Научная статья на тему 'Представления студентов инженерных специальностей о карьерном росте (на примере ИрГТУ)'

Представления студентов инженерных специальностей о карьерном росте (на примере ИрГТУ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
148
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / CAREER POTENTIAL / КАРЬЕРНЫЙ РОСТ / CAREER ADVANCEMENT / ПРОФЕССИОНАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVE ABILITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONALS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ларионова Лариса Александровна

Представлены результаты исследования, проведенного среди студентов Института авиамашиностроения и транспорта в целях изучения представлений студентов о своем карьерном росте в будущей профессиональной деятельности. Актуальность исследования обусловлена реализацией карьерного потенциала современного профессионала для осуществления конкурентоспособности на современном рынке труда. Были использованы такие методы исследования, как беседа, тестирование. Получены данные о том, что представления о будущей карьере у студентов в процессе обучения в университете претерпевают изменения. Результаты исследования будут использованы для разработки интерактивных занятий по курсу «Психология профессиональной деятельности» для повышения эффективности реализации карьерного потенциала студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGINEERING STUDENTS’ IDEAS ON CAREER ADVANCEMENT (ON EXAMPLE OF ISTU)

The article reports of the results of the research conducted among the students of the Institute of Aircraft Construction and Transport for studying students’ ideas on career advancement in their future professional activity. The relevance of the study is determined by the implementation of career potential of modern professionals in order to be competitive in the modern labor market. Using the research methods of interview and testing, the author has obtained the data implying that students’ ideas on future career are being transformed during training at the university. The research results will find application in the development of interactive classes on the course "Psychology of professional activity" to enhance the implementation efficiency of students’ career potential.

Текст научной работы на тему «Представления студентов инженерных специальностей о карьерном росте (на примере ИрГТУ)»

ироничности и критичности восприятия окружающей действительности. Таким образом, рассмотренные в «вертикальном», историческом измерении результаты конкурсов на лучшее название автомобиля позволили выявить и сопоставить некоторые характерные особенности образа мира русских в 60-е гг. XX в. и в наши дни.

В заключение заметим, что исследование конкурсов на лучшее название автомобиля дает возможность судить о групповых номинативных предпочтениях носителей современной русской лингвокультуры, что в совокупности позволяет рассматривать данный материал в более широком контексте штрихов социально-речевого портрета нашего современника.

Статья поступила 03.06.2014 г.

Библиографический список

1. Голомидова М.В. Искусственная номинация в русской ономастике. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1998. 232 с.

2. Деррида Ж. Письмо к японскому другу // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 53-57.

3. Канунников С. История «Жигулей»: символ минувшего века // За рулем.рф [Электронный ресурс]. URL: http://www.zr.ru/content/artides/356531-istorija_zhigulej_ simvol_minuvshego_veka (3 марта 2014).

4. Крюкова И.В. Прагматика онима: направления исследований и методика анализа // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Филологические науки. 2011. № 8 (62). С. 139-142.

5. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. 2-е изд. М.: Наука, 1988. 187 с.

6. Поздравляем финалистов! // Ё-авто: официальный блог

http://yo-

[Электронный ресурс]. URL:

mobil.livejournal.com/5787.html (5 марта 2014).

7. Тарасов Е.Ф. Методологические проблемы языкового сознания // Языковое сознание: тез. докл. IX Всесоюзн. симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М.: Изд-во Института языкознания РАН, 1988. С. 33-34.

8. Тарасов Е.Ф. Языковое сознание - перспективы исследования // Языковое сознание: содержание и функционирование: тез. докл. XIII Междунар. симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М.: Изд-во Института языкознания РАН, 2000. С. 3-4.

9. Тылевич М. «Жигули» или «Лада»? // За рулем. 2007. № 9. С. 373-374.

10. Уфимцева Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность. М.: Изд-во Института языкознания РАН, 2011. 252 с.

УДК 159.09.072

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ О КАРЬЕРНОМ РОСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ИрГТУ)

© Л.А. Ларионова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Представлены результаты исследования, проведенного среди студентов Института авиамашиностроения и транспорта в целях изучения представлений студентов о своем карьерном росте в будущей профессиональной деятельности. Актуальность исследования обусловлена реализацией карьерного потенциала современного профессионала для осуществления конкурентоспособности на современном рынке труда. Были использованы такие методы исследования, как беседа, тестирование. Получены данные о том, что представления о будущей карьере у студентов в процессе обучения в университете претерпевают изменения. Результаты исследования будут использованы для разработки интерактивных занятий по курсу «Психология профессиональной деятельности» для повышения эффективности реализации карьерного потенциала студента. Табл. 6. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: карьерный потенциал; карьерный рост; профессионал; конкурентоспособность; профессиональная деятельность; профессиональная компетентность.

ENGINEERING STUDENTS' IDEAS ON CAREER ADVANCEMENT (ON EXAMPLE OF ISTU) L.A. Larionova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia

The article reports of the results of the research conducted among the students of the Institute of Aircraft Construction and Transport for studying students' ideas on career advancement in their future professional activity. The relevance of the study is determined by the implementation of career potential of modern professionals in order to be competitive in the modern labor market. Using the research methods of interview and testing, the author has obtained the data implying that students' ideas on future career are being transformed during training at the university. The research results will find application in the development of interactive classes on the course "Psychology of professional activity" to enhance the implementation efficiency of students' career potential. 6 tables. 7 sources.

Ларионова Лариса Александровна, старший преподаватель кафедры психологии, тел.: 89148924163, e-mail: [email protected] Larionova Larisa, Senior Lecturer of the Psychology Department, tеl.: 89148924163, e-mail: [email protected]

Key words: career potential; career advancement; professionals; competitive ability; professional activity; professional competence.

Проблема изучения представлений личности о своем карьерном росте является актуальной. По определению, «карьера» - это продвижение вперед по однажды выбранному пути. Карьера предполагает деятельность по реализации цели, саморазвитие, самопродвижение, осознанные потребности или противоречия, ставшие интересом субъектов.

Карьера - это длительный процесс, предполагающий устойчивую мотивацию для достижения целей. Э. Шейн считает, что личностные ценности влияют на способность человека радоваться различным задачам, которые он должен решать на работе. Он выделил восемь ценностей - «якорей». При этом слово «якорь» относится к собственному представлению человека о том, что является для него важным, учитывая совокупность его знаний и навыков, мотивов и ценностей. Т. Элерс считал, что основными видами мотивов при построении карьеры является или мотив достижения успеха, или избегания неудачи.

Особенности мотивации предполагают построение различных карьер. Одни из них могут быть ориентированы, прежде всего, на материальную выгоду, другие - на самореализацию, третьи - на служение. В связи с этим актуальной становится проблема управления карьерой, зависящая, в свою очередь, и от системы мотивации, и от ценностей личности. Само по себе управление служебной карьерой - это сложный процесс, требующий значительных затрат, однако его формальное наличие не гарантирует реализации профессиональных амбиций всем работникам организации. В связи с этим особое значение приобретает изучение представлений личности о своем карьерном росте в будущей профессиональной деятельности.

Наше исследование проводилось в Иркутском государственном техническом университете среди студентов 2-х и 4-х курсов Института авиамашиностроения и транспорта в марте - апреле 2013 г. В исследовании приняли участие 80 человек: по 40 студентов 2-х и 4-х курсов.

Прежде всего, обратимся к результатам, полученным по методике «Карьерные Якоря» Э. Шейна. Дан-

ная методика позволила нам определить, какие ценностные ориентации являются определяющими для испытуемого. Полученные результаты показателей студентов 2-го курса представлены в табл. 1.

Как следует из результатов, наибольшее значение для студентов имеют такие показатели, как стабильность работы (22,9) и стабильность места жительства (15,7). По методике «Карьерные якоря» это очень высокие показатели, они значительно выше шести баллов, относящихся по нормативу к высоким. Это особенно интересно, учитывая тот факт, что в самой методике на данные показатели приходится всего три вопроса, в отличие от пяти, приходящихся на другие ориентации. Таким образом, количество студентов, оценивших данные параметры на максимальном уровне, в среднем значительно выше, чем максимально оценивших другие шкалы методики. При этом и разброс значений для данных двух вопросов выше.

Говоря о других ценностях, также важных для студентов 2-го курса, следует отметить ценность «Интеграции стилей жизни» (7 баллов), «Предпринимательство» (7 баллов). Все остальные параметры, включая «Профессиональную компетентность», «Автономию», «Служение», набрали менее 7 баллов.

Показатели по методике «Карьерные якоря» в целом соотносятся с результатами анкеты «Опросник видов карьеры».

Как следует из табл. 2, для студентов наиболее близкими оказываются такие виды карьеры, как «Организационная» (4,3), «Квалификационная» (4,25) и «Монетарная» (4,05) карьеры, то есть наибольшее значение для них имеют деньги, стабильный организационный рост и рост квалификации. Только в последнем случае мы можем говорить о некоем несовпадении с результатами методики «Карьерные Якоря» Э. Шейна. В самом деле, по одной из методик «ценность профессиональной компетентности» стоит фактически на последнем месте, а по другой - испытуемые предполагают сделать квалификационную карьеру. Вероятно, речь идет о разных смыслах, которые вкладываются в данные понятия.

Показатели результатов студентов 2-го курса по методике «Карьерные Якоря»

Таблица 1

Ориентация Среднее Минимум Максимум Дисперс. Стд. откл.

Профессиональная компетентность 5,35 1,6 9 3,79846 1,94896

Менеджмент 6,75 0 10 6,61282 2,57154

Автономия 6,3 1,8 9,8 3,86667 1,96638

Стабильность работы 22,975 8 30 41,7173 6,45889

Стабильность места жительства 15,775 3 30 59,9737 7,74427

Служение 6,545 2,6 9,4 3,95895 1,98971

Вызов 5,815 0 9,6 4,89721 2,21296

Интеграция стилей жизни 7,035 2,8 9,4 2,58233 1,60696

Предпринимательство 7,08 1,6 10 6,08574 2,46693

Таблица 2

Показатели результатов студентов 2-го курса по «Опроснику видов карьеры»_

Показатель Среднее Минимум Максимум Дисперс. Стд. откл.

Властная карьера 2,1 -2 6 3,68205 1,91887

Профессиональная карьера 2,375 -4 6 4,39423 2,09624

Организационная карьера 4,3 -2 6 4,62564 2,15073

Статусная карьера 3,4 0 6 4,75897 2,18151

Квалификационная карьера 4,25 -2 6 4,14103 2,03495

Монетарная карьера 4,05 0 6 3,38205 1,83904

Таблица 3 Показатели результатов студентов 2-го курса по методикам Т. Элерса

Показатель Среднее Минимум Максимум Дисперс. Стд.откл.

Мотивация успеха 21 15 28 10,718 3,27383

Мотивация избегания неудач 13,525 0 23 22,9737 4,79309

Наконец, анализируя результаты испытуемых по методикам Т. Элерса, направленных на изучение мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач, можно сделать следующие выводы.

Как следует из табл. 3, у большинства тестируемых студентов завышенная мотивация к успеху (21 балл). Это также экстремально высокие значения, т.к. по методике Т. Элерса, высокими признаются любые значения выше 16 баллов. При этом мотивация к избеганию неудачи находится на среднем, ближе к низкому, уровне (13,5 баллов). Получается, что студенты 2-го курса ориентированы, причем избыточно, на мотивацию успеха и гораздо менее склонны действовать, исходя из страха, совершить ошибку.

Обобщая результаты тестируемых студентов по всем четырем методикам, можно сделать следующий вывод. У 2-го курса представления о своем карьерном росте в будущей профессиональной деятельности характеризуются некоторой несбалансированностью. С одной стороны, такие студенты чрезвычайно ориентированы на успех. С другой стороны, от своей

карьеры они ожидают прежде всего удобства и стабильности, для достижения которых студенты не вполне готовы жертвовать своим жизненным стилем, тратя время на профессионализацию и служение.

Перейдем к анализу представлений студентов 4-го курса о своем карьерном росте в будущей профессиональной деятельности.

Как следует из табл. 4, у студентов 4-го курса, как и у студентов 2-го курса, наибольшее значение имеют такие показатели, как «Стабильность работы» (24,9) и «Стабильность места жительства» (11,45). При этом показатель «Стабильности работы» даже еще вырос, а вот «Стабильность места жительства» несколько снизился. Кроме того, для студентов 4-го курса достаточно большое значение имеет ценность «Служения» (7,1), «Интеграции жизненного стиля» (7). Получается, что принципиальных изменений в структуре ценностей студентов 4-го курса в основной их массе не произошло, для них по-прежнему основными ценностями являются стабильность работы и места жительства.

Ценность Среднее Минимум Максимум Дисперс. Стд. откл.

Профессиональная компетентность 5,05 0 10 7,66513 2,7686

Менеджмент 6,105 0 10 5,76408 2,40085

Автономия 5,915 0 10 3,57515 1,89081

Стабильность работы 24,975 5 30 35,7173 5,9764

Стабильность места жительства 11,045 3 28 39,9066 6,31717

Служение 7,135 2 10 4,59567 2,14375

Вызов 5,74 2 10 5,49579 2,34431

Интеграция стилей жизни 7,065 2,8 9,8 2,47669 1,57375

П ред принимател ьство 6,015 1,8 10 5,56387 2,35879

Таблица 4

Показатели результатов студентов 4-го курса по методике «Карьерные Якоря»_

Таблица 5

Показатели результатов студентов 4-го курса по «Опроснику видов карьеры»_

Показатель Среднее Минимум Максимум Дисперс. Стд. откл.

Властная карьера 1,35 -4 6 4,18205 2,04501

Профессиональная карьера 0,8 -6 6 5,29231 2,3005

Организационная карьера 4,05 0 6 3,17692 1,78239

Статусная карьера 3,7 -2 6 4,83077 2,1979

Квалификационная карьера 3,7 -2 6 4,62564 2,15073

Монетарная карьера 3,75 0 6 3,9359 1,98391

Таблица 6

Показатели результатов студентов 2-го курса по методикам Т. Элерса_

Показатель Среднее Минимум Максимум Дисперс. Стд. откл.

Мотивация успеха 21,175 12 28 14,5583 3,81554

Мотивация избегания неудач 11 0 21 19,1795 4,37944

При этом интересно, что представления студентов 4-го курса о видах карьеры, наиболее предпочтительных для них, также существенно не меняется. На первом месте оказывается Организационная карьера (4). Не снижается значение «Монетарной карьеры» (3,75). Интересно, что несколько возрастает роль Статусной карьеры (3,7). А вот значение «Профессиональной карьеры» снижается практически до нуля (0,8). Таким образом, с приближением окончания учебы в вузе значение карьеры как профессионального поприща только убывает.

Наконец, анализ результатов студентов 4-го курса по методикам Т. Элерса позволяет говорить о еще большем увеличении мотивации успеха (до 21) при снижении мотивации избегания неудач практически до низкого уровня (11). Получается, что студентами 4-го курса прежде всего движет желание добиться успеха, а не страх сделать что-то неправильно. В принципе, такая структура мотивации считается оптимальной.

Таким образом, обобщая результаты тестируемых по всем четырем методикам, можно сделать следующий вывод. У студентов 4-го курса, как и у студентов 2-го курса, представления о своем карьерном росте в будущей профессиональной деятельности характеризуются некоторой несбалансированностью. С одной стороны, такие студенты чрезвычайно ориентированы на успех. С другой стороны, от своей карьеры они ждут прежде всего удобства и стабильности, для достижения которых студенты не вполне готовы жертвовать своим жизненным стилем, тратя время на профессионализацию, на служение. По нашему мнению, данная структура является внутренне противоречивой. Однако делать окончательный вывод без данных корреляционного анализа не представляется оптимальным.

Структурными составляющими представлений о профессиональной карьере являются: профессиональные представления, особенности мотивации, карьерные ориентации.

Корреляционный анализ результатов показал наличие статистически значимых связей на 5% и 1% уровнях значимости.

Рассмотрим взаимосвязи между параметрами у студентов второго курса. Было выделено два блока взаимосвязей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Властная карьера» имеет взаимосвязь с карьерной ориентацией «менеджмент» (г = 0,35 при р < 0,05), центральное понятие их профессиональной карьеры -власть, для них важно управление: людьми, проектами, любыми бизнес-процессами, они стремятся интегрировать усилия других людей, им важно осознавать, что от них зависит принятие ключевых решений. При этом данная карьерная ориентация «менеджмент» имеет связи с такими, как: «Предпринимательство» (г = 0,63 при р < 0,01); «Вызов» (г = 0,57 при р < 0,01); «Интеграция» (г = 0,41 при р < 0,01). Стремление управлять людьми усиливается ориентированностью на решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий ради победы в конкурентной борьбе. Карьера для них - это постоянный вызов профессионализму, готовность его принять.

При этом профессиональная карьера имеет взаимосвязь с карьерной ориентацией «служение» (г = 0,37 при р < 0,05). Испытуемые с доминированием этого типа карьеры считают выбранную профессию залогом успешности их карьеры, и при этом ведущей ценностью для них является стремление реализовать себя в своей работе.

Профессиональная карьера имеет также взаимосвязь с квалификационной карьерой (г = 0,45 при р < 0,01). Тестируемые считают, что для достижения успешности в карьере важно постоянно повышать свои профессиональные знания. Что в первую очередь будет давать им возможность иметь стабильную работу (г = 0,32 при р < 0,05).При этом интересно, что с другой важной для испытуемых ценностью - стабильным местом жительства - значимых связей не обнаружено. Получается, что это своего рода само-

стоятельная ценность, и связывать ее напрямую с ценностью «Стабильной работы» не представляется возможным.

Таким образом, можно говорить о двух достаточно разных позициях студентов относительно своей карьеры. Одна из них предполагает ориентацию на построение профессиональной карьеры, предполагающей стабильность и своего рода служение при, по-видимому, отказе от какого-либо риска. Другая, наоборот, предполагает большую динамичность, готовность к различного рода вызовам, предприимчивость, автономность при принятии решения.

Интересно, что в представлении студентов 2-го курса «Монетарная карьера» и мотивация к успеху связаны отрицательно (г = -0,49 при р < 0,01). Получается, что чем более личность ориентирована на успех, тем меньше ее волнует материальное вознаграждение.

Далее рассмотрим взаимосвязи показателей во второй группе (студентов 4-го курса). Наибольшее количество связей имеет параметр «профессиональная карьера».

Как мы видим, характер связей отличается от представленных в группе 1 (у студентов 2-го курса).

Параметр «профессиональной карьеры» у испытуемых этой группы связан карьерными ориентациями «менеджмент» (г = 0,50 при р < 0,01), «предпринимательство» (г = 0,37 при р < 0,05), «вызов» (г = 0,50 при р < 0,01), «автономия» (г = 0,33 при р < 0,05) и «интеграция» (г = 0,32 при р < 0,05). Для этих испытуемых карьера связана с выбранной профессией, с возможностью быть независимым, управлять людьми, создавать что-то новое.

Профессиональная карьера имеет взаимосвязь с квалификационной карьерой (г = 0,42 при р < 0,01), также как и у испытуемых первой группы. Что также указывает на то, что повышение своих профессиональных знаний способствует достижению успеха в карьере.

Кроме того, мы видим взаимосвязь «профессиональной карьеры» с таким важным показателем как «мотивация на успех» (г = 0,35 при р < 0,05). Для достижения личностью успеха в любой деятельности мотивация успеха должна доминировать над мотивацией избегания неудач, проявляясь как стремление к преодолению препятствий, выполнению того, что представляется трудным, как стремление к повышению уровня собственных возможностей. Таким образом, по результатам диагностики, высокая мотивация достижения успеха является одной из главных составляющих успешной профессиональной карьеры.

Представления студентов о карьерном росте связаны с выбранной профессией, они стремятся реали-зовываться в ней, повышать свою компетентность. Карьерный рост, в представлении студентов, связан с достижением независимости, стабильности, с возможностью управлять различными сторонами деятельности предприятия.

Однако отметим, что в систему связей, описанную выше, не вошли такие важные для студентов 4-го кур-

са ценности, как «Стабильная работа» и «Стабильное место жительства». В отличие от студентов 2-го курса, ценность Стабильной работы образует свою отдельную систему связей с такими шкалами, как Монетарная карьера (г = 0,35 при р < 0,05) и Организационная карьера (г = 0,43 при р < 0,01). Получается, что для студентов 4-го курса показатели Стабильной работы и Монетарной карьеры оказываются близки. При этом негативная корреляция у Монетарной карьеры и Мотивации к успеху отсутствует.

В целом можно заключить, что, хотя у студентов 4-го курса своеобразным ядром представлений о будущей карьере оказывается Профессиональная карьера, однако ее показатель значительно снижается. Наоборот, такой важный показатель, как ценность Стабильной работы не связан с данным понятием и образует свои связи.

Из этого можно сделать вывод, что только для незначительного числа студентов, нацеленных на Профессиональную карьеру, она оказывается способом добиться автономии, реализовать себя как успешную личность и т.д. Для большинства студентов целью становится стабильная, однако при этом хорошо оплачиваемая работа.

Сравнительный анализ результатов, с применением ^критерия Стъюдента, показал, что существуют статистически значимые различия в параметрах между выделенными группами:

1. «Профессиональная карьера» ^ = 3,2 при р < 0,001), что свидетельствует о повышении показателя у студентов второго курса, то есть для этих студентов в большей степени, чем для студентов четвертого курса, важно реализовать себя на работе, добиться определенных вершин в выбранной профессии.

2. «Стабильность места жительства» ^ = 2,9 при р < 0,01); для студентов второго курса в большей степени, чем для студентов четвертого курса, важной ценностью в профессиональной карьере является постоянство места жительства, они не приемлют переездов, командировок.

3. «Предпринимательство» ^ = 1,9 при р < 0,05); у студентов второго курса в сравнении с четвертым курсом больше выражена направленность на предпринимательский стиль деятельности, для них важной целью в построении карьеры является создание собственного бизнеса.

4. «Мотивация избегания неудач» ^ = 2,5 при р < 0,01): у студентов второго курса в большей степени, чем у студентов четвертого курса, выражен мотив избегания неудач, они менее уверены в себе, опасаются критики в свой адрес.

Таким образом, представление о профессиональной карьере - это динамичное интегральное образование, содержание и динамика развития которого детерминированы процессом профессионально-личностного самоопределения. Представления о карьере у студентов разных курсов имеют различия. Студенты второго курса имеют более высокий уровень притязаний, проявляют большую заинтересованность в построении профессиональной карьеры, они хотят реа-

лизовываться в выбранной профессии, при этом для них важна ценность стабильного места жительства. Важной целью карьеры для них является построение собственного бизнеса. Студенты четвертого курса не склонны идеализировать представления о карьере, они ориентированы на получение стабильной работы, их потребность в безопасности и стабильности ограничивает выбор вариантов карьеры, как правило, это сочетается с невысоким уровнем притязаний.

Вместе с тем, стоит отметить, что и среди студентов второго, и среди студентов четвертого курса много таких учащихся, которые изначально ориентированы, прежде всего, на стабильность заработка и близость работы к дому. Прочие ценности, равно как и идеи построения карьеры, у них находятся на подчиненном положении в системе мотивации.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Представления о своем карьерном росте в будущей профессиональной деятельности у студентов характеризуются некоторой несбалансированностью. С одной стороны, студенты, как 2-го, так и 4-го курсов, чрезвычайно ориентированы на успех. С другой стороны, от своей карьеры они ждут, прежде всего, удобства и стабильности, для достижения которых они не вполне готовы жертвовать своим жизненным стилем, тратя время на профессионализацию и служение профессии. По нашему мнению, данная структура является противоречивой.

2. В представлениях о своей будущей карьере у студентов 2-го и 4-го курсов имеются различия.

3. У студентов 2-го курса можно заметить две достаточно разных позиции относительно своей карьеры. Одна из них предполагает ориентацию на построение профессиональной карьеры, определяющей стабильность и своего рода служение профессии, отказ от какого-либо риска. Другая, наоборот, предполагает большую динамичность, готовность к различным вызовам, предприимчивость, автономность при принятии решения.

4. У студентов 4-го курса система связей более целостна, является своеобразным ядром представлений о будущей карьере.

5. В целом студенты 2-го курса имеют более высокий уровень притязаний, нежели студенты 4-го курса. Они проявляют большую заинтересованность в построении профессиональной карьеры, они хотят реализовываться в выбранной профессии, при этом для них важна ценность стабильного места жительства. Важной целью карьеры для них является построение собственного бизнеса. Студенты 4-го курса не склонны идеализировать представления о карьере, они ориентированы на получение стабильной работы, их потребность в безопасности и стабильности ограничивает выбор вариантов карьеры, как правило, это сочетается с невысоким уровнем притязаний.

6. Среди студентов 2го и 4-го курсов много таких учащихся, которые изначально ориентированы прежде всего на стабильность заработка и близость работы к дому. Прочие ценности, равно как и идеи построения карьеры, у них находятся на подчиненном положении в системе мотивации.

Проведя анализ результатов студентов различных курсов, мы обнаружили, что их представления о своем карьерном росте в будущей профессиональной деятельности характеризуются некоторой несбалансированностью. С одной стороны, студенты как 2-го, так и 4-го курсов чрезвычайно ориентированы на успех. С другой стороны, от своей карьеры они ждут прежде всего удобства и стабильности, для достижения которых сами не вполне готовы жертвовать своим жизненным стилем, тратя время на профессионализацию, на служение. По нашему мнению, данная структура является внутренне противоречивой.

При этом структура связей между различными шкалами методик у студентов 2-го и 4-го курсов оказалась различной. По показателям студентов 2-го курса можно говорить о двух достаточно разных позициях относительно своей карьеры. Одна из них предполагает ориентацию на построение профессиональной карьеры, предполагающей стабильность и своего рода служение при, по-видимому, отказе от какого-либо риска. Другая, наоборот, предполагает большую динамичность, готовность к различного рода вызовам, предприимчивость, автономность при принятии решения. Наоборот, у студентов 4-го курса система связей более целостна, своеобразным ядром представлений о будущей карьере оказывается «Профессиональная карьера».

В целом студенты второго курса имеют более высокий уровень притязаний, проявляют большую заинтересованность в построении профессиональной карьеры, они хотят реализовываться в выбранной профессии, при этом для них важна ценность стабильного места жительства. Важной целью карьеры для них является построение собственного бизнеса. Студенты четвертого курса не склонны идеализировать представления о карьере, они ориентированы на получение стабильной работы, их потребность в безопасности и стабильности ограничивает выбор вариантов карьеры, как правило, это сочетается с невысоким уровнем притязаний.

Вместе с тем стоит отметить, что среди студентов и 2-го, и 4-го куров много таких учащихся, которые изначально ориентированы в первую очередь на стабильность заработка и близость работы к дому. Прочие ценности, равно как и идеи построения карьеры у них находятся на подчиненном положении в системе мотивации. Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение, цель достигнута.

Статья поступила 29.07.2014 г.

Библиографический список

1. Каткова Е.Н. Профессиональный рост личности: метод. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2007. 65 с. пособ. для специалистов по профессиональной ориентации 2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопреде-безработных и ищущих работу граждан в службе занятости. ления : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.

3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2007. 304 с.

3. Кроль Л., Прутова Е. Психология и бизнес. М.: Класс, 2006. 464. с.

4. Кухарчук А.М., Лях В.В., Широкова А.Б. Человек и его профессия : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. Минск: Соврем. слово, 2006. 188 с.

5. Могилёвкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг: монография. СПб.: Речь, 2007. 336.

6. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2005. 480 с.

7. Резник С.Д., Игошина И.А., Резник В.С. Управление личной карьерой: учеб. пособие для вузов / под ред. Э.М. Ко-роткова, С.Д. Резника. М.: Логос, 2005. 288 с.

УДК 81'42

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ © Е.В. Маркевич1

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 117485, Россия, г. Москва, ул. Академика Волгина, 6.

Статья посвящена актуальной проблеме прецедентности в языке и культуре, функциям прецедентных феноменов в речи. В исследовании предлагается решение частной научной задачи - классификация функций прецедентных феноменов. Материал представляет интерес с точки зрения возможности использования в преподавании русского языка как иностранного. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: язык и культура; прецедентные феномены; картина мира; функции прецедентных феноменов.

FUNCTIONAL POTENTIAL OF PRECEDENT PHENOMENA E.V. Markevich

Pushkin State Russian Language Institute, 6 Academician Volgin St., Moscow, 117485, Russia.

The article discusses the relevant problem of the precedent in language and culture, functions of precedent phenomena in speech. The study proposes a solution of a specific scientific problem involving the classification of precedent phenomena functions. The material is of interest from the viewpoint of the possibility to be used in teaching Russian as a foreign language. 10 sources.

Key words: language and culture; precedent phenomena; picture of the world; functions of precedent phenomena.

В лингводидактике давно обоснована необходимость включения в содержание обучения языку культурно значимых единиц.

Определение места и роли единиц с культурной семантикой в овладении языком неизбежно выводит нас к явлению прецедентности и к вопросу о функциональном потенциале прецедентных феноменов (ПФ).

О значении слов, обладающих культурной семантикой, для коммуникации в частности и для человеческого бытия в целом уместно сказать словами М.М. Бахтина, имея в виду тем не менее, что этот тезис касается слова в широком значении: «Я живу в мире чужих слов. И вся моя жизнь является ориентацией в этом мире, реакцией на чужие слова» [3, с. 347].

Назовем некоторые встречающиеся в истории вопроса номинации, коррелирующие с понятием прецедентные феномены и синонимичные ему: (линг-во)страноведчески ценные тексты (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров), слова с национально-культурной семантикой (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Е.Г. Ростова, Н.В. Кулибина), прецедентный текст (Ю.Н.

Караулов, И.М. Михалева, Ю.А. Сорокин), логоэписте-ма (Н.Д. Бурвикова, В.Г. Костомаров), прецедентные текстовые реминисценции (Ю.Е. Прохоров), прецедентное имя (Д.Б. Гудков, В.В. Красных), вертикальный контекст (О.С. Ахманова) и др.

Исчерпывающее описание и характеристика дидактического потенциала национально-культурной семантики лексических единиц даны в работе «Язык и культура» Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова, ставшей, по выражению С.Г. Тер-Минасовой, «библией отечественного лингвострановедения» [9, с. 94].

Авторы этого методического руководства по вопросам лингвострановедения в преподавании русского языка как иностранного рассматривают широкий пласт явлений языка: безэквивалентную, фоновую, ономастическую лексику; фразеологизмы; афоризмы. Таким образом, в поле их внимания попадают также и прецедентные единицы.

Во многих исследованиях, посвященных культурно значимым единицам в целом и ПФ в частности, отмечается многообразие функционального потенциала

1Маркевич Елена Владиславовна, младший научный сотрудник отдела культуроведения в обучении русского языка как иностранного, тел.: 89166454410, e-mail: [email protected]

Markevich Elena, Junior Researcher of the Department of Cultural Studies in teaching Russian as a Foreign Language, tel.: 89166454410, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.