Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТЕЙ И КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТЕЙ И КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
281
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИНАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДЕКЛАРИРУЕМЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СОБСТВЕННО ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНТЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лесин Александр Михайлович

В статье представлены результаты исследования ценностей, которые связаны с ценностными карьерными ориентациями студентов-гуманитариев. Показано, что наиболее предпочтительной ценностной карьерной ориентацией является направленность на стабильность работы, а наименее - на предпринимательство. Среди ценностей-целей наибольшее количество взаимосвязей с ценностными карьерными ориентациями получила ценность удовольствия, а среди инструментальных - чуткость. В результате анализа полученных данных были описаны корреляционные связи между значимостью декларируемых ценностных представлений и собственно личностных ценностей и ценностными карьерными ориентациями студентов. Среди декларируемых ценностей наибольшим количеством взаимосвязей с этими ориентациями обладали ценности высокого социального положения, физической привлекательности и любви к природе, а среди собственно личностных - ценности уважения, помощи людям и роскошной жизни. Сделаны выводы о возможностях применения полученных данных специалистами в области профессионального самоопределения личности, а также практическими психологами и педагогами в процессе обучения студентов гуманитарных направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERCONNECTION OF VALUES AND VALUABLE CAREER ORIENTATIONS OF STUDENTS OF HUMANITARIAN SPECIALTIES

The article presents the results of a study of various values that are associated with the value career orientations of humanities students. It is shown that the most preferable career value orientation is the focus on job stability, and the least one is on entrepreneurship. Among the values-goals, the value of pleasure has the greatest number of correlations with value-based career orientations, and among the instrumental ones - the value of sensitivity. As a result of the analysis of the data obtained, the features of the correlations of the significance of the declared value ideas and personal values themselves with the value career orientations of students have been described. Among the declared values, the values of high social status, physical attractiveness and love for nature possess the greatest number of interconnections with these orientations, and among the personal ones - the values of respect, helping people and a luxurious life. Conclusions are made about the possibilities of using the obtained data by specialists in the field of professional self-determination of an individual, as well as by practical psychologists and teachers in the process of teaching students of humanitarian specialties.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТЕЙ И КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ»

170_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2021. Т. 31, вып. 2 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 159.9 А.М. Лесин

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТЕЙ И КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

В статье представлены результаты исследования ценностей, которые связаны с ценностными карьерными ори-ентациями студентов-гуманитариев. Показано, что наиболее предпочтительной ценностной карьерной ориентацией является направленность на стабильность работы, а наименее - на предпринимательство. Среди ценностей-целей наибольшее количество взаимосвязей с ценностными карьерными ориентациями получила ценность удовольствия, а среди инструментальных - чуткость. В результате анализа полученных данных были описаны корреляционные связи между значимостью декларируемых ценностных представлений и собственно личностных ценностей и ценностными карьерными ориентациями студентов. Среди декларируемых ценностей наибольшим количеством взаимосвязей с этими ориентациями обладали ценности высокого социального положения, физической привлекательности и любви к природе, а среди собственно личностных - ценности уважения, помощи людям и роскошной жизни. Сделаны выводы о возможностях применения полученных данных специалистами в области профессионального самоопределения личности, а также практическими психологами и педагогами в процессе обучения студентов гуманитарных направлений подготовки.

Ключевые слова: терминальные и инструментальные ценности, декларируемые ценностные представления, собственно личностные ценности, ценностные карьерные ориентации, студенты гуманитарных направлений подготовки.

DOI: 10.35634/2412-9550-2021-31-2-170-178 Введение

Одной из основных задач современной психологии является изучение формирования личности в целом и ценностной сферы в частности. Ценности определяют цели, средства, мотивы, смыслы во всех сферах жизни человека, в том числе и профессиональной. Студенческий период является базисным для становления личности профессионала и во многом определяет формирование карьерных ориентаций специалиста и общества в целом [3]. Наиболее важным представляется исследование ценностных карьерных ориентаций студентов [2] гуманитарных направлений подготовки, поскольку они в будущем сами станут проводниками общественных ценностей [14], однако таких исследований требуется больше, чем есть в настоящее время, так как мир стремительно меняется, предъявляя новые требования его членам, накапливаются противоречия в исследованиях, проведенных в разное время и в разных группах, что определяет проблему нашего исследования. При этом ценности, которые могут определять занимаемые должности и характер трудовой деятельности студентов в будущем, могут рассматриваться как жизненные цели, которые являются основными точками притяжения, а также морально и социально одобряемые средства их достижения [6]. Кроме того, некоторые ценности, определяемые как ценностные представления, могут присутствовать в сознании, одобряться личностью и обществом, но не обладать достаточным мотивационным потенциалом и не влиять активно на жизнедеятельность человека [7]. В структуре личности присутствуют и собственно личностные ценности, которые могут быть представлены или не представлены в сознании и определять мотивы и смыслы личности [8]. Актуальность данного исследования обуславливается тем, что на современном рынке труда уже недостаточно сугубо профессиональных качеств, а успешность и карьерные перспективы в профессиональной сфере определяются разными личностными особенностями во главе с ценностными ориентациями. Можно отметить достаточно высокую степень разработанности заявленной темы. Исследователями в разное время были изучены ценностные ориентации в карьере подростков [15], динамика ценностной сферы в процессе карьерного роста уже работающего населения [16], взаимосвязь мотивации карьерной направленности менеджеров [13], ценностных установок и достижений в карьере [1], ценностных и карьерных ориентаций студентов разных курсов и направлений [18], но почти во всех этих исследованиях не учитывались различия между декларируемыми ценностными представлениями и собственно личностно значимыми ценностями, которые могут неодинаково определять ценностную карьерную направленность.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

В этой связи, рассматривая объект нашего исследования - направленность личности в целом, нами была выдвинута гипотеза о том, что разные ценности, в зависимости от своего мотивационного потенциала, могут по-разному определять ценностные карьерные ориентации студентов гуманитарных направлений подготовки. Поэтому нами была определена цель - изучить взаимосвязи ценностной сферы и ценностных карьерных ориентаций студентов-гуманитариев. Для достижения этой цели нами были поставлены следующие задачи: провести теоретической обзор по теме исследования; изучить особенности взаимосвязей ценностей-целей, ценностей-средств, декларируемых ценностей и конфликта между значимостью и реализацией ценностей с ценностными карьерными ориентация-ми студентов гуманитарных направлений подготовки; сделать на основе полученных результатов обоснованные выводы.

На основе теоретического обзора литературы по теме нашего исследования можно отметить, что ценностная карьерная ориентация определяется разными факторами: уровнем самоактуализации личности [8], учебно-трудовыми мотивами [19], продолжительностью обучения в вузе [4] и пр. Однако, на наш взгляд, наиболее активно влияют на ценностную карьерную ориентацию студентов особенности направленности личности [17], основным смыслообразующим и мотивоформирующим элементом которой является ценностная сфера [12]. При этом в научной литературе нет единого мнения об определении ценностей. Ценности могут быть представлены как общественные идеалы, конкретные их воплощения и мотивационные структуры личности [9]. В этом случае мы можем говорить о рефлексивных ценностных представлениях и собственно личностных ценностях [8], последние в свою очередь можно определить с помощью величины разрыва между уровнем значимости и реализации ценностей [11], поскольку собственно личностные ценности, в отличие от потребностей, по своей сути принципиально не насыщаемы, и без такого разрыва они могут терять свой смыслообразующий потенциал [8].

Методы

Нами было проведено исследование особенностей взаимосвязей ценностной сферы с ценностными карьерными ориентациями 196 студентов гуманитарных направлений подготовки Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина в возрасте от 18 до 23 лет с помощью методик «Ценностные ориентации» М. Рокича и О.И. Моткова, Т.А. Огневой, «Якоря карьеры» Э. Шейна (перевод и адаптация В.Э. Винокуровой, В.А. Чикер). Для анализа взаимосвязей был использован метод ранговой корреляции Спирмена.

Результаты и их обсуждение

Самой популярной для студентов оказалась ценностная карьерная ориентация на стабильность работы (8,01) (рис. 1). Это указывает на то, что студенты хотят предсказуемости в предстоящей карьере, готовы подчинять свои интересы интересам компании, предпочитают выбирать одно место работы и продвигаться по службе в этом деле в процессе всей жизни.

Второе место среди значимых заняла ценностная карьерная ориентация на служение (7,19), что говорит о том, что студенты гуманитарных направлений подготовки, ориентированные на работу с людьми, провозглашают желание реализовать себя в помощи другим людям и окружающему миру.

Замыкала тройку популярных ценностных карьерных ориентаций направленность на интеграцию стилей жизни (7,16). Данные студенты склонны декларировать необходимость гармоничного совмещения личной и профессиональной сфер жизни.

Средними по значимости оказались ценностные карьерные ориентации на автономию (6,13), менеджмент (5,70) и профессиональную компетентность (5,23). Вероятно, это связано с тем, что в силу молодого возраста студенты умеренно склонны к независимости в своей работе, отрицанию требований и следованию своим правилам. Спокойно относятся к перспективе управления другими людьми и проектами. Кроме того, студенты еще не обладают профессиональными навыками и опытом работы, что является причиной их невысокой направленности на признание своих талантов в работе.

Наименьшей декларируемой значимостью для студентов обладали ценностные карьерные ориентации на вызов (5,16), стабильность места жительства (5,13) и предпринимательство (5,09). Студенты-гуманитарии не склонны проявлять себя в решении сложных задач, преодолении препятствий в процессе профессиональной деятельности. Молодые люди не ищут постоянства места жительства, некоторые из них еще не определились с жизненными планами и только находятся в поиске интерес-

ных вариантов, которые помогут выбрать место проживания. Неважными или непреодолимо сложными для студентов являются задачи, связанные с продуцированием нового, созданием своего дела и сопутствующими рисками [10].

Стабильность работы Служение Интеграция стилей жизни Автономия Менеджмент Профессиональная компетентность

Вызов

Стабильность места жительства Предпринимательство

0123456789

Рис. 1. Средние значения выраженности ценностных карьерных ориентаций студентов гуманитарных

направлений подготовки

Рассматривая взаимосвязи терминальных ценностей с ценностными карьерными ориентация-ми, было обнаружено 16 корреляций (рис. 2). Наибольшее количество взаимосвязей (3 отрицательные и 2 положительные) имела ценность получения удовольствия как цель трудовой деятельности. Она была положительно взаимосвязана с ценностными карьерными ориентациями на менеджмент и предпринимательство и отрицательно - с ориентациями на служение, профессиональную компетентность и стабильность места жительства. Чем более студенты склонны к стремлению получать удовольствие, тем менее они направлены на всецелую отдачу себя работе и коллективу, общественным интересам, на развитие и проявление своих профессиональных качеств во благо общего дела, на сохранение постоянства места жизни и более - на управление и создание нового. Возможно, что в картине мира современных студентов наибольшей возможностью для получения удовольствия обладают менеджеры и предприниматели, что, вероятно, во многом согласуется с реалиями современного мира.

Ценность счастья других имела 3 положительные взаимосвязи с ценностными карьерными ориентациями на служение, вызов и стабильность места жительства. Студенты, которые ставят своей жизненной целью обретение другими людьми счастья, и в работе более склонны к ориентации на общественные интересы, социоцентризм и на собственную ответственность в преодолении трудностей, сохранение стабильности своего места проживания, где они могут обзавестись кругом соседей, доброжелательные отношения с которыми для них являются значимыми.

Ценность счастливой семейной жизни имела две положительные корреляции: с ориентациями на стабильность работы и места жительства. Это говорит о том, что для тех студентов, кто своей главной жизненной целью считает построение крепкой семьи, профессиональная деятельность является базисом для счастливого существования, а стабильность (во всех смыслах этого слова) определяет устойчивость этого фундамента.

Ценность материально обеспеченной жизни имела две положительные взаимосвязи: с ценностными карьерными ориентациями на стабильность работы и менеджмент. Чем выше озабоченность студентов получением материального благополучия, тем выше их стремление к тому, чтобы работа была стабильной и постоянно приносила достойный доход без рисков, а также к собственноручному управлению проектами, группами людей, в противовес простой исполнительности.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Примечание. Полужирными сплошными линиями обозначены положительные корреляции, значимые на уровне 0,01; тонкими сплошными линиями обозначены положительные корреляции, значимые на уровне 0,05; пунктирными полужирными линиями обозначены отрицательные корреляции, значимые на уровне 0,01; пунктирными тонкими линиями обозначены отрицательные корреляции, значимые на уровне 0,05

Рис. 2. Взаимосвязи значимости терминальных ценностей и выраженности ценностных карьерных ориентаций студентов гуманитарных направлений подготовки

Значимость ценности познания обнаружила отрицательные корреляции с ценностными карьерными ориентациями на автономию и менеджмент. Вероятно, что чем более студенты стремятся к познанию, тем менее они склонны нарушать установленные правила, брать ответственность за себя и других людей и в целом меньше их желание заниматься рутинной профессиональной деятельностью.

Значимость творчества как терминальной ценности имела две отрицательные взаимосвязи с ценностными карьерными ориентациями на стабильность работы и менеджмент. Чем выше стремление студентов гуманитарных направлений подготовки к креативности, тем ниже их склонность к стабильности, четкости в работе и жесткому управлению делами и коллективом.

Инструментальные ценности обнаружили 18 взаимосвязей с ценностными карьерными ориен-тациями студентов гуманитарных направлений подготовки (рис. 3).

Чуткость — -_ .......— ' Служение

Высокие запросы Автономия

Смелость в отстаивании мнения h c^skf с - Менеджмент

Честность Профкомпетентность

Терпимость Вызов

Твердая воля Предпринимательство

Примечание. Полужирными сплошными линиями обозначены положительные корреляции, значимые на уровне 0,01; тонкими сплошными линиями обозначены положительные корреляции, значимые на уровне 0,05; пунктирными полужирными линиями обозначены отрицательные корреляции, значимые на уровне 0,01; пунктирными тонкими линиями обозначены отрицательные корреляции, значимые на уровне 0,05

Рис. 3. Взаимосвязи значимости инструментальных ценностей и выраженности ценностных карьерных ориентаций студентов гуманитарных направлений подготовки

Наибольшее количество корреляций было выявлено у инструментальной ценности чуткости (4 отрицательные и 1 положительная). Она была положительно взаимосвязана с ценностной карьерной ориентацией на служение и отрицательно - на автономию, вызов, предпринимательство и менеджмент. Чем больше студенты ценят заботливость, тем более для них важны интересы коллектива и общего дела, эмоциональный климат в группе и тем меньше они стремятся командовать, брать на себя ответственность за генерацию новых идей, решать сложные профессиональные задачи и отступать от общепринятых правил.

Ценность высоких запросов была отрицательно взаимосвязана со служением, профессиональной компетентностью и положительно - с менеджментом и предпринимательством. Чем выше ценность высоких требований к жизни у студентов, тем менее они склонны проявлять и развивать свои профессиональные навыки, меньше стремятся применять свои таланты на профессиональном поприще, а также интегрироваться в коллектив ради общего блага (видимо, в силу чрезмерной требовательности к себе и окружающим) и тем выше их желание брать на себя ответственность, создавать новое, управлять своим делом и коллективом, занимать руководящие должности.

Ценность смелости в отстаивании своего мнения имела три положительные корреляции: с ценностными карьерными ориентациями на менеджмент, предпринимательство и автономию, а ценность твердой воли была положительно взаимосвязана только с автономией. Чем выше студенты ценят твердость и непоколебимость, тем более они склонны быть выше внешних условий, устанавливать свои правила, управлять процессом, работать ради личного успеха.

Ценность честности имела три отрицательные взаимосвязи: с менеджментом, предпринимательством и вызовом, а ценность терпимости - две отрицательные корреляции: с менеджментом и предпринимательством. В отличие от предыдущей ценности честность, правдивость и искренность противоположны стремлению быть управленцем, предпринимателем, идти на всевозможные риски и брать на себя ответственность за результат, преодолевать трудности. Видимо, современные студенты считают, что данная ценность не способствует таким видам деятельности.

При исследовании взаимосвязей между декларируемыми ценностными представлениями и собственно личностными ценностями с ценностными карьерными ориентациями были установлены следующие факты.

Высокое социальное положение

Физическая привлекательность Материальное благополучие

Роскошная жизнь

Известность, популярность Любовь к природе

Уважение и помощь людям

Творчество

Саморазвитие

Теплые отношения с людьми

Стабильность работы

Служение

Интеграция стилей жизни

Автономия

Менеджмент

Профкомп етентностъ

Вызов

Стабильность места жительства

Предпринимательство

Примечание. Полужирными сплошными линиями обозначены положительные корреляции, значимые на уровне 0,01; тонкими сплошными линиями обозначены положительные корреляции, значимые на уровне 0,05

Рис. 4. Взаимосвязи значимости декларируемых ценностей и выраженности ценностных карьерных ориентаций студентов гуманитарных направлений подготовки

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Значимость декларируемых ценностей (рис. 4) имела многочисленные взаимосвязи (36 корреляций, все положительные), в то время как собственно личностные ценности имели значительно меньше взаимосвязей (рис. 5) (15 корреляций, из них 3 - положительные и 12 - отрицательные).

Такая разница связана с тем, что высоко декларируемые ценности не всегда имеют значимый мотивационный потенциал для осуществления профессиональной деятельности (в отличие от собственно личностных ценностей), и тем, что студентам часто свойственно давать социально одобряемые ответы при оценке ценностных детерминант тех или иных ценностных карьерных ориентаций.

0,01; тонкими сплошными линиями обозначены положительные корреляции, значимые на уровне 0,05; пунктирными полужирными линиями обозначены отрицательные корреляции, значимые на уровне 0,01; пунктирными тонкими линиями обозначены отрицательные корреляции, значимые на уровне 0,05.

Рис. 5. Взаимосвязи конфликта между значимостью и осуществлением ценностей и выраженности ценностных карьерных ориентаций студентов гуманитарных направлений подготовки

Наибольшее количество взаимосвязей имели декларируемые ценности высокого социального положения, физической привлекательности и материального благополучия, которые положительно коррелировали с ценностными карьерными ориентациями, связанными со стабильностью работы, автономией, менеджментом, предпринимательством и вызовом (материальное благополучие не имело значимой корреляции с вызовом). Ценности роскошной жизни и известности, популярности были положительно взаимосвязаны с ценностными карьерными ориентациями на автономию, менеджмент, предпринимательство. Ценность известности и популярности была также положительно взаимосвязана с вызовом. Вероятно, что такие внешние ценности ассоциируются с успешностью современного человека, который не боится сталкиваться с трудностями, уверен в себе, независим, способен продуцировать новое, управлять своим делом и коллективами работников.

Также наибольшее количество взаимосвязей имели декларируемые ценности любви к природе, уважения и помощи людям - положительные корреляции со стабильностью работы и места жительства, служением, интеграцией стилей жизни и профессиональной компетентностью (ценность уважения и помощи людям не обнаружила значимой взаимосвязи со стабильностью места жительства). Это может говорить о том, что такие социально одобряемые ценности в картине мире студентов могут соотноситься со стремлением к сохранению не только природы, но и положительного климата в коллективе, умением совмещать личные и трудовые интересы, умело применять свои качества и таланты в работе.

Декларируемая ценность творчества была положительно взаимосвязана с ценностными карьерными ориентациями на служение, интеграцию стилей жизни и вызов. Чем больше студенты считают, что необходимо использовать креативность в своей повседневной и профессиональной жизни, тем больше они склонны выбирать работу, связанную с коллективными усилиями для решения сложных и интересных, нестандартных задач, при этом сохранять баланс между личной и профессиональной сферами.

Ценность теплых отношений с людьми, которую декларировали студенты, имела положительные корреляции с ценностными карьерными ориентациями на служение и профессиональную компетентность. Это может говорить о том, что чем выше студенты ценят отношения между людьми, тем более они склонны выбирать профессию с ориентацией на коллективные интересы и возможностью применять свои профессиональные таланты при одобрении со стороны коллег.

176_А.М. Лесин_

2021. Т. 31, вып. 2 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Декларируемая ценность саморазвития была положительно взаимосвязана с ориентацией на вызов, что говорит о том, что студенты стараются развиваться, чтобы иметь возможность применять свои способности для решения более сложных задач, чем их коллеги, обладать своей профессиональной уникальностью.

Другая картина взаимосвязей была обнаружена между собственно личностными ценностями, которые можно определить с помощью уровня конфликта между значимостью и осуществлением ценностей [11], и ценностными карьерными ориентациями студентов.

Интересно, что в отличие от декларируемых ценностей собственно личностные ценности имели в основном отрицательные взаимосвязи. Причем среди ценностных карьерных ориентаций максимальное количество отрицательных связей имела ориентация на профессиональную компетентность. Это может говорить о том, что студенты еще не имеют объективной возможности проявлять свои профессиональные таланты ввиду отсутствия опыта работы (см. рис. 5).

Среди собственно личностных ценностей максимальное количество корреляций имел конфликт между значимостью и осуществлением ценности уважения и помощи людям, который был отрицательно взаимосвязан с ценностными карьерными ориентациями на служение, интеграцию стилей жизни, автономию, профессиональную компетентность и вызов. Это говорит о том, что собственно личностная значимость ценности взаимоуважения находится в некоторой оппозиции с профессиональной деятельностью. Видимо, в картине мира студентов присутствует установка, что чем выше ориентация на уважение к людям, тем менее сбалансированы профессиональная и личная жизнь и меньше возможность проявлять свои профессиональные таланты, справляться с трудностями в работе, достигать коллективного и индивидуального успеха.

Также наибольшее количество взаимосвязей имел конфликт между значимостью и осуществлением ценности роскошной жизни. Он был положительно взаимосвязан с автономией и менеджментом, а отрицательно - со служением, профессиональной компетентностью и вызовом. Вероятно, что тяга к излишествам в материальной сфере обуславливает их стремление к независимости в работе и управленческой деятельности, при этом уменьшает их ориентацию на достижение коллективного результата, желание задумываться об интересах других людей и встречаться с большим количеством повседневных трудностей, от которых они и планируют избавиться с помощью роскоши.

Конфликт между значимостью и осуществлением ценности высокого социального положения был положительно взаимосвязан с ценностной карьерной ориентацией на менеджмент и отрицательно - с ориентацией на профессиональную компетентность. Это доказывает утверждения, указанные выше, о том, что высокого положения в обществе, по мнению студентов, можно достичь, занимая управленческую должность.

Конфликт между значимостью и осуществлением ценности материального благополучия имел отрицательные корреляции с ценностными карьерными ориентациями на профессиональную компетентность и вызов. Студенты понимают, что получение высокой оплаты собственного труда возможно при решении сложных задач, а также в случае, если человек не боится брать на себя ответственность и не уклоняется от встреч с трудностями.

К сожалению, конфликт между значимостью и осуществлением ценности творчества имел только одну взаимосвязь, и при том отрицательную, с ориентацией на профессиональную компетентность. Это означает, что ценность творчества в принципе практически не определяет профессиональную направленность студентов. Они не считают креативность необходимым профессиональным качеством и склонны представлять, что проявление творчества снижает карьерную компетентность их личности.

Выводы

Таким образом, в ходе проведенного исследования нами было выявлено, что ценностная сфера во многом взаимосвязана с карьерной направленностью. Наиболее важной ценностью-целью, которая взаимосвязана с большинством ценностных карьерных ориентаций, оказалась ценность удовольствия. Среди инструментальных ценностей наибольшее количество отрицательных корреляций с ценностными карьерными ориентациями имела ценность чуткости, а положительных - смелость в отстаивании своего мнения. Учитывая, что студенты еще только планируют свою профессиональную деятельность, у них обнаружены значительные различия во взаимосвязях между декларируемыми и собственно личностными ценностями с ценностными карьерными ориентациями. На декларативном уровне студенты

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

связывают большое количество ценностей с различными направленностями в работе, однако на более глубинном, собственно личностном уровне положительные взаимосвязи оказались только у ценностей роскошной жизни и высокого социального положения. Именно эти ценности (возможно, не всегда осознанно) во многом определяют их выбор будущего профессионального пути.

Полученные данные могут быть полезны специалистам, работающим с выпускниками, и самим молодым людям с целью профессионального самоопределения и личностного роста, а также практическим психологам в сфере образования, преподавателям при разработке образовательных программ и подготовке будущих специалистов, ведь без учета ценностного формирования личности невозможно становление всего гармоничного современного цивилизованного общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Быков А.В., Настина Е.А. Взаимосвязи ценностных установок и карьерных достижений (по данным исследования молодежи) // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 67-77. DOI: 10.31857/S013216250009288-9

2. Доронина Н.Н. Карьерные ориентации студентов вуза // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2017. № 28 (277). С. 179-185.

3. Егорычев А.М. Социальное становление человека: развитие, воспитание и социализация на смыслах и ценностях национальной культуры // Педагогическое образование и наука. 2016. № 5. С. 78-83.

4. Кожевина А.П. Динамика карьерных ориентаций студентов в процессе профессионального обучения // Психология в экономике и управлении. 2017. Т. 9, № 2. С. 63-73. DOI: 10.17150/2225-7845.2017.9(2).63-73

5. Лагутина М. С. Особенности карьерных ориентаций студентов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6, ч. 3. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35800 (дата обращения: 11.01.2021).

6. Леонов Г.А., Соломатина А.С. Исследование ценностных ориентаций студентов 6 курса лечебного факультета РязГМУ // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018. Т. 6, № 4 (23). С. 683-695. [Электронный ресурс]. URL: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=348 (дата обращения: 07.12.2020). DOI: 10.23888/ humJ20184683-695

7. Леонова Т.И., Лесин А.М. Взаимосвязи между ценностями и самоотношением студентов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти академика РАО А.В. Петровского «Социальная психология и общество: история и современность» (15-16 октября 2019 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. С. 141-144.

8. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 1996. № 4. С. 35-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13-25.

10. Лесин А. М. Взаимосвязи особенностей инициативности с карьерными ориентациями студентов гуманитарных специальностей // Материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 80-летию д. психол. наук, профессора А.И. Крупнова «Личность в современном обществе: образование, развитие, самореализация» (26-27 апреля 2019 г.). М.: Издательство РУДН, 2019. С. 105-111.

11. Лесин А.М. Определение личностной значимости и содержания ценностей // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, № 4 (31). С. 445-455. [Электронный ресурс]. URL: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=460 (дата обращения: 07.12.2020). DOI :10.23888/humJ20204445-455

12. Лесин А. М. Особенности ценностных ориентаций студентов-первокурсников // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018. Т. 6, № 4 (23). С. 672-682. [Электронный ресурс]. URL: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=347 (дата обращения: 11.01.2021). DOI: 10.23888/humJ20184672-682

13. Миронова Т.Л. Карьерные ориентации и мотивация трудовой деятельности менеджеров // Вестник Бурятского государственного университета. 2008. № 5. С. 33-50.

14. Петрухина С. Р. Особенности ценностных ориентаций студентов различных профилей профессиональной подготовки // Психолог. 2017. № 4. С. 10-20. DOI: 10.25136/2409-8701.2017.4.21811

15. Пучкова Е.Б., Темнова Л.В., Сорокоумова Е.А., Курносова М.Г. Взаимосвязь ценностей и карьерных ориен-таций современных подростков // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 5. С. 27-36. DOI: 10.17759/pse.2019240503

16. Рябкова Л. А. Ценностные ориентации в карьере // Социодинамика. 2017. № 4. С. 76-93. DOI: 10.7256/24097144.2017.4.20135

17. Соловьева Е.М., Заусенко И.В. Ценности и карьерные ориентации студентов педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ ru/article/view?id=20248 (дата обращения: 12.01.2021).

18. Халудорова А.В. Взаимосвязь ценностных и карьерных ориентации современных студентов // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 5. С. 110-116.

19. Шевелёва А.М. Карьерные ориентации студентов-психологов в сочетании с учебно-трудовыми мотивами // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/ 74PSMN519.pdf (дата обращения: 11.01.2021).

Поступила в редакцию 12.01.2021

Лесин Александр Михайлович, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики

ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО «РязГМУ» Минздрава России) 390026, Россия, г. Рязань, ул. Высоковольтная, 9 E-mail: am1709@mail.ru

A.M. Lesin

INTERCONNECTION OF VALUES AND VALUABLE CAREER ORIENTATIONS OF STUDENTS OF HUMANITARIAN SPECIALTIES

DOI: 10.35634/2412-9550-2021-31-2-170-178

The article presents the results of a study of various values that are associated with the value career orientations of humanities students. It is shown that the most preferable career value orientation is the focus on job stability, and the least one is on entrepreneurship. Among the values-goals, the value of pleasure has the greatest number of correlations with value-based career orientations, and among the instrumental ones - the value of sensitivity. As a result of the analysis of the data obtained, the features of the correlations of the significance of the declared value ideas and personal values themselves with the value career orientations of students have been described. Among the declared values, the values of high social status, physical attractiveness and love for nature possess the greatest number of interconnections with these orientations, and among the personal ones - the values of respect, helping people and a luxurious life. Conclusions are made about the possibilities of using the obtained data by specialists in the field of professional self-determination of an individual, as well as by practical psychologists and teachers in the process of teaching students of humanitarian specialties.

Keywords: terminal and instrumental values, declared value ideas, personal values themselves, value career orientations, students of humanitarian specialties.

Received 12.01.2021

Lesin A.M. Candidate of Psychology, Senior Lecturer

at Department of General and Special Psychology with a course in pedagogy.

I.P. Pavlov Ryazan State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation

Vysokovoltnaya st., 9, Ryazan, Russia, 390026

E-mail: am1709@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.