УДК 159.99
Камышанов А.А., Климова Е.М.
РАЗВИТИЕ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУРСАНТОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ
СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА
В рамках компетентностного обучения становится важным не только результат формирования компетентности курсанта, но и сам процесс становления отдельных компетенций. В статье представлены результаты эмпирического исследования, формирования компетенции курсантов. ОК-8 (способность планировать профессиональную карьеру, профессиональное и личностное саморазвитие, приобретать новые знания и использовать для этого современные образовательные технологии) курсант,ов 14 курсов, обучающихся по специальностям: 290301.65 — Управление персоналом; 210700.62 — Инфокоммуникационные технологии и системы связи; 2304-00.62 — Информационные системы и технологии; 280700.62 — Техносферная безопасность. Показаны, отличия в развитии карьерных ориентации курсант,ов в зависим,ост,и от, курса обучения.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, карьерные ориентации, курсант,ы, профессионал.
Kamyshanov A.A., Klimova Е.М.
THE DEVELOPMENT OF CAREER ORIENTATIONS OF THE CADETS AS AN INDICATOR OF PROFESSIONAL FORMATION
Abstract. As part of the competency training becomes important is not only the result, namely, the formation of the cadets competence, but also the individual competencies of the process of becoming. The article presents the results of empirical research of formation: the ability to plan a professional career, professional and personal self-development, to acquire new knowledge and to use the modern educational, technology — of the cadets 14 courses enrolled in the specialty 290301.65 — Hum,an Resource Management; 210700.62 — Infocom,m,u,nicat,ion technologies and communication systems; 230400.62 — information systems and technologies; 280700.62 — Tehnosfernaa security. The differences in the development of career orientations of cadets, depending on the course.
Keywords: competence, competence, career orientation, the cadets, professional.
Сегодня высшая школа остро нуждается в изменениях содержания компетентностного образования [7; 8]. Необходимо не только формирование компетентности обучаемого [2], но и управление процессом становления отдельных компетенций [3] со стороны преподавателей вуза [4]. Для формирования профессионала необходимо, чтобы обучающиеся владели знаниями о будущей профессии, определяли свое место в структуре предмета труда. Видение себя в будущем, связанном с приобретаемой профессией [5; 9], повышает мотивацию курсантов и студентов, это значит, что формирование карьерных ориентаций должно стать одним из важнейших направлений работы в высшей школе. Карьерные ориентации определяются как представле-
ния о своих способностях, ценностных ориента-циях, мотивах, смыслах и потребностя; о принятие решений, относящихся к продвижению в профессиональной деятельности [6]. Карьерные ориентации являются одним из элементов Я-концепции [1], который отражает выбранное человеком направление профессионального продвижения, основанное на его потребностях, мотивах, интересах и способностях.
Карьера выступает одной из форм жиз-нетворчества личности, совокупностью состояний, процессов и результатов, которые характеризуют динамику освоения человеком-профессионалом социального пространства, в том числе профессионального. Курсанты (как социальная группа) характеризуются ориен-
тацисй на профессиональную деятельность и еформированноетью отношения к будущей профессии.
Результаты корреляционших) анализа но
первому курсу показали устойчивый блок взаимосвязанных между собой показателей (смотри рисунок 1):
Рисунок 1 1 интерес; 2 агрессия; 3 тревога; 6 агрессивность; 7 тревожность; 8 депреесивноеть; 9 профессиональная компетентность; 10 менеджмент; 11 автономия; 12 стабильность работы; 13 стабильность места жительства; 14 служение; 15 вызов; 16 интеграция стилей жизни; 17 предпринимательство; 18 реактивная тревога;
19 личностная тревога
На нервом курсе наиболее значимыми факторами являются «агрессия», «депреесивноеть» и «автономия». На нервом курсе профессиональная определённость достаточно низкая, то есть курсанты пока не видят себя в профессии. Объясняется это уровнем их профессиональной идентичности. II раз первокурсники не видят себя в будущей профессии, то соответственно самое главное для них автономия как независимость, в том числе и от родителей. Например, их материальная зависимость от родителей может приводить к депрессивному состоянию, поскольку у них нет ещё возможности зарабатывать деньги, поэтому эти негативные переживания находят выход в форме агрессивных тенденций
Автономия (независимость). Первичная забота личности с такой ориентацией освобождение от влияния окружающих. Ярко выражена потребность всё делать по-своему: самому решать когда, над чем и сколько работать. В том случае, если данная ориентация выражена сильно, то личность готова отказаться от ка-рьержих) роста или от других возможностей ради сохранения своей независимости. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы, но профессиональная идентичность будет низкой.
Результаты корреляционших) анализа по второму курсу показали три устойчивых блока взаимосвязанных между собой показателей (смотри рисунок 2, рисунок 3 и рисунок 4):
Рисунок 2 1 интерес; 4 депрессия; 12 стабильность работы; 19 .личностная тревога
Рисунок 3 2 агрессия; 5 .любознательность; 6 агрессивность; 7 тревожность; 8 денрессивность; 10 менеджмент; 11 автономия; 16 интеграция стилей жизни; 17
предпринимательство
Рисунок 4 9 профессиональная компетентность; 13 стабильность места жительства; 14
служение
Здесь ключевым фактором является «личностная тревога». Также сохраняется склонность к автономии и тревожности. Помимо этого появляется автономный блок трех взаимосвязанных элементов: профессиональная компетентность, стабильность места жительства и служение.
Профессиональная компетентность это готовность и способность выполнять функциональные обязанности в рамках определенной профессиональной деятельности. Человек с такой ориентацией стремится быть профессионалом. Кроме тшх), такому человеку важна само-
реализация, признание мх) талантов. Управленческая деятельность не является для нмх) самоцелью. Чаще всего это самая мншх) численная группа в большинстве организаций, обеспечивающая принятие компетентных решений.
Стабильность места жительства. Человеку, ориентированному на стабильность места жительства, важно постоянство и уверенность во вне рабочее время. Такие сотрудники мшут отказаться от повышения, если оно грозит риском и временными неудобствами, даже в случае широко открывающихся возможностей роста.
Служение. Сотрудник с такой ориентацией
имеет возможность продолжать работать в «помогающем» направлении, даже если ему придется сменить место работы. Он может уволиться из организации, если цели и ценности его как личности не совпадут с организационной культурой учреждения, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит ему реализовать главные ценности жизни.
Таким образом, на втором курсе курсанты уже понимают, что необходимо делать в своей
профессиональной деятельности, поскольку со второго курса вводятся в учебный план дисциплины, профессионально направленные на специальность, а не общеобразовательные. Поэтому наблюдается сдвиг в сторону профессиональной компетентности.
Результаты корреляционного анализа по третьему курсу показали устойчивый блок взаимосвязанных между собой показателей (смотри рисунок 5):
Рисунок 5 1 интерес; 2 агрессия; 3 тревога; 4 депрессия; 5 любознательность; 7 тревожность; 9 профессиональная компетентность; 10 менеджмент; 11 автономия; 12 стабильность работы; 14 служение; 15 вызов; 17 предпринимательство; 18 реактивная
тревога; 19 личностная тревога
На третьем курсе ключевым элементом уже является интерес к (стабильной) работе, а также сохраняется автономия.
Стабильность места работы. Эта карьерная ориентация направляет личность на выбор работы в такой организации, которая позволит работать продолжительное время, заботится о своих работниках. Человек с такой ориентацией развивает карьеру по траектории, предложенной руководством.
Чуть менее значимым фактором становится профессиональная компетентность, то есть дан-
ный элемент вступает в корреляционную взаимосвязь с профессиональным интересом, любознательностью и стабильностью работы. Большинство курсантов на третьем курсе уже получили опыт прохождения практики. Многие из них определились, куда они пойдут служить после окончания вуза.
Результаты корреляционного анализа по четвертому курсу показали устойчивый блок взаимосвязанных между собой показателей (смотри рисунок 6):
Рисунок 6 1 интерес; 2 агрессия; 3 тревога; 4 депрессия; 5 любознательность; 6 агрессивность; 7 тревожность; 10 менеджмент; 11 автономия; 12 стабильность работы; 13 стабильность места жительства; 14 служение; 15 вызов; 16 интеграция стилей жизни; 17 предпринимательство; 18 реактивная тревога; 19 личностная тревога
На четвертом курсе но чти все элементы корреляционно зависимы, то есть находятся в жесткой взаимосвязи между собой. В качестве ключевых факторов сохраняется автономия в связи со сформировавшимся у испытуемых четким выбором дальнейшей профессиональной деятельности, а также появляется денрессив-ность. Это связано с дополнительным страхом от уже окончания вуза. Появляется личностная тревога. И все вышеперечисленные факторы ориентированы на служение и вызов. Агрее-сивность как фактор, взаимосвязанный с де-нрессивностью и личностной тревогой. Данные элементы являются факторами, приводящими личность к стрессу, поэтому курсанты выходят на агрессию. Чем выше выпускник ориентирован на служение, тем ниже у него будет проявляться агрессивность. Поэтому получается, что необходимо формировать у курсантов такое
профессионально важное качество, как служение. Тогда это будет снижать агрессивность и, как следствие, снижать стрсссогснность воздействия этого фактора. У них будет повышаться стрессоустой чивость.
Таким образом, на нервом курсе происходит оценка вузовского режима, системы преподавания, наблюдается скептическое отношение к обучению; курсанты второго и третьих) курса чаще всего сомневаются в правильности выбора специальности, вуза; для выпускников актуальным становится определение дальнейших) профессионального пути, сопоставления желаемого и достигнутого в профессиональном развитии, тем не менее, среди них остается часть курсантов, не уверенных в правильности своего выбора или негативно относящихся к своей профессии.
В качестве рекомендаций, решающих зада-
чу развития карьерных ориентации курсантов, нами предложены следующие направления деятельности:
1) вовлечение курсантов в научно-исследовательскую деятельность;
2) использование средств самовоспитания. Данное направление является центральным звеном в решении поставленной задачи: воспитание волевых качеств есть обя-
зательное условие саморазвития личности;
3) социальная активность и вовлечение в общественную деятельность;
4) актуализация творческого потенциала;
5) техники развивающего коучинга;
6) методы активного социально-психологического обучения.
Литература
1. Исследование взаимосвязи эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов Я-копцепции у студентов 1 курса / / Вестник Московского государственного областного университета. 2013. Ш. С. 28-33.
2. Камышанов A.A., Аксёнов А.П. Проблема психологической компетентности офицеров воспитательных структур / / Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2014. № 2. http: //evestnik-mgou.ru/Articles/View/563 (дата обращения 05.09.16)
3. Камышанов A.A., Климова Е.М. Динамика становления коммуникативных компетенций как показатель готовности к осуществлению международной юридической деятельности // Человеческий капитал. 2016. № 4(88). С. 49-51.
4. Кишиков P.B. R вопросу о стиле деятельности преподавателя вуза / / Педагогика и психология образования. 2010. Ш. С. 53-64.
5. Климова Е.М. Индивидуально-психологические особенности личности, влияющие на профессиональный выбор / / Вестник Российского
нового университета. 2013. № 1. С. 49-54.
6. Климова Е.М. Когнитивные стратегии принятия решения школьниками и их взаимосвязь с успешностью обучения [Текст]: дисс. канд. психол. н. М., 2008. 150 с.
7. Корчемный П.А. Компетенции: психологические проблемы восприятия, принятия и реализации // Вестник Московского государственного областного университета. 2013. № 2. С. 44-57.
8. Поляков A.C. Психологическая составляющая в деятельности учителя с позиции ком-петентностного подхода // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2013. № 1. С. 20-25.
9. Поручкина С.М. Профессиональное самоопределение подростков как основа успешной профессионализации специалиста социальной сферы / Современный специалист социальной сферы: проблемы, поиски, находки // Сборник материалов Международной научно-практической конференции VIII Левитовские чтения в МГОУ. 2013. С. 171-176.
Рецензент: кандидат психологических наук Выдрина Е.А.