Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ФАКТОРОВ СТРЕССА И КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФАКТОРОВ СТРЕССА И КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
278
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ПСИХОСОМАТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КАРЬЕРА / ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дейнега Надежда Владимировна

Цель. Изучение взаимосвязи факторов стресса и карьерных ориентаций у студентов-дефектологов разных курсов. Процедура и методы. Автором проведён анализ динамики становления личностно-профессиональной компетентности студентов - будущих дефектологов. Одним из факторов, влияющих на становление личности в этой профессии, является стресс, вызванный социально-экономической и личной ситуацией индивида. В статье представлен результат выявления триггерных точек, влияющих на уровень стресса в процессе овладения будущей профессией. Проведённый однофакторный дисперсионный анализ позволил определить корреляционные совпадения проведённых методик на респондентах с помощью следующих инструментов: методика «Якоря карьеры» Э. Шейна (перевод и адаптация В. Э. Винокурова, В. А. Чикер, где n=88), «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера (адаптация Ю. Л. Ханин), «8-факторный личностный опросник» Ч. Д. Спилбергера (адаптация О. М. Радюк). Результаты. Результаты общего корреляционного анализа показали два устойчивых блока взаимосвязанных между собой показателей. Первый блок состоит из двух ключевых элементов, сопряжённых между собой, - это «интерес» и «стабильность места жительства». Второй блок включает личностные особенности и стабильность работы. Рассмотрены особенности данных взаимосвязей у студентов на разных курсах обучения. Теоретическая и/или практическая значимость. Выявленные взаимосвязи подтверждают перспективность подхода, заключающегося в воздействии на реперные точки для усиления динамики становления личностно-профессиональной компетентности студентов-будущих дефектологов через систему учебной, педагогической и преддипломной практики; также этот подход позволяет снизить уровень стресса и повысить уровень покладистости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дейнега Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF STRESS FACTORS AND STUDENTS' CAREER ORIENTATIONS

Aim. To study the relationship between stress factors and career orientations in students of speech pathologists from different courses. Methodology. The author analyzes the dynamics of personal and professional competence formation in students-future speech pathologists, one of the factors affecting the personality formation in the profession is stress caused by the socio-economic and personal situation of an individual. The article presents the result of identifying trigger points that affect the level of stress in the process of mastering future profession. The conducted one-factor analysis of variance determines the correlation matches of the methods performed on the respondents (n=88) the method of “Career Anchors” by E. Shane (translation and adaptation by V. E. Vinokurova, V. A. Chiker), “The scale of assessment of the level of reactive and personal anxiety” by Ch. D. Spielberger (adaptation by Yu. L. Khanin), “8-factor personality questionnaire” by Ch. D. Spielberger (adaptation by O. M. Radyuk) Results. The results of the general correlation analysis showed two stable blocks of interrelated indicators. The first block contains two key elements related to each other, they are “interest” and “stability of the place of residence”. The second block includes personal characteristics and job stability. The features of these relationships among students at different courses of study are considered. Research implications. The revealed interrelations confirm the prospects of the approach consisting in influencing the reference points to strengthen the dynamics of the formation of personal and professional competence of students- future speech pathologists through the system of educational, pedagogical and pre-graduate practice, which allows to reduce the level of stress and increase the level of service.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ФАКТОРОВ СТРЕССА И КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ»

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. КОГНИТИВНАЯ ЭРГОНОМИКА

УДК 159 . 99

Б01: 10.18384/2310-7235-2021-3-116-128

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФАКТОРОВ СТРЕССА И КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ

Дейнега Н. В.

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская

Федерация

Аннотация

Цель. Изучение взаимосвязи факторов стресса и карьерных ориентаций у студентов-де-фектологов разных курсов.

Процедура и методы. Автором проведён анализ динамики становления личностно-про-фессиональной компетентности студентов - будущих дефектологов. Одним из факторов, влияющих на становление личности в этой профессии, является стресс, вызванный социально-экономической и личной ситуацией индивида. В статье представлен результат выявления триггерных точек, влияющих на уровень стресса в процессе овладения будущей профессией. Проведённый однофакторный дисперсионный анализ позволил определить корреляционные совпадения проведённых методик на респондентах с помощью следующих инструментов: методика «Якоря карьеры» Э. Шейна (перевод и адаптация В. Э. Винокурова, В. А. Чикер, где п=88), «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера (адаптация Ю. Л. Ханин), «8-факторный личностный опросник» Ч. Д. Спилбергера (адаптация О. М. Радюк).

Результаты. Результаты общего корреляционного анализа показали два устойчивых блока взаимосвязанных между собой показателей. Первый блок состоит из двух ключевых элементов, сопряжённых между собой, - это «интерес» и «стабильность места жительства». Второй блок включает личностные особенности и стабильность работы. Рассмотрены особенности данных взаимосвязей у студентов на разных курсах обучения. Теоретическая и/или практическая значимость. Выявленные взаимосвязи подтверждают перспективность подхода, заключающегося в воздействии на реперные точки для усиления динамики становления личностно-профессиональной компетентности студентов-будущих дефектологов через систему учебной, педагогической и преддипломной практики; также этот подход позволяет снизить уровень стресса и повысить уровень покладистости.

© СС БУ Дейнега Н . В. , 2021.

Ключевые слова: стресс, психосоматика, профессионально-личностные компетенции, карьера, психология труда

THE RELATIONSHIP OF STRESS FACTORS AND STUDENTS' CAREER ORIENTATIONS

N. Deinega

Moscow Region State University

24 Veri Voloshinoy ul, Mytrnhshi 141014, Moscow Region, Russian Federation Abstract

Aim. To study the relationship between stress factors and career orientations in students of speech pathologists from different courses.

Methodology. The author analyzes the dynamics of personal and professional competence formation in students-future speech pathologists, one of the factors affecting the personality formation in the profession is stress caused by the socio-economic and personal situation of an individual. The article presents the result of identifying trigger points that affect the level of stress in the process of mastering future profession. The conducted one-factor analysis of variance determines the correlation matches of the methods performed on the respondents (n=88) the method of "Career Anchors" by E. Shane (translation and adaptation by V. E. Vinokurova, V. A. Chiker), "The scale of assessment of the level of reactive and personal anxiety" by Ch. D. Spielberger (adaptation by Yu. L. Khanin), "8-factor personality questionnaire" by Ch. D. Spielberger (adaptation by O. M. Radyuk)

Results. The results of the general correlation analysis showed two stable blocks of interrelated indicators. The first block contains two key elements related to each other, they are "interest" and "stability of the place of residence". The second block includes personal characteristics and job stability. The features of these relationships among students at different courses of study are considered.

Research implications. The revealed interrelations confirm the prospects of the approach consisting in influencing the reference points to strengthen the dynamics of the formation of personal and professional competence of students- future speech pathologists through the system of educational, pedagogical and pre-graduate practice, which allows to reduce the level of stress and increase the level of service.

Keywords: stress, psychosomatics, professional and personal competencies, career, labor psychology

Введение

Исследования, посвящённые построению карьеры студентов разных курсов, приобретают актуальность в современном обществе . По мнению Л . М . Митиной, «...существует четыре стадии профессионального становления личности Психологическими критериями успешного прохож-

дения первой и второй стадий является зарождение и осознание профессиональных мотивов и намерений, третьей и четвёртой - становление профессиональной компетентности, которое проявляется в овладении операциональной стороной деятельности, положительным личностно-осмысленным отношени-

ем к своей профессии, в мастерстве и профессиональной творческости» [8, с . 29].

Постановка проблемы

Построение карьеры в современном обществе предъявляет к специалистам особые требования: высокий уровень мотивации достижения успеха, стрес-соустойчивость, работоспособность [6, с . 45]. Вопросы профессионального и жизненного пути рассматриваются в работах V. A . Chiker, A . I . Clinciu, R .J. Collie, N. Potirniche & R. G. Enache, Э .П . Утлик, Е.М . Климова, И .Н . Носс и др .

Российские учёные, начиная с 2000-х гг., активно изучают проблемы построения карьеры студентов, молодых учёных и специалистов Вопросы о карьерных ориентациях, поднятые в теории Э . Шейна, были рассмотрены также в работах Т. Д . Барышевой, Т. Д . Дубовицкой, А . С. Кужненковой, Е . Б . Маслова, Т. А . Тереховой,

С. Д . Чуркиной, А . В . Халудоровой .

В . А . Чикер считает, что «карьера -это один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека, достижение желаемого статуса и соответствующего ему уровня и качества жизни, а также достижение известности и славы» [9, c . 80].

Конструкт построения карьерного вектора, являясь непостоянной величиной, включает в себя постоянно меняющиеся под влиянием внешних и внутренних факторов кластеры (когнитивные, эмоциональные, психосоматические и профессионально-личностные) [2, с . 403]. Минимальные колебания факторов или сущностное изменение в одном из кластеров ведёт к появлению стресса у индивида Точечное воздействие на данные коле-

бания рассматривается как аттрактор поступательного движения субъекта по пути построения карьеры и достижения им поставленной цели в развитии карьеры

Запущенные пандемией долгосрочные процессы структурных изменений ведут к постоянному психическому напряжению не только руководителей и менеджеров, но и молодых специалистов, которые, окончив вузы, придут работать в разные организации . Суть данного явления заключается в том, что даже там, где стабильно закрываются штатные единицы и хватает навыков и знаний, чтобы успешно справляться со своими задачами на фоне постоянного, устойчивого стресса, информационного прессинга и невозможности прогнозирования отдалённого будущего, можно обнаружить нехватку квалификационных специалистов [6; 5; 7; 9].

В последние годы возрастает число специалистов, трудоустроенных не по специальности, что вызывает у таких работников стрессовые ситуации при выполнении профессиональной деятельности, снижает желание строить карьеру. В России доля тех, чья профессия никак не связана с полученным образованием, по данным ВЦИОМ, в 2019 г. составила 47% . На рынке труда 2021 г. находится большое количество работников с устаревшими навыками . Система образования и развития человеческого капитала не успевает оказывать услуги по обновлению, адаптации и развитию навыков у желающих устроиться на работу.

Существует большое количество определений стресса, но их всех объединяет следующий показатель - «эмоциональная реакция» («напряжение») .

Перемены часто являются источником стресса для человека, но без них не было бы развития человека . А для того, чтобы оно было полноценным, необходимо, чтобы окружающая среда постоянно менялась: затевались знакомства с новыми и разными людьми, появлялись разнообразные события и т. д . Всё это провоцирует сопровождаемые стрессом внутренние изменения в психоэмоциональном состоянии Такие перемены положительно влияют на индивида, но в случае, если, например, ему приходится резко сменить деятельность, место жительства, жизненную ситуацию, то ему становятся необходимы некие усилия и требуется время для приспособления и адаптирования к вновь сложившимся усло-виям[11, р . 66].

В своей работе З . М . Байнакитова даёт следующее определение психологическому стрессу при прохождении практик студентами: «Психологический стресс - это результат сильного нервного перенапряжения, вызванного каким-либо эмоциональным переживанием Любая сильная эмоция - как положительная, так и отрицательная, является стрессом для человека, особенно, если воздействует на него длительный период времени, поскольку сопровождается рядом физиологических процессов» [1, с . 45]. Опираясь на данное ей определение и считая практику основным рубежом для принятия решений в отношении карьерного развития, проследим некоторые последствия, связанные с уровнем стресса и этапами построения карьеры

Согласно А. П . Катунину: «...стрессовое состояние снижают успешность и качество выполнения своих долж-

ностных обязанностей у людей, включённых в профессиональную деятельность, или требуют дополнительных усилий для поддержания оптимального психофизиологического уровня Это, - как утверждает автор, - приводит к целому ряду социально-экономических и социально-психологических последствий: повышение текучести кадров; снижение удовлетворённости трудом; деформация личностных и характерологических качеств и т д », далее он утверждает, что «. всё это неизбежно заставляет работодателей предъявлять более высокие требования к профессиональной подготовке, состоянию морального духа, психологической подготовке, психическому здоровью, устойчивости психики сотрудников различных организаций в условиях специфической профессиональной деятельности» [3, с . 243].

Всё это возможно лишь в том случае, если индивид найдёт способ противостоять стрессовым ситуациям и впоследствии научится быстро адаптироваться к ним

Методы

В рамках исследования нами было продиагностировано восемьдесят восемь студентов первого, второго, третьего и четвёртого курсов факультета специальной педагогики и психологии (1 курс - 24 студента, 2 курс -18 студентов; 3 курс - 29 студентов и 4 курс - 17 студентов) . Возраст испытуемых - от 18 до 24 лет

С самого рождения индивид настроен на успех, и одной из составляющих построения успешной карьеры является планирование, а данная профессиональная компетенция строится на мотивации, цели и карьерных ори-

\V\9J

Рис. 1 / Fig. 1. Взаимосвязь показателей стресса и карьерных устремлений студентов / The relationship between stress indicators and students' career aspirations

Источник: данные автора .

ентациях. Данные параметры не являются статичными и на каждом курсе имеют поступательные изменения . Для выяснения основных карьерных ориентаций была использована методика Э . Шейна «Якоря карьеры», имеющая девять шкал: 1) стабильность работы, 2) вызов, 3) профессиональная компетенция, 4) стабильность места жительства, 5) предпринимательство, 6) менеджмент, 7) интеграция стилей жизни, 8) служение, 9) автономия (независимость)

«Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч . Д . Спилбергер, Ю . Л . Ханин) была применена нами для измерения состояния и уровня личностной тревожности . Особенности выбранной профессии - дефектолога - предполагают достаточно высокий уровень устойчивости личности, где под личностной тревожностью мы понимаем устойчивую индивидуальную характеристику, отражающую предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающую наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» нега-

тивных ситуаций, отвечая на каждую из них определённой реакцией . Как и предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определённых стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки и самоуважения Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени

Для оценки уровня нервного напряжения и выявления уровня эмоционального стресса нами был применён «8-факторный личностный опросник» Спилбергера-Радюка, содержащий восемь шкал: 1) интенсивность тревоги (тревога), 2) интенсивность любознательности (интерес), 3) частота тревоги (тревожность), 4) интенсивность агрессии (агрессия), 5) частота агрессии (агрессивность), 6) частота депрессии (депрессивность), 7) часто-

Рис. 2. / Fig. 2. Взаимосвязь личностных особенностей и карьерных устремлений / The relationship of personal characteristics and career aspirations Прим. : 2 - агрессия; 5 - любознательность; 6 - агрессивность; 8 - депрессивность; 12 -стабильность работы; 14 - служение; 15 - вызов.

Источник: данные автора .

Рис. 3. / Fig. 3. Взаимосвязь карьерных ориентаций и стресса студентов 1 курса / The relationship between 1st-year students' career orientations and stress Прим. : 9 - профессиональная компетентность, 18 - реактивная тревога.

Источник: данные автора

та любознательности (любознательность), 8) интенсивность депрессии (депрессия)

Результаты и обсуждение

Взаимосвязь оценивалась при помощи линейной корреляции с целью установить взаимосвязь факторов стресса и карьерных ориентаций испытуемых

Как мы видим на рис 1, в ходе обработки данных выделены два параметра, связанных между собой Первый блок содержит два ключевых сопряжённых друг с другом элемента - «интерес» и «стабильность места жительства» Поступление в вуз в подавляющем боль-

шинстве случаев связано с интересом к будущей профессии (её освещаемость в СМИ, семейный интерес, предполагаемые заработки и возможности) и с характерным региональным признаком, сочетаемым с географическим местоположением вуза: чем территориально ближе, тем предпочтительнее

Данный блок также имеет максимальное число корреляционных взаимосвязей. Фактор «интерес» положительно взаимосвязан с фактором «стабильность места жительства» (г = -0,24; р <0,05) . Данная взаимосвязь свидетельствует о том, что «стабильность места жительства» повышает интерес к выбранной для освоения профессии

Рис. 4. / Fig. 4. Взаимосвязь личностных особенностей и карьерных устремлений у студентов 2 курса / The relationship of 2nd-year students' personal characteristics

and career aspirations

Источник: данные автора

В итоге выявлена взаимосвязь между интересом к профессиональной деятельности и стабильностью места жительства (г = -0,24; р <0,05). Это свидетельствует о том, что повышенный интерес к выбранной работе снижает значимость постоянного места жительства Стабильность места жительства определяет личностную тревожность, а отсутствие такой стабильности приводит к повышению этой тревожности , т е , чем выше стабильность места жительства, тем ниже личностная тревожность (г=0,23; р<0,05) .

Важную роль для построения успешной карьеры и результативного обучения у будущих-дефектологов играют личностные качества и компетенции. Взаимообусловленность личностных особенностей представлена на рис 2

Результаты корреляции взаимосвязи карьерных ориентаций и стресса у студентов первого курса показали следующее: «агрессия», «депрессив-ность» и «автономия» выделены как ведущие факторы (рис. 3) .

На первом курсе профессиональная определённость достаточно низкая, т е студенты пока не видят себя

в профессии . Тем самым основное место занимают такие параметры, как автономность (способность и право в принятии важных решений) При этом при получении внешних реакций, отличных от намерений, первоначально вспыхивает «агрессия» и затем «депрессия» Между этими двумя параметрами невозможно выделить основной, т к они взаимосвязаны: например, материальная зависимость вызывает агрессивные проявления по отношению к родителям, принятию решений о подработке, на расчёт сил и времени (интеграция стилей жизни), и, как следствие, повышение реактивной тревоги, личностной тревоги, стресс, появление депрессии и краха первичных карьерных намерений

В итоге можно сделать следующий вывод: на первом курсе карьерные ориентации со стрессоустойчиво-стью - факторы, которые никак не взаимосвязаны между собой и зависят от индивидуально-личностных особенностей жизненно непосредственного опыта студентов, т е на первом курсе взаимосвязь есть, но она идёт на уровне

Рис. 5 / Fig. 5. Взаимосвязь показателей у студентов 3 курса / The relationship of 3rd-year students' indicators

Источник: данные автора .

депрессивности, автономии и агрессии и является опытом предыдущего .

На втором курсе ключевым фактором является «личностная тревога» . Сохраняется также склонность к автономии и тревожности . Помимо этого, появляется автономный блок трёх взаимосвязанных элементов: профессиональная компетентность, стабильность места жительства и служение (рис 4)

На втором курсе студенты дефектологических специальностей после прохождения адаптационного периода приступают к изучению профессионально направленных дисциплин и проходят ознакомительную практику. Тем самым у них укрепляется интерес к выбранной специальности, возрастает эмпатия (желание помочь), появляются сдвиги в профессиональной компетентности, приобретённые психолого-педагогические знания систематизируются в сознании . Так постепенно становятся ав-

тономиями личностная тревожность и стабильность места жительства, начинает формироваться профессиональная компетентность, которая взаимосвязана со стабильностью места жительства и служением, т е фактически служение формируется как профессиональная компетентность

На третьем курсе происходит кризисный момент: в этот период уже все студенты имеют представление о профессии дефектолога, и у них выходит на первый план профессиональный интерес. Именно этот ключевой элемент определяет взаимосвязь всех остальных факторов, в том числе карьерных ориентаций и стрессо-устойчивости . Когда мы включили в педагогическую практику задания по мониторингу рынка труда в непосредственной близости от места проживания, повысились уровни таких критериев, как «интерес», «стабиль-

Рис. 6. / Fig. 6. Взаимосвязь показателей у студентов 4 курса / The relationship of 4th-year students' indicators

Источник: данные автора .

ность работы», а также «сохранение автономии», а менее значимым фактором стал «профессиональная компетентность» . Большинство студентов на третьем курсе определились, куда пойдут работать после окончания образовательной организации (рис . 5) .

На четвёртом курсе на первый план снова выходит агрессивность и служение - ведущий элемент профессиональной компетентности . Поэтому с целью снижения агрессивности и проявления стрессогенных показателей нам необходимо формировать профессиональные компетенции, та-

кие как автономия и служение . Эти два фактора определяют проявление агрессивности личности . Результаты исследования показаны на рис . 6: все элементы коррелируют друг с другом, показывая стабильную взаимосвязь Автономность вновь становится одним из ведущих элементов: это подтверждается тем, что основная масса выпускников определилась с местом будущей работы или приняла решение продолжить обучение в магистратуре по профильному направлению Повышение такого качества, как автономность, усиливает депрессивность,

что говорит о нарастании стресса в связи с предстоящей итоговой аттестацией и желанием достичь поставленной перед собой цели . Желание стабилизировать свою личную жизнь (выйти замуж, «осесть», т. е . определить места жительства и работы) повышает личностную тревогу. На рис. 6 можно проследить сложные, и, тем не менее, неразрывные связи всех элементов, составляющих личностно-про-фессиональную компетентность выпускника

Ориентацию автономности на вызов и служение, воздействующие на уровень агрессивности и депрессии, которые приводят личность к стрессу, необходимо учесть в программе формирования стрессоустойчивости [12, р . 466]. Формируя у студентов-дефекто-логов профессиональное качество «служение», мы снижаем агрессивность и, как следствие, стрессогенность взаимосвязанных с ней факторов

Не существует какого-то универсального способа преодоления стресса . Мы можем лишь порекомендовать общеизвестные методы, которые считаются эффективными при борьбе со стрессом: занятия спортом, аутогенная тренировка, занятия йогой, хобби, общение (социальная актив -ность), массаж или комплексный подход, включающий в себя несколько типов деятельности . При этом необходимо создавать индивидуальный способ снижения тревоги, агрессивности и т д для каждого человека При использовании вышеперечисленных способов можно временно избавиться от стресса, но после этого необходимо развивать стрессоустойчивость: нужно учиться воспринимать критические ситуации более спокойно

Выводы

На первом курсе карьерные ориентации и стрессоустойчивость не взаимосвязаны и зависят от индивидуально-личностных особенностей непосредственного жизненного опыта студентов . Взаимосвязанными оказываются такие блоки, как «депрессив-ность», «автономия» и «агрессия»

На втором курсе студенты имеют определённые психологические знания, что может способствовать разделению критериев . Личностная тревожность определяется как автономная категория, взаимосвязанная со стабильностью места жительства. У второкурсников начинает формироваться профессиональная компетентность, которая взаимосвязана со стабильностью места жительства и служением, осознаётся специфика «готовности к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, отражающаяся на процессе дальнейшего направления карьерного вектора, развитии профессиональной мотивации и образовательной мотивированности» [4, с . 335].

На третьем курсе студентам приходится переживать кризис, связанный с получением знаний о специфике профессии дефектолога, и у них на первый план выходит профессиональный интерес. Именно этот ключевой элемент определяет взаимосвязь всех остальных факторов, в том числе и карьерных ориентаций и стрессоустой-чивости На данном этапе триггером стресса выступают два параметра: общая усталость от образовательного процесса (школа+университет) и гиперинформированность (неограниченные информационные потоки, переходящие в информационный шум)

На четвёртом курсе на первый план выходят агрессивность и служение (ведущий элемент профессиональной компетентности) . Поэтому с целью снижения агрессивности и проявления стрессогенных показателей необходимо формировать профессиональные компетенции, отмеченные в начале абзаца. Это два фактора, которые определяют проявление / отсутствие агрессивности у личности

Заключение

В качестве обобщения можно утверждать, что в последние годы обучения будущим специалистам как пред-

ставили широчайшие возможности для построения карьеры, так и увеличили требования к мобильности, адаптивности, способности к постоянному обучению и нахождению и поддержанию личных связей в деловой сфере Расширение поля карьерных устремлений ведёт к смещению баланса в других сферах (сферах личных взаимоотношений, семейных, здоровья и т д ), что влечёт за собой увеличение уровня стресса, делая два этих процесса взаимосвязанными и взаимопроникающими

Статья поступила в редакцию 21.07.2021

ЛИТЕРАТУРА

1. Байнакатова З . М. Психологическая готовность студентов к прохождению педагогической практики // Вестник врлеу-kst. 2017. № 1 (15). С. 44-47.

2. Дейнега Н . В. Модель становления личностно-профессиональной компетентности студентов-будущих дефектологов // European social science journal. 2018 . № 7-2. С. 403-410.

3. Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой учёный. 2012. № 9 (44). С. 243-246.

4. Лапп Е . А. , Ярикова С. Г. Готовность педагогов общей и коррекционной практики к работе в условиях образовательной инклюзии // Перспективы науки и образования. 2019 . № 4 (40). С. 335-350.

5 . Камышанов А. А. , Климова Е . М . Развитие карьерных ориентаций курсантов как по-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

казатель становления профессионала // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2016 . № 4 (31). C. 101-106 .

6 . Климова Е . М. , Миляева Н . С. Роль направленности личности в построении карьеры

// Материалы научно-методической конференции преподавателей, аспирантов и студентов МГОУ, Москва, 21-23 апреля 2015 г. М. : Диона, 2015 . С. 45-48. 7. Кишиков Р. В. Когнитивные стратегии профессионального выбора поколения Z // Когнитивная психология в контексте проблем современного образования: коллективная монография / под ред Р В Кишикова, Е М Климовой М : Московский педагогический государственный университет, 2017. С. 52-65.

8 Мартюшев С В Смысложизненные ориентации и мотивация достижения успехов в учёбе у студентов очной формы обучения // Международный студенческий вестник 2020 № 1 С 20-23

9 . Чикер В . А. Психологические аспекты индивидуальной карьеры // Вестник Санкт-

Петербургского университета. Психология. 2011. № 3. С. 80-90.

10 . Clinciu A . I . Adaptation and stress for the first year University students // Procedia - social

and behavioral sciences. 2013. № 78 . P. 718-722.

11. Students' interpersonal relationships, personal best (PB) goals, and academic engagement / R . G . Collie, A . J. Martina, B. Pap worth, P. Ginns // Learning and individual differences . 2016 . № 45 .P. 65-76.

12. Potirniche N. , Enache R. G. Social perception of aggression by high school students // Procedia - social and behavioral sciences . 2014. № 127. P. 464-468.

REFERENCES

I. Bajnakatova Z. M. [Psychological readiness of students to undergo teaching practice]. In: Vestnik Qrleu-kst [Bulletin of 6rleu-kst], 2017, no . 1 (15), pp . 44-47.

2 . Dejnega N . V. [Model of the formation of personal and professional competence of students-future speech therapists]. In: European social science journal, 2018, № 7-2, pp. 403-410.

3. Katunin A. P. [Resistance to stress as a psychological phenomenon]. In: Molodoy ucheniy [Young Scientist], 2012, no. 9 (44), pp. 243-246.

4. Lapp E . A. , Yarikova S . G. [Readiness of teachers of general and remedial practice to work in conditions of educational inclusion]. In: Perspektivy nauki i obrazovaniya [Science's and Educational's Perspectives], 2019, no. 4 (40), pp. 335-350.

5 Kamyshanov A A , Klimova E M [Development of cadets' career orientations as an indicator of becoming a professional]. In: Nauchnye i obrazovatel'nye problemy grazhdanskoj zashchity [Scientific and Educational Problems of Civil Protection], 2016, no. 4 (31), pp. 101-106.

6 . Klimova E . M . [The role of personality orientation in career development]. In: Materialy

nauchno-metodicheskoj konferencii prepodavatelej, aspirantov i studentov MGOU, Moskva, 21-23 aprelya 2015 g. [Materials of the scientific and methodological conference of teachers, graduate students and students of Moscow State University, Moscow, April 21-23, 2015]. Moscow, Diona Publ. , 2015, pp . 45-48. 7. KishikovR. V. [Generation Z' Cognitive Strategies for Professional Choice], In: KishikovR. V. , Klimova E . M . , eds . Kognitivnayapsihologiya v konteksteproblem sovremennogo obrazovaniya [Cognitive psychology in the context of the problems of modern education], Moscow, Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet Publ. , 2017, pp. 52-65.

8 . Martyushev S . V. [Life-meaning orientations and motivation for achieving success in studies

among full-time students]. In: Mezhdunarodnyj studencheskij vestnik [International student bulletin], 2020, no. 1, pp. 20-23.

9 . Chiker V. A . [Psychological aspects of an individual career]. In: Vestnik Sankt-Peterburgskogo

universiteta. Psihologiya [Bulletin of St. Petersburg's University], 2011, no. 3, pp. 80-90.

10 . Clinciu A . I . Adaptation and stress for the first year University students . In: Procedia - social

and behavioral sciences, 2013, no. 78, pp. 718-722.

II. Collie R . J. , Martina A . J. , Papworth B. , Ginns P. Students' interpersonal relationships, personal best (PB) goals, and academic engagement . In: Learning and individual differences, 2016, no. 45, pp. 65-76.

12 Potirniche N , Enache R G Social perception of aggression by high school students In: Procedia - social and behavioral sciences, 2014, no. 127, pp. 464-468.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Дейнега Надежда Владимировна - старший преподаватель кафедры психологического консультирования Московского государственного областного университета; e-mail: nv. deinega@mgou. ru; ORCID: https://orcid. org/0000-0002-3001-3860

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Nadejda V Deinega - Senior Lecturer, Department of Psychological Counseling, Moscow Region State University;

e-mail: nv. deinega@mgou.ru; ORCID: https://orcid. org/0000-0002-3001-3860

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Дейнега Н . В. Взаимосвязь факторов стресса и карьерных ориентаций студентов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки . 2021. № 3. С. 116-128 . DOI: 10.18384/2310-7235-2021-3-116-128

FOR CITATION

Deinega N . V. The relationship of stress factors and students' career orientations . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychological Sciences, 2020, no. 3, р^ 116-128 .

DOI: 10.18384/2310-7235-2021-3-116-128

V12V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.