ВЫВОДЫ
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать выводы о невысоком уровне сформированности мотивационно-ценностного компонента производственно-технологической компетенции будущих химиков. Так как данный компонент производственно-технологической компетенции направлен на развитие навыков самостоятельной работы, самообразования и саморазвития, способствует повышению интереса к будущей профессиональной деятельности, проявлению творческого подхода, повышению интереса к будущей профессии, возникает необходимость его целенаправленного формирования.
Мы считаем, что развитие мотивационно-ценностного компонента производственно-технологической компетенции у будущих химиков следует осуществлять через демонстрацию примеров из деятельности видных ученых химиков, особенно их исследовательской деятельности; анализ современного состояния химической промышленности, достижений в области производства новых материалов и веществ, разработки новых технологий; изучения новинок производственных процессов, организацию самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сластенин В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов пед. вузов /, В.А. Сласте-нин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - Москва : Академия, 2002. - 576 с.
2. Петровский А.В. Общая психология / А.В. Петровский. - Москва : Просвещение, 1976.
- 479 с.
3. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека : учебное пособие / В. Д. Шадриков. - Москва : Логос, 2008. - 320 с.
REFERENCES
1. Slastenin, V.A., Isaev, I.F. and Shiyanov, E.N. (2002), Pedagogy: manual, Academy, Moscow.
2. Petrovsky, A.V.(1976), General Psychology, Education, Moscow.
3. Shadrikov, V.D. (2008), Psychology of human activity and ability: textbook, Logos, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.01.2021
УДК 796.323
ТЕМПЕРАМЕНТ И ВЫБОР АМПЛУА В БАСКЕТБОЛЕ
Светлана Данисовна Мишнева, старший преподаватель, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург
Аннотация
В статье сделана попытка рассмотреть одну из проблем современной подготовки в баскетболе, которая заключается в выявлении оптимального игрового амплуа каждого спортсмена. Характер и темперамент спортсмена детерминирован генотипом, поэтому учет этих черт, а также свойств нервной системы, могут определить успешный выбор амплуа игрока и игровой деятельности в целом. Проведено исследование по тесту «Тип темперамента» у студентов сборной команды УрГУПС по баскетболу. Одновременно с анкетированием определены игровые амплуа спортсменов и выявлена взаимосвязь этих характеристик с их видом высшей нервной деятельности. Раскрыты закономерности и даны рекомендации в совершенствовании психологической подготовки в учебно-тренировочном процессе.
Ключевые слова: темперамент, амплуа, баскетбол, психологическая подготовка, учебно-тренировочный процесс.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p248-253
TEMPERAMENT AND ROLE SELECTION IN BASKETBALL
Svetlana Danisovna Mishneva, the senior teacher, Ural state University of Railway Transport,
Ekaterinburg
Abstract
The article attempts to consider one of the problems of modern training in basketball, which is to identify the optimal playing role of each athlete. The character and temperament of an athlete is determined by the genotype, so taking into account these traits, as well as the properties of the nervous system, can determine the successful choice of the role of a player and gaming activities in general. A study was conducted on the test "Temperament type" in students of the national team of USUPS in basketball. Simultaneously with the survey, the game roles of athletes were determined and the relationship of these characteristics with their type of higher nervous activity was revealed. The regularities are revealed and recommendations are given in improving psychological training in the educational and training process.
Keywords: temperament, role, basketball, psychological preparation, educational and training
process.
ВВЕДЕНИЕ
В современном баскетболе, где из года в год меняются правила игры, игрокам и тренерам необходимо не только совершенствовать индивидуальные технические элементы, но и тактические схемы. Появилась необходимость уделять все больше внимания психологической подготовке игроков различного амплуа. Многие черты характера спортсмена предопределены генотипом, поэтому свойства нервной системы, темперамента и характера могут определить успешный выбор игрового амплуа и игровой деятельности в целом. Спорт это тот вид деятельности, где возможно развитие не только физических качеств личности, но и развитие таких психологических качеств как мышление, память, внимание, сила воли, самоконтроль, мотивация. В каждом типе темперамента есть те психологические качества, которые способствуют достижению желаемого результата в любом игровом амплуа [1].
Данная тема является актуальной, так как в современном мире, спорт уже не мыслим без индивидуального подхода. В учебно-тренировочном процессе тренер учитывает не только антропометрические и морфологические особенности, его функциональную подготовленность, но и психофизиологические особенности каждого игрока. Поэтому в таком виде спорта как баскетбол темперамент является одним из главных звеньев в тактической подготовке команды, у каждого игрока на площадке есть своя определенная роль, которая называется игровым амплуа и этот выбор связан с тем видом высшей нервной деятельности (ВНД), которым обладает игрок.
Наше исследование направлено на изучение высшей нервной деятельности человека и один из её видов - темперамент. Под темпераментом понимают свойства, характеризующие динамические особенности, поведение и психические процессы человека. Впервые об это заговорили еще в Древнем мире. Именно тогда Гиппократ описал четыре его типа: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик [2, 3].
В баскетболе игроку необходимо обладать быстрой реакцией, пластичностью, высоким темпом передвижений, мгновенностью переработки информации и принятием оптимально правильного решения. Гарантией успеха выбора не только этого вида спорта, но и игрового амплуа будет понимание тренером, какой у игрока ритм и темп мышления, скорость, направленность и интенсивность психологических процессов ВНД, т.е. динамические особенности, поведение и психические процессы человека. Для этого тренерам необходимо провести определенную психологическую диагностику молодых спортсменов, которая позволит выявить их тип темперамента. Учитывая также, что в стрессовых ситуациях молодые и неопытные спортсмены могут оказаться не готовыми к психологи-
чески сложным ситуациям, если не уделять этому достаточного времени в ходе тренировочного процесса, в дальнейшем в процессе психологической подготовки необходимо в предсоревновательном периоде реализовывать свои резервные возможности организма. Это позволит молодым игрокам приобрести уверенность в себе, повысит психологическую готовность к соревновательной деятельности [3].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализируя литературные источники, мы видим, какими психологическими свойствами личности должны обладать игроки разных амплуа в баскетболе. Термин «спортивное амплуа» отражает специфику функций отдельных спортсменов в командных видах спорта. В нашем исследовании рассматривается такой вид спорта как баскетбол. Рассмотрим характеристики игровых позиций подробнее. В баскетболе существует пять позиций игроков на площадке: разыгрывающий игрок, защитник, легкий форвард, тяжелый форвард и центровой.
Цель исследования - выявить преобладающие черты темперамента спортсмена и определить связь типов темперамента с игровым амплуа баскетболиста.
Нами проведено экспериментальное исследование, тест «Тип вашего темперамента» (https://www.psychologos.ru/articles/view/test-tip-vashego-temperamenta). В анкетировании приняли участие игроки, состоящие в мужской сборной команде Уральского государственного университета путей сообщения по баскетболу. Анкета, выбранная для исследования, состоит из 4 частей, в каждой части по 10 утверждений, на которые следовало дать положительный или отрицательный ответ.
Последовательность проведения анализа результатов:
1. Подсчет общего количества положительных ответов (А);
2. Подсчет количества положительных ответов в каждой части (каждая из четырех частей соответствует типу темперамента) (А.:А1,А2Д3,А4);
3. Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента
А
(РО по формуле: Р =—^ЮОУо , полученные результаты означают, какую часть в
' А
темпераменте составляет каждый из этих типов [4].
4. По наибольшему числу выбрать тип темперамента, который больше всего проявляется у каждого баскетболиста.
По результатам эксперимента мы выявили, что если результат по одному из типов равен 40% или выше, то данный тип темперамента у игроков является доминирующим. Если результат, по типу равен 30-39%, то черты характерные для этого типа, выражены у баскетболистов достаточно ярко. Если результат, равен 20-29% то уровень выраженности характерных для этого типа темперамента черт у человека средний. И если же результат составил 10-19%, то черты данного типа темперамента выражены слабо. Для более точного определения взаимосвязи типа темперамента человека с баскетбольным амплуа, баскетбольную команду поделили на категории. К первой категории в количестве 6 человек относятся центровые и тяжелые форварды, ко второй категории - 9 человек, защитники и разыгрывающие, к третьей категории - 10 человек легких форвардов. Результаты проведенного эксперимента представлены в виде диаграмм (рисунки 13). Анализ результата вида ВНД баскетболистов таких амплуа как центровой и тяжелый форвард, из шести баскетболистов
17%
33% меланхолик
холерик
17%
флегматик
■ сангвиник
33%
Рисунок1
■ Тип темперамента Центровых и Тяжелых форвардов
два игрока сангвиники и два флегматики, меланхолик и холерик по одному. На рисунке 1 видно, что в первой категории большинство спортсменов флегматики и сангвиники, и это вполне объяснимо, т.к. у таких баскетболистов вид ВНД очень подходит к их игровому амплуа.
Положительно сказываются характеристики сангвиников и флегматиков для достижения максимального результата, т.к. главной целью центровых и тяжелых форвардов является борьба за отскок мяча после броска, подбор на своем щите и на щите соперника, добивание мяча в корзину. Игроки этого амплуа должны быть выносливы, обладать физической мощью, высоким ростом и быть хорошо координированы. Обычно это самые высокорослые члены команды. Им необходимо обладать атлетическими способностями и подвижностью. Основная задача у игроков этого амплуа сводится к борьбе под баскетбольным кольцом. Поэтому большинство человек в этом амплуа являются сангвиниками и флегматиками. Первые предпочитают быструю смену обстановки, многозадачность и активность. Эти игроки умеют контролировать свои эмоции и не распылять свои силы. Вторые очень ценны на баскетбольной площадке, они упорны и настойчивы в работе, спокойны и уравновешенны в любой сложной ситуации.
Результат исследования защитников и разыгрывающих показал, что из девяти баскетболистов имеющих эти амплуа, по три человека имеют тип темперамента холерика и сангвиника (рисунок 2). Два игрока - меланхолики и один - флегматик, этим баскетболистам с данным видом ВНД очень сложно пройти спортивный отбор и составить конкуренцию своим партнерам по команде.
Положительным моментом в данной категории является взаимосвязь холериков и сангвиников с их игровыми позициями. Анализируя литературные источники, мы знаем, что холерики способны мгновенно реагировать на сложившуюся ситуацию на площадке, но в тоже время им сложно себя контролировать на протяжении длительного промежутка времени, и поэтому они могут очень быстро эмоционально «сгореть» и израсходовать свои силы и энергию.
Нами установлено, что во многих спортивных коллективах, капитанами избираются игроки с темпераментом сангвиника, т.к. эти люди умеют владеть собой, вести за собой команду, они выносливы и обладают большим потенциалом. Также они не могут существовать без общения и поддержки, поэтому им импонируют все командные виды
спорта.
Самые многочисленные игровые амплуа в каждой баскетбольной команде это легкие форварды, в нашей команде их 10 человек (рисунок 3). По три человека сангвиников, холериков и флегматиков и один человек меланхолик. Форварды в баскетболе отличаются хорошо поставленным броском со средней дистанции. Эти игроки всегда нацелены на атаку кольца, обладают такими качествами как быстрота, чувство мяча, высокими координационными способностями. Баскетболистам на этой игровой позиции необходимо решать оперативные задачи в ультрабыстром темпе. Они являются лидерами в своих коллективах, и им дове-
Рисунок 2 -
Тип темперамента Защитников и Разыгрывающих
Рисунок 3 - Тип темперамента Легких форвардов
ряют завершать многочисленные комбинации броском в корзину соперника.
С поставленными задачами легко справляются флегматики, им свойственны стремление к поставленной цели, невозмутимость характера и настроения. Игроки с таким типом темперамента незаменимы на игровой площадке, они являются хладнокровными, уравновешенными исполнителями поставленной задачи, способны выдерживать стрессовые ситуации и серьезные эмоциональные нагрузки. В баскетболе, где требуется множество предварительных расчетов и размышлений этим игрокам очень комфортно.
Так же на позиции легких форвардов комфортно себя чувствуют сангвиники. Они в команде являются душой коллектива, они общительны, не конфликтны и отзывчивы, способны не терять интерес к долгим и продолжительным тренировкам, что положительно сказывается на её эффективности.
Такой вид спорта как баскетбол очень подходит игрокам с таким видом темперамента как холерик, они справляются с требованиями на позиции легких форвардов и характеризуют себя как взрывные и вспыльчивые натуры. Им комфортно там, где есть скоростная, активная, быстрая и жесткая игра.
Самым малочисленным типом темперамента в каждой из групп оказался меланхолик. Из всей команды, людей с этим типом всего 4 человека. И это не удивительно, т.к. в игровых видах спорта людям с таким темпераментом психологически не комфортно. У меланхоликов спокойствие и комфорт стоят на первых местах при выборе, какой либо деятельности. Меланхолики могут оказаться и на баскетбольной площадке, но при этом им очень сложно себя мотивировать на достижение максимального результата. Такому типу темперамента доставляет удовольствие сам учебно-тренировочный процесс, и все то, что отвлекает их от собственных мыслей. По своим психологическим качествам такие люди выбирают те виды спорта, где не требуется долгой предварительной подготовки, спокойный и вдумчивый тренировочный процесс.
ВЫВОДЫ
В баскетболе не стоит пренебрегать исследованиями о видах высшей нервной деятельности и о темпераменте в частности. Ведь благодаря этим знаниям можно за короткий промежуток времени добиться высоких результатов в физической и психологической подготовке, различных технических и тактических элементов подготовки и достичь желаемой цели в учебно-тренировочном процессе и соревновательной деятельности. По нашему мнению, необходимо применять следующие рекомендации:
1. Определение амплуа баскетболиста на ранних этапах многолетней подготовки. Применение комплексного принципа в спортивной ориентации спортсмена, куда включаются психологические показатели и перечень критериев пригодности баскетболиста к конкретной игровой позиции на площадке.
2. Контроль динамики становления психофизиологических качеств игрока и подготовленность баскетболиста к требованиям игрового амплуа.
3. Использование в учебно-тренировочном процессе рационального и индивидуального подбора средств и методов обучения для лучшего освоения технико-тактических элементов.
Наилучший результат достигается, если тренер-преподаватель применяет рекомендации психолога на протяжении всех этапов совершенствования. Всесторонняя информированность педагога о психологических особенностях каждого из игроков позволяет корректировать цели и задачи учебно-тренировочного процесса и дает возможность совершенствоваться отдельным игрокам и команды в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Катрич Л.В. Характеристика функциональных возможностей центральной нервной системы при занятии различными видами спорта / Л.В. Катрич, Я.Е. Бугаец, А.С. Куракин // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2008. - № 4 (60). - С. 28-31.
2. Поповская М.Н. Психофизиологические особенности баскетболистов разного амплуа / М.Н. Поповская, С.Н. Силантьев, И.И. Таран // Теория и практика физической культуры - 2015. -№ 6 (120). - С. 23-25.
3. Шогенов Р.Х. Роль темперамента в спорте / Р.Х. Шогенов, С.М. Ветлицкая // Международный студенческий научный вестник - 2017. - № 6 (230). - С. 93-96.
REFERENCES
1. Katrich, L.V., Bugaets, Ya.E. and Kurakin, A.S. (2008), "Characteristic of the functional capabilities of the central nervous system when taking various sports", Physical culture, sports-science and practice, №э.4 (60), pp. 28-31.
2. Popovskaya, M.N., Silantev, S.N. and Taran, I.I. (2015), "Psychophysiological features of basketball players of different roles", Theory and practice ofphysical culture, №э. 6 (120), pp. 23-25.
3. Shogenov, R.K. and Vetlitskaya, S.M. (2017), "Role of temperament in sports", International Student Scientific Bulletin, №э.6 (230), pp. 93-96.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.01.2021
УДК 796.035
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МИНИ-ФУТБОЛУ ЛИЦ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Евгений Сергеевич Муринчик, ассистент, Алексей Николаевич Воскобойников, ассистент, Роман Алексеевич Грицкевич, ассистент, Владивостокский государственный
университет экономики и сервиса
Аннотация
В данной статье представлен фрагмент исследования, направленного на обоснование курса занятий по мини-футболу на спортивно-оздоровительном тренировочном этапе в условиях смешанной группы занимающихся. Доказано позитивное, статистически достоверное влияние занятий мини-футболом в смешанного группе на показатели развития скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей у детей с легкой умственной отсталостью.
Ключевые слова: инклюзивное образование, мини-футбол, интеллектуальные нарушения.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p253-256
FEATURES OF TRAINING MINI-FOOTBALL INDIVIDUALS WITH MILD MENTAL RETARDATION IN INCLUSIVE EDUCATION
Evgeniy Sergeevich Murinchik, the assistant, Aleksey Nikolaevich Voskoboinikov, the assistant, Roman Alekseevich Gritskevich, the assistant, Vladivostok State University of Economics
and Service
Abstract
This article presents the identification of the attitude of young children and their parents to inclusive education. An experiment was carried out, its results of the pedagogical experiment showed that the experiment was carried out by the group conducted the course, surpassing the control group in all indicators of control tests.
Keywords: inclusive education, mini-football, intellectual deviations.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из результатов гуманистического развития современного общества можно считать инклюзивное образование [2]. Суть его заключается в том, что дети с ограничен-