигательной активности, сколько на гармоничном развитии основных физических качеств и способностей детей в рамках регламентированных форм занятий физическими упражнениями под руководством специалиста.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Амбарцумян Н.А. К вопросу о состоянии двигательной активности детей школьного возраста / Н.А. Амбарцумян, С.П. Аршинник, А.Л. Каракулин, М.В. Максименко, В.И. Тхорев // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта КГУФКСТ. - Краснодар: КГУФКСТ, 2020.

- Т.22. - С. 12-17.

2. Аршинник С.П. Всероссийский физкультурно-спор-тивный комплекс «Готов к труду и обороне» как стандарт физической подготовленности населения России / С. П. Аршинник // Интегративные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Краснодар: КГУФКСТ, 2016. - С. 7-13.

3. Аршинник С.П. К вопросу о разработке структуры и содержания урока физической культуры, направленного на подготовку к выполнению нормативов комплекса ГТО / С.П. Аршинник, Г.Н. Дудка, В.И. Тхорев, Н.Г. Шубина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12, № 2. - С. 73-81.

4. Аршинник С.П. Динамика готовности обучающихся города Краснодара к выполнению испытаний ГТО II ступени / С. П. Аршинник, Н.А. Амбарцумян, Г.Н. Дудка, В. И. Тхорев, Н.Д. Фролова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 11 (189).

- С. 28-33.

5. Аршинник С.П. Влияние пандемии коронавируса на степень готовности обучающихся города Краснодара выполнить нормативы комплекса ГТО I ступени / С.П. Аршинник, Г.Н. Дудка, К.В. Малашенко, М.Ю. Пуш-карный, В.И. Тхорев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 18-25.

6. Аршинник С.П. Степень готовности подростков 1112 лет, проживающих в Краснодарском крае, к выполнению нормативов комплекса ГТО III ступени / С.П. Аршинник, М.В. Гилдаш, В.И. Тхорев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2022. -№ 3 (205). - С. 3-9.

7. Аршинник С.П. Взаимосвязь степени готовности к выполнению нормативных требований ВФСК ГТО и уровня физической активности младших школьников / С.П. Аршинник, Л.М. Алдарова, Н.А. Амбарцумян, Е.Г. Костенко, В.И. Тхорев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 6 (208). -С. 36-42.

8. Бутко М.А. К проблеме дефицита двигательной активности детей младшего школьного возраста / М.А. Бутко // Культура физическая и здоровье. - 2015. -№ 2 (53). - С. 60-62.

9. Кокаева И.Ю. Физическая активность как средство оздоровления младших школьников / И.Ю. Кокаева // В сб.: Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 40-летию факультета физической культуры Тульского государственного университета им. Л.Н. Толстого. - 2017. - С. 266-273.

10. Положение о Всероссийском физкультурно-спортив-ном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» (утв. постановлением Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 540) [Электронный ресурс] // URL: http://www. gto.ru/files/uploads/documents/5abb8be0eaec6.pdf. -Дата обращения 03.07.2022.

11. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12 февраля 2019 года № 90 «Об утверждении государственных требований Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» // URL:https://www.gto.ru/files/uploads/ documents/5c8a217b493d3.pdf. - Дата обращения 03.07.2022.

12. Седых Н.В. Возможности повышения двигательной активности школьников 10-12-ти лет / Н.В. Седых, О.В. Виноградская, Т.Н. Пимонова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2018. - № 1 (23). -С. 51-56.

THE INTERDEPENDENCE OF INDICATORS OF PHYSICAL FITNESS, STANDARDS OF TESTING OF THE READY FOR WORK AND DEFENSE COMPLEX AND TIME PARAMETERS OF PHYSICAL ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

N. Ambartsumyan, Senior Lecturer, Department of General and Professional Pedagogy,

S. Arshinnik, Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor of Theory and Methodology of

Athletics,

G. Dudka, Senior lecturer of the Department of Theory and Methodology of Sports Games, V. Thorev, Doctor of Pedagogical Science, Professor of the Department of Theory and Methodology of Sports Games.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism», Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budenniy str., 161, e-mail: natalia.ambartsumian@mail.ru.

Annotation.

Relevance. According to the previous study of the authors [7, pp. 36-42], it was found that the volume of physical activity of younger schoolchildren to a certain extent determines the level of their readiness to meet the regulatory requirements of the TRP complex. However, aspects of the influence of time parameters of children's physical activity on the level of manifestation of their physical qualities remain among the relevant aspects.

The purpose of the study- is to determine the relationship between the level of formation of a certain physical quality, the degree of readiness to meet the standards of testing of the TRP complex and the time parameters of physical activity of primary school children.

Research methods: analysis of scientific literature, questionnaires, pedagogical testing, methods of mathematical statistics.

The results of the study. According to the questionnaire survey of parents of primary schoolchildren in Krasnodar, it was found that the proportion of boys engaged in sports sections is statistically significantly higher than that of girls. It was revealed that the volume of physical activity of younger schoolchildren, on average, is 4-5 hours a week, while girls more successfully fulfill the regulatory requirements of the RWD (Ready for Work and Defense) complex of I-II stages than their male peers do. The correlation analysis made it possible to determine the dependence of the indicators of physical fitness of children on the volume of their physical activity. It was also found that an increased amount of physical activity positively and reliably affects the level of readiness of younger schoolchildren to perform certain tests of the RWD. It was revealed that an increase in the time parameters of physical activity of younger schoolchildren has a different effect on the readiness to fulfill certain standards of the RWD complex.

Conclusion. The conducted research allows us to state the presence of a statistically significant positive interdependence between the time parameters of physical activity and

most indicators of the physical qualities of younger schoolchildren; it was revealed that the amount of physical activity positively and reliably affects the level of readiness of children to perform certain tests of the RWD.

Keywords: RWD (Ready for Work and Defense) complex, primary school age students, physical activity, physical fitness, regulatory requirements, correlation analysis.

References:

1. Ambartsumyan N.A., Ambartsumyan S.P. Arshinnik A.L. Karakulin M.V. Maksimenko V.I. Thorev On the question of the state of motor activity of school-age children. Aktual'nye voprosy fizicheskoj kul'tury i sporta: Trudy nauchno-issledovatel'skogo instituta problem fizicheskoj kul'tury i sporta KGUFKST [Actual Issues of Physical Culture and Sports: Proceedings of the Research Institute of Problems of Physical Culture and Sports KSUFKST]. Krasnodar: KSUFKST, 2020, vol. 22, pp. 12-17. (in Russian).

2. Arshinnik S.P. All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready For Work And Defense" as a Standard of Physical Fitness of the Population of Russia. Inte-grativnye kommunikacii v sporte i turizme: obrazovanie, tendencii, mezhdunarodnyj opyt. Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Integrative Communications in Sports and Tourism: Education, Trends, International Experience: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference With International Participation]. Krasnodar: KSUFKST, 2016, pp. 7-13. (in Russian).

3. Arshinnik S.P., Dudka G.N., Thorev V.I., Shubina N.G. On the issue of developing the structure and content of a physical culture lesson aimed at preparing for the implementation of the standards of the TRP complex. Peda-gogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-Psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports], 2017, vol.12, no. 2, pp. 73-81. (in Russian).

4. Arshinnik S.P., Ambartsumyan N.A., Dudka G.N., Thorev V.I., Frolova N.D. Dynamics of readiness of students of the city of Krasnodar to perform TRP tests of the II stage.

Uchenyezapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University], 2020, no 11 (189), pp. 28-33. (in Russian).

5. Arshinnik S.P., Dudka G.N., Malashenko K.V., Pushkarny M.Yu., Thorev V.I. The impact of the Coronavirus pandemic on the degree of readiness of students in Krasnodar to fulfill the standards of the TRP complex of the I stage. S.P. Arshinnik, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University], 2021, no 6 (196), pp. 18-25. (in Russian).

6. Arshinnik S.P., Gildash M.V., Thorev V.I. The degree of readiness of adolescents aged 11-12 years living in the Krasnodar Territory to fulfill the standards of the TRP complex of the III stage. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University], 2022, no 3 (205), pp. 3-9. (in Russian).

7. Arshinnik S.P., Aldarova L.M., Ambartsumyan N.A., Kostenko E.G., Thorev V.I. The relationship between the degree of readiness to meet the regulatory requirements of the VFSK TRP and the level of physical activity of younger schoolchildren. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University], 2022, no 6 (208), pp. 36-42. (in Russian).

8. Butko M.A. To the Problem of Deficiency of Motor Activity of Children of Primary School Age. Kul'tura fiziches-kaya izdorov'e [Physical culture and health], 2015, no 2 (53), pp. 60-62. (in Russian).

9. Kokaeva I.Yu. Physical activity as a means of improving the health of younger schoolchildren. Vsb.: Innova-cionnye tekhnologii v fizicheskom vospitanii i sporte. Ma-

terialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoj 40-letiyu fakul'teta fizicheskoj kul'tury Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta im. L.N. Tolstogo [In the Collection: Innovative Technologies in Physical Education and Sports: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference With International Participation Dedicated To the 40th Anniversary of the Faculty Of Physical Culture of the Tolstoy Tula State University]. 2017, pp. 266-273. (in Russian).

10. Regulations on the All-Russian Physical culture and Sports complex "Ready for work and Defense" (GTO)" (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 540 of June 11, 2014) Available at: http:// www.gto.ru/files/uploads/documents/5abb8be0eaec6. pdf . - (Accessed 03.07.2022). (in Russian).

11. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation No. 90 dated February 12, 2019 "On approval of state requirements of the All-Russian Sports complex "Ready for work and Defense" (TRP)". Available at: URL:https:// www.gto.ru/files/uploads/documents/5c8a217b493d3. pdf. - (Accessed 03.07.2022). (in Russian).

12. Sedykh N.V., Vinogradskaya O.V., Pimonova T.N. Possibilities of increasing the motor activity of schoolchildren 10-12 years old. Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya tre-nirovka [Physical Education and Sports Training], 2018, no 1 (23), pp. 51-56. (in Russian).

Поступила / Received 04.08.2022

Принята в печать / Accepted 29.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.