Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воробьева И.В.

В статье рассматривается взаимосвязь индивидуально-психологических качеств таких как, тип темперамент и уровень интеллекта с социометрическим статусом в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL QUALITIES AND SOCIOMETRIC STATUS IN ADOLESCENCE

The article examines the relationship between individual psychological qualities such as, type of temperament and level of intelligence with sociometric status in adolescence.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

занимавшихся никакими видами спорта до поступления в вуз и представителей других видов спорта по сравнению со студентами занимавшихся баскетболом до поступления. У последних большой разброс индивидуальных показателей.

Использованные источники:

1. Аракчеев Д.А. Развитие двигательных способностей у студентов посредством игры в баскетбол / Аракчеев Д.А., Зуева И.А. // «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»: матер XV студенческой междунар. заоч. науч.-практ. конф. (август 2014г) / [Электронный ресурс]. — Режим доступа:—URL:http://www.nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/8(15).pdf — С. 55—61

2. Беляева, А.В., Савина М.В.. Волейбол - ТВТ Дивизион, 2009. -360с.

3. Вари П. 1000 упражнений игры в баскетбол: Перевод с француз. Общая редакция Л.Ю. Поплавского - БК "Денди-Баскет", 1997. - 210 с.

4. Зотин В.В.,Мельничук А.А.Инновационные технологии подготовки профессиональных спортсменов и команд игровых видов спорта//сб.тр.науч.практ.конф."Инновационные технологии в подготовке спортсменов". - Москва,2014. - С.68-69

УДК 159.9

Воробьева И.В. студент, 4 курс факультет «Психологии и педагогики» Елабужский институт Казанский (Приволжский) федеральный университет научный руководитель: Исмаилова Н.И.

старший преподаватель кафедра психологии Россия, г. Елабуга ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация: В статье рассматривается взаимосвязь индивидуально -психологических качеств таких как, тип темперамент и уровень интеллекта с социометрическим статусом в подростковом возрасте.

Ключевые слова: подростковый возраст, темперамент, интеллект, социометрический статус.

Vorobyova I. V. Student

4 training, faculty of psychology andpedagogy Elabuga institute of Kazan (Volga Region) federal university

Yelabuga, Russia Supervisor: Ismailova N.I.

Senior lecturer in psychology THE RELATIONSHIP OF INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL QUALITIES AND SOCIOMETRIC STATUS IN ADOLESCENCE

Abstract: the article examines the relationship between individual psychological qualities such as, type of temperament and level of intelligence with sociometric status in adolescence.

Key words: adolescence, temperament, intelligence, and sociometric status.

Все дети различны, и это характеризует их реакции на те, или иные педагогические ситуации. Однако вопросы диагностики индивидуально психологических качеств личности и их связь с успешностью обучения исследованы недостаточно.

Индивидуальные психологические качества, такие как темперамент и интеллект - широко исследуется в мировой науке, однако, очень мало работ, посвящено изучению интеллекта и темперамента учащихся как природной основы личности ребенка.

Проблема адаптации к новым условиям во многом определяется успешностью взаимодействия с людьми. Удовлетворенность общением с другими людьми актуальна в любом возрасте. Более адаптированными и более успешными оказываются те люди, которые пользуются адекватной социальной поддержкой, поскольку она удовлетворяет потребности быть защищенным, признанным, принадлежать общности и иметь возможность к самореализации. Особенно проблема удовлетворенности

взаимоотношениями со сверстниками актуальна в подростковом возрасте, когда общение становится ведущим сферой деятельности. Удовлетворенность подростка общением часто определяется его социометрическим статусом. От того, принят подросток или не принят сверстниками может зависеть его самооценка, которая во многом определяет образ «Я - будущего», и влияет на поведение и психологическое благополучие подростка. Психологическое неблагополучие подростков, связанное с нарушением отношений со сверстниками имеет различные последствия: школьные прогулы, бродяжничество, токсикоманию, наркоманию, самоубийства и т.д.

Если подросток находится на нижнем уровне межличностных отношений, то состояние психологической изоляции может послужить источником тяжелых осложнений в дальнейшем развитии личности.

Школьные психологи и педагоги часто сталкиваются с проблемой изолированных и отверженных детей, и, несмотря на то, что эта проблема

изучалась в психологии и педагогике, проблема формирования взаимоотношений в группах подростков остается открытой.

Известно, что социометрический статус подростка в группе связан с его индивидуально психологическими качествами. Исследование таких особенностей личности, как интеллект и темперамент имеет давнюю историю. Этой проблемой занимались такие ученые как Я. Стреляу, В.Н. Дружинин, В.С.Мерлин, В.М. Русалов, и др.. Но, взаимосвязь этих факторов с социальным статусом подростка в группе исследована недостаточно. В связи с этим, исследуемая в данной статье проблема является актуальной и требует дальнейшего изучения.

Социальное положение в коллективе во многом зависит от индивидуальных особенностей участников взаимодействия. Разделяют 4 статусные группы:

-статус «Звезда» - такие люди притягивают к себе других людей, обычно «ведут» за собой людей, они дружелюбные, жизнерадостные, отзывчивые, не конфликтны;

-статус «Принятые» - этот статус является самым благоприятным. С этими людьми хотят общаться, они чувствуют себя комфортно в коллективе, к ним тянутся другие;

-статус «Не принятые»- этот статус является менее благоприятным. В коллективе сверстников у них обычно мало друзей, чаще всего 1 близкий друг;

-статус «Отверженные» - такие дети часто являются незаметными в коллективе, другие часто избегают контакта с ними.

В современном развитом обществе уровень интеллекта человека играет очень важную роль в его жизни. Различия этого уровня в значительной мере определяют то социальное положение, которое люди занимают в обществе. Например, если у подростка низкий уровень интеллекта, то возможно, что у него будут проблемы с общением со сверстниками, так как, дети зачастую предпочитают общаться с более успешными учениками. Но и с другой стороны некоторые дети негативно относятся и к тем ученикам, которые преуспевают в учебе, так как считают их «зубрилками» и «ботаниками». В основном дети, которые имеют средние показатели интеллектуальных способностей, становятся лидерами в коллективе, и легко находят общий язык со сверстниками.

По типу темперамента также можно определить будут ли успешными отношения между сверстниками в коллективе. Выделяют 4 типа темперамента:

-Холерики; -Флегматики; -Сангвиники; -Меланхолики.

Холерики отличаются повышенной возбудимостью, действия

прерывисты. Им свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Дети с таким типом темперамента скорее всего будут лидерами в коллективе сверстников. Флегматики характеризуются сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Ровны в отношениях, в меру общительны, не любят попусту болтать. Дети с таким типом темперамента обычно имеют статус «принятые», но бывает и так что они могут иметь статус «отверженные». Сангвиники быстро приспосабливаются к новым условиям среды, быстро сходятся с новыми людьми, очень общительны. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания неглубоки. Дети с таким типом темперамента часто имеют статус «звезды» и «предпочитаемые». У меланхоликов реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств, при их слабом выражении. Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. Дети с таким типом темперамента чаще всего имеют статус «отверженные».

Особую актуальность приобретают исследования индивидуально -психологических качеств и их влияние на статус в группе в связи с тем, что общение является ведущей сферой деятельности в подростковом возрасте.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы могут быть использованы педагогами и практическими психологами, работающими с подростками, например во время тренингов, направленных на взаимодействие личности и группы как социальной общности и стили взаимодействия с группой, а также коррекционно-развивающих занятий по исправлению недостатков характера, мешающих адаптации субъекта в группе.

Использованные источники:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов - М.: Аспект-Пресс, 2002.

2. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.

3. Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004.

4. Слободская Е.Р. Темперамент как фактор приспособления личности в критические периоды развития.- Новосибирск, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.